ПРОЕКТ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АНАТОЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРЦИИ
Аль Обайди Халид Хасун Джасим
Аннотация. В работе рассматртвается проект Юго-Восточной Анатолии, который является одним из девяти крупнейших проектов мира и охватывает промышленность, транспорт, образование, здравоохранение, строительство жилья,, туризм. Несмотря на важность этого проекта для Турции, он, по мнению автора, может негативно отразиться на жизни в Ираке и Сирии, потому что снизит уровень воды в реках Тигр и Евфрат
Ключевые слова: трансграничность, водопользование, водопотребление, энергопотребление.
Summary. The article examines the Southeast Anatolia Project which is one of nine major projects around the world covering industry, transport, education, health, housing, tourism and other areas. Despite the importance of this project for Turkey the author argues that it will negatively affect the situation in Iraq and Syria because the project will result in reducing the amount of water in the Tigris and Euphrates rivers.
Keywords: transboundary, water use, water consumption, energy consumption.
214 Н сегодняшний день воды рек Ти-
гра и Евфрата являются особым вопросом в сложных социальных, экономических и политических отношениях Ближнего Востока. Ведь, как известно, в этом регионе пресная вода является основой для развития сельского хозяйства, получения электричества и обеспечения пресной питьевой водой населения.
Три государства, на территории которых протекают данные реки, ведут споры по справедливому пользованию и экономии водных ресурсов бассейнов обеих рек. Однако среди этих стран Ближнего Востока появляется гегемон - Турция, который, опираясь на документ о статусе вод рек Тигра и Евфра-
та, а именно статусе трансграничности вод рек Тигра и Евфрата, а также на то, что истоки и основная часть русел рек находится на ее территории, активно использует ресурсы рек в ущерб хозяйствам Сирии и Ирака [1].
Одним из приоритетных турецких проектов по использованию рек Тигра и Евфрата является Проект «ГАП» - проект Юго-Восточной Анатолии. Данный проект предполагает строительство на реках Тигра и Евфрата более двадцати плотин, что, конечно же, негативно отразится на состоянии уровня воды в реках, экологии и экономическом положении сопредельных по рекам стран - Сирии и Ираке [2, з. 131].
Преподаватель XX
2 / 2011
Географические науки
Любому исследователю проблемы использования вод данных рек понятна турецкая водная политика, которая полагается на такие широкие планы и программы, как проект «ГАП», который будет помогать Турции господствовать над водами рек Тигра и Евфрата. Эти программы будут реализовать экономические, социальные и политические цели Турции. Проект позволяет Турции:
• сбалансировать развитие ее восточных и юго-восточных регионов в разных отраслях с ее западными и северо-западными регионами; турецкая сторона видит в реализации проекта «ГАП» возможность преодолеть экономические различия между разными регионами Турции и достичь социального равновесия;
• обеспечить производство гидроэнергии, которую дают воды рек Тигра и Евфрата, для покрытия недостатков энергии, от которых страдает Турция; Турция видит в производстве гидроэнергии экономическую выгоду, потому что производство электричества на станциях с использованием нефтепродуктов достаточно «дорогое удовольствие»;
• предоставить достаточно рабочих мест, чтобы поправить политическую и экономическую ситуацию в восточных и юго-восточных регионах страны, ведь, как известно, эти районы считаются одними из самых экономически беднейших и политически нестабильных регионов страны; Турция, кроме всего вышеперечисленного, возлагает на проект «ГАП» еще и возможность примирения с курдскими сепаратистами посредством экономической и политической стабилизации региона;
• перенаправить внутреннюю миграцию с бедного востока на цивили-
зованный запад, что позволит правительству Турции регулировать демографический баланс в стране;
• снизить ежегодный уровень безработицы в Турции до 8,7%, так как проект будет обеспечивать более полутора миллионов рабочих мест [3, s. 184];
• играть регионально-главенствующую роль на Ближнем Востоке, так как Турция хочет быть «житницей Ближнего Востока», особенно в арабском мире, где стоимость продуктов питания турецкого импорта составляет около 50 млрд. долларов.
Таким образом, Турция пытается контролировать большинство вод рек Тигра и Евфрата для достижения этой цели, а также стремится к повышению доли сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта в арабские страны. Однако господство Турции над водами рек Тигра и Евфрата представляет большой ущерб государствам Сирии и Ирака, которые делят с Турцией эти реки, а также опасность засухи и экологического бедствия, что вполне может произойти в отсутствие соглашения между Турцией и ее соседями о распределении и эксплуатации вод обеих рек.
