ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА ЫЛЫСУ МЕЖДУ ТРЕМЯ СТРАНАМИ (ТУРЦИЯ, СИРИЯ И ИРАК)
I Аль Обайди Халид Хасун Джасим
Аннотация. Плотина Ылысу - это одна из крупнейших плотин в проекте Юго-Восточной Анатолии на реке Тигр. Строительство этой плотины является, по мнению автора, одним из самых проблемных проектов как в самой Турции, так и в отношениях с соседями. До начала сооружения этой плотины противоречия между Турцией, Сирией и Ираком концентрировались, главным образом, на водных ресурсах Евфрата.
Ключевые слова: проект Ылысу, плотины, трансграничность, водопользование, Юго-Восточная Анатолия.
Summary. The Ylysu dam is one of the largest dams in the Southeastern Anatolia project on the Tigris River. The construction of the Ylysu dam is one of the most challenging projects both in Turkey and in its relations with its neighbors. Prior to the construction of this dam the controversy between Turkey, Syria and Iraq had focused mainly on water resources of the Euphrates.
Ф #
Keywords: Ylysu project, dams, transboundary, water use, Southeastern Anatolia
Проект строительства плотины Ылысу, находящейся в 65 км от границы Турции с Сирией и Ираком, является одним из самых противоречивых проектов как в самой Турции, так и в ее отношениях с соседями. До начала сооружения этой плотины противоречия между Турцией, Сирией и Ираком концентрировались главным образом на водных ресурсах Евфрата.
Суть разногласий сводится к следующему. Проектируемая дамба Ылысу стоимостью в 2 млрд долл. станет крупнейшей на реке Тигр (длина 1820 м, высота 135 м, площадь водохранилища 313 кв. км, а максимальный объем водных накоплений 10,4 млрд куб. м). На состоявшейся в июле 2007 г. встрече сирийская и иракская
стороны выразили обеспокоенность возобновлением строительства плотины Ылысу. На заседании комитета иракская сторона заявила, что сооружение плотины Ылысу уменьшит сток Тигра в Ирак и ухудшится качество воды. При этом иракская делегация настаивала на том, чтобы после строительства плотины объем воды реки Тигр на иракской границе не составлял бы менее 200 куб. м/с. Однако турецкая сторона заверила соседей, что проект Ылысу является электроэнергетическим проектом и не уменьшит совокупный сток реки в Сирию и Ирак. Опасения вызывает и то, что осуществление проекта Ылысу предполагает затопление 15 курдских городов и свыше 50 сел, площадью око-
209
]ЕК
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
210
ло 300 кв. км, в том числе город Ха-санкейф, что также повлечет за собой значительное загрязнение вод реки Тигр [1].
В связи с этим, правительства трех стран в Европе - Германии, Австрии и Швейцарии - в июле 2009 г., после десяти лет международных дискуссий по плотине Ылысу и ряда неправительственных кампаний, отменили свои экспортные кредитные гарантии. Несмотря на то, что процесс строительства плотины Ылысу был приостановлен, планируется продолжение работ над проектом. Строительные компании не отменили свое участие и турецкое правительство утверждает, что проект может продолжаться в течение того времени, пока не будут найдены альтернативные модели финансирования. Сегодня Ылы-су по- прежнему остается одной из самых обсуждаемых гидротехнических проектов в мире.
Наибольшее беспокойство у активистов, которые выступают против строительства плотины Ылысу, вызывают социальные проблемы местного населения (ок. 80 тыс.), большинство из которых составляют этнические курды, проживающие вдоль
Рис. Схема расположения дамбы и пострадавших городов в результате строительства Ылысу (составлено автором)
рек. Основа правовой базы для расселения и перемещения лиц из зоны предполагаемого затопления на другое место в Турции признана недостаточной, за исключением нескольких крупных землевладельцев, так как большинство подлежащих переселению людей составляют бедные слои населения [2, с. 208].
