Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование гуманитарной культуры школьников'

Педагогическое проектирование гуманитарной культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мажарова Е. А.

В статье представлены психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, обобщены новые способы построения образовательного процесса, технологии взаимодействия участников образовательного процесса. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики, на разных уровнях обучения от начальной до высшей школы. Специальная задача автора выделить инвариантные, общезначимые черты педагогического проектирования, представить их в виде воспроизводимых моделей обучения технологий взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мажарова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC PROJECTING OF PUPILS’ HUMANITARIAN CULTURE

Psychological-pedagogical workings, directed on traditional education reorganization are presented in this article. Also new methods of educational process construction, technologies of interaction of educational process participants are summarized here. The material embraces innovation searches of modern pedagogics on the different educational levels from the elementary to higher school. The main author’s task is to distinguish invariant generally valid features of pedagogic projecting, to present it in the form of reproductible education models interaction technologies.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование гуманитарной культуры школьников»

Мажарова Е.А.

Оренбургский государственный университет

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, обобщены новые способы построения образовательного процесса, технологии взаимодействия участников образовательного процесса. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики, на разных уровнях обучения - от начальной до высшей школы. Специальная задача автора - выделить инвариантные, общезначимые черты педагогического проектирования, представить их в виде воспроизводимых моделей обучения - технологий взаимодействия.

Модернизация образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями сегодня являются: усиление внимания к личности ученика, к развитию его способностей, ориентация обучения на максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого школьника.

Сверхзадачей модернизации является выход на новую модель российской школы, при этом все преобразования должны осуществляться в органичном единстве. Имеется в виду единство нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса и новых образовательных технологий, а также новых форм оценки качества образования. Именно поэтому необходимо целостное рассмотрение проблем современного образования. Основным источником решения которых, способно быть педагогическое проектирование.

Технология педагогического проектирования - это способ освоения и преобразования образовательной среды, шире - действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности. Проблема формирования гуманитарной культуры является актуальной, поскольку, по сути, прогрессивна, отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века, жизненно и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению социальной зрелости обучающихся.

Аргументов в пользу необходимости педагогического проектирования гуманитарной культуры можно привести достаточно много. Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения. В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников

проекта, приближая его к потребностям XXI века. В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики. В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда.

Для поколений нынешних школьников, вступающих в XXI век, решающей сферой приложения жизненных сил оказывается деятельность, направленная на самопознание, осмысление путей и возможностей собственной самореализации, самоизменения.

В условиях социально-экономических перемен прямое наследование и копирование социального опыта предшествующих поколений, ставка на пассивное усвоение знаний и навыков, во многом оторванных от реальной действительности и подлинных, жизненных интересов и проблем обучающихся становится, во многом, бесполезной.

Повышается уровень «технологичности» производства, услуг, жизни вообще как общемировая тенденция. Следовательно, актуальной для каждого становится задача повышения уровня «технологичности» собственной жизнедеятельности, обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов, вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности. Именно в этот момент снова стали актуальными идеи об «обучении с помощью проектов».

«Качество, эффективность, рациональность выбора определяется уровнем развития новой грани человеческой образованности - способности к проектной деятельности, интеллектуальной по своему характеру и призванной до «пробы в реальном материале» исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценить последствия реализации тех или иных замыслов» (В.Е. Радионов).

Почему мы идем этим путем? Потому что современному обществу нужны качественно новые характеристики конкурентоспособных образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, практико- и жиз-ненноориентированность, ценностносообраз-

ность, акцент на освоение ценностей и способов деятельности человека в культурной сфере. Требуются новые смыслы педагогическим традициям, не утратившим актуальности, переосмысление имевшегося и когда-то отвергнутого опыта.

В традиционной же педагогике приоритет отдается знаниям, умениям и навыкам, что приводит к чрезмерному интеллектуализму, а в результате - к господству технократического мышления, для которого характерен приоритет средства над целью, частной цели над смыслом и человеческими интересами и потребностями, техники над человеческими ценностями. Следствие - отрыв образования от культуры. Современное же понимание сущности образования связывается с понятием культуры. O.E. Лебедев дает следующее определение образования. «Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества».

Общеизвестно, что личность формируется в деятельности. «Любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей».

