РАБАДАНОВА CA.
КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ РАСШИРЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ДАГЕСТАНА
В данной статье определяются основные проблемы и пути расширения взаимодействия региональной банковской системы и реального сектора экономики с целью активизации инвестиционных процессов хозяйствующих субъектов в РД. В частности, автором предлагается механизм создания Регионального залогово-страхового фонда для расширения инвестиционной деятельности банковской системы региона.
RABADANOVA S.A.
CREDIT MECHANISM OF EXPANSION OF INVESTMENT RESOURCES OF MANAGING SUBJECTS OF DAGHESTAN
The main problems and ways of expanding regional banking system interaction and real economy sector are analysed in this article with the purpose of the investment processes of economic gubgects intensification in the Republic of Daghestan. In particular, the author suggests the mechanism of establishing the regional mortgage and insurance fond for the investment banking activity expansion in the region
Ключевые слова: коммерческие банки, банковские риски, банковские ссуды, банковская система, Национальный банк Республики Дагестан, кредитование, инвестиции, залог, гарантии, реальный сектор экономики.
Keywords: commercial jars, bank risks, bank accommodations, banking system, National bank of Republic Daghestan, crediting, investments, mortgage, guarantees, real sector of economy.
Сильные кредитные инвестиционные институты способны эффективно использовать бюджетные средства региона, средства корпораций и населения для активизации инвестиционного процесса хозяйствующих субъектов в регионе. Органы власти Республики Дагестан в проведении инвестиционной политики должны проводить работу по формированию самодостаточной институциональной инфраструктуры региона.
Банковская система Республики Дагестан пока еще не выполняет свои основные функции финансового посредника. Кредиты реальному сектору республики, включая просроченную задолженность, в настоящее время составляют 5% от ВРП [3].
Нынешние проблемы банковской системы региона в значительной мере связаны со слабостью собственной капитальной базы большинства банков, несбалансированностью их активов и пассивов по срокам, низким уровнем
менеджмента, высокими рисками кредитования и, как следствие, высокими ставками кредитов, превышающими рентабельность инвестиционных проектов. Существенным фактором, влияющим на взаимоотношения банковского и реального секторов, остается недостаточность ресурсов региональных банков для долгосрочного кредитования [5].
В Дагестане, имеющем хозяйственный комплекс со значительной долей ТЭКа, предприятий пищевой промышленности, строительства, существует потребность в долгосрочных, значительных объемах кредитных вложений. Эта потребность обусловлена длительностью технологических циклов по установке, монтажу и окупаемости оборудования предприятий, требующих долгосрочного кредитования. Однако тенденции увеличения доли краткосрочной составляющей кредитных ресурсов являются устойчивыми.
Экономическое положение многих промышленных предприятий республики является нестабильным, около половины (49%) их в Дагестане завершили 2008 год с убытками. Предприятия региона постоянно испытывают дефицит денежных средств. В условиях этого дефицита они стремятся использовать кредиторскую задолженность как относительно дешевый финансовый ресурс для пополнения оборотных средств.
Уровень рентабельности капитала (активов) предприятий, рассчитанный на основе балансовой прибыли, составляет 4,9%, рентабельность собственного капитала - 5,8%. Таким образом, экономическое положение значительной массы предприятий республики таково, что кредитные организации рискуют потерей капитала, поэтому они неохотно занимаются долгосрочным кредитованием предприятий. Рискуя потерять капитал, не могут вкладывать в них не только большие, но и малые средства.
Фактор потребности реального сектора экономики региона в значительных объемах долгосрочных кредитных вложений сталкивается с фактором отсутствия интереса у банковской системы размещать средства на средний и длительный сроки в нестабильных условиях, усугубленных кризисной ситуацией.
Важнейшим направлением повышения роли банковской системы в стабилизации и развитии экономики региона являются обеспечение тесной взаимосвязи денежной и промышленной политики, денежных и материальных потоков и совершенствование управления ими, исходя из интересов взаимодействия. Эту проблему решать сложно. Для экономики Республики Дагестан характерен внебанковский оборот денежных и инвестиционных средств.
