ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАВЧЕНКО МАКСИМ ВИКТОРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kraff_rdv@mail.ru
МЯЛКИНА АННА ФРАНКОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: anna211164@mail.ru
В современных условиях хозяйствования проблемы сегмента малого бизнеса в Российской Федерации, в частности, в таком важном аспекте, как налогообложение, остаются одними из важнейших вопросов, волнующих, как и органы государственной власти, так и сами субъекты малого предпринимательства. В данной статье непосредственно затрагиваются эти проблемы, акцентируя внимание на рассмотрении специальных налоговых режимов, как основных способов налогообложения, избираемыми субъектами малого бизнеса. В период проведения реформ налоговых режимов для малого предпринимательства возникает множество проблем при их применении и совмещении. Обобщая опыт применения налоговых режимов в Российской Федерации, выделяются и описываются положительные и отрицательные моменты от использования специальных режимов. В частности, статья посвящена таким спецрежимам налогообложения, как упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) и патентная система налогообложения (ПСН). В статье обосновывается идея о том, что стимулирование малого бизнеса, как одно из направлений налоговой политики государства, должно наиболее полно учитывать особенности отдельных категорий налогоплательщиков. Целью данной статьи является анализ данных проблем, возникающих в процессе практического применения специальных налоговых режимов и разработка направлений по их устранению в современных условиях. Авторы приходят к выводу, что в определенной мере применение налоговых режимов для субъектов малого бизнеса приносит выгоду, как предпринимателям, так и налоговым органам, однако такие режимы все еще нуждаются в пересмотре и уточнении некоторых вопросов, которые возникают в процессе практического их применения.
Ключевые слова: малый бизнес, бухгалтерский учет, налогообложение.
Рыночные отношения изменили подходы к постановке бухгалтерского учета в российских организациях. Жесткая регламентация со стороны государства учетного процесса сменилась на разумное сочетание государственного регулирования и самостоятельность предприятия в организации бухгалтерского учета. Новые подходы заключаются, прежде всего, в том, что на основе установленных нормативных и законодательных актов в области бухгалтерского учета и отчетности, организациям дано право самостоятельности в разработке учетной политики как для целей бухгалтерского, так и налогового учета [1].
В современных условиях хозяйствования налоговая политика является основным регулятором взаимоотношений между налогоплательщиком и
государством. Одним из направлений политики государства в области налогообложения является стимулирование субъектов малого бизнеса. Субъектами малого бизнеса, на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, отвечающие следующим критериям:
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %;
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (для микропред-
приятий - 15 человек);
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (для микропредприятий - 60 млн руб.) [2].
Кроме общего режима налогообложения, применяемого большинством средних и крупных предприятий, существуют несколько специальных налоговых режимов, предназначенных для субъектов малого бизнеса. За все время их существования эти налоговые режимы неоднократно подвергались реформированию. Конечно, такая нестабильность налоговой системы не могла не отразиться на налогоплательщиках данного сектора экономики. Однако нельзя не отметить и некоторые положительные нововведения за последние годы в области учета и налогообложения деятельности субъектов малого предпринимательства, которые направлены на учет интересов и улучшение положения налогоплательщика.
Одной из главных задач, стоящих перед профессиональным бухгалтерским сообществом и государством, является гармонизация действующих в России стандартов бухгалтерского учета (ПБУ) с МСФО. Министерством финансов Российской Федерации в 2011 г. одобрен «План Минфина на 20122015 год по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности», предусматривающий утверждение новых и приведение ранее принятых нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в соответствие с МСФО [3].
Основной целью введения специальных налоговых режимов является, в первую очередь, снижение налоговой нагрузки и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджет. В данной статье будут рассмотрены некоторые проблемы, возникающие в процессе применения таких налоговых режимов, а в частности - проблемам применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей и патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей.
Упрощенная система налогообложения (УСН). Итак, при применении упрощенной системы налогообложения возникает множество проблем и трудностей, поэтому многие практики называют ее не «упрощенкой», а «усложненкой». Вопросы начинают появляться уже с момента принятия решения о переходе на данный режим налогообложения [4].
Вечная проблема «упрощенщиков» - освобождение от уплаты НДС. Суть проблемы состоит в том, что организация (или ИП) на УСН не является плательщиком НДС. Если предприятие или индивидуальный предприниматель планирует работать с налогоплательщиками, освобожденными от уплаты НДС, то проблем при этом возникать не будет, другое дело, если его «коллегами по бизнесу» будут являться плательщики НДС.
