ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Гусев Ю.В
Половова Т.А
Проблемы устойчивой траектории функционирования вузов
В статье исследуются тенденции мирового рыночного пространства и их воздействие на систему образования. Характеризуется ситуация, складывающаяся в период формирования рыночных отношений в образовательной сфере. Описываются особенности развития вузов, связанные с высокой степенью неопределенности и нестабильностью среды функционирования. Обосновывается объективность перехода к концепции устойчивого развития вузов.
Ключевые слова: тенденции мирового рыночного пространства, инновационность и образование, рыночный путь развития вузов, устойчивость вузов, стратегия устойчивого развития.
Кардинальное совершенствование рабочей силы является ключевым фактором современного экономического развития, это предполагает повышение роли высшего образования
Процессы реформирования, протекающие в России в последние десятилетия, современное состояние экономики, развитие рыночных отношений, характер ресурсного обеспечения в полном объеме затрагивают систему высшего образования.
В этих условиях все большее значение для вузов приобретает поиск оптимальных стратегий управления самостоятельным развитием.
На успех этого процесса оказывает существенное влияние ряд тенденций.
В качестве ключевой особенности, определяющей облик современной экономики, можно выделить процесс глобализации. В настоящее время этот процесс охватил все страны мирового сообщества и стал предметом пристального изучения. Глобализация представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. Существуют различные и даже противоположные точки зрения на
© Гусев Ю.В., Половова Т.А., 2009
особенности и последствия этого процесса. Баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется.
Однако как бы он ни сложился, ясно одно — «глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или «отменить», ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса» [1]. Характер глобализа-ционных последствий нельзя не учитывать. Глобализация трансформирует отношения внутри и между странами, обусловливая формирование единого рыночного пространства.
Реструктуризация мировой экономики и создание мировых рынков стали главными силами, определяющими развитие высшего образования.
Главной задачей системы высшего образования в этих условиях становится обеспечение непрерывной подготовки человеческого ресурса к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях формирования мирового рыночного пространства.
Достижение указанной цели обусловливает необходимость развития рыночных отношений в сфере высшего образования, поскольку государственное управление «оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения» [2]. Рыночные силы все в большей мере начинают определять пути развития высшей школы, становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования.
Рынок начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Процесс получения и передачи знания перемещается из социальной сферы в сферу производства, превращая вуз в одну из множества организаций, участвующих в этом производстве. Вузы начинают функционировать как «поставщики знаний». Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг.
Еще одной главенствующей тенденцией развития современного общества является снижение роли материальных факторов производства и повышение значимости информации и знаний как основных производственных ресурсов. Происходит формирование инновационного общества: благодаря новым технологиям наблюдается замена предметов труда — значимым становится не преобразование мертвых вещей, которым занималось человечество с момента своего появления, а преобразование живого человеческого сознания.
Конкурентные преимущества стран все меньше определяются богатством финансов (если раньше они были главным источником ры-
ночной силы, то теперь становятся лишь ее следствием), природных ресурсов или дешевой рабочей силой и все больше — техническими и технологическими инновациями и конкурентным применением знаний или тем и другим в сочетании. Двигателем постиндустриального общества становится «экономика знания». Способность генерации, практического использования и распространения знаний, ценностей и идей, непосредственно соприкасающихся между собой, становится жизненно важным для экономического развития.
Знание — это специфический ресурс человека. Человек начинает рассматриваться не только как функциональный элемент экономики, но и как ее важнейший источник.
Становится все более ясным, что реализация инновационной стратегии развития требует существенно более высокого, чем в индустриальной экономике, уровня развития человеческого потенциала. Именно от эффективности практического использования человеческого потенциала, от того, каким уровнем подготовки к социально полезной деятельности они обладают, и зависят в конечном итоге все достижения данной страны [3].
Человеческий ресурс становится новым параметром конкурентоспособности. Рост влияния на конкурентоспособность таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров приобретают статус постоянных составляющих деловой стратегии субъектов мирового и национальных рынков. Именно этим можно объяснить пристальное внимание, которое уделяют сегодня страны мира к повышению роли образования. В условиях инновационного развития меняется функциональная роль образования: из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений оно превращается, во-первых, в непосредственного производителя знаний и, во-вторых, в активного участника процесса трансформации этих знаний в новые продукты, технологии и услуги.
