ПРОБЛЕМЫ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
Фешина Н.Г., Князева О.В., Романова И.М.
ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас
Изучение характерных свойств юношеского возраста и, в соответствии с этим, правильная корректировка некоторых негативных качеств, позволит прогнозировать поступки и поведение студентов и вести профилактическую работу с ними.
На первом и втором курсах специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело» обучаются студенты, относящиеся к возрастной группе ранней юности. Этот возраст связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, находящегося в центре внимания их интересов. Известно, что основным новообразованием в ранней юности является готовность к личностному и жизненному самоопределению, характеризующаяся активным процессом пониманием самого себя, своего места в обществе и назначения в жизни.
Формирование планов, жизненной перспективы приводит к коренному изменению отношения студентов к обучению, оценкам себя и окружающих. Юношеский возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, как основы жизненной позиции, способствующей формированию мировоззрения и отношения к окружающей действительности, эмоционально -ценностного отношения к себе. Но в тоже время часто встречается трудность юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильности совмещения ближней и дальней перспективы, представлений о своем реальном и идеальном «Я». Для многих юношей и девушек характерно стремление к максимализму, что часто приводит к потере чувства реальности, неудовлетворенности настоящей жизнью.
Характерным моментом этого возраста являются особенности самосознания, а именно, осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, что часто приводит к внутреннему напряжению, порождавшему чувство одиночества.
Зная перечисленные особенности юношеского возраста, в процессе обучения обращается особое внимания на адаптацию первокурсников в стенах колледжа. Оказывается помощь студентам в их психологическом и личностном развитии психолого - медико - социальной службой колледжа. Используемые разнообразные методы психодиагностики, направленные на изучение свойств личности, характера самооценки и уровня притязаний, эмоционально-волевого и интеллектуального развития, коммуникативных и организаторских склонностей, ответственности, дисциплины, степени адаптации позволяют составить психолого -педагогическую характеристику студента колледжа.
В адаптационный период для дополнения психологических данных о группе используется классический социометрический метод Д. Морено, который позволяет выделить когорты студентов, относящихся к различным статусным категориям:
а) «звезды» - лица, которых назвали в качестве наиболее близких друзей 6 и более человек;
б) «предпочитаемые» - те, кого назвали 4-5 человек;
в) «принятые» - лица, указанные 1-3 раза;
г) «аутсайдеры» - лица, не указанные ни разу.
Выявление психологического климата и исследование эмоционального потенциала коллектива позволяет не только собрать информацию о психологическом состоянии членов группы, но и выполняет психотерапевтическую функцию, способствует более внимательному отношению друг к другу.
Психолого - медико - социальной службой колледжа в адаптационный период уделяется особое внимание гендерным различиям студентов, так как они особенно выражены в юношеском возрасте. Более высокие показатели диагностируются у девушек по эмоциональности, чувствительности, сентиментальности, интуитивности, мягкости, склонности к фантазиям, тогда как у юношей - по рассудочности, реалистичности, практичности. У девушек выше уровень самооценочной тревожности, у юношей чувство принадлежности к группе сверстников и общения с ними значительно выше и важнее, чем у девушек. Юноши больше ценят надежность друга, интеллектуальную общность, а девушки - сопереживание, эмпатию, уступчивость. Юноши больше тяготеют к экстенсивному, а девушки - к интенсивному общению.
Заметны половые различия и в профессиональном самоопределении. Осведомленность юношей о различных современных профессиях выше, чем у девушек. Юноши критичнее оценивают свои возможности, а девушки в этом отношении пассивнее и легче мирятся с неудачами, придавая большее значение устройству личной семейной жизни.
Таким образом, зная характерные черты юношеского возраста и, в соответствии с этим, правильная корректировка некоторых негативных черт, позволит прогнозировать поступки и поведение студентов и вести профилактическую работу с ними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
PROBLEMS TEENAGERS DURING THE PERIOD OF ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL PROCESS
Feshina N.G, Knyazeva O.V, Romanova I.M.
Arzamas Medical College, Arzamas
The study of the characteristic properties of adolescence and, in accordance with this, the correct adjustment of some of the negative qualities that will predict the actions and behavior of students and to conduct preventive work with them.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010