Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/72ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Хегай М.В., Мазий В.В., Григорян Э.С. Тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/72ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Hegay M.V., Mazy V.V., Grigoryan E.S. (2019). Features of taxation of small businesses. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https://esj.today/PDF/72ECVN219.pdf (in Russian)
УДК 336.1 ГРНТИ 06.73.15
Хегай Марина Витальевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Студент
E-mail: marishka_marpl@mail.ru
Мазий Валентина Витальевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: evmazy@rambler.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=804251
Григорян Эдуард Самвелович
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Магистрант E-mail: edooogrigoryan@yandex.ru
Тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации
Аннотация. Роль и значение малого предпринимательства в экономике любой страны трудно переоценить. Наша страна не исключение. Одной из приоритетных задач развития экономики является повышение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и их совокупного вклада в ВВП государства.
Малый бизнес является значимым звеном в экономической системе любого государства, помогая ей приобретать необходимую гибкость, мобилизовать не только финансовые, но и производственные ресурсы, а также стимулирует к развитию. Мировая практика не исключение, она также свидетельствует о том, что что малый бизнес является важным сектором развития экономики, влияющим на развитие крупного бизнеса и экономики страны в целом. Он оснащает внутренний рынок товарами и услугами, обеспечивает рост экспортного потенциала, помогает решать проблему с занятостью населения, безработицей, повышает уровень реальных доходов населения государства. Но для того, чтобы поддерживать эту сферу, необходимо постоянно способствовать ее «движению вперед».
Государство имеет несколько рычагов воздействия на развитие малого бизнеса, одним из самых важных является налогообложение. Рациональные налоговые системы содействуют улучшению экономического состояния малого предпринимательства, а также экономики
страны в целом, в особенности в производственной сфере. Именно поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
В статье автором проанализированы системы налогообложения, используемые малыми предприятиями. Сделаны выводы о выборе наиболее оптимальной системы налогообложения для того или иного вида деятельности. Даны предложения по совершенствованию специальных налоговых режимов.
Ключевые слова: малое предпринимательство; специальные налоговые режимы; общая система налогообложения; налоги
Экономическая ситуация, наблюдаемая на протяжении последнего десятилетия в нашем государстве, свидетельствует о значительном повышении роли и места малого предпринимательства как институциональной экономической единицы. Малый бизнес - это ключевой ресурс, позволяющий обеспечить на макроуровне устойчивый экономический рост, и, как следствие, повысить благосостояние не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и всего государства в целом [4]. В рыночной экономике малое предпринимательство служит основным трансформирующим механизмом, определяющим центр развития и укрепления рыночной конъюнктуры [7].
По данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в 2017 году составила 21,9 % от ВВП, что примерно более 20 трлн рублей. Такой показатель является очень скромным, так как многие годы он не превышал и 21 %. В сравнении с зарубежными странами он даже может показаться критическим, как правило, он составляет от 30 до 75 % во многих странах Европы. Власти давно известно о таком существенном отставании в величине данного показателя, и предпринимает необходимые меры [6].
Существует целый перечень проблем, объясняющих снижение эффективности мер, предпринимаемых государством в этой области, среди которых:
• отсутствие взаимосвязанного комплекса нормативно-правовых актов, обеспечивающих условия защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства;
• экономический спад, непосредственно связанный с напряженной геополитической обстановкой и введением антироссийских санкций;
• кризис эффективности налоговой политики, проводимой в отношении малого бизнеса, в частности, безрезультатность существующих налоговых режимов и величин налоговых ставок, использующихся в предпринимательстве;
• наличие высокого уровня коррупции, разрастающегося с течением времени;
• существование целого ряда высоких административных барьеров на пути субъектов малого предпринимательства [7].
Одним из основных способов устранения проблем предпринимателей является реформирование налогообложения, которое является мощнейшим инструментом государственного регулирования всех аспектов жизни населения. Оно способно как стимулировать, так и сдерживать определенную отрасль хозяйств [2]. С помощью налогов стало возможным воздействовать на уровень занятости, поступлений доходов в бюджет, объем финансовых ресурсов [8].