Для того, чтобы человек стал человеком, он должен выйти из пространства предметов в пространство деятельностей. Именно в них скрыты и межпредметные, а вместе с тем и содержательные связи. Реальный мир для учащегося так и останется несвязанной суммой предметов (дисциплин) учебного плана, так и придется заставлять его устанавливать межпредметные связи, пока мы не возьмемся за разработку и реализацию любого проекта. Межпредметные связи ищутся не там, где они потеряны. Они ищутся на уровне связи двух-трех учебных предметов, на уровне содержания обучения, и практически никогда - методов познания действительности.

На самом же деле, подлинные межпредметные связи, реализуемые без принуждения, естественно необходимые как средство целостного видения и познания науки, культуры, социума, жизни содержатся в том проблемном поле жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, для познания которого у них есть потребности и мотивы, цели и смыслы.

Формирование гуманитарной культуры, по нашему мнению, принципиально невозможно без ценностно-смыслового самоопределения субъектов педагогического процесса в гуманистической парадигме. Многие инновации терпят крах или тихо угасают потому, что их создатели практически всегда пренебрегают па-радигмальной рефлексией.

Как справедливо отмечают Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына, для того, «чтобы решить на современном уровне какой-либо дидактический вопрос, необходим выбор той или иной философской концепции познания, выбор соответствующей психологической теории обучения (учения), ценностное согласование с собственными мировоззренческими взглядами, наконец, сравнение выбранных для междисциплинарного синтеза положений с теми, которые не были выбраны для развития исследовательской позиции».

При этом, приступая к обучению преподавателей и учащихся педагогическому проектированию, мы опираемся на следующие основные концептуальные положения, которые своим источником имеют смену образовательной парадигмы, произошедшую в связи со сменой типа культурно- исторического наследования:

- в рамках новой парадигмы проектируются педагогические условия, содействующие рефлексивному освоению субъектами мира культуры и содействующие их собственному становлению;

- принципиальным является положение о диверсификации средств освоения культуры субъектами образовательного процесса, критериальном характере отбора альтернативных средств, вероятностном характере возможных решений;

- ориентацию проектирования на те изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, а не на сам по себе разрабатываемый проект;

- отказ от знаниецентризма в проектировочной деятельности, опора на идеи культуро, - природо- и социосообразности образовательной системы школы;

- рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности;

- проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой отвечает идеям целенаправленного преобразования социума практикоориен-тированности и реализуемости;

- освоение гуманитарной культуры позволяет устранить феномен, который мы называем «информационным дисбалансом образова-

ния». Он состоит в том, что учащиеся в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность;

- гуманитарная культура является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности. Создавая условия для формирования у учащихся, как будущих студентов, гуманитарной культуры, мы преследуем следующие цели:

- внесение таких изменений в личность субъектов образовательного процесса, которые позволили бы учащемуся как личности проявить признаки, свидетельствующие об овладении им гуманитарной культурой;

- создание мотивационных, организационно-педагогических и иных условий, способствующих овладению гуманитарной культурой;

- изменение характера, типа, стиля отношений в системах «ученик- ученик», «ученик-преподаватель»;

- разнообразие видов деятельности и способов освоения действительности субъектами образовательного процесса;

- изменение образовательной среды и облика образовательного учреждения;

- расширение и углубление жизненного опыта учащихся и профессионального мастерства педагогов;

- самореализация, самоактуализация субъектов образовательного процесса;

- социализация учащихся, повышение их творческого потенциала, мотивация достижений, создание ситуации Успеха, формирование устойчивой познавательной потребности.

Осмысление путей становления профессионально-педагогической компетентности педагогов позволило найти и внести в программу их психолого-педагогической подготовки новую интегративную идею: «Педагогическое проектирование гуманитарной культуры школьников».

Практическая реализация указанной идеи охватывает все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую, проектировочную, воспитательную, образовательную, управленческую в их сложной взаимосвязи.

Научно-исследовательская - требует разработки теоретических основ самого феномена «гуманитарная культура», выявления признаков лич-

ности, овладевшей названной культурой, принципов, закономерностей, условий формирования нового типа культуры, разработки диагностических процедур. Проектировочная - направлена на создание педагогической системы, ориентированной на формирование гуманитарной культуры субъектов образовательного процесса и описание технологии ее функционирования.

Воспитательная - ориентирована на специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива преподавателей и учащихся с целью формирования у последних гуманитарной культуры и социальной зрелости как обобщенных результатов развития личности. Образовательная - ориентирована на включение технологий проективного образования непосредственно в процесс обучения, как по основным, так и дополнительным образовательным программам.

