Научная статья на тему 'Востребованность, трудоустройство и сопровождение профессиональной карьеры выпускников'

Востребованность, трудоустройство и сопровождение профессиональной карьеры выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / КАРЬЕРА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / EMPLOYMENT / PROFESSIONAL FORMATION / CAREER / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капичникова Инна Юрьевна, Никитина Елена Александровна

В статье представлены основные направления и опыт работы по содействию трудоустройству выпускников и сопровождению их профессиональной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капичникова Инна Юрьевна, Никитина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Востребованность, трудоустройство и сопровождение профессиональной карьеры выпускников»

сточной Сибири [Текст] / Л. А. Петров // Великий Октябрь и Восточная Сибирь: Материалы юбилейной научно-теоретической конференции 15-17 июня 1967 г. / под ред. Л. А. Петрова. - Иркутск, 1968. - С. 129 - 130.

7. Годовые отчеты о работе юридического факультета ИГУ и его кафедр за 1967 - 1968 учеб. год [Текст] // ГАИО. Ф. Р - 71. Оп.1. Д. 2110. Л.1-6.

8. Зуляр, Ю. А. Развитие юридического факультета ИГУ в 1971-1985 годах // Юридический институт Иркутского государственного университета. История юридического образования в ИГУ. 1918-2004. [Текст] / Ю. А. Зуляр. - Иркутск, 2004. - С. 55-57.

9. Концепция развития юридического образования в СССР [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. — 1989. — № 6. — С. 26 - 27.

10. Орзих, М. Ф. Вузовская юридическая наука в условиях перестройки высшего образования: организационный опыт и проблемы [Текст] / М. Ф. Орзих // Изв. вузов. Правоведение. — 1988. — № 3. — С. 3-11.

11. Пертцик, В. Вопросы развития юридического образования в Восточной Сибири [Текст] / В. Пертцик // Советская юстиция. — 1965. — № 15. — С.11.

Внимание: опыт Калинникова Инна Юрьевна

Кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Никитина Елена Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 65.9(2)240 УДК 378.374

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ, ТРУДОУСТРОЙСТВО И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ

В статье представлены основные направления и опыт работы по содействию трудоустройству выпускников и сопровождению их профессиональной карьеры.

Ключевые слова: трудоустройство, профессиональное становление, карьера, профориентация.

DEMAND, EMPLOYMENT AND SUPPORT OF GRADUATES’ PROFESSIONAL CAREER

The article shows some basic directions and experience of graduates’ employment and support of their professional career.

Key words: employment, professional formation, career, vocational guidance.

Общее направление реформ экономической и социальной жизни в нашей стране не только изменило систему мировоззренческих ориентаций совре-

менной молодежи, но и внесло определенные коррективы в ее установки на получение высшего образования.

Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда.

В условиях рыночной экономики наиболее привлекательным работником для работодателя является молодой специалист, обладающий не только фундаментальными знаниями по специальности, но, в первую очередь, набором компетенций, необходимых для быстрой адаптации выпускника на рынке труда. Поэтому одним из ведущих направлений в деятельности университета является работа по трудоустройству выпускников и сопровождению их профессиональной карьеры. В связи с этим важным показателем эффективности деятельности вуза является востребованность выпускников на региональном и российском рынках труда.

Естественно, что каждый представитель молодого поколения в перспективе хочет, чтобы работа была престижной, то есть перспективной и хорошо оплачиваемой. Поэтому оценка престижности будущей профессии оказывает основное влияние на принятие решения о получении того или иного образования. Исходя из предъявляемых требований, российская высшая школа призвана создать качественно новую образовательную систему, способную обеспечить реальное взаимодействие специалистов в глобальном мировом пространстве, включающем в себя сочетание культур, что в первую очередь отводит особую роль в ней межкультурной коммуникации. Проблема содействия трудоустройству выпускников в условиях отсутствия нормативной базы, предполагающей систему обязательного распределения молодых специалистов, является особенно актуальной.

На наш взгляд, комплексная технология содействия трудоустройству выпускников университета включает три этапа и ориентирована на последовательное решение следующих задач:

1. довузовский: профессиональная ориентация и повышение качества подготовки учащихся;

2. вузовский: включает два компонента

> начальный - развитие профессионального потенциала; личностноориентированное социально-психологическое сопровождение; формирование специалиста;

> предвыпускной - обучение технологии трудоустройства; повышение профессиональной мобильности;

3. послевузовский: информационная, психологическая, образовательная поддержка выпускников.

Для реализации технологии в целом или отдельных ее этапов и составляющих в университете созданы специализированные структуры (отдел профориентационной работы, отдел практики, Центр содействия трудоустройству, центр дополнительного образования, лаборатории).

