-►
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.1
С.Г. Лагушкин
СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ ЛЕНИНГРАДА: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в 70-80-е годы хх века
В 2007 году мы уже обращались к данной теме [1]. Был сделан вывод о том, что Совет ректоров нашего города занимает важное место в формировании региональной государственно-общественной системы управления вузами. В 2012 году исполняется 40 лет со дня создания этих организаций в стране, в том числе и в Ленинграде — Санкт-Петербурге. В связи с этим целесообразно более подробно остановиться на конкретных деталях в деятельности Совета в 70-х — 80-х годов ХХ века.
Государственная политика СССР в сфере высшего образования в тот период исходила из политических и стратегических целей развития советского общества, которые формулировались политическим руководством страны и партией в целом. Приоритетом образовательной политики была признана ориентация высшего образования на обеспечение научно-технического прогресса. В связи с этим Министерством высшего и среднего специального образования СССР (Минвуз СССР) в конце 60-х годов начинается поиск путей по усовершенствованию системы управления вузами, ее децентрализации. Первой и, как показало время, весьма удачной попыткой в этом направлении стало создание региональных научно-методических советов, которые замыкались на Научно-методическое управление Минвуза РСФСР. Всего было создано 10 региональных советов, в том числе Северо-Западный, располагавшийся в Ленинграде [2]. Его базой стал Технологический институт имени Ленсовета*, а председателем — ректор этого вуза Валентин Борисович Алесковский.
* Здесь и далее наименования вузов города приводятся в соответствии с реальным временем событий.
Основную же роль координатора и организатора деятельности высшего образования продолжала играть система партийно-государственных органов. Интересные данные содержатся в диссертационном исследовании Г.А. Быковской [3, с. 24]. Впервые Отдел науки был учрежден при Управлении пропаганды и агитации ЦК КПСС 22 мая 1942 года. Затем последовала череда реорганизаций, в результате которых в конце концов был создан самостоятельный Отдел науки и учебных заведений. Это было в 1955 году.
Изменения структур территориальных партийных органов осуществлялись одновременно с реорганизацией структур ЦК партии в направлении сочетания функционального и производственно-отраслевого принципов и преследовали цель, помимо улучшения решения организационных, кадровых и идеологических вопросов, усиления партийного руководства в области экономики, социальной сферы и культуры [4, с. 134]. В 1965 году Отдел науки и учебных заведений создается в Ленинградском обкоме партии, а в 1969 году — в Ленинградском горкоме [5, с. 84, 470]. В создании Совета ректоров в городе именно эти партийные структуры были самыми заинтересованными. И в дальнейшем, до 1991 года, между ними и Советом были налажены тесные деловые партнерские отношения. Только один факт: за период с 1975-го по 1990 год в обкоме и горкоме было рассмотрено более 20 вопросов, связанных с проблемами высшей школы, и хотя часто их формулировка имела идеологическую, партийную окраску, по сути они затрагивали профессиональные стороны деятельности высших учебных заведений**.
** Подсчитано автором по: ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Ленинградский областной комитет партии, Ф. 25. Ленинградский городской комитет партии.
18 июля 1972 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» [6, с. 255—262], которое в определенном смысле можно расценивать как движение по пути формирования новой, более демократической системы управления высшим образованием. Она предусматривала более широкое участие в процессе принятия решений прежде всего руководителей высших учебных заведений. В постановлении была определена система мер, направленных на улучшение руководства высшими учебными заведениями и координацию их деятельности, совершенствование учебного процесса, повышение эффективности научной работы, улучшение подготовки и использования научно-педагогических кадров. Документ охватывал практически все сферы и направления работы отечественной высшей школы.
Было признано целесообразным создать в крупных вузовских центрах советы ректоров высших учебных заведений, возложив на них координацию деятельности вузов, обобщение и распространение положительного опыта по организации учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы, повышению квалификации преподавателей.
До конца 1972 года Министерством высшего и среднего специального образования СССР были разработаны и осуществлены практические шаги по реализации мер, предусмотренных этим документом, в том числе было подготовлено «Положение о Совете ректоров высших учебных заведений (утверждено приказом министра от 29 декабря 1972 г. № 926) [7, с.11].
Положением о Совете ректоров определялись основные цели и задачи, направления деятельности, а также типовая структура и полномочия этого органа.
Наряду с традиционной для того периода отечественной истории идейно-политической составляющей, предусматривавшей активное участие руководителей вузов в реализации политики КПСС в области высшего образования и в коммунистическом воспитании молодежи, перед Советами ректоров ставились также важные организационные и практические задачи в области высшего профессионального образования.
Вот некоторые из них:
разработка предложений по дальнейшему развитию высшего образования в конкретном регионе;
организация взаимного изучения и обмена опытом работы вузов;
координация разработки комплексных научных проблем, выполняемых вузами, научно-исследовательской работы студентов и проведение смотров студенческих работ;
объединение усилий вузов по повышению квалификации преподавателей, организации их стажировки на предприятиях, в учреждениях региона;
усиление связи вузов с предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам производственной практики студентов и стажировки выпускников, изучение использования молодых специалистов в отраслях народного хозяйства;
объединение усилий вузов в развитии межвузовской учебно-научной базы;
координация работы вузов по профессиональной ориентации молодежи, организации деятельности подготовительных курсов и отделений, проведению приема на первый курс и др.
