Научная статья на тему 'Проблемы, возникающие в процессе формирования профессиональной идентичности'

Проблемы, возникающие в процессе формирования профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руднева Е. Н.

Рассматриваются и анализируются проблемы, связанные с формированием профессиональной идентичности, которые возникают у студентов в процессе их обучения в вузе. Исследуются степень осознанности и критерии выбора профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, возникающие в процессе формирования профессиональной идентичности»

— осуществлять дистанционную подготовку к лабораторным работам, а в перспективе -дистанционное обучение по тем лабораторным работам, по которым отсутствует необходимое лабораторное оборудование.

Кафедрой «Автомобили и станочные комплексы» ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» накоплен положительный опыт такой работы со студентами специальности 050501 «Профессиональное обучение», выразившийся не только в закреплении полученных педагогических знаний при подготовке инновационных методических материалов, но и в решении конкретных конструкторских и инженерных задач при проектировании учебных стендов. Существенным резервом пополнения преподавательских кадров является магистратура. Повышение эффективности магистратуры в деле подготовки будущего профессорско-преподавательского состава, на наш взгляд, в первую очередь связано с более целенаправленным формированием учебного плана магистратуры и рациональным использованием заложенных в учебный план практик.

Таким образом, поэтапное формирование профессионально важных качеств личности педагога представляет собой основу для целевого подхода к развитию педагогического и инженерного потенциала будущего преподавателя.

УДК 378

Е.Н. Руднева

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Рассматриваются и анализируются проблемы, связанные с формированием профессиональной идентичности, которые возникают у студентов в процессе их обучения в вузе.

Исследуются степень осознанности и критерии выбора профессии.

Современное воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важный элемент воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Центральным системообразующим понятием, характеризующим процесс полноценного проживания жизни, т.е. самореализации человеком своих сил и способностей, является понятие культуры самоопределения человека. Культура личности складывается из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей и проявляется в характере её общения и созидательной деятельности. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура. Задача профессиональных учреждений - создавать условия для самоопределения личности и формирования профессиональной идентичности.

Исследования, с проводимые с молодыми специалистами - выпускниками вузов, показывают, что около 40% из них оценивают свою самореализацию как не сложившуюся, 30% считают, что они остановились в своем профессиональном развитии. Лишь 15% верят в свои потенциальные возможности, 12% оценили свою самореализацию как успешную, а 3% вообще затруднились дать ответ на поставленный вопрос [2].

Все чаще мы сталкиваемся с проявлением профессиональной некомпетентности, или непрофессионализма, проникшего практически во все сферы нашей жизни. Результат этой некомпетентности - врач, к которому не хотим обращаться или не доверяем ему; учитель, который в лучшем случае является «урокодателем», а не мудрым руководителем в море знаний; инженер, который не способен принять верное техническое решение [1].

30% 40%

□ Сложившаяся самореализация

□ Застой в профессиональной самореализации

□ Имеют возможности самореализации

□ Успешная самореализация

□ Затруднились дать ответ

Рис. 1. Оценка степени профессиональной реализации

Современная ситуация «построения рыночных отношений» породила целый ряд психологических проблем профессионализации. Это проблема формирования профессионального самосознания и профессиональной идентификации человека; проблема трудовой и профессиональной адаптации человека к изменившимся условиям деятельности и профессиональной среды; проблемы профессиональной деформации человека в условиях новой реальности [4].

Время обучения в университете - это период идентификации, освоения студентами системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности; развитие профессионально важных личностных качеств и структурирование системы этих качеств. Это также

- оценка профессиональной пригодности, понимаемой как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем [8].

Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, рефлексивностью и другим, могут быть сформированы не только в личностно ориентированной системе обучения, но и в процессе воспитательного воздействия. Для этого необходимо создать условия для выхода на индивидуальную траекторию профессионально-личностного развития студента, его самовыражения, возможности реализовать себя в познании, общении, деятельности, актуализировать свой неповторимый, индивидуальный потенциал.

В целом компоненты и структуру профессионального самоопределения можно представить в виде схемы:

Профессиональная Я-концепция, профессиональная идентификация, профессионально-личностная компетентность являются системообразующими факторами формирования профессионального самоопределения личности [7].

Профессиональная идентичность личности - качественная определенность профессиональной роли, позиции, способность более или менее однозначно ответить на вопросы «Кто я такой как профессионал?», «В чем суть нашей профессии не как ремесла, но как призвания?». Профессиональная идентичность выражается в степени отождествления себя с профессиональной ролью или идеальным специалистом, в принятии профессиональных норм и ценностей, в эмоциональном отношении к профессии, в осознании факта самореализации, в сформированности профессионально-потребностной сферы. Объективным показателем профессиональной идентичности является успешность профессиональной деятельности [3].

В процессе эффективной профессиональной подготовки с ростом профессионального образования растет профидентичность будущего специалиста. Слабая практическая подготовка, неуверенность в своих профессиональных способностях, неопределенность в профессиональном будущем могут быть причинами кризиса профессиональной идентичности [6].

Человеку трудно обрести профидентичность, так как его профессиональный успех зависит не только от его реальных способностей и мастерства, но и от признания его личности и мастерства теми, кто входит в профессиональное сообщество значимых других.

