12.00%
10.00%
0.00%
-100 SDA
■ 200 SDA
■LTMA
Рисунок 2 - Сравнение фактического и прогнозного CDR
Используемый стандартизированный подход привел к существенной недооценке количества последовавшихдефолтов. Прогнозирование дефолтов должно опираться на анализ и использование детальных данных и истории как ипотечных кредитов, так и заемщиков. Разработанная в рамках данного исследования модель при первом приближении позволяет более точно прогнозировать вероятность дефолта, даже с учетом использования ограниченной статистики и количества переменных в моделях. Используемый подход подтверждает, что моделирование дефолтности заёмщиков должно основываться на сложных эконо-метрических расчетах с использованием
детал ьныхданныхпокреди-там и заемщикам. Описанный выше подход с применением матрицы миграции Маркова в полном объеме позволяет решить задачу по достаточно точному прогнозированию денежных потоков по пулам ипотечных кредитов, включая дефолтность во времени.
Примечания:
-PD,реальный ^ Berteloot К., Verbeke W.,
Castermans G., Van Gestel, Т., Martens, D„ & Baesens, B. (2013). A Novel Credit Rating Migration Modeling Approach Using Macroeconomic Indicators. Journal of Forecasting, 32(7), 654-672.
2. Jones M.T. Estimating Markov Transition Matrices Using Proportions Data: An Application to Credit Risk. IMF Working Paper. 2005. WP-05-219.
3. Malik, M., & Thomas, L. C. (2012). Transition matrix models of consumer credit ratings. International Journal of Forecasting, 28(1), 261-272.
4. Елисеева И.И. Эконометрика : учебник. - М. : Юрайт, 2016. - С. 146-148.
5. Сиддики Н. Скоринговые карты для оценки кредитных рисков. Разработка и внедрение интеллектуальных методов кредитного скоринга // Манн, Иванов и Фабер. 2014. С. 173-176.
6. Таха, Хэмди А. Введение в исследование операций. - 6-е изд. - М.: Вильяме, 2001.
7. https://loanperformancedata.fanniemae.com/ lppub/index.html#
PROBLEMS OF STRA TEGIC DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS OF THE KALUGA REGION
PiHpchak Yulia Vladlmlrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University) (branch), Kaluga
The article analyzes problem aspects of state regulation of strategic development of small business (SB) in the Kaluga region. The main qualitative and quantitative indicators of the activity of small enterprises are presented. The evaluation of the effectiveness of the program-targeted activities carried out within the framework of existing regional strategic initiatives is given. As a result of the study, priority areas for improving the management of the development of the SB in the Kaluga region are substantiated. The author's conclusions can be used in practical activities to improve the strategic management of small business development in the region.
Keywords: development of small business; regional level; state development management; targeted programs for small business development; small business in the Kaluga region.
УДК 338 ПРОБЛЕМЫ СТРА ТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ВАК РФ 08.00.05 ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛА СТИ
© ПилипчакЮ.В., 2017 В статье анализируются проблемные аспекты государственного регулирова-
ния стратегического развития малого предпринимательства (МП) в Калужской области. Представлены основные качественные и количественные показатели деятельности малых предприятий. Дана общая оценка результативности программно-целевых мероприятий, проводимых в рамках существующих региональных стратегических инициатив. В результате проведенного исследования обоснованы приоритетные направления совершенствования управления развитием МП в Калужской области. Выводы автора могут быть
использованы в практической деятельности по совершенствованию стратегического управления развитием малого бизнеса в области. Ключевые слова: развитие малого предпринимательства; региональный уровень; государственное управление развитием; целевые программы развития малого предпринимательства; малый бизнес в Калужской области.
