Совершенствование модели деятельности Российского банка развития
С.Н. Копнинская,
И.Н. Дворецкий
В 2007 г. в Российской Федерации сформирован масштабный институт развития - Банк развития (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) [1]. Одним из важнейших принципов деятельности Банка является мобилизация частного капитала в рамках реализуемых проектов [4, п.4; 5, п.5-7]. Однако на сегодняшний день, доля инвестиционного участия частного сектора является низкой [6, с .11].
В целях совершенствования деятельности Банка развития предлагается модель «проекта развития». Данная модель позволяет привлечь к участию в проектах Банка ресурсы частного бизнеса, региональных Администраций, федеральных институтов развития и международных банков развития.
Проект развития - это частно-государственный инвестиционный проект, обеспечивающий масштабные эффекты в области национального (регионального) экономического раз-
вития1.
Модель проекта развития предполагает привлечения финансирования со стороны следующих заинтересованных сторон/ акционеров (рис.1):
1. Банк развития,
2. частные компании, локализованные на территории региона, в котором реализуется проект,
3. региональные Администрации того региона, в рамках которого осуществляется проект,
4. федеральные институты развития,
5. международные Банки развития.
В соответствие со своими ресурсами и интересами ационеры могут принимать участие в реализации различных компонентов (субпроектов) проекта Банка (рис.1). Следует выделять следующие компоненты проекта развития:
«Ключевой» компонент проекта:
0 формирование/модернизация/ расширение определенного производства (компании), имеющего большое значение для развития экономики региона.
«Поддерживающие» компоненты проекта, формирующие условия успешной реализации «ключевого» компонента:
0 обеспечение вывода продукции «ключевого» проекта на внешние рынки,
0 финансирование производственных программ (долгосрочное финансирование производственных программ с длительным производственным циклом),
0 формирование экономической инфраструктуры (строительство дорог, мостов, расширение энергетических мощностей и т.д.),
0 формирование социальной инфраструктуры (специализированные учебные заведения, жилищный фонд, качество среды обитания и проч.),
0 формирование институциональной инфраструктуры (законодательство, оказывающее благоприятное воздействие на инвестиционный климат в регионе, институты сотрудничества государства (региональной Администрации) и бизнеса, зрелость региональной нормативно-
правовой базы в части использования механиз- На рисунке 1 компоненты проекта пред-
мов частно-государственного партнерства и ставлены фигурами, помещенными в круг, обо-проч.). значающий проект Банка развития.
Рисунок 1
Участники и компоненты (субпроекты) проекта развития
ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ
Заинтересованные в реализации проекта развития стороны (участники, акционеры)
Компонент (субпроект) проекта развития
Формирование/ модерниза ция производства
Частные
компании
Формирование
производственных
программ
Выход на внешние рынки
Формирование экономической инфраст руктур ы
і
Формирование социальной инфраструктур ы
Региональная
Администрация
Формирование и нститу ци онал ьной инфраструктуры
!
Международные Институты
Банки развития развития
Источник: Разработан авторами.
Рассмотрим детальней «зоны» и формы участия акционеров в проекте Банка развития.
Банк развития. В соответствие с Меморандумом о финансовой политике Банк развития может принимать участие в реализации следующих компонентов проекта развития [4, п.6]:
0 реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-
коммунального хозяйства, а также туризма;
0 реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие инноваций;
0 участие в реализации проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки;
0 участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства (посредством кредитования кредитных организаций и юридических лиц,
осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства);
0 поддержка экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции и услуг;
В рамках принятой классификации компонентов проекта «зонами» участия Банка развития являются:
0 модернизация/ расширение/ формирование определенного производства (компании);
0 финансирование производственных программ;
0 формирование экономической инфраструктуры (в том числе в рамках государственно-частного партнерства);
0 обеспечение вывода продукции «ключевого» проекта на внешние рынки.
Формами участия Банка развития в проектах являются [1, п.3]:
0 финансирование капитальных вложений в рамках инвестиционных проектов;
0 долгосрочное финансирование производственных программ с длительным производственным циклом;
0 предоставление платежных гарантий по обязательствам российских предприятий, реализующих инвестиционные проекты за счет привлечения инвестиционных кредитов;
0 приобретение долей/акций в уставных капиталах производственных, проектно-инжиниринговых или технологических компаний;
0 экспортное и предэкспортное финансирование операций, направленных на увеличение объемов экспорта промышленной продукции и услуг российского производства;
0 предоставление различных видов гарантий (возврата авансовых платежей, гарантий исполнения контрактных обязательств, тендерных гарантий и др.) по контрактам российских предприятий.
