Галиуллина С.Д.
доктор исторических наук, профессор, декан факультета дизайна и национальных культур, заведующий кафедрой «История, психология и педагогит» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Коган О.С.
доктор медицинских наук, профессор кафедры «История, психология и педагогиш» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 364.4: 347.64 (091) (470.57-25)
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ДОСТУПНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В научной статье рассматривается социальная политика в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проблемы социальной адаптации и доступного туризма. Показано, что социально-экономические преобразования в России приводят к обострению многих проблем, в том числе касающихся социально незащищенной категории населения: инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эта нестабильная ситуация в российском обществе также была характерна для страны на рубеже XIX-XX веков. Тогда правительственный подход в области общественного призрения имел положительный успех. В этой связи необходимо учитывать уроки прошлого. Использование этого опыта не означает его копирование, а предполагает творческое применение с учетом информационных технологий и особенностей современного цивилизационного развития. Внедрение и продвижение основ инклюзивного образования в учреждения различного уровня необходимо. Однако это не подразумевает и отмену специализированных учебных заведений, которые широко были распространены в Российской империи. На сегодняшний день намечаются первые шаги в области социальной адаптации и доступного туризма для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Башкортостан. Кроме решения проблем на государственном уровне, требуется понимание и осознание многими учебными и культурно-массовыми заведениями высокой значимости проблемы. Важным является и внедрение в жизнь детей-инвалидов оздоровительных, реабилитационных и рекреационных технологий. Однако для этого требуются квалифицированные специалисты. Подготовка их может быть реализована через инновационные центры по обучению специалистов в сфере туризма и сервиса для инвалидов на базе учреждений профильного высшего и среднего профессионального образования. В этом отношении показан положительный опыт одного из вузов Республики Башкортостан - Уфимского государственного университета экономики и сервиса.
Ключевые слова: УГУЭС, социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Башкортостан, доступный туризм.
THE PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION AND AVAILABLE TOURISM FOR DISABLED CHILDREN AND PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
The scientific article considers the social policy in respect of invalids and people with disabilities as well as the problems of social adaptation and available tourism. It is shown that socio-economic transformation in Russia lead
to the fact that many of the problems are exacerbated, including those relating to socially vulnerable population groups: people with disabilities and people with disabilities. This unstable situation in Russian society as was typical for the country at the turn of XIX-XX centuries. Then the government approach in the field of public charity had a positive success. In this regard, it is necessary to take into account the lessons of the past. This experience does not mean it up, and involves the creative application based on information technologies and features of modern civilization development. Introduction and promotion of an inclusive education institutions at various levels is needed. However, this does not imply the abolition of specialized educational institutions, which were widely spread in the Russian Empire. To date, outlines the first steps in the field of social adaptation and accessible tourism for disabled children and persons with disabilities in the Republic of Bashkortostan. In addition to solving problems at the state level requires an understanding and awareness of the many educational and cultural institutions, mass high significance of the problem. Important is the introduction of life of disabled children health, rehabilitation, and recreational technologies. However, this requires qualified professionals. Their preparation can be realized through innovative centers for the training of specialists in the field of tourism and service for people with disabilities on the basis of the profile institutions of higher and secondary vocational education. In this respect, shows the positive experience of one of the universities of the Republic of Bashkortostan, Ufa State University of Economics and Service.
Key words: Ufa state university of economics and service, social adaptation of invalids and people with disabilities in the Republic of Bashkortostan, available tourism.
Происходящие сегодня социально-экономические преобразования в России обострили многие проблемы, в том числе касающиеся такой социально незащищенной категории, как инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 11 % населения планеты относится к категории людей, которые считаются инвалидами, данные статистики свидетельствуют, что инвалидность имеет устойчивую тенденцию к росту. Прогнозируемый рост численности инвалидов и лиц с ОВЗ обуславливает серьезные экономические, социальные и психологические проблемы как для самих инвалидов, так и для общества в целом, в связи с чем особую значимость приобретает проблема социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями.
