Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www .agequal.ru 2017, № 1 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 1 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мхитарян Ю.И. Законность. Правовые средства защиты конституционного строя, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - членов саморегулируемых организаций и их компенсационных фондов // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №1. С. 4-18. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/117001.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 342.7
Законность. Правовые средства защиты конституционного строя, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц -членов саморегулируемых организаций и их компенсационных фондов
Мхитарян Юрий Иванович,
доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации, генеральный директор НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс», г. Москва, народного Ополчения, д.32 ткННаг1ап@Шегесот8. ги
Аннотация. В статье обосновывается положение о том, что в условиях рыночной экономики и социального государства эффективность норм права определяется эффективностью экономики, а защита конституционного строя, интересов и прав участников рынка правовыми средствами становится актуальной задачей для всех субъектов права.
Ключевые слова: законность; правовые средства защиты; институт саморегулирования; арбитражное, конституционное судопроизводство; свобода объединений; компенсационные фонды.
Законность обычно рассматривается как «политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы»1. При всем многообразии
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Законность.
вариантов определения законности нам ближе всего мнение специалистов, экспертов, ученых, придерживающихся более глубокого понимания этого понятия.
По нашему мнению, законность - это политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором обеспечивается верховенство конституционных норм, обеспечивается реализация прав и свобод человека, гражданина, защита конституционных норм, интересов, прав человека, гражданина, юридических лиц.
Закон, норма закона или акт государственной власти может быть правомерным только при соблюдении конституционных норм, прав человека, гражданина, юридических лиц. Такой подход соответствует сложившейся системе правовых ценностей [1,2,3].
На наш взгляд, при оценке политико-правового режима, проектов законов, действующих законов, нормативно-правовых актов в качестве главных критериев должны применяться соответствие их конституционным нормам, соблюдение прав человека, гражданина, юридических лиц.
Российская Федерация - социальное государство. Политика государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, свободу экономической деятельности, единство экономического пространства Российской Федерации, свободное перемещение товаров (работ, услуг), поддержку конкуренции, признание незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и (или) должностных лиц, восстановление нарушенных гражданских прав человека, гражданина, юридических лиц, признание ничтожным закона или нормативного акта, противоречащего основам конституционного строя. Допущенные законом нарушения утрачивают свою силу [1, 2].
Конституционно закрепленные права и свободы граждан, юридических лиц неотчуждаемы и принадлежат каждому субъекту права, признаются и гарантируются согласно Конституции страны. Однако эти процессы не происходят автоматически, они могут осуществляться инерционно или не осуществляться совсем, если субъекты права не будут организовываться, анализировать и защищать нормы права, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации. Субъекты права в социальном государстве становятся участниками системы охраны (защиты) законности, и их активное участие в решении этих задач обеспечивает устойчивость развития социальной системы и экономики. Как и государство и общество, они заинтересованы в выявлении нарушений, противоречий, пробелов в нормах права, в применении организационных, правовых средств для их своевременного устранения.
В целях защиты своих интересов и прав индивидуальные предприниматели, юридические лица объединяются в ассоциации (союзы). Отдельные ассоциации (союзы), получают статус саморегулируемых организаций. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-Ф32, саморегулируемые организации вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим, не соответствующим Федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемых организаций, в том числе нормативного правового акта, содержащего недопустимое Федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.
В п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» определено, что саморегулируемые организации от своего имени имеют право оспаривать в установленном законодательством
2 Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-Ф3. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 1 (2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
Российской Федерацией порядке любые акты, решения и (или) действия, бездействие органов государственной власти Российской Федерации, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов, либо создающие угрозу такого нарушения.
Конституция Российской Федерации - основной закон страны, ее положения лежат в основе всех других законов, которые не должны противоречить ее принципам, нормам, а должны конкретизировать ее полномочия. Конституция Российской Федерации определяет человека, его права высшей ценностью, концентрированно отражает все основополагающие положения для обеспечения защиты интересов, прав человека.
Признание недействующим, не соответствующим основному закону страны закона, нормативного правового акта - неотъемлемая составляющая предмета деятельности саморегулируемых организаций.
При осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности и выполнении ими функций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации, важно учитывать, что нормы права должны соответствовать основным началам гражданского законодательства, основам правопорядка - принципам гражданского права, наиболее общим руководящим положениями права, выражающим его сущность, социальную направленность и имеющим в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер:
• принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
• принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений;
• принцип неприкосновенности собственности;
• принцип свободы договора;
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 1 (2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
• принцип самостоятельности и инициативы в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав;
• принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота (перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
• принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;
• принцип всемерной охраны гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав, обеспечение их судебной защиты.