В таком случае предпринимателю грозит потеря части своих «покупателей», поскольку им необходимо принять к вычету НДС, плательщиком которого предприниматель на упрощенной системе налогообложения не является. Таким образом, проблема налогоплательщиков, применяющих УСН, заключается в невыгодном положении в цепочке НДС. Эта проблема касается не только упрощенной системы налогообложения, но также и других налоговых режимов, используемых организациями и индивидуальными предпринимателями малого бизнеса.
Следующая проблема, возникающая в процессе применения УСН, связана с постоянным контролем критериев, ограничивающих право применения данного режима налогообложения. При превышении установленных Налоговым Кодексом ограничений, налогоплательщику придется исчислить и уплатить в бюджет все те налоги, от которых он был освобожден на «упрощенке»: НДС, налог на прибыль организаций (или НДФЛ - у предпринимателей), налог на имущество; с первого числа квартала, в котором возникло такое превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Особенно неприятны ситуации, когда такое превышение произошло в последние дни отчетного периода. В связи с этим упрощенная система налогообложения вынуждает быть особо бдительными в отношении объема выручки и среднесписочной численность работающих, дабы не упустить момент, когда право на применение УСН будет утрачено в связи с превышением этих критериев.
Трудности при применении УСН также могут возникнуть при возникновении фактов необоснованного обогащения и получения налоговой выгоды при проверке налоговыми органами отнесения к расходам стоимости товаров, работ, услуг,
M. V. KRAVCHENKO, Л. F. MYALKINA
приобретенных у поставщиков, которые не зарегистрированы в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, то есть у «несуществующих организаций». Такие затраты не могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой базы по единому налогу, поскольку при этом отсутствует факт документального подтверждения таких расходов. В целях избегания таких ситуаций налогоплательщик должен обязательно проводить проверку своих поставщиков на предмет их регистрации, и делать это необходимо до совершения сделки.
Как показывает практика, множество споров в процессе применения упрощенной системы налогообложения возникают в части документального оформления расходов, связанных с использованием автотранспорта, расходов на проведение ремонтных работ и их экономического обоснования, а также в части установления норм расходования горюче-смазочных материалов, норм расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личного транспорта и др.
В процессе применения упрощенной системы налогообложения возникают трудности и проблемы, зависящие от многих факторов, таких как вид предпринимательской деятельности, отрасль, сезонность, регулярность заключения сделок, объем поставляемых товаров, оказываемых работ и услуг. Выше мы перечислили наиболее общие и часто возникающие сложности при применении данного режима налогообложения. Упрощенная система налогообложения на протяжении последних лет постоянно реформируется, однако в процессе устранения одних противоречий и сложностей непременно возникают другие, что еще раз подтверждает несовершенство налогового законодательства в отношении упрощенной системы налогообложения.
Говоря о системе учета и налогообложения в субъектах малого бизнеса, нельзя не упомянуть о таком важном допущении, как допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Оно предусмотрено в ПБУ 1/2008 «Учетная политика» и определяет, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Метод начисления считается основополагающим допущением, на котором основана финансовая отчетность по МСФО [5]. На основании подп. 20 п. 4 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства допускается отказ от соблюдения допущения временной определенности
фактов хозяйственной деятельности и использования кассового метода учета. Кроме того, если малое предприятие применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ, то учет доходов и расходов для целей налогообложения оно осуществляет по кассовому методу. С тем, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет приходится применить кассовый метод учета доходов и расходов не только в целях налогового учета, но и для целей бухгалтерского, что нарушает вышеуказанный принцип.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Сразу отметим, что на основании Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная система налогообложения с 1 января 2013 года стала носить добровольный к применению характер. Налогоплательщики могут добровольно перейти на ЕНВД при соблюдении установленных ограничений. Специальный налоговый режим в виде ЕНВД будет существовать до 31 декабря 2017 г. С 2018 г. предполагается отменить данную систему налогообложения, что связано со множеством недостатков этого спецрежима.
Одним из основных недостатков данного режима налогообложения является потерявший актуальность и экономически необоснованный размер базовой доходности. Как показывает практика, в некоторых регионах Российской Федерации сумма ЕНВД, рассчитанная на основе базовой доходности и физического показателя, скорректированная на коэффициенты К1 и К2 бывает слишком низкой или наоборот, необоснованно завышенной. В связи с этим пересмотр сумм базовой доходности по некоторым видам деятельности является необходимым. Система налогообложения в виде ЕНВД не учитывает специфичность ведения предпринимательской деятельности, сезонность, наемный труд, размер полученного дохода (или убытка) и другие особенности ведения деятельности. К недостаткам также относится ориентация физического показателя на количество работников по таким видам деятельности, как, например, оказание бытовых услуг, оказание ветеринарных услуг - что приводит к искусственному занижению количества работающих, и впоследствии к использованию неофициальных схем выплаты заработной платы.
