гические науки. 1987. № 2. С. 35-41.
7. Кожина М. Н. Речеведческий аспект теории языка // 81уИв1ука VII. Оро1е, 1998. S. 5-31.
8. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 172 с.
9. Матвеева Т. В. Тональность разговорного текста: Три способа описания // Sty1istyka V. Оро1е, 1996.S.210-221.
10. Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: Арго, 1996. С. 21-42.
11. Борисова И. Н. Замысел разговорного диалога в
структуре коммуникации // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. С. 241-272.
12. Кожина М. Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1968. 252 с.
13. Бондаренко А. В. Функциональная грамматика. Л.: Наука,1984. 136 с.
14. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 342 с.
15. Васильева А. Н. О формах существования функционально-стилистической системы // Структуры лингвистики и ее основные категории. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1983. С. 3-9.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
THE FORMATION OF SKILLS OF SOCIAL WORKERS DURING THEIR TRAINING IN THE MINISTRY OF THE INTERIOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
О. В. Лагун
В статье рассматриваются актуальные вопросы целенаправленного формирования педагогических навыков и умений у социальных педагогов в процессе их подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Автор обосновывает значение практики для курсантов, так как умения и навыки, которые формируются в ходе ее прохождения, являются важными элементами профессиональной культуры социального педагога, от которых зависит вся профессиональная деятельность специалиста.
O. V. Lagun
The article deals with the topical issues of purposeful formation of pedagogical skills of social workers during their training in educational institutions of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. The author substantiates the importance of practice for students as the skills that are formed in the course of it are important elements of the professional culture of social educator on which the whole professional activity of a specialist depends.
Ключевые слова: социальный педагог, профессиональная культура, навыки и умения, практика, стажировка.
Keywords: social educator, professional culture, skills, practices, training.
Процесс формирования и развития профессиональной культуры социального педагога в образовательной системе МВД России является многоплановым и многоаспектным. По нашему мнению, результативность формирования профессиональной культуры социального педагога в первую очередь определяется обширным использованием образовательных технологий, включающие практику, стажировку и спецкурсы, конференции, круглые столы, научно-практические семинары и т. п., которые являются частью профессионального становления будущего специалиста. Эта система также включает в себя профессиональную стажировку и практику, самооб-
разование и познание себя. По мнению исследователей, в процессе формирования профессиональной культуры социального педагога необходимо делать акцент на развитие у будущих специалистов профессиональных умений и навыков, чему способствует личностно ориентированное получение знаний (специфически запланированные практические занятия, игры, тренинги и и т. д.)[1].
Педагогические умения и навыки - это важные элементы личностно-профессиональной культуры социального педагога, от которых зависит вся профессиональная деятельность специалиста. Опрос выпускников факультета подготовки психологов Московского университета
МВД России позволил нам сделать вывод, что большинство из опрошенных владеют технологией организации воспитательного процесса в социуме на достаточно хорошем теоретическом уровне. Однако несмотря на это многие молодые специалисты, которые поступают на службу в подразделения по делам несовершеннолетних после окончания образовательных учреждений, в первое время испытывали сложности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Из 58 опрошенных практических сотрудников 7% считают, что для будущего социального педагога важно научиться не только решить, но сначала увидеть служебно-педагогическую проблему, и такая способность может формироваться только в условиях непрерывной практики, которая, по их мнению, благотворно повлияет на формирование у курсантов различных педагогических умений и навыков.
В образовательных учреждениях МВД России практика регулярно планируется, но организуется и проводится с различным качеством. Положительно, что для стажеров разрабатываются программы, планы стажировки, отчет о выполнении которых они представляют по окончании работы. Оценка за выполненные задания оказывает влияние на общий результат стажировки. Курсантам определяется объем работы, которую они должны выполнить, планируется помощь и контроль в процессе стажировки на должности и так далее. Однако наблюдение реальной практики, беседы с курсантами учебных заведений МВД России показали, что не каждый из них прошел стажировку в должности, соответствующей профилю избранной специальности [2]. Это не способствует их качественной подготовке, иногда на одну должность назначалось несколько стажеров, к ним не всегда прикрепляются опытные сотрудники полиции.
Ценность обеспечения практики состоит в том, что в процессе ее прохождения создаются возможности и необходимые условия для эффективной подготовки курсантов к реальным взаимоотношениям с несовершеннолетними и трудными подростками. Во время практики у обучаемых происходит «психологическая трансформация», так как в начале обучения в вузе он осознает себя только в качестве объекта учебно-воспитательного процесса, а систематическое выполнение определенных профессиональных функций приводит к изменению его отношения к будущей профессиональной деятельности и самому себе. Курсант начинает осознавать себя специалистом, то есть относиться к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
В опытно-экспериментальном исследовании практика курсантов в экспериментальных группах организовывалась по специально разработанной программе. При этом учитывалось, что каждый этап практики включает следующие этапы: этап подготовки, этап непосредственного проведения практики, этап итогового контроля и анализа результатов - и базируется на учебно-методическом сопровождении. Подготовка практики начинается с составления ее программы, которая должна включать в себя следующие элементы: содержание, опре-
деляющее специфические цели обучения и его конечные результаты; методы оценивания, определяющие систему оценки деятельности курсантов.