Государство ставит для себя стратегические задачи в сфере экономики, развитие и поддержка предпринимательства входят в их состав. Занимаясь вопросами в области развития малого и среднего бизнеса, государственные органы, руководствуясь федеральным законом
№209 от 24.07.2017 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1, формируют ряд целей:
• развитие малого бизнеса для создания конкурентной среды на рынке;
• создание и обеспечение благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства;
• содействие в продвижении товаров и услуг, созданных малыми предприятиями на национальном, а также зарубежных рынках;
• увеличение количества субъектов малого бизнеса.
Традиционно малыми предприятиями используются две системы налогообложения: общая и специальные налоговые режимы. Использование специальных режимов применимо для более эффективного управления бизнесом и создания благоприятных условий развития [9].
В соответствии со ст. 18 Налогового Кодекса, на территории РФ применяются следующие специальные режимы налогообложения:2
1. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН);
2. Упрощенная система налогообложения (УСН);
3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
4. Система при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП);
5. Патентная система налогообложения (ПСН).
Особенности, применения различных специальных налоговых режимов представим в виде таблицы (табл. 1):
Таблица 13
Специфика налоговых режимов
Показатель Налоги, неуплачиваемые в связи со спецрежимом Обязанность по уплате налога на имущество от кадастровой стоимости Налоговая база Основная ставка, % Налоговый период Авансовые платежи Обязанность платежа при убытке Возможность доп. уменьшения начисленного налога
ЕСХН Прибыль (для ИП - НДФЛ), НДС, налог на имущество - Доходы минус расходы 6 % Год Полугодовой - -
УСН (доходы минус расходы) + 15 % Ежеквартальные Платится 1 % от полученной выручки
УСН Доходы 6 % - До 50 % (а с учетом торгового сбора и на величину у организаций и до 100 % у ИП)
ЕНВД Вмененный доход 15 % Квартал - +
ПСН Потенциально возможный доход 6 % Год или срок действия патента -
1 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 24 июля 2007 года №209-ФЗ.
2 Налоговый Кодекс Российской Федерации.
3 Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru.
Показатель Налоги, неуплачиваемые в связи со спецрежимом Обязанность по уплате налога на имущество от кадастровой стоимости Налоговая база Основная ставка, % Налоговый период Авансовые платежи Обязанность платежа при убытке Возможность доп. уменьшения начисленного налога
СРП Транспорт, налог на имущество, местные налоги, таможенные пошлины - По НДПИ, прибыли, НДС база определяется с учетом положений главы 26.4 НК РФ Особые ставки для НДПИ (ст. 346.37 НК РФ) Свой по каждому налогу Квартальные по прибыли -
Анализируя динамику роста изменений малого предпринимательства в нашей стране, можно отметить, что прежде всего при выборе той или иной системы руководителя в первую очередь интересует уровень налоговой нагрузки. И на основании этого показателя при разных режимах он делает выбор в пользу наиболее выгодной системы налогообложения (табл. 2):
Таблица 24
Динамика изменений малого предпринимательства
2017 2018 2019
Всего Юр. лица ИП Всего Юр. лица ИП Всего Юр. лица ИП
Российская Федерация 5 998 371 239 528 28 102 6 042 898 224 073 27 657 6 141 283 221 064 27 021
Центральный ФО 1 841 413 87 382 6 335 1 863 874 81 342 6 304 1 909 919 80 014 6 180
Северо-Западный ФО 692 090 31 536 2 455 705 229 29 117 2 403 722 901 28 739 2 337
Южный ФО 710 497 18 084 3 571 713 142 17 261 3 582 715 798 17 084 3 470
Северо-Кавказский ФО 198 366 4 464 836 202 386 4 345 825 203 838 4 300 804
Приволжский ФО 1 077 698 43 878 6 526 1 081 441 41 215 6 386 1 094 853 40 778 6 428
Уральский ФО 517 728 19 489 2 779 518 408 18 125 2 718 525 480 17 984 2 657
Сибирский ФО 699 170 25 632 3 868 698 046 24 063 3 788 649 796 22 185 3 251
Дальневосточный ФО 261 409 9 063 1 732 260 372 8 605 1 651 318 698 9 980 2 074
Составлено авторами
