■ Гп^ РОССИвС ■ \Zs првдпр РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1
. rf""" - 11=' ^^^^ издательство Креативная экономика
ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1
_ 1-
Роль соблюдения приоритетов в развитии предпринимательского потенциала регионов
Доронина И.Э-1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
АННОТАЦИЯ:_
В статье описывается роль малого и среднего предпринимательства на различных уровнях управления, в том числе на мезо- и микроуровнях. Приводится роль малых и средних предпринимательских структур в условиях нестабильности макроэкономики. Сформулированы основные, наиболее типичные препятствия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России. Определены приоритеты в развитии предпринимательства на микроуровне. Предлагаются инструменты, обеспечивающие устойчивое развитие предпринимательства и баланс интересов общества и государства с использованием программно-целевого метода, систематизированы оперативные цели по достижению такого баланса. Определены факторы, тормозящие инновационное развитие малого и среднего предпринимательства в России. Рассмотрен ряд региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательство, регионы России, малый и средний бизнес, развитие предпринимательства на мезоуровне, приоритеты развития предпринимательства на микроуровне, региональные программы.
The role of observance of priorities in development of enterprise capacity in regions
Doronina
1 Plekhanov Russian University of Economics
Для развития большинства регионов Российской Федерации малое и среднее предпринимательство является основной формой развития региональных систем и обеспечения инновационной и социально-экономической устойчивости [5] (Voronov A.S., 2015). Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики — это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки [6] (Voronov A.S., 2016).
России усилили значимость таких форм предпринимательства как микро-, малое, среднее предпринимательство и самозанятость. Поэтому именно эти формы в условиях реиндустриализации являются основной базой для создания основного массива новых рабочих мест и получения гарантированного не только предпринимательского, но и трудового дохода граждан.
Ввиду отсутствия полных и достоверных статистических данных (в квартальном разрезе) в России, к сожалению, не учитываются индивидуальные предприниматели и микропредприятия, которые, на наш взгляд, составляют значительную часть субъектов предпринимательства.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития как национальной экономики, так и любого региона, который с точки зрения мезоуровня представляет совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных инфраструктурой, хозяйственными, партнерскими, институциональными связями.
Можно согласиться с мнением ученых [7, 9, 10] (Voronov A.S., Leonteva L.S., 2016, Leonteva L.S., Bashkatova Yu.I., Voronov A.S., 2015, Leonteva L.S., Orlova L.N., 2014), которые определяют особую роль малых и средних предпринимательских структур в условиях нестабильности, которая, по их мнению, заключается в:
• создании конкурентной среды на национальных и региональных рынках товаров и услуг;
• создании рыночного предложения в нишах, неинтересных для крупного бизнеса;
• формировании реальной базы новых рабочих мест как в сфере наемного труда, так и в сфере самозанятости;
• формировании устойчивости общественного психологического климата и формировании среднего класса как основы социальной стабильности;
• вероятности увеличения роста налоговых поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты.
ABSTRACT:_
The article describes the role of small and medium-sized enterprises (SME) at various levels of management, including on meso- and micro levels. The role of SMEs during the periods of economic downshift is discussed and the common obstacles for the SME development are formulated. The author outlines the key priorities for the SME sustainable development and considers various instruments of program-target method aimed to guarantee the balance between the social and entrepreneurial interests. The factors which are slowing down innovative development of SMEs in Russia are defined, and various regional programs for the SME support are discussed.
KEYWORDS: business, regions of Russia, small and medium-sized enterprises, development of business at the mesolevel, business development, business support programs.
