УДК 378. 1.47
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ ШКОЛЬНИКОВ:
ТРАЕКТОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА
З.М. Магиярова
Аннотация. Поиск оптимальных механизмов педагогического управления учебной научной работой учащихся вызывает необходимость определения направлений взаимодействия всех заинтересованных сторон -самих школьников, учителей, вузовских ученых и родителей. Функциональная роль школьного учителя как главного звена в педагогическом управлении этой деятельностью состоит в обеспечении органического сбалансированного соотношения учения и научно-исследовательской работы школьников. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен, прежде всего, на подготовку ученика реализовывать индивидуальную траекторию научно-исследовательской работы, начиная с приобретения учебных умений в процессе обучения в начальном звене общей школы.
Ключевые слова: учебная научная работа школьника, педагогический менеджмент, учебные умения, учебно-управленческие умения, учебно-информационные умения, учебно-логические умения, саморефлексия, индивидуальная траектория, взаимодействие школы и вуза.
PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF PUPILS' SCIENTIFIC WORK:
PATHS OF COOPERATION OF SCHOOL AND UNIVERSITY
Z. Magiyarova
Abstract. The search for optimal mechanisms of pedagogical management of educational scientific work of pupils needs identifying paths of cooperation between all concerned parties - the pupils themselves, teachers, university researchers and parents. The functional role of school teacher as the main link in the pedagogical management of these activities is to provide an organic balance between teaching and research work of pupils. The educational process should be directed, first of all, to prepare the pupil to realize individual path of research work, starting with the acquisition of general learning skills in the learning process in primary school.
Keywords: research work of a pupil, pedagogical management, learning skills, learning and management skills, learning and information skills, learning and logical skills, self-reflection, personal path, cooperation between school and university.
Требования к качеству реализации ФГОС общего образования направлены на повышение результатов организации учебной научной работы учащихся в школе. Субъекты учебного процесса должны восприниматься как активные организаторы собственного образования, подготовки себя к будущей профессиональной деятельности и карьерному росту в выбранной профессии. Этим вызваны поиски новых механизмов школьного менеджмента -педагогического управления учебной научной работой учащихся.
Назовем определяющие ценностно-смысловые характеристики механизма педагогического управления учебной научной работой.
1. Компетентность педагогов как руководителей программ научной работой учащихся в школе.
2. Формирование учебных умений учащихся, универсальных для освоения школьных учебных дисциплин, являющихся основой учебной научной деятельности.
3. Построение учебно-воспитательного процесса, готового создать и реализовать индивидуальную траекторию научно-
исследовательской работы всех
заинтересованных сторон: учителя, школьника, преподавателя вуза.
Рассмотрим их подробнее.
Профессиональная готовность учителей к педагогическому управлению научной работой учащихся. Оценивая реальную ситуацию состояния учебной научной работы учащихся в динамике с учетом запросов времени, заметим, что в создании сбалансированной траектории этой деятельности, прежде всего, необходимо учитывать профессиональную готовность учителей к педагогическому управлению научной работой учащихся.
Профессиональная компетентность педагогов как руководителей научных программ в школе во многом определяется имеющейся у них системой компетенций, как основы управления научной работой учащихся. Другими словами, школьный учитель - это еще и ученый. Профессиональная компетентность педагогов как руководителей научных программ в школе определяется нами как система личностных и профессиональных компетенций управления научной работой учащихся.
Отечественные ученые О.А. Андреев, Н.М. Борытко, М.И. Махмутов, М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков и др. определяют, что учитель как организатор научной работы учащихся должен иметь интерес и стимул к таким исследованиям в сфере образования. В когнитивном блоке компетенций особо должны быть выделены следующие умения: ставить и достигать реальные и перспективные цели, связанные с научной деятельностью; осуществлять поисковую деятельность; выделять главное при структурировании учебного материала; обобщать и внедрять в учебный процесс полученные результаты.
Педагогические компетенции будущих учителей формируются в процессе научной работы в годы обучения в вузе, становятся основой управления учебной научной деятельностью учащихся в школе. В условиях реализации наукоориентированных программ организации учебной работы учащихся предполагается расширение практической подготовки будущих специалистов (учителей, воспитателей, психологов) сферы образования. Следует подчеркнуть, комплексная программа повышения профессионального мастерства учителей каждой школы должна быть направлена на расширение компетенций педагогического управления научной работой учащихся.
