О ПРИЧИНАХ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Р.М.Магомедова
В публикации осуществлен анализ научных представлений и обосновывается авторская позиция в отношении причин проявления агрессии и агрессивного поведения студентов вуза, что актуально для понимания названных юношеских сентенций и формирования готовности преподавателей к их проявлению.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, агрессивностный потенциал, стресс-фрустрация, эмоциональная напряженность, адаптация.
About the reasons of display of aggression and aggressive behavior of modern high school students. In the publication the analysis of scientific representations is carried out and the author's position concerning the reasons of display of aggression and aggressive behavior of students of high school that is actual for understanding of the named youthful maxims and formation of readiness of teachers to their display is proved.
Keywords: aggression, aggressive behavior, aggressive potential, stress-condition, emotional intensity, adaptation.
Осуществленный анализ теоретических и некоторых практических аспектов исследуемой нами проблемы выявил, что такое явление, как агрессивное поведение студентов, которое в настоящее время является очень распространенным в студенческой среде, можно рассматривать в качестве одного из факторов, влияющих на эффективность труда преподавателя вуза.
Данные проведенных нами исследований указывают на то, что 90% преподавателей сообщают о том, что периодически сталкивается с проявлениями агрессии студентов, однако большинство преподавателей испытывает трудности во взаимодействии с такими студентами.
Предотвращение и педагогическая коррекция агрессивного поведения студентов вуза требует глубокого понимания причин агрессии, свойственной этому возрасту, поэтому в теоретико-методологическую, коррекционно-практическую и технологическую составляющие предлагаемой нами модели формирования готовности педагога к работе со студентами, демонстрирующими агрессивное поведение, были включены элементы, посвященные проблеме агрессии в юношеском возрасте.
Прежде чем перейти к анализу причин возникновения этих педагогических трудностей, необходимо, во-первых, дать определения агрессии и агрессивного поведения и, во-вторых, рассмотреть возможные причины агрессивного поведения в юношеском возрасте.
Учитывая сложность и многоаспектность, понятий агрессия и агрессивное поведение, следует отметить, что, несмотря на то, что исследователями было предложено большое
количество определений, на настоящий момент ни одно из них не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.
В данной публикации под термином «агрессия» мы понимаем действие или бездействие, целью которого является намеренное причинение ущерба окружающему миру (людям, животным, предметам), открытое (выраженное внешне в агрессивном поведении), либо скрытое (агрессивное настроение, агрессивные замыслы, фантазии).
Агрессивное поведение - это открытое внешнее проявление агрессии, которое является реакцией на условия внешней среды, достаточно продолжительно или проявляется периодически, и направлено на причинение ущерба окружающему миру. Агрессивное поведение состоит из комплекса агрессивных действий, однократных поведенческих актов выражения агрессии.
Анализ имеющейся на настоящий момент научно-педагогической и научно-психологической литературы показал, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных агрессии, агрессивности и агрессивному поведению, большая часть этих работ посвящена подростковому возрасту (Э.Р. Аненкова, З.А. Зимелева, М.А. Исаева, И.Э. Кондракова, Л.В. Маликов, Ю.Б. Можгинский, А.В. Никитина, Е.В. Ольшанская, Е.И. Осеева, А.К. Осницкий, А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Ю.В. Щербинина и др.). Такое количество научных работ, посвященных именно этой возрастной категории, обусловлено тем, что подростковый возраст считается наиболее сложным в отношении агрессии и агрессивного поведения, в то время как юношеский возраст в отечественной и зарубежной психологии традиционно рассматривается как относительно стабильный возрастной период, как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане. Однако в последнее десятилетие появился ряд работ (Ф. Райс, А.А. Реан, М.С. Калистратова, С.В. Михейкина и др.), в которых говорится об актуальности проблемы юношеской агрессии и агрессивного поведения.
Рассмотрим особенности агрессии в юношеском возрасте. Прежде всего, необходимо отметить, что агрессивность как свойство личности и особенности агрессивного поведения в каком-либо возрастном периоде нельзя рассматривать в отрыве от предыдущих этапов развития, так как они не возникают в одночасье, а являются результатом формирования личности. Особенности агрессивного поведения начинают формироваться еще до рождения ребенка. Протекание беременности, желательность или нежелательность ребенка для родителей, особенно для матери, - все это, по мнению перинатальных психологов, накладывает отпечаток на то, какие черты личности (в том числе и агрессивность) в будущем разовьются у ребенка. С. Грофф (7) напрямую связывает степень агрессивности человека с тем, как проходил процесс родов.
