УДК 330:061
С. В. Панкова1, С. Н. Никулина2
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
1) ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 2) ФГБОУ ВПО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»
S. V. Pankova1, S. N. Nikulina2 PROBLEMS OF INTRODUCTION BUDGETING SYSTEM IN THE PROCESSING ORGANIZATIONS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
1) FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
«THE ORENBURG STATE UNIVERSITY»
2) FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
«KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
Аннотация. В статье рассмотрены существующие проблемы системы управленческого учета и его составной части, бюджетирования, в перерабатывающих организациях, полученные в результате анкетирования путем опроса управленческого персонала. Приведены условия для устранения выявленных недостатков и создания эффективной системы бюджетирования в организациях пе-рерабатывающей отрасли агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: управленческий учет, система бюджетирования, перерабатывающие организации, условия организации эффективной системы бюджетирования.
Summary. In article existing problems of management accounting system and budgeting as its component, in processing organizations, received as a result of questioning by administrative personnel poll are considered. Conditions for elimination the revealed shortcomings and creation of effective budgeting system are given in the processing industry organizations of agro-industrial complex.
Keywords: management accounting, budgeting system, processing organizations, organization conditions of effective budgeting system.
Светлана Валентиновна Панкова
Svetlana Valentinovna Pankova доктор экономических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Светлана Николаевна Никулина
Svetlana Nikolaevna Nikulina кандидат экономических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Введение. На современном этапе построение экономической стратегии в перерабатывающих организациях агропромышленного комплекса (АПК) невозможно без внедрения эффективного управленческого учета. В этих организациях осуществлять такой учет важнее, чем в других отраслях народного хозяйства, так как здесь на результаты влияют различные факторы, в том числе зависимость от производителей сельскохозяйственной продукции, которые являются основными поставщиками сырья. К тому же для внедрения в практику организаций перерабатывающей отрасли АПК системы бюджетирования обязательным первоочередным условием является существование системы управленческого учета, так как бюджетирование является его подсистемой.
Методика. На основе изучения теоретических аспектов становления и развития системы управленческого учета нами были выделены и классифицирова-
ны основные группы проблем, характерные для большинства организаций, в том числе и перерабатывающей сферы АПК, которые показывают, что в настоящее время построение управленческого учета не обеспечивает выполнение всех возложенных на него функций[1, с. 161]. Главная цель внедрения и совершенствования системы управленческого учета в организации - обеспечение ее руководства максимально полной информацией, необходимой для эффективной работы организации. Для совершенствования организации управленческого учета, который позволил бы обеспечить информацией о бизнесе руководителей и собственников организации, а также оценить уровень достижения стратегических ориентиров, прежде всего, необходимо внедрение системы бюджетирования.
Система бюджетирования в настоящее время применяется все большим количеством отечественных организаций. Поэтому хозяйствующие субъекты
имеют возможность на собственном опыте убедиться в ее преимуществах. На основе изучения учебно-методической и специальной научной литературы, посвященной становлению и развитию систем бюджетирования, нами определены и классифицированы типичные группы проблем для организаций перерабатывающей сферы АПК, которые делают эту систему малоэффективной [2, с. 149-150].
Для анализа существующих проблем системы управленческого учета и его составной части, бюджетирования, в перерабатывающих организациях АПК проведено анкетирование путем опроса управленческого персонала. Было исследовано 14 ведущих перерабатывающих субъектов АПК г. Кургана и области. Результаты анкетирования приведены в таблице 1.
Таблица 1- Результаты анкетирования управленческого персонала перерабатывающих организаций АПК
№ п/п Вопрос Удельный вес ответивших, %
Существует в организации система управленческого учета?
1 а) да 57,1
б) нет 35,7
в) только некоторые элементы 7,2
Определен комплекс сбалансированных показателей для анализа хозяйственно-финансовой деятельности?
2 а) да 92,8
б) нет -
в) частично 7,2
Организован документооборот в организации?
3 а) да 92,8
б) нет -
в) частично 7,2
Учитывается влияние внешних факторов (при анализе, контроле деятельности организации и структурных подразделений)?
