рассматриваться и как образец весомого вклада чиновничества в развитие дальних губерний, возможности влияния конкретного человека на общественную жизнь края,
а также на его экономическое развитие, в данном случае — через создание местного отделения Технического общества и открытие Технического училища.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая энциклопедия [Текст]: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. В 22 т. Т. 13. / под ред. С.Н. Южакова. — СПб., 1900. - 794 с.
2. Восточное обозрение [Текст]. — № 4. — 1886, 13 января.
3. Мандрика, Ю.Л. Фельетон как разговор с читателем: провинциальная версия [Текст] / Ю.Л. Мандрика // Изв. Уральского гос. ун-та. Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — № 1 (71).
4. Милютин, Б. Генерал-губернаторство H.H. Муравьева в Сибири [Текст] / Б. Милютин //
Истор. вест. - T. XXXIV. - № 12. - 1888, декабрь.
5. Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири [Текст] / под ред. В.П. Сукачева. — М., 1891. — 270 с.
6. Иркутская летопись 1857—1880 гг. [Текст] (продолжение «Летописи» П.И. Пежемского и В.А. Кро-това) / сост. Н.С. Романов; под ред. И.И. Серебренникова // Тр. Вост.-Сиб. отдела Императорского Рус. геогр. о-ва. — № 8. — Иркутск, 1914. — 426 с.
7. Иркутская летопись 1661—1940 гг. [Текст] / сост., автор предисл. и прим. Ю.П. Колмаков. — Иркутск, 2003. — 848 с.
УДК331.53:378
Д. В. Власов
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И АДАПТАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ЛЕНИНГРАДА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В 1980-е - НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Развитие высшей школы в России всегда было неразрывно связано с историческим становлением государства. На всех этапах его существования система образования отвечала потребностям общества. Основной ее задачей являлась и является подготовка высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства в соответствии с необходимостью их дальнейшего поступательного развития. От успешной адаптации таких специалистов в трудовых коллективах во многом зависит эффективность экономики страны в целом.
Социально-психологическая адаптация выпускников высшей школы — это возможность формирования их психологической готовности к меняющимся условиям внешней среды, построение эффективного социального поведения и успешной карьеры [1]. В широком смысле карьера определяется
как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни — семейной, трудовой, досуговой. В более узком смысле под карьерой понимается динамика положения и активности личности в трудовой деятельности [2]. Под профессиональной карьерой подразумевается последовательность должностей, занимаемых человеком в рамках его профессиональной жизни [3].
Профессиональный рост во многом определяется качеством и объемом полученных во время обучения в вузе знаний, умений, навыков. В последние годы существования Советского Союза высшая школа представляла собой хорошо организованную структуру. Она была призвана давать студентам широкие, фундаментальные общенаучные знания, а также знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения специальных дисцип-
лин. Советская высшая школа выпускала специалистов, овладевших теорией и практикой по своему профилю, способных сразу по окончании вуза, без дополнительной подготовки, включаться в работу по специальности. Обучение в вузах было бесплатным и доступным для всех граждан, имеющих среднее образование. Помимо очного (дневного) обучения, широкое развитие получили вечернее и заочное обучение. Подготовка кадров осуществлялась для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры по естественнонаучным, техническим и гуманитарным группам специальностей в государственных гражданских вузах — университетах, экономических, политехнических, инженерных (отраслевых), сельскохозяйственных, медицинских, педагогических, физкультурных институтах, вузах искусства. Государственные военные вузы готовили офицеров для различных родов войск по специальностям отдельных отраслей военной науки. Сроки обучения в вузах были от 4 до 6 лет. Многие вузы являлись ведущими научными центрами в различных отраслях науки, техники и культуры [4]. Именно высшая школа обеспечивала рост интеллектуального потенциала, способствовала значительному увеличению промышленного производства.
К основным недостаткам высшей школы в СССР можно отнести: политизированность всей системы образования; отстающую от общемировых образцов научную и техническую оснащенность учебного процесса; авторитаризм в организации учебного процесса; командный метод управления учебными заведениями; неизменность управления высшим образованием и структуры учебного процесса; полную подконтрольность государству. Советская высшая школа была исключительно государственной (и соответственно выполняла социальный заказ государства, исходя из чего определялся государственный стандарт образования), слабо восприимчивой к инновациям, отличалась централизацией — от программ обучения до распределения выпускников, наличием валового подхода.