В случае строительства плотины Ылысу, половина из тех людей, судьбы которых будут затронуты, не имеют никаких юридических прав на другую землю. Таким образом, не будет возмещена компенсация за это принудительное отчуждение от своей частной собственности. Указанные условия предусматривают, например, что переселение перемещаемых лиц должно быть сделано по принципу «земля в обмен на землю», и у турецкого правительства есть проекты по размещению населения в старые сельскохозяйственные регионы. Однако существует недостаток земель по левобережью реки для переселения туда большого количества людей (рис.) [3, с. 145].
В то же время мелкие землевладельцы, получившие некоторую компенсацию и переехавшие на новое место жительства, до сих пор не могут здесь адаптироваться, так как ощутима недостаточность общественной инфраструктуры для поддержки вновь перемещенных лиц. Они часто сталкиваются с большими трудностями интеграции в новую городскую жизнь. Например, есть два самых популярных города, предназначенных для новых переселенцев - Диярбакыр и Ваттман. Новоприбывшим сюда переселенцам живется тяжело, выданной компенсации не хватает даже для того, чтобы поддержать минимальный уровень жизни в этих городах. Кроме того, им
]ЕК
крайне сложно принять иные модели существования, не имея необходимых навыков для жизни и работы в новых условиях. Тем временем турецкое правительство настаивает на том, что выгоды от проекта дамбы для местного населения огромны. Сторонники проекта утверждают, что плотина будет способствовать развитию экономики региона путем создания новых рабочих мест, инвестиций, производства и мощного энергетического комплексного для хозяйства Турции. Однако результаты изучения данного опыта говорят об обратном [4, с. 74].
В среднем, в течение семилетнего периода строительства плотины в нем были заняты 2 300 человек. Однако после завершения проекта гидроэлектростанция будет обеспечивать рабочими местами только около 200 рабочих и специалистов. В то же время 1 000 постоянных рабочих мест, предоставленных населению этих районов, будут уничтожены и конфискованы. Такое противоречие неизбежно создает у местных жителей впечатление, что строительство плотин в курдских провинциях является продолжением предыдущей кампании принудительного переселения и ассимиляции людей в регионе. Активисты и ученые, которые выступают против строительства плотины Ылысу, утверждают, что охрана природного и культурного наследия в долине может принести больше социально-экономических выгод.
Не менее острая борьба против строительства плотины Ылысу развернулась в свете судьбы древнего города Хасанкейф, который считается одним из старейших и наиболее плотно населенных городов в мире, с историей, насчитывающей по оценкам, как минимум 12 000 лет. Хасан-
кейф расположен в долине Тигра, являющейся важной частью Верхней Месопотамии, где были найдены первые поселения древних людей. Хасан-кейф - уникальный музей под открытым небом. Приблизительное число исторических памятников, обнаруженных на сегодняшний день в городе и вокруг него, насчитывает 6 000 искусственных пещер и 300 памятников, в том числе крупнейший каменный мост средних веков. Для того чтобы произвести тщательные раскопки, археологам необходимо еще, как минимум, сто лет. По оценкам, в связи со строительством плотины Ылысу будут затоплены около 300 известных археологических памятников. Поэтому Хасанкейф стал главным центром акции протеста против проекта Ылысу. Турецкое правительство разработало план строительства культурного парка на территории некоторых оригинальных памятников в регионе. Однако из-за сложной структуры памятников этот план технически сложно осуществим [1].
Тигр и Евфрат - это реки на юго-востоке Турции, которые были основным источником питьевой и оросительной воды для Сирии и Ирака в течение тысяч лет. Если проект когда-либо полностью осуществится, то до 50% от речной воды будет эксплуатироваться в районе турецкой границы. Качество воды ухудшится из-за сточных вод от крупных городов, которые расположены вверх по течению от проектируемого водохранилища. Также в зоне риска окажется 5 млн человек, живущих на заболоченных территориях на юге Ирака. Население этой части Ирака полностью зависит от реки, так как это для них единственный источник питьевой
211
вЕК
212
воды [5]. К счастью, у Турции пока нет достаточных средств для осуществления этого проекта [1].
