вание качественно новых людских потоков, появление которых в ЮФО станет предпосылкой для нового витка развития сервисных региональных экономических систем.
Таким образом, на территории сервисоориентированных регионов приоритетное и масштабно-долгосрочное развитие получили такие взаимообусловливающие отрасли сферы услуг как транспортно-логическая инфраструктура и индустрия туризма. В настоящее время Россия находится на этапе формирования и консолидации указанных отраслей, уступая развитым странам, как по качеству, так и по комплексности предоставляемых услуг. Однако несмотря на отставание России в целом по качеству инфраструктурных услуг, анализируемый сектор динамично развивается в регионах сервисного типа.
Для объективной оценки степени эффективности функционирования региональной сервисной экономики наряду с указанным выше категориально-формальным признаком -удельный вес транспортно-логистических услуг в общем объеме предоставляемых услуг в регионе необходимо проведение структурно-функционального анализа инфраструктурного комплекса и его транспортной составляющей на предмет определения интенсивных и экстенсивных факторов его развития.
литература
1. Аникин Б.А.Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие. М., 2003.
2. Алеева Е.Первенство по спортивной логистике // Коммерсантъ. Деньги. 2007. № 46.
3. Барсукова А., Козлов В. Экономика примитивного сервиса // Эксперт Юг. 2007. № 4.
4. Богдарецкий А.В. Основные направления в исследовании рынка транспортных услуг // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. № 5.
5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М., Ростов н/Д., 2000.
7. Новости за 8 февраля 2008, пт // Официальный сайт радиостанции «Эхо Ростова» (www. echorostova.ru/news).
6. Рубцова Н.В. Развитие экономики услуг и современные подходы к пониманию эффективности // Известия ИГЭА. 2006. № 4.
СИВАКОВА О.П.
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДОХОДОВ В СОВРЕМЕННУЮ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИИ
Современная макроэкономическая система страны представляет собой сложный продукт взаимодействия общеэкономических, общемировых, региональных и многих других экономических, экологических и социальных процессов. Немногие специалисты высказали свою точку зрения на общее определение и компоненты макроэкономической системы. Четкого определения самого понятия практически нет, а те, немногие попытки дать такое определение связывают всю систему с национальной экономикой и утверждают, что эти два понятия тождественны.
В связи с отсутствием научно обоснованного определения макроэкономической системы и составляющих элементов можно предположить, что в основе этой системы лежат процессы расширенного воспроизводства, а структура ее зависит от соотношений совокупного предложения (производство продукции и оказание услуг в стране) и совокупного спроса (суммы общих доходов институциональных единиц). Наряду с характеристикой этих соотношений, по нашему мнению, на входе макроэкономической системы должны быть показатели национального богатства, включающие ресурсы, а на выходе - характеристика вновь созданной продукции в виде добавленных стоимостей.
Следовательно, на выходе должна быть характеристика так называемого «сухого остатка», который показывает, насколько эффективно работала страна. Для характеристики это-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
го «сухого остатка» применяются такие показатели, как ВВП, ВДС (добавленная стоимость), располагаемый доход, скорректированный располагаемый доход и др. Большая часть вновь созданного продукта потребляется домашними хозяйствами, государственными учреждениями, меньшая часть сберегается, накапливается и увеличивает стоимость национального богатства на выходе временного лага. И так из года в год.
Автор статьи не претендует на исчерпывающую полноту и детальное описание самой макроэкономической системы. Круг её интересов связан с другими экономическими проблемами, однако, место и роль этих проблем без описания самой макроэкономической системы и ее составляющих элементов невозможен, поэтому из-за отсутствия основополагающих определений макроэкономической системы, автор вынужден пользоваться своим видением и представлением данной системы.