Исторически на рубеже Х1Х-ХХ веков проблемы с нестабильной социальной ситуацией в российском обществе также стояли достаточно остро. Об этом свидетельствует множество публикаций по этой теме [1, 2, 3], в которых показан опыт правительства в этой области. Сегодня он актуален как никогда. Россия «имеет богатые традиции социальной помощи призреваемым паттернам, разнообразные формы и методы социальной практики, которую осуществило российское государство совместно с общественными организациями и частными лицами» [2, с. 82].
Использование опыта прошлого «не означает его копирование, а предполагает творческое применение с учетом информационных технологий и особенностей современного цивилизационного развития. Возрождение социального попечения и умелое использование уроков прошлого даст ценные результаты в модернизации современной социальной сферы» [2, с. 83].
В настоящее время наблюдается постепенная трансформация социальной политики в отношении
инвалидов и лиц с ОВЗ, однако проблем у людей с отклонениями здоровья не становится меньше. В практике социальной работы с инвалидами существует множество нерешенных вопросов, которые касаются проблем обеспечения достойной жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями и отсутствия достаточного количества и качества услуг для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, неготовности некоторых социальных служб и учреждений к работе с инвалидами и неопределенности места данного вида деятельности в их организационных структурах. В настоящее время при освидетельствовании инвалидов и лиц с ОВЗ на предмет установления инвалидности, помимо определения степени нарушения функций организма, необходима оценка ограничений жизнедеятельности (ОЖД), что не всегда просто осуществляется в реальных условиях в связи с бюрократическими издержками.
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психические расстройства и болезни нервной системы; пороки развития; болезни, связанные с нарушением обмена веществ; болезни костно-мышечной системы.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по-прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.
Особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки
не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Основную поддержку инвалидам в доступе к образованию и дополнительной профессиональной подготовке оказывают родные и близкие. Это лишний раз свидетельствует, что главным механизмом поддержки людей с ограниченными возможностями в области социальной интеграции является ближайшее окружение человека, а не система социальной защиты.
Во многих регионах страны становятся все значительнее шаги по внедрению в жизнь основ инклюзивного образования в образовательные учреждения различного уровня. Сегодня в России наблюдается отказ от специализированных образовательных заведений для инвалидов и лиц с ОВЗ. Хотя в соответствии с Законом об образовании N° 273 ФЗ от 29 декабря 2012 года дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день действуют учреждения VIII видов. Исторический опыт свидетельствует, что существовала широкая сеть образовательных и воспитательных заведений, призревающих данную категорию детей [4, с. 3-10].
Под инклюзивным образованием понимается процесс обучения в общеобразовательных школах детей, имеющих особые потребности.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование основывается на методологии подхода к преподаванию и обучению, который будет более адаптированным для удовлетворения потребностей в обучении детей с различным уровнем здоровья. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предполагает активное использование современных компьютерных технологий, позволяющих проводить дистанционное обучение. Учащийся с ограниченными возможностями может находиться дома, но при этом участвовать в образовательном процессе, то есть он может видеть и слышать преподносимый педагогом материал. Однако существуют непреодолимые трудности по оснащению школ подобными компьютерными комплексами ввиду отсутствия необходимых финансовых средств.
Процесс внедрения инклюзивного образования в настоящее время сталкивается с рядом трудностей,
связанных с подготовкой и переподготовкой учителей и преподавателей образовательных учебных заведений, которые могли бы участвовать в системе инклюзивного образования. Отмечается недостаточное количество педагогов, обладающих специальными знаниями и умениями для работы с детьми с ограниченными возможностями, к которым нужен индивидуальный подход.
Довольно остро стоит вопрос о внедрении новых методов и технологий в образовательный процесс учебных заведений, желающих оказывать образовательные услуги для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, позволяющих оптимизировать учебный процесс, моделирование различных учебных ситуаций с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в случае необходимости вносить какие-либо коррективы в учебную программу.
На недостаточном уровне находится также оборудование школ и других учебных заведений техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственное перемещение детей с ограниченными физическими возможностями, в первую очередь пандусами.