Управленческая - требует принятия организационно-педагогических решений по внедрению проективного образования в учебный процесс образовательного учреждения. «В последнее время в педагогической теории и практике, - отмечает С.А. Писарева, - получает распространение идея проектирования как способа решения проблем в различных сферах и видах деятельности. Высказывается мысль о том, что на смену традиционным культурам (религиозной и научной) приходит гуманитарная культура, ориентированная на созидательные возможности человека. Под формированием гуманитарной культуры понимается воспитание личности, способной осуществить биографическое проектирование (проектирование собственной судьбы) на основе разработки и реализации технических, научных, социальных и иных личностно-значи-мых проектов». И далее: «Дело заключается в том, чтобы обучить учащихся общим основам проектирования, принципам разработки проектов для любой сферы деятельности, научить школьников выявлять факторы, способствующие и препятствующие реализации проектов, рассчитывать ресурсы, необходимые для воплощения проектов в жизнь».

По существу понятие «гуманитарная культура» является интегральным, и ее можно определить как «социально-прогрессивную, творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, при этом:

- являющуюся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия);

- направленную на преобразование окружающей их действительности;

- на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности;

- на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов» (В.А.Ченобытов).

Нам представляется, что осознанное, мотивированное включение учащихся и преподавателей в проектировочную деятельность позволит вернуть образованию культурный, нравственный, личностный и вместе со всем этим предметно-содержательный или предметно-деятельный контекст и смысл, которые в настоящее время практически утрачены.

Мы сможем преодолеть указанный отрыв и вернуть утраты тогда, когда поймем, что ученик по натуре, сущности своей, - деятель, и смыслы его жизнедеятельности простираются далеко за границы словесных абстракций преподавателей и страниц учебников. Здесь нам на помощь и приходит проектировочная деятельность как способ преодоления всевозможных «отрывов» и формирования гуманитарной культуры субъектов.

Если в результате парадигмального самоопределения мы понимаем сущность образовательного процесса как процесса «образования личности в смысле ее становления, созидания, самоосуществления», то формирование гуманитарной культуры, наряду с традиционным обучением, играет в этом самую существенную роль. Сформулированное нами определение гуманитарной культуры в соотнесении с определением личности, данным К.К. Платоновым, полностью подтверждает сделанный вывод.

По мнению К.К. Платонова, «Личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой, обществом и своей совестью». Признаки, содержащиеся в данном определении, как нельзя лучше передают сущность того, что происходит в реальном процессе совместного с учащимися проектирования.

Еще раз хочется подчеркнуть мысль о том, что процесс формирования гуманитарной культуры, - если мы действительно хотим чтобы он вносил глубинные, сущностные изменения в личность, - невозможен без самоопределения субъек-

тов в гуманистической парадигме, осмысления ими понятия «личность», создания условий для овладения гуманитарной культурой.

Процесс формирования гуманитарной культуры личностно значим. Личность, овладевшая гуманитарной культурой - это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.

В основании таких способностей лежат:

- ценностно-смысловое самоопределение личности;

- овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры;

- гармонизация личности (гармония с обществом, природой и самим собой);

- уровень образованности личности;

- индивидуально-типологические особенности личности.

Личность, овладевшая гуманитарной культурой, обладает следующими признаками:

- осознает ценность и смысл собственного существования, других людей, всех живых существ;

- овладела базовыми сторонами человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности;

- достигла в одной или нескольких образовательных областях, учебных предметах, методологической компетентности как уровня образованности;

- знает себя, то есть собственные индивидуально-типологические особенности;

- умеет познавать других, устанавливать социальные коммуникации;

- достигла уровня социализации, обеспечивающего автономную жизнедеятельность;

- способна ставить перед собой (для себя) «нравственно чистые цели»;

- готова к выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.);

- способна разработать технологию достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность;

- владеет способами ориентации на рынке труда и услуг, самопрезентации своих профессиональных способностей;

- владеет общеучебными и общетрудовыми умениями и навыками, технологиями трудовой подготовки и обслуживающего труда;

- осознает необходимость непрерывного самообразования, саморазвития, готова к перемене труда;

- умеет выразить в письменной или устной форме свою программу жизнедеятельности на конкретный период.