В первую очередь необходимо отметить принципиальное отличие современной макроэкономической системы от той, которая применялась у нас в стране до перехода на рыночную экономику. Экономическая сущность прошлой системы заключалась в наличие в ней такого определяющего показателя, как совокупный общественный продукт, учитывающий прошлый труд и повторный счёт. Принципиальное отличие новой системы заключается в том, что она использует для оценки результатов деятельности не СОП, а ВВП, в основе которого лежат не только стоимостные объемы произведенной продукции и оказанные услуги (производственный метод), но и доходы (распределительный метод).
Расчет доходов в прошлой макроэкономической системе отсутствовал полностью и только с внедрением в российскую практику системы национальных счетов, для характеристики результатов экономической деятельности страны, оценка доходов стала неотъемлемой частью общего анализа.
Доходы в макроэкономической системе представляют важную составляющую всей экономики страны. Показатели доходов на макроуровне важны не только для анализа общего состояния экономики и уровня жизни, но и для разработки социальной политики и мер по социальной поддержке отдельных групп населения. Для того, чтобы данные по макроэкономическим доходам могли быть использованы в указанных целях, они должны опираться на стройную систему концепций и определений политэкономического характера, эти данные должны быть увязаны с другими макроэкономическими показателями (показателями производства, потребления, сбережения и накопления) и являться важной составной частью общего экономического равновесия.
Макроэкономические концепции доходов и само понятие доходов является одним из самых сложных экономических элементов в экономической науке. Только в течение двадцатого века понятие доходов, в работах ряда ведущих экономистов, претерпевало значительные изменения. Ирвинг Фишер, Фриц Бос, П.Самуэльсон, П.Липпе и, наконец, Дж. Хикс - это только некоторые специалисты в области доходов, которые доказывали целесообразность применения своих концепций дохода, как правило, с противоположными точками зрения.
Начиная с 1993 года, международными экономическими организациями было принято решение о том, что в анализе макроэкономических систем будет применяться одна теория -теория доходов Дж. Хикса. Т.е. основополагающей теорией доходов в оценке макроэкономических систем с рыночной экономикой в настоящее время является теория Дж. Хикса [4]. Её суть заключается в следующем: доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течение некоторого периода времени и в тоже время сохранить в конце этого периода капитал, который был вначале.
Несмотря на некоторую ограниченность концепции Дж. Хикса и кажущуюся непричастность к макроэкономическим системам, концепция дает точное определение доходов на макроуровне и трансформирует определение дохода в макроэкономические показатели. Согласно концепции, доходы на макроуровне охватывают следующие показатели: первичные доходы; текущие трансферты в денежной форме; располагаемый доход; социальные трансферты в натуральной форме; скорректированный располагаемый доход и др. показатели ап-проксиметрии.
Кроме показателей доходов, главная идея этой сложной теории заключается в том, что по версии Дж. Хикса добавленные стоимости в макроэкономических системах тождественны доходам общества. Отдельные положения теории Дж. Хикса, такие как: холдинговая прибыль,
инфляция, оценка основного капитала по восстановительной стоимости, хотя и играют определенную роль в трансформации доходов, все же по сравнению с основной идеей не существенны.
Связь ВДС и доходов в современной экономической литературе практически не исследована и явно недооценена, что принижает значимость доходов, как результата современной оценки деятельности государства. Тождество добавленных стоимостей и доходов является главным показателем оценки деятельности государства (ВВП) и недооценка этой пропорции в макроэкономической системе равносильна искажению общей экономической картины страны.
В связи с особой значимостью доходов в макроэкономической системе (в США, ВВП рассчитывается по доходам), идея трансформации дохода через добавленную стоимость лишний раз подчеркивает значимость этой экономической категории, поскольку ВВП = ВДС + чистые налоги на производство и импорт. ВДС в свою очередь это первичные доходы в виде оплаты труда наемных работников и валовой прибыли и валовых смешанных доходов. Таким образом, значение доходов в макроэкономической системе трудно переоценить, поскольку общий объем всех доходов институциональных единиц в стране, это и главный результат экономической деятельности этой страны. Балансирующей статьей счета образования доходов в расчетах ВВП, является валовая прибыль и валовые смешанные доходы, поскольку эти доходы рассчитываются не прямым способом накопления, а опосредованным, как разность между общим объемом производства и оказания услуг (расчет ВВП по производственному методу) и суммой оплаты труда наемных работников и чистыми налогами на производство и импорт.