Одним из социально значимых направлений деятельности Советов также была разработка мер и предложений по улучшению жилищно-бытовых условий, культурного и медицинского обслуживания студентов, спортивно-массовой работы в вузах.
Советы ректоров на основании этого положения и с учетом региональных особенностей формировались в конце 1972 — начале 1973 годов.
29 декабря 1972 года Минвуз СССР своим приказом № 926 утвердил состав Совета ректоров Ленинграда и его первого председателя — Валентина Борисовича Алесковского [8], который возглавлял это пост до 1977 года и покинул его в связи с назначением ректором Государственного университета им. А.А. Жданова. Его сменил Александр Александрович Вавилов, ректор Электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина), к сожалению, преждевременно скончавшийся в 1983 году. С 1984-го и до 1993 года Совет возглавлял Анатолий Петрович Лукошкин, ректор Института авиационного приборостроения. Это были весьма уважаемые люди, снискавшие личный авто-
ритет среди научной и педагогической общественности, известные организаторы высшего образования не только в масштабах города, но и за его пределами.
Валентин Борисович Алесковский (1912— 2006 гг.). Ректор Технологического института им. Ленсовета (1965—1975 гг.), ректор Государственного университета им. А.А. Жданова (1975— 1985 гг.). Активный участник Великой Отечественной войны, был ранен под Пулковом. Член корреспондент РАН, создатель и руководитель научной школы в области химии твердого тела, среди его учеников — многие известные ученые и деятели. Валентин Борисович оказывал большое внимание и поддержку перспективным ученым в их делах и начинаниях. Одним из них был Борис Вениаминович Гидаспов, член-корреспондент РАН, директор Государственного научно-исследовательского института прикладной химии, последний первый секретарь Ленинградского обкома КПСС.
Александр Александрович Вавилов (1922— 1983 гг.). Ректор Электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина) (1968-1983 гг.). Член-корреспондент АН СССР. Активный участник Великой Отечественной войны. В студенческие годы секретарь парткома института. По мнению профессора Ю.М. Таирова, будучи сам талантливым ученым, ректор всесторонне поддерживал актуальные направления исследований, проводимых в ЛЭТИ, — они и теперь успешно развиваются в университете. Это кибернетика, информатика, микроэлектроника, радиоэлектроника, комплексная автоматизация и другие новые для того времени области науки. При нем в ЛЭТИ царили атмосфера новаторства, творчества, а в некоторых областях — и превосходство [9].
Лукошкин Анатолий Петрович (1929 г. р.). Ректор Института авиационного приборостроения (1978-1999 гг.). Доктор технических наук, профессор. Инициатор и руководитель многих научных направлений в области радиотехнических систем, их многоканальной помехозащищенности. В начале 80-х годов прошлого века ЛИАП был в числе наиболее динамично развивающихся вузов. В 1979 году — председатель комиссии Совета ректоров по научной работе студентов, в 1981 году возглавил Совет по научной работе.
К числу важнейших особенностей, определявших условия и характер работы Совета ректоров
вузов Ленинграда, можно отнести: крупные масштабы вузовского центра, ведомственную разобщенность учебных заведений (19 министерств и ведомств), сложность и остроту региональных проблем, связанных с ролью высшей школы в решении задач социально-экономического развития города, области и Северо-Западного региона.
На момент начала деятельности Совета ректоров в городе было 41 высшее учебное заведение и 2 филиала московских вузов. В них обучались 273,6 тысяч студентов, трудились 30 тысяч научно-педагогических работников, из которых 1690 имело ученую степень доктора наук и 9700 — кандидата наук. Из 41 вуза только 3 были подведомственны Минвузу СССР и 17 — Минвузу РФ, остальные 17 министерств и ведомств имели по одному-двум высшим учебным заведениям. Ниже предложена таблица, в некотором роде характеризующая потенциал вузов на протяжении почти двадцати лет ХХ века. Справочно приведены данные Комитета по науке и высшей школе на начало 2012 г. [10, с. 132].
На эффективность работы Совета большое влияние имели и заместители председателя Совета. Особенно это было важно в моменты смены руководства. Первыми заместителями были Константин Павлович Селезнев, ректор Политехнического института, и Александр Александрович Вавилов. Они также возглавляли советы — соответственно по техническим наукам и по учебно-методической работе. В дальнейшем заместителями председателя были Владимир Александрович Проскуряков (ректор Технологического института имени Ленсовета), Дмитрий Михайлович Ростовцев (ректор Кораблестроительного института), Юрий Сергеевич Васильев (ректор Политехнического института). В разные годы обозначенного периода времени практически все ректоры, а в особых случаях и проректоры, деканы, руководители подразделений крупных вузов, возглавляли советы по направлениям, вели тот или другой участок работы в комиссиях и секциях.
К концу 70-х — в 80-х годах это выглядело следующим образом.
