ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕМЕНТОВ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ И КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА1
Статья посвящена разработке теоретической схемы, описывающей трансформацию первичных доходов в расходы на конечное потребление и сбережение в российской экономике. Схема представляет собой систему взаимосвязанных таблиц и отражает распределение первичных доходов между институциональными секторами, их последующее перераспределение и использование. Схема учитывает особенности российской экономики и существующей статистики. Она методологически согласована с межотраслевым балансом в текущих ценах покупателей и на теоретическом уровне описывает связь II и III его квадрантов. Поэтому предлагаемая система таблиц рассматривается в статье как IV квадрант межотраслевого баланса. Теоретическая схема используется авторами в качестве необходимой базы для построения эмпирической модели взаимосвязи добавленной стоимости и конечного продукта, которая будет опубликована в следующем номере журнала.
Постановка проблемы
На макроуровне элементы валовой добавленной стоимости (ВДС) представляют собой основные статьи первичных доходов экономических агентов, а элементы конечного продукта - статьи расходов на конечное потребление и накопление. Поэтому моделирование взаимосвязей элементов ВДС и конечного продукта предлагается рассматривать как проблему описания процесса трансформации первичных доходов в конечные расходы и сбережения. Трансформация доходов в расходы опосредуется весьма сложным процессом перераспределения финансовых ресурсов между институциональными секторами, который необходимо принимать во внимание.
Моделирование указанных связей ставит проблему согласованности конечных расходов с доходами экономических агентов. Анализ согласованности доходов и расходов особенно необходим при разработке сценариев макроэкономической политики правительства и отслеживания воздействий последней на различные сектора экономики России. Кроме того, проведение подобного анализа крайне важно при моделировании и прогнозировании структуры конечного спроса, поскольку позволяет «состыковать» его заранее заданную (с помощью прогноза или сценарно) структуру с финансовыми результатами производства [1, с.15].
Выбранная проблематика явным образом связана с межотраслевым балансом производства и распределения продукции и услуг (МОБ) [2], так как может пониматься как необходимость моделирования его IV квадранта, призванного отражать взаимосвязи первичных доходов и конечных расходов в экономике.
В современной российской экономике наиболее важным инструментом анализа согласованности первичных доходов экономических агентов с их расходами на конечное потребление и накопление капитала должна служить модель, способная описать процесс перераспределения финансовых средств от текущей производственной деятельности и трансформации последних в элементы конечного спроса. Необходимым требованием к такой модели является обеспечение ее методологической согласованности с теми статистическими источниками, которые описывают процесс производства в текущем периоде, а также содержат некоторую информацию о доходах и расходах экономических агентов. Иначе говоря, целесообразно обес-
1 Статья подготовлена в рамках проекта «Разработка рабочей версии макроструктурной модели российской экономики» Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России Центра фундаментальных исследований ГУ—ВШЭ.
печить методологическое единство модели и системы национальных счетов (СНС), основными составляющими которой являются национальные счета [3-5] и МОБ. При этом, так как МОБ содержит детализированную информацию о материальновещественных потоках, характеризующих текущий производственный процесс, а также данные о первичных доходах от производства и о конечном спросе, предлагается интегрировать (в методологическом смысле) модель в первую очередь с ним.
Проблема интеграции макроэкономических данных о материально-вещественных и финансовых потоках в экономике страны давно привлекает к себе внимание отечественных экономистов. По отношению к советской экономике отдельные важные аспекты этой проблемы изучались в работах Б.Л. Исаева [6], В.Д. Белкина, В.В. Ивантера, А.Ю. Геронимуса, Н.Н. Константинова, А.Г. Семьянинова [7, 8, 9], Э.В. Детневой и А.Г. Терушкина [10], а также других авторов [11]. В научноисследовательском институте при Госплане СССР в 1975-1980 гг. под руководством Ф.Н. Клоцвога разрабатывалась модель перспективного планирования финансовых пропорций на основе межотраслевого баланса [12]. Исходные идеи этой работы частично использовались применительно к условиям функционирования экономики России в работе [13]. Оригинальные балансовые построения экспериментального характера, связанные с макроэкономическим описанием финансовых потоков, содержатся в работе А.Р. Белоусова, Е.А. Абрамовой [1] и монографии А.В. Суворова [14]. Однако при внимательном изучении упомянутых работ выяснилось, что их авторы ставили перед собой хотя и близкие, но все же иные задачи по сравнению с рассматриваемой в данной статье.
Можно считать, что законченного детального описания механизма перераспределения доходов экономических агентов и их превращения в конечные расходы до настоящего времени не было предложено. В связи с этим самостоятельный научный интерес представляет разработка модели, теоретически описывающей процесс трансформации первичных доходов в расходы на конечное потребление и сбережения. Под теоретической моделью в данном случае понимается детализированная схема, отражающая перераспределение доходов по основным статьям между агрегированными агентами. Эта схема, разумеется, должна учитывать особенности российской экономики и существующей статистики. Разработка теоретической схемы обусловлена также необходимостью наличия концептуальной основы для последующего наполнения модели реальными статистическими данными, характеризующими процесс перераспределения.
Некоторые методологические особенности СНС
Предлагаемая в данной статье теоретическая схема, описывающая взаимосвязь элементов ВДС и конечного продукта, или II и III квадрантов МОБ, основывается на статистической системе, в основе которой лежат национальные счета и МОБ. И хотя оба эти источника статистической информации являются компонентами СНС, в ряде показателей имеются различия методологического и счетного характера, что порождает несогласованность данных в этих источниках. В связи с этим остановимся на анализе их методологии и выявлении «нестыковок».
МОБ является отражением счетов производства, образования и использования доходов, а также операций с капиталом национальных счетов. При этом МОБ содержит информацию о сложившейся системе межотраслевых производственных связей, особенности формирования добавленной стоимости, промежуточного и конечного спроса на уровне отраслевых группировок товаров и услуг [15, с.186]. Структура баланса может быть представлена в виде трех квадрантов, содержащих информацию о расходах институциональных секторов на промежуточное потребление (I квадрант) и конечное
потребление (II квадрант), а также о потоках первичных доходов от производства (III квадрант). Для целей настоящего исследования наибольший интерес представляет структура II и III квадрантов, поэтому рассмотрим их подробнее.
III квадрант МОБ отражает структуру ВДС. По строкам этого квадранта показаны четыре основных компонента добавленной стоимости: оплата труда наемных работников, валовая прибыль, валовые смешанные доходы, чистые другие налоги на производство. Заметим, что чистые другие налоги разделены на соответствующие налоги и субсидии, причем последние вычитаются из добавленной стоимости, так как выплачиваются производителю в целях поддержания определенного вида деятельности и не отражают увеличения стоимости продукции. Отдельной строкой со знаком «минус» в III квадранте учитываются косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (КИУФП). Данный показатель представляет собой косвенно измеренную разницу между доходами от собственности (процентами, дивидендами и др.), полученными финансовыми посредниками, и процентами, выплаченными ими кредиторам [15, с. 200]. Фактически КИУФП составляет часть прибыли финансовых посредников, поскольку предоставление кредита является для них основным видом деятельности. Однако, по методологии МОБ, данный показатель учитывается в промежуточном потреблении, и поскольку стоимость КИУФП является частью валовой прибыли, то во избежание двойного счета этот показатель отдельной строкой вычитается из ВДС.
