РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КАЗАХСТАНА Дауренбекова Т.К.1, Сагимбаева К.Ж.2, Самойлов К.И.3
1 Дауренбекова Тогжан Канатбеккызы - магистрант;
2Сагимбаева Куралай Жумагазыкызы - магистрант;
3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры,
Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в данной работе будет рассматриваться развитие детских дошкольных учреждений в отрезке времени советского союза и современного Казахстана. Приведен анализ детских садов в Республики Казахстан. Рассмотрены типовые архитектурные проекты, и их особенности. Выявлены основные тенденции в проектировании современных детских садов, со времен советского союза до сегодняшних дней.
Ключевые слова: дошкольные учреждения, актуальность, архитектурные типовые проекты.
На сегодняшний день в мировой практике есть большое количество современных индивидуальных проектов детских дошкольных учреждений. На территории бывшего советского пространства, в том числе и в Казахстане преобладают типовые проекты, которые устарели функционально, эстетически и требуют модернизации.
На сегодняшний день детские сады располагаются в зданиях, построенных по типовым проектам советского периода, не отвечающим многим современным требованиям. Есть единичные индивидуальные проекты, есть детские сады, расположенные в коттеджах и на частных квартирах.
Также демографическая ситуация в стране со временем поменялась. На данный момент наблюдается нехватка мест в детских садах.
В СССР в 60-х годах 19 века были построены первые детские сады, а уже в середине 30-х годов 20-го века была разработана программа, согласно которой были построены детские сады на 25, 50, 75, 100, 125, 200 детей [1]. С появлением проектов типовых детских садов сократились сроки строительства, а также их стоимость.
В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» все достоинства декоративных элементов, которые работают на уникальность и выразительность архитектуры, были расценены как недостатки. Классический декор упрощается при помощи использования животных мотивов в отделке стен или при благоустройстве территории [2].
Проекты детских садов 30-х гг.
Примерами экономичных решений таких зданий являются проекты детского сада на 100 детей А. Чалдымова (Москва) и Л. Асе и А. Гинцберга (Ленинград). Компактное решение планов, ликвидация излишних коммуникаций, простота и унификация конструкций позволили резко снизить строительную кубатуру, а, следовательно, и стоимость строительства. При этом в ленинградском проекте, благодаря расположению части подсобных помещений в цокольном этаже, удалось получить не предусмотренный программой общий зал в 77 м2, что позволяло улучшить воспитательную работу с детьми.
В проектировании типов детских учреждений много сделали такие архитекторы, как Р. Смоленская, Л. Степанова и др. Р. Смоленской, в частности, принадлежит идея совмещенного типа здания детского сада и яслей, нашедшая впоследствии, особенно после Второй мировой войны, преимущественное распространение. Несмотря на крайне ограниченные возможности, отдельным авторам удавалось достигнуть выразительности архитектурного облика зданий.
Рис.2 Типовой детский сад. Арх-ры Л. Е. Асс, А. С. Гинцберг. Проект 1938 г.
В недалеком прошлом, как правило, облик зданий ДОУ в основном выражал заложенную в него идею объемно-планировочной композиции, и зависел от расположения объекта на участке застройки. Процесс формообразования зданий ДОУ происходил путем объединения функционально-пространственных
объемов. Особенностью при этом являлся принцип четкого деления на различные функциональные блоки: групповые ячейки; блок помещений общего пользования (зал для музыкальных и гимнастических занятий, бассейн, кружковые помещения); административно-хозяйственный блок (администрация, медицинские помещения, пищеблок, постирочная).
Накопленный опыт типового, экспериментального, конкурсного проектирования зданий ДОУ в отечественной практике позволяет выделить пути архитектурно-художественных решений, ориентированных преимущественно на массовое строительство. Выделяются следующие типы объемно-пространственных композиций: компактный, блочный, павильонный и галерейный.
Компактный (централизованный) - используется при небольшой вместимости, предусматривает расположение всех функциональных блоков в одном здании вокруг крупного ядра - универсальных залов для занятий.
Блочный - блоки различного функционального назначения располагаются в обособленных объемах разные (блоках), связанных между собой переходами. Этот тип используется при вместимости от 140 до 220 мест.
Павильонный тип применяется в основном для южных районов. В этом случае для каждой группы детей проектируется отдельное здание [1, с 73].
Централизованный тип - наиболее прост и обладает рядом достоинств. Здесь создаются наиболее короткие связи между группами помещений, компактность плана способствует уменьшению площади застройки, протяженности стен, фундаментов и санитарно-технических коммуникаций. Примечательно в средней полосе и в северных районах.
В северных условиях целесообразно устройство крытого двора - зимнего сада многофункционального назначения (прогулки, игры, занятия физическими упражнениями).
Рис.3 Централизованный тип.
Блочный тип - позволяет больше изолировать отдельные детские группы, благодаря чему его рационально применять в дошкольных учреждениях большой вместимости. Он создает условия для лучшей ориентации и проветривания помещений, позволяет использовать сложности участка и рельефа местности.