Учебно-методический совет возглавляли: А.А. Вавилов, А.И. Киприанов (Лесотехническая академия), Ю.С. Васильев. Комиссиями в нем руководили В.И. Тимохин, Д.В. Пузанков (Электротехнический институт), В.Р. Окороков, Г.В. Симаков (Политехнический университет),
Показатели вузов Ленинграда — Санкт-Петербурга
Показатели 1972 год 1990 год 2011 год
Государственные вузы 41 41 51
Негосударственные вузы - 2 43
Профессорско-преподав. состав 30,0 тыс. чел 33,2 29,5 тыс. чел.*
Доктора наук 1690 2600 5000 *
Кандидаты наук 9,7 тыс. чел. 17,7 тыс. чел. 16,0 тыс. чел*
Кол-во студентов всех форм обучения в государственных вузах 273,6 тыс. чел. 265,2 тыс. чел. 351,7 тыс. чел.
Кол-во студентов в негосударственных вузах — — 49,2 тыс. чел.
Прием на 1 курс 79,7 тыс. чел. 53 тыс. чел.
Выпуск 39,4 тыс. чел. 22,14 тыс.чел.** 92,4 тыс. чел.
* Приведены общие цифры по системе высшего и среднего профессионального образования города ** Количество выпускников только дневного отделения
Л.А. Вербицкая, Ю.Р Перов (Государственный университет), А.И. Киприанов, В.И. Онегин (Лесотехнический институт), Б.Б. Кудряшов, С.А. Суворов (Горный, Технологический институты), В.П. Панов, В.В. Гурецкий (СевероЗападный политехнический институт), Е.П. Малютина (Государственный университет), Н.П. Смирнов, Л.Н. Карлин (Гидрометеорологический институт), В.С. Кабаков (Инженерно-экономический институт), В.Н. Боронин (Политехнический институт).
Совет по коммунистическому воспитанию возглавляли: Д.М. Ростовцев А.Д. Боборыкин, Л.А. Вербицкая (Кораблестроительный, Педагогический институты, Государственный университеты). Комиссиями при нем руководили Г.В. Воронцов (Государственный университет), Е.Я. Зазерский (Институт культуры), Г. А. Давыдов (Инженерное морское училище), Л.И. Королев (Государственный университет), В.Д. Кобецкий, Н.С. Гордиенко (Государственный университет, Педагогический институт), В.У. Агеевец (Институт физической культуры), А.И. Михайлушкин (Инженерно-экономический институт), И.И. Орехов (Технологический нсти-тут холодильной промышленности), К.Н. Дьяков, И.В. Проскудин (Институт инженеров железнодорожного транспорта ).
Совет по научной работе возглавляли К.П. Селезнев, Ю.И. Уханов (Политехнический
институт), А.П. Лукошкин, О.В. Алексеев (Электротехнический институт). Комиссиями при нем руководили В.Т. Пуляев, В.Н. Красильников (Государственный университет), В.М. Николаев,
A.К. Григорьев (Политехнический институт), Ю.М. Таиров, А.Д. Викторов (Электротехнический институт), А.И. Муравьев (Финансово-экономический институт), Л.Я. Терещенко,
B.Е. Романов (Институт текстильной и легкой промышленности), Н.Ф. Бондаренко (Сельскохозяйственный институт), С.В. Кулаков (Институт авиационного приборостроения), А.С. Ду-дырев, С.П. Меркурьев (Технологический институт, Государственный университет),
A.Э. Янчевский (Электротехнический иститут), Н.М. Проскуряков (Горный институт); Е.В. Кульков, Ю.П. Савельев (Военно-механический институт), К.Ф. Пузыня (Инженерно-экономический институт).
Совет по перспективному планированию и материально-техническому обеспечению возглавлял Ю.А. Лавриков (Финансово-экономический институт). Его комиссиями руководили — О.Б. Цветков (Технологический институт холодильной промышленности), Д.М. Ростовцев,
B.П. Ильин, Г.Н. Шоршнев (Инженерно-строительный институт), К.С. Коровин, В.А. Гуляев (Торгово-экономический институт), С.В. Алексеев, Р.С. Орлов (Санитарно-гигиенический медицинский институт).
Совет по контролю за приемом в вузы возглавляли Л.Я. Терещенко, О.А. Терентьев (соответственно Институты текстильной и легкой промышленности, Технологический целлюлозно-бумажной промышленности). Комиссиями при нем руководили С.В. Рябченко, В.А. Суслов, О.И. Яковлева, А.А. Томашевский, И.Л. Мовсесян, (Технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности), В.А. Коноваленко (Электротехнический институт), Н.В. Виноградова (Институт авиационного приборостроения приборостроения).
Совет по контролю за деятельностью в студенческих общежитиях возглавлял И.И. Орехов. Его комиссиями руководили А.Н. Царицын (Государственный университет), С.М. Устинов (Политехнический институт).
Совет по гуманитарному образованию возглавлял В.П. Яковлев (Институт театра, музыки и кинематографии).
Структура Совета ректоров, которая из года в год совершенствовалась, изменялась в соответствии с велением времени и задачами, которые оно ставило перед высшим образованием, напрямую была связана с направлениями его деятельности.