Received: 16.12.2016 / Published: 16.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Doronina I.E. ([email protected])
CITATION:_
Doronina I.E. (2017) Rol soblyudeniya prioritetov v razvitii predprinimatelskogo potentsiala regionov [The role of observance of priorities in development of enterprise capacity in regions]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). - P. 223-230. doi: 10.18334/rp.18.3.37287
Можно сформулировать основные, наиболее типичные препятствия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к ним относятся:
• ограниченный доступ к стартовым капиталам для организации нового бизнеса и последующего ведения предпринимательской деятельности;
• отсутствие реальной возможности по коммерческому найму недвижимости, соответствующей профилю бизнеса, вследствие высоких арендных платежей, ограниченности приспособленных помещений и транспортной доступности;
• финансовые ограничения и неинформированность субъектов малого и среднего бизнеса по выходу на региональные и зарубежные рынки;
• ограниченность профессиональных компетенций самих предпринимателей в области построения и управления бизнесом, подборе и развитии наемного персонала;
• отсутствие механизмов адресной комплексной поддержки предпринимательских структур на разных этапах их развития.
Именно поэтому значительную роль в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства начинают играть региональные структуры, которые определили бы адекватные направления поддержки в соответствии с целевыми приоритетами развития конкретных территорий.
Несмотря на достаточно активное развитие государственной поддержки сферы малого и среднего предпринимательства, в связи с проявлениями кризисных явлений последних лет все более очевидными становятся основные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности бизнес-структуры при ее использовании.
Очевидно, необходимо определить инструментарий, обеспечивающий максимальную эффективность координации и управления региональными ресурсами и финансами всех уровней, которые могут быть вложены в поддержку малого и среднего бизнеса. По мнению автора, это программно-целевой метод.
Решение проблем развития малого и среднего бизнеса территории в рамках текущей экономико-управленческой деятельности органов власти всех уровней с несбалансированностью и разобщенностью осуществляемых действий при выполнении отдельных проектов.
В рамках принятой Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года во всех субъектах Российской Федерации были адаптированы долгосроч-
ОБ АВТОРАХ:_
Доронина Ирина Эдуардовна, аспирантка кафедры предпринимательства и логистики (¡ппе1ктай yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Доронина И.Э. Роль соблюдения приоритетов в развитии предпринимательского потенциала регионов // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - С. 223-230. do¡: 10.18334/гр.18.3.37287
ные программы развития малого и среднего предпринимательства, которые были рассчитаны на долгосрочную перспективу.
Одним из главных принципов, который заложен в идеологию Стратегии развития малого и среднего предпринимательства России до 2030 года, заключается в обеспечении равных возможностей для всех видов субъектов малого и среднего предпринимательства по доступу к системе поддержки на всех уровнях и сферах. Однако в силу разных уровней компетентности руководителей и специалистов властных структур, отвечающих за функционирование системы поддержки предпринимательства и степени информированности самих предпринимателей о возможности получения этой поддержки, данный принцип реализуется лишь частично. Для этого необходимо, чтобы на уровне субъектов России приоритетные комплексные меры осуществлялись не обособленными структурными подразделениями, а в соответствии с приоритетами малого и среднего бизнеса консолидировались в рамках стратегий социально-экономического развития (рисунок 1).
Все программы основаны на принципе равного доступа всех субъектов малого и среднего предпринимательства ко всем инструментам поддержки и предполагают сбалансированное развитие предприятий малого и среднего бизнеса, что становится крайне актуальным в условиях развития санкций и контрсанкций.
Именно поэтому инструменты, направленные на обеспечение устойчивого развития, должны быть сгруппированы в соответствии с приоритетом микроуровня и обеспечивать баланс интересов развития самих предпринимательских структур и интересов общества, которое в лице государства на макро- и мезоуровнях обеспечивает их поддержку с использованием программно-целевого метода:
• действия по увеличению числа малых и средних предприятий, обеспечивающих стабильный доход и поступления в бюджеты разных уровней,
• создание условий для превращения предпринимательской деятельности в профессиональную и социально значимую,
• выявление секторов экономики, обладающих реальными возможностями для предпринимательской деятельности,
• защита имущественных прав малых и средних предприятий, создание условий для обеспечения их деятельности имущественными ресурсами (на основе аренды и инвестиционных площадок),
• создание информационных и образовательных программ, направленных на повышение качества управления малым и средним бизнесом и, как следствие, повышение эффективности и доходности этих организаций,
• обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего бизнеса ко всем видам финансовых ресурсов за счет прозрачности участия в тендерах и конкурсах, компенсирования ставок по кредитам,
• развитие эффективной выставочной деятельности, направленной на продвижение товаров и услуг на российские и мировые рынки.