Показатель оплаты труда наемных работников служит для отражения вознаграждений за трудовую деятельность в текущем периоде, получаемых в денежной либо натуральной форме. Этот показатель включает в себя помимо собственно заработной платы (разумеется, с учетом подоходного налога) все начисления на фонд оплаты труда, именуемые в статистике отчислениями на социальное страхование. К ним относятся отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) и территориальные Фонды ОМС; оставшаяся часть зачисляется в федеральный бюджет. В совокупности начисления на фонд оплаты труда сейчас принято называть единым социальным налогом (составляет 26,2% от фонда заработной платы). Необходимо подчеркнуть, что методология расчета показателя оплаты труда в системе таблиц «затраты-выпуск» отличается от используемой в национальных счетах. Так, оплата труда в МОБ включает только официально учтенные вознаграждения за труд и не включает скрытую оплату труда. В национальных счетах, напротив, показатель оплаты труда учитывает скрытую оплату, которая «определяется балансовым путем как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами» [5, с.16]. В ходе анализа исходной статистической информации авторами данной работы было выявлено, что помимо скрытой заработной платы, показатель оплаты труда в МОБ в сравнении с национальными счетами не учитывает заработную плату, полученную российскими гражданами за границей. Таким образом, в МОБ отражается формально зарегистрированная оплата труда, выплаченная лицам на территории РФ независимо от их гражданства.
Показатель валовой прибыли отражает часть добавленной стоимости, остающейся в секторе корпораций после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых других налогов на производство. Важно отметить, что статья валовой прибыли учитывает доход исключительно от текущей производственной деятельности, а потому доходы от собственности сюда не включаются. Заметим также, что валовая прибыль рассчитывается до уплаты налогов на доходы корпораций. Как и в случае с оплатой труда, статья валовой прибыли имеет различную методологию расчета в
МОБ и национальных счетах. Не учтенная в статье оплаты труда скрытая заработная плата в МОБ входит в показатель валовой прибыли. Такую методологическую особенность можно объяснить тем, что валовая прибыль определяется сальдовым методом как разность между ВДС и остальными элементами последней.
Содержательно близким к валовой прибыли является показатель валового смешанного дохода (ВСД), который также отражает доход от предпринимательской деятельности отчетного периода, но в секторе домашних хозяйств. Этот показатель учитывает доходы самозанятых членов домашних хозяйств, лиц, работающих на предприятиях без образования юридического лица (ПБОЮЛ), и т.п. Заметим, что статистически разделить ВСД и валовую прибыль корпораций довольно трудно, в связи с чем данные об указанных потоках в отдельности появляются в национальных счетах с запозданием на два года по отношению к характеризуемому ими состоянию экономики; данные о сумме этих показателей, полученной как разность ВДС и других ее элементов, публикуются с запаздыванием на год.
Обратим внимание на то, что III квадрант МОБ отражает элементы добавленной стоимости исключительно в основных ценах. Основная цена, или цена производителей продукции отличается от рыночной цены, или цены покупателей тем, что не содержит налоговой, транспортной и торговой наценки. Добавленная стоимость какой-либо отрасли определяется как разница между доходом производителей от продажи созданной ими продукции и материальными затратами (т.е. на стадии производства), а потому, по определению, не содержит ни одной из перечисленных наценок и, как следствие, измеряется в основных ценах. Однако следует иметь в виду, что в ВДС по экономике в целом учитывается добавленная стоимость торговой и транспортной отраслей. Кроме того, суммарная добавленная стоимость включает в себя чистые другие налоги на производство. К ним относятся чистые налоги, связанные с использованием факторов производства (это, прежде всего, налоги на имущество предприятий, с владельцев транспортных средств, на землю и др.), а также платежи за лицензии и пр. Таким образом, для приведения ВДС к рыночным ценам достаточно добавить к ней лишь величину чистых налогов на продукты, использованных в промежуточном и конечном потреблении.
Структура конечного спроса, представленная II квадрантом МОБ, в продуктовом разрезе может быть описана как в ценах производителей, так и в ценах покупателей. Однако суммы по всем видам товаров и услуг, характеризующие величины основных элементов конечного продукта по экономике в целом, всегда представлены в рыночных ценах, поскольку торговая и транспортная наценка учтены в стоимости продукции соответствующих «чистых» отраслей, а чистые налоги на продукты, согласно методологии, применяемой с 1998 г., выделены отдельной строкой в I и II квадрантах.
Основными элементами конечного продукта, показанными по столбцам II квадранта, являются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), валовое накопление основного капитала (ВНОК), изменение запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей, экспорт и импорт, взятый со знаком «минус». Отметим, что импортная продукция в ценах покупателей в МОБ не разделена по элементам конечного спроса. Поэтому расходы институциональных секторов на потребление и инвестирование отражают одновременно использование отечественной и импортной продукции. Выделенная в виде отдельного столбца статья импорта дает представление о стоимости импорта, использованного всеми резидентами, причем как в конечном, так и в промежуточном потреблении.
Методология расчета основных элементов конечного продукта в МОБ теоретически согласована с национальными счетами. Тем не менее практика показывает, что даже в таком случае реальные данные в указанных источниках могут различаться по содержательно аналогичным статьям, иногда довольно существенно. Особо здесь стоит отметить несогласованность МОБ и национальных счетов по изменению запасов материальных оборотных средств. Например, в 2003 г. этот показатель в МОБ составил 262274,4 млн. руб. [2], а в интегрированной таблице национальных счетов, изданной в 2005 г., - 300424,0 млн. руб. [5]. Нельзя сказать, что в абсолютном выражении расхождение является очень большим, но относительно величины изменения запасов в национальных счетах расхождение составляет 12,7%, и его вряд ли можно считать малым. Вообще говоря, динамика запасов относится к категории показателей, трудно статистически измеряемых, что отчасти может объяснять неточности этих данных. Однако учитывая тот факт, что и национальные счета, и МОБ являются составными частями СНС и рассчитываются единым статистическим ведомством - Росстатом, вопрос о причине подобной несогласованности информации заслуживает анализа и объяснения разработчиками соответствующих источников данных.
Как известно, система счетов, характеризующая процесс экономического воспроизводства в течение определенного года, публикуется, как правило, в нескольких ежегодных изданиях сборника «Национальные счета», причем данные по аналогичным статьям в сборниках, вышедших в разные годы, порой значительно различаются. Причиной тому является постепенное уточнение данных Росстатом. Так, информация за 2003 г. впервые появилась в национальных счетах 2005 г., а уточненные данные - в сборнике 2006 г. Система таблиц «затраты-выпуск» за 2003 г. появилась также в 2006 г. И поскольку, согласно [15], все показатели МОБ корректируются к контрольным итогам национальных счетов, показатели МОБ по экономике в целом должны в точности совпадать с аналогичными в соответствующих им уточненных счетах. Тем не менее анализ представленной в этих источниках статистической информации показал, что, к примеру, для 2003 г. данные МОБ весьма сильно не согласованы с информацией в национальных счетах, изданных в 2006 г., но лучше (хотя не полностью) согласованы со счетами за 2003 г., опубликованными в 2005 г. Так, показатель валовой прибыли за 2003 г. в сборнике 2005 г. составил 4,04 трлн. руб., а в сборнике 2006 г. - 3,53 трлн. руб., т.е. разница велика как в абсолютном, так и относительном выражениях. Это означает, что если опубликованные системы таблиц «затраты-выпуск», в отличие от национальных счетов, в дальнейшем не уточняются, то согласованными эти источники считать нельзя.
Приведенные примеры показывают, что даже в рамках СНС нет ни полного методологического единства, ни согласованности фактической информации, и это весьма затрудняет анализ. В реальности проблема согласованности исходной статистической информации стоит еще более остро, поскольку при попытке присоединения к СНС модели, детализирующей процесс перераспределения доходов между экономическими агентами, возникает необходимость привлечения дополнительных источников данных, основными из которых являются Баланс денежных доходов и расходов (БДДР)2 населения и раздел «Финансы» Российского статистического ежегодника (РСЕ) [17]. Как нетрудно догадаться, данные в этих источниках, как правило, еще больше не согласованы с СНС. При этом установить, является ли расхождение данных следствием применения различных методологий расчета показателей (как, например, в случае с оплатой труда) или вызвано какими-либо другими причинами, зачастую не-
2 В данной работе в качестве источников БДДР использовались сборники [16], а также рабочие материалы, предоставленные Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН.