4 а) да 57,1
б) нет 35,7
в) частично 7,2
Определены основные показатели для мониторинга хозяйственно-финансовой деятельности каждого центра финансовой ответственности?
5 а) да 35,7
б) нет 50,0
в) частично 14,3
Определены лица, ответственные за предоставление и анализ информации?
6 а) да 78,6
б) нет -
в) частично 21,4
Имеется порядок распределения функций между подразделениями и ответственности между руководителями?
7 а) да 78,6
б) нет 7,1
в) частично 14,3
Имеются случаи предоставления необъективной, неполной, нерелевантной информации для принятия решений?
8 а) да 21,4
б) нет 35,7
в) частично 42,9
Отражается одна и та же информация в разных формах отчетности (финансовой, управленческой, налоговой, статистической)?
9 а) да 92,8
б) нет -
в) частично 7,2
Нарушаются сроки предоставления управленческой отчетности?
10 а) да (часто) -
б) нет 64,3
в) иногда 35,7
Продолжение таблицы 1
11 Определены стратегические задачи организации на перспективу?
а) да 78,6
б) нет 14,3
в) частично 7,1
12 Осуществляется в организации долгосрочное планирование?
а) да 50,0
б) нет 35,7
в) частично 14,3
13 Обоснованы управленческие решения, закладываемые на этапе планирования?
а) да 50,0
б) нет 14,3
в) частично 35,7
114 При осуществлении управленческого контроля уделяется внимание качеству сырья и продукции переработки?
а) да (всегда) 64,3
б) нет 7,1
в) в отдельных ситуациях 28,6
15 Применяется в организации система бюджетирования?
а) да 20,6
б) нет 50,8
в) в отдельных ситуациях 28,6
По результатам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что у 35,7 % опрошенных организаций вовсе отсутствует система управленческого учёта, а у 7,2 % присутствуют лишь некоторые элементы. Это ещё раз подтверждает необходимость внедрения системы управленческого учёта, как эффективного инструмента управления производственным процессом и организацией в целом. У 35,7 % опрошенных субъектов отсутствует долгосрочное планирование, которое в современных условиях необходимо для стабильного развития организации и является платформой системы бюджетирования. И только у 50 % организаций управленческие решения на этапе планирования обоснованы. Кроме того, при осуществлении управленческого контроля организации уделяют внимание качеству сырья и продукции переработки только в отдельных ситуациях 28,6 %, а 7,1 % не уделяют совсем, что для данных организаций является недопустимым. К положительным моментам можно отнести то, что у 92,8 % хозяйствующих субъектов определён комплекс сбалансированных показателей для анализа финансово-хозяйственной деятельности и у 78,6 % определены ответственные лица за предоставление и анализ информации и стратегические задачи организации на перспективу, что является основой для развития системы стратегического бюджетирования.
Для создания эффективно организованной системы управленческого учёта необходимо внедрить одну из важнейших подсистем управленческого учета - бюджетирование. Как показали данные анкетирования, применяют систему бюджетирования лишь 20,6 % опрошенных организаций. При опросе спе-
циалистов управленческого звена данных организаций им было предложено выявить проблемы внедрения и использования системы бюджетирования. Данные, представленные в таблице 2, отражают недостатки, которые управленческий персонал опрошенных организаций выделил в качестве основных. Так 50 % опрошенных считают, что бюджеты иногда не отражают действительности почти сразу после разработки, 42,9 % опрошенных видят проблему в том, что бюджетирование требует значительных трудовых затрат и столько же процентов считают, что к участникам бюджетного процесса предъявляются высокие квалификационные требования. Важными проблемами являются также отсутствие взаимоувязанных этапов системы бюджетирования и значительное количество показателей в бюджетах, так считают 41,2 и 35,7 % опрошенных соответственно.
