Л.Ю. Монахова, Л.Г Панфилова
(Санкт-Петербург)
ПРОДУКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
PRODUCTIVE MECHANISM OF TEACHER'S ACTIVITIES SELF-ANALYSIS IN CONDITIONS OF PROFESSIONAL STANDARD IMPLEMENTATION
В статье рассматривается технология ментальных карт для осуществления самоанализа учителем готовности к реализации профессионального стандарта педагога. Приводятся итоги пилотного эксперимента по самоанализу учителем своей деятельности с помощью ментальных карт.
Ключевые слова: ментальная карта, профессиональная компетентность, профессиональный стандарт, самоанализ, самооценка.
The article discusses the technology of mental maps for implementation of teacher's self-analysis of readiness for implementing the professional standard. The results of the pilot experiment on teacher's self-analysis of his activities using mental maps are presented.
Key words: mental map, professional competence, professional standard, self-analysis, self-evaluation.
Социально-экономические преобразования в России за последнее десятилетие обусловили необходимость инновационных изменений в национальной системе образования, ориентированной на подготовку конкурентоспособного специалиста и творческой личности для успешной самореализации в профессии и на благо государства. Новый социальный заказ общества к школе регламентируется введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и профессиональным стандартом педагога. ФГОС устанавливает требования к качеству образования, выполнение которых становится главной задачей педагогов. Профессиональный стандарт педагога является нормативным документом, устанавливающим требования к образованию, опыту работы, личным качествам специалиста и становится практическим инструментом:
- для педагога - как объективный критерий квалификации специалиста;
- для системы профессионального педагогического образования - как средство повышения качества подготовки специалистов для выхода отечественного образования на международный уровень;
- для работодателя - как средство для отбора кадров в образовательные учреждения.
Предполагается, что благодаря введению профессионального стандарта педагога в российской системе образования кадровый потенциал будут составлять педагоги, обладающие профессиональной компетентностью для выполнения перечисленных ниже трудовых функций:
- проектировать и реализовывать основную общеобразовательную программу, программы учебных дисциплин, воспита-
ния, развития универсальных учебных действий и т.д.;
- проектировать и осуществлять образовательный процесс с использованием программ, ориентированных на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся с разными образовательными потребностями (одаренные дети; обучающиеся, для которых русский язык не является родным; дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья, социально уязвимые дети и т.д.);
- разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические и образовательные технологии, в том числе и инклюзивные;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: проектную, игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
- осуществлять контроль и объективное оценивание учебных достижений обучающихся по освоению основной образовательной программы и т.д. [1].
Однако результаты самоанализа педагогов показывают, что к профессиональной деятельности в соответствии с новыми требованиями готовы далеко не все учителя.
Самоанализ педагогической деятельности - это процесс познания, изучения учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установления причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определения путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся [2].
Самоанализ педагогической деятельности исследователи рассматривают в таких аспектах:
- как самостоятельный главный, инвариантный компонент педагогической деятельности (Е.Ю. Чернова) [3];
- в качестве инструмента в преодолении профессиональных затруднений (Е.В. Пе-ренкова) [4];
- как механизм стимулирования педагога к самообразованию (Ю.А. Конаржевский) [5]; средство для достижения успешной профессиональной деятельности (А.Г. Гусев) [6].
Самоанализ педагогом своей профессиональной деятельности требует аналитических умений для выполнения осознанных мыслительных процедур, позволяющих изучить процесс и результат совершаемых действий для адекватной их самооценки. При этом самоанализ педагога важен не только для выявления проблем или затруднений педагога в профессиональной деятельности, он необходим для определения внутреннего состояния учителя, для выявления источника и причин неудовлетворенности уровнем профессиональной готовности к реализации новых требований и построения стратегии развития. Самоанализ педагога возможен в рамках саморефлексии, которая позволяет человеку отражать самого себя. Саморефлексия педагога, по мнению В.П. Беспалько, выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я» и является показателем профессионально-личностного развития педагога. При этом автор выделил четыре основных компонента профессионального самосознания:
1. «Актуальное Я» (каким педагог видит себя сейчас) является центральным элементом профессионального самосознания и основывается на трех других.
