Научная статья на тему 'Проблемы участия Внешэкономбанка в инвестиционном процессе'

Проблемы участия Внешэкономбанка в инвестиционном процессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК / INVESTMENTS / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT PROCESS / INVESTMENT BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токуев Марат Мурадинович

Необходимость активизации участия банков в инвестиционном процессе вытекает из взаимозависимости успешного развития банковской системы и экономики в целом. С одной стороны, коммерческие банки заинтересованы в стабильной экономической среде, являющейся необходимым условием их деятельности, с другой -устойчивость экономического развития во многом зависит от степени надежности банковской системы, ее эффективного функционирования. Вместе с тем, поскольку интересы отдельного банка как коммерческого образования ориентированы на получение максимальной прибыли при допустимом уровне риска, участие кредитных учреждений в инвестировании экономики происходит лишь при наличии благоприятных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PARTICIPATION OF VNESHECONOMBANK IN INVESTMENT PROCESS

The necessity of activation of participation of banks for investment process follows from interdependence of successful development of bank system and economy as a whole. On the one hand, commercial banks are interested in the stable economic environment which is a necessary condition of their activity, with another stability of economic development in many respects depends on degree of reliability of bank system, its effective functioning. At the same time, as interests of separate bank as commercial formation are focused on reception of the maximum profit at an admissible risk level, participation of credit institutions in economy investment occurs only in the presence of favorable conditions.

Текст научной работы на тему «Проблемы участия Внешэкономбанка в инвестиционном процессе»

УДК 34

Токуев Марат Мурадинович Tokuev Marat Muradinovich

аспирант Всероссийской государственной налоговой академии

Министерства Финансов Российской Федерации тел.: (961) 265-16-20

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ВНЕШЭКОНОМБАНКА В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

post-graduate student of Russian State Tax Academy of Ministry of Finance of Russian Federation tel.: (961) 265-16-20

PROBLEMS OF PARTICIPATION OF VNESHECONOMBANK IN INVESTMENT PROCESS

Аннотация:

Необходимость активизации участия банков в инвестиционном процессе вытекает из взаимозависимости успешного развития банковской системы и экономики в целом. С одной стороны, коммерческие банки заинтересованы в стабильной экономической среде, являющейся необходимым условием их деятельности, с другой -устойчивость экономического развития во многом зависит от степени надежности банковской системы, ее эффективного функционирования. Вместе с тем, поскольку интересы отдельного банка как коммерческого образования ориентированы на получение максимальной прибыли при допустимом уровне риска, участие кредитных учреждений в инвестировании экономики происходит лишь при наличии благоприятных условий.

Ключевые слова:

инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, инвестиционный банк.

The summary:

The necessity of activation of participation of banks for investment process follows from interdependence of successful development of bank system and economy as a whole. On the one hand, commercial banks are interested in the stable economic environment which is a necessary condition of their activity, with another - stability of economic development in many respects depends on degree of reliability of bank system, its effective functioning. At the same time, as interests of separate bank as commercial formation are focused on reception of the maximum profit at an admissible risk level, participation of credit institutions in economy investment occurs only in the presence of favorable conditions.

Keywords:

investments, investment activity, investment process, investment bank.

Под инвестиционным процессом понимается последовательность этапов, действий, процедур и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное течение инвестиционного процесса определяется объектом инвестирования и видами инвестирования (реальные или финансовые инвестиции).

Поскольку инвестиционный процесс связан с долгосрочными вложениями экономических ресурсов для создания и получения выгоды в будущем, то сущность этих вложений заключается в преобразовании собственных и заемных средств инвестора в активы, которые при их использовании создадут новую стоимость [1].

В инвестиционном процессе выделяются три основных этапа:

Первый (подготовительный) этап - этап принятия решения об инвестировании. В рамках его начальной фазы формируются цели инвестирования, во второй фазе определяются направления инвестирования, в третьей происходит выбор конкретных объектов, подготовка и заключение инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников в отношении величины вкладываемых средств, сроков и порядка инвестиций, а также взаимодействие сторон при осуществлении инвестиционного процесса, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект инвестиций, распределение будущих доходов от эксплуатации объекта.