Для устранения вышеуказанных проблем, в процессе переходного периода до 2018 г., необходимо дифференцировать базовую доходность,
разбив группу «бытовые услуги» на более мелкие подгруппы, что позволило бы приблизиться к более реальной картине налогоплательщика. Также рациональным решением является предоставление возможности местным органам власти устанавливать размер базовой доходности исходя из реально получаемого дохода в определенном регионе, особенно для таких видов деятельности, как торговля, транспортные услуги и общественное питание.
Недостаток, который имеют все налоговые режимы, применяемые субъектами малого бизнеса, не обошел стороной и систему налогообложения в виде ЕНВД - это отсутствие права уплачивать НДС, что делает сотрудничество с поставщиками, применяющими общий режим налогообложения невыгодным.
Множество трудностей возникает при совмещении режимов - ЕНВД и УСН или ЕНВД и общего режима налогообложения. При совмещении упрощенной системы налогообложения и ЕНВД сложности возникают при пропорциональном распределении доходов и расходов налогоплательщика, а также деление численности административно-управленческого персонала, обслуживающего на предприятии несколько видов деятельности [6]. Наиболее часто это происходит при ведении такого вида деятельности, как оказание бытовых услуг, в части разделения площади торгового зала при одновременном осуществлении оптовой и розничной торговли.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). В области применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей также существует ряд проблем, затрудняющих использование данного режима.
Первая проблема и, возможно, самая основная - это ориентация системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей на выполнение не регулирующей и стимулирующей, а фискальной функции, реализация которой не позволяет в полной мере осуществлять инвестирование финансовых потоков в сельскохозяйственную отрасль в целях стимулирования ее развития [7].
Второй проблемой является достаточно высокий (семидесятипроцентный) порог, позволяющий вновь созданным сельскохозяйственным организациям применять данный налоговый режим. В настоящее время назрела необходимость поддержки таких организаций путем снижения для них вышеуказанного семидесятипроцентного критерия применения ЕСХН. Налоговая ставка по
налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН установлена в 2013-2015 гг. в размере 18 %, а начиная с 2016 г. - налоговая ставка будет устанавливаться в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового Кодекса РФ [8]. На наш взгляд, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общий режим налогообложения необходимо продлить льготу по налогу на прибыль организаций в виде нулевой или пониженной ставки.
Следующей проблемой применения ЕСХН освобождение от уплаты НДС. Одним из направлений решения данной проблемы может выступать разработка пониженных ставок НДС для покупателей сельскохозяйственной продукции, произведенной организациями-плательщиками ЕСХН, а также предоставление организациям, применяющим общую систему налогообложения, возможности учитывать «входной» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организаций-плательщиков ЕСХН [9].
В связи с тем, что сельскохозяйственная отрасль имеет свою специфику и обладает массой особенностей (сезонность, климатические условия, географическое положение так далее), то на наш взгляд, эффективным решением была бы разработка корректирующего коэффициента для каждой природной зоны в зависимости от плодородия почв. Сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие общий режим налогообложения, могли бы корректировать на данный коэффициент налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Такое решение соответствовало бы принципу справедливого налогообложения и учитывало специфику сельскохозяйственной отрасли в Российской Федерации.
Патентная система налогообложения (ПСН). Патентная система налогообложения -самая молодая из ныне существующих, а потому это наиболее развивающееся направление налоговой системы России. Основной целью введения упрощенной системы налогообложения на основе патента было создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и уменьшение налоговой нагрузки [10].
Патентная система налогообложения стала самостоятельным режимом и предназначена для индивидуальных предпринимателей, при этом носит добровольный характер и не является обязательной к применению. Она пришла на смену упрощенной системе налогообложения на основе патента, которая перестала действовать с 1 января 2013 г. Глава 26.5 НК РФ «Патентная система на-
М. V. KRAVCHENKO, Л. F. MYALKINA
логообложения» была введена Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». Любой предприниматель имеет право перейти на данный спецрежим налогообложения в любом субъекте Российской Федерации, где он зарегистрирован в качестве налогоплательщика и где действуют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок применения патентной системы налогообложения.
Как и при применении УСН на основе патента, предприниматель, перешедший на патентную систему, освобождается от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы [11].
Среди положительных особенностей, характерных для патентной системы налогообложения, следует отметить отсутствие обязанности индивидуальных предпринимателей предоставлять в налоговый орган налоговые декларации, что значительно упрощает процедуру взаимодействия с налоговыми органами. Однако при этом у индивидуальных предпринимателей возникает обязательство по ведению налогового учета доходов от реализации в книге доходов индивидуального предпринимателя с целью осуществления контроля над предельным размером дохода, полученного индивидуальным предпринимателем в период патентного налогообложения.