В таблице 1 приведены размеры проекта Юго-Восточной Анатолии и его роль в развитии в Турции.
Как видно из таблицы проект потребует от вод рек отдачи четверти водотока, что, конечно же, негативно отразится на качестве вод Евфрата и Тигра, которые после этого пересекут границы Турции и окажутся на территории Сирии и Ирака. В самом же невыигрышном положении окажется, несомненно, Ирак, так как географически Ирак является третьей страной, пользующейся водами Тигра и Евфрата.
215
2 / 2011
Преподаватель XXI
Таблица 1
Размеры проекта Юго-Восточной Анатолии и его роль в развитии Турции. Источник: [4, р. 244-249]
Проект Юго-Восточной Анатолии «ГАП» К уровню Турции (%)
Площадь проекта 10
Численность населения, которое захватывает проект 9,1
Земли, которые выиграют от этого проекта 25
Ресурсы подземных вод 25
Энергия, получаемая от проекта 25
216
Ирак уже давно сталкивается с серьезной проблемой, которая обуславливается наличием высокой концентрации солей в водах рек Тигра и Евфрата, что повлекло за собой превращение больших площадей плодородных сельскохозяйственных земель в непригодные для ведения сельскохозяйственной деятельности, особенно в сезоны с меньшим уровнем вод в реках. Снижение объема прихода воды из реки Евфрат сокращает районы зеленых земель и способствует опустыниванию районов, свободных от этой угрозы.
Негативные последствия реализации проекта отразятся и на канале Шатт-эль-Араб, и на Персидском заливе. Снижение уровня Шатт-эль-Араб приведет к негативным изменениям в качестве воды и ее продукции - сократится доля рыболовства в хозяйственной деятельности страны, что, в свою очередь, повлечет сокращение морской продовольственной корзины.
Кроме того, увеличение солености Шатт-эль-Араба приведет к гибели многих видов рыб, которые размножаются в воде низкой солености. Доля высокой солености приведет к разрушению племенных областей для креветок и несколько видов морских организмов и, следовательно, значительно сократит производство рыбных запасов, которыми питается большин-
Преподаватель XX
ство людей на юге Ирака и соседних областях Персидского залива.
С самого начала появления проблемы в двадцатых годах прошлого века между Турцией, с одной стороны, и Ираком и Сирией, с другой, с тем, ведутся переговоры с целью выработать общее видение по эксплуатации речных вод, не причиняющее вреда интересам всех государств. Однако существование трехстороннего комитета по переговорам с целью заключения договора о справедливом распределении вод рек Тигра и Евфрата игнорируется турецкой стороной. Турция отказывается вступать в какие-либо соглашения по обмену водой в нарушение международного права, в котором говорится, что река считается международной, если ее бассейн находится на территориях различных государств. В этом случае каждое государство начинает свой суверенитет на той части реки, которая находится на ее территории, но обязано принимать во внимание интересы других стран, через которые эта река протекает. Поэтому государство не может реализовывать какой-либо проект по речному бассейну, наносящий ущерб другим странам. И это является одним из принципов, утвержденных в 1974 г. в Международном суде в Гааге по разрешению международных конфликтов, связанных с во-2 / 2011
Географические науки
дой, в том числе, связанных с предотвращением любых действий, приводящих к экологическим ущербам прибрежных государств.
Однако для оправдания своих проектов Турция ссылается на отсутствие совместного соглашения по разделению вод путем предоставления особого толкования международного права в области совместного использования речных вод, с которыми она делится. Другими словами, Турция отказывается признавать бассейны рек Тигр и Евфрат в рамках концепции международных рек. Согласно турецкой концепции, воды данных рек являются трансграничными. И это странно, потому что в международном праве такого понятия просто не существует. И в рамках этой концепции Турция решила, что реки Тигр и Евфрат и их воды принадлежат турецкому государству, и Турция имеет полное право распоряжаться водами самостоятельно. Кроме того, Турция не признает исторического права, приобретенного тыся-
челетиями развития культур Месопотамии, то есть Ираком и Сирией.
Поэтому Турция приступила к планированию и реализации ряда проектов по водам рекам, игнорируя права соседних стран [5].
Затягивание Турцией переговоров по вопросу заключения договора с Ираком и Сирией имеет несколько причин.