Информационно-образовательные
возможности реального использования ресурсов инфраструктуры поддержки за счет ее адаптации под реальные нужны малого и среднего бизнеса; получение качественных информационных и образовательных у с луг с целью повышения качества ведения предпринимательской деятельности
Рисунок 1. Приоритеты развития малого и среднего бизнеса на уровне конкретных предпринимательских структур
Стратегической целью государственной политики по развитию предпринимательского потенциала на мезоуровне, создание социально-экономической стабильности за счет формирования комплекса адаптивных мер и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства является повышение конкурентного статуса товаров и услуг, производимых малым и средним бизнесом в регионах.
Таким образом, с точки зрения формирования системы оперативных целей, благодаря которым будет достигнут баланс интересов бизнеса и государства, их можно сформулировать следующим образом:
• устойчивое развитие субъектов малого и среднего бизнеса как условие устойчивого развития экономики регионов и страны в целом,
• увеличение доли доходов малого и среднего бизнеса и их поступлений в бюджеты регионов,
• создание новых рабочих мест за счет самозанятости и развитие малого и среднего бизнеса,
• учет интересов малого и среднего бизнеса при развитии системной поддержки,
• улучшение информационной прозрачности отношений государства и бизнеса с целью повышения уровня доверия.
Любая концепция поддержки предпринимательства на национальном уровне дает лишь «рамочные» направления. На уровне региональных действий возникает необходимость уточнения целей и конкретизации ресурсов, исходя из специфики региона и состояния малого и среднего бизнеса.
Так, в большинстве региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства дается систематизация препятствующих развитию всех форм малого предпринимательства. Так, в программе Костромской области [1] к общенациональным фактором добавлены низкие по разным причинам возможности привлечения частного капитала в развитие конкретных производств (текстильной, ювелирной, деревообрабатывающей и др.), экономические и перспективные инновации, в качестве основных отрицательных факторов определен низкий инновационный потенциал субъектов малого и среднего бизнеса и отсутствие системы подготовки квалифицированных кадров для управления, организации и производительной деятельности.
К числу факторов, тормозящих инновационное развитие, относятся риски получения экономической выгоды от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также неразвитость организаций ресурсной сферы по предоставлению услуг (посреднических, информационных, юридических, банковских и пр.). Структуры малого и среднего предпринимательства, как правило, имеют относительно низкую доходность высоких цен на основные факторы производства, сложности процедур по внедрению новых технологий и получение прав на их использование, непрозрачности проверочных процедур контролирующих органов.
По мнению разработчиков Московской программы [2], недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной и адаптивной поддержки начинающих предпринимателей тормозит развитие малого предпринимательства в любой среде.
В Программе Рязанской области [3] в качестве отрицательных факторов выделяется высокая степень физического и морального износа оборудования, ограниченный доступ к финансовым ресурсам для приобретения нового, значительные затраты, связанные с сертификацией выпускаемой и разрабатываемой продукции, оформлением на патентование изобретений, полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения, сложностью государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, неотработанность процедур коммерциализации региональной интеллектуальной собственности [8] (Voronov A.S., Leonteva L.S., 2016).
В программе Тамбовской области [4] сформулированы следующие конкретные проблемы: имеет место негативное отношение к предпринимательской деятельности значительной части населения — низкое профессиональное качество консультационной, учебно-методологической, правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, в качестве ограничивающих барьеров развития малого бизнеса можно отнести:
• невысокую степень вовлеченности молодёжи в предпринимательскую деятельность, что позволило бы решить вопросы массовой безработицы.
• отток трудоспособного населения из муниципальных образований вследствие отсутствия устойчиво работающих предпринимательских структур, создающих рабочие места.