Приоритетная роль совершенствования методологии и методики государственного управления стратегическим развитием малого бизнеса обусловлена той ролью, которая отведена малым предприятиям (МП) в обеспечении роста российской экономики. На правительственном уровне малое предпринимательство сегодня рассматривается как институт, призванный обеспечить занятость населения [5]. Малым формам хозяйствования отводится важнейшая роль в обеспечении процессов устойчивого экономического развития регионов. Именно сеть малых и средних предприятий, мобильных, гибких, способных активизировать переориентацию регионального производства, может обеспечить быструю окупаемость затрат и ускорение внедрения достижения научно-технического прогресса. Приоритет современного этапа государственного управления развитием малого бизнеса - набор критической массы МП в регионах России.
Целенаправленное управление развитием малого бизнеса на региональном уровне подразумевает решение следующих задач: обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий в регионе; поддержка и развитием МП, осуществляемые в целях роста числа малых предприятий и их роли в инновационном развитии, формировании валового регионального продукта, налоговых поступлений и рабочих мест в регионе. Эффективность внешнего управляющего воздействия можно определить с помощью его оценки по ряду критериев и показателей, прежде всего, качества организационного, нормативного и материального обеспечения управленческой деятельности органов власти [2; б].
Как показало проведенное теоретическое исследование, авторы, занимающиеся разработкой проблемы стратегического управления развитием МП, едины во мнении [4; 6; 7; 8; 13], что к числу наиболее действенных инструментов стратегического управления данным сектором региональной экономики относится программно-целевой метод \ Цель настоящей статьи - выявление основных проблем государственного управления развитием МП в Калужской области. Достижение данной цели предполагало изучение опыта разработки в Калужской области целевых программ развития МП, анализ их результатов с точки зрения выполнения установленных показателей, а также их сопоставление с основными качественными и количественными показателями деятельности малого бизнеса в регионе.
Калужская область - аграрно-промышленный регион, экономика которого в основном представлена крупными компаниями. Согласно данным Росстата, Калужская область занимает 12 место среди регионов Центрального федерального округа (ЦФО), по развитию малого бизнеса. Регион относится к группе со средним уровнем раз-
1 Отдельным вопросам применения программно-целевого метода в развитии малого бизнеса и проблемы реализации программ в Калужской области, затрагивались такими авторами, как Е.М. ГузеевА, М.Ю. Красавина, О.И. Костина, О.М. Петруши-на, Е.А. Силаева, И.В. Балынин, Л.А. Овчинцева.
ПИЛИПЧАК Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) (филиал), Калуга рШр0208@дтаИ. сот
вития малого предпринимательства также, как Владимирская, Ивановская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тверская области.
По состоянию на 1 июля 2017 г. в области насчитывалось 1756 малых предприятий (без микропредприятий) с численностью постоянно работающих 54,5 тысячи человек. Количество малых предприятий в области в указанный период сократилось на 4,5% -с 1887 до 1803 ед. По данным Росстата, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов действовало 21,3% от общего числа малых предприятий (без микропредприятий), в обрабатывающих производствах - 20,8%, в строительстве - 13,4%, в операциях с недвижимым имуществом -9%. На рисунке 1 приведены данные по численности малых предприятий (без микропредприятий) с 2013 г. по 2016 г. по отраслям.
в пересчете на число субъектов в 2016 году Калужская область занимает достаточно скромные позиции в сравнении с другими регионами ЦФО - 14 место.
Таблица 1 - Отдельные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в январе-июне 2016 года
Количество предприятий, единиц Среднесписочная численность работников, человек Среднемесячная заработная плата, рублей Оборот малых предприятий, млн рублей
Всего по области 1756 54532 25795,5 79701,8
Рисунок 1 Число малых предприятий Калужской области (без микропредприятий), 2013-201 б гг.