Соответственно, в центр выходит поле производства, передачи и распространения знания, или образование, что требует серьезного преобразования прежде всего вузов, ибо именно они превращаются в ключевой элемент всех социальных и экономических процессов, формируя их субъектов. Они продуцируют человеческий ресурс (или капитал) для управления такой экономикой. Поэтому проблемы управления вузами приобретают особую актуальность.
Высочайшая потребность в знаниях как для индивидуума, так и для общества обусловила резкое возрастание спроса на получение
высшего профессионального образования. Эта тенденция приобрела черты массового явления.
Однако, несмотря на все усилия системы высшего образования соответствовать возросшим потребностям инновационного общества, ей не удалось преодолеть:
• консерватизм — отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологии;
• инерционность — низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям;
• неадекватность — отсутствие полноценных связей между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью;
• территориальность — неспособность предоставить всем желающим возможности получения необходимого образования;
• локальность — специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении;
• ограниченность — невозможность региональных вузов обучать желающих всему спектру специальностей на отдельной территории [4].
В результате возник разрыв между образованием и потребностями современного общества, который определяется как мировой кризис образования. По мнению экспертов, его особенность состоит в том, что он имеет не столько количественный, сколько качественный характер.
Всеобщность и инновационность рынка обеспечивают небывалую остроту конкуренции. На конкурентоспособность проверяются все достижения и связанные с ними критерии и оценки.
Усиление конкуренции среди высших учебных заведений обусловливает необходимость активизировать усилия по сохранению своих позиций на рынке образовательных услуг. Важнейшими условиями успешного и устойчивого развития вузов становится способность конкурировать в:
• предвидении;
• методах и технологиях решения проблем;
• генерации и селекции бизнес-идей;
• методах менеджмента и маркетинга;
• обеспечении ресурсами бизнес-команд и их эффективном использовании.
Вузы в существующей конкурентной среде должны обладать организационными знаниями, позволяющими им выработать и применить оптимальную стратегию развития для поддержания собственных преимуществ.
Сложившаяся ситуация таит в себе серьезную угрозу ввиду того, что система образования, являясь центром опосредования эконо-
мических отношений всех хозяйствующих субъектов, обладает огромным резонирующим потенциалом и ее кризис способен «взорвать» всю социально-экономическую ситуацию.
Недооценка новых тенденций может привести к потере устойчивости или к гибели вуза. Очевидно, что ранее используемый механизм управления вузом не позволяет быть адекватным новым требованиям и условиям. Необходимо его совершенствование, и чем успешнее будет проведена такая работа, тем быстрее она приведет к качественным и количественным изменениям управляемого объекта.
Глобализация и научно-техническая революция вызвали беспрецедентный скачок в развитии и изменении социально-экономических условий.
Наблюдается усиление темпов изменения и нарастание фактор-ности экономических, социальных и других явлений. Среди них такие тенденции, как:
• небывалая скорость инновационных процессов в научной и технической областях;
• скорость социальных перемен;
• нестабильность.
Нестабильность и экономический кризис требуют концентрации ресурсов для осуществления маневра и повышения уровня принятия решений, усиление взаимообусловленности изменяющихся параметров разнородных элементов системы управления — технологических, экономических, информационных, организационных, социальных и т.д.
На общемировые тенденции в России накладывается переживаемый страной процесс системной трансформации — смена экономической парадигмы.
Особенности развития экономики России породили целый ряд негативных тенденций:
• незавершенность экономических преобразований;
• потеря воспроизводственной независимости, которая вызвана спадом производства, деиндустриализацией основных отраслей;
• отсталую структуру промышленности;
• кризисная ситуация в сферах, формирующих отдельные блоки рыночной инфраструктуры: бюджетной, банковской, кредитной, валютной, финансовой, налоговой, инвестиционной и т. д.;
• нарушение системы финансового обеспечения регионов, отсюда возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
• социальное расслоение общества;
• рост безработицы;
• падение уровня образованности общества;
• снижение уровня жизни населения.
В целях недопущения ослабления экономической самостоятельности Российской Федерации, деградации ее технологического и промышленного потенциала, закрепления за ней топливно-сырьевой ориентации в мировой экономике [5] в России с началом рыночных реформ была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440.
Одним из важных источников экономического прогресса в рамках данной концепции определяется концентрация образовательного потенциала и использование энергии интеллектуального капитала [6]. Меняются приоритеты: не создание, хранение и передача духовно-культурных ценностей, не приобщение к миру смыслов и «идеальных типов», а содействие научно-техническому прогрессу, повышение уровня и качества жизни [7].