В ранний период жизни ребенка (до 3 лет) агрессия является биологически обусловленной и стимулируется различными фрустраторами, характерными для данного сензитивного периода развития - депривацией потребности в любви, внимании, телесном контакте с матерью, защите, невнимании к физиологическим потребностям ребенка (первый год жизни) и стремления к самостоятельности, «самости» (начиная со второго года жизни). Агрессивное поведение также может быть спровоцировано внутриличностным конфликтом между «хочу» и «надо». Согласно
эпигенетической теории Э. Эриксона, враждебность человека является следствием несформированности базисного доверия к миру на первом году жизни. Агрессия в возрасте от 1 до 3 лет носит преимущественно инструментальный характер, чаще является прямой и невербальной (физической).
Агрессивность детей 3-7 лет приобретает социальную окраску. На данном этапе развития эксгибиторами агрессии могут служить: неполная семья или семья с отчужденными, холодными отношениями; дезадаптация в детском коллективе, социально-психологическая депривация ребенка. Агрессию также могут вызывать характерные для данного возраста фрустраторы: фрустрация потребности в самостоятельности, свободе, любви и признании окружающих.
Подростковой агрессии посвящено большое количество исследований как отечественных (В.А. Аверин, Б.Н. Алмазов, С.Я. Беличева, С.Н. Ениколопов, П.А. Ковалев, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн, И.А. Фурманов и др.), так и зарубежных авторов (А. Бандура, Р. Дженкинс, Р. Уолтерс, А. Фрейд, Э. Эриксон и др.). В психолого-педагогической литературе подростковый возраст часто характеризуется такими определениями, как «кризисный», «переломный», «трудный», «конфликтный». Гормональные изменения, бурная перестройка всех систем организма, начало полового созревания могут стать физиологическими причинами агрессивного поведения. Однако гораздо более важны в этом возрасте социальные факторы. Л.С. Выготский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразований в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса». Агрессивное поведение в подростковом возрасте в основном имеет социальную природу. Доминирующую роль в его возникновении имеет общение со сверстниками. Стремление подростков к независимости, к лидерству часто заставляет их восхищаться отрицательными лидерами в компаниях, в школе, в вузе, которые демонстрируют внешние признаки силы, доминирования, агрессии. Стремясь к защищенности и высокой самооценке, подросток может ошибочно перенимать подобные стереотипы поведения, не видя за внешними проявлениями внутренней сути.
Таким образом, к юношескому возрасту человек подходит с определенным агрессивностным потенциалом. Уровень и особенности проявления агрессии в юности будут зависеть от внутренних и внешних факторов, по нашему мнению, в большей степени от внутренних, т.е. от того, как формировались агрессивность и стереотипы агрессивного поведения на предыдущих этапах развития.
Говоря о юношеском возрасте, следует отметить тот факт, что его возрастные границы в научной литературе до сих пор четко не определены. Этой проблемой занимались Г.С. Абрамова, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, И.С. Кон и др. По мнению Г.С. Абрамовой (1), началом юношеского возраста можно считать 18 лет, концом - 22 года. По мнению В.В. Гинзбурга, этот период у мужчин продолжается от 16-18 до 22-24 лет, у женщин - от 15-16 до 1820 лет; по мнению В.В. Бунака, ранняя юность охватывает период 17-20 лет, а поздняя юность -20-25 лет. Этот же период - с 21 года по 25 лет - Д.Б. Бромлей называет периодом ранней
взрослости; Д. Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в общий период с 17 до 25 лет. Так или иначе, возрастные периоды, выделяемые учеными, совпадают по времени обучения в вузе подавляющего большинства студентов России.
Юношеский возраст является довольно сложным для личности периодом. Прежде всего, он характеризуется кризисом 17 лет, который, по мнению Д.Б. Эльконина (14), по трудности сравним с кризисами 3 и 11 лет. А подавляющее большинство студентов первых курсов в России -это семнадцати- и восемнадцатилетние девушки и юноши, которые как раз переживают вышеупомянутый кризис.