Еще одним плюсом является возможность свободного выбора периода действия патента. Патент можно купить на нужное индивидуальному предпринимателю количество месяцев. Такая возможность незаменима для предпринимателей, ведущих сезонную деятельность.
Также среди положительных сторон ПСН можно выделить: отсутствие ограничений на количество оформленных патентов, отсутствие обязанности применять ККТ, возможность совмещения Патентной системы с другим режимом налогообложения, например, с УСН или ЕНВД.
Среди минусов патентной системы можно назвать то что, патентная система регулирует отдельные виды деятельности. Если индивидуальный предприниматель собирается вести два направления бизнеса, то ему придется получать два патента. А за каждый патент нужно платить. Причем цена патента может различаться в зависимости оттого, в каком регионе ведется бизнес, и иных условий. Стоимость патента не зависит от реальных результатов деятельности. В каком-то смысле это даже и хорошо - предприниматель
заранее знает, сколько должен будет отдать бюджету [12]. Однако далеко не всем ИП может быть удобна такая «авансовая» система оплаты, так как возможность уплатить налог до фактического получения прибыли есть не у всех.
Порядок оплаты патента зависит от времени, на которое предприниматель его получает. Патент можно получить на срок от одного до двенадцати месяцев, но только в пределах одного календарного года. Если патент получен на срок до шести месяцев, его целиком нужно оплатить не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Патент, полученный на срок от шести месяцев до календарного года, можно оплатить в два раза.
Важным недостатком патентной системы является невозможность уменьшения стоимости патента на суммы страховых взносов на обязательное страхование. То есть взносы с выплат в пользу работников (их коммерсанты уплачивают по тем же правилам, что и организации) не формируют вычет, как на других системах налогообложения применяемых ИП.
Изменения, происходящие в ходе общего процесса экономических реформ в России, приводят к трансформации бухгалтерского учета. Возможность выбора методического обеспечения, технологии бухгалтерского учета и налогообложения позволяет организации влиять на эффективность учетного процесса, полноту и достоверность отражения ее положения, а также обеспечить управленческий персонал своевременной и полной информацией, необходимой для принятия управленческих решений [13].
Важно отметить, что система налогообложения субъектов малого бизнеса, в первую очередь, направлена на учет особенностей экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В определенной мере применение налоговых режимов для субъектов малого бизнеса позволяет снизить напряженность в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, позволяет увереннее чувствовать предпринимателям, увеличивает качество планирования и прогнозирования как финансовых поступлений, так и, соответственно, налоговых платежей в бюджет. Однако налоговые режимы все еще нуждаются в пересмотре и уточнении некоторых вопросов, которые возникают в процессе практического их применения.
Нельзя не отметь, что в сегодняшних условиях хозяйствования специальная антикризисная государственная программа, предусматривающая использование налогового инструментария кос-
венного финансирования приоритетных отраслей экономики государства, в периоды глобальной финансовой нестабильности необходима как стабилизирующий финансовый базис для любого государства. Благодаря ей возможна своевременная ресурсная поддержка определенных групп хозяйствующих субъектов за счет использования мер не фискального, а регулирующего характера [14]. В связи с возрастанием вероятности повторения циклов глобальной финансовой нестабильности в ближайшей перспективе разработка такой программы должна иметь приоритетный характер для нашего государства. И при ее разработке важно учитывать территориальные, отраслевые и социальные особенности регионов.
Литература
1. Мялкина А. Ф., Трегубова В. М. Гармонизация учетной политики организации в условиях МСФО // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 4.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Мялкина А. Ф., Турбина Н. М. Международные и российские аспекты учета инвестиционного имущества// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10.
4. Жарова Е. Н. Актуальные проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Современные технологии управления. 2012. № 12 (24).
5. Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. Система РСБУ и МСФО для субъектов малого и среднего бизнеса: допущения, принципы и требования// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12.
6. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие / А. Ф. Мялкина, Т. А. Оводкова, В. М. Трегу-бова. Тамбов, 2012.
7. Мамонтов В. Д., Сутягин В. Ю., Радюкова Я. Ю. Земельные сервитуты: практика оценки соразмерной платы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. № 2(142). С. 46-54.
8. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: федер. закон от 06.08.2001 №110 ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Жарова Е. Н. Актуальные проблемы применения налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации // Современные технологии управления. 2012 .№12 (24).
10. Полубоярова Н. Выгоды перехода предпринимателя на патент // Арсенал предпринимателя. 2010. № 6.