Источник: Росстат
Показателем, определяющим вклад МП в экономику Калужской области, является численность занятых и ее доля от общего числа занятых в экономике. Отдельные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в январе-июне 2016 года приведены в таблице 1. По показателю среднего количества занятых на субъектах малого бизнеса
Источник: Калугастат
В целом для региона характерна низкая плотность распространения малых предприятий, невысокая доля постоянных работников МП в численности экономически активного населения, а также низкие значения характеристик производительности труда. Доля занятых на малых предприятиях относительно общего числа занятых в экономике составила в 2016 году 10,9 %. Наблюдается негативный тренд - средняя численность работников малых предприятий неуклонно сокращается с 2013 года. В 2013-2016 годы количество работников,занятых на малых предприятиях, сократилось на 7% по 54532 человек.
Товарооборот МП по сравнению с 2015 годом снизился почти на 12%, показав отрицательную динамику, и в 2016 году составил около 79701,8 млн руб. Данную ситуацию можно объяснить общим снижением доходов населения области, покупательной способности граждан на фоне экономической нестабильности. За период 2013-2016 гг. небольшой прирост оборота продукции и услуг в сопоставимых ценах, производимых малыми предприятиями показали только сельскохозяйственные предприятия (рис. 2).
Проведенное исследование позволяет заключить, что в последние четыре года в Калужской области происходит снижение предпринимательской активности малого бизнеса. Это вызвано сложной экономической обстановкой, падением цен на нефть, ослаблением нацио-
нальной валюты, повышением процентных ставок, а потому невозможностью получить заемные ресурсы, снижением доходов населения, а вследствие этого снижением покупательной способности. Основную долю среди МП занимают торговые предприятия, что объясняется большей простотой и выгодой для предпринимателя, потому как данный бизнес не требует больших финансовых вливаний, закупки дорогостоящего оборудования и прочего, однако и не является двигателем социально-экономического развития региона.
Рисунок 2 - Товарооборот МП (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (без микропредприятий), 2013-201 б гг.
Источник: Росстат
В отличие от других субъектов РФ в Калужской области не было принято стратегий развития малого бизнеса. Использование программно-целевого планирования для управления развитием малого бизнеса на региональном уровне в Калужской области сопровождается нестабильностью нормативного регулирования. В число значимых препятствий для развития МП региона исследователи включают группу взаимосвязанных проблем, основанных на непоследовательности проводимой политики поддержки развития малого и среднего бизнеса [4; 7; 8]. За последние шесть лет в области разработаны и утверждены несколько целевых программ развития МП, в т. ч. Ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Калужской области на 2011-2013 годы" (приказ Министерства развития информационного общества и инноваций Калужской обл. от 20.01.2011 № 16-од). К достоинствам программы можно отнести про-
гнозирование ожидаемых в результате выполнения мероприятий программы основных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики путем развития комплекса мер, в т. ч. мер финансовой поддержки. Однако, анализ стратегических документов следующих периодов2 показал, что положения программы не были реализованы в полной мере.
Действующая Государственная программа Калужской области "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" утверждена постановлением Правительства Калужской области от31.12.2013 г. № 755 [3]. В результате реализации мероприятий Госпрограммы, как ожидается, в 2020 году:увеличится количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения региона до 42,5 ед.; прирост вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства составит 1,118тыс. ед. ежегодно; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения увеличится до 28,7%; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг с4,54% в 2012 году до 12,5% в 2020 году; совокупная выручка организаций - участников кластеров региона от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках достигнет 44,5 млрд. рублей.
К программным мероприятиям поддержки МП, финансируемых из федерального бюджета и бюджета области, относятся предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела, возмещение затрат, связанных с приобретением производственного оборудования и с технологическим присоединением к электросетям, возмещение процентов по банковским кредитам и расхо-
2 См. Долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Калужской области на 2013-2015 годы" (постановление Правительства Калужской области 21.052013 № 268).
