Научная статья на тему 'Мобильная профидентичность в поиске и выборе специальности'

Мобильная профидентичность в поиске и выборе специальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОБИЛЬНАЯ ПРОФИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / MOBILITY / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL MOBILITY / MOBILE PROFIDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Албитова Екатерина Петровна

Статья посвящена проблеме изучения мобильной профидентичности личности, важной в поиске и выборе специальности для студентов вуза. Проведен сравнительный анализ ключевых понятий, обозначены и систематизированы особенности проявления и выражения мобильной профидентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE PROFESSIONAL IDENTITY IN THE SEARCH AND CHOICE OF SPECIALITY

The article is devoted to the problem of studying a personality's mobile professional identity important for the search and choice of a university student's speciality. The author gives a comparative analysis of the key concepts, underlines and grades the peculiarities of demonstration and expression of mobile professional identity.

Текст научной работы на тему «Мобильная профидентичность в поиске и выборе специальности»

МОБИЛЬНАЯ ПРОФИАЕНТИЧНОСТЬ В ПОИСКЕ И ВЫБОРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Идентичность, мобильность, профессионализм, профессиональная идентичность,

профессиональная мобильность, мобильная профидентичность.

В современной России зародилась новая система отношений, обозначенная массовой динамикой миграционных процессов широко распространившихся сегодня в высших образовательных учреждениях на этапах получения профессии [Андрющенко, 2005, с. 35]. Наблюдаемая закономерность была отмечена Н.Б. За-заевой, она обусловлена зарождением новых видов идентичности, интегрирующих с различными социальными институтами, а также институтом профессии [Зазаева, 2009, с. 426].

Причина возникновения новых отношений состоит в нестабильности политико-экономической жизни общества, государства и кризисном состоянии социально-личностной, профессиональной сферы человека. Динамичные изменения всех экономических, политических, социальных, профессиональных и других сфер особенно отражаются на структуре идентичности каждой личности, выражаясь в различных формах кризиса идентичности. В структуре идентичности происходят изменения, обусловленные повышенным интересом человека к исследованию самого себя, а также познанию кризисных и нестабильных отношений социального, профессионального окружения личности. Подробно исследуя такие изменения, мы обнаруживаем появление новых видов идентичности, непохожие на прежние традиционные. Их необходимость и значимость жизненно важны для саморазвития и самоопределения каждой личности. В жизненной практике отмечается «преломление» идентичности личности к социальному, профессиональному окружению, инновационным, информационным средствам управления. Объяснением данного социально-психологического феномена становится с одной стороны, рост интереса к локальным особенностям сетей, с другой — широкое распространение средств массовой коммуникации и новых технологий и пр.

Обозначенную проблему мы раскрываем через профидентичность в контексте мобильности и обозначаем ее в понятии «мобильная профидентичность личности студентов вуза». Исследуя особенности заявленной нами проблематики, отметим, что ключевым моментом нашего исследования становится рассмотрение понятий «профессиональная идентичность» и «профессиональная мобильность» студентов вуза как основополагающих элементов понятия «мобильная профидентичность».

Ссылаясь на идеи зарубежных ученых, таких как С. Джошел, Т. Ллойд, К. МакГовен, Р. Финчман, необходимо отметить, что в середине 70-х гг. XX в. М. Аргай впервые упомянул о связи профидентичности с профессионализацией индивида. В зарубежной науке изучение вопросов профидентичности личности студентов вуза определяется двумя направлениями. Первое направление нацелено на изучение профессионального развития и личностного самосовершенствования студентов. Второе - на социальные стороны и факторы, влияющие на

становление профессиональных качеств личности студентов вуза. Российские ученые рассматривают профидентичность как некий интегративно-психологический феномен. Он, в частности, указывает на степень принятия избранной профессиональной деятельности в качестве основного средства самореализации, самоопределения и результат длительного развития личности студента под влиянием социальных условий (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ермолаева,

Н.Л. Иванова, Ю.А. Кумырина, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др.).