2. «Ретроспективное Я» (каким он видит и оценивает себя в начале своей работы) оценивается на уровне профессионального опыта и достижений по специальным критериям.
3. «Идеальное Я» (каким педагог хотел бы стать) раскрывает ракурс перспективы, ориентирует на саморазвитие в профессиональной сфере.
4. «Рефлексивное Я» (каким видят и оценивают педагога коллеги, руководители, обучающиеся, родители) является шкалой среды в профессиональной деятельности преподавателя и обеспечивает объективность самооценки [7, с. 125].
Саморефлексия, осознание собственного опыта и его осмысление приводят педагога к пониманию необходимости изменений как в профессиональной деятельности, так и в совершенствовании своих личностных возможностей для достижения эффективного результата в педагогической практике. В связи с тем, что одним из показателей продуктивной деятельности педагога является проявление его компетентности, возникает необходимость проводить самоанализ и самооценку «Актуального Я» в условиях реализации новых требований.
Оценка компетентности педагога рассматривается нами как соответствие компетенциям, прописанным в стандарте, и осуществляется в процессе его аттестации уполномоченными представителями органов образования. Но прежде чем подвергаться процедуре официальной аттестации, учителю необходимо самому определить спектр своих притязаний. Для этого мы предлагаем алгоритм педагогического самоанализа уровня собственной профессиональной компетентности, который позволит учителю увидеть степень овладения компетенциями стандарта.
Осуществление педагогического самоанализа в качестве результата-продукта предусматривает четкое выделенные направления саморазвития, представленные алгоритмом: что я ощущаю, чего я хочу, что я знаю, что я умею, что я могу делать и что я делаю. Алгоритм реализуется с помощью технологии составления ментальных карт (mindmapping), или их еще называют интеллект-картами.
Ментальная карта как технология визуализации мышления является эффективным средством анализа информации о себе (и не только) и принятия обоснованного осознанного решения о выборе приоритетов в направлении саморазвития [9].
Технология ментальных карт была предложена британским психологом Тони Бьюзеном (Tony Buzan). Эффективность визуального представления информации он объясняет тем, что человеческая психика обладает способностью воспринимать информацию не линейно, а целиком, обеспе-
чивая ее сканирование. Ментальная карта имеет радиантную структуру, и именно по радиантному принципу организовано наше мышление [8].
Радиантная структура - это специфическая подача информации, которая наглядно представлена ключевыми словами, древовидно разветвляющимися от центра к краям.
Среди принципов, по которым организовано мышление человека три реализуются при составлении и использовании ментальных карт: принципы ассоциативности, иерархичности и визуальности [9], что позволяет как аудиалам, так и кинестетикам и визуалам одинаково хорошо воспринимать структурированную, представленную с соблюдением определенной иерархии ключевыми словами информацию. Этим и объясняется высокая эффективность использования интеллект-карт в качестве инструмента, позволяющего анализировать жизненные и профессиональные ситуации [10].
Предлагаем применять ментальные карты в качестве инструмента познания педагогом самого себя, то есть осуществлять самоанализ и, на его основе, разрабатывать детализированную стратегию саморазвития в направлении «Я в профессии».
Рассмотрим общие идеи создания ментальной карты для осуществления педагогом самоанализа в направлении «Я в профессии» [10].
В центральной части листа изображается основной образ, это может быть идея, проблема, целевая установка или аватар. От него отводятся ветки-направления первого уровня с ключевыми ассоциативными понятиями, детализирующими центральный образ. От них, в свою очередь, могут ответвляться направления второго, третьего и т.д. уровней с конкретизацией деталей, помогающих провести самоанализ и отрефлексировать, например, соответствие собственной профессиональной компетентности требованиям стандарта педагога или определить приоритетные направления развития и помочь в выстраивании плана достижения поставленной цели.