Однако даже в тех условиях функционирования высшей школы при подготовке спе-
циалистов учитывались новые тенденции в развитии народного хозяйства страны. В Перечне специальностей вузов СССР, утвержденном в 1987 году Министерством высшего и среднего специального образования, появились микробиология, дизайн, экономическая кибернетика, экономическая информатика и автоматизированные системы управления, программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, биотехнология, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, водные биоресурсы и аквакультура [5].
Ленинградский политехнический институт (ЛПИ), как и другие высшие учебные заведения страны, был ведущим научным центром в различных отраслях науки и техники в соответствии с направлениями подготовки выпускников [6]. В 1980-е годы в ЛПИ осуществлялась подготовка специалистов на девяти факультетах по очной форме обучения: гидротехническом, электромеханическом, энергомашиностроительном, механике - машиностроительном, физико - механическом, физико-металлургическом, инженерно-экономическом, автоматизации управления и радиофизическом. Такая структура подготовки позволяла охватить многие сферы народного хозяйства СССР. Высокое качество подготовки обусловливало востребованность выпускников-политехников в различных отраслях. Стремление института к более тесной кооперации с производственно-промышленным комплексом страны приводило к созданию новых направлений подготовки в рамках существующих факультетов. Так, в декабре 1982 года Минвуз РСФСР издал приказ о целевой интенсивной подготовке специалистов на факультетах автоматизации управления и механико-машиностроительном по современным на тот период направлениям на основе кооперации с конкретными предприятиями. Заинтересованность в такой форме сотрудничества с ЛПИ проявили ОКБ «Импульс», ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, НПО «Ленинец», Ленполиграфмаш, ПО «Спутник», ПО им. К. Маркса и др. В 1986 году активизировалась работа по созданию межведомственного научно-технического комплекса «На-
учные приборы» (одного из девятнадцати в стране). Институт обязался ежегодно готовить по 50 специалистов для головной организации комплекса — Научно-технического объединения АН СССР в Ленинграде. На базе Политехнического института начиная с 1971 года осуществлялась подготовка преподавателей для профессионально-технических училищ (на электромеханическом и механико-машиностроительном факультетах).
В то же время в советский период существенными были диспропорции в специальностях выпускников вузов (превалировали инженерные специальности и явно недооценивались гуманитарные). Свидетельством тому может служить информация о конкурсе при поступлении на 1-й курс на различные факультеты Ленинградского политехнического института в 1986 году (см. таблицу) [7].
Из этих данных видно, что самый большой конкурс был на факультет экономики и управления производством, который готовил экономистов и организаторов для конкретных отраслей промышленности. В то время самое большое количество поступающих в вузы приходились на гуманитарные факультеты Ленинградского государственного уни-
верситета и медицинские институты. По имеющимся данным, в целом в СССР выпуск специалистов по машино- и приборостроению на несколько тысяч превышал общий выпуск инженеров в США, а производительность труда составляла 55 % от уровня этой страны [8].
Для любого вуза успешность трудоустройства его выпускников — один из критериев функционирования и системы высшего образования, и рынка труда, и экономики в целом. Успешность адаптации выпускника вуза определяется тем, находит ли он полноценное рабочее место, соответствующее уровню профессии и квалификации, устраивающее его по характеру труда, уровню занятости и оплаты, возможности карьерного роста, творческой самореализации. В СССР функционировала система планового распределения выпускников, каждый мог рассчитывать на получение рабочего места, соответствующего полученной специальности. В течение трех лет выпускник обязан был отработать там, куда его направили по распределению. Многие иногородние выпускники вузов Ленинграда распределялись на предприятия нашего города с последующим предоставлением им жилья, что, естественно, не предусматривалось для вы-
Конкурс при поступлении на 1-й курс на различные факультеты Ленинградского политехнического института в 1986 году
Факультет Количество человек на место
Гидротехнический 1,3
Электромеханический 1,4
Энергомашиностроительный 1,3
Механико-машиностроительный 1,3
Физико - механический 1,4
Физико-металлургический 1,4
Экономики и управления производством 2,5
Технической кибернетики 1,9
Радиофизический 1,3
пускников-ленинградцев. Однако при устройстве на работу не всегда учитывались личностные особенности выпускника, его предпочтения. Правом выбора места распределения пользовались в основном отлично и хорошо успевающие студенты. Все это приводило к тому, что впоследствии бывшие выпускники переставали работать по специальности и уходили в другую профессиональную сферу. Конечно, существенную роль здесь играли и другие причины (внешние и личностные): в процессе трудовой адаптации человек осознавал, что его интересует другое направление деятельности, где он сможет более полно раскрыть свои возможности, достичь более значимых результатов. В качестве примера можно привести информацию (по состоянию на январь 2010 года) о выпускниках физико-механического факультета Ленинградского политехнического института 1981 года: в 1975 году на факультет поступило 343 человека, окончило его 196 человек (57 %), работают по специальности около 15 %, работают за границей примерно 7 % [9].
