Епишин В.В., Мельницын С.В. Экономические методы в практике раскрытия преступлений
14. О традиционной схеме организации выявления экономических преступлений см.: Леханова Е.С. Экономико-криминалистический анализ: Учебное пособие / Е.С. Леханова, А.Н. Мамкин; Под общ. ред. С.П. Голубятникова. — М., 2007. — С. 30—31.
15. См. там же. — С. 4.
16. В результате международных исследований, проведенных в 1975—80 годах, для обозначения области знаний, предполагавшей использование экономического анализа в решении задач правоохранительной практики, был введен термин «экономико-криминалистический анализ». См.: Выявление хищений экономико-криминалистическими средствами: Учебное пособие / Под общ. ред. С.П. Голубятникова, Г.В. Дашкова, В.Г. Танасе-вича. — Горький, 1983. — С. 61.
17. В нашу задачу не входит детальное описание указанных методов, более подробно см.: Голубятников С.П. Экономико-криминалистический анализ: Учебное пособие / С.П. Голубятников, А.Н. Мамкин,
В.А. Тимченко. — Н. Новгород, 2002; Дубровин В.А. Использование экономического анализа при расследовании преступлений / В.А. Дубровин, С.П. Голубятников. — М., 1981.
18. См.: Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия и основы аудита: Учебник / С.П. Голубятников, Е.С. Леханова; Под ред. С.П. Голубятникова. — С. 207.
19. О понятии внутрифирменной информации см.: Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. — М., 2006. — С. 26, 40.
20. О вспомогательной схеме смотри так же: Леханова Е.С. Экономико-криминалистический анализ: Учебное пособие / Е.С. Леханова, А.Н. Мамкин; Под общ. ред. С.П. Голубятникова. — С. 32.
21. Основным источником экономической информации для экономико-криминалистического анализа в 1970—80-е годы являлась отчетность организаций, основу которой составляли натуральные и стоимостные показатели, а также результаты экономического анализа, проводившегося повсеместно, вне сферы деятельности правоохранительных органов. По указанной причине именно методы экономического анализа были адаптированы для решения задач ОВД.
22. См.: Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс: Учебное пособие. — М., 2007. — С. 10—11.
23. Дисциплина «Экономико-криминалистический анализ» в настоящее время предусмотрена учебной программой Нижегородской академии МВД России.
24. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на совещании руководства МВД России 29 февраля 2008 года.
М.А. Ершов
Ершов Максим Александрович — преподаватель кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии
МВД России
E-mail: [email protected]
Проблемы терминологии законодательства о конфиденциальной информации при подготовке специалистов, осуществляющих противодействие экономическим преступлениям
В статье анализируются термины «информация» и «конфиденциальная информация». Раскрываются основные и факультативные признаки конфиденциальной информации. Обосновывается необходимость принятия специального нормативно-правового акта о конфиденциальной информации.
In the article terms «information» and «the confidential information» are analyzed. The basic and facultative signs of the confidential information are revealed. Necessity of adopting of the special regulatory legal act about the confidential information is proved.
В российском законодательстве во многих нормативно-правовых актах упоминается термин «конфиденциальная информация»1. Однако ни в одном из федеральных законов данное понятие не раскрывается. Возникает справедливый вопрос: какая же информация является конфиденциальной? Данный вопрос возникает и у ученых, и у правоприменителей,особенно у специалистов, осуществляющих противодействие экономичес-
ким преступлениям, при квалификации деяний, посягающих на различные виды конфиденциальной информации экономического характера.
В статье 183 УК РФ2 предусмотрена ответственность за посягательство на конфиденциальную информацию экономического характера. В данной норме перечисляются виды тайны (коммерческая, налоговая, банковская), однако более общим понятием для названных сведений выступает тер-
мин «конфиденциальная информация экономического характера», который охватывает наиболее широкий спектр общественных отношений в области защиты информации. Однако в УК РФ отсутствуют определения вышеназванных дефиниций.
Термин «конфиденциальная информация» состоит из сочетания двухслов. Дадим четкое определение информации.
Большая Советская Энциклопедия раскрывает информацию (от латинского ^огтайо — разъяснение, изложение) как «осведомление, сообщение о каком-либо событии, о чьей-либо деятельности и т. д.»3.