Переход на качественно и количественно новый уровень участия предпринимательских структур в формировании валового регионального продукта требует комплекса действий по расширению возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства за счет адаптации инфраструктуры поддержки под реальные приоритеты развития предпринимательского потенциала отдельных хозяйствующих субъектов. Нивелирование факторов, тормозящих развитие малых и средних предприятий, может быть построено только на концентрации и координации финансовых, имущественных и организационных ресурсов, взаимодействии органов власти всех уровней. При этом, необходимо учитывать, что управленческие процессы по укреплению и поддержке предпринимательского потенциала отдельных структур не может быть оторвано от создания региональных систем управления, направленных на их поддержку и развитие.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Постановление администрации Костромской области от 23 июля 2013 г. № 293-а «О государственной программе Костромской области «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] URL: http://www.gradkostroma.ru/i7u/ society/economics/business/acts/gos_prog.pdf (Дата обращения 12.09.2016 г.)
2. Постановление Правительства Московской области от 23 августа 2013 года № 662/37 Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» (с изменениями на 27 сентября 2016 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/537942832 (Дата обращения 12.11.2016 г.)
3. Постановление Правительства Рязанской области от 29 октября 2014 года № 306 «Об утверждении государственной программы Рязанской области «Экономическое развитие в 2015-2020 годах» (с изменениями на: 28.09.2016)» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/423845983(Дата обращения 12.11. 2016 г.)
4. Постановление Администрации Тамбовской области от 24 сентября 2013 года № 1057 «Об утверждении государственной программы Тамбовской области
«Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/467400667(Дата обращения 12.11. 2016 г.)
5. Воронов А.С. Разработка региональных стимуляторов устойчивого инновационного развития // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 1. — C. 258-261.
6. Воронов А.С. Функциональное обеспечение региональных программ инновационного развития // Статистика и экономика. — 2016. — № 2. — C. 22-26.
7. Воронов А.С., Леонтьева Л.С. Инновационная устойчивость как характеристика регионального развития. — М: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. — 116 с.
8. Воронов А.С., Леонтьева Л.С. К вопросу о типах региональных инновационных кластеров // Статистика и экономика. — 2016. — № 3. — C. 16-20.
9. Леонтьева Л.С., Башкатова Ю.И., Воронов А.С. Конкурентоспособность предпринимательских структур в условиях информационного общества. — М.: МЭСИ, 2015. — 155 с.
10. Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н. К вопросу об устойчивости развития предпринимательских структур // Интеграл. — 2014. — № 1. — C. 98-99.
REFERENCES:
Leonteva L.S., Bashkatova Yu.I., Voronov A.S. (2015). Konkurentosposobnost predprinimatelskikh struktur v usloviyakh informatsionnogo obschestva [The competitiveness of business structures in the conditions of information society] Moscow: MESI. (in Russian).
Leonteva L.S., Orlova L.N. (2014). K voprosu ob ustoychivosti razvitiya predprinimatelskikh struktur [On the stability of enterprise structures]. Integral. (1). 9899. (in Russian).
Voronov A.S. (2015). Razrabotka regionalnyh stimulyatorov ustoychivogo inno-vatsionnogo razvitiya [Creation of regional stimulators for sustainable innovation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1). 258-261. (in Russian).
Voronov A.S. (2016). Funktsionalnoe obespechenie regionalnyh programm innovatsionnogo razvitiya [Functional support for a regional program of innovative development]. Statistika i ekonomika. (2). 22-26. (in Russian).
Voronov A.S., Leonteva L.S. (2016). K voprosu o tipakh regionalnyh innovatsionnyh klasterov [About the types of regional innovation clusters]. Statistika i ekonomika. (3). 16-20. (in Russian).
Voronov A.S., Leonteva L.S. (2016). Innovatsionnaya ustoychivost kak kharakteristika regionalnogo razvitiya [Innovative sustainability as the regional development characteristic] Moscow: REU im. G.V. Plekhanova. (in Russian).