К условиям овладения личностью гуманитарной культурой относятся:

- мотивация личности на овладение гуманитарной культурой и разработанный комплекс педагогических мероприятий по овладению методологией проектирования;

- содержание образования, зафиксированное в образовательных программах;

- организация процесса проектирования как системообразующей деятельности.

Проективное образование, реализуемое через мотивированное включение учащихся в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и обладающим рядом дополнительных достоинств, к которым можно отнести:

- социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие облик образовательного учреждения;

- реальную включенность учащихся не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в преобразование его;

- возможность решения проблем и реализации идей, личностно значимых для учащихся;

- получение реальных результатов своего труда, их внедрение в жизнедеятельность образовательного учреждения и свою собственную;

- постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, будущей профессиональной деятельности, решения жизненно важных вопросов;

- свободное творческое самовыражение учащихся, не ограниченное рамками предмета и бюджета времени;

- ощущение реальной пользы, которую принесет разработанный и внедренный проект образовательному учреждению;

- освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности;

- иной уровень, иное качество, иное содержание проблем, которые приходится решать субъектам образовательного процесса;

- большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их «отрыва» от предметного содержания конкретной учебной дисциплины;

- необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного обучения;

- использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов;

- большую вариативность в применении различных алгоритмов проектирования.

Задача современного обучения (и шире -образования) состоит не просто в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, источник развития личности.

Действительно, на протяжении последних десятилетий в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является курс на создание для обучающихся возможностей занимать активную, т.е. инициативную позицию в учебном процессе. Не просто «усваивать» предлагаемый педагогом (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном, как на окончательной истине. В этом направлении ведутся поиски, цель которых - превращение учебной деятельности в живое заинтересованное решение проблем на основе проектного обучения. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Учебный проект - это такой способ обучения, при котором обучающийся убеждается сегодня в том, что образование - сила, способная преобразовать его жизнь и жизнь окружающих к лучшему.

Проектное обучение активизирует истинное учение, потому что оно:

- личностно ориентировано;

- использует множество дидактических подходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не начетнически, а в конкретном деле;

- приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего собственного труда. Проектирование как процесс представляет собой закономерное, качественное изменение

(развитие) состояния, как проектируемых объектов (процессов, систем), так и самих субъектов проектирования.

Педагогический процесс есть способ жизнедеятельности педагогических систем. Собственно системы и проектируются в целях создания благоприятных условий для развития личности и реализации педагогических процессов.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Здесь проектируется каждый структурный элемент процесса, от цели до получения полезного педагогического результата: и содержание, и формы организации процесса, и условия эффективной организации, и отношения субъектов, и система оценки качества процесса, и механизмы усвоения знаний и формирования умений и многое другое.

Полезный педагогический результат представляет собой тот образ, на который ориентируются все остальные задачи проектирования и его функциональные направления (анализ, диагностика, прогнозирование, моделирование, конструирование, управление преобразованиями, экспертиза).

Педагогическое моделирование - это процесс:

- определения теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов;

- определения состава и структуры педагогических систем, процессов, ситуаций;

- представления созданных моделей в определенной знаково- символической форме.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка (детализация, декомпозиция) созданной модели в логике проектирования и доведение ее до уровня описания механизма получения полезного педагогического результата, т.е. до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений.

Проект начинается с моделирования, с определения ценностей (принцип - тоже ценность!), а в их пространстве - целей. Разрабатывая проект, его авторы на основе определенных методологических подходов доказывают свое видение целей и способов их достижения в рамках определенной системы ценностей. В связи с этим необходимо различать состав и структуру процесса проектирования и объекта проектирования как системы, представляемой в той или иной форме.

Состав процесса проектирования есть ни что иное, как логика проектирования, описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо «пройти» от возникновения замысла до получения полезного педагогического результата.

Структура процесса проектирования - это связи между отдельными шагами (этапами) проектирования. Это связи преемственные, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление следующего.

Состав проекта - это состав проектируемой педагогической системы (образовательной или воспитательной) с указанием и описанием ее элементов (компонентов), системообразующего фактора и системообразующей деятельности.

Структура проекта - это описание связей между элементами (компонентами) проектируемой системы, обозначение ее «архитектуры», иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализацию проекта.

В некоторых экспериментальных образовательных учреждения города Оренбурга созданы и реализуются определенные условия для формирования гуманитарной культуры субъектов образовательного процесса. Так для преподавателей и учащихся этих образовательных учреждений читается нормативный курс «Педагогическое проектирование» объемом 28 часов. В нем рассматриваются такие вопросы как:

Сущность педагогического проектирования как особой области педагогической деятельности.