Первые состав президиума и организационная структура Совета были утверждены 26 сентября 1973 года и объявлены на расширенном пленарном заседании, которое проводилось в Актовом зале ЛПИ. К этому моменту Совет сформировался практически полностью, определились основные направления его работы. В структуру Совета были включены действовавшие ранее в городе подразделения Северо-Западного научно-методического Совета Минвуза РСФСР, некоторые городские специализированные комиссии и советы, имевшие непосредственное отношение к высшей школе. Основными структурными звеньями стали: президиум и специализированные советы и комиссии по направлениям деятельности. В практику вошли проведение в течение учебного года от двух общих пленарных заседаний Совета и до десяти заседаний его президиума.
Ректор Государственного университета профессор Г.И. Макаров возглавил совет по естественным наукам. В этом же университете начал работать под руководством проректора профессора Л.И. Селезнева совет по общественным и гуманитарным наукам. Совет занимался вопро-
сами, представлявшими особый интерес для идеологических партийных структур, — мировоззренческим содержанием общенаучных и, что интересно, специальных дисциплин. Одновременно с созданием учебно-методического совета в его состав была введена комиссия по контролю за ходом приема в вузы, действовавшая в городе уже много лет. Работой комиссии руководил ректор Горного института профессор Л.Н. Кель. В поле зрения комиссии были не только непосредственно прием на первый курс, его организационное и методическое обеспечение, но и работа по профориентации, деятельность подготовительных отделений и многое другое.
Существенную роль в формировании и становлении Совета ректоров наряду с Университетом им. А.А. Жданова, Технологическим им. Ленсовета и Электротехническим им. Ульянова (Ленина) институтами сыграл Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина. На базе ЛПИ формировались одни из основных структур — совет по техническим наукам, а затем совет по научной работе и учебно-методический совет. В разные годы в период 70-х — 80-х годов ХХ века в Совете трудились многие политехники: В.Р. Окороков и Г.В. Симаков в учебно-методическом совете возглавляли секцию научно-методического обеспечения учебного процесса; В.Н. Боронин возглавлял комиссию по проблемам подготовки специалистов для зарубежных стран; В.М. Николаев и А.К. Григорьев в совете по научной работе возглавляли секцию по прикладным исследованиям и координации деятельности проблемных и отраслевых лабораторий; В.А. Коноваленко в совете по контролю за приемом в вузы возглавлял комиссию по координации деятельности подготовительных отделений; С.М. Устинов в совете по контролю за деятельностью в студенческих общежитиях возглавлял комиссию по жилищно-бытовым проблемам.
В работе комиссий и секций Совета принимали участие не только руководители института. Деканы ведущих факультетов, многие заведующие кафедрами включались в состав временных групп, готовивших вопросы для обсуждения на пленарных заседаниях и заседаниях президиума Совета ректоров.
Впервые организационная структура Совета ректоров вузов Ленинграда как официальный документ встречается в виде Приложения к от-
чету о его работе за 1974/1975 учебный год [11]. Надо полагать, что в ее основе лежала типовая структура, содержавшаяся в утвержденном ранее Минвузом СССР Положении о Совете ректоров. Она состояла из Президиума, 6 специализированных советов и 3 комиссий. Существовавшие в этот момент секции (а их реально было 4) в структуру не вошли (Приложение 1). В качестве комментария можно отметить следующее. По сравнению с 1973 годом произошли следующие изменения: совет по техническим наукам возглавил профессор Ю.И. Уханов; комиссию по контролю за ходом приема в вузы — профессор Л.Я. Терещенко. Были созданы новые советы: по повышению квалификации (профессор А.Д. Боборыкин) и по научной работе студентов (профессор Е.А. Непомнящий). Данная структура не в полной мере отвечала многообразию направлений деятельности вузов и нуждалась в дальнейшем развитии. Уже через год она была расширена (Приложение 2). При сохранении количества советов по направлениям и комиссий значительно увеличилось число секций — до 20, в совете по научной работе студентов созданы отделы, а в комиссии по работе в студенческих общежитиях — сектора. Кроме того, в структуре выделялась связь Совета ректоров с Северо-Западным научно-методическим советом. В то же время вне поля зрения совета по общественным и гуманитарным наукам оставались социально-экономические, социокультурные науки. Скорей всего, совет по научной работе студентов либо копировал городской совет по НИРС, либо просто вводил его под свою эгиду.
В соответствии с приказом № 653 от 9 июня 1977 г. министра высшего и среднего специального образования СССР был утвержден новый состав Совета ректоров [12]. В него входили 41 ректор, представители партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций. Кроме того, членами Совета были главный инженер ЛЭО «Электросила», директор производственного объединения совхозов, заместитель начальника политотдела Ленинградской военно-морской базы, заместитель директора института математики АН СССР, заведующий отделом газеты «Ленинградская правда» и 4 студента. Необходимо сделать следующее уточнение. В 70-х—80-х гг. прошлого века Совет ректоров представлял собой общественную организацию
только теоретически. Все члены Совета входили в него по должности. Вновь назначаемые ректоры автоматически становились членами Совета.