В условиях отсутствия финансово-банковских средств в регионе возможности развития банковского сектора и реального сектора экономики стали как никогда взаимосвязаны: материальная сфера не сможет обеспечить свой рост без расширения банковских услуг и особенно кредитования [2].
Проводимый в Национальном банке Республики Дагестан мониторинг спроса предприятий на банковские услуги свидетельствует о наличии положительных тенденций в области обеспечения сбалансированности спроса и предложения банковских услуг. В целом наблюдается рост спроса на
отдельные виды банковских услуг.
Анализ потребностей и возможностей предприятий Республики Дагестан в получении банковских услуг позволяет сделать следующие выводы:
пятая часть предприятий имеет относительно высокий уровень спроса на банковские услуги;
в основном предприятия предпочитают услуги кредитных организаций, расположенных непосредственно в регионе;
за получением новых или дополнительных услуг в течение года обращается до 85% предприятий;
с позиций влияния на использование услуг наиболее значимыми факторами являлись уровень тарифов, уверенность в кредитной организации, льготы кредитных организаций предприятию;
факторами, влияние которых преимущественно уменьшало использование банковских услуг, являются ставки по кредитам, ставки по депозитам, наличие других источников средств;
решение предприятия в выборе кредитных организаций в большей мере определяют уверенность в финансовом положении кредитной организации, наличие опыта сотрудничества с ней, знакомство с руководством кредитной организации, уровень квалификации ее сотрудников;
для большинства кредитных организаций характерны сложные и длительные процедуры оформления документации при оказании услуг;
подавляющее большинство предприятий используют минимальный набор банковских услуг, в который входят расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, пластиковые карты, валютные операции.
Денежные потоки банков условно можно разделить на две части: коммерческие потоки и инвестиционные потоки. Для усиления взаимодействия банковского и реального секторов необходимо обратить особое внимание на сбалансированность инвестиционных денежных потоков и реального сектора. Однако в реальной действительности из двух ниш банковского дела, коммерческой и инвестиционной, на уровне региона работает только одна - коммерческая.
Нужно признать эту сложившуюся реальность и сделать единственно правильный вывод о том, что в настоящее время инвестиционная деятельность не под силу региональным дагестанским банкам.
Поэтому следует повысить роль государственной экономической политики в интересах активизации кредитных вложений в реальный сектор. Она должна содействовать: [4]
росту производительности труда и эффективности производства в реальном секторе;
повышению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий;
реструктуризации взаимной задолженности предприятий и их задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; снижению цен на кредитные ресурсы;
снижению себестоимости и ограничению цен в естественных
монополиях;
стимулированию развития новых банковских услуг, в частности, в виде финансового лизинга и факторинговых операций. Возможно также:
ввести систему предоставления предприятиям платежных кредитов, предусмотрев порядок выдачи ссуд поставщикам до поступления оплаты их счетов путем учета банками коммерческих векселей покупателей;
восстановить целевой характер выдаваемых предприятиям кредитов непосредственно со ссудных счетов для финансирования производственной деятельности;
обеспечить определенный уровень рентабельности оборотных средств, постепенно увязав ее с процентными ставками и уровнем инфляции.
Для повышения заинтересованности банков в кредитовании реального сектора необходимо:
расширить практику рефинансирования коммерческих банков, кредитующих реальный сектор экономики со стороны Банка России, через развитие системы учета и переучета векселей предприятий и залоговой системы кредитования;
уточнить порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, выданным предприятиям реального сектора экономики, а также на инвестиционные проекты, предусмотрев их создание за счет себестоимости; снизить размер таких резервов;
отменить отчисления в фонд обязательного резервирования по средствам, привлеченным на срок более двух лет, упростить порядок перевода средств из указанного фонда на цели пополнения корреспондентского счета для поддержания ликвидности кредитной организации;
применить льготную ставку налогообложения прибыли банков в части доходов, полученных от кредитования реального сектора;
изменить действующую очередность погашения ссуд банков при недостаточности средств на расчетных счетах предприятий;
разработать государственную программу «дешевого» кредитования промышленности. В данном случае технически кредитование может осуществляться через коммерческие банки, которые получат комиссионные вознаграждения за анализ, оформление и сопровождение кредитуемых в промышленности проектов;
открыть доступ к ссудам и гарантиям ЦБ РФ и Минфина России тем региональным коммерческим банкам, которые активно взаимодействуют с реальным сектором;
сформировать систему коммерческого взаимного кредитования предприятий в форме вексельных кредитов под складские свидетельства, которые учитываются в банках и переучитываются в ЦБ РФ;
ввести постоянную практику залогового обеспечения по кредитам, предоставляемым предприятиям реального сектора экономики из централизованных источников финансирования.