Смотря на эти цифры, можно сказать, что малое предпринимательство распространяется не активными темпами. Конечно, по сравнению с 2017 годом можно заметить, что число субъектов малого бизнеса сократилось, также показатели, представленные за 2019 год, выглядят не столь обещающими. За последние годы число зарегистрированных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей снизилось с 267 630 в 2017 году до 248 058 за три года в 2019 - это на 19 545, в процентном соотношении составляет 7,3 %. А цифра 267 630, взятая по аналогичному периоду 01.04.2017 предпринимательской деятельности населения уменьшилась на целых 15900 единиц только за один 2018 год, что составляет 5,9 %, а к началу следующего 2019 года увеличился на целых 1,4 %. Причем эти изменения происходят в каждом федеральном округе, начиная с центрального, заканчивая Дальневосточным [1]. То есть, мы наблюдаем определенную динамику падения количества зарегистрированных субъектов малого бизнеса. Подобный параметр не является критическим для бизнеса в нашей стране, но в свою очередь выступает вполне ощутимым. 5
Одной из главных причин сокращения числа субъектов малого бизнеса является отсутствие надежной государственной финансовой поддержки [10]. На эту проблему уже давно обращают внимания сами предприниматели, а также специалисты. Согласно данным общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», из всех
4 Составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики http://www. gks.ru/.
5 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: аналитический обзор https ://rmsp. nalo g. ru/statistic s.html.
представителей малого предпринимательства приблизительно только 21 % может рассчитывать на финансирование деятельности.6
Обратимся к Единому Реестру субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой таблице представлены субъекты малого бизнеса в России за последние 3 года (табл. 3):
Таблица 3
Количество субъектов МП за 3 года
Показатель 2017 2018 2019
Субъекты МП 267 630 251 730 248 058
Составлено авторами
Так как нам уже известна вся ситуация, вполне ожидаемо увидеть подобную картину. Как мы уже выяснили ранее, в 2018 году количество предприятий в процентном соотношении сократилось на 5,9 %, а в 2019 на сегодняшний день еще на 1,4 %. Часть населения, занятая в малом бизнесе идет на спад, как и число субъектов, когда количество продукции растет вместе с потребностями и запросами населения. Стоит также подчеркнуть, что в таблице 3 представлено количество именно зарегистрированных субъектов. То есть с чего можно сделать вывод, что число действующих, ведущих активную деятельность предприятий может быть значительно ниже [3].
Для эффективного развития малого бизнеса стоит уделить должное внимание экономическому анализу, предоставляя место более углубленному изучению и рассмотрению экономических предпосылок, приводящих к обоснованию сложившейся ситуации. [5] При проведении подобного анализа, можно было бы сказать, что не только налоговая нагрузка вызывает трудности для субъектов, но и административные составляющие [4]. Например, обязательное применение кассовой техники или онлайн-касс, которая в период кризиса и введенных санкций, приводит к дополнительным финансовым расходам.
Любое государство стремится развить малый бизнес, нашей стране это просто необходимо, так как он играет немаловажную роль в благосостоянии страны. Неразвитость ветви малого предпринимательства влечет за собой последствия - она негативно влияет на национальную экономику. Нехватку и недостаточность отечественного производства нельзя отнести к продукции, составляющей высокую конкурентоспособность. Все это негативно отражается на состоянии экономики России, а также её инвестиционной привлекательности. Поэтому ввиду сложившейся ситуации, с 1 января 2019 года в России утвердили и ввели налог на самозанятых. На данный момент этот налог находится лишь на стадии эксперимента и введен лишь в четырех регионах Российской Федерации: Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан.
Анализируя опыт применения данного налога, можно сказать о том, что за прошедшие 4 месяца динамика поступлений в бюджет весьма положительна. По полученным данным от Министерства экономического развития РФ было уже зарегистрировано примерно 57 тысяч представителей группы лиц, проведено более 3 миллионов операций, а объем дохода приближается к 3 млрд рублей.7 Очевидно, что со следующего года эксперимент будет введен по всей стране.
