УДК 336:061.1
С. Н. Никулина
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА НАЛОГОВ
В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ФГБОУ ВПО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»
S. N. Nikulina
FORMATION OF TAXESBUDGET IN BUDGETINGSYSTEM OF THE PROCESSING ENTERPRISES FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
В статье обоснована необходимость разработки финансового вспомогательного бюджета налогов в системе бюджетирования перерабатывающих организаций агропромышленного комплекса. Приведены модель формирования и примерный формат данного бюджета.
Ключевые слова: модель формирования бюджета налогов, перерабатывающие организации, формат финансового вспомогательного налогового бюджета.
Светлана Николаевна Никулина
Svetlana Nikolaevna Nikulina кандидат экономических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Введение. В современных условиях при определении стратегии развития перерабатывающие организации агропромышленного комплекса (АПК) должны уделить особое внимание налоговой стратегии. При этом проблемным является определение системы показателей, которые будут определять эту налоговую стратегию [1]. Решить данную проблему в большей степени позволит формирование финансового вспомогательного бюджета налогов [2, с. 381].
Методика. Финансовый вспомогательный налоговый бюджет способствует:
- планировать начисление сумм налогов, как по отдельным их видам, так в целом по организации;
- определить направления увеличения или снижения налоговых доходов;
- оптимизировать налоговые платежи;
- снизить налоговые риски;
- принять налоговые решения (особенно актуально по видам начисленных налогов);
- определить финансовые показатели организации с учетом налогообложения;
- сформировать платежный календарь с учетом налоговых потоков;
Need of development of financial auxiliary taxes budget for budgeting system in agro-industrial complex processing organizations is proved in article. The model of formation and approximate format of this budget are given.
Keywords: model of taxes budget formation, the processing organizations, format of the financial auxiliary tax budget.
- разработать основные финансовые бюджеты;
- учитывать факторы, влияющие на управленческие решения на микроуровне.
Следовательно, налоговый бюджет на микроуровне представляет собой определенную часть системы бюджетирования [3, с. 179], которая включает в себя бюджетное налоговое планирование, бюджетный налоговый анализ и контроль, прогнозирующий оттоки денежных средств в виде погашения задолженности по налогам и способствующий оптимизации налоговых платежей организации.
Исходя из предлагаемого нами определения, модель формирования вспомогательного бюджета налогов можно представить таким образом, как показано на рисунке. При этом считаем правильным выделить налоговый бюджетный анализ предварительный и последующий.
Вспомогательный бюджет налогов разрабатывают после составления операционных (функциональных) бюджетов. Особое внимание уделяют бюджетам, на основе которых определяют налоговую базу: например, на бюджет продаж (для исчисления суммы НДС по проданной продукции, подлежащей уплате в бюджет) или на бюджет прямых затрат на сырье и материалы (для определения суммы НДС по приобретённым ценностям, списываемым к зачету из бюджета). С одной стороны, бюджет налогов может формироваться сразу по всем налогам, уплачиваемым организацией, а с другой, дополнительно включать расчеты по отдельным видам налогов. Показатели в бюджете приводятся отдельно за месяц или в целом за каждый квартал.
Вестник Курганской ГСХА № 1, 2014 Экономиш и орятчзация АШ 1 1
Рисунок - Модель формирования финансового вспомогательного бюджета налогов для перерабатывающих организаций АПК
Модель разработки налогового бюджета организации
Предварительный бюджетный налоговый анализ:
- законодательных и нормативных документов, их изменений по сравнению с прошлыми бюджетными периодами;
- основных элементов налогов (плательщики, объект обложения, налоговый период, ставки налога, налоговая база, сроки уплаты, отчетные периоды, налоговые льготы)
Последующий бюджетный налоговый анализ: отклонений фактических показателей от бюджетных; причин отклонений с учетом изменения показателей операционных бюджетов организации; дополнительной справочной информации (новые объекты обложения, изменение налоговой базы и т. п.)
