УДК 372.881.111. 1
ПОРТФОЛИО КАК КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Высоцкая
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Рассмотрена проблема формирования и оценки педагогических компетенций в области дошкольного образования на примере учителя английского языка. Технология «портфолио» представлена как одна из эффективных технологий, позволяющая собрать и структурировать всю необходимую информацию о развитии педагогических компетенций, а также провести оценку в любой период повышения квалификации педагога. Выделены четыре основные компетенции педагога иностранного языка, обучающего детей дошкольного возраста. Сформулированы требования по трем уровням сформированности основных компетенций педагога. Разработаны критерии оценки каждого из уровней.
Ключевые слова: повышение квалификации, дошкольное образование, компетенции, педагог иностранного языка, портфолио, тренинг, наставничество, саморефлексия.
Современным организациям необходимы сотрудники, готовые учиться и развиваться на протяжении всего времени работы, затрачивающие при этом минимум усилий, но с большей эффективностью. Для обучающей организации такая необходимость неоспорима - педагоги учат и постоянно учатся сами. При этом возникает вопрос, как проследить и оценить профессиональное становление и развитие педагога.
Все большим спросом пользуются высококлассные специалисты в области дошкольного образования (ДО) [1]. Несмотря на высокий спрос, молодому специалисту, а порой и опытному, часто не хватает определенных компетенций, свойственных данной профессии. По нашим наблюдениям, наиболее действенный способ обретения хороших специалистов - воспитание собственных сотрудников компании.
Цель данной статьи - рассмотреть одну из эффективных образовательных технологий - порт-фолио, позволяющего наглядно представить компетенции педагога иностранного языка, работающего в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), и проследить их дальнейшее развитие.
«Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно ориентированный подход в образовании, является технология работы с портфолио учащегося». Г. Б. Голуб и О. В. Чура-кова определяют портфолио как новую форму контроля и оценки достижений учащихся, его характеристику, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познователь-ной деятельности, включая самооценку [2].
Оксфордский словарь дает следующее определение: портфолио - это набор показателей проведенной творческой работы, предназначенной для
предъявления потенциальному работодателю с целью обозначения своих способностей [3].
В настоящее время технология «портфолио» является одной из эффективных технологий, ориентированных на результат. При работе с портфолио реализуется главная идея обучения «научить учиться» [4], так как учащийся осознает свою деятельность, видит ее результаты, делает рефлексивный анализ и оценивает свои достижения - в этом заключается актуальность исследования и применения данной технологии (Н. Н. Сметанникова, Е. С. Полат, И. В. Шалыгина и др.). «Портфолио может стать формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащегося» [5].
Таким образом, портфолио является главным демонстрационным элементом при сборе, систематизации и хранении информации, с одной стороны, и развитии у учащегося рефлексии, умения оценивать свою деятельность, выполнять поставленные цели - с другой стороны.
Портфолио выполняет следующие функции: 1) целеполагательную - ставится конкретная цель проекта; 2) мотивационную - наглядность достижения цели дает стимул двигаться к результату; 3) диагностическую - фиксируются изменения и рост за определенный период времени; 4) содержательную - все материалы хранятся в одной папке; 5) развивающую - обеспечивается непрерывность процесса профессионального развития; 6) рейтинговую - показывается диапазон навыков и умений [6].
Н. П. Дутко рассматривает портфолио как технологию, «позволяющую помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя. Портфолио учителя может быть средством мониторинга профессионального роста учителя, отражающего уровень его
компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса» [7].
Такой взгляд подтверждает мысль о том, что портфолио является удобным и эффективным способом выявления и развития педагогических компетенций. Проанализировав работы отечественных (И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков, Н. В. Кузьмина, Е. С. Митюшова и др.) и зарубежных специалистов (John Raven, Virginia's Competencies for Early Childhood Professionals и др.), учитывая собственный опыт и особенности работы в иноязычном дошкольном образовании, были выделены следующие значимые для развития компетенции и виды деятельности педагога: 1) коммуникативная; 2) информационная; 3) организационная; 4)творческая.