возможно, поскольку методология разработки соответствующих источников статистических данных Росстатом подробно не описана.
Принципиальная схема теоретической модели
Соединение принципиальной схемы теоретической модели со II и III квадрантами МОБ представляется весьма перспективным, поэтому разработка модели перераспределения, связывающей эти квадранты, может пониматься как попытка построения IV квадранта МОБ. Но механизм перераспределения по своей сути довольно сложен, в связи с чем его представление в рамках лишь одного квадранта было бы не вполне корректным. К сожалению, ограниченность и несогласованность имеющейся статистической информации налагают весьма существенные ограничения на возможности детального описания динамики перераспределяемых финансовых потоков. Однако при построении теоретической модели эти ограничения в определенном смысле могут игнорироваться, что позволяет описать механизм перераспределения детально. При моделировании процесса трансформации первичных доходов в конечный спрос и сбережения на эмпирическом уровне в качестве базовой необходимо иметь подробную теоретическую схему этого процесса. Такая схема необходима даже в том случае, если наличие свободно доступной статистической информации не позволяет полностью ее заполнить, поскольку эта схема характеризует процесс перераспределения таким, какой он есть в действительности. Учитывая сказанное, отметим, что детальное представление процесса перераспределения как механизма взаимосвязи II и III квадрантов МОБ предполагает развертывание IV квадранта в систему таблиц, последовательно описывающих трансформацию финансовых потоков, опосредующих процесс экономического воспроизводства.
Такая система таблиц, отражающих перераспределение финансовых ресурсов, как и МОБ, должна детализировать счета образования и использования доходов, а кроме того, счета распределения первичных доходов и вторичного распределения доходов, только в несколько ином контексте. МОБ детализирует первичные доходы от производства и конечный спрос по «чистым» отраслям, тогда как предлагаемая система таблиц - по экономическим агентам. Поскольку это так, то необходимо ввести классификацию агрегированных агентов, или институциональных секторов. Предлагается выделить домашние хозяйства, государственный сектор, сектора финансовых и нефинансовых предприятий. Подчеркнем, что рассматриваемая модель предполагает также выделение в неявном виде сектора «остальной мир». Это выражается в том, что в данной модели учитываются финансовые потоки, возникающие при взаимоотношении резидентов с «остальным миром». Тем не менее полноценное описание «остального мира» в модели, посвященной анализу согласованности доходов и расходов агентов национальной экономики, не представляется целесообразным. Ведь доходы и расходы от внешнеэкономической деятельности взаимодействующих с российской экономикой стран определяются далеко не только теми потоками, которые могут быть учтены в рассматриваемой системе таблиц, а потому вовсе не обязаны балансироваться. Обычно в подобных моделях счета остального мира балансируются с помощью сальдо по текущим операциям (как в национальных счетах) либо, если учтены потоки, проходящие по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса РФ, -статьей «чистые ошибки и пропуски» (т.е. теоретически нулем). Такое представление «остального мира» не соответствует целям настоящей работы. Что касается вопросов, связанных с дефицитом (профицитом) торгового баланса, то это отдельная тематика и в данной статье она не рассматривается.
Выбранная классификация институциональных секторов в целом совпадает с используемой в интегрированной таблице национальных счетов, однако предполагает разделение сектора корпораций на две неоднородные категории финансовых и нефинансовых предприятий. В рамках государственного сектора, включающего органы государственного управления, а также предприятия, находящиеся в государственной собственности, выделим Центральный Банк России (ЦБР). Выделение ЦБР может быть оправдано необходимостью анализа воздействия мер кредитно-денежной и валютной политики на перераспределение доходов. Заметим, что предприятия, относящиеся к категории НКООДХ, включены в сектор корпораций (как и в национальных счетах).
В принципе в секторе корпораций было бы целесообразным выделить также торговые и транспортные предприятия. Особенность предприятий отраслей торговли и транспорта, требующая их отдельного рассмотрения, состоит в том, что доходы указанных отраслей формируют соответственно торговую и транспортную наценки, с помощью которых осуществляется переход (разумеется, с учетом также налоговой наценки) от основных цен к ценам покупателей. Таким образом, выделение секторов торговли и транспорта могло бы быть полезным, например, при анализе динамики рыночных цен. Тем не менее на современном этапе функционирования российской статистики при наполнении теоретической схемы реальными данными такая детализация вряд ли возможна, поэтому указанные предприятия в данной схеме будут учтены в составе нефинансовых предприятий.
Рассмотрим принципиальную схему предлагаемой модели, представленную в табл. 1. Данная модель основана на выполнении двух балансов: баланса ВВП по источникам доходов и по использованию; баланса доходов и расходов экономических агентов.
Баланс ВВП по источникам доходов и использованию предполагает согласованность добавленной стоимости как измерителя вновь созданной в отчетном периоде конечной продукции и расходов на ее использование. Как отмечалось, ВДС по экономике в целом учитывает торговую и транспортную наценки, а также чистые другие налоги на производство, но не включает чистые налоги на продукты. И поскольку конечные расходы по экономике в целом обычно указываются в рыночных ценах, баланс ВВП, рассчитанного по методам доходов и расходов, может быть представлен равенством суммы ВДС (VA) и чистых налогов на продукты (NPT) сумме: расходов на потребление домашних хозяйств ), государственного сектора (Cg), инвестиционных расходов (I) и разницы экспорта (Ex) с импортом (^ ). Учитывая, что стоимость импорта является доходом «остального мира», баланс ВВП логичнее представить так:
VA + NPT + Ы = Chh + Cg +1 + Ex. (1)
Заметим, что, по методологии СНС, расходы на конечное потребление и накопление отражают использование не только отечественной, но и импортной продукции. Поэтому вычитание импорта из левой и правой частей тождества (1) позволит получить тождество в рыночных ценах ВДС и расходов на конечную отечественную продукцию за вычетом стоимости импорта в промежуточном потреблении, что фактически представляет собой баланс между формированием и использованием отечественных товаров и услуг.
Поскольку рассматриваемая модель призвана описать взаимосвязь первичных доходов и конечных расходов, необходимым условием ее реалистичности является также балансирование доходов и расходов экономических агентов. При этом балансироваться должны лишь доходы и расходы экономических агентов-резидентов, так как формирование финансовых средств «остального мира» данной моделью, очевидно, не может быть описано. Добавленная стоимость будучи доходом резидентов от текущей
производственной деятельности не охватывает все их доходы в отчетном периоде. Расходы на конечное потребление и накопление в свою очередь вовсе не обязательно равняются доходам экономических агентов, поскольку нормально функционирующая экономика, помимо накопления капитала, как правило, сберегает дополнительные финансовые средства. Кроме того, помимо расходов на конечное потребление и накопление, в экономике имеют место и другие расходы.
Для экономики в целом можно записать баланс доходов и расходов в виде:
VA + NPT + PI + + Щ = Chh + ^ +1 + PI- + Щ + NCr , (2)
где PI+ и PI- - доходы от собственности; и - текущие трансферты, соответственно полученные от остального мира и переданные остальному миру; NCr - чистое кредитование (если положительно), либо чистое заимствование (если отрицательно). Доходы от собственности и текущие трансферты из заграницы также являются доходами (либо расходами, если передаются остальному миру) отчетного периода, но не связаны с текущей производственной деятельностью, а потому не отражаются в ВДС и конечных расходах. Тем не менее их необходимо учитывать при описании финансовых потоков, опосредующих процесс экономического воспроизводства. Чистое кредитование (заимствование) представляет собой часть сбережений отчетного периода, не израсходованных на накопление основного капитала, прирост запасов материальных оборотных средств, либо приобретение ценностей. Заметим, что баланс (2) выполняется не только по экономике в целом, но и для каждого институционального сектора в отдельности. Однако при написании баланса доходов и расходов для секторов тождество (2) должно быть несколько модернизировано. В секторальных балансах необходимо рассматривать доходы от собственности и текущие трансферты, отражающие не только взаимоотношения с внешним миром, но и с другими экономическими агентами-резидентами. Иными словами, указанные потоки здесь должны описывать перераспределение финансовых ресурсов как между внутренней экономикой и остальным миром, так и внутри рассматриваемой экономической системы.
