ЭКОНОМИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Ю.В. Гусев
Т.А. Половова
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
В статье обсуждаются проблемы устойчивости в развитии вузов. На основе анализа различных подходов к определению сущности устойчивости устанавливается сущность и предлагается подход к оценке устойчивости вуза.
Ключевые слова: вуз в рыночных условиях, устойчивость, устойчивость развития, устойчивость вуза.
Повышение роли высшего образования объясняется тем, что научно-технический прогресс, являясь ключевым фактором современного экономического развития, предполагает в качестве одного из важнейших условий кардинальное совершенствование рабочей силы, и, в первую очередь, ее образовательно-квалификационного уровня. Кроме того, на развитие высшей школы оказывают влияние процессы формирования единого мирового пространства, инновационный тип развития общества, развитие рыночных отношений, высокий динамизм и непредсказуемость социально-экономических изменений. Таким образом, вузы находятся в сложных условиях политической и экономической неопределенности. Условия функционирования меняются достаточно стремительно, что не может способствовать укреплению позиций вузов, а скорее являются фактором, препятствующим их поступательному развитию.
Стремительность перехода к рыночной экономике обусловила несформированность организационноэкономического механизма развития высшей школы. Эффективность адаптации высшей школы к рыночной экономике стала сдерживаться рядом негативных факторов: непроработанностью законодательной базы; недостатком финансовых и материальных ресурсов; обострением социально-психологического аспекта, а также существенным усилением конкуренции среди российских вузов.
Между тем, знание становится одним из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности. Многие исследователи отмечают, что главным фактором социально-исторического развития все в большей степени становятся не любые,
© Гусев Ю.В., Половова Т.А., 2011
100
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
в том числе бытовые, повседневные знания, а знания и информация, требующие особой, прежде всего университетской подготовки, что и привело к возникновению высокопрофессионализированной индустрии знания.
Высокая скорость изменений в обществе, трансформация которого существенно превысила скорость трансформации системы образования, также представляет существенный фактор развития современной экономики. Особенности этапа экономического развития страны являются внешними факторами воздействия на процесс развития вузов. Их совокупное влияние на деятельность вузов крайне обременительно. Но каждый вуз должен обладать своим собственным внутренним потенциалом, своими внутренними факторами, которые вступят в активное взаимодействие с внешними. Изменяется процесс развития вузов, он становится все более сложным, сочетающим рассогласование внутренних и внешних факторов. В этих условиях требуется концентрации ресурсов и маневренность. Кроме того, трансформация образования, в частности, высшего, сталкивается с противоречиями, порождаемыми многообразными и разноплановыми требованиями современного общества к специалисту.
Во-первых, по-новому встает вопрос о формировании у людей современного мировоззрения, которое необходимо для решения многих актуальных проблем, и роли образования в этом процессе. В силу этого все большее признание завоевывают концепции «опережающего образования», в которых перед учебными заведениями ставится задача не только реагировать на требования экономики, общества и государства, но и предлагать инновационные программы обучения и повышения квалификации.
Во-вторых, наблюдается противоречие между фундаментализацией образования и необходимостью углубления специальной подготовки. При этом специализированный и междисциплинарный подходы к образованию входят в противоречие и в практической деятельности, и в обучении.
И, наконец, в-третьих, на сферу образования и науки распространяется противоречие между глобализацией и регионализацией общественной жизни.
Вузы, как самостоятельные субъекты экономических отношений, отходят от культа закрытой, во многом регламентированной системы и на первый план выходит ее открытость, нелинейность, непредсказуемость событий во внешней среде и разнообразие траекторий развития вуза. Таким образом, вузы становятся открытыми экономическими системами.
В виду того, что образование является социально-ответственной категорией реализующей функции, направленные на создание результата, имеющего ценность, как для конкретного потребителя, так и для общества в целом, на рынке образования оперирует два главных регулятора: государство и непосредственно сам рынок. В этой связи особенностью деятельности высшего учебного заведения как открытой системы и субъекта рыночных отношении является то, что ему приходится работать одновременно на двух рынках: рынке образовательных услуг и рынке труда.