В условиях сетевого формата реализации образовательных программ важным аспектом, на наш взгляд, является необходимость объединения усилий вузов, успешных педагогических колледжей и средних образовательных учреждений в этом направлении. Такое сотрудничество открывает возможность по-новому организовать индивидуальную траекторию научно-исследовательской работы всех заинтересованных сторон образовательного процесса - учителя, школьника, преподавателя вуза. Поскольку сегодня важным показателем школы становится не только участие в научных конференциях, олимпиадах различного уровня как прежде, а проведение серьезных исследований в составе творческих групп кафедр, лабораторий и других научных подразделений ведущих вузов. Безусловно, сегодня в школах Республики Татарстан регулярно проводятся олимпиады, научные конференции разного уровня. Но в новых условиях вектор развития научного потенциала школьников должен будет ориентирован на подготовку выпускников школ -будущих абитуриентов вузов, обладающих культурой научного труда и владеющих навыками ведения учебных экспериментов. Как отмечалось выше, этого можно достичь в условиях развития сотрудничества школ и
ведущих вузов. Новым условием расширения педагогического сотрудничества системы «школа-вуз», видится организация базовых кафедр вузов в школах, которые дадут возможность вести совместную научную деятельность учащихся и студентов. Кроме того, факультеты, кафедры вузов могут предоставлять учащимся возможность работать в современных компьютерных классах, лабораториях. Такой опыт уже есть в КНИТУ (КХТИ). Это -инициатива вуза о внедрении новой модели профориентационной работы на основе «профессиональных проб» для учащихся 7-11-х классов с участием промышленных предприятий-партнеров; республиканский конкурс учителей химии «Все грани химии» и д.п. В таких условиях учащимся, проявляющим заинтересованность в углубленном изучении школьных дисциплин, открывается возможность принимать активное участие в научных группах студентов вузов.
Формирование универсальных учебных умений школьников, как основы учебной научной деятельности. Как отмечалось выше, базовыми в научной работе школьника являются учебные умения. Это они - учебные умения создают основу механизма усвоения учащимися содержания школьных программ. Исследование, независимо оттого, какое оно - научное или научно-учебное, имеет целенаправленный характер и определенную систему, поэтому опирается на ход и результаты об учебной познавательной деятельности. Научная работа, прежде всего, должна быть организована с опорой на уже приобретенные учебные умения
[3].
В дидактике учебные компетенции сгруппированы следующим образом: учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические. В современной специальной литературе перечисленные группы учебных компетенций школьников именуется одним термином «учебно-организационные умения».
Рассмотрим суть понятия «учебно-управленческие» умения. Само название продиктовано новыми требованиями к качеству школьного образования. Приобретенные учащимися учебные умения, дальнейший их качественный рост создают универсальную базу для освоения школьных учебных дисциплин. Очевидно, по результатам такой аналитической работы собственной учебной деятельности, учащиеся увереннее смогут самостоятельно осуществлять планирование и выполнение научной работы, т.е. определять цели и задачи, осуществить выбор средств их достижения, проводить контроль (самоконтроль), анализ и
оценку результатов реализации поставленных целей.
В составе учебных умений особое значение имеют учебно-информационные умения. Такое определение подчеркивает приоритетное значение индивидуальных учебных умений учащихся, необходимых для постановки учебной задачи, проектирования их выполнения. Поэтому возрастает роль учебно-информационных умений: умение работать с письменным и устным текстом, а также специальной литературой. Эти умения имеют большое значение в учебной коммуникативной деятельности. В
информационном поле учебной научной деятельности наблюдается тесная взаимосвязь этих двух групп учебных умений.
Следующая группа - учебно-логические умения, выделяемая в отдельную группу, неразделима с понятиями «восприятие, «мышление», «речь» и другими психическими процессами. Логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности. Следует подчеркнуть, что главной характеристикой процесса мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, направленный на решение поставленных учебных задач. Учебно-логические умения, приобретенные в школе, получат применение в профессиональной подготовке в вузе в разработке и реализации научных программ.
Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что учебные умения, которые заложены еще в начальной ступени школы, должны активно использоваться и развиваться на последующих ступенях образования. В настоящее время на базе новых содержательных стандартов сложились реальные подходы к разработке рабочих программ по школьным дисциплинам. В них приобретение и совершенствование качества учебных умений, в первую очередь, определяется с уточнением нормативных требований к педагогическому управлению учебной научной деятельностью из ступени к ступени образования [1;2;4].