Таким образом, при моделировании взаимосвязей II и III квадрантов МОБ, понимаемом как описание процесса трансформации первичных доходов в конечные расходы и сбережения, возникает необходимость «расширения» указанных квадрантов для учета не отраженных в них видов доходов и расходов институциональных секторов в отчетном периоде. Проиллюстрируем с помощью принципиальной схемы рассматриваемой модели, приведенной в табл. 1, взаимосвязь между «расширенными» квадрантами, представленными блоками А1 и В4.
Основу блока А1 принципиальной схемы составляют суммарные (по «чистым» отраслям) показатели III квадранта МОБ, характеризующие величины элементов ВДС по экономике в целом. Кроме того, в этом блоке показаны чистые налоги на продукты, а также чистые доходы от собственности и чистые текущие трансферты, полученные от остального мира. Таким образом, блок А1 представляет собой вектор-столбец, отражающий все полученные внутренней экономикой в отчетном периоде доходы в ценах покупателей. Заметим, что чистые доходы от собственности и чистые текущие трансферты из заграницы, строго говоря, являются элементами перераспределения, однако в рамках данной модели, претендующей на описание взаимосвязей доходов и расходов только резидентов, этот показатель отнесен к блоку первичных доходов, которыми располагает внутренняя экономика в отчетном периоде.
табл. 1 в конце файла
Блок А2 иллюстрирует распределение первичных доходов от производства и поступлений от остального мира между экономическими агентами. В большинстве статистических построений и моделей (в том числе, и в национальных счетах) получение потоков первичных доходов от производства приписывается определенному экономическому агенту. При этом отчисления (например, налоги), которые какой-либо агрегированный агент должен передать остальным агентам в связи с получением определенного вида дохода, обычно показываются по счету перераспределения доходов вместе с другими платежами. Однако, например, связанные с оплатой труда наемных работников отчисления на социальное страхование и налоги происходят до получения домашними хозяйствами рассматриваемого потока доходов. В этом случае перераспределение потока оплаты труда как бы предшествует получению этого вида дохода. Учет подобных отчислений на стадии распределения первичных доходов позволяет отделить их от других средств, перераспределяемых в экономике. Это особенно важно в том случае, если по каким-либо причинам агрегированному агенту недостает полученных средств для финансирования своих расходов и обязательств. В такой ситуации у агента, имеющего дефицит финансовых ресурсов, возникает возможность финансировать часть расходов за счет накопления долга по обязательным платежам. В российской практике известно множество примеров, когда даже довольно крупные компании годами не погашали задолженность по налоговым платежам в государственный бюджет. Но финансирование текущих расходов за счет накопления долга по обязательным платежам возможно лишь тогда, когда получение потока доходов предшествует выплате обязательных отчислений от него. В случае же с оплатой труда ситуация обратная, поэтому у домашних хозяйств нет возможности заимствования средств за счет отсрочки обязательных платежей, взимаемых с фонда оплаты труда.
После распределения первичных доходов происходит их частичное перераспределение между институциональными секторами внутри рассматриваемой экономики, что отражено в блоке В2. Поскольку при рассмотрении потоков, перераспределяемых внутри данной экономики, приток средств у одного агента равносилен оттоку средств на ту же сумму у остальных агентов, то баланс по всем статьям перераспределения равен нулю. Данный факт в принципиальной схеме проиллюстрирован в виде символического нулевого блока-столбца В1.
Блок С2 содержит информацию о суммах по строкам блоков А2 и В2, в терминологии СНС, представляющих собой располагаемые доходы агрегированных агентов. Для удобства представления рассматриваемой системы таблиц располагаемые доходы отражены в виде диагональной матрицы.
Особого внимания заслуживает блок С3. В нем происходит разделение располагаемых доходов агрегированных агентов на конечное потребление, валовое накопление и чистое кредитование (заимствование). Таким образом, в блоке С3 предоставляется информация о том, хватило ли располагаемых доходов отчетного периода какому-либо институциональному сектору для финансирования его расходов на потребление и накопление. Подчеркнем, что блок С3 также отражает переходящую задолженность агентов предыдущих периодов, которую рано или поздно им придется погашать (возможно частично). С помощью отражения задолженности предыдущих периодов осуществляется динамическая связь между системами таблиц, описывающих движение финансовых потоков в соседние годы. Информация о непогашенной задолженности является важной, поскольку с ее помощью можно прогнозировать увеличение располагаемых доходов для кредиторов и соответственно уменьшение - для должников в течение следующих периодов.
Величины конечных расходов на потребление и накопление экономических агентов, формируемые в блоке С3, распределяются по основным элементам конечного спроса в блоке С4, верхними окаймляющими итогами которого являются суммы по строкам элементов II квадранта МОБ. Заметим, что элементы II квадранта, связанные с внешней торговлей (экспорт и импорт), отдельно не описываются в блоке С4, так как стоимость импорта учитывается в составе конечных расходов на потребление и накопление, а экспорт не финансируется за счет средств резидентов. Таким образом, предлагаемая система таблиц полностью описывает взаимосвязь II и III квадрантов МОБ как процесс формирования, распределения и перераспределения первичных доходов экономики между агрегированными агентами, и, отчасти, во времени (с помощью отражения непогашенной задолженности и сбережений).
Блоки А1, А2 принципиальной схемы. Охарактеризовав процесс трансформации первичных доходов в конечное потребление и сбережения на основе принципиальной схемы рассматриваемой теоретической модели, остановимся детально на наиболее важных ее блоках и подробно опишем их структуру.
В табл. 2, детализирующей блоки А1, А2 принципиальной схемы, подробно представлено распределение первичных доходов от производства и из заграницы. Рассмотрим их в отдельности.
Как отмечалось при описании принципиальной схемы, оплата труда до получения ее наемными работниками распределяется между несколькими агентами. Часть фонда оплаты труда перечисляется органам государственного управления в виде налога на доходы физических лиц и единого социального налога (ЕСН) (в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные Фонды ОМС, доля ЕСН, зачисляемая в федеральный бюджет). Помимо государственных существуют негосударственные фонды социального страхования, которым также перечисляется часть средств из фонда оплаты труда. В табл. 2 передача соответствующей доли оплаты труда в негосударственные фонды показана как увеличение средств в секторе финансовых предприятий.
Валовая прибыль в табл. 2 разделена на два неоднородных потока - скрытую оплату труда и собственно валовую прибыль, находящуюся в распоряжении предприятий. Подобное разделение позволяет учесть методологические особенности МОБ и национальных счетов в определении показателя валовой прибыли, а также наиболее корректно отразить распределение указанных средств между секторами. Поскольку скрытая заработная плата не показывается выплачивающими ее предприятиями и организациями как оплата труда (что создает необходимость расчета данного показателя косвенным путем), обязательные платежи с нее не взимаются, в связи с чем она вся попадает в сектор домашних хозяйств. Собственно валовая прибыль, или валовая прибыль по методологии национальных счетов, распределяется между финансовыми и нефинансовыми корпорациями, а также предприятиями, находящимися в государственной собственности и финансируемыми за счет бюджета. Отметим, что в блоке А1 прибыль указывается до выплаты налога на прибыль корпораций.