Коммуникативная компетенция предполагает умение налаживать контакт с учениками и их родителями, развитые языковые навыки как родной речи, так и иностранной речи, владение «детской» иностранной речью.
Информационная компетенция связана с поиском, анализом, преобразованием и использованием полученной информации для решения поставленной задачи.
Организационная компетенция предполагает умение и готовность ставить перед собой образовательные задачи, планировать траекторию их развития, ответственно подходить к выполнению поставленных задач [8].
Творческая деятельность означает умение выходить за рамки привычных решений поставленной задачи, готовность к росту и развитию, использование максимум своих способностей для достижения результата, применение творческого (художественного, музыкального, актерского и др.) подхода в образовании [9].
Данные компетенции рассмотрены в соотношении со следующими стадиями обучения: как известно, вначале мы получаем новые знания в виде теории, информации от какого-либо источника; затем применяем полученные знания на практике и более высокая третья стадия - обучение других тому, что мы умеем делать.
На уровне I «Знаю» учащийся понимает важность обучения, проявляет интерес к поступающей информации, усваивает теоретическую составляющую обучающего курса. На этом этапе необходимо «посредничество», то есть кто-то или что-то помогающее, дающее направление во время обучения, как, например, источник информации в виде книги или наставника [10].
На уровне II «Умею» педагог, проходящий обучение, может использовать новые навыки в своей
работе, проводить эксперименты, анализировать получаемые результаты.
На уровне III «Могу научить» педагог может систематизировать свои знания, передавать накопленный опыт коллегам, делится своими находками, создает что-то новое (см. таблицы).
Требования к уровню сформированности основных компетенций педагога, проходящего обучение:
Коммуникативная компетенция:
- говорить на иностранном (английском) языке, начиная с уровня Upper-Intermediate (выше среднего) и развивать его (встречи с носителями языка, международные экзамены, программы повышения уровня владения иностранным языком и др.);
- говорить на уроке только на иностранном языке (создавать на уроке иноязычное пространство);
- говорить с ребенком на «понятном» ему языке (с помощью детских картинок, жестов, видеоматериалов);
- произносить слова отчетливо и в нужной степени громко;
- быть открытым (не бояться близкого контакта с ребенком: обнять, приласкать, погладить) и выслушивать ребенка, если у него есть какая-то просьба или пожелание [11];
- хвалить и поощрять ребенка за выполненное задание;
- разговаривать с родителями после урока или по телефону (один раз в месяц обязательно), чтобы родители знали о развитии своего ребенка и проблемах, которые вместе нужно постараться решить;
- ставить с родителями цели по развитию их ребенка (доносить до родителей цели обучения);
- говорить на правильном русском языке с родителями, с правильной интонацией (уважительно к родителям и с уважением к себе как личности и педагогу), доносить полную и достоверную информацию о своем курсе, каждом уроке и каждом ребенке в отдельности;
- выступать на широкую аудиторию (праздничные выступления, презентации, родительские и методические собрания);
- вести устную/письменную коммуникацию с коллегами для уточнения организационных, методических или личных (собственных) вопросов.
Информационная компетенция:
- осуществлять поиск необходимой информации на определенную тему (в бумажном/электронном форматах, спросить коллег / осведомленного человека);
- анализировать необходимый материал (изучать, делать выводы, формировать свое мнение, применять полученную информацию и экспериментировать, использовать на практике);
- делать рефлексивный анализ (выдвигать свое мнение, приводить аргументы, осуществлять самоанализ);
- преобразовывать полученную информацию (находить интересный материал в целях решения своей задачи / для своего курса/проекта и менять какую-либо часть для развития/улучшения курса/ проекта; комбинировать информацию, сравнивать, отсекать ненужное, отличать новый материал от устаревшего);
- использовать добытую информацию (проверять на практике на уроке/семинаре с учениками/ коллегами, создавать проект/курс);
- доводить поставленную задачу до ее логического завершения (предъявлять сделанный курс/ проект на проверку/оценку / для применения на практике).