В третьем издании Большой Советской Энциклопедии информация определяется как совокупность сообщений об актуальныхновостях внутренней и международной жизни, ориентирующих аудиторию о фактах, явлениях, процессах политической, экономической, научной, культурной и прочей жизни общества4.
С точки зрения философов, информация — это разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом, возникающее между объектами материального и идеального мира как живой, так и неживой природы (как внутри объектов, так и между ними), основой которого служат различия, присущие отражающим и отраженным объектам5.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года №149-Ф36 (далее — Закон об информации) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
И.В. Бондарь предлагает несколько иное определение информации: «нематериальный результат восприятия действительности человеком или результат его аналитической деятельности, характеризующий события, факты,явления, процессы окружающего мира, который фиксируется как в материальной, так и в идеальной форме»7.
С.М. Паршин вовсе критикует законодательное определение информации, отмечая, что в Законе происходит фактическое отождествление информации и сведений, которые по смыслу отнюдь не являются равнозначными. Так, С.М. Паршин в качестве определения сведений приводит цитату из исследования И.А. Юрченко: «сведения представляют собой некое отношение между информацией и отображаемым ею объектом. Это отношение включает в себя факт, информацию о нем и субъекта, получающего эту информацию»8. На основе приведенного различия терминов и основываясь на положениях Закона об информации автор предлагает определять информацию как зафиксированный в материальной или идеальной форме и характеризующий факты окружающей действительности результат ее восприятия человеком9.
Однако, на наш взгляд, восприятие человеком окружающей действительности всегда субъектив-
но, и те сведения (сообщения, данные), которые проходят через индивидуальное восприятие (движение информации от факта к субъекту восприятия), могут быть искажены. В данном случае информация приобретает признак недостоверности, но все же является информацией, содержащей в себе определенные сведения (сообщения, данные). Исходя из вышеизложенного, информацию можно отождествлять со сведениями, и мы считаем, что информация (в общеправовом смысле) — это сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления. Такое определение фактически совпадаетс определением в Законе об информации и является наиболее логичным и точным.
Информация может быть общедоступной (массовой, для неограниченного круга лиц), конфиденциальной (доступ к которой ограничен на основании закона) и составляющей государственную тайну.
Закон об информации подразделяет информацию в зависимости от категории доступа к ней на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация, в зависимости от порядка ее предоставления или распространения, подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (ст. 5).
Конфиденциальный (от латинского сопШепви оп — доверие) в современном словаре иностранных слов толкуется как «доверительный, не подлежащий огласке, секретный»10.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ (утратил силу) конфиденциальная информация определялась как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации11. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ понятие «конфиденциальная информация» заменено на понятие «конфиденциальность информации» — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя; информация же определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Из указанных определений видно, что конфиденциальная информация — это сведения (сообщения, данные), независимо отформы их пред-
вестник Нижегородской академии МВД России, 2010, № 1 (12)
109
Ершов М.А. Проблемы терминологии законодательства о конфиденциальной информации при подготовке специалистов...
со
£
с
и
§
и
з-
е
С
с
ке
со
О
§
с
и
&
и
и
3-
а
&
•о-
I
и
>S
0
1 -О
а
и
5Г
I
е
иде
•о-
I
52
S
а
§
I
8
а
со
и
£
0 §
1
и
£
е
£
О
£
со
О
3
I&
ставления; конфиденциальность же информации — это лишь средство обеспечения сохранности сведений путем предъявления обязательного для выполнения лицом, получившим доступ к указанным сведениям, требования не передавать такие сведения третьим лицам без согласия их обладателя.
Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, в котором к разряду конфиденциальной информации отнесены следующие виды сведений:
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствахмассовой информации в установленных федеральными законами случаях;
2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3) сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);
4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);
5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГКРФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них12.
Указанный перечень сведений конфиденциального характера не называет в качестве разновидности конфиденциальной информации государственную тайну. Из анализа действующего законодательства13 следует, что государственная тайна — это отдельное, самостоятельное понятие, определяемое Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июня 1993 года № 5485-114. Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Однако сказанное не позволяет сделать однозначный вывод о невозможности отнесения государственной тайны к одному из видов конфиденциальной информации.