Валовой смешанный доход (ВСД), будучи доходом индивидуальных предпринимателей, полностью относится к сектору домашних хозяйств. Строго говоря, домашние хозяйства должны платить налоги на все виды доходов физических лиц, в том числе и с поступлений от предпринимательской деятельности. Однако в реальности обязать физических лиц платить налог со смешанного дохода практически невозможно. В этом смысле ВСД весьма сходен со скрытой заработной платой, так как полностью представляет собой доход только домашних хозяйств.
табл. 2
прод. табл. 2
Другие налоги и субсидии на производство относятся на счет органов государственного управления, поскольку представляют собой соответственно доходы и расходы государственного бюджета. Другие налоги на производство, основными из которых являются налоги, уплачиваемые предприятиями за владение землей, зданиями, сооружениями, за осуществление финансовых операций и операций с капиталом, за загрязнение окружающей среды, лицензионные сборы и налог с владельцев транспортных средств [18, с. 231-232], взимаются на стадии производства товаров и услуг, а потому учитываются в ВДС и в издержках производителей. Поэтому другие налоги на производство показываются в модели только как увеличение дохода государства, но не вычитаются из доходов производителей. Аналогичным образом другие субсидии на производство, или субсидии, получаемые предприятиями от государственных учреждений в связи с использованием факторов производства [4, с. 17], показываются со знаком «минус» по сектору государственных учреждений, но не добавляются к доходам производителей, будучи учтенными в их доходах на стадии производства.
Выше было показано, что для обеспечения сопоставимости ВДС и конечного спроса по экономике в целом в блоке первичных доходов необходимо учесть чистые налоги на продукты. Среди наиболее важных налогов на продукты стоит назвать НДС, акцизы, на импортируемые товары и услуги. Субсидии на продукты выплачиваются производителям пропорционально количеству или стоимости произведенных ими товаров и услуг. Так как валовая прибыль калькулируется с учетом чистых налогов на продукты, то последние в табл. 1 показаны аналогично другим налогам на производство, т.е. только как увеличение доходов органов государственного управления (без уменьшения доходов производителей).
Помимо доходов от производства на территории рассматриваемой страны, в табл. 2 отражены чистые поступления из заграницы. Доходы от собственности, полученные или выплаченные в результате взаимодействия с остальным миром, включают процентный доход по депозитам и ранее предоставленным кредитам, по ценным бумагам, дивиденды, а также доходы от аренды и пр. К доходам от собственности, учитываемым по счету органов государственного управления, также относятся потоки, связанные с обслуживанием внешнего долга и получением Россией дохода по долгам зарубежных стран. Текущие трансферты, полученные от остального мира или выплаченные ему, включают взносы в международные организации, гуманитарную или техническую помощь, а также другие добровольно перечисляемые через границу средства.
Сальдирующим итогом табл. 2 показаны первичные доходы секторов внутренней экономики от производства и из заграницы. Первичные доходы из табл. 2 переносятся в табл. 3, отражающую перераспределение первичных доходов между агрегированными агентами-резидентами.
Блок В2 принципиальной схемы. Основу блока В2 (табл. 3) составляют текущие трансферты, перераспределяемые между резидентами рассматриваемой экономики. К текущим трансфертам здесь отнесены социальные пособия в денежной форме, налоги на доходы (кроме отчислений из фонда оплаты труда) и имущество, а также другие текущие трансферты (кроме полученных/выплаченных остальному миру). Социальные пособия в денежной форме представляют собой безвозмездные платежи, в основном, органов государственного управления исключительно сектору домашних хозяйств и включают пенсии, стипендии, различные виды социальной помощи и пр. Незначительную долю данного потока составляют пособия корпораций, выплачиваемые их сотрудникам. Заметим, что часть социальных пособий перечисляется органами государственного управления в натуральной форме, причем денежная оценка такого материального потока сопоставима с пособиями в денежной форме.
табл. 3
Тем не менее пособия в натуральной форме в рассматриваемой таблице не учитываются, поскольку их получение не приносит денежного дохода домашним хозяйствам. Расходы, которые государственный сектор несет в связи с перечислением трансфертов в натуральной форме, показаны в конечном спросе данного сектора (табл. 5). Кстати, по той же причине в модели не учитываются капитальные трансферты, так как будучи безвозмездной передачей прав собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных средств) они не изменяют располагаемого дохода агрегированных агентов.
К наиболее важным статьям налоговых трансфертных платежей, отраженных в табл. 3, следует отнести налог на прибыль предприятий и организаций (юридических лиц), а также на имущество корпораций и населения. Отметим, что часть прибыли ЦБР каждый год должна быть перечислена в государственный бюджет, а потому данный вид платежа (хотя он и не является налогом) в рассматриваемой модели причислен к налогам на прибыль юридических лиц.
Статья других текущих трансфертов отражает, в основном, страховые премии и возмещения, штрафы, добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера. При этом в данной статье учитываются лишь потоки, передаваемые друг другу секторами-резидентами.
Наконец, доходы от собственности, за исключением полученных от остального мира, либо переданных ему, включают, прежде всего, процентные платежи за размещенные в коммерческих банках депозиты, за предоставленные коммерческими банками населению и корпорациям (под рыночную ставку) или Центральным Банком коммерческим банкам (под ставку рефинансирования) кредиты, дивиденды, ренту, комиссионные. Также к доходам от собственности относятся платежи по обслуживанию внутренних государственных и частных долгов (например, проценты по облигациям).
Сальдирующей статьей в табл. 3 является располагаемый доход рассматриваемых агрегированных агентов. Располагаемые доходы отражаются также в виде элементов диагональной матрицы, представленной в блоке С2, а затем переносятся в блок С3 (табл. 4).
Блок С3 принципиальной схемы. Блок С3 (табл. 4) является наиболее интересным во всей системе таблиц предлагаемой теоретической модели, поскольку содержит принципиальные отличия от СНС. Как отмечалось, национальные счета отражают в основном движение материально-вещественных и финансовых потоков, связанных с результатами текущей производственной деятельности. При этом в счетах не отражены финансовые потоки, напрямую не связанные с результатами производства. Следствием этого является согласованность сбережений, остающихся у экономических агентов-резидентов после финансирования расходов на конечное потребление и накопление основного капитала, ценностей и запасов материальных оборотных средств, и чистых средств, полученных экономикой по счету текущих операций платежного баланса РФ. Поясним сказанное. Из рассмотренных выше балансов (1) и (2) следует, что статья "чистое кредитование/заимствование" определяется как сумма чистого экспорта, чистых текущих трансфертов из заграницы и чистых доходов от собственности из заграницы :
NCr = ( - Ы) + - Щ ) + (PI+ - PI- ) . (3)
При этом содержательно данная статья представляет собой разность располагаемого дохода и расходов на потребление и накопление, т.е. часть дохода, сбереженного экономическими агентами в виде финансовых ресурсов (ценных бумаг, наличных денег и т.п.). Нетрудно понять, что сбережения за вычетом расходов на накопление капитала (назовем их чистыми сбережениями) в реальности могут не совпадать с сальдо по счету текущих операций.
табл. 4
Причиной тому может служить механизм кредитной эмиссии, позволяющий банковской системе «создавать» деньги. Иными словами, с помощью механизма кредитного расширения возникает возможность увеличивать финансовые средства в экономике, за счет которых экономические агенты могут финансировать текущие расходы. Необходимо подчеркнуть, что предоставление займов и ссуд кредитными учреждениями (как отечественными, так и иностранными) другим секторам не уменьшает их собственного располагаемого дохода, но увеличивает располагаемый доход заемщиков в текущем периоде. Погашение обязательств, взятых на себя экономическими агентами в предыдущие периоды, в свою очередь, уменьшает располагаемые доходы должников, но не увеличивает доходы кредиторов, поскольку возвращенные кредиты не учитываются в составе прибыли кредитных учреждений. Таким образом, располагаемый доход, рассчитываемый в национальных счетах, не дает полного представления о средствах, которыми в действительности располагают экономические агенты в отчетном периоде.