Некоторые исследователи (Л.С. Выготский А.В. Толстых и др.) считают юность периодом подготовки к более поздним возрастным этапам. Однако в настоящее время в психолого-педагогической литературе ранние периоды жизни все реже рассматриваются как «подготовка к жизни». Детство, подростковый возраст, юношество - это часть жизни человека. Но юноша, в отличие от ребенка и подростка, юридически принимает на себя все права и обязанности взрослого человека, хотя, по мнению Б.Г. Ананьева (2), у юношей, в силу различных возрастных характеристик, присутствуют черты, как подростков, так и взрослых людей
Этот возрастной период характеризуется активностью социальной жизни. Юноши и девушки становятся полноправными членами социума с юридической точки зрения. Если рассмотреть социальную ситуацию развития, которую Л.С. Выготский (5,6) определил как специфическое для каждого возраста отношение ребенка с социальной средой, можно отметить, что в юношеском возрасте она связана с резкой сменой образа жизни и социальных взаимоотношений. Социальная ситуация обуславливает необходимость выбора дальнейшего жизненного пути, профессии, и этот выбор во многом влияет на стратегию поведения.
Смена образа жизни, социального статуса, социальной группы, адаптация к новому коллективу и новым жизненным условиям приводят к возрастному кризису, который в свою очередь может являться причиной состояния стресс-фрустрации и провоцировать фрустрационно-обусловленную агрессию. Учеными Н.В. Тарабариной и К.Д. Шафранской (12), было установлено, что лица юношеского возраста больше чем в половине случаев демонстрируют экстрапунитивные реакции, и почти вдвое реже - интрапунитивные и импунитивные. Экстрапунитивная форма фрустрации (агрессия) более свойственна юношам и девушкам с сильной нервной системой, а интрапунитивная - со слабой. В.Е. Василенко (4) и С.В. Михейкина (10) также делают вывод о том, что экстрапунитивные формы реакции с ростом интеллекта становятся более редкими, а интро- и импунитивные - учащаются. Таким образом, отмечая роль фрустрации в возникновении юношеской агрессии, мы отмечаем ее связь как с биологическими факторами, так и с интеллектом юноши или девушки.
Ряд авторов связывает юношескую агрессию с эмоциями. Роль эмоций в психическом развитии человека, реализующемся в его поведении, отмечали в своих исследованиях П.К. Анохина, В.В. Бойко, В.К. Вилюнас, Н. Я. Грот, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн и др. Согласно некоторым теоретическим направлениям (теория мотивации Холта, теория Плутчика и др.),
особенности эмоциональных реакций в юношеском возрасте зависят от гормональных и физиологических процессов, и это подтверждается исследованиями Ш. Бюллера, Г. Пирьова, Э. Шпрагнера.
Стоит обратить особое внимание на то, что, по результатам исследований Е.П. Ильина, М.С. Пономаревой (8), склонность к проявлению базовой эмоции страха в юношеском возрасте значительно выше, чем в подростковом, а гнева - такая же, как в раннем подростковом возрасте (что значительно выше, чем в среднем и позднем подростковом периоде). То есть, юноши склонны к частому переживанию страха и гнева, что оказывает влияние на их агрессивные реакции.
Рассматривая данный возрастной период с точки зрения биологических теорий агрессии, можно отметить, что агрессия юноши в меньшей степени детерминирована биологическими причинами, чем агрессия подростка или ребенка. Процесс полового созревания подходит к концу, нормализуется гормональный фон. Если у юноши или девушки присутствует биологически обусловленная агрессия, то она, вероятнее всего, уже проявлялась на предыдущих возрастных этапах и к юношескому возрасту компенсируется определенными социальными навыками, при помощи которых в той или иной степени контролируется. Однако Э. Шпрангер, рассматривая психофизиологические особенности индивида, выделял три типа юности: первый сопровождается бурными изменениями, внутренними и внешними конфликтами; второй характеризуется плавными изменениями и отсутствием острых конфликтов, и третий объединяет черты первого и второго (цит. по 16). Таким образом, можно сделать вывод о том, что если юношеский период характеризуется поздним окончанием подросткового кризиса, то агрессия юношей и девушек частично может быть объяснена биологическими причинами. Опираясь на теорию психоанализа, можно отметить работы А. Фрейд (13), которая утверждала, что в юности всплеск энергии инстинктов противостоит способности разумно рассуждать и силам самосознания, что и является основной причиной агрессивного поведения юношей.
Однако биологические причины агрессии, по нашему мнению, имеют гораздо меньшее значение в юношеском возрасте, нежели причины социальные. Именно от того, насколько успешно юноша адаптирован в социуме, в основном будет зависеть выраженность и формы агрессивного поведения в юношеском возрасте. И.С. Кон (9) считает, что эмоциональная напряженность, которая отмечается в юношеские годы и может стать причиной агрессивного поведения, связана с психологическими трудностями взросления и обусловлена противоречивостью уровня притязаний и образа собственного «Я». По результатам исследований А. Бандуры, ведущую роль в формировании агрессивного поведения в юности играет моделирование (3).
