Научная статья на тему 'Проблемы выбора налогового режима на предприятиях малого бизнеса'

Проблемы выбора налогового режима на предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1693
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕНВД / ПАТЕНТНАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / SMALL BUSINESS / SIMPLIFIED TAX SYSTEM / UNIFIED TAX ON IMPUTED INCOME / PATENT TAXATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова Елена Юрьевна, Логвин Дмитрий Дмитриевич

На современном этапе развития российской экономики малый бизнес является приоритетным направлением стратегического развития, что закреплено в государственной политике Российской Федерации. Данный сектор российской экономики ассоциируется с формированием устойчивой структуры национальной экономики, источником формирования бюджетных поступлений, обеспечением занятости населения, развитием инновационных и научно-технических процессов. Как и во многих странах мира, в России ориентиром государственной политики и поддержки малых бизнес-структур является формирование политических, правовых и экономических условий для наиболее динамичного развития данного экономического сектора экономики. Основополагающая задача государственной политики развития и поддержки малого бизнеса должна заключаться в реализации особых мер и потенциальных возможностей с тем, чтобы предпринимательская активность населения способствовала общему росту экономики страны. В этой ситуации возникает проблема определения наиболее подходящих для субъектов малого бизнеса систем налогообложения. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам деятельности предприятий малого бизнеса. В предлагаемой статье выявлены факторы, влияющие на выбор системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, и обоснован выбор наиболее эффективного варианта уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меркулова Елена Юрьевна, Логвин Дмитрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE CHOICE OF TAX REGIME AT SMALL BUSINESS ENTERPRISES

At the present stage of development of the Russian economy small business is the priority direction of strategic development that is in public policy of the Russian Federation. This sector of the Russian economy is associated with formation of steady structure of national economy, a source of formation of the budgetary receipts, employment of the population, development of innovative and scientific and technical processes. As well as in many countries of the world, in Russia a reference point of public policy and support of small business structures is formation of political, legal and economic conditions for the most dynamic development of this economic sector of economy. The fundamental problem of public policy of development and support of small business has to consist in realization of special measures and potential opportunities enterprise activity of the population promoted the general growth of national economy. In this situation there is a problem of definition of the most suitable for subjects of small business of systems of the taxation. Problems of the taxation of subjects of small business are urgent in many countries including in Russia that connects with the existing contradictions in the tax legislation and its instability. Features of the taxation of subjects of small business depend also on the country, on forms of ownership, on privileges provided to these or those kinds of activity of small business enterprises. In this article authors revealed the factors influencing the choice of system of the taxation of small business entities and justified the choice of the most effective option of payment of the single tax at application of a simplified tax system.

Текст научной работы на тему «Проблемы выбора налогового режима на предприятиях малого бизнеса»

УДК 336.221 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-74-81

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА НАЛОГОВОГО РЕЖИМА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: merkatmb@mail.ru

ЛОГВИН ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: merkatmb@mail.ru

На современном этапе развития российской экономики малый бизнес является приоритетным направлением стратегического развития, что закреплено в государственной политике Российской Федерации. Данный сектор российской экономики ассоциируется с формированием устойчивой структуры национальной экономики, источником формирования бюджетных поступлений, обеспечением занятости населения, развитием инновационных и научно-технических процессов. Как и во многих странах мира, в России ориентиром государственной политики и поддержки малых бизнес-структур является формирование политических, правовых и экономических условий для наиболее динамичного развития данного экономического сектора экономики. Основополагающая задача государственной политики развития и поддержки малого бизнеса должна заключаться в реализации особых мер и потенциальных возможностей с тем, чтобы предпринимательская активность населения способствовала общему росту экономики страны. В этой ситуации возникает проблема определения наиболее подходящих для субъектов малого бизнеса систем налогообложения. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам деятельности предприятий малого бизнеса. В предлагаемой статье выявлены факторы, влияющие на выбор системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, и обоснован выбор наиболее эффективного варианта уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, патентная налоговая система