Учитывая сказанное, располагаемый доход рассматриваемых секторов, в целом соответствующий рассчитываемому в национальных счетах, необходимо скорректировать на величину чистого прироста задолженности. Для отражения динамики чистого прироста задолженности в блоке С3 отдельно показаны статьи погашения задолженности предыдущих периодов и увеличения задолженности в отчетном периоде. В указанных статьях учитываются предоставленные в отчетном периоде ссуды и займы одних секторов другим, а также возвращение заимствований предыдущих периодов, исключая процентные платежи за кредит. Здесь также отражаются погашение просроченной или накопление новой задолженности предприятий и организаций по обязательным платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды, а кроме того, по платежам другим секторам. Помимо указанного, к данным статьям отнесена величина средств, вырученных корпорациями и органами государственного управления от первичного размещения ценных бумаг (акций и облигаций), либо выплаченных в счет погашения долговых ценных бумаг и выкупа собственных акций у держателей. Кроме прочего, к числу непогашенных обязательств предыдущих периодов должна быть отнесена задолженность предприятий секторов корпораций и органов государственного управления по оплате труда, величина которой была довольно значительной в 1990-е годы.
Заметим, что отраженные в блоке С3 потоки учитывают взаимодействие не только секторов-резидентов друг с другом, но и с остальным миром. В связи с этим здесь должны быть учтены прямые и портфельные иностранные инвестиции, международные кредиты и займы, погашение/накопление задолженности по своевременно не полученной экспортной выручке и т.п. Помимо изменения чистых обязательств, в табл. 4 также показываются величины непогашенной задолженности на начало и конец отчетного периода.
Таким образом, с учетом изменения задолженности секторов баланс доходов и расходов представляется в виде тождества:
VA + NPT + PI+ + Тг+ + Т+ = Chh + С& +1 + РІ + Щ + Т- + Ш, (4)
где Т и Т - накопление и погашение задолженности соответственно. Тогда балансирующая статья чистых сбережений (Мї) запишется так:
Ж = (Ех- 1т) + (Тг+ -Тг-) + (РІ+ -РІ-) + (Т+ - 1г) . (5)
Сделанные корректировки позволяют перейти от используемой в национальных счетах статьи располагаемого дохода (Г1) к скорректированному (с учетом изменения задолженности) располагаемому доходу3 (Г/), более полно отражающему реальные
3 В национальных счетах также используется понятие скорректированного располагаемого дохода, однако там оно имеет принципиально другой смысл.
доходы, которыми располагают экономические агенты в отчетном периоде. Соотношение между указанными понятиями можно проиллюстрировать формулой:
По построению, статья чистых сбережений отражает разницу скорректированного располагаемого дохода и расходов на конечное потребление и накопление.
Блок С4 принципиальной схемы. Распределение конечных расходов экономических агентов по основным статьям конечного продукта отражено в блоке С4 предлагаемой теоретической модели (табл. 5). Подчеркнем, что в табл. 5 показана взаимосвязь располагаемых средств не со всеми компонентами II квадранта МОБ. К примеру, расходы на экспорт финансируются остальным миром, а для отечественной экономики представляют собой выручку, учтенную в составе валовой прибыли и промежуточного потребления. Расходы на отечественные и импортные товары не разделены по элементам конечного спроса, а потому средства, затрачиваемые резидентами на импорт, учтены во II квадранте в составе этих элементов.
Домашние хозяйства расходуют располагаемые ими средства на все составляющие конечного спроса (разумеется, кроме экспорта). В национальных счетах принято разделять расходы домашних хозяйств на конечное потребление и собственно их потребление. Эти показатели отличаются на величину трансфертов в натуральной форме, получаемых населением от государства и НКООДХ. И поскольку в МОБ принято выделять именно расходы домашних хозяйств на конечное потребление, стоимость трансфертов в натуральной форме нужно относить к расходам на конечное потребление агента, субсидирующего население. Обратим внимание, что в расходах домашних хозяйств на конечное потребление принято учитывать средства, затрачиваемые на приобретение товаров длительного пользования в бытовых целях. Однако стоимость покупки или капитального ремонта домов и квартир не включается в конечное потребление, а относится к валовому накоплению основного капитала (вместе с затратами на приобретение товаров с целью занятия производственной или предпринимательской деятельностью). Принимая во внимание возможность осуществления производственной деятельности в рамках домашнего хозяйства, среди расходов населения также выделяются затраты на увеличение запасов.
Почти половину расходов государственных учреждений на конечное потребление составляют социальные трансферты в натуральной форме. В МОБ этот показатель называется расходами на индивидуальные товары и услуги. Основными статьями расходов на коллективные услуги являются затраты на оборону и вооруженные силы, государственное управление, правоохранительные органы, внебюджетные фонды, предприятия и организации по обслуживанию сельского хозяйства [15, с. 204]. Так как к сектору государственных учреждений отнесены предприятия и организации, финансируемые из средств государственного бюджета, располагаемый доход данного сектора тратится также на накопление капитала и запасов.
Сектор корпораций, по определению, не расходует финансовые средства на конечное потребление, а лишь на накопление основного капитала и запасов.
Статья чистого приобретения ценностей содержит информацию о стоимости покупок за вычетом продаж активов, приобретаемых как средство сохранения стоимости. В силу недостатка информации для определения этой величины в полном объеме чистое приобретение ценностей отражается лишь в объеме пополнения государственных резервов драгоценных металлов и камней (относится на счет ЦБР) и сальдо покупок (продаж) ювелирных изделий населением (относится на счет домашних хозяйств) [15, с. 209].
(6)
табл. 5
Предлагаемая система таблиц описывает в деталях процесс трансформации первичных доходов экономических агентов в конечные расходы и чистые сбережения, а также обеспечивает связь II и III квадрантов МОБ. Для удобства использования методология выделения финансовых потоков в модели близка к методологии СНС. Наиболее существенным отличием разработанной теоретической модели от национальных счетов является отражение чистых обязательств экономических агентов, их динамики. Это предоставляет возможность корректировать оценки располагаемых доходов экономических агентов, приближая эти оценки к величинам средств, которые в действительности могут быть использованы на конечное потребление и накопление. Кроме того, финансовые потоки, перераспределяемые между отечественной экономикой и остальным миром, показаны не в блоке перераспределения, а в блоке распределения первичных доходов и чистых поступлений из заграницы. Такое отражение движения финансовых потоков дает более ясное представление о том, какими финансовыми ресурсами (не включая чистые привлеченные средства за счет наращивания обязательств) располагает отечественная экономика в отчетном периоде. Отметим также, что предложенная система таблиц, в отличие от национальных счетов, наглядно иллюстрирует взаимосвязь доходов и расходов, а также методологически полностью увязана с МОБ.
К сожалению, заполнить разработанную теоретическую модель данными на основе имеющейся в свободном доступе статистической информации на этом этапе не представляется возможным. Основной причиной здесь является отрывочность ряда сведений и несогласованность источников статистических данных. Ранее отмечалось, что национальные счета и МОБ - базовые с точки зрения предлагаемой модели источники - не согласованы между собой. В еще большей мере они не согласованы с БДДР и прочими источниками данных. При насыщении рассмотренной модели информацией наибольшую трудность представляет блок С3, так как чистые обязательства не учитываются в национальных счетах. Информации, имеющейся в альтернативных статистических сборниках, в данном случае недостаточно. Наиболее полные сведения о динамике чистых обязательств имеются лишь по взаимоотношению с остальным миром в платежном балансе РФ. Однако проблема согласованности национальных счетов и платежного баланса стоит еще более остро, в частности, из-за того, что платежный баланс составлен в долларах. Кроме того, отдельные сложности возникают при попытке разделения сектора корпораций на финансовые и нефинансовые предприятия, поскольку более или менее полная информация имеется только по банкам. Тем не менее разработанная теоретическая модель может быть полезна, во-первых, как система, описывающая процесс трансформации доходов в конечные расходы и сбережения, во-вторых, как концептуальная основа совершенствования статистического учета взаимодействия макроэкономических финансовых потоков и, в-третьих, как основа построения эмпирических моделей взаимосвязи элементов ВДС и конечного продукта.