Результаты. На основе проведенных исследований проблем внедрения и использования системы бюджетирования в организациях перерабатывающей отрасли АПК можно сделать вывод, что для их устранения необходимо принять типовые решения. Для создания эффективной системы бюджетирования, как составной части управленческого учета необходимо в первую очередь выполнение следующих условий:
- бюджеты составлять с учетом внешних факторов, которые влияют на систему бюджетирования [3, с. 175];
- формировать бюджеты, принимая во внимание внутренние факторы, которые определяют систему бюджетирования конкретной организации [3, с. 175-176];
- определить перспективные направления развития системы бюджетирования [4, 5];
Таблица 2 - Результаты анкетирования управленческого персонала по проблемам внедрения и использования системы бюджетирования в перерабатывающих организациях АПК
Основные проблемы Удельный вес ответивших, %
Назовите проблемы внедрения и использования системы бюджетирования:
Бюджетирование требует значительных трудовых затрат 42,9
Бюджетирование требует дополнительных денежных средств 14,3
Бюджетированием должен заниматься только планово-экономический отдел 28,6
Бюджеты должны быть детальными, содержать большое количество показателей 35,7
Высокие квалификационные требования к участникам бюджетного процесса (в т. ч. постоянное повышение квалификации) 42,9
Бюджеты иногда не отражают действительности почти сразу после разработки 50,0
Бизнес развивается быстрее, а бюджеты его сдерживают 7,1
Эффективная деятельность организации важнее, чем бюджетирование 7,1
Бюджетирование требует специального технического обеспечения (автоматизации, специальных программных продуктов) 21,4
Отсутствие взаимосвязанных этапов системы бюджетирования 41,2
Отсутствие форматов бюджетов с учетом отраслевых особенностей 7,1
Отсутствие методики формирования бюджетных показателей с учетом отраслевых особенностей 21,4
Отсутствие оценки эффективности системы бюджетирования 14,8
Отсутствие мотивации персонала 21,1
- разработать документы системы бюджетирования; совершенствовать финансовую структуру организации; создать бюджетный союз, координирующий постановку системы бюджетирования в организации и состоящий из высококвалифицированных специалистов; определить основные функции субъектов системы бюджетирования; заинтересовать персонал в применении системы бюджетирования, разработать систему мотивации отдельных центров финансовой ответственности и их руководителей за достигнутые результаты [6];
- определить взаимоувязанные этапы системы бюджетирования; осуществлять бюджетное планирование с учетом стратегических целей организации [7];
- установить сбалансированную систему показателей для взаимосвязи стратегического планирования и бюджетирования; разработать показатели оценки эффективности системы бюджетирования; организовать систему бюджетного контроля [8];
- классифицировать бюджеты и определить состав бюджетной отчетности [9];
- определить количество и состав бюджетов, их статьи, которые не дублируют друг друга; разработать форматы бюджетов и методику формирования бюджетных показателей с учетом отраслевых особенностей; особое внимание следует уделить методике и регламенту разработки вспомогательных бюджетов;
- организовать систему бюджетного анализа;
- при постановке системы бюджетирования нужно обеспечить ее интеграцию с учетными системами организации, принимая во внимание основные положения учетной политики организации (например,
порядок формирования незавершенного производства, распределения косвенных затрат и т. д.);
- руководители центров финансовой ответственности всех уровней должны нести ответственность за подконтрольные им бюджеты;
- установить процедуру исполнения бюджетов: не только рассчитывать отклонения фактических показателей от плановых, но и проверять соответствие договоров и платежей бюджету;
- разработать управленческую (бюджетную) учетную политику организации, являющуюся связующим звеном между бизнес-процессами и бюджетными формами;
- иметь техническое обеспечение и специальные программные продукты.
Выполнение перечисленных выше условий позволит системе бюджетирования эффективно функционировать в перерабатывающих хозяйствующих субъектах агропромышленного комплекса. Это объясняется тем, что бюджеты используются не только для планирования конечного финансового результата (доходов и расходов) в определенной перспективе, но и для управления текущей работой организации и принятия на их основании оперативных управленческих решений. В результате этого повышается эффективность деятельности организации.
Однако, как показывают исследования при разработке и внедрении системы бюджетирования, ответственный сотрудник (при полной поддержке руководителя) часто сталкивается с сопротивлением исполнителей. На наш взгляд, это объясняется тем, что бюджетирование отражает конкретные показатели и накладыва-
ет конкретную ответственность, к которой обычно под- рования в перерабатывающих организациях АПК, кото-чиненные не стремятся. Нами предложены ответы на рые должен привести сотрудник, ответственный за раз-основные причины неприменения системы бюджети- работку и внедрение этой системы (таблица 3).