Неустойчивая идентичность черпается не в самом себе, а во мнениях окружающих. Когда всеобщее мнение довлеет над индивидуальным «я», отношения между людьми становятся поверхностными [9].

Профидентичность отражает характеристику себя, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретающего смысл самоуважения через выполнение этой деятельности (хочу, могу, делаю - и это я).

Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное слияние человека и профессии. Это включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции. Профессиональное самоопределение, понимаемое как нахождение смысла выполняемой работы, предшествует профессиональной идентичности. В этой терминологии профидентичность - это самостоятельное и осознанное владение смыслом выполняемой работы.

Если трактовать профессиональное самоопределение как проектирование, то профидентичность - это строительство трудового и, в целом, жизненного пути. Если первое без второго бессмысленно, то второе без первого нереально [5].

Наблюдение за поведением, беседы со студентами первых курсов и анализ результатов проведенных исследований позволяют утверждать, что большая часть обследуемых студентов (более 50%) на начальном этапе обучения имеют слабые представления о характере своей будущей профессиональной деятельности и тех качествах, которые необходимо в себе развивать, чтобы успешно реализоваться в выбранной профессиональной сфере.

В процессе исследования выяснилось следующее.

1. «Готовность к саморазвитию». Студентам было предложено прочитать утверждения и оценить, насколько они для них верны. Будущие специалисты должны были проанализировать такие свои личностные качества, как, например, «желание больше узнать о себе», «стремление лучше и эффективнее работать», уверенность в своих силах, соответствие качеств и умений требованиям будущей профессии и др.

Анализ результатов позволил сделать вывод:

15% опрошенных респондентов при выборе специальности задумывались над данными проблемами. Они хотят знать себя и стремятся совершенствоваться;

48% обследуемых студентов ответили, что могут совершенствоваться, но не стремятся знать себя;

37% хотят знать себя, но не могут себя изменить. Таким образом, можно сделать вывод, что молодые люди, пришедшие в университет получать профессию, в своем большинстве не до конца осознают потребность в самоидентификации с будущей профессией.

15%

ь__________I □ Могут совершенствоваться, но

не стремятся знать себя

□ Хотят знать себя, но не могут совершенствоваться

□ Хотят знать себя и могут совершенствоваться

37%

48%

Рис. 2. Результаты исследования готовности к саморазвитию

2. «Мотивационная сфера»: особенности мотивации в выборе направления обучения. Результаты исследования расположились следующим образом:

50% опрошенных студентов самостоятельно принимали решение при выборе профессии, руководствуясь её общественной значимостью, познавательным интересом к профессиональной деятельности;

36% студентов опирались на мнение авторитетных и значимых людей;

14% респондентов определили выбор специальности как «случайный».

14%

□ Самостоятельный выбор

□ Совет авторитетных людей

□ Случайный выбор

36% 50%

Рис. 3. Результаты исследования мотивации при выборе профессии

3. «Корректировка выбора». На вопрос: «Если бы вы снова оказались перед выбором профессии, вы повторили бы сделанный вами выбор?» студенты-первокурсники ответили следующим образом:

50% опрошенных подтвердили правильность своего выбора;

29% студентов затруднились ответить однозначно;

21% ответили, что, возможно, выбрали бы другую специальность, так как не уверены, что набор их личностных качеств соответствует выбранной сфере деятельности.

В связи с результатами исследования повышается значимость работы по профессиональной ориентации будущих специалистов с первых семестров обучения. Только постепенно, привыкнув к своему статусу студента, они начинают понимать, насколько важно для них развитие общей культуры. Следовательно, необходима целенаправленная работа по организации профориентационной работы с целью реализации профессиональной модели специалиста.

□ Выбрали ту же специальность

□ Затруднились дать однозначный ответ

□ Выбрали другую специальность

Рис. 4. Возможность корректировки в выборе специальности

Общеизвестно, что профессия меняет человека: его внутренний мир, его видение окружающего мира и других людей. В профессиональной действительности объективные структуры обусловливают субъективные представления и способы действия, однако для того чтобы эти представления и способы действия реализовывались, они должны быть активно усвоены людьми.

Становление творческой личности - высококвалифицированного специалиста можно считать законченным, если она в плане «самособирания» обрела профидентичность:

1) осуществлено парадигмальное, инструментальное и ситуативное самоопределение (приобретен опыт);

2) произошла интеграция в профессиональное сообщество (налажено общение);

3) сформировано и осознаваемо представление о себе как о специалисте в той или иной сфере деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты: Учеб. пособие. - Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2000. - 157 с.

2. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. - Новокузнецк, 2001. - Вып. 5. - С. 46-56.

3. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №4. - С. 51-59.

4. Ермолаева Е.П. Проблема личностного выбора в ситуация профессионального кризиса.

- М.: Ин-т психологии РАН, 2007.

5. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - Москва-Воронеж: Изд. дом РАН, 2003.

6. Климов Е.С. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «мОдЭК», 1996. - 400 с.

7. Климов ЕА Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

8. Тощенко Ж.Т. Профессиональная некомпетентность как фактор риска жизнеспособности и устойчивости общества // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул.

- 1995. - №3-4. - С. 35-37.

9. Шнейдер Л.Б Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.

21%

29% 50%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.