* * *
Итак, разработана теоретическая схема, детально отражающая трансформацию первичных доходов институциональных секторов российской экономики, представленных элементами ВДС, в конечные расходы, или элементы конечного продукта, и чистые сбережения. Указанная схема представляет собой новую по сравнению с предложенными ранее другими исследователями систему взаимосвязанных таблиц, описывающих фактически происходящий процесс перераспределения первичных доходов и их использования на конечное потребление и сбережение. Наиболее важной отличи-
тельной особенностью такой схемы является попытка учесть в процессе перераспределения финансовых ресурсов агрегированных экономических агентов динамику чистых обязательств, что предполагает уточнение показателей располагаемых доходов агентов с учетом величин погашения задолженности предыдущих периодов и привлечения новых финансовых ресурсов за счет увеличения обязательств в отчетном периоде. Учет динамики обязательств позволяет обеспечить динамическую связь между следующими друг за другом периодами времени. Предлагаемая теоретическая схема может быть полезна тем, что, прежде всего, выявляет необходимость учитывать при моделировании взаимосвязей элементов ВДС и конечного продукта некоторые статьи доходов и расходов, не включенные в добавленную стоимость и конечный спрос, например, доходы от собственности и трансферты, полученные от остального мира, либо переданные ему, и чистые сбережения. Кроме того, предложенная схема обозначает направления совершенствования статистического инструментария с целью более полного отражения динамики макроэкономических финансовых потоков, которые в существующих источниках представлены довольно скромно.
На основе теоретической схемы авторами была построена эмпирическая математическая модель, позволяющая количественно описать взаимосвязи элементов ВДС и конечного продукта на временном интервале 1995-2003 гг. Она будет охарактеризована в следующем номере журнала в статье авторов «Эмпирическая модель взаимосвязи элементов добавленной стоимости и конечного продукта в российской экономике».
Литература
1. Белоусов А.Р., Абрамова Е.А. Экспериментальная разработка интегрированных матриц финансовых потоков 1988-1998 гг. //Проблемы прогнозирования. 1999. № 6.
2. Система таблиц «Затраты—Выпуск» России за 1995-2003 гг. (стат. сб.) /Под ред. А.Е. Суринова и др. М.: Федеральная служба государственной статистики, 1998-2006.
3. Национальные счета в России в 1993-2000 годах (стат. сб.) / Под ред. А.Е. Суринова и др. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2001.
4. Национальные счета в России в 1996-2003 годах (стат. сб.) / Под ред. А.Е. Суринова и др. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004.
5. Национальные счета в России в 1997-2004 годах (стат. сб.) / Под ред. А.Е. Суринова и др. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005.
6. Исаев Б.Л. Интегрированные балансовые системы в анализе и планировании экономики. М.: Наука, 1969.
7. Белкин В.Д., Ивантер В.В., Константинов Н.Н. Динамическая модель «доход-товары» для плановых и прогнозных расчетов // Экономика и матем. методы. 1975. Т. XI, вып. 2.
8. Белкин В.Д., Ивантер В.В., Семьянинов А.Г. Баланс народного хозяйства и его составление на основе модели «доход—товары » // Экономика и матем. методы. 1977. Т. XIII, вып. 1.
9. Модель «доход—товары» и баланс народного хозяйства / Под ред. В.Д. Белкина, А.Ю. Геронимуса. М.: Наука, 1978.
10. Детнева Э.В., Терушкин А.Г. Модель распределения доходов на основе сводного материально-финансового баланса экономического оборота //Экономика и матем. методы. 1977. Т. XIII, вып. 2.
11. Сводные материально-финансовые балансы и модели распределения доходов в народном хозяйстве / Под ред. Б.Л. Исаева, А.Г. Терушкина и др. Москва — Братислава: Центральный экономико-математический институт АН СССР, Научно-исследовательский вычислительный центр Братиславы, 1981.
12. Проблемы совершенствования моделей и методов разработки межотраслевых балансов и их использование в планово-экономических расчетах (Комплексная проблема исследований). М.: НИЭИ Госплана СССР, Ротапринт, 1976.
13. Абдыкулова Г.М., Клоцвог Ф.Н., Хайруллов Д.С., Хуснутдинов Р.А. Новый подход к исследованию финансово-стоимостных пропорций экономики //Проблемы прогнозирования. 1999. № 4.
14. Суворов А.В. Доходы и потребление населения: макроэкономический анализ и прогнозирование. М.: МАКС Пресс, 2001.
15. Методологические положения по статистике / Под ред. Ю.А. Юркова и др. Вып. 1. М.: Госкомстат России, 1996.
16. Социальное положение и уровень жизни населения (статистические сборники за 1999-2005 гг.) / Под ред. А.Е. Суринова. М.: Федеральная служба государственной статистики, 1999-2005.
17. Российский статистический ежегодник (статистические сборники 1996-2006 гг.) / Под ред. В.Л. Соколина и др. М.: Федеральная служба государственной статистики, 1996-2006.
18. Методологические положения по статистике / Под ред. ЮА. Юркова и др. Вып. 2. М.: Госкомстат России, 1998.
1 2 3 4
Экономические агенты
А Элементы ВДС в основных ценах (III квадрант МОБ) Распределение первичных доходов от производства и чистых поступлений между экономическими агентами - -
Чистые налоги на продукты
Чистые поступления от остального мира
В 0 Перераспределение первичных доходов внутри рассматриваемой экономики - Элементы конечного спроса в ценах покупателей (II квадрант МОБ)
С Экономические агенты - Диагональная матрица располагаемых доходов текущего периода Задолженность на начало отчетного периода Изменение задолженности в течение отчетного периода Задолженность на конец отчетного периода Скорректированный располагаемый доход, его распределение на конечные расходы и сбережения Распределение конечных расходов по элементам конечного спроса
№ строки № столбца 1 2 | 3 4 | 5
Доходы по экономике в целом Домашние хозяйства (ДХ) Государственный сектор Корпорации
Органы государственного управления, без ЦБР ЦБР нефинансовые предприятия (НФП) финансовые предприятия (ФП)
1 III квадрант МОБ Оплата труда наемных работников (по методологии МОБ) Оплата труда за вычетом налога на доходы физических. лиц и ЕСН а) Налог на доходы физических лиц; б) отчисления на социальное страхование, в федеральный бюджет и внебюджетные фонды - - Отчисления в негосударственные фонды социального страхования
2 Валовая прибыль (по МОБ) Скрытая оплата труда Скрытая оплата труда - - - -
3 Валовая прибыль (по национальным счетам) - Валовая прибыль государственных предприятий Валовая прибыль ЦБ Валовая прибыль нефинансовых предприятий Валовая прибыль финансовых предприятий
4 Валовой смешанный доход Валовая прибыль некорпоративных предприятий - - - -
5 Другие налоги на производство - Другие налоги на производство - - -
6 Другие субсидии на производство - Другие субсидии на производство - - -
7 КИУФП КИУФП
8 Чистые налоги на продукты - Чистые налоги на продукты - - -
Продолжение табл. 2
А Номера столбца 1 2 3 4 5
9 Доходы из за границы Доходы от собственности от ОМ Полученные Доходы от собственности, полученные ДХ от ОМ Доходы от собственности, полученные органами государственного управления от ОМ Доходы от собственности, полученные. ЦБР от ОМ Доходы от собственности, полученные НФП от ОМ Доходы от собственности, полученные. ФП от ОМ
10 Переданные Доходы от собственности, переданные дх Ом Доходы от собственности, переданные органами государственного управления ОМ Доходы от собственности, переданные ЦБР ОМ Доходы от собственности, переданные НФП ОМ Доходы от собственности, переданные ФП ОМ
11 Текущие трансферты от ОМ Полученные Текущие трансферты, полученные ДХ от ОМ Текущие. трансферты, полученные органами государственного управления от ОМ Текущие трансферты, полученные ЦБР от ОМ Текущие трансферты, полученные НФП от ОМ Текущие трансферты, полученные ФП от ОМ
12 Переданные Текущие трансферты, переданные ДХ ОМ Текущие трансферты, переданные органами государственного управления ОМ Текущие трансферты, переданные ЦБР ОМ Текущие трансферты, переданные НФП ОМ Текущие трансферты, переданные ФП ОМ
13 Сумма строк 1-12 Первичный доход ДХ Первичный доход органами государственного управления без ЦБР Первичный доход ЦБР Первичный доход НФП Первичный доход ФП
Примечания. ОМ - остальной мир.