В своем стремлении соответствовать международным стандартам в сфере образования, их требованиям система образования характеризуется поиском и утверждением новых подходов к обучению различным дисциплинам и специальностям, которые призваны наиболее полно отвечать насущным потребностям как реформируемого российского общества, так и каждого индивида. Само признание удовлетворения индивидуальных потребностей как приоритетного направления системы образования в ГОУ ВПО ИГЛУ является свидетельством пересмотра целевых ориентиров.

Основная цель деятельности центра - содействие трудоустройству, профессиональному развитию и карьерному росту студентов и выпускников университета через учебно-методическое, информационное, научное сопровождение и деловое сотрудничество. Эта цель достигается через проведение, в первую очередь, работы с выпускниками и студентами: содействие трудоустройству и помощь в адаптации молодежи вуза к современным условиям рынка труда и новым профессиональным требованиям, а также сотрудничество с работодателями и партнерами (взаимодействие с учреждениями-работодателями, проведение ярмарок вакансий, согласование договорных отношений с различными фирмами и организациями). Кроме того, разрабатываются и реализовываются программы и проекты, направленные на профессиональное развитие молодых специалистов университета. Центр содействия трудоустройству занимается маркетингом и PR-деятельностью: изучение кадровых тенденций, анализ и прогнозирование потребностей работодателей, изучение спроса на специалистов по профилю университета. Проводит мониторинг профессиональных предпочтений студентов и результатов трудоустройства выпускников вуза, осуществляет PR-мероприятие, обеспечивающие распространение информации о кадровых возможностях университета, что, в свою очередь, повышает позиционирование университета, ориентированного на подготовку конкурентоспособных специалистов. Вместе с тем в сферу деятельности центра входит ИКТ-сопровождение: информационная поддержка карьерного продвижения студентов и выпускников университета; ведение страницы «Центр содействия трудоустройству» на сайте университета, разработка баз данных вакансий и соискателей, дистанционный консалтинг.

Приоритеты деятельности Центра:

1. Повышение конкурентоспособности и адаптивности выпускников университета к реальным условиям профессиональной деятельности.

2. Учет запросов работодателей и особенностей современного рынка труда при подготовке выпускников-специалистов.

3. Внедрение современных технологий, содействующих эффективному трудоустройству и карьерному продвижению выпускников университета.

Работа по трудоустройству выпускников осуществляется одновременно в нескольких направлениях: анализ заявок работодателей на трудоустройство выпускников; заключение целевых договоров с работодателями на подготовку квалифицированных кадров; контакты с выпускниками прошлых лет преподавателей кафедр и сотрудников университета; самостоятельный поиск студентами рабочих мест.

В настоящее время из общего количества окончивших вуз около 97,5 % выпускников остаются работать в различных сегментах рынка труда Иркутской области. Более 60% выпускников университета составляют выпускники педагогических специальностей — учителя иностранных языков, педагоги-воспитатели дошкольных учреждений, учителя безопасности жизнедеятельности. Более 85% учителей иностранных языков Иркутской области являются выпускниками университета. При этом, несмотря на реформирование образования и демографический спад, число заявок на выпускников университета от органов образования остается стабильным.

Рис 1. Динамика заявок на выпускников университета

Причины подобной стабильности, на наш взгляд, заключаются в ряде следующих факторов:

1. Повышение заработной платы в системе образования

2. Неизменная потребность рынка образовательных услуг в преподавателях иностранных языков, с одной стороны, и общая тенденция в обществе к изучению иностранных языков — с другой.

3. Улучшение условий труда учителя (компьютеризация школ, обеспечение их программными средствами и оргтехникой, современными методическими разработками и др.).

4. Целенаправленная работа университета по трудоустройству выпускников и сопровождению их профессиональной карьеры.

Около 70% выпускников педагогических специальностей работают преподавателями в общеобразовательных школах Иркутской области, в негосударственных образовательных учреждениях в высших учебных заведениях г. Иркутска (ИГУ, ИГЛУ, ИрГТУ, БГУЭП и др.). Свыше 35 % используют полученное лингвистическое образование, применяя свои знания в переводческой сфере деятельности.

Рис. 2. Диаграмма трудоустройства выпускников

Выпускники непедагогических специальностей — «Реклама», «Связи с общественностью», «Менеджмент организации», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Теоретическая и прикладная лингвистика», «Перевод и переводоведение», «Регионоведение» — составляют около 40% от общего количества выпускников. Особое внимание хотелось бы обратить на специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления», которая была открыта в 2003 г., и первый выпуск специалистов (14 человек) состоялся в 2008 г. По данным о трудоустройстве, 100% выпускников «Документоведения и документационного обеспечения управления» работают по специальности. Кроме того, в ЦСТВ регулярно поступают заявки от работодателей на выпускников-документоведов, подготовленных ГОУ ВПО ИГЛУ.