Одновременно были внесены изменения в структуру Совета ректоров. К основным подразделениям были отнесены: президиум, специализированные советы по основным направлениям деятельности вузов, их комиссии и секции (Приложение 3). Как отдельное структурное звено выделялся секретариат Совета. Впервые с момента создания Совета ректоров были подробно определены полномочия, сферы влияния, периодичность мероприятий, которые регламентировались по положению, для каждого структурного звена (от президиума до секретариата) специализированных советов. Кроме того, был создан единый совет по научной работе под руководством К.П. Селезнева, в который вошли на правах комиссий советы по общественным и гуманитарным наукам, по техническим наукам и вновь созданная комиссия по медицинским наукам.
Очередной приказ Минвуза СССР № 1042 от 22 сентября 1980 года, утвердивший новый состав Совета ректоров города, не внес каких-либо изменений в структуру [13]. Однако весной 1981 года произошла, на наш взгляд, некоторая «перегруппировка сил». Усилился блок, связанный с научной работой вузов. Константин Павлович Селезнев, оставаясь заместителем председателя, стал курировать вузовскую науку, а совет по научной работе возглавил Анатолий Петрович Лукошкин. Сформированная структура стала базовой для последних десяти лет работы советского Совета ректоров.
Дальнейшее развитие структура получила в середине и в конце 80-х годов (Приложения 4, 5). В ней нашли свое отражение процессы, вызванные принятым государством курсом на перестройку, внедрение новых методов управления с целью интенсификации экономики, демократические преобразования в обществе.
Из заметных нововведений в структуре нужно отметить:
преобразование комиссии по контролю за приемом в вузы города в совет;
создание в совете по научной работе секций по реализации целевых программ — общесоюзной Продовольственной программы и территориально-отраслевой «Интенсификация — 90», а в совете по перспективному планированию
и материально-техническому обеспечению — секции по кадровому сопровождению программы «Интенсификация-90»;
из Совета ректоров был выведен Северо-Западный научно-методический совет в связи с практическим прекращением деятельности.
В таком виде Совет ректоров Ленинграда, его структурные подразделения вошли в 1991 год.
За 20 лет только на пленарных заседаниях Совета было рассмотрено около 30 стратегических вопросов. Они были посвящены состоянию учебной и научно-исследовательской работы, подготовке научно-педагогических кадров, их аттестации, материально-технической базе и перспективам ее развития. Предварительное глубокое изучение проблем с привлечением широкого круга вузовской общественности, представителей академической и отраслевой науки, крупных предприятий и организаций позволяло принимать взвешенные, реалистичные решения, вырабатывать конкретные рекомендации. Достаточно часто подготовленные документы ложились в основу постановлений региональных партийных органов, использовались государственными органами управления высшей школой для решений в масштабах государства и республики. Изучался опыт работы проблемных и отраслевых лабораторий, межотраслевых научно-исследовательских лабораторий, достижения вузов по установлению прямых контактов между высшей школой, промышленностью, отраслевой и академической наукой. Значительное внимание было уделено анализу качества преподавания естественных наук в технических вузах. В начале 70-х годов начинают свою историю постоянно действующие семинары профессорско-преподавательского состава по методике преподавания фундаментальных дисциплин (математика, физика, химия). Многие из них существуют и в настоящее время. Не менее важные вопросы деятельности вузов обсуждались также на заседаниях президиума Совета и специализированных советов. Однако только этим работа не ограничивалась. Руководители Совета, ректоры высших учебных заведений принимали участие в работе Совета экономического и социального развития города и области. Очевидно значение Совета ректоров в деле координации интересов вузов региона с учетом их многоотраслевого подчинения. Особенно это стало важно в самом начале 90-х годов, когда начал фор-
мироваться негосударственный сектор высшей школы.
В конце 80-х годов прошлого века Совет ректоров принял активное участие в подготовке и обсуждении документов по перестройке высшего и среднего специального образования в стране. Совет неоднократно принимал в городе руководителей Государственного комитета по образованию Г.А. Ягодина, Ф.И. Перегудова. Были организованы встречи с руководителями вузов города, вузовской общественностью, включая студентов. При обсуждении проекта документов по перестройке высшего и среднего специального образования в стране в Совете ректоров, в вузах города было подготовлено и направлено в Государственный комитет по образованию большое число предложений и замечаний, многие из которых в последующем были учтены.
К началу 90-х годов в структуре высшей школы города не произошло каких-либо существенных изменений. Не изменилось количество вузов, в пределах 300 тысяч человек оставался контингент студентов всех форм обучения. Однако качественные изменения в лучшую сторону по всем направлениям деятельности высшей школы Ленинграда были налицо. Не в последнюю очередь на эти результаты влияла деятельность Совета ректоров. И прежде всего они касались подготовки кадров высшей квалификации. При сохранении общего числа профессорско-преподавательского состава на уровне середины 70-х годов в нем существенно увеличилась доля докторов и кандидатов наук, соответственно с 1690 до 2429 и с 9700 до 13300 человек. Накопленный опыт, проведенная перестройка структуры позволили Совету перейти от простой координации деятельности вузов к решению более сложных, принципиально важных проблем. Советы по направлениям, их комиссии вели работу по координации научных исследований, внедрению результатов в народное хозяйство, подготовке кадров высшей квалификации, перспективному планированию подготовки специалистов с высшим образованием и размещению специальностей в вузах, что, безусловно, положительно сказывалось на качестве подготовки специалистов с высшим образованием.