Предлагаемые условия с целью более широкого привлечения банков к
работе с реальным сектором не являются льготами, ставящими кредитные организации в неравное положение. Это необходимая предпосылка активизации их деятельности по кредитованию реального сектора экономики.
Важнейшим условием активизации инвестиционной деятельности банков является проведение капитализации банков, «насыщение» их длинными ресурсами [1].
В интересах развития инвестиций важно установить порядок, при котором:
банкам законодательно будет разрешаться (в пределах 10% объемов основной деятельности) заниматься производственной деятельностью;
необходимо разработать законодательную программу, регулирующую кредитные и депозитные операции, ответственность кредитора и заемщика друг перед другом, государства перед банками и гражданами;
корректировать политику Банка России в направлении расширения масштабов рефинансирования кредитных организаций с более низкой (доступной) процентной ставкой с последующим механизмом контроля за целевым использованием кредита, предоставленного реальному сектору на инвестиционные цели;
расширить сферу применения системы гарантий региональными правительствами в сфере кредитования инвестиций в реальном секторе экономики;
создать межбанковский инвестиционный ссудный фонд, развивать систему синдицированных кредитов;
заменить возвратное финансирование, практикуемое финансовыми органами, целевым кредитованием инвестиционных потребностей с внедрением соответствующих процедур, применяемых банками в процессе обслуживания инвестиционных проектов;
установить дифференцируемые механизмы отчислений в Фонд обязательного резервирования с целью предоставления банкам льгот на суммы кредитов, выданных предприятиям реального сектора.
Учитывая недостаточность у отдельных банков собственных средств для финансирования крупных объектов и необходимость соблюдения при этом нормативных требований ЦБ РФ, кредитным организациям региона целесообразно было бы создавать пулы для предоставления синдицированных кредитов, что позволит снижать риски путем их распределения.
Региональным органам власти следует обратить внимание на то, что главными препятствиями для расширения инвестиционной деятельности банковской системы является, во-первых, отсутствие достаточных инвестиционных средств и, во вторых, отсутствие региональной системы гарантий и льгот для инвесторов, вкладывающих средства в развитие производственной сферы.
Поэтому вопрос недостатка ресурсов банков в Дагестане может быть решен при устранении данных препятствий путем создания специализированного кредитного института в виде регионального Банка
реконструкции и развития и Залогово-страхового фонда, включающего такие структурные элементы, как инвестиционно-финансовую компанию, банк, депозитарий, страховую компанию, независимых реестродержателей, финансовых агентов.
Создание специализированного кредитного института в виде регионального Банка реконструкции и развития или размещение на территории республики филиала российского банка развития, с одной стороны, усилит региональную банковскую систему, а с другой стороны, позволит инвестировать средства в промышленный потенциал республики.
Региональная инвестиционно-финансовая компания должна быть компанией с основной долей капитала, сформированного Правительством республики за счет Бюджета развития, должна стать организационной базой залогово-страхового фонда региона. Задача, стоящая перед инвестиционно-финансовой компанией, - это оптимизация управления пассивами, находящимися в собственности республики.