Это определило необходимость интенсивного поиска новой модели образовательной системы, которая соответствовала бы целям развития нашего общества.
Форпостом сферы образования является высшая школа. Высшее профессиональное образование представляет собой синтез образования, дающего специальные знания, необходимые для конкретной трудовой деятельности, и образования, обеспечивающего интеллектуальную подготовку выше необходимой для специализированного труда. Это одна из наиболее существенных разновидностей основного фактора из совокупности факторов общественного производства экономических благ, что предопределяет ее значимость для динамичного развития национальной экономики.
Высокая сложность и динамизм образовательного процесса, обусловленные высокой востребованностью знаний разноцелевых потребителей и стремительностью их старения, требуют надежного поддержания режима функционирования вузов. Но эта задача стала еще более актуальной и практически значимой в ходе трансформации экономики и кризисного развития ситуации.
Это определило необходимость реформирования системы высшего образования.
В качестве основных направлений реформирования российской системы высшего образования были определены следующие:
• нормативно-правовая база регулирования сферы высшего образования;
• формирование конкурентного рынка;
• реструктуризация вузов, на основе разделения по видам собственности: государственные и негосударственные; по видам деятельности: на исследовательские, национальные и т.д.
Несмотря на позитивные сдвиги в развитии образования в ходе реализации Концепции его модернизации, в этой сфере сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что принимаемые меры удовлетворяют общество.
Среди назревших проблем сферы образования следует выделить:
• неразвитость непрерывного профессионального образования как механизма обеспечения текущих и перспективных потребностей динамично развивающегося общества и экономики в профессиональных кадрах необходимой квалификации;
• неэффективность системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности на всех уровнях образования;
• отсутствие механизмов сосредоточения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития образования;
• отсутствие содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями образования;
• недостаточная интеграция образования и науки;
• низкий уровень вовлечения российского образования в мировое образовательное пространство [8].
Система российского государственного образования соответствовала принципам тоталитарного государства. Образование подчинялось жесткой системе централизованного планирования. Профессиональное образование было нацелено на обеспечение запросов производства. Управление вузами носило стабильный и предсказуемый характер.
Системная трансформация поставила вузы в принципиально новые условия хозяйствования. Рыночный путь развития общества определил рыночный путь развития вуза. Это меняет основы функционирования вузов.
Стремительный переход от жесткой централизованно-распределительной экономической системы к рыночной экономике породил непроработанность законодательной базы, отсутствие организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике, недостаток финансовых и материальных ресурсов.
В этих условиях все большее значение для вузов приобретает поиск оптимальных стратегий управления устойчивым развитием.
Недооценка новых тенденций может привести к потере устойчивости и в конечном итоге к гибели вуза. Очевидно, что использование ранее эффективно работающего механизма управления вузом не позволяет соответствовать новым требованиям. Чтобы выжить в существующих условиях и успешно бороться с разнообразными опасностями, вузам необходимо выйти за пределы традиционной системы управления.
Перед вузами встает задача выявления, оценки и регулирования конкретных факторов и условий, влияющих на их развитие, учета и
взвешенного структурирования параметров риска и формирования на этой основе эффективной стратегии устойчивого развития.
Влияние большого числа факторов, в том числе факторов со случайными характеристиками, вызывает необходимость обеспечения устойчивости развития вуза. При этом функционирование вузов не должно основываться на отказе от активной политики развития, оно должно сочетаться с рыночными технологиями экономического регулирования и управления. Это может быть достигнуто поиском новой модели управления вузом, мобилизирующей ресурсы на основе саморегулируемости.
Несмотря на то что категория устойчивости давно завоевала общенаучный статус и широко применяется в математике, механике, технике, кибернетики, экономике, разностороннее комплексное представление о сущности и условиях достижения устойчивости вузов не сформировано.
Выше сказанное позволяет выделить то общее, что составляет сущностью категории устойчивости — во-первых, устойчивость является атрибутивным свойством объекта в неопределенных условиях существования сохранять или адаптировать определенные качества (характеристики, признаки). Во-вторых, открытость и закрытость систем порождает разные формы проявления поведения систем, ведущего к устойчивости.
Применение логики познания фундаментальных законов поведения устойчивости системы позволяет проникнуть в понимание природы механизмов устойчивости в различных системах, в том числе в экономических системах современного общества.