Второй этап инвестиционного процесса - осуществление инвестиций, практические действия по их реализации, облекаемые в правовую форму путем заключения различных договоров. Ими могут быть документы, связанные с передачей имущества; договоры, направленные на выполнение работ или оказание услуг; лицензионные или другие гражданско-правовые соглашения. Этот этап завершается созданием объекта инвестиционной деятельности.

Третий этап связан с использованием созданного объекта инвестиционной деятельности. На этой стадии организуется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, возникает система маркетинга и сбыта нового товара. Кроме того, происходит компенсация инвестиционных затрат, генерируются доходы от реализации инвестиций. Именно этот этап совпадает со сроком окупаемости инвестиций.

Мобилизуя капиталы, сбережения населения, другие свободные денежные средства, банки формируют свои ресурсы с целью их прибыльного использования. Объем и структура операций по аккумулированию средств - основные факторы воздействия на состояние кредитных и инвестиционных портфелей банков, возможности их инвестиционной деятельности.

В зарубежной практике термином «инвестиции» обозначают, как правило, средства, вложенные в ценные бумаги на длительный срок. Это является теоретическим отражением реально существующих

экономических отношений, поскольку механизмы инвестирования в рыночной экономике непосредственно связаны с рынком ценных бумаг. Инвестиционная деятельность банков рассматривается как бизнес по оказанию двух типов услуг. Одна из них - увеличение наличности путем выпуска или размещения ценных бумаг на их первичном рынке. Другая - организация виртуальной встречи покупателей и продавцов уже существующих ценных бумаг на вторичном рынке, то есть функция брокеров и/или дилеров.

Инвестиции понимаются и как все направления размещения ресурсов коммерческого банка, и как операции по размещению денежных средств на определенный срок с целью получения дохода. В первом случае к инвестициям относят весь комплекс активных операций коммерческого банка, во втором - его срочную составляющую.

Банковские инвестиции имеют собственное экономическое содержание. Инвестиционную активность в микроэкономическом аспекте с точки зрения банка как экономического субъекта можно рассматривать как деятельность, в процессе которой он выступает в качестве инвестора, вкладывая свои ресурсы на срок в создание или приобретение реальных и покупку финансовых активов для извлечения прямых и косвенных доходов.

Вместе с тем инвестиционная деятельность банков имеет и иной аспект, связанный с осуществлением их макроэкономической роли как финансовых посредников. В этом качестве банки помогают удовлетворить потребность хозяйствующих субъектов в инвестициях. Спрос на них в условиях рыночной экономики возникает в денежно-кредитной форме. Кроме того, банки дают возможность превратить сбережения и накопления в инвестиции [2].

Таким образом, инвестиционная деятельность кредитных учреждений имеет двойственную природу. Рассматриваемая с точки зрения экономического субъекта (банка), она нацелена на увеличение его доходов. Эффект инвестиционной деятельности в макроэкономическом аспекте заключается в достижении прироста общественного капитала.

Внешэкономбанк осуществляет инвестиционную деятельность в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности, руководствуясь Федеральным законом №82-Фз «О банке развития» [3] и Меморандумом о финансовой политике Внешэкономбанка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, [4] который определяет: принципы деятельности Внешэкономбанка (п. 4); основные направления инвестиционной деятельности Внешэкономбанка (п. 6); отраслевые приоритеты инвестиционной деятельности (п. 7); параметры инвестиционных проектов и запрашиваемого финансирования (п. 11, 12, 15).

Формами участия Банка в реализации инвестиционных проектов и поддержке экспорта промышленной продукции являются: кредиты; гарантии и поручительства; участие в уставных капиталах хозяйственных обществ; лизинговые операции; страхование экспортных кредитов; финансовая и гарантийная поддержка экспорта.