В марте 2000 г. английский парламент поддержал турецкий проект строительства дамбы на реке Тигр, а представители торгово-промышленного комитета Великобритании заявили, что готовы вложить в него 200 млн долларов при условии экологической безопасности проекта и предварительных консультаций Турции с Сирией и Ираком [6]. Но экологам и правозащитникам удалось отговорить Великобританию от финансирования проекта. Тем не менее Турция продолжает искать средства для осуществления задуманного. Придут ли Турция, Сирия и Ирак к соглашению - неизвестно. Очевидно, что найти компромисс следует как можно скорее. А для этого необходимо решить большое количество экономических и политических проблем [7].
Турецкие власти выдвигают следующие аргументы «безвредности» плотины Ылысу:
1. Воды плотины будут использоваться лишь для производства электроэнергии и не будут использоваться для ирригации, после попадания в турбины ГЭС вода снова будет поступать в Тигр. По этой же причине, турки считают, что Тигр не будет загрязняться.
2. В результате осуществления проекта Ылысу в прилегающих городах создадут новую систему канализации, и соответственно улучшится качество воды.
3. Водохранилище будет осуществлять функции регулятора, способствуя более равномерному распределению стока в течение года.
4. Утверждения о том, что будет затоплено 15 городов и 52 села, турец-
кие власти считают не соответствующими действительности.
5. По мнению турецких властей, Хасанкейф - «маленький городок», и он будет затоплен «лишь частично», а крепость останется над водой. Археологи и исследователи из Турции и других стран работают над раскопками для сохранения максимального количества памятников. При этом турецкие власти отмечают, что «почти каждый город в Турции является археологическим памятником».
6. Когда 65 млн населения Турции будет обеспечено современными условиями жизни, тогда интерес к археологии может считаться более важным, нежели экономическое развитие.
7. Разрабатывается программа переселения и компенсации. Общее количество переселяемых людей составляет около 15 тыс. чел. или около 2 тыс. семей.
8. Вопреки утверждениям некоторых неправительственных организаций, в этом районе живут представители различных этнических групп.
9. Ылысу принесет и большую экологическую пользу, так как это позволит не строить ТЭС и, соответственно, избежать загрязнения водной и воздушной среды [8].
Хотя Тигр по территории Сирии протекает лишь на протяжении нескольких десятков километров, эта страна планирует осуществление ирригационных проектов в прилегающих к реке районах. Более серьезные опасения высказывал Ирак, по мнению которого произойдет загрязнение и заметное ухудшение качества воды в реке, а из-за уменьшения ее стока под угрозой окажется Мосульская плотина. В свою очередь Турция утверждает, что в связи с тем, что проект не являет-
!ЕК
ф
ся ирригационным, он не уменьшит объем текущей в Ирак воды [9].
