Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства и адаптации на рабочем месте выпускников вузов Ленинграда - Санкт-Петербурга в 1980-е - начале 2000-х годов: сравнительно-исторический анализ'

Проблемы трудоустройства и адаптации на рабочем месте выпускников вузов Ленинграда - Санкт-Петербурга в 1980-е - начале 2000-х годов: сравнительно-исторический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВЫПУСКНИК / ТРУДОУСТРОЙТВО / АДАПТАЦИЯ / КАРЬЕРА / ПЕРЕСТРОЙКА / РЫНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Дмитрий Владимирович

Даны определения понятий социально-психологической адаптации выпускников высшей школы и профессиональной карьеры. Представлено сравнение в исторической ретроспективе условий построения профессиональной карьеры в последние годы существования Советского Союза и в период перестройки российского общества. Особое внимание уделено анализу изменений, произошедших при подготовке специалистов в период преобразования Ленинградского политехнического института в Санкт-Петербургский политехнический университет.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, the author gives definitions for social and psychological adaptation of higher school graduates and professional career and compares conditions of professional career building in historic retrospective over the past few years of the Soviet Union existence and during the restructuring period in the Russian society. Particular attention is paid to the analysis of the changes that occurred during specialist training in the period of Leningrad Polytechnic Institute transformation into Saint-Petersburg Polytechnic University.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства и адаптации на рабочем месте выпускников вузов Ленинграда - Санкт-Петербурга в 1980-е - начале 2000-х годов: сравнительно-исторический анализ»

рассматриваться и как образец весомого вклада чиновничества в развитие дальних губерний, возможности влияния конкретного человека на общественную жизнь края,

а также на его экономическое развитие, в данном случае — через создание местного отделения Технического общества и открытие Технического училища.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая энциклопедия [Текст]: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. В 22 т. Т. 13. / под ред. С.Н. Южакова. — СПб., 1900. - 794 с.

2. Восточное обозрение [Текст]. — № 4. — 1886, 13 января.

3. Мандрика, Ю.Л. Фельетон как разговор с читателем: провинциальная версия [Текст] / Ю.Л. Мандрика // Изв. Уральского гос. ун-та. Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — № 1 (71).

4. Милютин, Б. Генерал-губернаторство H.H. Муравьева в Сибири [Текст] / Б. Милютин //

Истор. вест. - T. XXXIV. - № 12. - 1888, декабрь.

5. Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири [Текст] / под ред. В.П. Сукачева. — М., 1891. — 270 с.

6. Иркутская летопись 1857—1880 гг. [Текст] (продолжение «Летописи» П.И. Пежемского и В.А. Кро-това) / сост. Н.С. Романов; под ред. И.И. Серебренникова // Тр. Вост.-Сиб. отдела Императорского Рус. геогр. о-ва. — № 8. — Иркутск, 1914. — 426 с.

7. Иркутская летопись 1661—1940 гг. [Текст] / сост., автор предисл. и прим. Ю.П. Колмаков. — Иркутск, 2003. — 848 с.

УДК331.53:378

Д. В. Власов

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И АДАПТАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ЛЕНИНГРАДА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В 1980-е - НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Развитие высшей школы в России всегда было неразрывно связано с историческим становлением государства. На всех этапах его существования система образования отвечала потребностям общества. Основной ее задачей являлась и является подготовка высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства в соответствии с необходимостью их дальнейшего поступательного развития. От успешной адаптации таких специалистов в трудовых коллективах во многом зависит эффективность экономики страны в целом.

Социально-психологическая адаптация выпускников высшей школы — это возможность формирования их психологической готовности к меняющимся условиям внешней среды, построение эффективного социального поведения и успешной карьеры [1]. В широком смысле карьера определяется

как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни — семейной, трудовой, досуговой. В более узком смысле под карьерой понимается динамика положения и активности личности в трудовой деятельности [2]. Под профессиональной карьерой подразумевается последовательность должностей, занимаемых человеком в рамках его профессиональной жизни [3].