При отборе инвестиционных проектов Внешэкономбанк руководствуется рядом критериев: соответствие принципам и основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка (п. 4, 6 Меморандума); срок окупаемости проекта - более 5 лет; общая стоимость проекта - более 2 млрд. руб.; минимальный размер участия Внешэкономбанка - 1 млрд. руб.

В целях оказания содействия участникам инвестиционных проектов в выборе компаний, услуги которых могут быть востребованы в рамках экспертизы и реализации инвестиционных проектов, Внешэкономбанком ведется Реестр специализированных компаний, соответствующих требованиям Внешэкономбанка.

Включение компаний в Реестр специализированных компаний, соответствующих требованиям Внешэкономбанка, осуществляется на основании письменного обращения специализированной компании во Внешэкономбанк на имя Директора Департамента развития и координации инвестиционной деятельности (составляется в свободной форме с указанием видов услуг, предполагаемых к оказанию участникам инвестиционных проектов) при условии: соответствия специализированной компании установленным Внешэкономбанком требованиям; заключения с Внешэкономбанком соглашения, которым, в частности, предусматривается согласие на размещение информации о компании на сайте Внешэкономбанка и обязанность специализированной компании представлять на регулярной основе во Внешэкономбанк документы и сведения, необходимые для наблюдения за соответствием специализированной компании требованиям Внешэкономбанка.

На 26.09.2011 для включения в Реестр одобрены такие компании, как страхование, оценка и сюрвейерские услуги, инжиниринг, финансово-технический аудит и надзор, консалтинг.

Внешэкономбанк является инструментом реализации государственной экономической политики, направленной на решение задач по преодолению инфраструктурных ограничений экономического роста, повышению эффективности использования природных ресурсов, развитию высокотехнологичных отраслей промышленности, раскрытию инновационного и производственного потенциала малого и среднего бизнеса, поддержке экспорта промышленной продукции и услуг.

В рамках реализации Федерального закона «О банке развития» Внешэкономбанк осуществляет свою деятельность в качестве института развития. В его компетенцию входит оказание финансовой поддержки инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для развития экономики, не получающих необходимых ресурсов со стороны частного сектора, в том числе из-за высокой рискованности, длительных сроков окупаемости, сложности необходимых инструментов поддержки и т.д.

Поддержку таких проектов Внешэкономбанк осуществляет как путем прямого предоставления кредитов и займов (в том числе совместно с частными финансовыми институтами), так и путем снижения рисков (предоставление гарантий, страхование кредитов и т.п.). Участие Внешэкономбанка в реализации ин-

вестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, позволяет частным финансовым институтам классифицировать их как приемлемые с точки зрения соотношения доходности и риска.

С принятием 19 ноября 2008 г. распоряжения Правительства Российской Федерации №1697-р [5] список отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности Внешэкономбанка пополнился агропромышленным комплексом, что позволило возобновить деятельность Внешэкономбанка по участию в реализации проектов данного сектора экономики.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. №1783-р [6] основные направления инвестиционной деятельности Внешэкономбанка дополнены проектами, направленными на повышение энергоэффективности. Одновременно в перечень основных отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности Внешэкономбанка включены стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, информационно-коммуникационные системы, медицинская техника и фармацевтика.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона №82-ФЗ «О банке развития», Внешэкономбанк участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства.

Решением Наблюдательного совета Внешэкономбанка от 5 февраля 2009 г. утвержден «Порядок осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства», по которому реализация государственной финансовой поддержки МСП возложена на 100 % дочерний банк - ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП банк).

В августе 2008 г. 100 % дочерняя организация Внешэкономбанка Российский банк развития в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией ^^, членом Группы Всемирного банка, запустили интернет-портал, ориентированный на информационную поддержку малого и среднего предпринимательства России.

Целью проекта является создание доступного информационного ресурса, где предприниматели смогут найти актуальную практическую информацию по регистрации, ведению, финансированию и развитию собственного бизнеса в Российской Федерации.