По нашему мнению, подготовку и переподготовку педагогов коррекционных учреждений г. Уфы должны осуществлять специально обученные специалисты вузов г. Уфы, занимающиеся вопросами инклюзивного образования, к их числу относится Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «УГУЭС»). Университет является федеральной площадкой по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в Приволжском федеральном округе, с 2010 года вуз занимается научно-методическими разработками в области доступного туризма для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В университете для этого созданы научно-исследовательская лаборатория методологии и технологии инклюзивного образования, социально-психологическая служба, служба помощи в трудоустройстве выпускников, в том числе и студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Необходимо заметить, что в течение последних нескольких лет в целом по России и в Башкортостане в частности наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону, в том числе повышается качество предоставляемых образовательных услуг и увеличивается охват детей с ограниченными возможностями здоровья учебными заведениями.
Министерство образования и науки Российской Федерации приступило к формированию в регионах страны сети базовых учреждений для детей с особыми потребностями. Правительство РФ активно рассматривает вопросы по развитию законодательной базы в отношении соблюдения прав детей с ограни-
ченными возможностями. А принятие новых образовательных стандартов должно позволить детям получить право на «безбарьерное» образование.
Социально-бытовая адаптация инвалидов к условиям жизни в обществе является также одной из важнейших проблем общей интеграции лиц с ограниченными возможностями. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к процессам образования и трудоустройства инвалидов.
Удовлетворение потребностей в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности: в передвижении, в общении, в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и других сфер, в возможности получать знания, в трудоустройстве, в комфортных условиях жизнедеятельности, в социально-психологической адаптации - непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Взаимоотношения инвалидов и здоровых граждан подразумевают ответственность обеих сторон. У многих лиц с ограниченными возможностями не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с друзьями, знакомыми, работодателями. Особенно дети-инвалиды не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей не всегда адекватно, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств - доброты, отзывчивости.
Во многих регионах России функционируют центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. Деятельность данного типа учреждений в Республике Башкортостан направлена на создание и обеспечение условий для социальной интеграции детей-инвалидов, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.
В настоящее время образование детей-инвалидов в Республике Башкортостан осуществляется в общеобразовательных, специальных (коррекционных), дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в учреждениях начального профессионального образования, где реализуются программы коррекционно-развивающей направленности; действует система индивидуального сопровождения ребенка в психолого-педагогических, медико-социальных центрах. Следует отметить огромную работу по социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в Республике Башкортостан на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей, Республиканского детского оздоровительно-образовательного центра туризма, краеведения и экскурсий (Республиканского центра туризма). Центр работает с детьми-инвалидами различных групп уже более десяти лет.
Необходимо отметить в последнее время усиление внимания к детям-инвалидам и со стороны учреждений массовой культуры Республики Башкортостан. Ведущим из них является Национальный музей Республики Башкортостан, возглавляемый заслуженным работником культуры Республики Башкортостан Г.Ф. Валиуллиным. В настоящее время Национальный музей Республики Башкортостан - одно из самых больших хранилищ ценнейших артефактов. Важнейшим направлением в работе музея является обслуживание посетителей. Задача сотрудников музея - дать такой объем информации о нашем крае, чтобы всем посетителям было интересно и комфортно в стенах храма истории и культуры. Ежегодно музей посещают люди самых различных возрастов, образования и интересов.
Музей, активно сотрудничая с Уфимским государственным университетом экономики и сервиса, изучает возможности посещения учреждения бесплатно детьми-инвалидами различных групп, в том числе с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Работники музея по собственной инициативе изучают особенности работы с детьми-инвалидами разных групп. Соответственно для посещения музея детьми с двигательными нарушениями он имеет специальные подъемники. Навыки по работе с детьми, имеющими психические нарушения, работники музея перенимают, запланировав посещения специальных коррекционных школ-интернатов г. Уфы, в их числе специальная коррекционная школа № 59.