Организационная компетенция:
- ставить перед собой образовательные задачи (выполнимые задачи, осуществляемые в целях развития/улучшения своей профессиональной деятельности);
- планировать траекторию развития поставленной задачи (писать план действий, ориентироваться на результат, осознавать смысл своих действий и их последствия);
- ответственно подходить к выполнению поставленных задач (ставить перед собой реальные цели, выполнять все в срок, вести учет своих действий, доводить до логического завершения, предъявлять свои достижения для общей оценки и дальнейшего использования полученного материала);
- проводить регулярный мониторинг деятельности своих учеников обязательно в начале, середине и конце обучения (быть к курсе развития и проблем своих учеников).
Творческая деятельность:
- расти и развиваться (быть готовым меняться, повышать свой профессионализм, постоянно учиться в практических целях);
- выходить за рамки привычных решений поставленной задачи (применять творческий подход, предлагать свои решения, осознавать существование нескольких путей решения задачи);
- использовать максимум своих способностей для достижения результата (применять свои таланты для выполнения задачи);
- применять творческий (художественный, музыкальный, актерский и др.) подход в образовании [12].
Основными подходами в разработке и ведении портфолио являются: 1) компетентностный подход (оценка и самооценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций); 2) деятельностный подход (оценка и самооценка практических результатов педагога и
его учеников); 3) системный подход (оценка и самооценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определение внутренней организации портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции портфолио в целом и отдельных его компонентов) [6].
Структура портфолио определяется целью -выявить компетенции педагога и проследить его дальнейшее развитие. Из существующих видов портфолио согласно его содержанию создан комбинированный вид, включающий достижения педагога, рефлексивную часть, материалы, отражающие цели, процесс и результат изучения какой-либо темы или решения проблемы.
Портфолио включает характеристику педагога на начало обучения, в середине обучения и в конце. В данный пункт входит анкета, состоящая из вышеперечисленных требований к уровню сфор-мированности основных компетенций педагога. В анкете педагог отмечает галочкой, насколько, по его мнению, важен тот или иной навык преподавателя иностранного языка, работающего с детьми 3-6 лет. После проставления степени важности педагог в квадрате слева отмечает по 10-балльной шкале свой уровень владения каждым из навыков.
№ Навыки Совсем не важно Не важно Не имеет значения Важно Очень важно
1 Говорить на иностранном языке, начиная с уровня Upper-Intermediate (выше среднего)
После заполнения анкеты также проводится тестирование педагога на знание английского языка по Oxford placement test.
Исходя из ответов педагога, выстраивается индивидуальный план обучения, включающий тренинги, наставничество и саморефлексию.
Под тренингами понимается тренировка навыков, которые необходимы педагогу для работы с дошкольниками, в виде практических упражнений [13]. Например, навык общения с ребенком на «понятном» ему языке практикуется вместе с коллегами, где обучающийся педагог демонстрирует способы передачи информации детям на иностранном языке (с помощью детских картинок, жестов, видеоматериалов). На следующем этапе педагог отрабатывает свой навык непосредственно с учениками на уроке.