Нормы права должны соответствовать основным началам гражданского законодательства, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральные законы должны применяться в соответствии с принципами и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. При коллизии, противоречии норм федеральных законов и других нормативных, правовых актов нормам Гражданского кодекса Российской Федерации применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях реализации столь важной государственной задачи и предмета саморегулирования саморегулируемые организации и их члены должны на системной основе проводить оценку качества, эффективности действующего законодательства и подготавливаемых проектов нормативных правовых актов для признания их недействующими в случае противоречия интересам членов саморегулируемых организаций и (или) саморегулируемой организации.
Саморегулирование - это волеизъявление субъектов права. Саморегулируемые организации - это определенным образом организованная коллективная деятельность субъектов права, членов ассоциаций (союзов) для разработки правил предпринимательской,
профессиональной деятельности, совершенствования законодательства с целью повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.
Правовое регулирование непосредственно влияет на эффективность экономики, доверие к власти, конкурентоспособность государства. Неэффективное правовое регулирование повышает социальное напряжение, становится источником роста коррупции, криминализации экономики. Решение проблемы эффективности законодательства является первостепенным для любой отрасли экономики, но особое значение приобретает в сферы деятельности с повышенной опасностью для человека, гражданина, его имущества, имущества юридических лиц, окружающей среды.
О важности совершенствования законодательства в этой сфере свидетельствует абзац 2 части 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации: «ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с Федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурного наследия»3.
Институт саморегулирования выполняет важную задачу и в решении вопросов противодействия коррупции, так как обеспечивает открытость деятельности субъектов права, добросовестность конкуренции, содействует устранению необоснованных запретов, что соответствует основным направлениям деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции4.
Таким образом, на основе вышеизложенного очевидно, что существо предмета и функций саморегулируемых организаций позволяет рассматривать их как определенным образом организованную коллективную
3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 16, 16.1, 124,127, 1064 и др. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
4 Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (действующая редакция 2016 г.) http://base.garant.ru/12164203/
деятельность субъектов права, членов ассоциаций (союзов) для разработки правил предпринимательской, профессиональной деятельности, совершенствования законодательства, противодействия коррупции, охраны прав членов саморегулируемых организаций.
Эффективное законодательство создает стимул для развития экономики и общества, институт саморегулирования призван быть одним из факторов, способных снизить риск произвола, введения норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, ущемляющих интересы и права человека, гражданина, юридических лиц.
Участие в решении столь существеннх социальных, экономических, правовых задач для института саморегулирования и их членов представляется важным направлением, так как от решения этих задач зависит последующее развитие экономики, общества, государства, реализация интересов и прав человека, гражданина, юридических лиц. От уровня развития института саморегулирования сегодня во многом зависит возможность совершенствования законодательства.
Институт саморегулирования как основа социального государства, с одной стороны, реализует такие преимущества рыночной экономики, как: саморегуляция и самоорганизация деятельности субъектов права, независимость от бюрократической административной системы и применяемых административно-командных методов управления экономикой, а с другой стороны - участвует в совершенствовании методов, норм гражданско-правового регулирования.
Совершенствуя законодательство, устанавливая эффективные правила предпринимательской, профессиональной деятельности, институт саморегулирования становится основой социального государства, а субъекты права приобретают определенные права, возможности влияния на
совершенствование законодательства и установление правил предпринимательской, профессиональной деятельности.
В связи с тем, что гражданско-правовое регулирование построено на основе конституционных норм, совершенствование норм гражданско-правового регулирования и защита прав участников саморегулируемых организаций обеспечивает защиту норм Конституции Российской Федерации, конституционного строя страны.
Нарушение законности часто является следствием принятия законов, ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность той или иной отрасли национальной экономики, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. Это связано со многими факторами, в числе которых -стремление ведомственных органов управления применять административно -командные методы управления, низкий уровень правовой культуры, применение правовых средств, влияние коррупции, криминализация экономики.
Существуют примеры, когда применительно к отдельным отраслям экономики и видам деятельности федеральные законы, как и ведомственные акты, конструируют нормы права, противоречащие Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации, создают, по существу, новые правила регулирования общественных отношений, противоречащие фундаментальным положениям социального государства, расширяют влияние административно-правовой системы посредством внесения изменений в законодательство для снижения возможности применения правовых средств, для регулирования социальных, экономических отношений, развития экономики.