Уверенность в превосходстве отечественной системы высшего образования, имевшая место в СССР в 1960-е—1980-е годы, в период перестройки сменилась тревогой за существующее состояние и будущее отечественной высшей школы [10]. Многие техногенные, экономические и социальные проблемы России в конце XX — начале XXI века связывались с возникшим в эпоху кардинальных перемен отставанием ее от развитых стран в сфере образования. Все это определяет остроту вопроса о модернизации российской системы высшего образования.
В выступлении на VII Российском съезде Союза ректоров в ноябре 2002 года В.В. Путин (Президент Российской Федерации с 2000 по 2008 год) отмечал, что само по себе образование — это системообразующая вещь. Есть перспективное эффективное образование — будет и эффективное государство. Нет этого — не будет эффективного государства.
Система высшего образования в обновленной России стала стремиться к внедрению новых механизмов управления и финансирования, развитию региональных сис-
тем высшего образования, созданию нетрадиционных высших учебных заведений с обучением на основе новых информационных технологий, увеличению масштабов инноваций, расширению автономии вузов и академических свобод, повышению научной функции высшей школы с использованием эффективных форм ее организации, созданию объединений научных, учебных и производственных организаций — технополисов. К сожалению, эта политика привела к определенным перекосам в подготовке специалистов в сторону гуманитарного образования. В период перестройки в технических вузах стали готовить не только специалистов технического направления, но и экономистов, юристов, специалистов в сфере РК-технологий. Это было обусловлено переориентацией потребностей народнохозяйственного комплекса и соответственно настроений молодежи. По результатам опроса, проведенного в 1996 году с целью определения наиболее престижных профессий для юного поколения, первые пять мест заняли: юрист — 51,8 %, врач — 33,3 %, экономист — 30,2 %, предприниматель — 28,0 %, педагог, социальный работник — 11 % [11]. В этой ситуации Ленинградский политехнический институт не остался в стороне. В нем появились гуманитарный и юридический факультеты, факультет иностранных языков, международная высшая школа управления и т. д.
Общая обстановка в стране привела к тому, что количество специалистов, выходящих из стен Политехнического института, сначала уменьшилось (в 1994 году было выпущено 1942 специалиста, в 1999 году — всего 1108), а потом стало постепенно увеличиваться, что было обусловлено появлением новых факультетов и специальностей в университете, на которые был очень большой конкурс [12]. Например, в 2002 году конкурс на гуманитарный факультет составлял 5,56 человек на место (как было сказано ранее, максимальный конкурс в 1986 году был 2,5 человека на место), в то время как на технические специальности около 2 человек на место. Появившийся спрос привел к тому, что в университете широкое распространение получило обучение на коммерческой основе, причем именно на наиболее попу-
лярных специальностях. Так, например, на гуманитарный факультет в 2002 году было набрано 62 человека на бюджетные места и 131 человек на коммерческой основе. Можно отметить, что до сих пор подобная диспропорция сохраняется и даже увеличивается. В 2008 году на гуманитарном факультете на бюджетные места зачислен 31 студент, а на коммерческие — 140 [13]. В то же время на технических факультетах количество студентов, обучающихся на коммерческой основе, на порядок меньше, чем бюджетников. В конечном итоге это приводит к перекосу в подготовке специалистов и невозможности по окончании вуза найти рабочее место в соответствии с полученным образованием. В своем интервью корреспонденту газеты председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга ректор Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики В.Н. Васильев сказал: «Пирамиду образования, которая существовала в СССР и при которой 20 % выпускников школ поступали в вузы, 40 % шли в средние профессиональные учреждения, еще 40 % отправлялись в училища, — перевернули с ног на голову. В итоге на настоящий момент каждый 10-й студент в нашей стране — юрист» [14].