Следовательно, для расчета валовой прибыли и валовых смешанных доходов необходимо из валового внутреннего продукта вычесть оплату труда наемных работников и чистые налоги на производство и импорт (налоги минус субсидии). Валовая прибыль и валовые смешанные налоги равны 9606886,7 млн руб. (26781103,3 - 11816146,2 - 5521082,5 + 163012,1). Методика расчета валовой прибыли и валовых смешанных доходов - это первая и самая значимая проблема трансформации теории доходов в макроэкономическую систему, поскольку опосредованные, косвенные расчеты этого показателя не дают точной оценки, как самого показателя, так и всего ВВП.
Данные счеты образования доходов позволяют изучить стоимостной состав валового внутреннего продукта, выявить закономерности в его изменениях и проанализировать структуру этого важного показателя экономической деятельности страны. Доля оплаты труда наемных работников ВВП с 2000 года по 2006 год возросла в структуре на 4%, а в динамике почти на десять пунктов, что свидетельствует об увеличении доходов работников занятых различными видами экономической деятельности. Валовая прибыль снизилась с 42,7% до 35,9%, чистые налоги возросли с 17,1% до 20,0%.
Оплата труда наемных работников и налоги (чистые) для расчета ВВП по доходам относительно решенная проблема в характеристике макроэкономической системы России, поскольку общий объем оплаты труда наемных работников определяется прямым счетом, как сумма валовой заработной платы и фактических и условно начисленных отчислений на социальную защиту (страхование). Налоги на производство и импорт также рассчитываются прямым счетом, через налоговую систему.
Что касается балансирующей статьи «валовая прибыль и валовые смешанные доходы», как второй части валовой добавленной стоимости (первая часть, оплата труда), то эта часть остается у производителей после вычета расходов связанных с оплатой труда и уплатой налогов на производство и импорт. Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, это вознаграждение принимает вид валовых смешанных доходов, т.е. доходы от личных подсобных хозяйств и мелких производителей. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы включают и такой экономический элемент, как потребление основного капитала.
Как было сказано выше, самая большая проблема трансформации доходов в современную макроэкономическую систему, эта проблема расчета валовой прибыли и валовых смешанных доходов. Для решения этой проблемы, необходимо проделать большую работу и произвести прямые расчеты прибыли и доходов предприятий и частных лиц прямым, независимым от производственного метода способом расчета ВВП по доходам, через корректировку бухгалтерской отчетности или через налоговую систему.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Результат экономической деятельности всей национальной экономики также характеризуется доходом - национальным доходом, который не намного отличается от ВВП. Это отличие проявляется за счет разницы доходов от собственности полученных и переданных от «остального мира».
Счет распределения первичных доходов составляется как в целом по макроэкономической системе, так и по институциональным отраслям экономики (ОКВЭД). Материалы счета распределения первичных доходов в разрезе секторов дают возможность изучить структуру первичных доходов институциональных секторов экономики, выступающих в качестве реципиентов (получателей доходов), а также определить участие отдельных секторов в образовании валового национального дохода.
После распределения первичных доходов наступает этап перераспределения доходов, или вторичное их распределение, в ходе которого часть доходов в форме текущих трансфертов изымается у одних институциональных секторов и передается другим институциональным секторам. В перераспределении доходов на этой стадии участвуют такие текущие трансферты, как подоходные налоги, налоги на богатство и другие, взносы на социальное страхование, социальные пособия и другие текущие трансферты, которая заканчивается балансирующей статьей - валовой располагаемый доход.
Перераспределение доходов, заканчивается образованием скорректированного располагаемого дохода, который отличается от располагаемого дохода на размер социальных трансфертов в натуральной форме. В состав социальных трансфертов в натуральной форме входят социальные пособия в натуральной форме и нетоварная продукция органов государственного управления (медицинское лечение, образование, расходы фондов социального обеспечения).