11. Парасоцкая Н. Н. Особенности патентной системы налогообложения // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. № 2.
12. Чернышова О. Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 235-239.
13. Трегубова В. М., Мялкина А. Ф. Формирование информационных ресурсов предприятия на базе интернет-технологий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6.
14. Турбина Н. М., Мялкина А. Ф. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 6.
References
1. Myalkina А. F., Tregubova V. M. Garmonizatsiya uchetnoj politiki organizatsii v usloviyakh MSFO // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy: Mezhdunarodnyj zhurnal. № 4. Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2013.
2. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii».
3. Myalkina А. F., Turbina N. M. Mezhdunarodnye i rossijskiye aspekty ucheta investitsionnogo imushchestva// Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy: Mezhdunarodnyj zhurnal. № 10. Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2014.
4. Zharova E. N. Аktual'nye problemy nalogooblozheniya sel'skokhozyajstvennykh tovaro-proizvoditelej // Sovremennye tekhnologii upravleniya. 2012. №12 (24).
5. Myalkina А. F., Ovodkova T. А. Sistema RSBU i MSFO dlya sub"yektov malogo i srednego biznesa: dopushcheniya, printsipy i trebovaniya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy: Mezhdunarodnyj zhurnal. № 12. Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2012.
6. Uchet na predpriyatiyakh malogo biznesa: Uchebnoye posobiye / Myalkina А. F., Ovodkova T. А., Tregubova V. M. Tambov, 2012.
7. Mamontov V. D., Sutyagin V. Yu., Radyukova Ya. Yu. Zemel'niye servituty: praktika otsenki sorazmernoy platy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye Nauki. Tambov, 2015. № 2(142). S. 46-54.
8. Federal'nyj zakon ot 06.08.2001 №110 FZ «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federatsii i nekotorye drugiye akty zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii o nalogakh i sborakh, a takzhe o priznanii utrativshimi silu otdel'nykh aktov (polozhenij aktov) zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii o nalogakh i sborakh».
9. Zharova E. N. Аktual'nye problemy primeneniya nalogovykh rezhimov dlya sub"yektov malogo biznesa v Rossijskoj Federatsii // Sovremennye tekhnologii upravleniya .-2012. №12 (24).
M. V. KRAVCHENKO, A. F. MYALKINA
10. Poluboyarova N. Vygody perekhoda predprinima-telya na patent // Arsenal predprinimatelya. № 6. 2010.
11. Parasotskaya N. N. Osobennosti patentnoj sistemy nalogooblozheniya // Finansovyj vestnik: finansy, nalogi, strakhovaniye, bukhgalterskij uchet. № 2. 2014.
12. Chernyshova O. N. Osnovniye podkhody k sovershenstvovaniyu nalogooblazheniya v Rossii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 1-2. S. 235-239.
13. Tregubova V. M., Myalkina A. F. Formirovaniye informatsionnykh resursov predpriyatiya na baze internet-tekhnologij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 5-6.
14. Turbina N. M., Myalkina A. F. Osobennosti nalogovoj politiki v periody finansovoj nestabil'nosti// Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 6.
* * *
PROBLEMS OF APPLICATION OF THE SPECIAL TAX MODES FOR SUBJECTS OF SMALL BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION
KRAVCHENKO MAKSIM VIKTOROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kraff_rdv@mail.ru
MYALKINA ANNA FRANKOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: anna211164@mail.ru
In modern conditions of managing of a problem of a segment of small business in the Russian Federation, in particular in such important aspect as the taxation, remains one of the major questions exciting as well as public authorities, and subjects of small business. In this article authors directly touched these issues, focusing attention on consideration of the special tax modes, as main ways of the taxation, the elected subjects of small business. During reforms of the tax modes for small business there is a set of problems at their application and combination. Authors allocated and described generalizing experience of application of tax modes in the Russian Federation, the positive and negative moments from use of special modes. In particular authors devoted the article to such special regimes of the taxation as the simplified system of the taxation (SST), a uniform tax on imputed income for separate kinds of activity (UTII), system of the taxation for agricultural producers (STAP) and the patent system of the taxation (PST). In article authors presented the idea that stimulation of small business as one of the directions of a tax policy of the state, has to consider features of separate categories of taxpayers most fully. The purpose of this article is the analysis of these problems of the special tax modes arising in the course of practical application and development of the directions on their elimination in modern conditions. Authors came to a conclusion that in a certain measure application of the tax modes for subjects of small business brings benefit, both to businessmen, and tax authorities, however such modes still need revision and specification of some questions which arise in the course of their practical application.
Key words: small business, accounting, taxation.