Однако не следует идеализировать результаты работы Совета в 70-80-е годы: много из намечавшегося осталось нереализованным.
СТРУКТУРА СОВЕТА РЕКТОРОВ ВУЗОВ ГОРОДА В 1975 г.
Приложение 1
м
(-О 1£)
hJ
Учебно-методический совет. Председатель-Васильев Ю.С.
-L
Комиссия по научным основам учебного процесса. Председатель-Васильев Ю.С.
Интенсификация учебного процесса и новые методы обечения. Председатель-Тимохин В.М., проректор ЛЭТИ
Научно-методическое обеспечение учебного процесса. Председатель -Окороков В.Р., проректор ЛПИ
Мировозренческое содержание учебного процесса. Председатель-Вербицкая Л.А., проректор ЛГУ
Контроль за показетелями учебного процесса. Председатель -КиприановА. И., ректор ЛТА
Связь с производством и учреждениями АН СССР. Председатель-Кудряшов Б.В., проректор ЛГИ
Комиссия по вечернему,
заочному и послевузовскому образованию.
Председатель -Панов В.П., ректор СЗ ПИ
СТРУКТУРА СОВЕТА РЕКТОРОВ ВУЗОВ ГОРОДА В 1985 г.
Президиум: Председатель -Лукошин А.П., ректор Л ИАП Зам. председателя - Проскуряков В. А., ректорЛТИ
по коммунистическому воспитанию. Председетель - Боборыкин А.Д., ректор Л ГП И
Комиссия по координации работы кафедр общественных науки формированию марксистко-лен и некого мировоззрения студнентов. П редседатель - Воронцов Г. В., проректор Л ГУ
Комиссия по патриотическому воспитанию. Председатель -Давыдов Г.А., начальник
лвимн
Комиссия по правовому воспитанию. Председатель -Королев В.И., декан ЛГУ
атеистическому воспитанию.
Председатель -Ко б ец кий В. Д., зав. кафедрой ЛГУ
Комиссия физическому воспитанию. Председатель - Агеевец В. У., ректор ЛГДОИФК
комиссия по раооте со строительными отрядами. Председатель-Михаилу шкин А. И., проректор ЛИИЭИ
I
Совет по научной работе. Председетель - Алексеев 0.1 ректор Л ЭТИ
Комиссия по координации научно-исследовательских работ.
Председатель - Алексеев О.В., ректор Л ЭТИ
Координация научно-исследова-тельских работ в области общественных и гуманитарных наук. Председатель - Пуляев В.Т., зам.дир. ИПКЛГУ
Фундаментальные исследования и интеграция вузовской отраслевой и академической науки. Председатель -Красильников В.Н., проректор ЛГУ
Прикладные исследования и координация деятельности проблемных и отраслевых лабораторий. Председатель -Николаев В. М., проректор ЛПИ
Развитие опытно-конструкторской и экспериментальной базы. Председатель - Таиров Ю.М., проректор Л ЭТИ
Внердрение разработок вузов в народное хозяйство и оценка эффективности научной работы. Председатель - Гомзин В.Н. ректор ЛЭИС
I
Совет по перспективному планированию и материально-техническому обеспечению. Председетель -Лавриков Ю.А., ректор Л ФЭ И
Комиссия по перспективному планированию подготоовка кадров. Председетель-Лавриков Ю.А., ректор ЛФЭИ
Определение перспективной потребности для Ленинграда в специалистах высшей квалификации. Председетель - Цветков О.Б., про ректор ЛТИХП
Подготовка кадров для программы «Интенсификация-90». Председетель - Ростовоцев Д.М., ректор Л КИ
Комиссия по перспективному развитию материально-технической базы вузов. Председетель - Ильин В.П., _ректорЛИСИ_
Комиссия по организации общественного питания. Председетель - Коровин И.С., ректор ЛИСТ
X
Комиссия по организации медицинского обслуживания. Председетель - Алексеев C.B., ректор Л СГМИ
Секретариат
Гл. ученый секретарь - Изранцев В.В., доцент ЛИАП Ученый секретарь - Чурочкин, с.н.сЛИАП
1
Совет по контролю за приемом в вузы города. Председатель -Терентьев O.A., ректор ЛТИ ЦБП
_L
Комиссия по координации приема в вузы. Председетель - Рябченко C.B. проректор ЛТИ ЦБП
Секция координации методической работы по предметам. Председатель - Яковлева О.И., зав. каф.ЛТИЦБП
Секция по координации идейно-воспитательной работы. Председатель — Томажевский A.A., зав. каф. ЛТИ ЦБП
Комиссия по координации Профориентационнойо работы. Председетель -
Комиссия по координации работы подготовительных отделений. Председетель -Ко но вален ко В. А., зав. подготовительным отделением ЛЭТИ
Комиссия по координации подготовительных курсов. Председетель - Виноградовоа Н.В зав. под г. курсами ЛИАП
I
4!