Особое значение в трансформации концепции доходов Дж. Хикса в макроэкономическую систему России имеют доходы домашних хозяйств, которые представляют собой первичные доходы, располагаемые доходы и скорректированные. Не все первичные доходы могут быть непосредственно использованы домашними хозяйствами на потребление и сбережение. Часть из них передается в другие сектора экономики в виде текущих налогов на доходы и собственность, а также на социальное страхование. С другой стороны, имеет место и встречный поток текущих трансфертов из других секторов домашним хозяйствам: пенсии, стипендии, пособия и др. Трансферты могут предоставляться домашним хозяйствам не только в денежной, но и натуральной форме, в виде бесплатных услуг здравоохранения, образования, культуры.
Процесс использования располагаемого дохода между расходами на конечное потребление товаров и услуг и сбережением отражается в счете использования располагаемого дохода и дает возможность проанализировать соотношение потребления и сбережения доходов. В ресурсной части приводится валовой располагаемый доход по экономике страны в целом, который переносится из счета вторичного распределения доходов. Этот показатель, как отмечалось выше, при характеристики концепции доходов Дж.. Хикса, должен характеризовать максимальную сумму дохода, которую институциональная единица или иной субъект хозяйствования, может использовать на конечное потребление товаров и услуг и на сбережение. При этом, не прибегая к финансированию своих расходов за счет сокращения финансовых и не финансовых активов или увеличения своих обязательств, т.е. без изменения собственного капитала институциональной единицы или сектора экономики (на макроуровне - без изменения национального богатства страны).
Таким образом, представленная выше система трансформации доходов Дж. Хикса предусматривает практически все требования этой теории к макроэкономическим расчетам: доходы равны добавленной стоимости В самих расчетах доходов на макроуровне не всякая сумма поступивших денег является доходом: не учитываются такие суммы доходов, как холдинговая прибыль, сбережения при смене формы активов, прирост капитала, вызываемый инфляцией (исходя из методологии расчета ВВП).
Однако, наряду с положительными результатами трансформации концепции доходов в макроэкономическую систему существует проблема, которая стирает все усилия ученых -экономистов России по объективной оценке результатов экономической деятельности страны. Эта проблема - проблема косвенных расчетов валовой прибыли и валовых смешанных доходов.
Второй по значимости проблемой трансформации является отсутствие экономической связи между макроэкономическими показателями доходов и реальными денежными доходами населения России, которые рассчитываются на практике по данным баланса денежных доходов и расходов, а основными показателями для этих расчетов являются денежные расходы, произведенные домашними хозяйствами для потребления и изменения в финансовых активах. Таким образом, концепция денежных доходов Дж. Хикса не вполне совпадает с определениями дохода, принятыми в бухгалтерском учете, и это создает проблемы как с использованием данных бухгалтерского учета для составления макроэкономических счетов, так и с анализом и интерпретацией данных.
Следует отметить, что в макроэкономической системе возникло противоречие между применяемой теорией доходов на макроуровне и российской практикой, когда хозяйствующие субъекты не руководствуются этой теорией при решении конкретных вопросов. Отдельных попыток связать анализируемую теорию с хозяйственной практикой в экономической литературе, не найдено, поэтому автор статьи пытается осуществить эту связь и установить закономерности.
Совершенно справедливо отмечает Ю.Н. Иванов [5], что наиболее близким к макроэкономическим показателям дохода является денежный доход, который представляет собой объем денежных средств, находящихся в распоряжении домашних хозяйств, для обеспечения их расходов и создания сбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов. Причем, денежный доход домашних хозяйств в хозяйственной практике, как не странно, определяется исходя из суммы денежных расходов, произведенных домашними хозяйствами и изменения финансовых активов за определенный период времени. Изменение финансовых активов включает прирост вкладов на счетах за границей, денег на руках у населения, расходов на приобретение ценных бумаг, иностранной валюты и задолженность по кредитам. Такой подход связан с трудностями в определении прямых расчетов по доходам населения.