Информация, публикуемая на сайте, постоянно обновляется, появляются новые статьи и аналитические материалы. С помощью специальных сервисов предприниматели могут задать свои вопросы экспертам и ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность малого и среднего предпринимательства в России. Кроме того, на сайте постоянно публикуется подборка новостей и событий, наиболее актуальных для представителей малого и среднего бизнеса.

Партнерами МСП банка в данном проекте выступают «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация региональных банков (Ассоциация «Россия»), Российский Микрофинансовый Центр и другие.

Осуществление гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции и услуг позволяет российским экспортерам участвовать в экспортных проектах в тех странах, которые характеризуются высоким уровнем политического риска, в которых имеются объективные препятствия для реализации контрактов, а также там, где не представлены российские коммерческие банки.

Внешэкономбанк успешно осуществляет на коммерческой основе гарантийную поддержку российского промышленного экспорта в такие страны, как Ливия, Иран, Сирия, Алжир, Мексика, Венесуэла, Узбекистан и другие.

Планируемый объем осуществления Внешэкономбанком гарантийных операций в 2008-2012 гг. составит около 9,46 млрд. долл. США (из них на цели поддержки экспорта промышленной продукции и услуг - около 5,7 млрд. долл. США).

Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для целей поддержки экспорта в настоящее время осуществляется ЗАО «Росэксимбанк», мажоритарным акционером которого является Внешэкономбанк.

Существующая система государственной гарантийной поддержки экспорта поэтапно будет трансформирована в гарантийно-страховую поддержку экспорта. В целях развития механизмов страхования экспортных кредитов и совершенствования действующей государственной финансовой гарантийной поддержки экспорта в перспективе предстоит создать специализированное Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Объем государственной гарантийной поддержки экспорта к 2012 г. должен составить 0,3 % - 0,35 % внутреннего валового продукта [7].

Функция страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков отнесена к сфере исключительной компетенции Внешэкономбанка. Порядок осуществления Внешэкономбанком страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 100 от 19.02.2008 [8].

Развитие сотрудничества с ОЭСР, Бернским союзом / Пражским клубом страховщиков экспортных кредитов и инвестиций, крупнейшими зарубежными экспортными кредитными агентствами призвано способствовать укреплению международного авторитета Внешэкономбанка.

Осуществление экспортного финансирования крупных проектов в области авиастроения, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, строительства и реконструкции энергетических объектов, атомной энергетики и других ключевых областях экономики, позволяет развивать промышленный потенциал российских производителей, открывает новые возможности для выхода российских экспортеров на зарубежные рынки.

Предоставляя экспортное финансирование, Внешэкономбанк осуществляет поддержку своих клиентов на всех этапах реализации проектов, используя свой опыт в международной экономической деятельности и знание мировой банковской практики.

6 апреля 2010 г. между ключевыми российскими институтами развития и заинтересованными организациями было заключено Соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Участниками Соглашения стали: Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский банк развития», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российская ассоциация венчурного инвестирования, Федеральное агентство по делам молодежи. Целью данного Соглашения является организация взаимодействия сторон по определению потребностей инновационных компаний и их обеспечение инструментами, сервисами и условиями для эффективной деятельности по реализации инновационных проектов на территории РФ и глобальном рынке. Его реализация позволит создать механизм обмена информацией, обеспечивающий постоянное взаимодействие участников соглашения при сопровождении и реализации инновационных проектов, а также обеспечить последовательную передачу проектов на сопровождение профильным институтам развития.

В настоящее время Внешэкономбанком подписаны соглашения о сотрудничестве со следующими субъектами Российской Федерации: Центральный федеральный округ (Воронежская, Калужская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тверская области); Северо-западный федеральный округ (республика Карелия, республика Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Новгородская области, г. Санкт-Петербург); Южный федеральный округ (Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области); Северо-Кавказский федеральный округ (республика Дагестан, республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика); Ставропольский край; Приволжский федеральный округ (республика Башкортостан, республика Мордовия, республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская области); Уральский федеральный округ (Курганская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО); Сибирский федеральный округ (республика Бурятия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская, Новосибирская, Омская области); Дальневосточный федеральный округ (Хабаровский край, Амурская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия)).