Наставничество предполагает наблюдение и поддержку педагога на пути развития. Наставник
Критерии оценки коммуникативной компетенции педагога иностранного языка в области ДО
Уровень I
Уровень II
Уровень Ш
Novice
Advanced beginner
Competent
Advanced
Proficient
Expert
10 баллов
30 баллов
50 баллов
70 баллов
90 баллов
100 баллов
&
Педагог осознает важность донесения информации до ребенка на иностранном языке в доступной форме, знает о том, что речь должна быть внятной и четкой, понимает, что к ребенку нужно относиться с положительным настроем
Педагог знает, как подойти к ребенку, привлечь внимание ребенка, как настоять на своем, как
взаимодействовать в группе
Педагог проявляет положительное отношение к ребенку, не боится его, идет на контакт. Ребенок также положительно реагирует
Педагог может использовать иностранный язык как средство привлечения внимания ребенка (выражать сиюминутные эмоции, используя иностранный язык) и как средство корректировки поведения ребенка (каприз ребенка сменить договоренностью)
Педагог может поделиться со своими коллегами различными способами донесения информации до ребенка на неродном ему языке
Педагог делится своими разработками, представленными в виде проекта/ статьи/схемы или в любом другом систематизированном виде
Со Со
о
0
-к
1
§
к
0
§
«
1
s 3 а: 3 о о 3 а:
о ^
к а: 3
о »
s а:
а: §
8
а: §
0
<\)
о Л
о «
Педагог понимает, что важно держать родителей в курсе о развитии их ребенка и периодически с ними общаться [9]
Педагог знает, как доносить информацию до родителей, как учитывать свои (педагогические) интересы и интересы родителей, как вести себя на родительских собраниях
Педагог умеет взаимодействовать с родителями, производя положительное впечатление
профессионала, легко идет на контакт с родителями при любых
обстоятельствах (как при желании родителей получить информацию о своем ребенке, так и при желании разобраться в какой-либо проблеме)
Педагог может использовать свои знания и опыт для убеждения и помощи родителям в воспитательных и образовательных (предметных) вопросах
Педагог может поделиться со своими коллегами наиболее эффективными способами донесения информации до родителей
Педагог делится своими разработками, представленными в виде проекта/ статьи/схемы или в любом другом систематизированном виде, служит примером для остальных сотрудников
«
и s
а
g
ï'I
I I « &
Педагог согласен с тем, что важно уметь правильно вести себя, стоя перед широкой аудиторией,осознает важность обучения этому навыку детей
Педагог знает, как посредством иностранного языка развить в себе этот навык, а также привить его ребенку
Педагог умеет взаимодействовать с широкой аудиторией, не теряется, смело выражает свое мнение, обучает этому навыку своих учеников
Педагог может использовать свои знания, опыт и практику общения с людьми на иностранном языке для выражения своего мнения и убеждения других людей
Педагог может поделиться со своими коллегами и учениками наиболее эффективными методами донесения информации большому кругу людей
Педагог делится своими разработками, представленными в виде проекта/ статьи/схемы или в любом другом систематизированном виде, служит примером для остальных сотрудников и своих учеников
Примечание. Novice expert - эксперт.
стажер, advanced beginner - начинающий преподаватель, competent - специалист, advanced - продвинутый специалист, proficient - профессионал,
Критерии оценки информационного компетенции педагога иностранного языка в области ДО
Уровень I Уровень П Уровень Ш
Novice Advanced beginner Competent Advanced Proficient Expert
10 баллов 30 баллов 50 баллов 70 баллов 90 баллов 100 баллов
Информационная компетенция Педагог знает, что важно уметь работать с информацией, находить новые источники знания, постоянно самосовершенствоваться и прививать этот навык своим ученикам Педагог знает, как осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, преобразовывать и использовать полученный материал Педагог может использовать свои знания о том, как работать с информацией (русскоязычной и иностранной) в целях развития себя и своих учеников Педагог умеет осуществлять поиск, анализировать, преобразовывать и использовать необходимую информацию в образовательных целях Педагог может поделиться со своими коллегами различными способами поиска, анализа и донесения информации до ребенка на неродном ему языке Педагог делится своими находками, представленными в виде проекта/ статьи/схемы или в любом другом систематизированном виде
Критерии оценки организационной компетенции педагога иностранного языка в области ДО
Уровень I Уровень П Уровень Ш
Novice Advanced beginner Competent Advanced Proficient Expert
10 баллов 30 баллов 50 баллов 70 баллов 90 баллов 100 баллов
Организационная компетенция Педагог осознает важность постановки образовательных задач перед собой и своими учениками, признает необходимость планирования и доведения до результата Педагог знает, как ставить задачи, планировать их траекторию развития и осуществлять в предусмотренные сроки Педагог проявляет ответственное отношение в выполнении своих задач (ставит выполнимые цели, выполняет все в срок, ведет учет своих действий) Педагог может ставить перед собой и своими учениками образовательные задачи, планировать, вести учет и осуществлять задуманное Педагог может поделиться со своими коллегами различными способами организации своих действий и действий ребенка (завершение начатой на уроке работы: выучивание песенки, завершение поделки и т. д.) Педагог делится своими открытиями, представленными в виде проекта/ статьи/схемы или в любом другом систематизированном виде
Критерии оценки творческого деятельности педагога иностранного языка в области ДО
Уровень I Уровень П Уровень Ш
Novice Advanced beginner Competent Advanced Proficient Expert
10 баллов 30 баллов 50 баллов 70 баллов 90 баллов 100 баллов
Творческая деятельность Педагог осознает важность творческой реализации своего потенциала, важность развития творческих (художественного, музыкального, актерского и др.) навыков у детей Педагог знает, как применять творческий подход в решении образовательной задачи (элементы рисования/ декорирования / оформление наглядного материала, актерского мастерства, использование музыкального сопровождения на уроке и ДР-) Педагог умеет реализовывать свой творческий потенциал на уроке иностранного языка и прививать этот навык своим ученикам Педагог активно использует творческие элементы на своих уроках, не боится выйти за рамки стандартного решения образовательной задачи Педагог может поделиться со своими коллегами различными способами реализации творческого подхода на уроке иностранного языка Педагог делится своими разработками, представленными в виде проекта/ статьи/схемы или в любом другом систематизированном виде
оценивает со стороны процесс развития обучающегося педагога, фиксируя изменения с начала обучения и до его окончания.