Логика проектирования педагогических систем, процессов и ситуаций различной степени общности, сложности и целостности.

Диагностика в логике педагогического проектирования.

Проектирование качеств знаний учащихся как компонента личностных достижений.

Проектирование целей и результатов обучения.

Проектирование содержания образования: уровни, принципы, критерии.

Формы проектирования содержания образования.

Анализ и оценка педагогических проектов и результатов их апробации.

Педагоги и учащиеся как субъекты проектирования. Гуманитарная культура. Ученический проект: от замысла до результата.

Проектирование процесса воспитания как педагогической системы.

Проектирование качеств личности как компонента личностных отношений.

Проектирование воспитательных отношений в педагогическом процессе.

Проектирование индивидуальных воспитательных воздействий.

Проектирование критериев и показателей эффективности воспитания.

Предусмотренные программой курса 14 практических работ выстроены в логике педагогического проектирования, поскольку подготавливают учащихся к выполнению собственного проекта, который является полноценным педагогическим проектом, ориентированным на получение полезного педагогического результата в практике. Учащимся предлагается для педагогического проектирования более 50 тем педагогических проектов, являющихся актуальными как для современной системы образования в целом. Вместе с тем, учащиеся могут предложить для проектирования и собственные темы, отражающие их познавательные интересы.

Почему же все-таки формирование гуманитарной культуры является новой гранью образованности?

Традиционное обучение является предметным, оно формирует «лоскутное» мировоззрение, поскольку совокупность монопредметных знаний не позволяет формировать системное мышление и системное видение мира. Проблема межпредметных связей все еще далека от своего решения и вряд ли будет решена в рам-

ках традиционного обучения в связи с тем, что педагог до сих пор остается «монопредметным». Содержание образовательных программ усложняется, при этом дефицит времени не позволяет серьезно включать межпредметные связи, а мотивация учения при доминирующем монологическом обучении крайне низка.

Образованность как совокупность преподнесенных и усвоенных предметных знаний, ценностей, ограниченный опыт коллективных отношений и творческой внутрипредметной деятельности уже не соответствует реалиям не то что завтрашнего, но и сегодняшнего времени.

Развитие начинается там, где личность сталкивается с проблемой, противоречием и необходимостью их разрешения. Проектирование полипроблемно. Оно требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, реализации логики проектирования в совместной деятельности. Оно требует, и умения отстаивать собственное мнение, и высказывать суждения и умозаключения, и учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами коллективного труда.

Поскольку под образованностью понимается индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт, постольку формирование гуманитарной культуры обеспечивает эту образованность, высвечивая ее новые грани.

Список использованной литературы:

1. Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность / Т.Г. Браже // Гуманитарная культура учителя. - СПб., 2002. - С. 32-42.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 47 с.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с.

4. Гуманитарная культура студента педагогического вуза: Методическое пособие для студентов стационара, ОЗО и преподавателей средних и высших педагогических заведений / Сост. Е.И. Шулева. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 42 с.

5. Гуманитарная культура учителя: Сб. ст. / Сост. Н.И. Элиасберг; Под ред. В.Г. Воронцовой. - СПб.: СПбГУПМ, 2002.- 104, с.

6. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебн. пособие для студ. пед. бакалавриата, педагогов-практиков. - СПб., 1995. - 234 с.

7. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб.: 1997. - С. 9.

8. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развиваюших педагогических средств. Дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2000. - 251 с.

9. Лебедев О.Е. Цели школьного образования. В кн. Российская школа: время перемен. - СПб. 2000.

10. Мещеряков А.С. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. - 456 с.

11. Муравьева Г.Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов // Пед. образование и наука, 2002. № 4. - С. 14-21.

12. Писарева С.А. Формирование познавательной базы и универсальных способов решения значимых для учащихся проблем. //Петербургская школа: образовательные программы. / Под ред. О.Е. Лебедева. - СПб.: 1999, С. 64.

13. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: 1974. - С. 46.

14. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образоват. учреждений и территор. образоват. систем / Под ред. А.М. Моисеева. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 384 с.

15. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГТУ, 1996. С.25.

16. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. ... д-ра под. наук. - СПб, 1996. - 352 с.

17. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования//Вопросы философии. 1984. № 10.-С. 100- 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.