Профессиональный рост во многом определяется качеством и объемом полученных во время обучения в вузе знаний, умений, навыков. В последние годы существования Советского Союза высшая школа представляла собой хорошо организованную структуру. Она была призвана давать студентам широкие, фундаментальные общенаучные знания, а также знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения специальных дисцип-

лин. Советская высшая школа выпускала специалистов, овладевших теорией и практикой по своему профилю, способных сразу по окончании вуза, без дополнительной подготовки, включаться в работу по специальности. Обучение в вузах было бесплатным и доступным для всех граждан, имеющих среднее образование. Помимо очного (дневного) обучения, широкое развитие получили вечернее и заочное обучение. Подготовка кадров осуществлялась для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры по естественнонаучным, техническим и гуманитарным группам специальностей в государственных гражданских вузах — университетах, экономических, политехнических, инженерных (отраслевых), сельскохозяйственных, медицинских, педагогических, физкультурных институтах, вузах искусства. Государственные военные вузы готовили офицеров для различных родов войск по специальностям отдельных отраслей военной науки. Сроки обучения в вузах были от 4 до 6 лет. Многие вузы являлись ведущими научными центрами в различных отраслях науки, техники и культуры [4]. Именно высшая школа обеспечивала рост интеллектуального потенциала, способствовала значительному увеличению промышленного производства.

К основным недостаткам высшей школы в СССР можно отнести: политизированность всей системы образования; отстающую от общемировых образцов научную и техническую оснащенность учебного процесса; авторитаризм в организации учебного процесса; командный метод управления учебными заведениями; неизменность управления высшим образованием и структуры учебного процесса; полную подконтрольность государству. Советская высшая школа была исключительно государственной (и соответственно выполняла социальный заказ государства, исходя из чего определялся государственный стандарт образования), слабо восприимчивой к инновациям, отличалась централизацией — от программ обучения до распределения выпускников, наличием валового подхода.

Однако даже в тех условиях функционирования высшей школы при подготовке спе-

циалистов учитывались новые тенденции в развитии народного хозяйства страны. В Перечне специальностей вузов СССР, утвержденном в 1987 году Министерством высшего и среднего специального образования, появились микробиология, дизайн, экономическая кибернетика, экономическая информатика и автоматизированные системы управления, программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, биотехнология, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, водные биоресурсы и аквакультура [5].

Ленинградский политехнический институт (ЛПИ), как и другие высшие учебные заведения страны, был ведущим научным центром в различных отраслях науки и техники в соответствии с направлениями подготовки выпускников [6]. В 1980-е годы в ЛПИ осуществлялась подготовка специалистов на девяти факультетах по очной форме обучения: гидротехническом, электромеханическом, энергомашиностроительном, механике - машиностроительном, физико - механическом, физико-металлургическом, инженерно-экономическом, автоматизации управления и радиофизическом. Такая структура подготовки позволяла охватить многие сферы народного хозяйства СССР. Высокое качество подготовки обусловливало востребованность выпускников-политехников в различных отраслях. Стремление института к более тесной кооперации с производственно-промышленным комплексом страны приводило к созданию новых направлений подготовки в рамках существующих факультетов. Так, в декабре 1982 года Минвуз РСФСР издал приказ о целевой интенсивной подготовке специалистов на факультетах автоматизации управления и механико-машиностроительном по современным на тот период направлениям на основе кооперации с конкретными предприятиями. Заинтересованность в такой форме сотрудничества с ЛПИ проявили ОКБ «Импульс», ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, НПО «Ленинец», Ленполиграфмаш, ПО «Спутник», ПО им. К. Маркса и др. В 1986 году активизировалась работа по созданию межведомственного научно-технического комплекса «На-

учные приборы» (одного из девятнадцати в стране). Институт обязался ежегодно готовить по 50 специалистов для головной организации комплекса — Научно-технического объединения АН СССР в Ленинграде. На базе Политехнического института начиная с 1971 года осуществлялась подготовка преподавателей для профессионально-технических училищ (на электромеханическом и механико-машиностроительном факультетах).

В то же время в советский период существенными были диспропорции в специальностях выпускников вузов (превалировали инженерные специальности и явно недооценивались гуманитарные). Свидетельством тому может служить информация о конкурсе при поступлении на 1-й курс на различные факультеты Ленинградского политехнического института в 1986 году (см. таблицу) [7].

Из этих данных видно, что самый большой конкурс был на факультет экономики и управления производством, который готовил экономистов и организаторов для конкретных отраслей промышленности. В то время самое большое количество поступающих в вузы приходились на гуманитарные факультеты Ленинградского государственного уни-

верситета и медицинские институты. По имеющимся данным, в целом в СССР выпуск специалистов по машино- и приборостроению на несколько тысяч превышал общий выпуск инженеров в США, а производительность труда составляла 55 % от уровня этой страны [8].