Понятие «экономическая устойчивость» включает в себя оценку различных сторон деятельности предприятия.
Большое разнообразие этих определений свидетельствует, с одной стороны, о емкости понятия, его сложной внутренней структуре, а с другой — о недостаточности научной разработки и отсутствии общепринятого методологического решения данного вопроса.
Систематизация существующих определений позволяет предложить следующие подходы к определению устойчивости. В общем виде их можно подразделить на три категории:
1) Структурный подход — совокупность свойств, которая определяет взаимодействие с внешней средой и позволяет создать равно -весную систему, определяющую цель функционирования.
В данном случае речь идет о многоаспектном исследовании, затрагивающем различные грани устойчивости — внешнюю и внутреннюю; а также структуру устойчивости: состав элементов, то есть направлений функциональной деятельности, структуры (производственная устойчивость, инновационная, финансовая, организационная, ресурсная и т.д.) состояние свойств элементов структуры
(исследование состава показателей, определяющих состояние экономической системы).
2) Поведенческий (процессный) подход — способность развиваться в условиях изменений.
Высшей формой устойчивости субъекта хозяйственной деятельности является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Категория «устойчивое развитие» применительно к современной экономике впервые появилась в экономической литературе в начале 1980-х годов. Соединение двух категорий («устойчивость» и «развитие»), имеющих в обособленном употреблении существенные понятийные различия, кардинально изменяло значение каждого. Понятие «устойчивость» по своему содержанию несет в себе смысл неизменности и сохранности, в то время как понятие «развитие» достаточно определенно говорит о противоположном процессе, а именно о происходящих в экономике изменениях. Объединение категорий позволяет охарактеризовать происходящие в экономике процессы как закономерные изменения перехода из одного качественного состояния в другое, более совершенное.
3) Целевой подход отражает ситуацию, при которой деятельность хозяйственной системы будет экономически устойчивой, если система соответствует в своем развитии сформированному результирующему вектору целей, а возможные неблагоприятные ситуации нейтрализуются адекватным откликом компенсационных элементов системы за счет созданных запасов и резервов.
С точки зрения авторов, все три подхода отражают реальные аспекты устойчивости, поэтому их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию устойчивости хозяйствующего субъекта.
Поскольку вуз в условиях рыночной экономики выступает как полноценный субъект рыночных отношений и его деятельность регулируется общими законами рынка, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере, его функционирование также необходимо рассматривать с учетом комплексности всех аспектов устойчивости.
В этой связи состояние устойчивости вуза и его структурных элементов можно определить как такое, при котором сохраняется автономность, способность к выживанию и развитию в условиях влияния неблагоприятных и труднопрогнозируемых факторов экзо-или эндогенного характера, а учитывая условия функционирования вузов на современном этапе развития, важным дополнением к определению устойчивости будет и учет стратегического аспекта, то есть
предвидение и распознавание кризисных явлений для предотвращения и своевременного реагирования на угрозы. Это становится все более актуальной задачей и обусловливает необходимость разработки концептуальных основ инструментария, призванного обеспечить устойчивую траекторию функционирования вузов.
Вывод
1. Реалии российской экономической действительности остро ставят задачи по преодолению кризиса системы высшего образования, повышению эффективности функционирования вузов.
2. Распространение рыночных отношений на систему высшего профессионального образования расширяет степень самостоятельности вузов. Ответственность за будущее переносится непосредственно на вуз.
3. Масштабы и сложность переживаемых вузами трудностей выдвигают в ряд неотложных задач поиск средств нейтрализации отягощающих воздействий внешнего окружения.
4. На данном этапе развития устойчивость становится ключевым элементом в управлении вузов — это определяет необходимость осмысления и уточнения этой категории на фоне современных преобразующих процессов.
Литература
1. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 1998. С. 20.
2. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты // Глобализация и образование: сб. обзоров / Отв. ред. Зарецкая С.Л. М.: ИНИОН, 2001. С.21—38; 2а. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М., 1998. 81 с.
3. Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? М., 1999.
4. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 17.
5. Федько В.П. Рыночная устойчивость промышленности (теоретико-методологический аспект). Ростов-н/Д.: РГЭА. С. 38
6. Землянухина Н.С., Землянухина С.Г. Инновационность и устойчивость в процессе модернизации современного российского образования.
7. Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 102—103.
8. О приоритетных направлениях развития образованной системы Российской Федерации //Высшее образование сегодня. 2005. № 1. С. 5—11.