Специальные налоговые режимы были введены в Российской Федерации для стимулирования и развития малого предпринимательства. В настоящее время предусматривается несколько вариантов налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Общая система налогообложения (ОСНО) предполагает ведение бухгалтерского учета в полном объеме и уплату всех общепринятых налогов. Общую систему налогообложения нельзя совмещать с упрощенной системой налогообложения (УСН). Организации могут совмещать ОСНО с единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), а индивидуальные предприниматели могут использовать одновременно три режима налогообложения ОСНО, ЕНВД и патентную систему налогообложения (ПСН) при условии, что они

используются для разных видов экономической деятельности [1].

Упрощенная система налогообложения(УСН) с 2017 г. предполагает введение ряда существенных изменений. Во-первых, максимальный доход для нахождения на УСН вырастет с 60 до 120 млн руб. Во-вторых, до 2017 г. для перехода на УСН с других систем налогообложения объем дохода за 9 месяцев не превышал 45 млн руб., а теперь лимит увеличен до 90 млн руб. Эти данные приводятся без учета коэффициента дефлятора. В-третьих, допускалось наличие максимальной стоимости основных средств до 100 млн руб., теперь их объем увеличен до 150 млн руб. Так же сохраняется норматив численности сотрудников в пределах 100 человек, а доля участия в других компаниях не должна превышать 25 % [2].

Применение УСН доходы минус расходы осуществляется с применением ставки налогообложения в 15 %, а при налогообложении доходов - 6 %. Необходимо также отметить, что в Правительстве РФ подготовлен законопроект о снижении ставок до 1-3 % по разнице между доходами и расходами, а использовании налогообложения доходов - 3-8 % [3].

Предприятия малого бизнеса, использующие УСН, освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДФЛ, НДС и налога на имущество. Однако следует отметить, что УСН не освобождает налогоплательщиков, ввозящих товары на таможенную территорию РФ от уплаты НДС, что обусловлено отсутствием льготного режима по импорту товаров.

Система единого налога на вмененный доход (ЕНВД) применяется во многих регионах РФ. Данная система предполагает расчет налога не из фактических, а нормативных показателей, установленных государством. Данная система применяется также при соблюдении ряда ограничений. Средняя численность работников не должна превышать 100 человек, доля в уставном капитале других организаций не должна превышать 25 %, а также вид деятельности может быть использован при применении ЕНВД [4].

С 2017 г. для пользователей систем налогообложения УСН, ЕНВД и ПСН будет действует новый перечень кодов бытовых услуг (Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 г. № 2496-р). В новом списке приведен перечень кодов видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и перечень кодов услуг (содержит коды по классификатору ОКВЭД2), относящихся к бытовым услугам (содержит коды по ОКПД2). В частности, ЕНВД может быть применена при розничной торговле (может быть стационарной (через магазины или павильоны), но с площадью торгового зала до 150 м2, а также может быть нестационарной (через киоски, палатки, фургончики). ЕНВД может быть при оказании услуг общественного питания, в частности, возможно организовать питание с залом обслуживания населения (площадь зала до 150 м2), либо без зала обслуживания. Кроме того, по ОКВД включены следующие услуги: оказание бытовых, ветеринарных услуг, оказание услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомобилей и мотоциклов, распространение рекламы, ее размещение, передача во временное пользование (аренда) торговых мест, земельных участков, оказание услуг гостиниц по размещению и проживанию граждан (об-

щая площадь спальных помещений не должна превышать 500 м2), услуги по перевозке пассажиров и грузоперевозки (размер автопарка - не более 20 транспортных средств), организация стоянок. Общая ставка по ЕНВД - 15 %, также существуют пониженные ставки до 7,5 %. Предприниматели при этом уплачивают НДФЛ и взносы за работников, выплаченные страховые взносы уменьшают налог, но не более, чем на 50 % [5].