Ведомственное нормотворчество и консерватизм,
незаинтересованность ведомств в эффективном развитии экономики,
игнорирование законодательной инициативы, направленной на повышение эффективности законодательства, приводят к усилению административно-командной системы, снижению эффективности экономики, конкурентоспособности государства, намеренному искажению юридических фактов, событий, самой сути гражданско-правового регулирования, введению общественности в заблуждение.
Деятельность института саморегулирования, уполномоченного защищать интересы своих членов, является частью правозащитной системы, направлена в социальном государстве на сравнение норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации с нормами права, регулирующими деятельность в отдельных отраслях и сферах, и призвана добиваться признания их недействующими, не соответствующими основному Закону страны - Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Одним из ярких и конкретных примеров, когда новые правила регулирования общественных отношений принципиально изменяют законодательство и вступают в противоречие с основами конституционного строя, является ввод в действие Федерального закона от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»5.
Изменениями, внесенными в ч. 3 ст. 55.6 и ч. 3 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации6, нарушены гражданские права и законные интересы неограниченного круга лиц -индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих
5 Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 200753 (дата обращения - 18.01.2017).
6 Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51040/ (дата обращения - 18.01.2017).
работы на объектах капитального строительства. Им запрещена свобода объединения.
Нарушены основные принципы, руководящие положения гражданского законодательства - недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, равенство участников гражданско-правовых отношений, свобода договора, самостоятельность осуществления гражданских прав и др., что приводит к снижению обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Если до ввода Федерального закона от 03.07.2016 г. № 372-Ф3 индивидуальные предприниматели и юридические лица могли свободно объединяться в рамках отдельной отрасли (связь, энергетика, атомная энергетика и т.д.) для выработки единых правил предпринимательской и профессиональной деятельности, то после внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации установлен запрет на объединение тысяч предприятий, принудительный их выход из состава ассоциаций (союзов), получивших статус саморегулируемых организаций в строительной отрасли.
Ввод данного Федерального закона установил невероятно кабальные условия для организации деятельности участников института саморегулирования в многоотраслевом строительном комплексе.
Случилось то, что до 2016 г. казалось невозможным. Проект Федерального закона, не поддержанный предпринимательским, профессиональным сообществом, стал Федеральным законом. Если до 2016 г. на членах саморегулируемых организаций лежала ответственность за восстановление размеров средств компенсационных фондов только по причине причинения вреда членами саморегулируемой организации при выполнении работ на объектах капитального строительства, что было объяснимо, то введенной нормой закона (ч. 9 ст. 55.16 Градостроительного
кодекса Российской Федерации) нарушены гражданские права и законные интересы неограниченного круга лиц индивидуальных предпринимателей, юридических лиц - членов саморегулируемых организаций [5]. Тысячам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в нарушение Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации была предъявлена отягчающая ответственность обратной силы -восстановление размеров компенсационных фондов, утраченных в результате кризиса банковской системы. Как все понимают, институт саморегулирования в силу своих полномочий никак не мог влиять на регулирование деятельности в банковской сфере.
Необходимость устранения вышеприведенных несоответствий Градостроительного кодекса Российской Федерации Гражданскому кодексу Российской Федерации и Конституции РФ была поддержана Рекомендациями Общественной палаты7.
Действие норм федеральных законов, требующих исполнения навязанных обязательств, несмотря на их противоречивость, несоответствие основным началам гражданского законодательства, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, основам конституционного строя, правам гражданина, сопоставимо с насилием, деформирующим волю субъекта права, и должно всегда рассматриваться как гражданское правонарушение, угроза социальному государству, обществу, человеку, гражданину.
Вышеприведенный пример наглядно подтверждает, насколько важна деятельность института саморегулирования по восстановлению нарушенных прав ее участников. Предоставление режима наиболее благоприятного развития саморегулируемых организаций становится ключевой задачей для создания эффективной основы социального государства.
7 Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний «Пути законодательного совершенствования системы саморегулирования». Режим доступа: stek-group.com >technology/13369-itogi
Выводы.
1. Законность - это политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором обеспечивается верховенство конституционных норм, интересов, прав человека, гражданина, юридических лиц. Главный критерий оценки политико-правового режима, действующего и формируемого законодательства - их соответствие конституционным нормам, правам человека, гражданина, юридических лиц.