Центральную часть ментальной карты составляет ядро - «Я в профессии», от него
отходят ветви первого уровня, позволяющие конкретизировать направления осуществления самоотражения: что я ощущаю, чего я хочу, что я знаю, что я умею, что я могу делать и что я делаю. Далее можно увидеть ветви второго уровня, именно их педагог наполняет конкретным отрефлексированным содержанием, выражаемым отобранными им ключевыми словами (на рисунке изображено по три ответвления, но педагог может дорисовывать или заполнять меньшее число). Рисовать ментальные карты можно от руки или использовать специально разработанные для этого программные продукты. Это могут быть, например, iMindMap, MindMeister, WiseMapping, Хт^ и др. «Шаблон» ментальной карты для педагогов «Я в профессии» (рис. 1) выполнен средствами Coggle (https://coggle.it/).
Проведенный нами в одной из гимназий Санкт-Петербурга пилотный эксперимент показал, что осуществлять анализ «себя в профессии» педагоги не готовы. Эксперимент осуществлялся в два этапа. На первом - педагогам было предложено заполнить анкету, которая состояла всего из трех вопросов:
1) Считаете ли Вы, что Ваша профессиональная деятельность соответствует требованиям профессионального стандарта педагога?
2) Что мешает Вам в полной мере соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога?
3) Проводите ли Вы самоанализ своей профессиональной деятельности?
При ответе на первый вопрос анкеты более половины опрашиваемых (54%) ответили, что не в полной мере соответствуют требованиям стандарта, соответственно 46% учителей дали положительный ответ.
По мнению педагогов, основной причиной, мешающей в полной мере соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога, является большая загруженность учебным, методическим и воспитательным процессом (54%); некоторые высказали мнение, что у них нет понимания требований стандарта (23%), такое же число опрашиваемых не смогли сформулировать ответ на поставленный вопрос.
Анализ ответов на первые два вопроса показывает, что учителя не могут адекватно оценить соответствие своей профессиональной компетентности декларируемым в стандарте компетенциям, поскольку 77% опрошенных указали на наличие причин, которые мешают им овладеть эталонными компетенциями стандарта, в то время как 54% - заявили, что они в полной мере соответствуют стандарту. Получается так: «Моя
Рис. 1. «Шаблон» ментальной карты для педагогов «Я в профессии». _ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2018. № 3 (56)
профессиональная деятельность соответствует стандарту, и в то же время имеются обстоятельства, которые мешают мне овладеть вменяемыми стандартом компетенциями», это означает, что реально реципиент не соответствует всем требованиям стандарта.
Обработка результатов ответов на третий вопрос дала положительный результат, поскольку 85% опрошенных заявили, что проводят регулярно анализ собственной профессиональной деятельности, оставшиеся 15% отметили, что проводят такую процедуру от случая к случаю.
Второй этап эксперимента предполагал более глубокое погружение в самоанализ собственной профессиональной деятельности каждым педагогом, осуществляемый с помощью инструментального средства -ментальных карт.
На этом этапе педагоги встретились с проблемой, которая заключается в том, что им трудно сформулировать ключевыми словами направления самоанализа. Наиболее осмысленные педагогами констатации касались направления «Что я знаю». Ответы реципиентов распределились на три группы: знаю свой предмет и методику его преподавания; знаю психологические и физиологические особенности детей разных возрастов; знаю, что ничего не знаю или мало знаю.
Ни один из опрошенных не написал, что знает профессиональный стандарт педагога.
Настораживающий характер носят ответы педагогов при анализе направления «Что я ощущаю в профессии» или «Как я ощущаю себя в профессии». Ответы тоже можно разделить на три группы: первая ориентирована на позитивное отражение (радость, интерес, гордость); вторая - на негативное отражение (усталость, загруженность, страх, смятение, растерянность, тревогу, неуверенность, неудовлетворенность от работы, нехватку времени); третья группа ответов носит эмпативный характер и не касается суждений о самом себе (нежелание учиться у детей, сотрудничество коллег, поддержку, дружелюбие, гордость за учеников и др.).