Применять патентную систему налогообложения (ПСН) могут только индивидуальные предприниматели, со средней численностью работников не более 15 человек и годовым доходом 60 млн руб, с учетом коэффициента дефлятора. Суть патентной системы состоит в получении патента, заменяющего уплату ряда налогов: НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательства), налога на имущество, используемого для ведения хозяйственной деятельности, НДС (за исключением операций при ввозе товаров на таможенную территорию РФ [6].

Многовариантность системы налогообложения, являясь несомненным плюсом налоговой политики, в то же время представляет и несомненную сложность, так как при выборе оптимального режима налогообложения требуется ответить на два основных вопроса [7]:

- какая из предлагаемых систем наиболее проста и удобна в применении;

- какая из предлагаемых систем предоставляет наибольшие возможности для минимизации налоговых платежей в бюджет.

С учетом бивариантности УСН совершенно очевидно, что применение какой-либо одной конкретной схемы из двух возможных схем исчисления налога дает результаты, которые могут довольно существенно отличаться от размера налога, уплачиваемого при выборе другой схемы [8]. По сравнению с другими специальными режимами, применение УСН дает налогоплательщику значительные преимущества. Перед предприятиями сразу встанет выбор, так как УСН предполагает два варианта объекта налогообложения («Доходы» или «Доходы минус расходы»).

Объект налогообложения «Доходы» следует выбирать тем организациям, которые преимущественно оказывают услуги (с высокой долей добавленной стоимости), так же если у организации маленькая выручка, нет возможности проводить все расходы официально и если организация продает свою продукцию физическим лицам за наличные. Этот режим упрощает ведение бухгалтерии (не надо вести учет расходов) и меньше привлекает налоговые органы, которым не придется доказывать обос-

нованность произведенных расходов. Минус этого режима заключается в том, что придется всегда платить минимальный налог, даже если организация будет находиться в убытке [9].

Объект «Доходы минус расходы» применяется в основном в тех организациях, где имеются большие расходы и маленькая добавленная стоимость реализовываемого имущества. Такие организации смогут включать в расходы транспортные расходы по доставке товара как своим, так и чужим транспортом. «Правильный при этом выбор системы налогообложения не всегда зависит от желания или нежелания налогоплательщика, а определяется законодательством. В тоже время, несмотря на кажущуюся строгость ограничений по применению тех или иных систем налогообложения, практически всегда есть возможность применять ту систему налогообложения, которая наиболее выгодна. Манипулируя системами налогообложения, вполне реально минимизировать налогообложение, а по отдельным налогам свести налогообложение до нуля» [10].

Прежде всего, выбор должен зависеть от показателя уровня рентабельности. Другими словами, рентабельность представляет собой чистую прибыль деятельности. Для того чтобы рассчитать рентабельность, надо сумму прибыли (раз-

ницу между доходами, перечисленными выше расходами, определенными ст.346 НК РФ) разделить на доходы. При выборе такого объекта налогообложения, как доходы 6 %, нужно учитывать еще сумму выплат в пользу работников (ФОТ-фонд оплаты труда, поскольку доля единственного налога в доходах будет зависеть от ФО). Объясняется это тем, что в соответствии с п. 3 ст. 346.2 НК налогоплательщики могут уменьшить сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период единого налога на следующие показатели:

- сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (не более чем на 50 %);

- сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные работникам. Поскольку «пенсионные» взносы рассчитываются в процентах от суммы выплат в пользу работников, то выгодность применения того или иного варианта будет зависеть и от показателя ФОТ. Рассчитав рентабельность, можно будет определить наиболее выгодный вариант объекта налогообложения. Выгодным будет та система УСН, при которой доля единого налога в доходах при заданных плановых показателях и прочих равных условиях будет наименьшей [11]. Порядок выбора объекта можно изобразить с помощью схемы (рис. 1).