101
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
Рынок образовательных услуг складывается из множества образовательных учреждений (государственных и коммерческих) и потребителей образовательных услуг — абитуриентов (потенциальных потребителей образовательной услуги) и студентов, уже вовлеченных в процесс потребления этого вида услуг.
На рынке образовательных услуг взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны государства, предприятий, отдельных граждан и их предложение различными образовательными учреждениями.
Сами по себе образовательные услуги, являясь многонаправленными, обеспечивают реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении определенной профессии или получении образования, а также удовлетворение спроса на специалистов на рынке труда.
Рынок труда представляет собой сферу купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом профессиональных знаний, умений, навыков, используемых в процессе материального производства.
Важно подчеркнуть, что формирование рынков труда и образовательных услуг, а также происходящие в них процессы всегда находятся в прямой зависимости от состояния экономики. Вместе с тем, имеются основные элементы перехода высших учебных заведений в рыночную среду, которые обязательно должны присутствовать независимо от чьих-либо желаний. Речь идет, например, о создании и стимулировании конкуренции между вузами как за потребителей образовательных услуг, так и за финансовые средства на научно-исследовательскую деятельность и на оплату труда ведущих исследователей, а также стимулирование поиска дополнительных источников финансирования, привлечение частных фондов и бизнес-структур. Сюда же следует отнести и стимулирование повышения образовательных стандартов и качества образовательных услуг через создание государственных и независимых организаций по оценке качества, влияющих на распределение дополнительных финансовых средств и формирование репутации университета.
В связи с этим, по мнению большинства авторов, рыночная ориентация образовательного учреждения, как открытой системы, предполагает следующие установки и решения в отношении перечисленных аспектов его деятельности:
1. Осуществляется оказание, как правило, только тех образовательных услуг, которые пользуются и будут пользоваться спросом на региональном рынке, с учетом лага образовательного процесса. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения.
2. Ассортимент образовательных услуг вузов достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества и инновационных
102
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
преобразований. Соответственно процессы и технологии оказания услуг становятся гибкими и легко переналаживаются.
3. Цены на образовательные услуги формируются под значительным воздействием регионального рынка, в том числе, действующих на нем конкурентов и величины платежеспособного спроса. При этом стержневым компонентом ценовой политики вуза выступает не сама по себе цена продажи образовательной услуги, а та ценность, которая заключена в услуге.
4. Продвижение и продажи образовательных услуг осуществляются каждым вузом децентрализовано, а коммуникационная деятельность в регионах направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг.
В современных условиях вузы уже не могут развиваться, управляя только процессами восстановления параметров при их отклонении, то есть в значении «стабильность, равновесие», они должны обладать собственным внутренним потенциалом саморазвития. Это позволяет предположить, что основные положения теории самоорганизации вполне применимы для выработки системы управления им.
Проведенное авторами исследование показало, что необходимо формирование новой парадигмы деятельности вуза, в которой определяющую роль должны играть идеи самоорганизации, саморазвития, обуславливающие способность преодолевать ограничения и достигать новое, более устойчивое состояние и активное взаимодействие вуза как открытой системы с контрагентами внешней среды. Теперь эффективность развития вуза, стабильность финансового положения, прогрессивное научно-техническое развитие определяются его способностью к саморегулированию, залогом выживания которой выступает устойчивость. Общая для всех определений составляющая сущности категории устойчивости — это способность системы сохранять требуемые свойства в условиях действия возмущений.
Несмотря на то, что категория «устойчивость» давно завоевала общенаучный статус и широкую трактовку в математике, механике, технике, кибернетике, экономике для различных хозяйствующих субъектов, тем не менее, комплексного представления о сущности устойчивости вузов не сформировано. Это определяет необходимость осмысления и уточнения категории устойчивости применительно к вузам.
В современной экономической науке устойчивость хозяйствующего субъекта, в основном, ассоциируется с понятием «финансовая устойчивость».
Поскольку «финансы» служат индикатором общего экономического состояния любого хозяйствующего субъекта, то одним из главенствующих аспектов, определяющих его устойчивость, становится оценка его финансовой устойчивости. В теории и на практике этот аспект подвергнут всестороннему изучению. В качестве ключевых направлений можно выделить следующие.