Таблица 3 - Основные причины неприменения системы бюджетирования и ответы на них ответственного сотрудника в перерабатывающих организациях АПК
Причины неприменения системы бюджетирования Предлагаемые ответы сотрудника бюджетного союза, ответственного за разработку и внедрение системы бюджетирования
Бюджетирование требует значительных трудовых затрат Бюджетирование позволит получить экономию времени и труда, так как способствует руководителям подразделений (цехов) избежать выполнения лишней работы по достижению своих целей
Бюджетированием должен заниматься только планово-экономический отдел Бюджеты, разработанные без участия исполнителей, большей частью не отражают реальности
Бюджеты должны быть детальными, содержать большое количество показателей Бюджеты не должны быть более детальными и содержать такое количество показателей, чем нужно организации для определения направления ее деятельности
Бюджетирование требует постоянного повышения квалификации персонала и определенного технического обеспечения Определенная квалификация персонала и материально-технического обеспечения способствует созданию эффективно работающей системы бюджетирования
Бюджеты иногда не отражают действительности почти сразу после разработки Бюджеты динамичны и адаптируются по мере развития бизнеса, так как они регулярно пересматриваются и корректируются
Бизнес развивается быстрее, а бюджеты его сдерживают Бюджеты, как правило, направляют деятельность руководителей подразделений (цехов) и способствуют их движению вперед
Эффективная деятельность организации важнее, чем бюджетирование Бюджетирование способствует осуществлению эффективной деятельности, потому что позволяет не осуществлять действия, незапланированные и не вносящие вклад в эффективность
Выводы. Бюджетирование - это трудоемкий процесс, требующий определенной квалификации персонала, материально-технического обеспечения, а также решения многих организационных вопросов, с которыми хозяйствующие субъекты сталкиваются при постановке системы бюджетирования. Однако при условии эффективно работающей системы бюджетирования у организации появляется возможность прогнозировать собственные финансовые результаты на несколько отчетных периодов вперед.
Список литературы
1 Никулина С. Н. Недостатки в построении эффективного управленческого учета в организациях АПК // Актуальные проблемы учета, анализа и аудита и налогообложения: материалы международной научно-практической конференции (14-15 октября 2010 г.).
- Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2010.
- С. 160-165.
2 Никулина С. Н. Проблемы постановки системы бюджетирования / // Академический вестник № 4 (10): научно-аналитический журнал. - Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2009. - С. 148-152.
3 Nikulina S.N. Strategic budgeting in the processing organizations of agro-industrial complex // Science, Technology and Higher Education [Text]: materials of the II international research and practice conference, Vol. I, Westwood,
April 17, 2013 / publishing office Accent Graphics communications -Westwood - Canada, 2013. - Р. 173-178.
4 Никулина С. Н. Инновационно-инвестиционное направление развития бюджетирования в перерабатывающей сфере АПК // Materialy VIII mezinarodni vedecko - prakticka conference «Dnyvedy-2012». - Dil 10. Ekonomickevedy: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o -stran. 45-49.
5 Никулина С. Н. Методика расчета трансакцион-ных издержек в системе бюджетирования перерабатывающей организации агропромышленного комплекса // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 70-74.
6 Никулина С. Н. Документирование и финансовая структура системы бюджетирования в организациях перерабатывающей сферы агропромышленного комплекса (глава 5) // Социально-экономическое развитие: проблемы и решения: коллективная монография / под ред. Т. Н. Внуковской. - Ставрополь: Логос, 2013. - С. 98-116.
7 Никулина С. Н. Взаимосвязь бюджетирования и стратегического планирования в организациях перерабатывающей промышленности // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 6. - С. 421-425.
8 Никулина С. Н. Контрольные аспекты системы бюджетирования перерабатывающей организации агропромышленного комплекса // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 26 (320). - С. 33-43.
9 Никулина С. Н. Управленческая бюджетная отчетность перерабатывающих организаций агропромышленного комплекса // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - М.: 2012. - № 2. - С. 380-383.