Для любого вуза успешность трудоустройства его выпускников — один из критериев функционирования и системы высшего образования, и рынка труда, и экономики в целом. Успешность адаптации выпускника вуза определяется тем, находит ли он полноценное рабочее место, соответствующее уровню профессии и квалификации, устраивающее его по характеру труда, уровню занятости и оплаты, возможности карьерного роста, творческой самореализации. В СССР функционировала система планового распределения выпускников, каждый мог рассчитывать на получение рабочего места, соответствующего полученной специальности. В течение трех лет выпускник обязан был отработать там, куда его направили по распределению. Многие иногородние выпускники вузов Ленинграда распределялись на предприятия нашего города с последующим предоставлением им жилья, что, естественно, не предусматривалось для вы-

Конкурс при поступлении на 1-й курс на различные факультеты Ленинградского политехнического института в 1986 году

Факультет Количество человек на место

Гидротехнический 1,3

Электромеханический 1,4

Энергомашиностроительный 1,3

Механико-машиностроительный 1,3

Физико - механический 1,4

Физико-металлургический 1,4

Экономики и управления производством 2,5

Технической кибернетики 1,9

Радиофизический 1,3

пускников-ленинградцев. Однако при устройстве на работу не всегда учитывались личностные особенности выпускника, его предпочтения. Правом выбора места распределения пользовались в основном отлично и хорошо успевающие студенты. Все это приводило к тому, что впоследствии бывшие выпускники переставали работать по специальности и уходили в другую профессиональную сферу. Конечно, существенную роль здесь играли и другие причины (внешние и личностные): в процессе трудовой адаптации человек осознавал, что его интересует другое направление деятельности, где он сможет более полно раскрыть свои возможности, достичь более значимых результатов. В качестве примера можно привести информацию (по состоянию на январь 2010 года) о выпускниках физико-механического факультета Ленинградского политехнического института 1981 года: в 1975 году на факультет поступило 343 человека, окончило его 196 человек (57 %), работают по специальности около 15 %, работают за границей примерно 7 % [9].

Уверенность в превосходстве отечественной системы высшего образования, имевшая место в СССР в 1960-е—1980-е годы, в период перестройки сменилась тревогой за существующее состояние и будущее отечественной высшей школы [10]. Многие техногенные, экономические и социальные проблемы России в конце XX — начале XXI века связывались с возникшим в эпоху кардинальных перемен отставанием ее от развитых стран в сфере образования. Все это определяет остроту вопроса о модернизации российской системы высшего образования.

В выступлении на VII Российском съезде Союза ректоров в ноябре 2002 года В.В. Путин (Президент Российской Федерации с 2000 по 2008 год) отмечал, что само по себе образование — это системообразующая вещь. Есть перспективное эффективное образование — будет и эффективное государство. Нет этого — не будет эффективного государства.

Система высшего образования в обновленной России стала стремиться к внедрению новых механизмов управления и финансирования, развитию региональных сис-

тем высшего образования, созданию нетрадиционных высших учебных заведений с обучением на основе новых информационных технологий, увеличению масштабов инноваций, расширению автономии вузов и академических свобод, повышению научной функции высшей школы с использованием эффективных форм ее организации, созданию объединений научных, учебных и производственных организаций — технополисов. К сожалению, эта политика привела к определенным перекосам в подготовке специалистов в сторону гуманитарного образования. В период перестройки в технических вузах стали готовить не только специалистов технического направления, но и экономистов, юристов, специалистов в сфере РК-технологий. Это было обусловлено переориентацией потребностей народнохозяйственного комплекса и соответственно настроений молодежи. По результатам опроса, проведенного в 1996 году с целью определения наиболее престижных профессий для юного поколения, первые пять мест заняли: юрист — 51,8 %, врач — 33,3 %, экономист — 30,2 %, предприниматель — 28,0 %, педагог, социальный работник — 11 % [11]. В этой ситуации Ленинградский политехнический институт не остался в стороне. В нем появились гуманитарный и юридический факультеты, факультет иностранных языков, международная высшая школа управления и т. д.