1. Определение финансовой устойчивости с помощью тех или иных признаков. Чаще всего рассматриваются: обеспеченность запасов и затрат
103
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
источниками их формирования, темпы накопления собственных средств, превышение уровня собственных средств над уровнем заемных средств, платежеспособность предприятия, то есть свойство своевременно и полностью совершать расчеты с кредиторами и т. д.
2. Направление, в рамках которого концентрируется внимание на условиях сохранения самостоятельности при изменении ситуации на финансовом рынке, степень независимости от кредиторов.
3. Относительность финансовой устойчивости и ее зависимость от условий деятельности предприятия способствовали формированию направления исследований, связанных с выявлением и развитием учета таких обстоятельств.
Обобщая различные аспекты сущности категории финансовая устойчивость, можно сделать вывод, что финансовая устойчивость представляет собой ключевой и неотъемлемый элемент устойчивости хозяйствующей системы, является «гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников экономической деятельности» [1]. Финансовое состояние организации признается устойчивым, если при неблагоприятных изменениях внешней среды она сохраняет способность нормально функционировать, своевременно и полностью выполнять свои обязательства по расчетам с персоналом, поставщиками, банками, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и при этом выполнять свои текущие планы и стратегические программы. Условием финансовой устойчивости является наличие у организации активов, по составу и объемам отвечающих задачам ее перспективного развития, и надежных источников их формирования, которые хотя и подвержены неизбежным и не всегда благоприятным воздействиям внешних факторов, но обладают достаточным запасом прочности.
Вместе с тем, финансовая устойчивость не исчерпывает сущности категории «устойчивость» хозяйствующего субъекта.
Экономическая деятельность хозяйствующего субъекта характеризуется финансовыми процессами во взаимосвязи с маркетинговыми, производственными, кадровыми, рыночными и иными. В рыночных условиях хозяйствования субъекты стремятся обеспечить наиболее высокий уровень устойчивости, всесторонне учитывающий внутренние и внешние процессы, что находит отражение в понятии «экономическая устойчивость». Для решения задачи устойчивого развития у хозяйствующих субъектов появляется потребность, с одной стороны, иметь четкое представление о степени устойчивости, то есть степени отклонения от заданных параметров, с другой стороны, — о характере отклонений, что позволяет обеспечить своевременность и адекватность реакции на отклонения. Раскрытию этих аспектов посвящены современные научные исследования экономической устойчивости, систематизация которых позволила нам выделить три основных направления: структурное, процессно-поведенческое и устойчивого развития.
104
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
Первое направление объединяет точки зрения тех авторов, которые развивают представление об устойчивости как особом состоянии хозяйственной системы — обобщенном свойстве, представляющем собой интегрированное воплощение целостной совокупности качеств, обеспечивающей равновесие системы в сложной рыночной среде. При этом состояние хозяйственной системы определяется как устойчивое, если система обладает надежностью, то есть «она способна найти оптимальное соотношение между своими элементами, установить такие связи между ними, которые позволяют ей максимально долго сохранять свое существование, поддерживая жизненно важные параметры на заданном уровне, эффективно противодействуя возмущающему воздействию внешней среды» [2].
Данное направление отражает комплексность изучения и внешней и внутренней граней устойчивости, структурный состав элементов, обеспечивающих учет различных сторон функциональной деятельности. Помимо этого структурный подход устанавливает уровень свойств элементов, гарантирующий надежность функционирования, то есть способность объектов сохранять требуемые свойства, безотказно действовать, выполнять определенные функции в течение определенного времени.
Процессно-поведенческое направление рассматривает устойчивость в значении равновесия движения. Устойчивость определяется способностью хозяйственной системы достичь поставленных целей за счет гибкости системы в процессе функционирования, то есть получать необходимый результат без коренного изменения основных функций за определённые сроки. В этом случае управленческие воздействия в экономических системах оцениваются с точки зрения результативности их реализации для создания условий по формированию устойчивого и динамичного развития в изменяющихся, неопределенных условиях хозяйствования и необходимого ресурсного обеспечения для компенсации случайных изменений.