X
о
X X X
п *
X
л>
ь
о
п ^
о\
—I
<
I
В) <
ai
о о\ тз
В)
W
о
03 В) X X
M
о
го
СО
Комиссия по научной работе
студентов. Председатель - Кульков Е.В., ректор ЛМ И
Окончание прилож. 4
Городской штаб «Абитуриент». Председатель - Бубнова С.Ю., член бюро ГК ВЛКСМ
Учебно-методический совет. Председатель -Васльев Ю.С.
Комиссия по научным основам учебного процесса. Председатель -Васльев Ю.С
Интенсификация учебного процесса и новые методы обучения. Председатель - Пузанков Д.В., проректор ЛЭТИ
1аучно-методическое обеспечение учебного процесса. Председатель - Симаков Г.В., проректор Л ПИ
Мировозренческое содержание учебного процесса. Председатель -ПеровЮ.Р.. декан ЛГУ
Контроль за показателями
учебного процесса. Председатель - Онегин В.И., ректор ЛТА
Связь с производством и учреждениями АН CCCR Председатель - Суворов С.А., проректор ЛТИ
Комиссия по вечернему, заочному и послевузовскому образованию. Председатель -Турецкий В. В., ректор СЗПИ
Президиум: Председатель — Лукошин А. П., ректор ЛИАП Зам. председателя — Васильев Ю.С, ректорЛПИ
Секретариат Помощник председателя — Изранцев В.В., доцент ЛИАП
по коммунистическому воспитанию. Председатель - Вербицкая В.А., I проректор ЛГУ
Комиссия по координации работы кафедр общественных наук и формированию марксистко-ленинского мировозрения студентов. Председатель - Воронцов Г.В., проректор ЛГУ
Комиссия по патриотическому воспитнию. Председатель -Давыдов Г.А., начальаник ЛВИМУ
Комиссия по правовому воспитанию. Председатель -Королев В.И., декан ЛГУ
Комиссия по атеистическому воспитанию. Председатель -ГордиенкоН.С., зав. кафедрой Л ГП И
Комиссия по физическому воспитанию. Председатель - Агесвец В.У.., ректор ЛГДОИФК
Комиссия по общественно-политической практике. Председатель -Проскудин И. В., проректор ЛИИЖТ
Совет на научной работе
Комиссия по координации научн о-исследовательских работ.
Председатель - Алексеев О.В., ректор ЛЭТИ
Координация научно-исследовательских работ в области общественных и гуманитарных наук. Председатель - Пуляев В.Т., зам. дир. ИПКЛГУ
Фундаментальные исследования и интеграция вузовской отраслевой и академической науки. Председатель-Красил ьников В.Н., проректор ЛГУ
Прикладные исследования и координация деятельности проблемных и отраслевых лабораторий. Председатель -Григорьев А. К., проректор Л ПИ
Развитие опытно-конструкторской и экспериментальной базы. Председатель - Викторов А.Д., проректор ЛЭТИ_
Внедрение разработок вузов в народное хозяйство и оценка эффективности научной работы. Председатель - Гомзин В.Н., ректор ЛЭИС
Совет по перспективному планированию и материально-техническому развитию вузов
Комиссия по перспективному санированию подготовки кадров. Председатель - Лавриков Ю.А., ректор Л ФЭИ
Секция по планированию подготовки кадров для Ленинградского региона Председатель Ростовцев Д.М. Ректор ЛКИ
Комиссия по перспективному развитию материально-технической базы вузов. Председатель - Шоршнев Г.Н., ректор ЛИСИ
Комиссия по ргани зации
общественно го пит ния.
Председатель -Гуля в В.А.,
ректор ЛИС1
Комиссия по организации медицинского обслуживания. Председатель - Орлов P.C.., ректор ЛГСМИ
Совет по контролю за приемом в вузы города. Председатель - Терентьев O.A., ректор ЛТИЦБП
Комиссия по координации
приема в вузы. Председатель - Сусков В.А., проректор ЛТИЦБП
Комиссия по координации методической работы по предметам. Председатель -Яковлева О.И., зав. каф. ЛТИЦБП
Секция по координации идейно-
воспитательной работы. Председатель -Томажевский A.A., зав. каф. ЛТИЦБП
Комиссия по координации профориентационной работы. Председатель - Мовсесян И.Л., декан ЛТИЦБП
Комиссия по координации работы подготовительных отделений. Председатель - Коноваленко В.А.: зав. подготовительным отделением Л ПИ
Комиссия по координации работы подготовительных курсов. Председатель - Виноградов Н.В., зав. подг. курсами ЛИАП
Т
Совет по контролю за деятельностью в студенчески) общежитиях. Председатель - Орехов И.И.., _ректор ЛТИХП
_1_
Совет по гуманитарному образованию. Председатель - Яковлев В. П., ректор ЛГИТМИХ
Комиссия по идейно-воспитательной работе в общежитиях. Председатель -Царицын А.Н., ст. науч.сотр. ЛГУ
Комиссия по жилищно-бытовой
работе в общежитиях. Председатель - Устинов С.М., доцент Л ПИ
Комиссия по организации библиотечной работы
и изданию учебно-методической литературы Председатель Милютина Е.П., зав. библиотекой Л ГУ
Комиссия по организации учебно-методической работы с техникумами, ПТУ и школами. Председатель -Карлин Л.Н., ректор Л ГМИ
Комиссия по формированию и повышению квалификации
профессорско-преподавательского состава.