Общая обстановка в стране привела к тому, что количество специалистов, выходящих из стен Политехнического института, сначала уменьшилось (в 1994 году было выпущено 1942 специалиста, в 1999 году — всего 1108), а потом стало постепенно увеличиваться, что было обусловлено появлением новых факультетов и специальностей в университете, на которые был очень большой конкурс [12]. Например, в 2002 году конкурс на гуманитарный факультет составлял 5,56 человек на место (как было сказано ранее, максимальный конкурс в 1986 году был 2,5 человека на место), в то время как на технические специальности около 2 человек на место. Появившийся спрос привел к тому, что в университете широкое распространение получило обучение на коммерческой основе, причем именно на наиболее попу-

лярных специальностях. Так, например, на гуманитарный факультет в 2002 году было набрано 62 человека на бюджетные места и 131 человек на коммерческой основе. Можно отметить, что до сих пор подобная диспропорция сохраняется и даже увеличивается. В 2008 году на гуманитарном факультете на бюджетные места зачислен 31 студент, а на коммерческие — 140 [13]. В то же время на технических факультетах количество студентов, обучающихся на коммерческой основе, на порядок меньше, чем бюджетников. В конечном итоге это приводит к перекосу в подготовке специалистов и невозможности по окончании вуза найти рабочее место в соответствии с полученным образованием. В своем интервью корреспонденту газеты председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга ректор Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики В.Н. Васильев сказал: «Пирамиду образования, которая существовала в СССР и при которой 20 % выпускников школ поступали в вузы, 40 % шли в средние профессиональные учреждения, еще 40 % отправлялись в училища, — перевернули с ног на голову. В итоге на настоящий момент каждый 10-й студент в нашей стране — юрист» [14].

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (февраль 2009 года), по мнению 50 % опрошенных, выпускникам вуза сейчас очень тяжело найти работу по специальности, 24 % считают это практически невозможным, 2 % утверждают, что найти работу легко, а 12 % предполагают, что для этого достаточно приложить небольшие усилия [15]. Сложности с трудоустройством обусловлены широким развитием обучения на коммерческой основе в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Если в конце 1990-х годов в Санкт-Петербурге училось всего 280 тыс. студентов, то в 2009 году уже 458 тыс. (из них 190 тыс. учатся в государственных вузах на платной основе, 58 тыс. — в негосударственных) [16].

Конституция РФ, гарантируя доступ к высшему образованию лишь на конкурсной основе, признает невозможность обеспечить каждому гражданину его бесплатное получе-

ние. В условиях кардинальных изменений в общественной жизни, вызванных сменой общественно-политического строя и переходом к рыночной экономике, а также в связи с уменьшением финансирования системы высшего образования, оказавшегося практически на грани выживания, в России наряду с государственным широкое распространение получило негосударственное (на условиях полной компенсации затрат) высшее образование, которое стало быстро развиваться после принятия в 1992 году Закона РФ «Об образовании» [17] и в 1996 году Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [18]. Согласно государственной статистике, 45 % вузов России негосударственные и в них обучается почти 1 млн студентов — около 14 % их общего контингента [19]. По сведениям Счетной палаты РФ, бесплатно в государственных вузах в 1995 году обучались 91 % студентов, а в 2002 году всего 56 %, следовательно, почти половина студентов училась на платной основе [20].

С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой — до конца не определено, какая реформа образования нужна России и какое место в ней должно занимать негосударственное образование. Есть вузы, которые ставят своей главной целью извлечение прибыли в противовес качеству образования, что создает в общественном сознании негативный образ негосударственного образования. Этот тип образования сталкивается с множеством препятствий — существуют проблемы правового регулирования деятельности вузов, ведется недобросовестная конкуренция на рынке образовательных услуг, отсутствует четкая государственная политика в данной сфере, в том числе с учетом вхождения России в Болонский процесс. И это создает также объективные трудности с трудоустройством выпускников высших учебных заведений.

Очень острым был и остается вопрос о социально-психологической адаптации молодых специалистов на рынке труда. В ряде вузов в связи с этим даже вводится специальный курс [21]. Угроза безработицы для выпускников вузов стала одной из серьезных социальных проблем, связанных с измене-

ниями на рынке труда. Это происходит вследствие низкой конкурентоспособности выпускников, обусловленной недостатком у них профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации, практических навыков, инфантилизмом определенной части молодых людей, а также нежеланием руководителей вникать в социальные проблемы молодежи. Кроме того, трудности профессиональной самореализации выпускников вузов связаны с отсутствием у них четкой и целостной модели трудовой карьеры как системы социальных и экономических стандартов России.

