М.А. Ершов
Ершов Максим Александрович — преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
Полиция и конфиденциальная информация
В статье раскрывается определение конфиденциальной информации. Проводится анализ нормы Федерального закона «О полиции», регламентирующей порядок доступа полиции к конфиденциальной информации. Предлагаются меры, повышающие эффективность проверки полицией заявлений и сообщений о преступлениях.
In article definition of the confidential information
reveals. The analysis of norm of the Federal law «About police», regulating an order of access of police to the
confidential information is carried out. The measures raising efficiency of check by police of statements and messages on crimes are offered.
7 февраля 2011 года Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев подписал подготовленный в рамках реформы Министерства внутренних дел РФ Федеральный закон «О полиции»1 (далее — Закон о полиции). Согласно части 1 статьи 13 названного Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право получения от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведений, справок, документов (их копий), иной необходимой информации, в том числе персональных данных граждан (п. 4).
Вместе с тем, указанное право сильно ограничено. Так, информация может быть получена полицией на безвозмездной основе в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, только тогда, когда федеральным законом не установлен специальный порядок получения информации.
Специальный порядок предусмотрен для большинства сведений, называемых конфиденциальной информацией.
Законодательное определение конфиденциальной информации в настоящее время в России отсутствует, однако в доктрине существует множество точек зрения по поводу толкования данного понятия2.
На наш взгляд, конфиденциальная информация — это ценные для субъектов правоотношений сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления, доверенные узкому кругу лиц в связи с исполнением определенных обязанностей, доступ к которым ограничен в соответствии с положениями федеральных законов.
К конфиденциальной информации относят, например, налоговую, коммерческую и банковскую тайну.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (п. 3 ст. 102 НК РФ). Соответственно, для получения таких сведений в налоговых органах сотруднику полиции необходимо оформить мотивированный запрос за подписью соответствующего руководителя, входящего в Перечень должностных лиц органов внутренних дел, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержденный приказом МВД России от26 декабря 2003 года № 10333.
Если с доступом полиции к налоговой тайне все предельно ясно, то при получении сведений, составляющих коммерческую тайну, у полиции могут возникнуть трудности, особенно это касается проверки зарегистрированных вустановленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено ккомпетен-ции полиции. Так, Федеральный закон «О коммерческой тайне»4, хотя и предоставляет органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления право получения сведений, составляющих коммерческую тайну, делает оговорку, что такие сведения могут быть получены по запросу судами, органами предварительного следствия, органами дознания только по делам, находящимся в их производстве, и в порядке и на основаниях, которые предусмот-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)
m
Ершов М.А. Полиция и конфиденциальная информация
Ершов М.А. Полиция и конфиденциальная информация
рены законодательством Российской Федерации. Кроме этого, из смысла части 2 статьи 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» следует, что обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, разрешено не предоставлять подобного рода информацию по мотивированному требованию органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления. В этом случае указанные органы могут затребовать необходимую информацию в судебном порядке.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сотрудникам полиции в предоставлении информации, составляющей в данном случае коммерческую тайну, может быть отказано.
Устранить указанное противоречие возможно путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О коммерческой тайне». Однако подобные законодательные меры должны быть приняты только в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и сообщивших об этом в соответствующие государственные органы.
Доступ полиции к банковской тайне, в отличие от иных видов конфиденциальной информации, Законом о полиции строго ограничен. Полиция имеет право запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при выявлении и пресечении только налоговых преступлений. Данное ограничение прописано и в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности»5 (ч. 3ст. 26).
Несмотря на рассмотренные ограничения, на полицию, согласно пункту 1 части 1 статьи 12, помимо всего прочего, возложена обязанность по осуществлению в соответствии с подведомственностью проверки заявлений и сообщений о преступлениях (в том числе экономической направленности, основные из них: ст. 159, 160, 171, 174, 1741, 196,201,285, 286, 290 УК РФ) и принятию по таким заявлениям и сообщениям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Эффективность, качество, полнота, объективность проверки заявления (сообщения) о преступлении экономической направленности зачастую зависит от наличия у сотрудника органа внутренних дел, проводящего проверку, экономической конфиденциальной информации, к которой относится и банковскаятайна.
Таким образом, жесткий режим банковской тайны для полиции является большим препятствием при исполнении возложенных на нее Законом о полиции обязанностей, и современное общество, избравшее путем принятия Конституции РФ систему органов государственной власти, втом числе в целях обеспечения собственной безопасности от преступных посягательств, должно задуматься о необходимости обеспечения такой безопасности путем делегирования полномочий полиции, связанных с возможностью беспрепятственного получения банков-
ской тайны, но только в целях борьбы с преступностью и только в рамках проверки сообщений о пре-ступленияхвпорядкестатей144—145УПКРФ.
По нашему мнению, устранение указанного законодательного «барьера» позволит во многом упростить процедуру, связанную с использованием подобной информации в качестве основания для возбуждения уголовного дела. Однако в свете борьбы с коррупционными проявлениями в органах государственной власти и местного самоуправления не менее актуальным является решение проблемы защиты конфиденциальной информации от разглашения ее должностными лицами, которым такая информация была доверена или стала известна по службе или работе. Уголовный кодекс РФ в нескольких нормах предусматривает ответственностьза преступления, посягающие на конфиденциальную информацию и имеющие коррупционную направленность, среди них: часть 2 статьи 137, часть 2 статьи 138, пункты «а» и «б» части 2 статьи 141, статья 155, части 2,3и4статьи 183, статья 311.