Раскрыть определение конфиденциальной информации, а также выяснить категорию сведений, относимых к ней, позволят четко сформулированные признаки. При анализе признаков конфиденциальной информации необходимо выделить сре-
ди них главные, которые будут служить основой для определения конфиденциальной информации, и факультативные, которые должны учитываться при отнесении информации к разряду конфиденциальной.
Так как информацию мы определили через сведения (сообщения, данные), то первый признак конфиденциальной информации будет звучать следующим образом: конфиденциальная информация — это информация, сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Кроме этого, так как возможность получения конфиденциальной информации и ее использования регламентирована Законом об информации, а также несколькими отдельными федеральными нормативно-правовыми актами15, одним из признаков конфиденциальной информации является ограничение доступа к ней в соответствии с положениями федерального законодательства.
Если доступ к указанным сведениям ограничен, соответственно эти сведения доверены определенному (узкому) кругу лиц, которым и только которым они известны.
Если такие сведения доверены узкому кругу лиц, то указанные лица должны исполнять определенные обязанности в определенной сфере деятельности, в том числе связанные с недопущением распространения указанных сведений.
Четыре вышеназванных признака дают нам точное представление о понятии конфиденциальной информации и именно их мы будем использовать как основные признаки, раскрывающие термин «конфиденциальная информация».
Рассмотрим ряд факультативных признаков, наиболее полно характеризующих конфиденциальную информацию. Обладатель сведений, составляющих тайну, предъявляет требование без его согласия не передавать такие сведения третьим лицам (признак конфиденциальности сведений, составляющих тайну). При этом отличительным признаком конфиденциальной информации (в сравнении с государственной тайной) является то, что обладатель такой информации предъявляет требование без его согласия не передавать ее (конфиденциальную информацию) третьим лицам, а обладатель же государственной тайны вовсе не может передать ее третьим лицам в интересах государственной безопасности, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Если существуетограничение доступак сведениям, соответственно за несанкционированное разглашение конфиденциальных сведений должна быть установлена предусмотренная законодательством ответственность.
Таким образом, конфиденциальная информация — это информация, сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, доверенные узкому кругу лиц в связи с исполнением определенных обязанностей и доступ к ко-
торым ограничен в соответствии с положениями федерального законодательства.
Также необходимо отметить тот факт, что до настоящего времени в России (при разделении информации на массовую (общедоступную), конфиденциальную и государственную тайну) отсутствует единый нормативно-правовой акт (позволяющий устранить противоречия и пробелы в законодательстве об информации), регулирующий отношения в сфере защиты конфиденциальной информации. В связи с этим представляется целесообразным и необходимым принятие федерального закона о конфиденциальной информации, который будет содержать понятие конфиденциальной информации, виды конфиденциальной информации, понятие различных видов тайны, в том числе тайны частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, тайны голосования, тайны усыновления (удочерения), коммерческой тайны (определяемой не через режим конфиденциальности информации, а через понятие информации конфиденциального характера), профессиональной тайны, служебной тайны.
Говоря о защите конфиденциальной информации, мы фактически говорим об информационной безопасности государства, информационной безопасности юридических лиц и граждан (физических лиц). Имеется ли в России федеральный закон об информационной безопасности? Нет. Имеется ли в России федеральный закон о конфиденциальной информации, который устранил бы все противоречия относительно данного понятия и относительно понятий различных видов тайны, содержащихся в многочисленных нормативно-правовых актах? Нет. Вывод: в России на данный момент не существует единого нормативно-правового акта федерального уровня, регламентирующего деятельность по защите конфиденциальной информации, то есть правовая составляющая информационной безопасности оставляет желать лучшего. Кроме того, необходимо упомянуть, что большинство нормативно-правовых актов, направленных на защиту конфиденциальной информации, не работают. Возьмем, например, Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ16. Большинству российских граждан в почтовый ящик приходит различная информация рекламного характера, в том числе персонифицированная (на конкретное физическое лицо), от неизвестных данному гражданину (физическому лицу) организаций, у которых не должно быть его персональных данных. При наличии большого количества нормативно-правовых актов в области защиты информации отсутствует ее реальная защита, отсутствует четкий и отлаженный механизм защиты.