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (февраль 2009 года), по мнению 50 % опрошенных, выпускникам вуза сейчас очень тяжело найти работу по специальности, 24 % считают это практически невозможным, 2 % утверждают, что найти работу легко, а 12 % предполагают, что для этого достаточно приложить небольшие усилия [15]. Сложности с трудоустройством обусловлены широким развитием обучения на коммерческой основе в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Если в конце 1990-х годов в Санкт-Петербурге училось всего 280 тыс. студентов, то в 2009 году уже 458 тыс. (из них 190 тыс. учатся в государственных вузах на платной основе, 58 тыс. — в негосударственных) [16].
Конституция РФ, гарантируя доступ к высшему образованию лишь на конкурсной основе, признает невозможность обеспечить каждому гражданину его бесплатное получе-
ние. В условиях кардинальных изменений в общественной жизни, вызванных сменой общественно-политического строя и переходом к рыночной экономике, а также в связи с уменьшением финансирования системы высшего образования, оказавшегося практически на грани выживания, в России наряду с государственным широкое распространение получило негосударственное (на условиях полной компенсации затрат) высшее образование, которое стало быстро развиваться после принятия в 1992 году Закона РФ «Об образовании» [17] и в 1996 году Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [18]. Согласно государственной статистике, 45 % вузов России негосударственные и в них обучается почти 1 млн студентов — около 14 % их общего контингента [19]. По сведениям Счетной палаты РФ, бесплатно в государственных вузах в 1995 году обучались 91 % студентов, а в 2002 году всего 56 %, следовательно, почти половина студентов училась на платной основе [20].
С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой — до конца не определено, какая реформа образования нужна России и какое место в ней должно занимать негосударственное образование. Есть вузы, которые ставят своей главной целью извлечение прибыли в противовес качеству образования, что создает в общественном сознании негативный образ негосударственного образования. Этот тип образования сталкивается с множеством препятствий — существуют проблемы правового регулирования деятельности вузов, ведется недобросовестная конкуренция на рынке образовательных услуг, отсутствует четкая государственная политика в данной сфере, в том числе с учетом вхождения России в Болонский процесс. И это создает также объективные трудности с трудоустройством выпускников высших учебных заведений.
Очень острым был и остается вопрос о социально-психологической адаптации молодых специалистов на рынке труда. В ряде вузов в связи с этим даже вводится специальный курс [21]. Угроза безработицы для выпускников вузов стала одной из серьезных социальных проблем, связанных с измене-
ниями на рынке труда. Это происходит вследствие низкой конкурентоспособности выпускников, обусловленной недостатком у них профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации, практических навыков, инфантилизмом определенной части молодых людей, а также нежеланием руководителей вникать в социальные проблемы молодежи. Кроме того, трудности профессиональной самореализации выпускников вузов связаны с отсутствием у них четкой и целостной модели трудовой карьеры как системы социальных и экономических стандартов России.
Успешность адаптации выпускников вузов в профессиональной сфере зависит от многих факторов, в том числе от экономической ситуации в регионе, соответствия системы профессиональной подготовки специалистов потребностям рынка, а также от готовности молодых людей к эффективному поиску работы. Формирование социального поведения, адекватного внешним условиям и внутренним ресурсам личности, приведение социально-профессиональных характеристик человека в соответствие с требованиями рынка труда создают условия для улучшения адаптации молодежи на рабочем месте. Адаптацию можно рассматривать как непрерывный процесс активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно ли соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями, осознает ли мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться ухудшением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья человека. Успешность адаптации во многом связана с карьерным ростом выпускника вуза.