Предполагаемая рентабельность > 40%

6,7% < предполагаемая рентабельность > 40%

Предполагаемая рентабельность > 6,7%

Установить в качестве объекта доходы

Проанализировать долю ФОТ в доходах пособий по временной нетрудоспособност и. Определить долю единого налога в доходах для каждого варианта

Доля взносов на обязательное пенсионное страхование в доходах х Доля пособий по временной нетрудоспособно сти > 5%

Доля взносов на обязательное пенсионное страхование в доходах х Доля пособий по временной нетрудоспособное ти <5%

Сравнить долю налога в доходах для каждого варианта. Выбрать вариант, для которого эта доля окажется меньше

Установить в качестве объекта доходы

Установить в качестве объекта доходы,

уменьшенные на расходы

Рис. 1. Определение системы налогообложения [12]

В случае выбора объекта налогообложения доходы 6 %, доля единого налога будет составлять 6 % от доходов. В случае выбора объекта налогообложения доходы - расходы 15 %, доля единого налога будет равна Н = (Р*15%)*100 % (где Н-налог, планируемая рентабельность,15 % -ставка единого налога). Как показывают расчеты, при отсутствии выплат по временной нетрудоспособности выгоднее применять:

- доход 6 % - при рентабельности выше 40 %;

- доход-расход 15 % - при рентабельности ниже 20 %. Иными словами, при уровне рентабельности выше 40 % доля единого налога от доходов будет составлять менее 15 %, то есть значение ставки, установленного для объекта налогообложения «доходы-расходы 15 %». Поэтому налогоплательщику логично выбрать в качестве объекта налогообложения доходы, которые будут облагаться по ставке 6 % [13]. Для наглядности рассмотрим график зависимости размера налоговых платежей от прибыли при УСН 6 % и УСН 15 % (рис. 2).

Рис. 2. График зависимости размера налоговых платежей от прибыли при УСН 6 % и УСН 15 %

По графику заметно, что на УСН 6 % налоговый платеж не зависит от размера прибыли, он постоянен и неизменен при любых раскладах - 6 % от выручки. На графике представлен горизонтальной красной линией. Изменение налогового платежа при УСН 15 % представлено на графике синей линией, рост которой начинается с 1 %. Это связано с тем, что для УСН 15 % установлен минимальный налог - 1 % от выручки, меньше которого платеж не может быть в любом случае. Даже если Вы получили убыток. На УСН 15 % размер налогового платежа растет вместе с удельным весом прибыли в составе выручки. Прибыль 40 % в составе выручки - это та точка, в которой размер налоговых платежей при УСН 15 % достигает размера налоговых платежей при УСН 6 % и стано-

вится ему равным. Как только доля прибыли в выручке становится более 40 %, размер налогового платежа при УСН 15 % начинает превышать размер платежа при УСН 6 % и расти далее с ростом в выручке доли прибыли. Применение УСН 15 % становится невыгодным.

Также можно выделить основные факторы, определяющие выбор объекта налогообложения, с точки зрения минимизации единого налога:

- соотношение расходов и доходов;

- доля фонда заработной платы в расходах;

- доля «не принимаемых» для целей налогообложения расходов в общей сумме расходов.

Примеры зависимости величины единого налога (ЕН) от соотношения расходов и доходов (Р/Д) с учетом указанных факторов показаны на

рисунке 3. Данные показывают, что при объекте налогообложения «доходы» и отсутствии расходов на зарплату (РЗ/Р = 0) величина налога составляет 6 % вне зависимости от величины расходов. Если же расходы на зарплату составляют, к примеру, 30 % от суммарных расходов (РЗ/Р = 0,3), то за счет соответствующих отчислений на обязательное пенсионное страхование величина налога может быть уменьшена, но не ниже половины налога, то есть 3 %.

При использовании объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» величина единого налога по УСН по мере увели-

чения доли расходов линейно снижается от 15 до предельной величины - 1 % от суммы доходов. При этом темп падения величины налога существенно замедляется при увеличении доли «не принимаемых расходов» в суммарных расходах. Так, если «не принимаемые расходы» отсутствуют (РН/Р = 0), величина единого налога снижается до уровня 6 % при соотношении расходов и доходов, равном Р/Д = 0,6. Если же доля «не принимаемых расходов» составляет 40 % от суммарных расходов (РН/Р = 0,4), то величина единого налога опускается до того же уровня 6 % при одинаковой величине расходов и доходов (Р/Д = 1,0) [13].