В сентябре 2000 года была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 года за № Пр-189517. В Доктрине очень
хорошо описаны меры, необходимые для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, под которой понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересахосуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Основными мерами по достижению цели обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в том числе отдельного гражданина, в соответствие с Доктриной, на наш взгляд, выступают:
1) обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
2) укрепление механизмов правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создание условий для соблюдения ус-тановленныхфедеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
3) обеспечениезапрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
Данный перечень мер предусмотрен доктриной, что не обязывает законодателя к принятию соответствующих решений в области информационной защиты.
С.В. Бошно считает, что зависимость законодателя от Доктрины будет способствовать повышению качества нормативныхправовых актов. Попытка правотворческих органов принимать акты-доктрины свидетельствует о наличии определенных тенденций. Однако если документы-доктрины будут игнорироваться так же, как доктрины — научные труды, то будет достигнут обратный результат. Закрепление основополагающих идей законодателем в обобщающих актах должно определять последующую правотворческую и правоприменительную работу. Должно наконец-то начать функционировать давно известное правило о приоритете исходных норм над регулятивными. Отечественная традиция декларативных норм, которые никакого влияния на практику не оказывают, но прекрасно справляются с ролью декоративного фасада над реальным законодательством, требует преодоления18.
Таким образом, решение данной проблемы видится в принятии нормативно-правового акта в области защиты конфиденциальной информации,
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2010, № 1 (12)
111
Ершов М.А. Проблемы терминологии законодательства о конфиденциальной информации при подготовке специалистов...
со
£
О
§
5Г
Ф
С
о
8
со
о
§
с
&
3
&
•о-
I
0
1 -О
<3
3
I
ф
I
•о-
I
8
Й
<3
§
I
52
<3
со
£
0 §
1
£
О
£
со
О
3
І&
который, кроме вышеназванного, должен включать в себя условия, необходимые для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации, требования к пользователям и держателям подобной информации по соблюдению режима ее конфиденциальности, ответственность вышеуказанных лиц за несоблюдение таких требований.
Кроме этого, необходимо принятие законов о внесении изменений и дополнений в действующие правовые акты для приведения их в соответствие с единым законодательным актом о конфиденциальной информации, в том числе о внесении изменений и дополнений в УК РФ в части уголовно-правовой охраны конфиденциальной информации.
Основой федерального закона о конфиденциальной информации может служить предложенное нами определение конфиденциальной информации, так как данный термин наиболее предпочтителен для отнесения сведений к разряду сведений с ограниченным доступом.
Проведенный анализ показал, что с развитием общественных отношений, связанных с обращением конфиденциальной информации, в российском законодательстве не раскрывается указанный термин. Кроме того, законодательно не урегулированы вопросы защиты конфиденциальной информации.
Примечания
1. См., например: Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 17. — Ст. 1643; Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4851; Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1992. — 8 февраля.
2. УК РФ от 13 июля 1996 года № 63-Ф3 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
3. Большая Советская Энциклопедия: В 50 т. / Гл. ред. Б.А. Введенский. — М., 1953. — Т. 18. — С. 331.
4. См.: Большая Советская Энциклопедия:
В 30 т. — 3-е. изд. / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М., 1972. — Т. 10. — С. 249.
5. См.: КротовА.В. Философско-юридическое понятие информации человека // Юрист. — 2005. — № 10.
6. См.: Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31. — Ч. 1. — Ст. 3448.
7. Бондарь И.В. Тайна по российскому законодательству (проблемы теории и практики): Дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2002. — С. 35.
8. Юрченко И.А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны: Дис... канд. юрид. наук. — М, 2000. — С. 28; Паршин
С.М. Тайна в уголовном законодательстве (теоретикоприкладное исследование): Дис. канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2006. — С. 28.
9. См.: Паршин С.М. Тайна в уголовном законодательстве (теоретико-прикладное исследование): Дис. канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2006. — С. 27—28.
10. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994. — С. 144.
11. См.: Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 8. — Ст. 609.
12. См.: Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 года № 188 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 10. — Ст. 1127.
13. См.: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ст. 9); Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 года № 188.
14. Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 41. — Ст. 8220—8235.
15. См., например: Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3283; Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31. — Ч. I. — Ст. 3451; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 6. — Ст. 492; Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.
16. Российская газета. — 2006. — 29 июля.
17. Российская газета. — 2000. — 28 сентября.
18. Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права // Журнал российского права. — 2003. — № 12.