Около 90% выпускников обозначенных специальностей работает по своему профилю подготовки в организациях и на предприятиях Иркутской области. Из диаграммы трудоустройства выпускников, представленной на рис. 2, видно, что процент трудоустройства выпускников в течение последних пяти лет стабильно возрастает. Причины подобного роста, как показал опрос, следующие:

1. Наличие языковых специальностей в вузе, остро востребованных на рынке труда.

2. Высокий уровень подготовки специалистов.

3. Проводимая в вузе работа по трудоустройству выпускников по договорам с предприятиями и организациями различных форм собственности.

4. Активная работа центра содействия трудоустройству выпускников.

Проведенный опрос среди выпускников показывает, что направления подготовки (специальности) университета оказываются наиболее эффективными в том случае, когда реализуется программа дополнительного образования. В ГОУ ВПО ИГЛУ обязательное обучение двум иностранным языкам студентов каждой специальности повышает конкурентоспособность выпускников университета на рынке труда.

Востребованность выпускников за последние пять лет представлена в таблице 1.

Таблица 1

Востребованность выпускников 2004-2009 уч. год

Год Выпускников, направленных на работу Заявок на подготовку от количества выпускников Выпускников, работающих в Иркутской области

2004 95% 76% 79%

2005 95,6% 74% 81%

2006 96% 72% 78%

2007 97% 73% 77%

2008 97,5% 75% 82%

2009 98% 75,5% 82%

Рис. 4. Соотношение трудоустроенных выпускников, обучавшихся по целевым договорам, к общему количеству выпускников

В университете предусмотрена подготовка специалистов по целевым заявкам глав местной исполнительной власти и гарантийным письмам образовательных учреждений с целью удовлетворения потребности образовательных учреждений в высококвалифицированных кадрах. Количество трудоустроенных выпускников, обучавшихся по целевым договорам, показана в диаграмме (рис. 4).

Проводимая университетом работа по трудоустройству выпускников способствует:

• предоставлению выпускникам широкого выбора вакансий в сегментах рынка труда социальной сферы и, прежде всего, системы образования;

• повышению трудоустройства выпускников в сфере профессиональной деятельности в соответствии с полученной специальностью;

• подготовке выпускников к особенностям трудоустройства;

• установлению партнерских отношений университета с работодателями.

Исходя из обозначенных показателей, надо отметить, что выпускники ГОУ

ВПО ИГЛУ, в целом, востребованные специалисты на рынке труда. Университет старается быстро реагировать на любые изменения спроса и предложения на рынке труда, этим и объясняется открытие новых направлений подго-

товки и специальностей. Эффективность работы университета в этом направлении во многом зависит от предложений к проекту контрольных цифр приема в образовательные учреждения профессионального образования, которые формируются не только с учетом складывающейся демографической ситуации, но и с учетом потребности рынка труда и анализа трудоустройства выпускников. Вместе с тем процент трудоустроенных выпускников от общего количества является одним из показателей востребованности образовательных услуг университета и главным аргументом выбора абитуриентов.

Жданко Татьяна Александровна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 65.9(2Р-4Ир)240 УДК 378.374

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПЕ ДАГОГИКИ ГОУ ВПО ИГЛУ)

В статье представлены основные направления работы кафедры по решению проблемы трудоустройства выпускников педагогических специальностей ИГЛУ: создание информационной системы, экспертно-аналитическое сопровождение процесса практической подготовки, формы и методы взаимодействия с потенциальными работодателями, оптимизация содержания и организации профессиональной подготовки по педагогическим дисциплинам.

Ключевые слова: трудоустройство, взаимодействие с работодателями, оптимизация содержания профессиональной подготовки.

WAYS TO SOLVE AN EMPLOYMENT PROBLEM OF PEDAGOGICAL

QUALIFICATION GRADUATES

(FROM THE EXPERIENCE OF THE PEDAGOGICS DEPARTMENT IN IRKUTSK STATE LINGUISTIC UNIVERSITY)

The article reflects the main directions to solve an employment problem of the pedagogical qualification graduates from the pedagogics department experience, such as: informational system development, expert and analytical support of the practical training, the forms and methods of cooperation with potential employers, the optimization of the content and the organization of professional training for those studying at the pedagogical disciplines.

Key words: employment, cooperation with employers, optimization of the professional training content.

Сегодня происходит, по утверждению Г. Перкина, третья профессиональная революция, начало которой он датирует 1970-ми годами, когда глобаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.