Построение индивидуальной траектории учебной научно-исследовательской работы ученика в учебно-воспитательном процессе школы. Для школьника научно-исследовательская деятельность - это прекрасная школа реализации собственного потенциала, приобретения умений научного познания, анализа и обобщения научных фактов, приобретения навыков исследовательской работы, необходимых в будущем в приобретении специальности в вузе, самореализации в профессии и формировании карьеры [4]. Ибо подготовка к выбору профессии - кем быть? - для молодого человека является основой самоутверждения сейчас и в будущем,
предопределяет к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбирать, какие цели реализовать. Научно -исследовательская деятельность школьника формирует умения анализировать и оценивать свои возможности, корректировать
несоответствия между своими возможностями и требованиями. Более того, научная деятельность для школьника - это прекрасная школа научно -делового этикета, ораторского искусства, развития коммуникативных способностей.
Следуя конструктивным утверждениям учителей начальных классов, в вуз надо готовить с начальной школы. Понятно всем, что базовым в механизме педагогического управления научной работой являются учебные умения. Поэтому школьная программа научной работы, прежде всего, должна быть ориентирована на формирование учебных умений, универсальных для освоения школьных учебных дисциплин, которые, как известно, приобретаются уже в начальных классах и расширяются в годы обучения в старших ступенях школы. Младший школьник благоприятный, внутренне готовый возраст для приобретения учебных умений. Поэтому еще в ранней стадии обучения ему важно оказать помощь в построении индивидуальной образовательной траектории, т.е. образовательного маршрута приобретения учебных умений. В педагогической литературе понятие «образовательный маршрут»
рассматривается как персональная
целенаправленная проектируемая
дифференцированная образовательная программа ученика, которая определяется образовательными потребностями, индивидуальными
способностями и возможностями, а также стандартами образования.
Поскольку формирование учебных умений -основополагающий аспект в механизме педагогического управления научной работой в школе определим этапы их формирования.
Первый этап. Определение комплекса учебных умений для успешного выполнения определенных видов учебной деятельности. Учебная деятельность с элементами научной исследовательской работы предполагает наличие и использование многих учебных умений. Поясним эту мысль на примере фрагмента урока, посвященного Году защиты водоемов Татарстана на тему «Родничок» За партами 4 класс.
Учащимся предложено прочитать текст самостоятельно дома и подготовиться к составлению плана обсуждения текста и выбора заглавия текста, например: «Мое отношение к поступку мальчиков».
Виды учебных действий учащихся:
1) понимание, утверждение темы;
2) определение, конкретизация цели и задач;
3) составление плана;
4) работа над текстом согласно цели, задачам и плану;
5) выбор лидера, распределение поручений в группе;
6) подготовка к выступлениям;
7) уточнение вопросов для анализа содержания, например: Как зовут действующих лиц? Как вы думаете, сколько им лет? Почему это важно нам знать? Где нашли они родник?
8) расскажите о поступке мальчиков по составленному вами плану;
9) выступления;
10) анализ (самоанализ), подведение итогов. Второй этап характеризуется определением
степени реализации функций приобретенных
Таблица 1. Тома (США)
Учителя должны иметь педагогические компетенции по разработке практических рекомендаций по саморефлексии по преподаваемой учебной дисциплине. Учащийся
учебных умений в процессе изучения учебных дисциплин. На данном этапе происходит выявление конкретных учебных умений, необходимых для реализации определенного вида деятельности. Так, например, для самоподготовки необходимы такие учебные умения, как: умение работать с различными источниками информации (учебник, СМИ, Интернет, каталог, справочник и т.д.). При этом следует особо подчеркнуть, что динамика формирования учебных научных умений предполагает переход от внешнего управления как участника совместной деятельности учителей, родителей (выполнение проекта, участие в дискуссии, деловой игре и т.д.) к самоуправлению - позиционированию себя, саморефлексии учебных навыков для коррекции и применения их в других видах деятельности.
может оценить свой уровень учебных умений по предложенным критериям. Приводим пример составления таблицы самоанализа учебных умений по принятию решений, см. таблицу 2.