В качестве основных целей и задач разработанной нами программы практики выступали: формирование профессиональных педагогических умений, подкрепление теоретических знаний конкретными практическими навыками, развитие профессионально важных качеств, а также исследовательских умений и навыков.
В соответствии с обозначенными задачами и определенными нами методами была построена система заданий, обеспечивающая рациональное распределение деятельности курсанта в период прохождения практики.
Поиск мест прохождения практики осуществлялся в соответствии с предлагаемой нами программой. Базами прохождения практики выступали государственные структуры и учреждения и общественные организации, оказывающие различные виды помощи военнослужащим, а именно:
• детский оздоровительно-образовательный центр МВД России «Русичи»;
• колледж сервиса и туризма № 29 (г. Москва);
• Суворовское военное училище (г. Москва);
• общеобразовательные школы г. Москвы.
Чтобы научить курсантов общаться с трудными детьми и подростками, необходимо научить их умению управлять общением на основе максимального расширения объема деловых и личностных контактов с ними. Со стороны социального педагога необходима постоянная коррекция отдельных актов взаимодействия с детьми, осознание своей деятельности и отношений, складывающихся в процессе общения, с позиций современной педагогической и психологической науки, передового опыта, наблюдения и критического осмысления разных стилей общения со своими подопечными.
В связи с этим, при подготовке курсантов к прохождению стажировки, каждому из них диссертантом были даны индивидуальные задания по изучению и описанию одного из педагогических вопросов, связанных с практической профессиональной деятельностью социального педагога в современных условиях. Курсантам было предложено вести на стажировке «Дневник наблюдений стажера», куда необходимо было записывать свой педагогический опыт работы в качестве вожатых, собственные находки и успехи в решении педагогических задач профессиональной деятельности, а также недочеты, упущения и трудности в организации профессионально-педагогической деятельности педагогов, воспитателей и инспекторов тех подразделений, где они проходили практику.
Во время обсуждения отчетов после стажировки обучаемые рассказывали о результатах своей работы по изучению различных аспектов деятельности социальных педагогов с несовершеннолетними.
После стажировки и педагогической практики в экспериментальных группах курсантов был проведен диспут на тему «Стиль общения сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних в работе трудными подрост-
ками». Диспут по замыслу его руководителей предусматривал столкновение позиций сторонников авторитарного и демократического стилей педагогического общения, обеспечивал выход на проблемы личности, профессиональной деятельности, авторитета сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних и другие педагогические проблемы. Исходные данные для обсуждения курсантами были взяты из наблюдений и анализа материалов стажировки и педагогической практики.
Оценивание деятельности курсантов проводилось при помощи широкого круга показателей, центральное место среди которых отводилось уровню овладения профессиональными умениями и рефлексии. Оценка деятельности студентов осуществлялась с учетом отзывов специалистов и руководителей организаций мест практики. Необходимо подчеркнуть, что все курсанты получили положительные отзывы о проделанной работе, а также рекомендации по итогам выполненных заданий. Таким образом, можно сделать вывод, что в результате практики обучающие успешно освоили необходимый инструментарий социального педагога, апробировали полученные теоретические знания и умения в реальной практической деятельности социального педагога. По оценке руководителей практики готовность кур-
сантов к выполнению будущей профессиональной деятельности существенно возросла.
Таким образом, исследование показало, что во время прохождения практики обучающиеся получают возможность сопоставить полученные сведения с теоретическими знаниями, проанализировать все стороны профессиональной деятельности социального педагога, с методами и формами ее организации. Включение курсантов в практическую деятельность дает возможность раскрыть такие ценности деятельности будущего специалиста, как общественную значимость социальной работы, возможность профессионального роста и самосовершенствования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамов В. В. Педагогические условия формирования готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних: дис. ... канд.пед. наук. Сочи, 2005. С.87.
2. Платонова С. Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. С. 66.
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СКУЛЬПТУРЫ И РИСУНКА ДЛЯ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
FEATURES OF ARTISTIC AND IMAGINATIVE UNDERSTANDING OF REALITY BY MEANS OF SCULPTURE AND DRAWING FOR THE ARTIST-TEACHER
И. А. Башкатов
В статье поднимается проблема повышения качества подготовки будущих художников-педагогов и их творческого потенциала средствами изучения художественного образа в скульптуре и рисунке.
Ключевые слова: скульптура, рисунок, художественный образ, художник педагог.
На современном этапе эволюционного развития общества, где доминирующее значение приобретают изучение и активное применение цифровых и компьютерных технологий, часто отходит на второй план чувственное познание и изучение окружающего мира через искусство, которое свойственно и необходимо человеку для формирования нравственных, этических и эстетических качеств. Задача, которая стоит перед
I. A. Bashkatov
The article raises the problem of improving the quality of training of future artists and educators, and of enhancing their creative potential by means of studying the artistic image in sculpture and drawing.
Keywords: sculpture, drawing, artistic image, teacher of arts.
художником-педагогом, - раскрыть художественно-образный путь познания окружающей действительности вверенным ему подопечным.
В данной статье поднимается проблема раскрытия особенностей художественно-образного познания средствами скульптуры и рисунка, лаконичность средств выражения которых позволяет сосредоточить все внимание на глубокой образности их произведений, что способ-