Указанные преступления наносят большой материальный и моральный урон обществу и государству, а также отдельным физическим и юридическим лицам, поэтому в целях совершенствования борьбы с коррупционными проявлениями в сфере обращения и защиты конфиденциальной информации считаем правильным в рамкахуголов-ного закона усилить меры ответственности долж-ностныхлицза незаконные разглашение и использование конфиденциальной информации.
Дополнительным аргументом в пользу нашей позиции может послужить зарубежный опыт тех стран, где, хотя и нетжесткого режима банковской тайны, ответственность должностных лиц за разглашение конфиденциальной информации устанавливается достаточно строгая. Например, в Германии расширен доступ к информации о вкладах для фискальных, налоговых и правоохранительных органов. Однако одновременно с расширением доступа к банковской тайне в указанном государстве принимаются очень серьезные меры для ее охраны: устанавливается повышенная ответственность за разглашение банковской тайны теми лицами, которым она стала доступна; усиливаются мероприятия по обеспечению сохранности закрытой банковской информации, ставшей известной правоохранительным органам и налоговым службам. Это делается по-разному: четко определяется круг лиц, имеющих доступ к банковской тайне; определяются обязанности лиц, владеющих банковской тайной, по предоставлению информации6.
В связи с изложенным имеет смысл не только дополнить законодательство Российской Федерации в сфере обращения и защиты конфиденциальной информации соответствующими положениями о беспрепятственном доступе полиции к конфиденциальной информации в целях принятия объективного и законного решения по сообщению о преступлении в рамках статей 144—145 УПК РФ, но и разработать комплекс иных организационно-
150
Юридическая наука и практика
правовых мер по противодействию коррупционным проявлениям в рассматриваемой сфере.
Так, на наш взгляд, действенными возможно признать следующие меры, направленные на устранение причин и условий совершения подобного рода деяний со стороны сотрудников полиции:
1) разработка локальных нормативных актов (положений, инструкций) по защите конфиденциальной информации, поступившей в орган внутренних дел при проведении проверки сообщений о преступлениях;
2) в каждом органе внутренних дел определение кругалиц, имеющих право доступа ктаким сведениям;
3) усиление контрольных мероприятий в отношении сотрудников полиции, допущенных к работе с конфиденциальной информацией, поступившей в орган внутренних дел от физических и юридических лиц в рамках рассмотрения сообщения о преступлении;
4) проведение мероприятий по повышению квалификации и обучению сотрудников полиции, допущенных к сведениям конфиденциального характера, правилам работы с такими сведениями;
5) проведение служебных проверок с использованием возможностей оперативно-розыскной деятельности по фактам «утечки» конфиденциальной информации из органа внутренних дел;
6) усиление технической защиты конфиденциальной информации.
И в заключение следует отметить, что предложенные меры, направленные на беспрепятственный доступ полиции к конфиденциальной информации, возможно, и не являются исчерпывающими и безупречными, однако их можно рассматривать как приглашение к диалогу для поиска наиболее эффективных решений.
Примечания
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № Э-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
2. См., например: Кузнецов А.П. Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации: Учебно-практическое пособие. — Н. Новгород, 2007. —С.15; Паршин С.М. Тайна в уголовном законодательстве (теоретико-прикладное исследование): Дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2006. — С. 30, 43; Скопец П.С. Государственно-правовое регулирование конституционного права граждан России на информацию и его ограничений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — СПб., 2006. — С. 7; Юрченко И.А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2000. — С. 44; Меркулова С.Н. Уголовно-правовая охрана профессиональной тайны: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2007; Семашко А.В. Правовые основы оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2008. — С. 9.
3. Приказ МВД России от 26 декабря 2003 года № 1033 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» (с изм. от 20 февраля 2004 г., 11 октября 2005 г., 10 февраля 2009 г.) // Российская газета. — 2004.— 27 января.
4. Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3283.
5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. —1996. — №6. —Ст. 492.
6. См.: Банковская тайна растаяла, как снежок на солнце: Интервью с А.Э. Жалинским // Эксперт. — 2005. — № 11.
В.А. Зверев
Зверев Владимир Александрович — старший дознаватель отдела государственного пожарного надзора Приок-
ского района г. Нижнего Новгорода
E-mail: [email protected]
Проблемы формирования криминалистической модели
механизма поджогов
В статье раскрываются некоторые теоретические и прикладные проблемы формирования моделирования преступной деятельности, связанной с поджогами. Результаты такого моделирования являются основой для совершенствования методики расследования данного вида преступлений.
Some theoretical and applied problems of design of criminal activity, related to the arsons open up in the article. Results of such design are basis for perfection of method of investigation of this type of crimes.
На наш взгляд, существует не совсем точное миналистической модели или характеристики пре-
целеполагание при разработке той или иной кри- ступления. Как отмечает в своем диссертационном
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)
151
Зверев В.А. Проблемы формирования криминалистической модели механизма поджогов