Таблица 2. - Пример самоанализа учебных умений по принятию решений учеником
баллы Мои достижения Перспективы развития
5,4,3 Я анализирую учебную информацию по теме что поможет мне найти исследовательскую проблему. Могу точно сказать, как построю работу и чему научусь в результате работы. Я могу предсказать, какая часть составит для меня особую трудность Составлять четкий план и его придерживаться
5,4,3 Я делаю ошибки при определении ценности информации для моего задания и объяснения для ее полезности и достоверности В процессе чтения выделять необходимую информацию по теме научной работы. Вести запись основной идеи. В процессе чтения сделать попытку угадать значение непонятных слов, значение отдельных понятий и выражений по контексту; если не удается, воспользоваться словарем
- Критерии саморефлексии учащимися учебных навыков (Разработаны по методике Тейлор-
Умение распределять обязанности в групповой деятельности: лидер, исполнитель Работа над литературой. Умеет работать с источниками соответственно целям, задачам, плану работы Умение анализировать и делать выводы. Выводы опираются на ключевые факты. Выделяет важные, четко и полно описывает. Удачная структура ответа, поясняющая ход мысли
Умеет излагать ход учебных действии, делать умозаключения. Речь грамотна, последовательна (планомерна) владеет ораторскими умениями
Умение самокритично анализировать свою работу, аргументировать положительное и недостатки, Умеет прислушиваться к оценке других сверстников
Ценностные ориентиры. Имеет аргументированную позицию. Умеет слушать и слышать. Знает и при необходимости использует позиции других участников групповой работы. Принимает и поддерживает кооперантные отношения в учебной группе
Контроль, самоконтроль выполнения задания. Находит уместную форму взаимоотношений, учитывая особенности сверстников, всей группы в целом
Продолжение таблицы № 2
5,4,3 Я четко определяю, насколько ценна конкретная информация для моей работы. Могу объяснить, как она будет полезна в решении поставленных задач Быть готовым объяснять достоверность информации в тексте
По результатам саморефлексии учебных умений в плане реализации их в учебной научной деятельности учащиеся увидят, приобретенные еще в начальной школе, формируемые в процессе изучения всех учебных дисциплин они широко применяются в научной работе. И наоборот, низкий уровень сформированности учебных умений тормозит деятельность сознательного планирования и выполнения такого вида учебной работы.
Третий этап. Определение возникших затруднений и их причин, установка на дальнейшую индивидуальную работу по формированию учебных умений, имеющихся у ученика. Поэтому третий этап знаменуется осуществлением переработки добытого материала: выделять в нем главное; определять, насколько ценна, достоверна информация для выполнения целей и задач; анализировать информацию, чтобы
Примерный алгоритм самоанализа учебных умений глазами ученика:
Умение определять цели и составлять план реализации.
- Я составляю план ( расписание) и стараюсь его придерживаться.
- Читаю как можно больше научной литературы, журнальных, энциклопедических и статей и других источников по теме.
- В процессе чтения выделяю необходимую информацию по теме научной работы. Быстро записываю основную идею. В процессе чтения пытаюсь угадать значение непонятных слов, отдельных понятий и выражений по контексту, если не удается, то выпишу и воспользуюсь словарем.
- Сгруппирую схожие идеи под общим заголовком, например: факты, примеры, опыт, описание и т.д.
- Занимаюсь, пока не завершу начатое дело. Это поможет мне научиться выполнять более трудные задания.
Умения анализа информации, учебного задания.
- Я четко определяю, насколько ценна и достоверна информация для выполнения целей и задач темы научной работы.
- Я анализирую информацию, чтобы выделить части для создания детализированного проекта.
- Я анализирую структуру информации, чтобы выделить проблему.
выделять главное для создания детализированного проекта.
После проведения защиты учебного проекта школьники анализируют примененные учебные умения. Как уже подчеркивалось выше, анализ (самоанализ) - это очень важное умение, позволяющее осмыслить положительный результат, а также причины затруднений (если они возникали) в реализации тех или иных учебных умений. Так, например, трудным оказалось для лидера рабочей группы распределение поручений между сверстниками и назначение ответственных за их выполнение. (Причинами может быть: нарушение добровольности, несогласованность действий с другими лидерами, недостаточное знание возможностей своих сверстников, и т.п.) Этот метод относительно сложен особенно для начинающего педагога, но полезен в педагогическом управлении научно-
исследовательской работой.
Умения сравнения предметов и явлений.
- Я выбираю важные объекты путем проведения сравнения.
- В сравнении мне помогает мое умение по-новому взглянуть на объект исследования.