Саморефлексия означает анализ своего развития и принятие на себя полной ответственности за результаты своего обучения. Педагог прослеживает свое развитие, фиксируя его в отчете.
Педагогом также выбирается один из наиболее интересных ему навыков или один из связанных с обучением вопросов и в качестве проекта к порт-фолио развивается в установленные сроки до экспертного уровня, то есть создается собственная модель реализации выбранного навыка.
«Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения способа организации портфо-лио» [5].
Этапы реализации технологии «портфолио»:
1) постановочный (знакомство педагогов с технологией портфолио); 2) основной (самостоятельная работа над портфолио с периодичной отчетностью); 3) заключительный (самоанализ проделанной работы, оценка и сертификация) [6].
Алгоритм запуска портфолио представлен следующим образом: 1) предварительное мотиваци-онное знакомство с работой над портфолио;
2) определение сроков сдачи отчетности; 3) определение критериев оценивания.
Согласно проекту концепции и содержания профессионального стандарта учителя, представленному на сайте Министерства образования и науки РФ, профессиональная деятельность педагога до-
школьного образования может оцениваться только комплексно. При этом оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к дошкольному учреждению и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь ДУ [14].
Исходя из вышесказанного, были разработаны следующие этапы оценивания педагога наставником и независимым экспертом (коллегой): 1) фиксирование положительных изменений в группе детей, с которой работает обучающийся педагог; 2) опрос родителей данной группы детей; 3) представление педагогом своего проекта и саморефлексия. Для осуществления оценки педагога взяты предложенные Г. Б. Скок «Результаты анализа педагогической деятельности преподавателя» с небольшими изменениями под возраст учащихся [15].
Портфолио является одним из эффективных способов формирования педагогических компетенций. Данная технология позволяет проводить оценку педагогических компетенций на протяжении необходимого времени, служит «хранилищем» всей информации о педагоге и его достижениях, позволяет структурировать деятельность педагога.
Воспитание новых сотрудников через освоение технологии «портфолио» позволит не только проследить их развитие, но и предоставит возможность в дальнейшем использовать накопленный материал для применения в учебном процессе и для новых исследований.
Список литературы
I. Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г . / Минобрнауки России . URL: Мф://минобрнауки . рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 1%8B?keywords=124 (дата обращения 20 . 10 .2016) .
2 . Педагогический терминологический словарь . СПб. : Российская национальная библиотека, 2006 . URL: http://pedagogical_dictionary.
academic . ru (дата обращения 7 .09 .2016) .
3 . Oxford Dictionary of English . 3rd Edition . Oxford University Press, 2010 .
4 . Ксензова Г. Ю . Оценочная деятельность учителя: учебно-метод . пособие . М .: Педагогическое общество России, 2002 . 128 с.
5 . Голуб Г . Б . , Чуракова О . В . Технология портфолио в системе педагогической диагностики: метод . рекомендации для учителя по работе
с портфолио проектной деятельности учащихся . Самара: Профи, 2004. 62 с .