ЕН (Д) - единый налог при объекте налогообложения «доходы»;

ЕН (Д-Р) - единый налог при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»;

РЗ/Р - доля расходов на зарплату в суммарных расходах;

РН/Р - доля «не принимаемых» расходов в суммарных расходах

Рис. 3. Зависимость величины единого налога (ЕН) от соотношения расходов и доходов (Р/Д) с учетом указанных факторов

На основании приведенных данных можно указать примерные граничные значения основных факторов, которые определяют выбор объекта налогообложения. Величина единого налога будет минимальной при выборе объекта налогообложения: Доходы:

- если доля предполагаемых расходов не превышает 60 % от доходов, и отсутствуют расходы на заработную плату;

- если доля расходов в целом составляет менее 80 % от доходов, и при этом доля фонда

заработной платы в расходах составляет 27 % и более;

если доля «не принимаемых расходов» превышает 40 % общей суммы расходов.

Доходы, уменьшенные на величину расходов:

- если доля предполагаемых расходов организации более 80 % от доходов, и отсутствуют «не принимаемые расходы» [14].

В промежуточном диапазоне значений указанных факторов:

- доля предполагаемых расходов от 60 до 80 %;

- доля заработной платы в расходах до 27 %;

- доля «не принимаемых расходов» менее 40 %.

Оптимальный вариант объекта налогообложения зависит от соотношения их конкретных значений. Предпринимателям, оказывающим услуги и не несущим больших материальных расходов, выгоднее уплачивать 6 % от суммы доходов. Если предприниматель занят в сфере торговли или производства товаров и несет большие расходы на осуществление своей деятельности, то ему следует выбирать УСН «доходы минус расходы»

[15].

Следует также отметить: вести и составлять бухгалтерскую отчетность существенно легче (а соответственно и дешевле, если услуги оказывает сторонняя организация), если налогоплательщик, применяющий УСН, использует в качестве объекта налогообложения доходы, чем при ведении бухгалтерского учета фирм, применяющих УСН, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Этот нюанс также немаловажен для руководителей организаций, применяющих УСН.

Таким образом, выбор оптимального налогового режима зависит от конкретных показателей деятельности компании и требует тщательного их изучения. В период применения УСН важным моментом является постоянный контроль показателей, ограничивающих возможность применения УСН.

Литература

1. Беспалов М. В., Макаров И. Н., Манасян С. М., Позднякова С. В. Концептуальные основы, приоритеты современной российской налоговой политики // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 5. С. 77-80.

2. Зеничева Т. В., Меркулова Е. Ю. Налоговые риски в современных налоговых системах // Совершенствование налоговой политики государства в условиях глобализирующейся экономики: мат-лы Междунар. науч. конф. Тамбов, 2014. С. 213-219.

3. Летягина А. В., Шебуняева Е. А. Малый бизнес в условиях кризиса: проблемы и перспективы развития в регионе // Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития. Сборник студенческих научных трудов. 2016. С. 111-116.

4. Мухаметшина Д. Р. Проблемы налогообложения организаций малого бизнеса // ScienceTime. 2015. № 5(17). С. 193-196.

5. Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. 2012. Т. 1. № 1. С. 130-135.

6. Логвин Д. Д., Мордовин А. В. Особенности учета и налогообложения малых предприятий // Проблемы и перспективы развития экономики предприятия

в России и за рубежом: мат-лы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. 7-8 нояб. 2016 г. Тамбов: Изд-во Пер-шина Р. В., 2016.

7. Леликова Н. А., Конвисарова Е. В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-2. С. 127-129;

8. Трунина В. Ф. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса РФ и пути их решения // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 4(35) Ч. 2. С. 59-61.