Определяя профидентичность личности студентов вуза, мы придерживаемся точки зрения З.В. Ермаковой и соглашаемся с ней в том, что это неотъемлемый компонент профессионализма, который, по нашему мнению, раскрывает «вза-имосоответствие» студента и выбранную им специальность (профессию) на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, а также выполняет относительно самостоятельные функции: 1) адаптационную; 2) устойчивость профессиональной позиции; 3) преобразующую; 4) равновесную.

В научной литературе понятие «профессиональная мобильность» широко анализируется через тождественное понятие «трудовая мобильность». В работах отечественных авторов О .М. Белоцерковского, О.М. Дементьевой, С.Е. Каплиной, В.В. Новикова и др., профессиональная мобильность и уровень ее развития исследуются у студентов, поступающих и заканчивающих вуз. Придерживаясь точки зрения С.Е. Каплиной в определении понятия «профессиональная мобильность» (далее — профмобильность) понимаем, что это процесс движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, который выражает переквалификацию социальных объектов (изменение специализации, специальности или самой профессии) [Калинина, 2008, с. 38].

Следовательно, роль профмобильности личности студентов вуза состоит в возможности перемещаться как в студенческой группе, так и в новых студенческих группах, коллективах и профессиональных средах для приобретения нового знания, опыта. Кроме того, указывается такое важное интегративное качество, как готовность к успешной адаптации в новых условиях (О.К. Дементьева). Отметим, что профидентичность и профмобильность являются главными и неотделимыми характеристиками личности студента вуза, связь которых обнаруживается в контексте профессионализма. Проблема профессионализма встречается в трудах С.А Дружилова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др. Понятие «профессионализм» указывает на наличие конкретных профессиональных навыков и качеств, устанавливающих действующего профессионала. Динамика в сфере становления профессионализма связывается и наблюдается исследователями с про-фидентичностью достаточно давно. Она определяется неразрывностью, целостностью, единством процесса обучения.

Соответственно, в жизненной практике мы наблюдаем «преломление» профи-дентичности личности к социальному, профессиональному окружению, инновационным, информационным средствам управления путем постоянного воздействия ряда факторов, где ведущим становится процесс обучения, влияние которого личность испытывает на себе на протяжении всей жизни. Все это приводит нас к выводу о том, что профидентичность личности является мобильной категорией, позволяющей быстрее развиваться, обучаться, адаптироваться среди новых перемен и изменений в профессиональной сфере. Данную категорию мы обозначаем понятием «мобильная профессиональная идентичность личности студентов вуза» (далее — мобильная профидентичность), которая имеет свои

структурные единицы: идентичность, мобильность, профессионализм, профиден-тичность, профмобильность. Подтверждением этого становятся исследования канадских ученых, которые отмечают, что профидентичность личности становится мобильной, когда человек находится среди большего количества новшеств социальной, профессиональной сферы и испытывает их воздействие на себе. Психологи же утверждают, что профидентичность личности становится мобильной в ходе активного поиска смысла жизни. Поиск в данном случае является залогом сохранения полноценности профидентичности личности (Л.Б. Шнейдер). Его отсутствие приводит к кризису идентичности (М.А. Заковоротная).

Категорию профидентичности на предмет мобильности мы определяем как динамичное образование личности, изменяющееся под воздействием ряда факторов, ведущим их которых является профессиональное обучение. Современные условия действительности охарактеризовали профидентичность личности — мобильной, позволяющей быстрее развиваться, обучаться, адаптироваться к новым переменам и изменениям в профессиональной сфере. Важная особенность мобильной профидентичности состоит в том, что она не может быть сведена к социальной, личностной идентичности или мобильности, так как зарождение ее проистекает в непрерывности образования, обозначенного эмерджентным движением и генезисом профессиональной деятельности.

Под понятием «мобильная профидентичность личности студентов вуза» мы понимаем интегративную характеристику личности, способную идентифицировать, изменять и отчуждать в ситуациях поиска и выбора как выбранную специальность (профессию), так и избранное профессиональное направление в связи с влиянием новых технологий, эмерджентного движения и генезиса профессиональной деятельности. Кроме того, требования социального контекста указывают на высокий уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, метапредметных действий, мобильности студентов. Таким требованиям соответствуют не все студенты, а лишь определенная часть, которая предъявляет сама к себе повышенные запросы. Данные запросы ориентированы на будущие перспективы от освоения профессиональной деятельности, а значит, и специальности (профессии), которая предполагает высокую заработную плату, успешную карьеру, востребованность на рынке труда и др.