Таким образом, основными инструментами являются кредиты, гарантии и поручительства, участие в уставных капиталах, финансовая, гарантийная и страховая поддержка экспорта, финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Региональные Администрации. Администрация субъекта РФ может принимать участие в реализации «поддерживающих» компонентов проекта:
0 формирование экономической инфраструктуры,
0 формирование социальной инфраструктуры,
0 формирование институциональной инфраструктуры.
Следует выделять два формата участия Администраций субъектов РФ: финансовая поддержка проекта развития (в рамках реализации отдельных компонентов), связанная с использованием бюджета субъекта, и косвенная поддержка проекта, связанная с формированием привлекательных инвестиционных условий для частного сектора и использованием инструментов фискальной политики.
Источником ресурсов финансовой поддержки проекта со стороны субъектов РФ является перераспределение средств из регионального бюджета. В частности, в пользу реализации компонентов проекта развития могут быть перераспределены ресурсы, используемые в рамках:
0 региональных целевых программ,
0 региональных адресных инвестиционных программ,
0 бюджетных инвестиций,
0 бюджетных кредитов,
0 областных государственных гарантий,
0 субсидий юридическим лицам на компенсацию процентов за пользование заемными средствами,
0 субсидий на совместное финансирование инвестиционных проектов и иных статей регионального бюджета.
Перераспределение данных ресурсов на реализацию компонентов проекта развития позволит увеличить их полезность для развития региона (за счет эффекта синергии между компонентами проекта).
Так, например, в Программу развития образования может быть внесено изменение, связанное с поддержкой среднего профессионального учебного заведения, выпускники которого необходимы и будут востребованы на формируемом в рамках проекта производстве. В Программу развития транспортной инфраструктуры могут быть внесены изменения, обеспечивающие строительство инфраструктуры, требуемой проектом.
Методами косвенной (нефинансовой) поддержки проекта развития являются:
0 предоставление земельных участков, находящихся в областной собственности, в пользование, аренду (на льготных условиях) или в собственность ключевым участникам проекта развития;
0 налоговые льготы;
0 инвестиционные налоговые кредиты;
0 гарантии в случае изменения законодательства области («дедушкина оговорка»).
Отдельно стоит отметить другие методы косвенной нефинансовой поддержки проекта, связанные с формированием благоприятной для инвестиционного климата нормативно-правовой базы в регионе.
Можно выделить следующие статьи консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые - в рамках своих целевых задач - могут рассматриваться в качестве потенциального источника софинансирования проектов развития:
0 статья «национальная экономика» (18,2% консолидированных бюджетов субъектов РФ в среднем в период 2005-2008 гг.) [2];
0 отчасти статья «жилищно-коммунальное хозяйство» (16,3%) [3];
0 подстатья «образование» статьи «со-цио-культурные мероприятия» (20,7%) [3].
Частный бизнес. Можно выделить два принципиально разных источника инвестиций, привлекаемых со стороны частного сектора: инвестиционный ресурс компаний (бизнес как инвестор) и бюджеты корпоративной социальной ответственности (КСО).
Ориентирами участия бизнеса как инвестора в проекте является получение прибыли, соответственно инвестиционные ресурсы бизнеса могут использоваться только в компонентах проекта, обеспечивающих доходность:
0 модернизация/ расширение/ формирование производства («ключевой» компонент проекта),
0 финансирование производственных программ,
0 обеспечение вывода продукции «ключевого» проекта на внешние рынки,
0 формирование экономической инфраструктуры (в рамках реализации проектов го-
сударственно-частного партнерства).
Перед проектами (прогрессивной) корпоративной социальной ответственности стоят другие задачи; их ориентиром является обеспечение масштабного эффекта в области развития территории присутствия бизнеса. Российский бизнес демонстрирует высокую заинтересованность в решении социально-экономических проблем территории присутствия [11]. Сегодня по количественным критериям уровень социальной ответственности крупных российских компании сопоставим с аналогичными показателями в странах со зрелой практикой, ежегодный бюджет корпоративной социальной ответственности (КСО) оценивается в 3,5 млрд долл., ежегодный рост бюджетов КСО в период 2000-2007 гг. составил 20% [12].
«Зонами» использования ресурсов КСО в проекте развития могут стать [12]:
0 формирование экономической инфраструктуры,
0 формирование социальной инфраструктуры.