Однако сложность взаимосвязей элементов хозяйственной системы, изменчивость ее общего состояния, ее неопределенность в целом как состояния и относительная неопределенность составляющих ее отдельных элементов определяют необходимость адекватной дифференцированной реакции по формированию устойчивости экономической ситуации в развитии предприятия.
При таком подходе определяется последовательность состояний движения, хода функционирования. Интерес сосредоточен на оценке динамики показателей в течение представительного по продолжительности периода, а задача оценки заключается в своевременном улавливании отклонений от заданной траектории.
Для достижения заданного результата формируется адаптационный механизм с акцентом на выбор и оценку средств реализации поставленных целей.
Первый и второй подходы объединяет наличие связи между устойчивостью и стохастической неопределенностью, которая влияет на процесс
105
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
достижения цели. Стохастическая неопределенность проявляется в случаях, когда неизвестные факторы представляют собой доступные объекты изучения. При этом предполагается, что статистические характеристики факторов известны или потенциально могут быть получены. Степень влияния стохастической неопределенности может быть выявлена математически, описана и изучена на основе анализа ретроспективной статистической информации, и учтена с достаточной степенью достоверности при постановке и решении задач.
Недостаток первых двух подходов, на наш взгляд, выражается в том, что требования, которые возникают перед хозяйствующими системами в силу функционирования в условиях рынка, не всегда позволяют на этапе их осмысления и моделирования проблемы однозначно сформулировать конечные цели и условия их достижения. Поэтому принятие решений не может основываться лишь на ретроспективной информации. Это порождает неопределенность цели.
Неопределенность цели оказывает влияние не на процесс реализации решения, а на процесс его принятия [3] — это обуславливает особенность еще одного направления исследований — направления «устойчивого развития».
Направление «устойчивого развития соединяет воедино две категории: «устойчивость» и «развитие», имеющие в обособленном употреблении существенные понятийные различия. Однако при объединении в единое словосочетание значение каждого кардинально изменяется. Понятие «устойчивость» [коммент. 1] по своему содержанию означает неизменность и сохранность, в то время как понятие «развитие» [коммент. 2] достаточно определенно говорит о противоположном процессе, а именно, о происходящих в экономике изменениях. Объединение категорий позволяет охарактеризовать происходящие процессы как закономерные изменения перехода из одного качественного состояния в другое, более совершенное.
Под устойчивостью хозяйствующей системы при этом понимается определенный потенциал к самоорганизации и саморазвитию. Исследования в этом направлении в чистом виде не встречаются. Между тем, по нашему мнению, суть явления проявляется в следующем. Поскольку под воздействием внешних возмущений или случайных отклонений хозяйствующая система может перейти в неустойчивое состояние, то проявлением устойчивости будет не равновесие, а переход в новое качественное состояние, которое будет адекватно возникшим условиям. Это может найти воплощение в объединении элементов, образовании новых связей или трансформации, перерождении элементов, а, значит, и приобретении иных свойств и целей всей системы. Если система, обладая внутренним потенциалом, способна переродиться в качественно новую систему, создать иной порядок, новую структуру, новый облик, отличающийся устойчивостью, то можно считать что система обладает устойчивым развитием.
Обобщенные представления об устойчивости дают представление о сущности устойчивости применительно к вузам. Очевидно, что проявле-
106
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
ние устойчивости будет обусловлено специфичностью вузов как субъектов рыночных отношений.
Учет взаимосвязи различных направлений исследований в теории устойчивости хозяйствующих субъектов позволяет внести коррективы в сложившиеся воззрения о понятии «экономическая устойчивость».
Экономическая устойчивость — свойство динамической системы под воздействием рисковых факторов за счет способности своевременной и адекватной реакции ресурсного потенциала на отклонения обеспечивать сохранение или возврат в равновесное (сбалансированное) состояние параметров, находящихся в пределах уровня их пороговых значений, в соответствующих сферах ее деятельности, что позволяет образовывать динамически равновесную целостную самоорганизующуюся открытую систему, ориентированную на достижение поставленных целей посредством функционирования или развития.