Рве. 50. Прамср блочной композиции датски» ясле» ■ сада ип 280 М1-СТ (мипмгпояянис покоивши по •еонгрим, прив.л.иниы • подрисупочяоА подгиги и рис 49). Пла* первою этижв
Рис.4 Блочный тип
Павильонный тип - композиции применим в районах с жарким климатом, где особенно важна изоляция хозяйственных помещений от детских групп и групп между собой, в условиях сейсмичности или сильно пересеченного рельефа местности.
Рис.5 Павильонный тип.
Дореволюционные годы в отличие от европейских государств и России дошкольных учреждений в Казахстане не было. Это продиктовано тем, что по традициям казахского народа воспитание детей осуществлялось только в семье. К тому же после присоединения Казахстана к России, его окончательная ликвидация как национального государства повлекла за собой превращение края в одну из провинций Российской империи, остро встал вопрос о выживании и сохранении казахов как этноса. Об этом свидетельствует работа А. Кузембайулы и Е. Абилева «История Казахстана», где говорится о проведении в конце XIX века реформы административного управления Средней Азии и Казахстана. Рассматриваемый нами период характеризуется обострением социальных противоречий в республике, усилением колониального гнета. Как известно, реформы 1867-1868 годов проводились в Казахстане для помещиков и капиталистов. Они были направлены на укрепление роли метрополии в условиях развивающегося в России капитализма. Вместе с тем, эти реформы способствовали вовлечению Казахстана в орбиту экономического развития России, расширению его товарного производства, зарождению и росту капиталистических отношений. Все это вместе взятое наносило удар по феодально-патриархальным устоям, ускоряло их разложение, разрушало замкнутый патриархальный уклад жизни казахского аула. Усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало часть разорившегося населения уходить в города на поиски работы. В городах заметно росло казахское население. Большую часть городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие.
В этот период остро встал вопрос организации общественного дошкольного воспитания.
Первыми теоретиками и организаторами дошкольного воспитания в начале ХХ века в Казахстане были такие видные педагоги и общественные деятели как Н.Кулжанова, О.Д. Мухля, Е.Л.Романова, М.Г. Солдатова, К.Д. Травина, М.Ф.Покровский, Ш.Бегимбетова и другие. Первый детский сад в Казахстане появился в городе Верном, бывшем губернаторском доме в 1917 году, который открыла слушательница Петроградских фребелевских курсов О.Д. Мухля. В ее детский сад были приняты более 100 детей различных национальностей. Большая роль в развитии дошкольного воспитания в Казахстане принадлежит также М.Ф.Покровскому, который организовал дошкольные учреждения в г.Акмолинске. В 1920 году им были созданы 3 детские площадки, в том числе одна мусульманская на 35 мест.
В качестве типового строительства Детских дошкольных учреждений можно привести в пример Детский ясли сад, на улице Байсетоитовой, который является ярким примером централизованного типа дошкольного учреждения, благодаря такому типу, площадь застройки не большая, инженерные коммуникации, фундаменты и стены не имеют большой протяженности что ведет к уменьшению себестоимости, но в таком типовом проекте, есть и свои минусы.
Рис.6 Детский ясли сад №40. Улица Байсеитовой, 45а, Бостандыксюш район, г. Апматы
Рис.7 Типовой проект ДОУ централизованного типа В следующем примере мы рассмотрим Детский ясли сад, на ул. Клочкова 165, блочный тип проектирования детских дошкольных учреждений. Такой тип дает большое преимущество в санитарно-гигиенических требованиях, так как позволяет изолировать отдельные группы помещений, и применять в дошкольных учреждениях от 120 детей.
а)
Рис.9 Типовой проект ДОУ блочного типа
Обсуждение результатов:
Современные требования детских садов подразумевают большое количество игры, и изменяемость процессов. Объемно-пространственная структура должна быть максимально приспособлена для трансформации пространств. Функционально-планировочная структура основных типов ДОУ и состав их помещений, требует модернизации, и дополнения в состав помещения новых структур. Опираясь на проведенный анализ, детские сады в Казахстане требуют модернизации, как в функциональном значении, так и в эстетическом. Дети нового поколения требуют большего внимания, психологического подхода к функции детского дошкольного учреждения.
Список литературы
1. Золотник С.В. Анализ Объемно-Пространственной Структуры Зданий Дошкольных Образовательных Учреждений, Построенных По Типовым Проектам 60-80-Х Годов 20 Века // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-1. С. 37-41 [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40923 (дата обращения: 31.10.2022).
2. Детский сад как функциональный тип в советской и современной российской архитектуре [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/10887/1/ VBorodkina_Kindergartens.pdf (Дата доступа: 23.09.2021)
3. История советской архитектуры 1917-1954 гг. Учебник для архитектурных вузов. Под общ. ред, Н.Б.Былинкина и А.В.Рябушина. Изд. 2-е. - М., 1985. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://statehistory.ru/1973/Zdaniya-shkol-i-detskikh-sadov-1930-kh-godov-v-SSSR/ (Дата доступа: 23.09.2021)
4. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. Пособие. -М.: Архитектура-С, 2006. - 280с.
5. Кузембайулы А., Абилев Е. История Казахстана.- Алматы: 1996. -350 с.
6. Глава «Архитектура жилых и массовых общественных зданий (часть 2). 1941—1954». «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга первая. Архитектура СССР» под редакцией Н.В. Баранова. Автор: Е.А. Тарасова (Москва, Стройиздат, 1975)