- В сравнении мне помогают критерии сравнения, которые помогают по-новому, нестандартно взглянуть на объекты сравнения и выделить важные качества, свойства.
- Я выделяю сходства и различия предметов, объектов исследования по определенным критериям.
- Я умею сравнивать разные идеи, отличающиеся от моих и оценивать их.
Умения классификации.
- Я классифицирую объекты по категориям и могу объяснить, по каким критериям поместил в ту или иную группу.
- Я прихожу к обобщениям, классифицируя объекты и известные мне информации по конкретным наблюдениям осмысленно.
Дедукция (умение применять данные обобщения в другой ситуации).
- Я могу объяснить, каким образом данное умение обобщать может быть применено в других условиях.
- Я умею найти и объяснять свои ошибки путем анализа.
- Я исправляю ошибки с использованием своих знаний.
Умения обоснования и уверенного подтверждения своего утверждения.
- Я четко и точно презентую примеры, необходимые для уверенного подтверждения определенного утверждения.
- Я могу назвать причины невозможности применения других утверждений.
- Я могу объяснить, какой информации не хватает для обоснования определенной точки зрения.
Умения анализа и объяснения причин возникновения разногласий.
- Я могу определить причины разногласий в рабочей группе.
- Я могу высказать свою точку зрения обоснованно, могу показать пути разрешения.
Умения принятия решений.
- Для принятия окончательного решения проблемы возможные варианты анализирую по критериям.
- Я выбираю вариант решения, который удовлетворяет всем критериям.
- Я стараюсь точно аргументировать свое решение.
Умения оценки проделанной учебной работы.
- Я оцениваю свою работу по ожидаемому результату.
- Я прислушиваюсь точке зрения участников рабочей группы, пользуюсь ценной информацией о моей работе.
- Я умею пользоваться советом компетентных людей о моей работе.
- Я оцениваю качество своей работы и учусь на собственных ошибках.
- Я могу объяснить, чему смогу научиться благодаря успехам в выполнения этого задания.
- Я охотно участвую в дискуссиях о том, насколько мы хорошо поработали все вместе, о возможных изменениях для улучшения качеств совместной учебной работы.
Литература:
1. Махмутов М.И. Принцип проблемности / М.И. 3. Подъяков А.Н. Проблемы изучения Махмутов // Энциклопедия профессионального образования: исследовательского поведения / А.Н. Подъяков. - М.: 1998. -в 3-х т.; под ред. С.Я. Батышева. - М., АПО, 1999. 85 с.
2. Педагогика профессионального образования: 4. Хуторский А.В. Доктрина образования человека в учебное пособие; под ред. П.Н. Осипова. - Казань: РИЦ Российской Федерации / А.В. Хуторский // Народное «Школа», 2014. - 380 с. образование. - 2015. - № 3. - С. 35-46..
Самооценка эффективности деловой коммуникации.
- У меня высокая заинтересованность во взаимодействии (сотрудничества) со сверстниками в учебной группе.
- Я активен, активно участвую в групповых дискуссиях по проблеме.
- Стремлюсь выполнить порученную работу лучше, чем от меня ожидают.
- Стараюсь выступать в качестве лидера микрогруппы.
- Я стараюсь принимать участие в групповых дискуссиях по обсуждению хода выполнения задания и ожидаемых результатов.
Отсюда следует, что траектория педагогического управления учебной научной работой учащихся связана с определением направлений взаимодействия в учебно-научной деятельности всех заинтересованных сторон -самих школьников, учителей, вузовских ученых и родителей. В формировании учебных действий, умений главную роль играет учитель задолго до приобщения учащихся учебной научно деятельности, начиная с начальной школы и продолжается в старших классах. Сформированность учебных умений составляет основу обеспечения органического
сбалансированного соотношения учения и научно-исследовательской работы школьников. Получивший развитие в последние годы опыт взаимодействия учителей-предметников школ и ученых кафедр вузов в управлении индивидуальной траектории учебной научно-исследовательской работы учащихся в школьные годы - это серьезная школа приобретения навыков исследовательской работы, необходимых в приобретении специальности в вузе, самореализации в будущем в профессии и формировании карьеры.
Сведения об авторе:
Магиярова Зиля Миннегаяновна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры обучения на двуязычной основе (ОДО) ФГБОУ «Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), e-mail: [email protected]
Data about the author:
Z. Magiyarova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor at the Department of Studies on Two Languages Basis of the Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]