С декабря 2009 г. Внешэкономбанк осуществляет координацию работ по государственной поддержке модернизации монопрофильных городов через Рабочую группу при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, возглавляемую заместителем Председателя Внешэкономбанка. В рамках данной работы Внешэкономбанк координирует работу по рассмотрению комплексных инвестиционных планов модернизации (КИПов) и выработке предложений по поддержке проектов для Правительства РФ, а также организует финансовую поддержку инвестиционным проектам, в первую очередь крупным, отвечающим требованиям Банка и направленным на диверсификацию экономики моногорода и создание новых рабочих мест. В настоящее время ряд таких проектов поступил на рассмотрение госкорпорации.

Банк развития и его дочерние структуры готовы поддержать наиболее социально значимые проекты при условии полной проработанности и обоснованности инвестиционных планов.

В 2010 г. поддержку получили 35 моногородов: 25 пилотных моногородов, перечень которых был одобрен Правительством РФ в 2009 г. и 10 дополнительных, отобранных в середине 2010 г. Выработанные Рабочей группой предложения по государственной поддержке моногородов в 2010 г. одобрены Правительством РФ. Предполагается в 2011 г. оказать государственную поддержку еще 15 городам (в дополнение к 35, которым оказывалась поддержка в 2010 г.), список сформирован в первом квартале 2011 г.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Агеенко А.А. Методологический подход к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики, региона и отдельных хозяйствующих субъектов // Вопросы статистики. 2008. № 6.

2. Ендовицкий Д.А. Анализ и оценка эффективности инвестиционной политики коммерческой организации. Воронеж, 2008.

3. Федеральный закон от 17.05.2007 г. №82-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 г.) «О банке развития» (с изм. и доп., вступающими в силу с 26.07.2011).

4. Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 №1007-р (ред. от 26.11.2009, с изм. от 15.07.2010) «Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

5. Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2008 №1697-р «О внесении изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпора-

1. Ageenko A.A. Metodologicheskiy podkhod k otsenke investitsionnoy privlekatel'nosti otrasley ekonomiki, re-giona i otdel'nykh khozyaystvuyushchikh sub"ektov // Voprosy statistiki. 2008. No. 6.

2. Endovitskiy D.A. Analiz i otsenka effektivnosti inves-

titsionnoy politiki kommercheskoy organizatsii. Voronezh, 2008.

3 . Federal'niy zakon ot 17.05.2007 g. No.82-FZ

(v redaktsii ot 18.07.2011 g.) “O banke razvitiya” (s izm. i dop., vstupayushchimi v silu s 26.07.2011).

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.07.2007

№1007-r (red. ot 26.11.2009, s izm. ot 15.07.2010) “Memorandum o finansovoy politike gosudarstvennoy korporatsii “Bank razvitiya i vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti (Vneshekonombank)”.

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 19.11.2008

No.1697-r “O vnesenii izmeneniy v Memorandum o finansovoy politike gosudarstvennoy korporatsii “Bank

ции «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

6. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2009 № 1783-р «О внесении изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

7. Официальный сайт Внешэкономбанка. 11Р1_: http://www.veb.ru/strategy/support/prj_rev.

8. Постановление Правительства РФ от 19.02.2008 № 100 «О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков».

razvitiya i vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti (Vneshekonombank)”.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26.11.2009 No. 1783-r “O vnesenii izmeneniy v Memorandum o finansovoy politike gosudarstvennoy korporatsii “Bank razvitiya i vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti (Vneshekonombank)”.

7. Ofitsial'niy sayt Vneshekonombanka. URL: http://www.veb.ru/strategy/support/prj_rev.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.02.2008 No. 100 “O poryadke osushchestvleniya gosudarstvennoy korporatsiey “Bank razvitiya i vneshneekonomich-eskoy deyatel'nosti (Vneshekonombank)” strakhovaniya eksportnykh kreditov ot kommerch-eskikh i politicheskikh riskov”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.