1. Если Турция захочет заключить договор по разделению вод, то он будет заключаться только на своих условиях, то есть она будет являться первой и решающей стороной. И это подтвердил бывший турецкий президент Сулейман Деми-рель, когда он сказал: «Мы не согласны подписывать никакого договора иначе как по нашей воле, и никто не может навязать нам его подписание». Следовательно, Турция восстановит контроль над этим районом, который потеряла в результате крушения Османской империи после первой мировой войны [7, р. 87].
Таблица 2
Турецкие проекты по водам рек Тигра и Евфрата. Источник: [6]
Название проекта
Ннижний Евфрат Кора Кая
Пограничный Евфрат Сурудж-базки Гоксо- арбан Ади яман-кахта Газиантап Тигр-Краль кизи Батман
Батман-Силуан Джрзан Алисо Джизра
ИТОГО
Производство электричества (млрд. кВт/час в год)
8,245 7,345 3,170 0,107
0,509
0,442 0,483 1,5 0,315 3,730 1,208
27,063
Орошаемые площади (км2)
706,204
146,500 82,685 77,409 89,000 126,080 37,744 213,000 60,000
121,000
1,659,652
217
2 / 2011
Преподаватель XXI
218
2. Политические причины: Турция использует воды рек для оказания давления на Сирию, муссируется вопрос о поддержке Сирией боевиков РПК и проблеме Искендерун. В отношении Ирака политические причины заключаются в провинции Курдистан. Турция опасается независимости края, влияющего на ситуацию и на юго-востоке Анатолии, где проживает курдское большинство.
3. Экономические причины: Турция хочет путем эксплуатации вод Тигра и Евфрата усилить человеческое, промышленное и сельскохозяйственное развитие исторически бедных регионов Юго-Восточной Анатолии.
Таким образом, мы видим, что последствия Турецкого проекта «ГАП» не останавливаются на воздействии на жизнь региона Юго-Восточной Анатолии, а распространяются на все аспекты жизни людей, животных и растений во всем ближневосточном регионе. В результате, под контролем Турции оказывается 80% вод Тигра и Евфрата, а это значит, что смертельное и опасное снижение водоснабжения в Ираке будет наблюдаться в течение нескольких лет даже после завершения этого огромного проекта. Негативное воздействие на окружающую среду в Ираке проявляется в:
1) увеличении доли пустынных земель;
2) увеличении процента засоленности вод, поступающих на орошение;
3) повышении солености земли из-за нефункционирующих насосов и качества воды, поступающей на поверхность почвы путем капиллярности;
4) нарушении систем существующих подземных вод и снижении их качества;
5) сокращении зеленых зон и пастбищ, а также культивируемых
районов, что существенно отразится на климате и повышении температуры и изменения экологического характера региона [8].
Уменьшение количества воды, поступающей в Ирак, влияет на способ и характер использования вод качественно и количественно, поэтому необходимо найти подходящий способ устранения негативных последствий проекта. Будем надеяться, что иракское правительство сумеет выстроить конструктивный диалог с Сирией и с согласия влиятельных международных сторон согласовать правила водопользования с турецкими властями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Najib Issa. The development dimension to the issue of water in the Middle East: Lecture presented at the issue of water in the Middle East (Panel). - Beirut: Center for Strategic Studies and Research and Documentation, 2002.
2. Jalal Abdullah Moawad. Waters of Euphrates and the Arab - Turkish relations // Arab affairs. - 2003. - № 65 (April).
3. Tariq al-Madzhdub. The issue of water and its trace in the Turkish and Arab relations // Future Dialogue: Research - research and intellectual debate in a symposium organized by the Center for Arab unity. - Beirut, Center, 2005.
4. Turkey 1988 / Teoman Fehn, ed. - Ankara: General Directorate of Press and Information of the Republic of Turkey, 1988.
5. The newspaper of Iraq's 9667 release. - August 5, 2008.
6. Riyadh Al-Abbasi. Scripts water war in the Middle average (Euphrates and Tigris model) Centre for Regional Studies. - University of Mosul, 2007.
7. Saheb al-Rubaie. International law and aspects of the dispute and the agreement of the Water in the Middle East. - Dar al-Hikma, Damascus, 2001.
8. Safi al-Yasser. The negative effects of the project "GAP". - Centre for Studies and Research, University of Al-Nahrin, 2008. ■
Преподаватель XX
2 / 2011