Председатель -Кабаков B.C., ректор Л ИЭИ
Комиссия по проблемам подготовки специалистов для зарубежных стран. Председатель - Воронин В.Н. профессор Л ПИ
ГО LH
По нашему мнению, во многом это было связано с тем, что намеченные в 1987 году программы реформы образования по многим направлениям выполнялись медленно и не в полной мере. На этот факт указывается и в диссертационном исследовании Н.Л. Яблонскене [14, с. 14]. Если в масштабах страны координатором действий выступал Госкомитет по образованию, то на уровне региона реальных структур и механизмов управления учебным, научным и воспитательным процессом создано не было. Вряд ли мог решать поставленные задачи отдел науки и учебных заведений Плановой комиссии Ленгори-сполкома, так как партийные структуры постепенно утрачивали свое влияние. В 1988 году заканчивается история Ленинградского горкома партии, а вместе с ним и отдела науки и учебных заведений, одновременно прекращает свою деятельность отдел науки и учебных заведений обкома партии [15, с. 84, 470]. В 1991 году прекращают свою деятельность Ленинградский обком, первичные партийные организации высших учебных заведений.
Вместе с тем от истории нельзя отказаться, «переписать» ее заново. Необходимо объективно оценивать опыт предыдущих периодов, использовать в настоящем и будущем все позитивные моменты, сделать правильные выводы из допущенных просчетов. Кроме того, любая из проблем нашей жизни, в том числе и в высшей школе, может быть всесторонне осмыслена и разрешена не как локальная, специфическая задача, а лишь в общем контексте развития страны.
В заключение отметим следующие обстоятельства. Первое: при подготовке статьи автор старался иметь в виду два фактора — развитие российского общества в целом (общеисторический фактор) и развитие системы высшей школы (проблемный фактор). И второе: к сожалению, непосредственная деятельность Совета ректоров высших учебных заведений Ленинграда практически не представлена в фондах архивов, по крайней мере, находящихся в нашем городе. По этой причине существенной основой данной работы стали интервью с реальными участниками событий и личный архив автора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лагушкин, С.Г. История создания, становления и развития Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга [Текст] / С.Г. Лагушкин // Санкт-Петербургский вестник высшей школы. Декабрь 2007.— История становления и развития государственно-общественной системы управления высшей школой. 1975—2005 годы (На материалах Ленинграда — Санкт-Петербурга) [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008.— № 5(66).
2. Интервью с О.П. Никотиным и В.И. Штанько. Июнь 2012. [Рукопись] // Личный архив С.Г. Лагуш-кина.
3. Быковская, Г.А. Исторический опыт разработки и реализации партийно-государственной научно-технической политики в Российской Федерации (1917— 1991 гг.) [Текст]: дисс. ... докт. ист. наук / Г.А. Быковская. — М., 2005.
4. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГА-ИПД СПб.) [Текст]: Путеводитель.— М.: Изд-во «Звенья», 2000.
5. Там же.
6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1986). [Текст].— 9-е изд., доп. и испр. Т. 12.— 1971-1975. М.: Политиздат, 1986.
7. Романов, В.В. Совет ректоров вузов Хабаровского края Еврейской автономной области. Страницы
истории [Текст] / В.В. Романов, А.В. Пасмурцев,
B.А. Пасмурцев. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009.
8. Отчет о работе Совета ректоров вузов Ленинграда за 1975-1976 учебный год [Рукопись] //Личный архив С.Г. Лагушкина.
9. Старикова, В. Капитан корабля. Интервью с проф. Таировым Ю.М. [Текст] / В. Старикова // Электрик.— 2012. № 9 (3107).
10. Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области в 1975 году. [Текст]: Сборник ст.— Л.: Ле-низдат, 1976.
11. Отчет о работе Совета ректоров вузов Ленинграда за 1974-1975 учебный год [Текст] //Личный архив
C.Г. Лагушкина.
12. Отчет о работе Совета ректоров вузов Ленинграда за 1976-1977 учебный год [Текст] //Личный архив С.Г. Лагушкина.
13. Отчет о работе Совета ректоров вузов Ленинграда за 1980-1981 учебный год [Текст] //Личный архив С.Г. Лагушкина.
14. Яблонскене, Н.Л. Развитие высшего образования в России в условиях социально-политической трансформации общества (вторая половина 80-х — 90-е гг. ХХ в.) [Текст]: дисс. ... канд. ист. наук / Л.Н. Яблон-скене. — М., 2004.
15. ЦГАИПД СПб. [Текст]: Путеводитель // М.: Изд-во «Звенья», 2000.