ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ АДДИКТИВНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ
Лифанова Е.В., Иванов А.В., Будников М.Ю.
Волгоградский государственный медицинский университет,кафедра нормальной физиологии, г. Волгоград
В работе исследована оценка особенностей психического, в первую очередь эмоционального, статуса молодых людей с различной выраженностью аддиктивных наклонностей, показана взаимосвязь психического статуса с уровнем физического здоровья и отмечено значение психологического напряжения как триггерного механизма в возникновении аддиктивного поведения. Результаты необходимы для разработки специальных коррекционных мероприятий у лиц с различным психосоматическим статусом.
В динамике по единой программе обследовано 105 молодых людей в возрасте 18-20 лет обоего пола, посещающих специальную и основную медицинскую группу по физической культуре. Испытуемые специальной группы были разделены на 2 подгруппы. Первую - составили 35 молодых людей с нерезко выраженными аддиктивными наклонностями, вторую - 35 юношей с различного рода аддиктивными проявлениями, третью -35 студентов, занимающихся в основной группе по физической культуре и не имеющие отклонений в состоянии здоровья - контрольная группа.
Методы исследования включали экспериментально-психологический раздел: Фрайбургский тематический опросник ^РГ-Я), адаптированный проф. А.А.Крыловым с целью изучения личностной структуры и возможностей адаптации к различным социальным условиям среды; Тест описания поведения Томаса, адаптированный Н.В.Гришиной с целью изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, шкала депрессии Бэка, шкала тревоги Спилбергера-Ханина.
По результатам исследования было получено, что у молодых людей с выраженными аддиктивными наклонностями по сравнению с группой с нерезко выраженными аддиктивными проявлениями достоверно повышались показатели шкал «невротичность», «стесненность», «эмоциональная лабильность» ^РГ), а также «сотрудничество» и «компромисс». Отмечены такие черты личности, как незрелость системы отношений, слабость психологической защиты, склонность к блокированию эмоциональных переживаний. В то же время у молодых людей с нерезко выраженными аддиктивными наклонностями по сравнению с контролем (основная группа и не имеющие аддиктивных проявлений) были выше показатели шкал «невротичность», «стеснительность», «эмоциональная лабильность» (БРГ) и «избегание» , а также ниже шкала «соперничество». У всех испытуемых с аддикцией не выявлено значимо высокого уровня депрессии. Стабильными при аддикции у испытуемых специальной группы были личностные расстройства, близкие по своей структуре к неврастении, включающие синдром раздражительной слабости, эмоциональную лабильность, пассивные формы эго-защиты. У испытуемых специальной группы с аддикцией указанные черты были более выражены. Выявлены признаки социально-психологической дезадаптации, включающие астенический синдром. У студентов специальной медицинской группы с нерезко выраженными аддиктивными наклонностями наблюдались адаптацинно-компенсаторные изменения в психологическом статусе. Были выявлены студенты специальной медицинской группы с аддиктивными наклонностями с пассивными формами поведения, ассоциированными с серьезной соматической патологией, отмечено нарастание интравертированности и пассивности в динамике. Среди студентов специальной медицинской группы с нерезко выраженными аддиктивными проявлениями отмечены более высокие показатели эстравертированности и социально активного поведения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что нарушения здоровья являются фактором, вызывающим определенные изменения психоэмоциональных реакций студентов, проявляющееся не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Примененный в настоящей работе метод проведения параллельной индивидуально-групповой типизации студентов по уровню их медицинского здоровья сопоставим с вероятностными моделями поведения и характерологическими особенностями личности, а характер восприятия молодыми людьми однотипных, стандартных жизненных ситуаций во многом зависит от уровня их медицинского благополучия. С другой стороны, оценка результатов восприятия окружающей действительности, в конечном итоге, оказывает влияние на состояние здоровья студента, провоцируя, или же ингибируя, степень субъективной оценки и осознанности своего физического состояния. Использованные критерии медицинского здоровья оказались адекватными для выявления корреляционных зависимостей между адаптивными возможностями организма студента и его психофизиологическими характеристиками. Снижение уровня физического здоровья, наличие какой-либо соматической патологии, склонность к проявлению аддикции необходимо учитывать при прогнозировании адаптивных психофизиологических резервов. Полученные данные позволяют говорить о правомерности использования существующей классификации групп для анализа психофизиологических особенностей и выработки рекомендаций по повышению резервов адаптации студентов к учебной нагрузке и свидетельствуют о необходимости изучения той среды, в которой живет и учится молодежь. Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются на основе его жизненного опыта и которые он проецирует на свое будущее. В связи с этим одним из важных моментов является воспитание у студентов потребности в здоровье и здоровом образе жизни, в повышении уровня их культуры.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
ЛИТЕРАТУРА
1. Версмер Л. Компульсивность и конфликт: различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. Пер. с англ. Р.Р. Муртазина - М.: Класс, 2000. - С. 55-80.
2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика - 2-е изд., стер. - М.-: Российская Академия Образования Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 240 с.
3. Джекобсон Дж. Преимущества полимодального подхода к пониманию аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. Пер. с англ. Р.Р. Муртазина - М.: Класс, 2000. - С. 196-213.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
23.
PSYCHOSOMATIC STATUS OF YOUNG PEOPLE WITH DIFFERENT EXPRESSIVENESS OF ADDICTIVE TENDENCIES
Lifanova E.V., Ivanov A.V., Budnikov M.Y.
Volgograd State Medical University, Department of normal physiology. Pavshikh bortsov sq.1, Volgograd, 400131, Russian Federation
In this work the estimation of psychological status of young people with different expressiveness of addictive tendencies was explored. The interrelation of psychological status and the level of physical health was shown. The meaning of psychological tension as a starting mechanism of addiction was marked. The results are necessary for development of special correctional actions for people with different psychosomatic status.
Key words: addiction, psychosomatic, level of physical health.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010