Однако, как показывает действительность, это не всегда возможно. Именно поэтому от 60 до 77 % студентов вуза осуществляют свой первый поиск и выбор специальности не на основе внутренней мотивации, а руководствуясь предпочтительностью и престижностью социальных воззрений, действующих на сегодня в обществе. Адекватность выбора профессии студентов определялась в выявлении личностного развития и профессиональной мотивации. Интересуясь мотивами выбора будущей профессии студентов Читинского государственного университета (далее — ЧитГУ), мы выяснили, что он совершается и в какой-то мере неосознанно. Удовлетворенность первоначального выбора специальности (профессии) из суждений студентов не всегда соответствует их настоящему желанию. Для уточнения и конкретизации основного вывода о мотивации выбора и целенаправленности будущей профессиональной деятельности личности студентов ЧитГУ мы обратились к сравнительному анализу данных, полученных на основании методики факторов привлекательности профессии В.А. Ядова и теста ло-куса контроля Дж. Роттера. Следует заметить, что опрос по методике В.А. Ядова с 458 респондентами определил основные мотивы профессионального выбора.

Среди них такие, как: совет родителей, знакомых, друзей, родственников обучающихся — 142 человека (31 %); любопытство и интерес обучающихся — 87 человек (19 %); востребованность профессий «здесь и прямо сейчас» обучающихся — 174 человека (38 %); яркая заинтересованность профессиональной потребности выявилась лишь у 23 человек (5 %); полное равнодушие к овладению будущей профессиональной деятельности и профессии обнаружилось у 32 человек (7 %). Данные, полученные по тесту локуса контроля, охарактеризовали тип личностей 458 респондентов, среди которых экстерналы составили 62,3 %, интернаы — 37,7 %.

Таким образом, большинство опрошенных студентов являются экстерналами, для которых не свойственно осознанно осуществлять выбор, полагаться на себя, быть целеустремленным, самостоятельно добиваться задуманных целей, работать над собой. Они склонны полагаться на мнения других, на обстоятельства, на случай и ни в коем случае не винить себя в собственных неудачах. Поэтому сравнение полученных данных, убеждает нас в том, что мотивами выбора будущей профессии становится не осознанность, которая в большей степени характеризует отсутствие поиска профидентичности, осознанности, самостоятельности, ответственности за самих себя при планировании будущей профессиональной деятельности. Наше предположение в исследовании подтвердилось результатами анкеты «Современное студенчество», где главными вопросами были: «Чем Вы руководствовались при выборе будущей профессии?»; «Для чего Вы получаете данную профессию?» (табл. 1).

Таблица 1

Ответы анкеты «Современное студенчество»

Вопросы анкеты Варианты ответов Специальности, кол-во студентов

ээс АУ пгс ЮР

Чем Вы руководствуетесь при выборе будущей профессии? Совет родителей, родственников, друзей И Т. д. 73 85 68 91

Любопытство и интерес 45 35 38 40

Престиж и востребованность профессии 90 105 87 115

Для чего Вы получаете данную профессию? Карьерный рост 75 90 83 100

Приобретение диплома 94 112 99 105

Наличие рабочих мест 88 67 95 70

Высокая заработная плата 68 104 64 98

Необходимо отметить, что многие студенты не могли дать конкретный ответ на поставленный вопрос и давали несколько вариантов ответов. Из таблицы видно, что структурные компоненты мотивации при выборе будущей профессии этих студентов зачастую смещаются в сторону престижности профессии в условиях рынка. Вторым существенным моментом становится то, что многие студенты всего лишь получают диплом престижной специальности для высокого общественного статуса и частного предпринимательства, а следовательно, преуспевания и материальной обеспеченности. В связи с этим отмечается отсутствие целе-

направленного и мотивированного выбора будущей профессии студентами. Наблюдения показывают, что, получив диплом по престижной специальности (профессии), многие студенты не работают по нему, так как наличие рабочих мест отсутствует. В большой степени такому факту подвержены специалисты гуманитарной направленности, как указывают показатели исследования государственной «Службы занятости населения Забайкальского края» (табл. 2).