Резко выступила против этого проекта и Лига арабских государств (ЛАГ), руководство которой сочло, что сооружение плотины может напрямую привести к войне на Ближнем Востоке. ЛАГ настаивала на том, чтобы правительства Великобритании, Швейцарии и несколько компаний, намеренных участвовать в строительстве плотины, отказались от своих планов [10]. В мае 1999 г. ЛАГ направила министру иностранных дел Великобритании Робину Куку письмо, в котором отмечалось, что Турция, не проконсультировавшись с Ираком по вопросу строительства плотины, нарушает ст. 5 Протокола 1 «Регулирование вод Тигра и Евфрата и их притоков», приложенному к подписанному между Ираком и Турцией 29 марта 1946 г. Договору о дружбе и добрососедских отношениях (вступил в силу 10 мая 1946 г.). А 10 сентября 2001 г. Лига приняла резолюцию № 6127, призывающую иностранных инвесторов не участвовать в финансировании строительства плотины. И ранее эта панарабская организация поддерживала позицию Сирии и Ирака в споре с Турцией по вопросу распределения водных ресурсов Тигра и Евфрата, что, впрочем, не удивительно. 21 марта 1996 г. Совет ЛАГ принял резолюцию № 5553, в которой были поддержаны позиции Сирии и Ирака о признании Евфрата и Тигра «международными реками» и призыв этих арабских стран к «справедливому распределению водных ресурсов». В резолюции в случае игнорирования Анкарой интересов Дамаска и Багдада в адрес Турции звучала угроза призвать международные финансовые структуры воз-
держаться от инвестирования проекта. Спустя полгода, 15 сентября 1996 г., в опубликованном после саммита Совета ЛАГ в Каире итоговом коммюнике эта панарабская организация опять настойчиво призвала Анкару для окончательного разрешения водной проблемы немедленно начать переговоры с Дамаском и Багдадом о разделе вод Тигра и Евфрата. На сей раз ЛАГ все же обратилась к международным финансовым организациям с призывом не предоставлять кредиты и помощь Турции для финансирования проекта [11]. Однако следует признать, что подобные заявления ЛАГ лишь раздражали Анкару и не имели никакого реального влияния на ее позицию. В середине 90-х гг. арабские страны предлагали египетское посредничество для урегулирования водных противоречий между Турцией, с одной, и Сирией и Ираком, с другой стороны. Однако и эта инициатива была отвергнута Турцией, отказавшейся «торговать своими природными ресурсами».
Английские парламентарии при обсуждении вопроса финансирования 2'3 плотины Ылысу также высказывали опасения, что главным результатом строительства плотины будет затопление курдских поселений, что приведет к разрушению деревень и вынудит их жителей переселяться в города, тем самым еще более осложнив социально-этническую и экономическую ситуацию в регионе. В мае 2000 г. британское правительство под давлением некоторых международных организаций и противников проекта потребовало дополнительных гарантий для финансирования указанного проекта. Британские власти заявили, что Турция, в первую очередь, должна
вЕК
214
обеспечить соблюдение прав переселенцев, включая компенсацию за утерянное жилье, а также гарантировать экологическую безопасность района и урегулировать возможные спорные ситуации с Сирией и Ираком. В докладе Всемирного Банка, ранее отказавшегося финансировать проект, высказывалась озабоченность, что в результате строительства плотины пострадают свыше 50 тыс. человек и усилится напряженность в турецко-сирийско-иракских отношениях [11].
По этим же причинам, точнее - их целого комплекса, «суперпроект» строительства «мегаплотины Ылысу» назвала в своем докладе неприемлемым и Всемирная комиссия по плотинам (Всемирная комиссия по плотинам) [см., напр.: 12].
В последние годы водная проблема переживает период временного затухания, что связано с проблемами Сирии и Ирака, однако жизненная заинтересованность в месопотамской воде не может не толкать их на отстаивание своих национальных водных интересов, которые находятся в противоречии с турецкими.
После свержения режима Саддама Хусейна новый Ирак был занят созданием властной структуры, поэтому водные вопросы временную администрацию интересовали мало. После создания полноценных властных структур в Ираке в связи со сложной военно-политической обстановкой иракскому руководству так же было не до водных ресурсов. Однако можно предположить, что при нормализации ситуации (если подобное вообще произойдет) Багдад начнет решительно отстаивать свои гидроинтересы, что приведет к росту напряженности в отношениях с Анкарой. Восстанов-
ление сельского хозяйства и промышленности потребует увеличения водных ресурсов и электроэнергии, что заставит Багдад вновь обратить свои взоры на турецкие проекты в Верхней Месопотамии.