Успешность адаптации выпускников вузов в профессиональной сфере зависит от многих факторов, в том числе от экономической ситуации в регионе, соответствия системы профессиональной подготовки специалистов потребностям рынка, а также от готовности молодых людей к эффективному поиску работы. Формирование социального поведения, адекватного внешним условиям и внутренним ресурсам личности, приведение социально-профессиональных характеристик человека в соответствие с требованиями рынка труда создают условия для улучшения адаптации молодежи на рабочем месте. Адаптацию можно рассматривать как непрерывный процесс активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно ли соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями, осознает ли мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться ухудшением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья человека. Успешность адаптации во многом связана с карьерным ростом выпускника вуза.

Факторы, определяющие характер карьеры [22], следующие: • психологические (личностные особенности человека, его целеустремленность, воля);

• макроэкономические (тип общественно-

экономических отношений);

• социальные (предоставляемые обществом возможности для осуществления карьеры).

Построение карьеры — это процесс профессионального самоопределения, представляющий собой череду возможностей выбора. Перед таким выбором человек оказывается несколько раз в жизни: после окончания школы, вуза, при переходе в другую профессиональную сферу деятельности [23]. Американский специалист по управлению персоналом Э. Штейн подчеркивал, что планирование карьеры — это медленное развитие самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей [24]. Процесс принятия решений относительно будущей карьеры требует тщательного и трудоемкого персонального планирования, взятия на себя ответственности за собственную судьбу. При этом под планированием карьеры понимается процесс постановки целей служебного развития и определения средств и методов их достижения.

Достижение определенного карьерного роста, продвижение по карьерной лестнице были актуальной задачей для выпускника высшего учебного заведения и в период существования СССР, и в период перестройки всей системы хозяйствования. Поэтому общие принципы построения карьеры характерны для обоих рассматриваемых исторических периодов. С точки зрения трудоустройства и адаптации выпускников вузов основное различие этих периодов состоит в том, что в новых условиях специалистам с высшим образованием приходится самостоятельно искать первое место профессиональной деятельности. Таким образом, в период реформирования народного хозяйства возникла вероятность остаться безработным даже специалисту высшей квалификации. По данным Минтруда РФ, среди безработной молодежи, зарегистрированной в 1996 году в органах службы занятости, каждый пятый являлся недавним выпускником учебного заведения (из них 39,5 % — окончившие школу, 34,5 % — ПТУ, 16,9 % — сред-

ние специальные учебные заведения, 6,4 % — вузы) [25]. Это означает, что проблема получения первой работы для молодежи была и остается актуальной. Невостребованность со стороны общества квалифицированного труда юного поколения порождала и порождает пессимистические настроения в молодежной среде. Эту проблему усугубляет неравенство возможностей социальной мобильности молодежи из различных регионов страны и социальных слоев, что приобретает особую остроту в условиях платного образования, удорожания стоимости проезда и снижения уровня жизни.

По данным социологических опросов работодателей России можно составить портрет идеального работника: квалифицированный работник соответствующего уровня и профиля, компетентный, ответственный, свободно владеющий своей профессией и ориентирующийся в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [21]. В условиях рыночной экономики выпускник вуза выступает как создатель и продавец своей рабочей силы. Именно эту функцию, к сожалению, не каждый специалист с высшим образованием может реализовать в полной мере. Особенно это трудно осознать из-за того, что ранее каждому было гарантировано первое рабочее место по специальности, а уже впоследствии выпускнику можно было предъявлять свои претензии и к самому рабочему месту, и к коллективу, в котором работает, и к качеству подготовки как специалиста. Поэтому высшее учебное заведение, которое заботится о сво-

их выпускниках, оказывает им существенную помощь в трудоустройстве, наиболее востребовано со стороны абитуриентов.

По мнению экспертов общества занятости «Триза», существует пять наиболее эффективных способов устройства на работу:

• поиск работы в изданиях, публикующих сведения о вакансиях;

• рассылка резюме в рекрутинговые агентства;

• публикация в специализированных изданиях своего объявления о поиске работы;

• участие в ярмарках вакансий и клубах профессионалов, регулярно организуемых рекрутинговыми компаниями;

• устройство по знакомству [26].

Судя по результатам социологических исследований, работу ищут в основном через родственников, друзей и знакомых (54 %), на втором месте находится рассылка резюме (35 %), на третьем — поиск через посредников (17 % получают работу с помощью ре-крутинговых агентств). Стоит заметить, что в рекрутинговых агентствах, как правило, ориентируются на подбор руководящих кадров или специалистов высокой профессиональной квалификации.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что без повышения внимания со стороны органов государственной власти города к проблемам трудоустройства и адаптации на рабочем месте выпускников высших учебных заведений невозможно снятие определенной напряженности у большой части студенческой молодежи, озабоченной своим будущим и не имеющей возможности полноценно учиться, так как еще в период обучения студенты вынуждены работать и параллельно искать место своей будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алонова, Е.А. Факторы, влияющие на адаптацию [Текст] / Е.А. Алонова // Проблемы формирования системы социальной адаптации и содействия трудоустройству учащихся и выпускников учреждений профессионального образования: мат. учебно-метод. семинара. — Саратов, 2001.