Создание институтов защиты инвесторов в лице формирования залогово-страхового фонда - достаточно традиционная сфера деятельности властных структур, озабоченных принятием решений, направленных на развитие своих территорий и стран в целом. История экономического развития многих стран имеет достаточно примеров таких институциональных образований. Они могут носить разное название: гарантийные фонды, фонды (комитеты) гарантий и др. Тем не менее, суть их организации - это обеспечить защиту рисков инвестора при его участии в развитии экономики. Например, Гарантийный фонд, сформированный в Бельгии сразу после войны как государственная структура, принимал на себя обеспечение покрытия рисков частных инвесторов и банковского капитала. Причем, работая на принципах самообеспечения, сегодня этот фонд является одной из самых обеспеченных организаций Бельгии.
Функционирование подобных структур направлено на предоставление гарантий и государственной защиты при условии соблюдения всех технологических аспектов принятия решения по поддержке того или иного инвестицонного проекта. Такая технология основана на принципах строгого отбора и оценки риска по правилам, принятым в банковской системе, для чего привлекаются эксперты и страховщики, устанавливаются условия обеспечения снижения собственных рисков фонда.
Особенности поддержки проектов могут быть различны при реализации и поддержке государственных и частных инвестиционных программ. Сложившаяся практика показывает, что государство, успешно используя институт государственных ценных бумаг и другие рычаги, дополнительно снижает риски Гарантийного фонда. За частным инвестором обязательно должен стоять банк, как участник инвестиционного проекта, и, следовательно, фонд снижает свои риски через дополнительный фильтр проверки эффективности анализируемого проекта.
Фонды не несут полных рисков, и это самое принципиальное положение. Таким образом, достигается стабильность и доверие к деятельности Фонда. В
этом плане Фонд можно охарактеризовать как гарант последней инстанции. Он должен покрывать не более 25-30 процентов от общего объема рисков. Необходимым условием успешного функционирования фонда является также условие покрытия реализации в основном долгосрочных проектов как своеобразная гарантия устойчивости финансовой базы Фонда. Еще одним условием является необходимость диверсификации проектов. В портфеле гарантий должно быть определенное соотношение по отраслям, территориям размещения, размерам предприятий и размерам предоставленных гарантий. Если предоставить гарантии предприятиям только одной отрасли, то возникнет серьезный риск при общем ухудшении конъюнктуры.
Региональный залогово-страховой фонд должен выполнять следующие функции:
обеспечивать экономические гарантии иностранных и российских инвестиций и кредитов в Дагестане на основе залога имущественных и иных объектов и комплексов, прав;
выступать гарантом иностранных и отечественных инвесторов и кредиторов, в том числе за счет осуществления всех видов залоговых операций с иностранными банками;
осуществлять все виды залоговых и страховых операций, в том числе привлекая к ним другие финансово-кредитные и страховые учреждения, передавая им с согласия залогодателя предмет залога (гарантии). Фонд в этом случае выполняет функции посредника либо агента. Страховая деятельность Фонда в этом случае выступает в качестве дополнительных гарантий при страховании инвестиций. Фонд осуществляет страхование предмета залога, а также самих залоговых операций.
Кроме того, залогово-страховой фонд может выполнять такие функции, как:
формирование и обеспечение функционирования механизма залога переданной в его распоряжение собственности, депонирование драгоценных металлов и иных валютных ценностей в банках и иных финансово-кредитных институтах;
проведение экспертизы определения стоимости предназначенной к залогу собственности и имущества;
участие в организации конкурсов (тендеров) для определения инвесторов, инвестиции и кредиты которых защищаются Фондом;
согласование с залогодателями перечня имущества, привлекаемого для залога. Предметом залога может быть имущество, в создании которого используются инвестиции, гарантируемые Фондом;
осуществление временного управления переданным ему залоговым имуществом;
организация взаимодействия с государственными, коммерческими финансово-кредитными, страховыми инвестиционными и другими учреждениями и организациями.
Источниками доходов Фонда может стать плата за осуществление залоговых операций (в процентах от стоимости залоговых операций), доходы
от финансовой деятельности, доходы от страховых и перестраховочных операций.