Таблица 2

Показатели государственной «Службы занятости населения Забайкальского края» в период 2004-2010 гг.

Показатели Специальности

ээс АУ ПГС ЮР

Количество обращений специалистов в поисках работы 26 383 35 653

Специалисты, запрашиваемые предприятиями 259 12 575 35

Практика полна примеров, когда студенты ищут себе работу, не соответствующую их полученному профилю, а находят другую, по которой приходится учиться дальше. Обозначенная проблематика наблюдается во всех вузах нашей страны среди студенческой молодежи, она звучит по-разному: «социальная неопределенность студенческой молодежи», «миграционные процессы в профессиональной сфере», «утечка мозгов за рубеж», «смена вуза или специальности», «кризис студенческой идентичности» и т. д., однако сущность данного явления остается прежней. Причина поднимаемой проблемы заключается в неосознанности первоначального выбора специальности, будущей профессии. Это происходит в связи с тем, что политическая, экономическая, социальная, профессиональная ситуация в нашей стране сегодня является относительной и неопределенной. Для личности студентов вуза она несет большой груз ответственности. Неподготовленная личность студента часто осуществляет свой выбор в любой сфере деятельности — это неверно. В школах, техникумах абитуриентов не готовят к вновь возникающим новшествам в профессиональной деятельности, не развивают профидентичность, профмобильность, профессионализм, которые являются базовыми характеристиками личности. Поэтому, когда выбор специальности или будущей профессии личностью осознается как неверный, предпринимается попытка отхода от данного выбора. Она разрешается по-разному: одни студенты ищут себя, меняя специальность, вуз на этапе получения профессии; другие получают несколько высших образований; кто-то осознает, что базовые знания, которые дают в российских вузах, недостаточны и уезжает учиться за рубеж; некоторые, получив российское образование, уезжают в поисках работы за границу; кто-то из студентов, боясь новых трудностей в освоении профессиональной деятельности, оставляет процесс обучения и т. д. Наблюдаемые события в среде студенческой молодежи условно делят ее на три категории групп. Первая не боится сложностей, трудностей, новшеств, готова мобилизовать и отождествлять себя столько раз, сколько от нее этого потребует жизнь. Вторая такую готовность обнаруживает с учетом мнения и советов окружающих, в основном их самостоятельность проявляется реже, чем у первой группы. Третья груп-

па такую готовность не проявляет вообще, убегая от трудностей, изолируя себя от общества и окружающих и т. д. Для первой и второй групп свойственно наличие такой характеристики, как мобильная профидентичность, которая имеет свои критерии и уровни. Кроме того, наличие подобной характеристики личности приводилось социологами еще в период распада СССР (М.Ф. Черныш, В.А. Ядов). Так, М.Ф. Черныш в период распада СССР отмечал категорию лиц, идентичность которых характеризовалась нисходящей мобильностью: совет близких, помощь государства, а также отсутствие желания перестроиться принять новые требовагния — перемены, происходящие в обществе, изменить специальность, профессиональную деятельность. Для второй категории лиц было свойственно самостоятельно изменяться в процессе всех социальных перемен. Их социальная самоидентификация претерпевала восходящую мобильность, так как она была всегда направлена на самих себя и активизировалась поиском новой профессиональной деятельности [Черныш, 1993, с. 163].