Наиболее часто агрессивное поведение проявляют те юноши и девушки, родители которых ранее поощряли агрессивное поведение своих детей по отношению к другим. К тому же стоит обратить внимание на тот факт, что поведение юношей, не склонных к агрессивным действиям, находится под контролем внутреннего чувства вины и желания избежать конфликта, в то время
как у агрессивных юношей контролирующим фактором является страх наказания либо внутренний контроль над агрессией вообще отсутствует. С.В. Михейкина, опираясь на работы таких ученых, как К. Бютнер, П.К. Дерешкявичус, Л.В.Куликов, В.С. Мухина, Г. Парренс, Е.Ф. Рыбалко и др., делает вывод о том, что «...формирование личности в юности тесно связано с процессом подготовки к будущей профессиональной деятельности и при этом оно испытывает на себе влияние семьи и социального окружения» (10).
Д.Б. Эльконин (14) отмечает, что поведение личности в юношеском возрасте в основном определяется ведущей деятельностью, свойственной этому возрасту, а именно учебно-профессиональной деятельностью, связанной с развитием интеллектуально-познавательной сферы.
Таким образом, агрессивное поведение в значительной мере присуще юношескому возрасту, хотя и в несколько меньшей, нежели подростковому. Агрессивное поведение в юношеском возрасте может быть в некоторой степени обусловлено биологическими причинами, но в основном его причины кроются в состоянии стресс-фрустрации, вызванном необходимостью приспосабливаться к новым жизненным условиям, кризисом 17 лет, который Э. Эриксон обозначает как «нормативный кризис» идентичности (15).
Ю.Г. Овчинникова (11) тоже полагает, что кризис идентичности, наступающий в юности, играет значительную роль в формировании юношеской агрессивности и агрессивного поведения. По мнению исследователя, в состоянии этого кризиса человек не способен понять, кто он такой. Он может перечислить собственные идентификации, но эмоциональный стержень, объединяющий их воедино, отсутствует. Автор считает, что существует связь между кризисом идентичности и эмоциональным кризисом юношеского возраста, и утрата социального признания или признания со стороны значимого окружения может стать причиной агрессивного поведения юноши или девушки.
В целом, можно заключить, что, во-первых, агрессия в юношеском возрасте порождается сложным комплексом психофизиологических и социальных причин. Основные причины агрессии и агрессивного поведения в этом возрасте мы видим в состоянии стресс-фрустрации, связанном с адаптацией к новой жизненной ситуации, а также в социальной дезадаптированностью и неправильными социальными навыками, усвоенными в более ранних возрастных периодах.
Во-вторых, агрессия и агрессивное поведение юношей и девушек тесно связано с успешностью в овладении учебно-профессиональной деятельностью, так как именно этот вид деятельности является ведущим в исследуемый возрастной период.
В-третьих, агрессивные проявления студентов связанные с учебной деятельностью, с которыми зачастую и сталкиваются педагоги вуза, объяснимы с точки зрения психолого-педагогических теорий, а следовательно существует реальная возможность исследовать, понять данные явления юношеский сентенций и соответствующим образом подготовить преподавателя вуза к их проявлению.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001. С. 572-585.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.Т. 1. С. 48.
3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: Апрель-Пресс, 2000. 507 с.
4. Василенко В.Е. Взаимосвязь показателей интеллекта и фрустрационных реакций // Ананьевские чтения-1998: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. С.28-29.
5. Выготский Л.С. Педология подростка// Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т.4. С. 5-242.
6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4. С. 244-268.
7. Грофф С. За пределами мозга. М.: Институт трансперсональной психологии, Издательство Института Психотерапии, 2000. 504 с.
8. Ильин Е.П., Пономарева М.С. Возрастно-половая динамика базовых эмоций// Ананьевские чтения -2001: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001.
9. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 192 с.
10. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: Дисс... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 158 с.
11. Овчинникова Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. №2. С. 84-89.
12. Тарабарина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Автореф. дисс. канд. психол.наук. Л., 1973.
13. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. 144 с.
14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 205.
16. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века/ Под ред. А.Г. Маклакова. М.: Академия, 1996. 416 с.
17. Герасимова В.В. Индивидуально-психологические особенности студентов с аутоагрессивным поведением// Казанский педагогический журнал, 2010. № 3. С. 106-112