9. Киреева Е. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в странах с различным уровнем развития // Главный бухгалтер. 2013. № 43. С. 11-13.

10. Зверева Н. А. Налогообложение малого бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сборник статей по мат. XXVI Междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(26). URL: http://sibac.info/archive/economy/11(26).pdf

11. Вачугов И. В., Седаев П. В. Несовершенство законодательного регулирования специальных налоговых режимов как одна из ключевых проблем поддержки малого бизнеса в России // Налоги и налогообложение. -2016. № 11. C. 857-867.

12. Логвин Н. В., Авдеева М. В. Принципы формирования налоговой политики // Проблемы и перспективы развития экономики предприятия в России и за рубежом: мат-лы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. 7-8 нояб. 2016 г. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016.

13. Шестакова Е. В. Проблемы региональной дифференциации налогообложения в Российской Федерации в сфере малого бизнеса // Налоги и налогообложение. 2016. № 9. C. 697-706.

14. Зобова Е. П. «Упрощенка» - 2017: очередные поправки гл. 26.2 НК РФ // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 12.

15. Мельников К. В. Патентная система налогообложения. Риски и проблемы ведения // Экономика. Государство. Общество. 2012. № 2 (9).

References

1. Bespalov M. V., Makarov I. N., Manasyan S. M., Pozdnyakova S. V. Kontseptual'nye osnovy, prioritety so-vremennoj rossijskoj nalogovoj politiki [Conceptual bases, priorities of modern Russian tax policy] // Vestnik Michu-rinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. № 5. S. 77-80.

2. Zenicheva T. V., Merkulova E. Yu. Nalogovye riski v sovremennykh nalogovykh sistemakh [Tax risks in the modern taxation systems] // Sovershenstvovaniye nalogovoj politiki gosudarstva v usloviyakh globaliziruyush-chejsya ekonomiki: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. Tambov, 2014. S. 213-219.

3. Letyagina А. V., Shebunyaeva E. А. Malyj biznes v usloviyakh krizisa: problemy i perspektivy razvitiya v regione [Small business in the conditions of crisis: problems and the prospects of development in the region] // Ekonomika i upravleniye: aktual'nye problemy i tendentsii

razvitiya. Sbornik studencheskikh nauchnykh trudov. 2016. S. 111-116.

4. Mukhametshina D. R. Problemy nalogooblozhe-niya organizatsij malogo biznesa [Problems of the taxation of the organizations of small business] // ScienceTime. 2015. № 5(17). S. 193-196.

5. Mitrofanova I. A., Erentraut A. A. Nalogoobloz-heniye malogo predprinimatel'stva v Rossii i za rubezhom: realii i prognozy [The taxation of small business in Russia and abroad: realities and forecasts] // Molodoj uchenyj. 2012. T. 1. № 1. S. 130-135.

6. Logvin D. D., Mordovin A. V. Osobennosti uche-ta i nalogooblozheniya malykh predpriyatij [Features of the account and taxation of small enterprises] // Problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki predpriyatiya v Rossii i za rubezhom: mat-ly Vseros. zaoch. nauch.-prakt. konf. 7-8 noyab. 2016 g. Tambov: Izd-vo Pershina R. V., 2016.

7. Lelikova N. A., Konvisarova E. V. Zarubezhnyj opyt nalogooblozheniya malogo biznesa [Foreign experience of the taxation of small business] // Uspekhi sovre-mennogo estestvoznaniya. 2014. № 12-2. S. 127-129.

8. Trunina V. F. Problemy nalogooblozheniya sub"yektov malogo biznesa RF i puti ikh resheniya [Problems of the taxation of subjects of small business of the Russian Federation and way of their decision] // Mezhdu-narodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2015. № 4(35) Ch. 2. S. 59-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kireeva E. Osobennosti nalogooblozheniya sub"yektov malogo predprinimatel'stva v stranakh s razlich-nym urovnem razvitiya [Features of the taxation of small business entities in the countries with various level of development] // Glavnyj bukhgalter. 2013. № 43. S. 11-13.