На базе Республиканского центра туризма, возглавляемого И.В. Лифановой, успешно проводится оказание услуг по доступному туризму для детей-инвалидов. Дети-инвалиды с нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата, иногда с родителями, принимают участие в пеших походах по изучению природных особенностей территории Башкортостана под руководством работников центра.
Профессорско-преподавательский состав и сотрудники факультетов дизайна и национальных культур, туризма и коммуникаций, технологии и техники сервиса Уфимского государственного университета экономики и сервиса проводят научные исследования для обоснования методических рекомендаций по проведению мероприятий по доступному туризму для детей-инвалидов.
Кроме того, УГУЭС является федеральной инновационной площадкой (ФИП) «Разработка модели деятельности инновационного центра по обучению специалистов в сфере туризма и сервиса для инвалидов на базе учреждений профильного высшего и среднего профессионального образования» с 2013 года, и одно из направлений ее деятельности формирование школы волонтеров для сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в музеи и другие учреждения г. Уфы.
В вузе изучаются аспекты планирования, оснащения, методического и медико-биологического обеспечения групп детей с нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности в результате детского церебрального паралича, участвующих в пеших походах по живописным местам Республики Башкортостан. Изучаются аспекты деятельности инструкторов по доступному туризму и виды экспертной деятельности при формировании групп детей-инвалидов для проведения туристических мероприятий.
Профессорско-преподавательским составом и сотрудниками УГУЭС разрабатываются программы обучения экспертов туризма и сервиса для осуществления контроля за всеми видами оказания услуг по обеспечению жизнедеятельности лиц с отклонениями здоровья на всех направлениях деятельности - спортивной, туристической, образовательной.
По результатам научных исследований ППС и сотрудников УГУЭС предполагается разработать методические рекомендации по оптимизации процессов восстановления (компенсации) нарушенных функций организма инвалидов средствами адаптивной физической культуры, обеспечению доступности объектов социально-бытовой, культурной и других сфер, возможности получить инклюзивное образование, улучшению социально-психологической адаптации.
Таким образом, становится понятно, что внедрение и продвижение основ инклюзивного образования в учреждения различного уровня необходимо. Однако это не подразумевает и отмену специализированных учебных заведений, которые широко были распространены в Российской империи. На сегодняшний день намечаются первые шаги в области социальной адаптации и доступного туризма для детей -инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Башкортостан. Однако для дальнейшего эффективного развития этой сферы тре-
буется еще очень много не только важных государственных решений, но и осознание многими учебными и культурно-массовыми заведениями социальной значимости проблемы.
Список литературы:
1. Galiullina S.D., Gerasimova D.I. Guardianship as institution of public participation in the management of education // Middle-East Journal of Scientific Research.
- 2013. - № 14 (3). - P. 322-327.
2. Галиуллина С.Д., Герасимова Д.И. Социальное попечение о паттернах, призреваемых в Российской империи // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. - 2013. - № 2 (4). - С. 82-88.
3. Герасимова Д.И. Проблема опеки нищих, бедных, заключенных и лиц с отклоняющимся поведением в Российской империи в дореволюционной историографии // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 5. - С. 34-37.
4. Галиуллина С.Д. Попечительство как социальный институт // Сервис plus. - 2009. - № 3. - С. 3-10.
List of literature:
1. Galiullina S.D., Gerasimova D.I. Guardianship as institution of public participation in the management of education // Middle-East Journal of Scientific Research.
- 2013. - № 14 (3). - P. 322-327.
2. Galiullina S.D., Gerasimova D.I. Social care for the patterns in the Russian Empire prizrevaemyh // Bulletin UGAES. Science. Education. Economy. Series: Economy. - 2013. - № 2 (4). - P. 82-88.
3. Gerasimov D.I. Problem guardianship poor, poor, prisoners and those with behavioral problems in the Russian empire in pre-revolutionary historiography // Historical and socio-educational thought. - 2014. - № 5.
- P. 34-37.
4. Galiullina S.D. Guardianship as a social institution // Service plus. - 2009. - № 3. - P. 3-10.