LH
s о
LH
X о
X О
CO
#
*
242
дов по договорам лизинга, поддержка инновационных компаний, займы под льготные проценты. Государственной программой предусмотрено развитие экспортно-ориентированных предприятий малого бизнеса, инфраструктуры 3, формирование промышленных кластеров. Основные усилия направлены на поддержку производственного сектора малого бизнеса, давно присутствующего на рынке. Субъектами малого бизнеса - получателями поддержки - являются всего 435 предприятий (из более чем 1803 зарегистрированных МП) [9]. Наибольший удельный вес в общем объеме поддержки субъектов малого предпринимательства за н има ют субси ди и, п редоста влен ные как из федерального бюджета, так и областного бюджета Калужской области, составив более 65 %.
Неоспорим тот факт, что проводимая правительством с 2011 года политика по развитию МП достигла определенного прогресса в выполнении поставленных стратегических целей. Некоторые из приоритетных инвестиционных проектов, которые были реализованы в рамках стратегических инициатив 2011 -2015 гг., до сих пор увеличивают свой позитивный потенциал влияния на малый бизнес и приведут к дальнейшему росту роли МП в экономике региона. Результатом проводимых с 2011 года изменений уже стало значительное улучшение инвестиционного климата в области 4, что в т. ч. привело к росту эффективности ма-
3 Сегодня в инфраструктуру поддержки малого бизнеса входят: Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области; Центр поддержки предпринимательства; Калужское агентство поддержки малого и среднего бизнеса; Уполномоченный по защите прав предпринимателей; Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Калужской области; Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Калужской области; Калужский студенческий бизнес-инкубатор; Бизнес-инкубатор информационных технологий; Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области; Центр молодежного инновационного творчества "Модель Спектр"; Академический учебно-исследовательский центр информационно-коммуникационных технологий; Калужский лазерный инновационно-технологический центр - Центр коллективного пользования и др.
4 По итогам реализуемых мер Калужская область оказа-
лась лидером в рейтинге регионов по инвестиционному климату, первенствуя сразу в четырех подгруппах, связанных с поддержкой малого бизнеса: по эффективности финансовой и нефинансовой поддержки предпринимательства, качеству организационной, инфраструктурной и информационной помощи и уровню развития малого бизнеса в целом. Важным инструментом финансовой поддержки субъектов МСП выступило участие МСП в выполнении государственных заказов [10]. В общем рейтинге эффективности по закупкам региональ-
лых инновационных компаний5 и объема инвестиционной деятельности МП - доля малых предприятий в объеме инвестиций в основной капитал региона составляет 6,1%, - но это не помогло справиться с общим трендом снижения числа МП и их предпринимательской активности. В частности, говоря об инициативах, предложенных в 2013 году правительством области, следует отметить, что до сих пор нерешенной остается важная задача обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого бизнеса [1, с. 94; 3; 11 ].
Анализ разрабатываемой политики управления развитием малого бизнеса в регионе показывает, что меры государственной поддержки малого бизнеса нацелены на решение сугубо тактических задач, нет целостной стратегии, которая обеспечит к 2020 году переход к новой, инновационно-ориентированной структуре региональной экономики. Субъекты малого предпринимательства могут эффективно осуществлять свою деятельность и получать прибыль, если им будет оказываться государственная поддержка. Необходимы новые импульсы в развитии МП. Одной из приоритетных задач управления является разработка концепции совершенствования методологии программно-целевого управления развитием МП, а также обеспечения болеетесной увязки стратегического и бюджетного планирования. Кроме того, принципиально важным является утверждение в обществе ценности предпринимательства, понимание особой роли ценности предпринимательского труда как одного из важнейших ресурсов развития Калужской области, ее долгосрочного социально-экономического роста. Решение назревших проблем возможно с помощью консолидации усилий государства и негосударственных структур, имеющих непосредственное отношение к МП, направлению их усилий на разработку и создание стимулирующих условий для малого предпринимательства.
Примечания:
1. Бондаренко Л.В. Формирование рыночной конкурентной среды в отдельных секторах сферы
услуг//Terra Economicus. - 2010. - Т. 8. - № 3-2. -
С. 93-98
ным и муниципальным в 2015 году Калужская область занимает 2 место. В Калужской области доля закупок у малого бизнеса выросла до 40%.