Институты развития. Государственные институты развития — это специализированные государственные или квазигосударствен-ные организации, деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны [9, с.26].
Основными направлениями деятельности институтов развития являются:
0 развитие инфраструктуры,
0 развитие инноваций,
0 развитие малого и среднего бизнеса,
0 развитие несырьевого экспорта,
0 развитие аграрного сектора,
0 сокращение региональных диспропорций.
Сегодня система российских институтов включает развития 11 финансовых институтов: ГК «Банк развития», ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Российская корпорация нанотехнологий», ГК «Ростехнологии», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ОАО «Россельскохозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Росинфокомин-вест», ОАО «Особые экономические зоны», Инвестиционный фонд.
Деятельность данных институтов развития направлена на финансовую поддержку инвестиционных проектов, имеющих значимые эффекты для социально-экономического развития страны. Различия между ними определяются сферами или целевыми отраслями деятельности и набором используемых инструментов.
Ресурсы институтов могут быть использованы для реализации соответствующих их назначению компонентов проекта. В целом, финансовый ресурс системы институтов развития может быть использован для реализации таких компонентов как:
0 модернизация/ расширение/ формирование определенного производства (компании),
0 формирование экономической инфраструктуры,
0 формирование социальной инфраструктуры,
0 формирование институциональной инфраструктуры.
Международные Банки развития. Для софинансирования проектов Банка могут быть также привлечены ресурсы международных Банков развития - Мирового банка (World Bank), Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation) и др. Важно отметить, что факт участия Банка развития повышает привлекательность проекта для данной группы потенциальных акционеров (за счет снижения рисков проекта). Это то свойство Банка развития, которое необходимо учитывать и использовать при привлечении инвестиций в проект.
Таблица 1
«Зоны» участия акционеров в реализации проектов развития
Участники (акционе- ра) проекта Формы участия акционеров Компоненты проекта развития
формирование / модернизация/ расширение производства* финансиро- вание производ- ственных программ** обеспече- ние вывода продукции на внешние рынки формиро- вание экономии- ческой инфрастру ктуры формиро- вание социальной инфраструк- туры формиро- вание институ- циональной инфраструк- туры
Банк развития - кредиты - участие в УК юридических лиц - гарантии
Региональ- ная админис- трация - бюджетные расходы - инструменты налоговой политики
Частный бизнес - инвестиции
Частный бизнес: ксо*** - проекты КСО
Институты развития - кредиты - участие в УК юридических лиц и проч.
Финансо -вые институты - кредиты - участие в УК юридических лиц - гарантии
Примечания к таблице:
* формирование/модернизация/ расширение производства (компании), имеющей большое значение для развития экономики региона (ключевой компонент проекта)
** долгосрочное финансирование производственных программ с длительным производственным циклом
*** КСО - корпоративная социальная ответственность
О
- «зоны» участия стейкхолдеров Источник: таблица разработана авторами.
«Зонами» потенциального участия международных Банков развития в проекте являются [13]:
0 модернизация/ расширение/ формирование определенного производства (компании),
0 финансирование производственных программ,
0 формирование экономической инфраструктуры.
В таблице 1 сведены данные по «зонам» участия акционеров. Таблица демонстрирует, что все компоненты проекта развития выполняются в рамках данного состава акционеров. В реализацию каждого компонента проекта может быть вовлечено несколько участников, что позволит разделить инвестиционный бюджет и риски между участниками. Так, в компоненте «формирование экономической инфраструктуры» могут принимать участие частные компании (в рамках механизма государственно-частного партнерства), региональные Администрации, институты развития, специализирующиеся на устранении инфраструктурных провалов, международные Банки развития.
Таким образом, модель проекта развития позволяет привлечь к участию в проектах Банка ресурсы частного бизнеса, региональных Администраций, федеральных институтов развития и международных банков развития и обеспечить комплексную реализацию задач крупного инвестиционного проекта.
Примечания:
1 Определение авторов.
Библиография:
1. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»
2. «Финансы России-2008», Федеральная служба государственной статистики
3. «Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2008 г.», Федеральное казначейство Российской Федерации
4. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007-р
5. Стратегия развития Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на период 2008-2012 гг.
6. Отчет Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» за 2008 г.
7. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Н. А.Платоновой, В.А. Шумаева, И.В.Бушуевой. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М., 2008. -653 с. (с.206)
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М.: ИНФ-РА-М, 2003. - 972 с.
9. Доклад «О задачах институтов развития по диверсификации экономики Российской Федерации», Министерство экономического развития Российской Федерации, 2007 г.