Группа ответов с негативным отражением себя в профессии достаточно многочисленна и составила в нашем пилотном эксперименте более 50%. Неумение или нежелание выразить свой менталитет в профессии, который представлен в рефлексии отношения учеников или коллег, показали порядка 30% реципиентов. И только 20% позитивно отрефлексировали себя в профессии.
Эксперимент показал, что сформиро-ванность негативного ощущения себя в профессии педагога не носит системного характера, что этот вывод статистически не обоснован, поскольку выборка количества реципиентов для пилотного эксперимента была мала и ограничивалась рамками одной образовательной организации.
Ментальный анализ в направлениях «Что я умею», «Что я могу делать» и «Что я делаю» показал, что у педагогов нет понимания их четкой дифференциации. По сути, они ассоциируются ими как однородные: «что умею, то и могу, что могу, то и делаю». Анализ позволил классифицировать ответы педагогов по перечисленным направлениям следующим образом:
• по отношению к детям - развивать интерес, учить, создавать доброжелательную атмосферу;
• по отношению к организации процесса обучения - составлять конспекты нестандартных уроков, создавать презентации и индивидуальные задания;
• по отношению к саморазвитию -проводить исследования, работать с информацией.
Очевидно, что в эксперименте более крупного масштаба необходимо более тщательно подойти к обоснованию реципиентам различий указанных направлений в ментальной карте.
Педагоги, участвовавшие в эксперименте по самоанализу «Я в профессии», не сумели четко сформулировать ответ по направлению «Чего я хочу», их ответы носят обобщённый, не конкретизированный характер. То, чего они хотели бы, часто носит эмпа-тийную окраску, например: успешности учеников, развить у учеников интерес к пред-
мету и научить их решать задачи, уважения коллег, заинтересованности и любопытства к своему предмету.
Многие педагоги указали, что ощущают потребность в знаниях методического и психологического характера, хотят чувствовать себя уверенно в своей профессии и более тесного сотрудничества с коллегами.
Желания учителей, естественно, касаются также уменьшения нагрузки и повышения оплаты труда. Только в одной из ментальных карт, заполненных педагогами, в качестве желаемого для своего профессионального развития заявлено «самосовершенствование».
Интересно, что именно направление «Чего я хочу в профессии» оказалось наименее заполненным. Это еще одно подтверждение того, что учителю образовательных
организаций трудно провести самоанализ и осуществить адекватную саморефлексию своей профессиональной компетентности, возможно это еще и потому, что у него просто нет на это времени.
Таким образом, эксперимент показал, что построение ментальных карт может стать эффективным инструментом в продвижении к успеху в педагогической профессии, осознание собственной менталь-ности на основе ее всестороннего анализа становится значимым потенциалом в продвижении по карьерной лестнице как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.
Публикация подготовлена в рамках госзадания (проект №27.9426.2017/БЧ, проект № 27.9434. 2017/БЧ).
Литература
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 октября 2013 г. № 544н. [Электронный ресурс] / режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
3. Чернова Е. Ю. Самоанализ деятельности преподавателя как показатель ее качества: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2005. - 21 с.
4. Перенкова Е.В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы: автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2003. - 20 с.
5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Изд-во «Педагогический поиск». 2013. - 240 с.
6. Гусев А.Г. Диалог как средство формирования у педагогов умений самоанализа профессиональной деятельности в системе повышения их квалификации: автореф. дис... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2002. - 23 с.
7. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 247 с. - С. 125.
8. Рикки Хант, Тони Базан. Как создать Интеллектуальную организацию. - М.: Изд. Ин-фра-М, 2002. - 228 с.
9. Интеллект-карты: тренинг эффективного мышления http://mind-map.ru/intellekt-каг1у/о-ка^а№/й^ойуа/
10. Как рисовать карты (от Сергея Шипунова) http://mind-map.ru/intellekt-karty/kak-risovat/ot-sergeya-shipunova/