Основой для исчисления показателей денежных доходов служат данные баланса денежных доходов и расходов населения, который составляется в соответствие с методологическими принципами, положенными в основу баланса народного хозяйства. Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации об объёме и структуре денежных доходов и расходов и сбережений населения. Его доходная часть позволяет получить информацию об общей сумме денежных доходов населения, проанализировать их структуру по источникам получения этих доходов. Общая характеристика динамики реальных денежных доходов представлена графиком на рис. 1.
* Реальные располагаемые денежные доходы
■ Реальный размер назначенных пенсий (1995 - 2001 гг. с учетом компенсации) ■Реальная начисленная заработная плата
Рис. 1. Основные виды денежных доходов населения в реальном выражении.
По мнению автора, денежные доходы домашних хозяйств, в любом случае зависят от располагаемого дохода этих домашних хозяйств. По данным макроэкономических показателей характеристика располагаемого дохода (фактическое конечное потребление) домашних хозяйств имеет следующие объемы. Динамика денежных доходов населения характеризуется следующими данными: 2002 год - 6831,0 трлн.руб.; 2003 год - 8900,5 трлн.руб.; 2004 год -
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
10976,3 трлн.руб.; 2005 год - 13667,8 трлн.руб.; 2006 год - 15500,0 трлн.руб. Если сопоставить эти два динамических ряда, то можно выявить определенную закономерность в соотношениях располагаемого дохода домашних хозяйств на макроуровне и реальными денежными доходами на микроуровне, которые в принципе должны составлять общую сумму доходов всей макроэкономической системы (по аналогии с суммой добавленных стоимостей по видам экономической деятельности или по секторам).
Таким образом, в заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- ВВП является главным экономическим показателем активности страны и одновременно это главный показатель характеристики всей макроэкономической системы. ВВП рассчитывается тремя методами, один из которых, называется распределительный и характеризует совокупные доходы всех институциональных единиц;
- в Российской Федерации на протяжении ряда лет (с 1993 года) дается общая характеристика ВВП, как равенство объема производства и оказания услуг и общих доходов страны. Это равенство между валовой добавленной стоимостью, плюс чистые налоги и доходами общества, т.е. реализована основная идея концепция Хикса;
- в российской практике не решен ряд значимых проблем трансформации теории доходов связанных с расчетами валовой прибыли и валовых смешанных доходов. Между теорией и российской практикой оценки доходов населения существует противоречие, связанное с непониманием основных положений теории Дж. Хикса;
- несмотря на очевидные сложности прямых расчетов валовой прибыли валовых смешанных доходов и трудности в преодоление противоречий между теорией и практикой в оценке доходов, в ближайшее время необходимо решить эти проблемы.
литература
1. Национальные счета России. М.: Росстат, 2007.
2. Основы национального счетоводства: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2006.
4. ХиксДж.Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993.
5. Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2006.
СОЛОВЬЁВА И.В.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ РИСКАМИ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ РИСКОВЫХ СИТУАЦИЙ
Основы философии таможенного контроля с применением системы анализа и управления рисками (далее - СУР) были сформулированы Киотской конвенцией в 1999 году [5, р. 1-30]. В таможенных органах РФ принципы функционирования СУР были заложены в конце 2003 года - в приказе ГТК РФ от 26.09.2003 г. № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации». Сегодня в таможенных органах РФ СУР реализуется посредством внедрения общероссийских, региональных, зональных профилей риска, создания «зеленого сектора таможенного контроля», разработки целевых методик выявления и анализа риска и дополнительных других мероприятий.
Профили риска являются ключевым звеном в этом процессе. Они, как правило, распространяют свое действие на таможенные процедуры, возникающие до выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с тем или иным таможенным режимом. Прямыми мерами по минимизации профилей риска предусматривается реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение/предотвращение риска.