Предлагаемое определение отличается от традиционных многоаспект-ностью элементов и опорой на динамическое равновесие целостной саморазвивающейся открытой системы в длительном периоде времени при наличии возмущений во внешней среде.
Это позволяет обосновать концептуальный подход к управлению экономической устойчивостью вуза имеющий в основе тенденции изменения роли профессионального образования в инновационной экономике, выявленные и структурированные элементы, влияющие на обеспечение равновесного обмена с внешней средой и обеспечивающие синергетический эффект от интеграции в единый процесс управления экономической устойчивостью.
Суть предложенной концепции основывается на авторской трактовке содержания экономической устойчивости, которую составляют такие важнейшие элементы, как внутрисистемная, субъектная и рыночная среды, обеспечивающие целенаправленное движение и динамическое равновесие вуза как системы, а также на тенденциях изменения роли университетского образования в инновационной экономике. Это позволило выявить, структурировать и систематизировать элементы и параметры устойчивого развития, влияющие на обеспечение равновесного обмена с внешней средой, спроектировать взаимосвязи между ними и усовершенствовать их содержание. В этой связи цель управления устойчивостью вуза, определяемая на основе методологии системного и ситуационного анализа, заключается в получении рационального вида построения иерархической системы обеспечения устойчивости вуза, учитывая логические взаимосвязи и взаимодействие определяющих ее факторов внутренней и внешней среды.
Для обоснования концептуальных основ управления устойчивостью проанализированы и систематизированы основные существенные подходы к ее обеспечению. В результате авторы выделили основные структурные элементы, определяющие управление устойчивостью вуза, которые покза-ны на рисунке 1.
107
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
Рис. 1. Основные структурные элементы, определяющие управление устойчивостью вуза
Как следует из взаимосвязи структурных элементов, определяющих управление устойчивостью вуза в инновационной экономике, при важности всех указанных элементов особую значимость приобретают три из них. Это, во-первых, стратегический подход к управлению вузом в условиях необходимости обеспечения быстрой реакции на изменения во внешней среде для выявления новых возможностей и угроз их результативной деятельности. Во-вторых, теория экономических рисков, которые возникают в силу кризисных процессов происходящих в экономике или определенных действий в виде принятых решений, которые относятся к поведенческому аспекту деятельности системы. В-третьих, эксклюзивные потребительские ценности, формирующие конкурентные преимущества и непохожесть вуза на другие. Именно такой подход позволяет выявить новые потребительские ценности и сформировать новые предложения, в том числе в стратегической перспективе.
108
Концептуальные основы устойчивости вуза как хозяйствующего субъекта
Это позволило предложить методологический подход на основе интеграции трех элементов: теории экономических рисков, ценностной концепции, концепции стратегического управления вузом, предполагающих упорядочение взаимосвязей между объектами экономического управления и наиболее значимыми факторами внешней среды, позволяющими установить причинно-следственные связи изменения параметров экономического состояния вуза и обеспечивающих реализацию его стратегии устойчивого развития.
Именно такой методологический подход обеспечивает достижение цели управления устойчивостью посредством воздействия на внутреннюю и внешнюю среду вуза таким образом, чтобы при возникновении угроз осуществить управляющее воздействия по недопущению нарушения устойчивости со скоростью, превышающей степень влияния негативных факторов. Данный подход к управлению устойчивостью позволяет охватить все основные внутривузовские процессы, протекающие в различных функциональных областях его внутренней среды, обеспечивает системный взгляд на вуз, который позволяет выявить его сильные и слабые стороны и на этой основе разработать методику оценки устойчивости.
Комментарии
1. Устойчивость — способность функционирующей системы не отклоняться от заданных параметров функционирования или его пределов под воздействием (влиянием) различных сил или колебаний экономических, финансовых и др. параметров.
2. Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Советский энциклопедический словарь/ Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.) — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 1109.
Литература
1. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Никешин С.Н. Предприятие и переходная экономика (некоторые аспекты). — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1996.
3. Аганбегян А.В. Управление предприятием: вопросы теории и практики. М.: 1979.
4. Гусев Ю.В, Половова Т.А. Проблемы устойчивой траектории функционирования вузов. // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. М.: 2009.
109