Кроме того, в обострении иракско-турецких водных противоречий немаловажное значение может иметь и собственно курдский фактор. Например, назначенный министром водных ресурсов Ирака в первом временном правительстве постбаасисткого Ирака член политбюро ПСК Абдул Лятиф Рашид 14 сентября 2003 г. заявил, что доля Ирака в водных ресурсах Тигра и Евфрата недостаточна и необходимы переговоры с Турцией и Сирией по вопросу ее увеличения. Как отметил Рашид, «мы намерены очень скоро провести с нашими соседями переговоры для достижения соглашения, которое сможет распределить воду между тремя нашими странами справедливым образом» [7].
Водный вопрос обсуждался и на переговорах иракского президента Гази Аль-Явара с турецкими властями во время его визита в Анкару в середине августа 2004 г. Хотя подробности этих переговоров не афишировались и иракский лидер заявлял о взаимопонимании с турецкими властями по проблемам распределения воды, реальных соглашений достигнуто не было. Стороны объявили, что переговоры по этому вопросу продолжатся [там же].
Весной 2006 г. министр водных ресурсов Ирака Лятиф Рашид опубликовал в периодическом издании ота" статью, посвященную водным ресурсам Евфрата и Тигра [13]. В указанной статье Л. Рашид пишет, что Ирак сильно зависит от водных ресурсов, беру-
!Ек
щих начало в соседних странах - Турции, Сирии и Ирана, и поэтому использование этих ресурсов требует достижения соглашений с этими странами (наряду с выработкой внутренней водной политики и различных программ в самом Ираке). Как отмечал иракский министр, Ирак надеется на достижение соглашений с соседями на принципах справедливости. С Сирией Ирак уже имеет соглашение, согласно которому Сирия вправе использовать 42% «входящего» (с территории Турции) стока Евфрата, оставляя 58% Ираку. С Ираном Ирак имеет ряд технических соглашений по водным ресурсам на юге. «Главным приоритетом Ирака является достижение соглашения с Турцией, так же как дальнейшее обсуждение проблемы, и возможно подписание новых соглашений с Сирией и Ираном по вопросу совместного использования водных ресурсов. Поэтому Ирак за последние два года предпринимает усилия по возобновлению диалога со всеми тремя странами». При этом, по мнению иракского министра, при проведении всех будущих переговоров с соседними странами по вопросу «раздела международных вод» позиция Ирака будет основана на том, что «Тигр и Евфрат являются международными реками с отдельными бассейнами», которые находятся на территории Турции, Сирии и Ирака, и частично (по Тигру) Ирана. Как утверждает Л. Рашид, Ирак ищет достижения справедливых решений, гарантирующих права сторон, на территории которых находятся эти два речных бассейна. В то же время данные соглашения должны учитывать потребности государств верхнего и нижнего течений рек. Страны верхних
течений осуществили или осуществляют проекты по накоплению воды, гидроэлектроэнергетические и ирригационные проекты, которые могут нанести ущерб странам нижнего течения, что выражается в уменьшении стока и ухудшении качества из-за изменения для целей ирригации верхнего течения (особенно на Евфрате). В целом, осуществляемые или планируемые евфратские ирригационные проекты Турции и Сирии могут привести к использованию 85% годового стока Евфрата, оцениваемого в 31 млрд кубометров. А уменьшение стока и ухудшение качества воды, поступающей в Ирак, - к трудностям достижения целостного управления водными ресурсами в стране, уменьшению сельскохозяйственного производства, миграции из сельской местности в города, увеличению масштабов опустынивания, уменьшению поставок воды для бытовых и промышленных нужд, уменьшению производства электроэнергии. Между тем Ирак остро нуждается в водных ресурсах (как и в более лучшем управлении имеющимися водными ресурсами). Так, имея 5 круп- 2'5 ных плотин на Тигре с совокупными запасами воды 24,8 куб. км и одну на Евфрате (8,24 куб. км), Ирак планирует строительство еще 5 крупных плотин, совокупные запасы которых составят 27,5 куб. км, а также 21 мелких плотин (преимущественно в западной части страны, занятой в основном пустынями). Кроме того, инициируются различные ирригационные проекты. Л. Рашид отмечает, что необходимым условием для достижения качественного управления водными ресурсами Ирака является открытый диалог между Ираком, Ираном, Турцией и Сирией по вопросу использования
!Ек
ф
216
рек Тигра и Евфрата с учетом соответствующих нужд и эксплуатации в соответствии с принципами и нормами международного права [4, с. 74].