10. Zvereva N. A. Nalogooblozheniye malogo biznesa [Taxation of small business] // Nauchnoye soobshchest-vo studentov XXI stoletiya. EKONOMICHESKIYE NAUKI: sbornik statej po mat. XXVI Mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 11(26). URL: http://sibac.info-/archive/economy/11(26).pdf

11. Vachugov I. V., Sedaev P. V. Nesovershenstvo zakonodatel'nogo regulirovaniya spetsial'nykh nalogovykh rezhimov kak odna iz klyuchevykh problem podderzhki malogo biznesa v Rossii [Imperfection of legislative regulation of the special tax modes as one of key problems of support of small business in Russia] // Nalogi i nalogooblozheniye. 2016. № 11. S. 857-867.

12. Logvin N. V., Avdeeva M. V. Printsipy formiro-vaniya nalogovoj politiki [Principles of formation of tax policy] // Problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki predpriyatiya v Rossii i za rubezhom: mat-ly Vseros. zaoch. nauch.-prakt. konf. 7-8 noyab. 2016 g. Tambov: Izd-vo Pershina R. V., 2016.

13. Shestakova E. V. Problemy regional'noj different-siatsii nalogooblozheniya v Rossijskoj Federatsii v sfere malogo biznesa [Problems of regional differentiation of the taxation in the Russian Federation in the sphere of small business] // Nalogi i nalogooblozheniye. 2016. № 9. S. 697-706.

14. Zobova E. P. «Uproshchenka» - 2017: ocherednye popravki gl. 26.2 NK RF [«Simplified tax system» - 2017: next amendments of Ch. 26.2 of Tax Code of the Russian Federation] // Uproshchennaya sistema nalogooblozheniya: bukhgalterskij uchet i nalogooblozheniye. 2016. № 12.

15. Mel'nikov K. V. Patentnaya sistema nalogooblozheniya. Riski i problemy vedeniya [Patent system of the taxation. Risks and problems of maintaining] // Ekonomi-ka. Gosudarstvo. Obshchestvo. 2012. № 2 (9).

* * *

PROBLEMS OF THE CHOICE OF TAX REGIME AT SMALL BUSINESS ENTERPRISES

MERKULOVA ELENA YURYEVNA Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Tambov, the Russian Federation, e-mail: merkatmb@mail.ru

LOGVIN DMITRY DMITRIEVICH Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Tambov, the Russian Federation, e-mail: merkatmb@mail.ru

At the present stage of development of the Russian economy small business is the priority direction of strategic development that is in public policy of the Russian Federation. This sector of the Russian economy is associated with formation of steady structure of national economy, a source of formation of the budgetary receipts, employment of the population, development of innovative and scientific and technical processes. As well as in many countries of the world, in Russia a reference point of public policy and support of small business structures is formation of political, legal and economic conditions for the most dynamic development of this economic sector of economy. The fundamental problem of public policy of development and support of small business has to consist in realization of special measures and potential opportunities enterprise activity of the population promoted the general growth of national economy. In this situation there is a problem of definition of the most suitable for subjects of small business of systems of the taxation. Problems of the taxation of subjects of small business are urgent in many countries including in Russia that connects with the existing contradictions in the tax legislation and its instability. Features of the taxation of subjects of small business depend also on the country, on forms of owner-

ship, on privileges provided to these or those kinds of activity of small business enterprises. In this article authors revealed the factors influencing the choice of system of the taxation of small business entities and justified the choice of the most effective option of payment of the single tax at application of a simplified tax system.

Key words: small business, simplified tax system, unified tax on imputed income, patent taxation system

Об авторах:

Меркулова Елена Юрьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация

Логвин Дмитрий Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация

About the authors:

Merkulova Elena Yuryevna, Doctor of Economics, Professor of the Economy Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Tambov, the Russian Federation

Logvin Dmitry Dmitrievich, Candidate of Economics, Associate Professor of the Economy Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Tambov, the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.