Результаты. Вспомогательный налоговый бюджет содержит основные показатели: фактическая (или прогнозируемая) задолженность организации перед бюджетом на начало бюджетного периода; бюджетная сумма начисленных налогов; планируемая сумма налоговых платежей за бюджетный период; списание к возмещению НДС (акцизов); налогооблагаемая база по отдельным видам налогов; задолженность организации по налогам и сборам на конец бюджетного периода и другие в зависимости от решаемой налоговой программы перерабатывающей организации АПК (таблица).
При разработке данного бюджета чаще всего используют метод экстраполяции. По отдельным налогам (НДС, налог на прибыль и др.) можно использовать средние показатели за предыдущие три года с учетом производственной программы на планируемый период.
Первоначальный вспомогательный налоговый бюджет формируют и в последующем вносят в него,
при необходимости, изменения специалисты планового отдела и учетного отдела бюджетного союза перерабатывающей организации АПК [3, с.182]. Бюджетный налоговый анализ и бюджетный налоговый контроль осуществляют сотрудники контрольного и аналитического отделов, соответственно. Основная работа названных отделов бюджетного союза в сфере налогообложения направлена на сопоставление фактических показателей с бюджетными (плановыми), определение отклонений по данным значениям и выявление их причин, а также изучение внутренних и внешних факторов, которые привели к различиям.
Работники отделов бюджетного союза для осуществления своих полномочий должны постоянно повышать квалификацию не только по планированию, прогнозированию, учету, но и налогообложению, и, в случае необходимости, провести оптимизацию налогов и оценить налоговые риски.
Таблица - Примерный формат вспомогательного бюджета налогов на планируемый период
для перерабатывающей организации АПК
Форма № ФВБ
Наименование организации: Утверждаю: Должность Подпись Расшифровка подписи Дата
Ед. измерения Руб.
Бюджет налогов на 20 г.
Номер документа Дата составления
Статьи (виды налогов и сборов) квартал (месяц) задолженность на конец года
1 квартал 2 квартал
задолженность на начало периода начислено списано к зачету из бюджета уплачено (в т.ч. авансы) задолженность на начало периода и т.д.
Налог на добавленную стоимость (НДС) 286428 1264831 1201291 286428 63540
Налог на прибыль 564304 - - 564304 -
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 176595 151113 - 176595 151113
Налог на имущество организаций 239038 228653 - 239038 228653
Земельный налог - - - - -
Транспортный налог - - - - -
Прочие, всего (в том числе по их видам): 1920 5839 - 7759 -
налог на доходы - 5839 - 5839 -
водный налог 1920 - - 1920 -
Итого 1268285 1650436 1201291 1274124 443306
Исполнитель: Должность Подпись Расшифровка подписи
Примечание (особые отметки: справочная информация, взаимосвязь с операционными бюджетами, налоговая база и другие элементы налогообложения и т.п.)
Составлено на основе данных бухгалтерского, оперативного, налогового учета и производственно-финансового плана мясоперерабатывающей организации АПК
Выводы. Формирование финансового вспомогательного бюджета налогов в системе бюджетирования перерабатывающей организации АПК с учетом предлагаемой модели и рекомендуемого формата позволит управленческому персоналу организации владеть информацией о налоговом состоянии, налоговой нагрузке, налоговых рисках. С помощью этой информации можно заранее рассчитать потребность в денежных средствах организации, избежать штрафных санкций за неуплату налогов в установленные сроки, своевременно принять обоснованные и правильные управленческие налоговые решения. Все это приведет в конечном итоге к улучшению финансовых показателей перерабатывающий организации АПК, оценке имеющейся налоговой стратегии, ее корректировке в случае необходимости.
Список литературы
1 Люкманов К. М. Взаимосвязь показателей финансового анализа и эффективности налоговой стратегии на предприятии // Управленческий учет. - 2013. - № 10. - С. 55-64.
2 Никулина С. Н. Управленческая бюджетная отчетность перерабатывающих организаций агропромышленного комплекса // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2012. - № 2. - С. 380-383.
3 Никулина С. Н. Теоретические и методологические аспекты бюджетирования в системе управленческого учета перерабатывающих организаций агропромышленного комплекса (глава 8) // Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы: коллективная монография / под ред. Н. С. Клунко. - Ставрополь: Логос, 2013. - С. 148-189.