Таким образом, иракские власти твердо заявляют о необходимости возобновления переговоров по Тигру и Евфрату. Совершенно очевидно, что при стабилизации военно-политической обстановки в Ираке Багдад будет настойчиво требовать увеличения своей доли в водных ресурсах Тигра и Евфрата, оказывать давление на Турцию для учета интересов стран нижнего течения.
Не исключено, что курдские политики Ирака могут использовать водную проблему в качестве одного из факторов при возникновении проблем с Турцией. Во время перманентных угроз Турции осуществить военную интервенцию на «север Ирака для уничтожения террористов», что рассматривается в Южном Курдистане как попытка уничтожения «курди-станского демократического эксперимента», иракские курды от имени иракского государства могут использовать водные противоречия для давления на Анкару.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Jones Gareth. Tigris dam project stirs hopes, fears in Turkey // Hasankeyf: Reuters. -30.04.2006.
2. Управление трансграничными водными ресурсами. Доклад о развитии человека 2006. Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов. - 2006. 440 с.
3. lJ^j^j ¡J^lcs lJpü^jj,
lJp^l» IJ^^l^ä lJClj^s Cl^l» ^jj^l ,(Pj4j jjl^lci lJj^js lJ^j^s ,2000 ,
(Аль-Мансур, Абдель-Азиз Шахата. Про-
блема водных ресурсов в сирийской политике в отношении Турции. - Бейрут: Центр исследований арабского единства, 2000. - C. 145.)
4. jljj O»J IJUJICI M^O cij^l J^JJ^I jlJ^jlj / / JJI»
iJ^Jjf» IJ^JI^O lJ^ O^f^1» jjlj» // iJ^J^f iJ^lJ^ IJ^JJ^» ' 2005' i^uc (ДаудМаджид. Воды реки Евфрат между Турцией, Сирией и Ираком // Документ, представленный на тридцатой неделе науки, организованной Сирийским Министерством высшего образования. - Дамаск, 2005.)
5. 2009 IJ^MC IJCJS^» ^I» o»j^ ^J» jIJujIci (Турецкая политика в отношении воды рек Тигр и Евфрат.
- Ас-Сабах. - 2009.)
6. Kurds, Iraqi and Syrian concerns over Turkish Ilisu Dam // Peyamner.com. -03.07.2007.
7. Iraq talks water sharing with Turkey, asks for patience on Kurd rebels // Kerkuk Kurdistane.
- 17.08.2004.
8. IJ^JIS» IJCIJ^S - IJI^JI^J^S £OJM i^jj iJljl^jJ fcM) IJIJ^» JIJI^IIJ f^J»
IJj^o^ IJJmoIo^ (Турецко-израильское партнерство в Проекте «Юго-Восточная Анатолия» (GAP): механизм и последствия // Журнал ливанской национальной обороны. - 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. lebarmy.gov.lb)
9. Ilisu Dam [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mfa.gov.tr/grupa/aci/aci/acia/ IlisuDam.htm
10. AL warns Britain, Switzerland against financing Aleyso dam in Turkey // Arabicnews.com. - 05.08.1999.
11. World Bank releases Ilisu report // Kurdish Observer. - 07.09.2000.
12. Brown Paul. Super projects fall short in dam commission report // Guardian. -16.11.2000.
13. RashidLatif J. Rise the Euphrates // Soma.
- 21.04.2006 - 04.05.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. soma-digest.com/Details.asp?sid=89& stp=0 |
]EK