Факторы, определяющие характер карьеры [22], следующие: • психологические (личностные особенности человека, его целеустремленность, воля);
• макроэкономические (тип общественно-
экономических отношений);
• социальные (предоставляемые обществом возможности для осуществления карьеры).
Построение карьеры — это процесс профессионального самоопределения, представляющий собой череду возможностей выбора. Перед таким выбором человек оказывается несколько раз в жизни: после окончания школы, вуза, при переходе в другую профессиональную сферу деятельности [23]. Американский специалист по управлению персоналом Э. Штейн подчеркивал, что планирование карьеры — это медленное развитие самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей [24]. Процесс принятия решений относительно будущей карьеры требует тщательного и трудоемкого персонального планирования, взятия на себя ответственности за собственную судьбу. При этом под планированием карьеры понимается процесс постановки целей служебного развития и определения средств и методов их достижения.
Достижение определенного карьерного роста, продвижение по карьерной лестнице были актуальной задачей для выпускника высшего учебного заведения и в период существования СССР, и в период перестройки всей системы хозяйствования. Поэтому общие принципы построения карьеры характерны для обоих рассматриваемых исторических периодов. С точки зрения трудоустройства и адаптации выпускников вузов основное различие этих периодов состоит в том, что в новых условиях специалистам с высшим образованием приходится самостоятельно искать первое место профессиональной деятельности. Таким образом, в период реформирования народного хозяйства возникла вероятность остаться безработным даже специалисту высшей квалификации. По данным Минтруда РФ, среди безработной молодежи, зарегистрированной в 1996 году в органах службы занятости, каждый пятый являлся недавним выпускником учебного заведения (из них 39,5 % — окончившие школу, 34,5 % — ПТУ, 16,9 % — сред-
ние специальные учебные заведения, 6,4 % — вузы) [25]. Это означает, что проблема получения первой работы для молодежи была и остается актуальной. Невостребованность со стороны общества квалифицированного труда юного поколения порождала и порождает пессимистические настроения в молодежной среде. Эту проблему усугубляет неравенство возможностей социальной мобильности молодежи из различных регионов страны и социальных слоев, что приобретает особую остроту в условиях платного образования, удорожания стоимости проезда и снижения уровня жизни.
По данным социологических опросов работодателей России можно составить портрет идеального работника: квалифицированный работник соответствующего уровня и профиля, компетентный, ответственный, свободно владеющий своей профессией и ориентирующийся в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [21]. В условиях рыночной экономики выпускник вуза выступает как создатель и продавец своей рабочей силы. Именно эту функцию, к сожалению, не каждый специалист с высшим образованием может реализовать в полной мере. Особенно это трудно осознать из-за того, что ранее каждому было гарантировано первое рабочее место по специальности, а уже впоследствии выпускнику можно было предъявлять свои претензии и к самому рабочему месту, и к коллективу, в котором работает, и к качеству подготовки как специалиста. Поэтому высшее учебное заведение, которое заботится о сво-
их выпускниках, оказывает им существенную помощь в трудоустройстве, наиболее востребовано со стороны абитуриентов.
По мнению экспертов общества занятости «Триза», существует пять наиболее эффективных способов устройства на работу:
• поиск работы в изданиях, публикующих сведения о вакансиях;
• рассылка резюме в рекрутинговые агентства;
• публикация в специализированных изданиях своего объявления о поиске работы;
• участие в ярмарках вакансий и клубах профессионалов, регулярно организуемых рекрутинговыми компаниями;
• устройство по знакомству [26].
Судя по результатам социологических исследований, работу ищут в основном через родственников, друзей и знакомых (54 %), на втором месте находится рассылка резюме (35 %), на третьем — поиск через посредников (17 % получают работу с помощью ре-крутинговых агентств). Стоит заметить, что в рекрутинговых агентствах, как правило, ориентируются на подбор руководящих кадров или специалистов высокой профессиональной квалификации.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что без повышения внимания со стороны органов государственной власти города к проблемам трудоустройства и адаптации на рабочем месте выпускников высших учебных заведений невозможно снятие определенной напряженности у большой части студенческой молодежи, озабоченной своим будущим и не имеющей возможности полноценно учиться, так как еще в период обучения студенты вынуждены работать и параллельно искать место своей будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алонова, Е.А. Факторы, влияющие на адаптацию [Текст] / Е.А. Алонова // Проблемы формирования системы социальной адаптации и содействия трудоустройству учащихся и выпускников учреждений профессионального образования: мат. учебно-метод. семинара. — Саратов, 2001.