6 . Фомина Д . А . Педагогическая технология «Создание портфолио» . URL: http://www. mbdou10-tula . ru/opit-fominoi/metodicheskie-materialy/
attestacia (дата обращения: 12 .09 .2016) .
7 . Дутко Н . П . Портфолио как технология оценивания профессионального роста учителя . URL: http://pjrtfolio . ucoz .ru (дата обращения:
12 .09 .2016) .
8 . Красноперова Т . В . Технология «Портфолио» - ведущий показатель целостной системы оценки качества образования // Фестиваль
педагогических идей . URL: http://festival .1september.ru/articles/ (дата обращения: 11.09 .2016) .
9 . Коломиец С . М . Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей . М .: Перо, 2010 . 181 с .
10 . Payne, Ruby K . , Ph . D . Understanding learning: the How, the Why, the What. - aha! Process, Inc. , 2002 . 91 p .
II. Токарева Т . А . Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . № 2 (12) . С . 118-123 .
12 . Яркина Т . Н ., Маркова Н .А .К вопросу о профессионально значимых качествах и свойствах педагога дошкольного образования в условиях стандартизации профессионально-педагогической деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . № 3 (13) .С .54-62 .
13 . Смышляева Л . Г. , Купершлаг И . Г. , Кравченко О . И . Развитие профессиональной Я-концепции педагога дошкольного образования в
условиях профессиональной переподготовки // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . № 1 (11) . C . 45-52 .
14 . Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя от 15 февраля 2013 г. / Минобрна-
уки России . URL: http://минобрнауки . рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071/%D0% BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C (дата обращения: 20 . 10 .2016) .
15 . Скок Г . Б . Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей / отв . ред .
Ю . А. Кудрявцев. М . : Педагогическое общество России, 2001.102 с .
Высоцкая Анна Васильевна, аспирант, Новосибирский государственный технический университет (пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, 630073). E-mail: ann.astrum@mail.ru
Материал поступил в редакцию 15.09.2016.
PORTFOLIO AS A COMPETENCE-ORIENTED TECHNOLOGY OF TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE FIELD OF PRESCHOOL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
A V. Vysotskaya
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation
In the article we discuss the problem of formation and evaluation of pedagogical competences in the field of preschool foreign language education. Modern educational companies are in need of flexible and constantly developing teachers. The technology of portfolio is shown as one of the effective technologies which allows us to collect and structure all the information about the development of pedagogical competences. The teacher's portfolio consists of a teacher questionnaire, English placement test, individual plan, project, teacher's characteristics and self-reflection. It also helps to evaluate a teacher at any period of her or his professional development. The sources of evaluation are supervisors' feedback, parents' feedback and self-reflection. We distinguish four main pedagogical competences in the field of preschool foreign language education. They are communicative competences, informative competences, organizational competences and creative activity. We also formulate the requirements according to the three-level system of formation of the main pedagogical competences and the criteria of evaluation for each of three levels. The level «I know» means teachers understand the importance of self-development and they learn new skills. The level «I can» means teachers practice new skills at their lessons. The level «I can teach» means teachers can share their experience with colleagues.
Key words: professional development, preschool education, competences, foreign language teacher, portfolio, training, supervision, self-reflection
References
1. Prikaz «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» ot 17 oktyabrya 2013 g . [«The statement of the federal state educational standard of early childhood education» from 17 October, 2013] . Minobrnauki Rossii [The Ministry of education and science of Russia] (in Russian) . URL: Мф://минобрнауки . рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=124 (accessed 20 . 10 .2016) .
2 . Pedagogicheskiy terminologicheskiyslovar'[Pedagogical terminological dictionary], St . Petersburg, Rossiyskaya natsional'naya biblioteka, 2006
(in Russian) . URL: http://pedagogical_dictionary. academic, ru (accessed 07 .09 .2016) .
3 . Oxford Dictionary of English, 3rd Edition . Oxford University Press, 2010 .