События, происходящие достаточно давно в период распада СССР, становятся актуальными и сегодня, только наблюдаются они в студенческой среде. В ходе исследования личностного развития и профессиональной мотивации студентов вуза мы выявили следующее. Некоторым студентам свойственно изменять специальность (профессию), профессиональное направление как в процессе обучения, так и после окончания, то есть перестраиваться в связи с происходящими социально-профессиональными переменами в период своего обучения. Мы исследовали изменение специальности, будущей профессии в процессе обучения среди студентов ЧитГУ. Их «перемещение», или движение, с одной специальности на другую специальность отмечалось в период 2004—2009 учебного года. Исследовались специальности: «Электроснабжение» (ЭЭС), «Антикризисное управление» (АУ), «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС), «Юриспруденция» (ЮР). Движение студентов, или смена специальности, осуществляется по каналу мобильности, в качестве примера выступал другой факультет (рис.).

Рис. Движение контингента студентов ЧитГУ

Исследования показали, что для студентов, получающих специальность гуманитарного и технического направления, свойственно изменять специальность (профессию), профессиональное направление. В большинстве таких изменений присутствует неадекватность выбора специальности, связанная с неосознанностью и отсутствием необходимых знаний по выбранному профессиональному направлению. Кроме того, в процессе обучения определяются студенты с успешным, хорошим, слабым уровнями подготовленности. Слабый уровень подготов-

ленности студентов отражает первоначальный выбор специальности и, как правило, влияет на адекватность самооценки студента. Неадекватный выбор специальности (профессии) студента отражается в общей неудовлетворенности собой, собственного образа Я студента. Образ Я студента Дж. Тернер, X. Тэджфел, А.К. Толмасова определяют как самоидентичность. Поэтому на составляющую характеристику образа Я студента большое значение оказывает собственная самооценка. Основными критерия мобильной профидентичности личности студентов вуза будут являться общекультурные, профессиональные компетенции, осознанное личностное развитие, профессиональная мотивация, основанная на внутреннем убеждении, адекватная самооценка, активность, постоянный поиск.

Анализ результатов исследования студентов ЧитГУ подтвердил наше предположение о недостаточном уровне сформированности мобильной профидентичности (табл. 3).

Таблица 3

Показатель уровня сформированности мобильной профидентичности личности студентов ЧитГУ

Показатель выбора и поиска профессионального направления

Неосознанность выбора и поиска Временная попытка выбора и поиска Постоянный выбор и поиск

29,00 % 54,00 % 17,00 %

Уровень сформированности мобильной профидентичности личности студентов ЧитГУ

Низкий Средний Высокий

29,00 % 54,00 % 17,00 %

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: становление мобильной профидентичности личности студентов вуза развивается неравномерно. Низкий уровень мобильной профидентичности личности студентов вуза характеризуется слабым уровнем развития общекультурных, профессиональных компетенций, отсутствием осознанности личного развития, активности, поиска, снижением мотивации к будущей профессиональной деятельности, неадекватной заниженной самооценкой. Средний уровень мобильной профидентичности личности студентов вуза отражает хороший, но недостаточный уровень развития общекультурных, профессиональных компетенций, осознанность личного развития, активность, поиск, наличие мотивации контролируется со стороны близких, окружающих, тем самым отражает временные попытки, их самооценка, как правило, завышена. Высокий уровень мобильной профидентичности личности студентов вуза строится на успешном развитии общекультурных, профессиональных компетенций, осознанность личного развития, активности, поиска строится на собственном мнении и самостоятельности, профессиональная мотивация опосредуется личным любопытством и интересом, их самооценка адекватна.

Таким образом, проведенная в современных условиях опытно-экспериментальная работа определила дальнейшие пути и направления развития и укрепления уровня становления мобильной профидентичности личности студентов вуза.

Библиографический список

1. Андрющенко Н.Г. Педагогическая поддержка студентов на этапе смены направления профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2005. 156 с.

2. Зазаева Н.Б. Коммуникативное измерение идентичности человека в глобализирующемся мире // Материалы междунар. науч. конгресса «Глобалистика 2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства»: сб. науч. докл. / под общ. ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина: в 2. т. М.: МГУ, 2009. Т. 1. С. 425-428.

3. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность — залог качества подготовки будущих инженеров: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 2008. 546 с.

4. Черныш М.Ф. Социальная идентификация претерпевающих восходящую и нисходящую мобильность // В.А. Ядов. Социальная идентификация личности: сб. науч. ст. М., 1993. С. 159-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.