2. Социальное управление [Текст]: словарь / под ред. В.И. Добренькова. — М., 1994.
3. Шекшня, C.B. Управление персоналом в современной организации [Текст]: учебно-метод. пособие / C.B. Шекшня. - М., 1996.
4. Савельев, А.Я. Высшее образование в СССР [Текст] / А.Я. Савельев, В.М. Зуев, А.И. Галаган; общ. ред. Г.А. Ягодина. — М., 1990.
5. Об утверждении перечня специальностей вузов СССР [Текст]: приказ Минвуза СССР. № 790 от 17.11.1987 г.
6. Из истории Ленинградского ордена Ленина политехнического института [Текст]. — Л.: Изд-во ЛПИ, 1989.
7. Перечень факультетов и специальностей Ленинградского политехнического института 1986 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.balagurov.com/misc/politeh/artefacts/ perechen_fakultetov_i_specialnostej
8. Промышленность США XX в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/ sostam/5. shtml
9. Статистика [Электронный ресурс] // Сайт выпускников физико-механического факультета ЛПИ 1981 года. — Режим доступа: http://fmf81. narod.ru/Sostav/sostav.html
10. Образование, которое мы можем потерять [Текст] / под ред. В.А. Садовничего. — М., 2002.
11. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст]: учеб. пособие / В.Т. Лисовский. — СПб., 2000.
12. Выпуск специалистов 1994—2005 годов [Электронный ресурс] // Сайт Санкт-Петерб. гос. политех. ун-та. — Режим доступа: http://www.spbstu.ru/ academic/cont_grad.html/cont_grad.html
13. Результаты приема 2009 года [Электронный ресурс] // Сайт Санкт-Петерб. гос. политех, ун-та. — Режим доступа: http://www.spbstu.ru/abitur/ abitur5. html/свободный
14. Мы не хотели бы терять «профильных студентов» [Текст] // Вечерний Петербург. — 2009. — 16 апреля.
15. Люди, банки, работа и жилье в условиях финансового кризиса [Электронный ресурс] // Сайт Всерос. центра изучения обществ, мнения. — Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/ item/single/11369.html?no_cache= l&cHash=0a78386d57
16. В Петербурге число выпускников школ немногим больше количества бюджетных мест в вузах [Текст] // Вечерний Петербург. — 2009. — 16 апреля.
17. Об образовании [Текст]: федер. закон [принят Гос. думой 10 июля 1992 г.]. — № 3266-1.
18. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Текст]: федер. закон [принят Гос. думой 22 августа 1996 г.]. — № 125-ФЗ.
19. Растопшина, И.А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX — начале XXI в. [Текст]: автореф. дис. ... канд. ист. наук / И.А. Растопшина. — М., 2006.
20. О результатах проверки эффективности государственных расходов при реализации мероприятий по развитию российского образования за 2000—2002 годы [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2004. — № 13.
21. Задорожняя, И.И. Социально-психологическая адаптация выпускников вузов на рынке труда [Текст]: учеб.-метод, пособие / И.И. Задорожняя. — М.: Изд-во Моск. городского ин-та управления Правительства Москвы, 2003.
22. Филиппов, Ф.Р. Карьера [Текст]: Энцикл. социолог, словарь. — М., 1995.
23. Егоршин, А.П. Модель рабочего места и карьеры [Текст] / А.П. Егоршин // Кадры. — 1996. — № 12.
24. Десслер, Г. Управление персоналом [Текст] [пер. с англ.] / Г. Десслер. — М., 1997.
25. Лисовский, В.Т. Им жить в XXI веке [Текст]: полит, очерк //Аврора. — 1996. — № 11—12.
26. Пехтерева, Е.А. Профессии, пользующиеся наибольшим спросом на российском рынке труда, и перспективы самостоятельного трудоустройства [Текст] / Е.А. Пехтерева // Рынок рабочей силы в переходный период. Эконом, и социальные проблемы в России / под ред. В.Г. Быкова. — М., 1998.