5 Прирост среднемесячной заработной платы в них превысил 30 %, выручка от реализации наукоемкой продукции увеличилась на 42%, налоговые поступления в бюджеты всех уровней - на 16%.
2. Валуйсков Н.В., Ветров Ю.П., Гаврилова A.B. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. - Воронеж, 2007. - Том 16.
3. Государственная программа Калужской области "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" http://www.pmp. admoblkaluga.ru.
4. Гузеева Е.М. Институциональная система развития малого и среднего инновационного предпринимательства региона (на примере Калужской области) // Вестникуниверситета. - 2008. - № 9 (19). -С. 9-18.
5. Доклад "О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Государственный Совет Российской Федерации. - М.: Кремль, 2015.
6. Ермолаева O.A., Валуйсков Н.В. Участие государства в гражданском обороте // Первый шаг в науку. - 2015. - № 1 -2 (1 -2). - С. 45-46.
7. Костина О.И. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства в Калужс-
кой области: анализ, тенденции, перспективы // Калужский экономический вестник. - 2016. - № 4. - С. 64-70.
8. Красавина М.Ю. Государственная поддержка малого предпринимательства, опыт Калужской области // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 10. - С. 71-74.
9. Портал малого и среднего предпринимательства Калужской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.pmp.admoblkaluga.ru.
10.Путеводитель по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Министерство промышленности и малого предпринимательства Калужской области, Калуга, 2015.
11.Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Voloshin V.l., Shulus A.A Small and medium-sized enterprises as a driver of innovative development of the Russian fuel and energy complex // International Journal of Energy Economics and Policy. - 2017. - T. 7. - № 3. -C. 231-239.
PERFECTION OF SYSTEM OF ADAPTATION OF PERSONNEL IN THE OIL AND GAS SECTOR
Podergina Ekaterina Aleksandrovna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, Ural State Mining University, Ekaterinburg
The article considers the problem of adaptation of personnel to the oil and gas sector. It is proved that when the adaptation of various categories of workers, should focus precisely on the kind of adaptation which is needed by the employee, i.e. to the formation of individual programs of adaptation with regard to the content of work performed, status and level of responsibility, working environment, personal characteristics of the employee. Given the complex methodology of analysis of the system of personnel adaptation in the organization.
Keywords: personnel management; oil and gas sector; adaptation of personnel; economy of labour; indicators of economic efficiency of adaptation of the personnel.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ УДК 331
ПЕРСОНАЛА В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ВАК РФ 08.00.05
В работе рассмотрена проблема адаптации персонала на предприятиях неф- © Подергина Е.А., 2017 тегазового сектора. Обосновывается, что при адаптации различных категорий работников, следует делать акцент именно на тот вид адаптации, в которой нуждается работник, т.е. необходимо формирование индивидуальных программ адаптации с учетом содержания выполняемой работы, статуса и уровня ответственности, рабочего окружения, личностных особенностей сотрудника. Приведена комплексная методика анализа системы адаптации персонала в организации.
Ключевые слова: управление персоналом; нефтегазовый сектор; адаптация персонала; экономика труда; показатели экономической эффективности адаптации персонала.
Современная ситуация в экономической среде кардинально изменила подход к управлению человеческими ресурсами. Появление новых технологий, оборудования приводят к необходимости постоянного найма новых работников. Каждое предприятие стремится иметь сплоченный коллектив, и потому адаптация новых сотрудников является для него важной задачей. В то же время, в современном мире каждый человек сталкивается с необходимостью работать, а значит и вливаться в новый коллектив.
Проблема адаптации персонала в настоящее время очень активно освещается в профессиональных изданиях. Человек за всю свою
ПОДЕРГИНА Екатерина Александровна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра Управления персоналом, Уральский государственный горный университет, Екатеринбург [email protected]