Серым фоном в табл. 2-4 выделены потоки, показываемые со знаком «минус».
№ строки № столбца 1 2 3 4 5
Статьи перераспределения Домашние хозяйства (ДХ) Государственный сектор Корпорации
Органы государственного управления, кроме ЦБР ЦБР нефинансовые предприятия (НФП) финансовые предприятия (ФП)
13 Строка 13 табл. 2 Первичный доход ДХ Первичный доход органов государственного управления, кроме ЦБР Первичный доход ЦБР Первичный доход НФП Первичный доход ФП
14 Доходы от собственности (кроме полученных/ выплаченных ОМ) Полученные Доходы от собственности, полученные ДХ от других секторов Доходы от собственности, полученные государством от других секторов Доходы от собственности, полученные ЦБР от других секторов Доходы от собственности, полученные НФП от других секторов Доходы от собственности, полученные ФП от других секторов
15 Переданные Доходы от собственности, переданные ДХ другим секторам Доходы от собственности, переданные государством (кроме ЦБР) другим секторам Доходы от собственности, переданные ЦБР другим секторам Доходы от собственности, переданные НФП другим секторам Доходы от собственности, переданные ФП другим секторам
16 Социальные пособия в денежной форме Социальные пособия, полученные от органов государственного управления и корпораций Социальные пособия, выплаченные ДХ - Социальные пособия, выплаченные ДХ Социальные пособия, выплаченные ДХ
17 Другие текущие трансферты (кроме полученных/ выплаченных ОМ) Полученные Другие текущие трансферты, полученные ДХ от других секторов Другие текущие трансферты, государством от других секторов - Другие текущие трансферты, НФП от других секторов Другие текущие трансферты, ФП от других секторов
18 Переданные Другие текущие трансферты, ДХ другим секторам Другие текущие трансферты, гос-вом (кроме ЦБР) другим секторам - Другие текущие трансферты, НФП другим секторам Другие текущие трансферты, ФП другим секторам
19 Налоги на доходы (кроме оплаты труда) и имущество Налог на имущество а) Налог на прибыль корпораций; б) налог на имущество; в) часть прибыли ЦБР, зачисляемая в бюджет и пр. Часть прибыли ЦБР, зачисляемая в федеральный бюджет Налог на прибыль и имущество НФП Налог на прибыль и имущество ФП
20 Сумма строк 13-19 Располагаемый доход ДХ Располагаемый доход органов государственного управления, кроме ЦБР Располагаемый доход ЦБР Располагае мый доход НФП Располагаемый доход ФП
ИХОСІІЗ № столбца 6 7 8 9 10 11 12 13
Экономические агенты Строка 20 табл. 3 (транс-понир.) Непогашенная задолженность на начало отчетного периода Погашение задолженности предшествующих периодов в отчетном периоде Увеличение задолженности в отчетном периоде Непогашенная задолженность на конец отчетного периода Сумма столбцов 6, 8, 9 Разность столбцов 13, 11 Конечные расходы на потребление и накопление
21 ДХ Располагае мый доход ДХ Непогашенная задолженность (на начало периода) ДХ Погашение кредитов и займов и другой задолженности ДХ Привлечение новых кредитов и займов и другой задолженности ДХ Непогашенная задолженность (на конец периода) ДХ Скорректированный располагаемый доход ДХ Чистое сбережение ДХ Конечные расходы ДХ на потребление и накопление
22 Государственный сектор Органы государственного управления без ЦБР Располагаемый доход органов государственного управления, кроме ЦБР Непогашенная задолженность (на начало периода) органов государственного управления, кроме ЦБР Погашение кредитов и займов и другой задолженности органов государственного управления, кроме ЦБР Привлечение новых кредитов и займов и другой задолженности органов государственного управления, кроме ЦБР Непогашенная задолженность (на конец периода) органов государственного управления, кроме ЦБР Скорректированный располагаемый-доход органов государственного управления, кроме ЦБР Чистое сбережение органов государственного управления, без ЦБР Конечные расходы орг. гос. упр., кроме ЦБР, на потребление и накопление
23 ЦБР Располагае мый доход ЦБР Непогашенная задолженность (на начало периода) ЦБР Погашение кредитов и займов и другой задолженности ЦБР Привлечение новых кредитов и займов и другой задолженности ЦБР Непогашенная задолженность (на конец периода) ЦБР Скорректированный располагаемый доход ЦБР Чистое сбережение ЦБР Конечные расходы ЦБР на потребление и накопление
24 Корпорации НФП Располагае мый доход НФП Непогашенная задолженность (на начало периода) НФП Погашение кредитов и займов и другой задолженности НФП Привлечение новых кредитов и займов и другой задолженности НФП Непогашенная задолженность (на конец периода) НФП Скорректированный располагаемый доход НФП Чистое сбережение НФП Конечные расходы НФП на потребление и накопление
25 ФП Располагае мый доход ФП Непогашенная задолженность (на начало периода) ФП Погашение кредитов и займов и другой задолженности ФП Привлечение новых кредитов и займов и другой задолженности ФП Непогашенная задолженность (на конец периода) ФП Скорректированный располагаемый доход ФП Чистое сбережение ФП Конечные расходы ФП на потребление и накопление
№ столбца 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
ИХОСІІЗ Экономические агенты Конечные расходы II квадрант МОБ
Расходы на конечное потребление Валовое накопление основного капитала Изменение запасов материальных оборотных средств Чистое приобретение ценностей
Домашних хозяйств Государственных учреждений (по классификации данной модели) у производителей в торговле у потребителей
на коллективные услуги на индивидуальные товары и услуги НКООДХ
21 ДХ Конечные расходы ДХ Расходы ДХ на конечное потребление - - - Приобретение и ремонт жилья - - Изменение запасов материальных оборотных средств у потребителей Сальдо покупок ювелирных изделий населением
22 Государственный сектор Органы государственного управления без ЦБР Конечные расходы органов государственного управления без ЦБР - Расходы государственных учреждений без ЦБР на коллективные услуги Расходы государствен-ных учреждений (без ЦБР) на ин-дивидуаль-ные товары и услуги Расходы НКООДХ (без ЦБР) на индивидуальные товары и услуги Валовое накопление основного капитала государственными предприятиями Изменение запасов материальных оборотных средств у государственных предприятий - - -
23 ЦБР Конечные расходы ЦБР - - - - Валовое накопление основного капитала ЦБР - - - Чистое пополнение резервов драгоценных металлов
24 Корпорации НФП Конечные расходы НФП - - - - Валовое накопление основного капитала НФП Изменение запасов материальных оборотных средств у НФП - -
25 ФП Конечные расходы ФП - - - - Валовое накопление основного капитала ФП - - - -