4 . Ksenzova G . Yu . Otsenochnaya deyatel'nost' uchitelya: ucheb.-metod. posobiye [Teacher's evaluation: teaching and methodological textbook] .
Мoscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ ., 2002 . 128 p . (in Russian) .
5 . Golub G . B ., Churakova О . V. Tekhnologiya portfolio v sisteme pedagogicheskoy diagnostiki: metodicheskiye rekomendatsii dlya uchitelya po
rabote s portfolio proektnoy deiatelnosti uchashchikhsya [Technology Portfolio in the system of pedagogical diagnostics: methodological recommendations for teachers working with portfolios of students' projects] . Samara, Profi Publ ., 2004. 62 p . (in Russian) .
6 . Fomina D . А . Pedagogicheskaya tekhnologiya "Sozdaniye portfolio" [Pedagogical technology "Portfolio creation"] (in Russian) . URL: http://www.
mbdou10-tula ru/opit-fominoi/metodicheskie-materialy/attestacia (accessed 12 09 2016)
7 . Dutko N . P. Portfolio kak tekhnologiya otsenivaniya professional'nogo rosta uchitelya [Portfolio as the technology of evaluation of teacher's
professional growth] (in Russian) . URL: http://pjrtfolio . ucoz . ru (accessed 12 .09 .2016) .
8 . Krasnoperova Т . V. Tekhnologiya "Portfoliо" - vedushchiy pokazatel' tselostnoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Technology Portfolio as
a leading index of the whole system of evaluation of educational quality] . Festival' pedagogicheskikh idey [Festival of pedagogical ideas] (in Russian) . URL: http://festival . 1september.ru/articles/ (accessed 11.09 .2016) .
9 . Kolomiets S . М . Tvorcheskiye kompetentsii studentov sotsial'no-ekonomicheskikh spetsial'nostey [Art competencies of students of social and
economic departments] . Мoscow, Pero Publ . , 2010 . 181 p . (in Russian) .
10 . Payne, Ruby K . Understanding learning: the How, the Why, the What . - aha! Process, Inc ., 2002 . 91 pp . (in English) . 11. Tokareva T. A . Izmeneniye soderzhaniya obrazovatel'noy deyatel'nosti v usloviyakh novogo Federal'nogo gosudarstvennogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [Changing of educational activity in conditions of the new federal state standard of preschool education] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, 2 (12), pp . 118-123 (in Russian) .
12 . Yarkina T. N ., Markova N . A. K voprosu o professional'no znachimykh kachestvakh i svoystvakh pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya v uslovi-
yakh standartizatsii professional'no-pedagogicheskoy deyatelnosti [The issue of professionally significant qualities and competencies of preschool teachers in conditions of proffesional-pedagogical activity standardization] Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, 3 (13), pp . 54-62 (in Russian) .
13 . Smyshlyayeva L . G ., Kupershlag I . G . , Kravchenko O . I . Razvitiye professional'noy Ya-kontseptsii pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya v uslovi-
yakh professional'noy podgotovki [Development of professional self-concept of preschool teachers in vocational retraining] . Nauchno-peda-gogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, 1 (11), pp . 45-52 (in Russian) .
14 Obshchestvennoye obsuzhdeniye proekta kontseptsii i soderzhaniya professional'nogo standarta uchitelya ot 15 fevralya 2013 g [Public discussion of the project of concept and content of the teacher's professional standart from 15 February, 2013] . Minobrnauki Rossii [The Ministry of education and science of Russia] (in Russian) . URL: http://MMHo6pHayw . p$/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B D%D1%82%D1%8B/3071/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C (accessed 20 . 10 .2016) .
15 . Skok G . B . Kak proanalizirovat' sobstvennuyu pedagogicheskuyu deyatel'nost': ucheb. posobiye dlya prepodavateley [How to analyze your own
pedagogical work: study guide for teachers] . Otv. red . Yu . A. Kudryavtsev [Executive editor Yu .A. Kudryavtsev] . Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ . , 2001.102 p . (in Russian) .
Vysotskaya A. V., Novosibirsk State Technical University (pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russian Federation, 630073). E-mail: ann.astrum@mail.ru