Механизм залога может представлен следующим образом:
проведение специальных экспертиз и аудита;
определение стоимости залога;
включение в залог реестра;
согласование механизма валютного кредитования резидентов и нерезидентов, иных субъектов, условий страхования и перестраховочных операций.
В начальный период организации регионального залогово-страхового фонда необходимо прежде всего сформировать Региональный гарантийный фонд. Его основная задача - это стать инструментом развития региона и частного бизнеса посредством предоставления финансовых гарантий, покрывающих и страхующих только долгосрочные кредитные риски и риски инвесторов при инвестиционном кредитовании предприятий. Подобные институты успешно действуют в Европе и США.
Основные принципы их действия:
покрытие рисков только тех проектов, которые принимают банки, а не непосредственных рисков предприятий (предполагая, что банк, рискуя своими средствами, внимательно изучает бизнес-план и условия проекта);
широкая диверсификация проектов в отраслевом, временном и иных аспектах, по которым покрываются риски (по принципу не хранить все яйца в одной корзине);
число и качество банковских ссуд, по которым запрашиваются гарантии (анализ портфеля и состояния банка).
Рис. 1. Региональный залогово-страховой фонд
По мере развития Гарантийного фонда и формирования его ресурсной базы параллельно должна решаться задача формирования Регионального залогово-страхового фонда. Создание Регионального залогово-страхового
фонда вызвано необходимостью имущественного и иного покрытия рисков инвесторов. Данный фонд выступает от своего имени по покрытию рисков, обеспеченным имуществом, правами, финансовыми ресурсами и гарантиями третьих лиц. Фонд также может выступать гарантом обеспеченности эмиссий ценных бумаг.
Важным направлением формирования крупных кредитно-банковских ресурсов может стать активное использования ресурсов крупных банков региона посредством рекапитализации их уставных фондов, то есть посредством огосударствления определенной части (15-20 процентов) их уставных фондов в целях активизации инвестиционного кредитования.
Ничего антирыночного в этом нет. Границы между частным предпринимательством и уровнем государственного вмешательства в экономику весьма подвижны. В какие-то переломные этапы развития общества роль государства в экономике должна усиливаться, чтобы обеспечить более мягкий переход от одного качественного состояния экономики в другое. Затем эта роль, естественно, уменьшается. Иными словами, речь идет о целесообразности огосударствления части капитала некоторой части коммерческих банков с последующим разгосударствлением этой части после выхода экономики региона на устойчиво-поступательную траекторию своего развития.
Кроме того, это необходимо в целях определенного повышения уровня регулирования кредитно-финансовой сферы. В целях финансовой, а следовательно, и общей экономической стабилизации целесообразно на какое-то время (на время выхода экономики из кризисного состояния) пойти на процесс некоторой рекапитализации уставных фондов некоторой части коммерческих банков. То есть трансформировать их на то или иное время в банки, частно-государственные или государственно-частные. Тем самым можно придать дополнительный импульс для стабилизации экономики.
Возможно обратить внимание на изменение места и роли Центрального банка РФ в системе финансовых институтов посредством делегирования им определенной части своих прав и полномочий на региональный уровень. То есть изменение роли ЦБ должно быть связано с изменением функций регулирования региональных финансовых систем. Такой шаг не будет означать перехода к многоуровневой банковской системе по типу Федеральной резервной системы США, но это будет уже первый шаг в этом направлении.
Внедрение многоуровневой банковской системы управления государственными финансовыми ресурсами (на федеральном и региональном уровнях) запустит механизм реализации определенной реальной финансовой самостоятельности региональных банковских систем.
_Литература_
1. Банковское дело. / Под редакцией Г.Н. Балоглазовой, Л.П. Кровелицкой. Спб. Питер, 2002г.
2. Боди З., Кейн А., Маркус А.ДЖ. Принципы инвестиций. /Пер. с англ. - М.:
Изд. дом «Вильямс», 2002г.
3. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. (http: // www. cbr. ru)
4. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Предприятия и банки. -М.: Дело, 2002г.
5. Орлов С.Н. Экономика и банковская система региона. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004г..