2. Социальное управление [Текст]: словарь / под ред. В.И. Добренькова. — М., 1994.

3. Шекшня, C.B. Управление персоналом в современной организации [Текст]: учебно-метод. пособие / C.B. Шекшня. - М., 1996.

4. Савельев, А.Я. Высшее образование в СССР [Текст] / А.Я. Савельев, В.М. Зуев, А.И. Галаган; общ. ред. Г.А. Ягодина. — М., 1990.

5. Об утверждении перечня специальностей вузов СССР [Текст]: приказ Минвуза СССР. № 790 от 17.11.1987 г.

6. Из истории Ленинградского ордена Ленина политехнического института [Текст]. — Л.: Изд-во ЛПИ, 1989.

7. Перечень факультетов и специальностей Ленинградского политехнического института 1986 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.balagurov.com/misc/politeh/artefacts/ perechen_fakultetov_i_specialnostej

8. Промышленность США XX в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/ sostam/5. shtml

9. Статистика [Электронный ресурс] // Сайт выпускников физико-механического факультета ЛПИ 1981 года. — Режим доступа: http://fmf81. narod.ru/Sostav/sostav.html

10. Образование, которое мы можем потерять [Текст] / под ред. В.А. Садовничего. — М., 2002.

11. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст]: учеб. пособие / В.Т. Лисовский. — СПб., 2000.

12. Выпуск специалистов 1994—2005 годов [Электронный ресурс] // Сайт Санкт-Петерб. гос. политех. ун-та. — Режим доступа: http://www.spbstu.ru/ academic/cont_grad.html/cont_grad.html

13. Результаты приема 2009 года [Электронный ресурс] // Сайт Санкт-Петерб. гос. политех, ун-та. — Режим доступа: http://www.spbstu.ru/abitur/ abitur5. html/свободный

14. Мы не хотели бы терять «профильных студентов» [Текст] // Вечерний Петербург. — 2009. — 16 апреля.

15. Люди, банки, работа и жилье в условиях финансового кризиса [Электронный ресурс] // Сайт Всерос. центра изучения обществ, мнения. — Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/ item/single/11369.html?no_cache= l&cHash=0a78386d57

16. В Петербурге число выпускников школ немногим больше количества бюджетных мест в вузах [Текст] // Вечерний Петербург. — 2009. — 16 апреля.

17. Об образовании [Текст]: федер. закон [принят Гос. думой 10 июля 1992 г.]. — № 3266-1.

18. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Текст]: федер. закон [принят Гос. думой 22 августа 1996 г.]. — № 125-ФЗ.

19. Растопшина, И.А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX — начале XXI в. [Текст]: автореф. дис. ... канд. ист. наук / И.А. Растопшина. — М., 2006.

20. О результатах проверки эффективности государственных расходов при реализации мероприятий по развитию российского образования за 2000—2002 годы [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2004. — № 13.

21. Задорожняя, И.И. Социально-психологическая адаптация выпускников вузов на рынке труда [Текст]: учеб.-метод, пособие / И.И. Задорожняя. — М.: Изд-во Моск. городского ин-та управления Правительства Москвы, 2003.

22. Филиппов, Ф.Р. Карьера [Текст]: Энцикл. социолог, словарь. — М., 1995.

23. Егоршин, А.П. Модель рабочего места и карьеры [Текст] / А.П. Егоршин // Кадры. — 1996. — № 12.

24. Десслер, Г. Управление персоналом [Текст] [пер. с англ.] / Г. Десслер. — М., 1997.

25. Лисовский, В.Т. Им жить в XXI веке [Текст]: полит, очерк //Аврора. — 1996. — № 11—12.

26. Пехтерева, Е.А. Профессии, пользующиеся наибольшим спросом на российском рынке труда, и перспективы самостоятельного трудоустройства [Текст] / Е.А. Пехтерева // Рынок рабочей силы в переходный период. Эконом, и социальные проблемы в России / под ред. В.Г. Быкова. — М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.