Для динамичного развития малого предпринимательства, необходимо принятие следующих мер:
6 Секрет фирмы https ://secretmag.ru/.
7 Министерство экономического развития Российской Федерации http://economy. gov.ru/. Страница 5 из 7
• создание стабильной налоговой системы, с постепенным снижением налогового бремени;
• осуществление кредитно-финансовой поддержки с помощью государственных целевых программ и предоставлением льгот и субсидий, нацеленных на развитие приоритетных и социально-значимых малых предприятий;
• повышение доступности налоговых гарантий;
• распространение налоговых каникул на другие специальные режимы налогообложения помимо ПСН и УСН;
• повышение уровня контроля;
• содействие уменьшению затрат предпринимателей, а именно уменьшение страховых взносов для индивидуальных и малых предприятий;
• способствование повышению финансовой грамотности предпринимателей путем оказания образовательной поддержки, помогая разбирать вопросы правового характера, налогообложения, административным, охраны труда и др.
Применение данных мер, бесспорно будет способствовать увеличению числа малых предприятий, росту их качества и вкладу в ВВП страны. Без государственной поддержки и обеспечения стабильности налоговой системы задачи и цели государства по достижению уровня развитых стран в развитии малого бизнеса вряд ли будут достижимы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костин А.С. Государство нуждается в предпринимателях // Гражданское Общество - 2008. №15. - С. 13-14.
2. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы - 2008. №10. -С. 21.
3. Перечнева И., Анализ инвестиционной активности бизнеса // Эксперт-Урал. -2012. № 48. - С. 20.
4. Любушкин Н.П. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях / Н.П. Любушкин, Е.С. Ионова // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. -№32. - С. 15-16.
5. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит - 2008 - №9.
- С. 22-27.
6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир.
- 2010. - №2. - С. 5-25.
7. Мазий В.В., Черняк Е.А. Повышение эффективности применения патентной системы налогообложения субъектами малого бизнеса в условиях экономического кризиса // Инженерный вестник Дона. - 2015. - №4(38). - С. 99.
8. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист - 2008. № 10. - С. 21-23.
9. Журавлева, О.О. О проблемах налогового стимулирования / О.О. Журавлева // Финансы. - 2009. - № 7. - С. 27-31.
10. Касьянов, А.В. Все о малом предпринимательстве: учебник / А.В. Касьянов. - М.: ЮРАЙТ, 2008. - С. 267.
Hegay Marina Vitalevna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: marishka_marpl@mail.ru
Mazy Valentina Vitalyevna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: evmazy@rambler.ru
Grigoryan Eduard Samvelovich
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: edooogrigoryan@yandex.ru
Features of taxation of small businesses
Abstract. The role and importance of small business in the economy of any country can not be overestimated. Our country is no exception. One of the priorities of economic development is to increase the number of small and medium-sized businesses and their combined contribution to the GDP of the state.
Small business is a significant link in the economic system of any state, helping it to acquire the necessary flexibility, mobilize not only financial, but also production resources, and also stimulates development. World practice is not an exception, it also shows that small business is an important sector of economic development that affects the development of large business and the economy as a whole. It equips the domestic market with goods and services, ensures the growth of export potential, helps to solve the problem of employment, unemployment, increases the level of real incomes of the population of the state. But in order to maintain this sphere, it is necessary to constantly promote its "progress".
The state has several levers of influence on the development of small business, one of the most important is taxation. Rational tax systems contribute to improving the economic condition of small businesses, as well as the country's economy as a whole, especially in the manufacturing sector. That is why the relevance of the chosen topic is beyond doubt.
In the article, the author analyzed the tax systems used by small enterprises. Conclusions about the choice of the most optimal tax system for a particular type of activity have been made. There are suggestions for improving the special tax regimes. Finally, conclusions are formulated on the information provided.
Keywords: small business; special tax regimes; general taxation system; taxes