2. Конституционно закрепленные права и свободы граждан, юридических лиц неотчуждаемы и принадлежат каждому субъекту права. В социальном государстве субъекты права становятся участниками системы охраны (защиты) законности, их участие обеспечивает устойчивость социального, экономического развития.
3. Институт саморегулирования - основа социального государства. Предмет деятельности саморегулируемых организаций - защита интересов, прав индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, выявление нарушений законности, норм права, обращение в суд для признания их недействующими, тогда как обязанность его соблюдения возлагается на членов саморегулируемой организации.
4. Федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных отраслей и сфер деятельности, ведомственные нормативные правовые акты нередко создают новые правила регулирования общественных отношений, противоречащие основам конституционного строя, основам социального государства. Развитие административно-командной системы управления в условиях рыночной экономики приводит к росту коррупции, влияния криминальных структур на развитие экономики.
5. Саморегулируемые организации - ассоциации (союзы), определенным образом организующие коллективную деятельность
участников рынка субъектов права для разработки правил предпринимательской, профессиональной деятельности, совершенствования законодательства, противодействия коррупции, охраны и восстановления прав членов саморегулируемых организаций.
6. Введенные 3 июля 2016 г. Федеральным законом № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 55.6, ч. 3 ст. 55.4, ч. 9 ст. 55.16) противоречат основам конституционного строя Российской Федерации, правам, свободам человека, гражданина, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и должны быть признаны недействующими.
7. Институт саморегулирования обеспечивает совершенствование гражданско-правового регулирования, защиту и восстановление прав участников рынка осуществляет защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека, гражданина.
8. Предоставление режима наиболее благоприятного развития саморегулируемым организациям, деятельность которых соответствует целям общества и способствует решению важных государственных задач, становится главной задачей для создания эффективной основы социального государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Общая теория государства и права: Академический курс в 3-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма Инфра-М: 2013.
2. Конституционное право Российской Федерации /М.В. Баглай -М.: Норма Инфра-М, 2011.
3. Философия права / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма Инфра-М. 2013.
4. Российское гражданское право: Учебник. В 2-х т. / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Статус, 2013.
5. Мхитарян Ю.И. Гражданско-правовая ответственность перед индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций строительной отрасли за обеспечение сохранности и восстановление средств компенсационных фондов в случае банкротства российских кредитных организаций / Ю.И. Мхитарян //Век качества. 2016. № 4. С. 4-23
Legality. Legal means of protection of the constitutional system, activity of individual entrepreneurs and legal entities - members of self-regulatory organizations and their indemnification funds
Yuri I. Mkhitaryan
Doctor of Economics, Academician of the International Academy of Informatization Director, Limited liability Company "Scientific research institute of economy of
communication and informatics of "Interekoms ", Moscow,
Abstract. The provision that in the conditions of market economy and the social state efficiency of rules of law is defined by efficiency of economy is proved in article, and protection of the constitutional system, interests and rights of participants of the market by legal means becomes an urgent task for all legal entities.
Keywords: legality; legal means of protection; institute of self-regulation; arbitration, constitutional legal proceedings; freedom of associations; indemnification funds.
REFERENGES
1. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: Akademicheskiy kurs v 3-kh t. / Otv. red. M.N. Marchenko. - M.: Norma Infra-M: 2013.
2. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii /M.V. Baglay - M.: Norma Infra-M, 2011.
3. Filosofiya prava / V.S. Nersesyants. - M.: Norma Infra-M. 2013.
4. Rossiyskoe grazhdanskoe pravo: Uchebnik. V 2-kh t. / Pod red. E.A. Sukhanova. - M.: Status, 2013.
5. Mkhitaryan Yu.I. Grazhdansko-pravovaya otvetstvennost' pered individual'nymi predprinimatelyami i yuridicheskimi litsami - chlenami samoreguliruemykh organizatsiy stroitel'noy otrasli za obespechenie sokhrannosti i vosstanovlenie sredstv kompensatsionnykh fondov v sluchae bankrotstva rossiyskikh kreditnykh organizatsiy [Civil responsibility to individual entrepreneurs and legal entities - members of self-regulatory organizations of construction branch for ensuring safety and restoration of means of indemnification funds in case of bankruptcy of the Russian credit institutions]/ Yu.I. Mkhitaryan //Vek kachestva [Century of quality] 2016. No.4. p. 4-23