«дискуссия
журнал научных публикаций
Ф. А. Мустаева, канд. пед. наук, профессор, кафедра теории и методики социальной работы, Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск, Россия
ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМЬИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитание детей всегда было и является важнейшей функцией семьи. Хотя государство и общество определенным образом влияют на процесс семейного воспитания, в конечном счете, семья сама определяет, как воспитывать ребенка, какое образовательное учреждение выбрать для своих детей (особенно в последние годы, когда появляются всевозможные типы образовательных учреждений и формы обучения детей). В этих условиях актуализируется проблема самоопределения семьи при реализации ею воспитательной функции.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что понятие самоопределения, как правило, используется при анализе процессов развития личности. Так, К. А. Абульханова-Славская понимает под самоопределением осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений1. С. Б. Савелова отмечает, что самоопределение — это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы2.
В русле исследуемой нами проблемы вызывает интерес определение базового понятия, предложенное А. В. Меренковым3. Самоопределение, по мнению этого исследователя, представляет собой сложный многоэлементный процесс соединения общественных и личных потребностей, обеспечивающий
успешное развитие и саморазвитие ребенка. Оно включает в себя, во-первых, познание требований современной культуры к поведению индивида в типичных жизненных ситуациях. Во-вторых, принятие этих требований в качестве ориентиров совершения конкретных поступков. В-третьих, выявление тех индивидуальных задатков и способностей, на основе которых учащийся успешно приобретает различные знания, навыки, выбирает будущую профессию. В-четвертых, овладение принятыми в обществе способами реализации личностного потенциала в трудовой и общественной деятельности. Следовательно, обращается внимание на необходимость сочетания личных склонностей индивида с общественными потребностями в их активном проявлении.
Большинство зарубежных исследователей признают, что самоопределение человека обеспечивает поиск смысла его бытия. Так, с точки зрения В. Франкла, «человек, в конечном счете, является самоопределяющимся существом. Человек не просто существует, но решает, каким будет его существование, каким он станет в следующий момент»4. Этой точки зрения придерживаются и некоторые отечественные исследователи феномена самоопределения.
Человек, в конечном счете, является самоопределяющимся существом. Человек не просто существует, но решает, каким будет его существование, каким он станет в следующий момент.
Так как у самих родителей никто не формирует культуру выбора тех или иных ориентиров воспитания, то увеличилось количество детей, не умеющих проявлять постоянную заботу о матери, отце, братьях, сестрах, бабушках, дедушках.
Самоопределение личности проявляется в следующих формах: кон-венциально-ролевое, профессиональное, семейное, социальное. Так как объектом нашего исследования является семья, то нас интересует семейное самоопределение. В социологических исследованиях встречаются, наряду с понятием «семейное самоопределение», еще и понятия «самоопределение семьи», «самоопределение в семейной жизни».
Вышеназванные понятия объединяет то, что они выражают различные аспекты общего процесса самостоятельного выбора содержания, направленности, форм реализации отношений между супругами, родителями и детьми в семье. Основное различие между этими понятиями заключается в следующем. Понятие «семейное самоопределение» отражает процесс выбора личностью самой установки на создание и сохранение семьи в конкретных жизненных ситуациях. Понятие «самоопределение семьи» означает включение всех дееспособных членов семьи в коллективный выбор вариантов решения различных жизненных проблем, которые могут возникнуть в их совместной жизни. Категория «самоопределение в организации семьи» фиксирует процесс индивидуального и коллективного поиска оптимальных вариантов решения конкретных вопросов при реализации основных функций семьи.
Мы в своем исследовании остановимся на тех противоречиях, которые характеризуют нынешнее состояние самоопределения семьи при реализации ею воспитательной функции. Мы считаем, что в целом самоопределение является ведущей тенденцией развития современной российской семьи, так как социальные изменения настоятельно побуждают членов семьи активно включаться в процесс коллективного решения насущных проблем семьи, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем отметим, что в научной литературе содержание этого явления, противоречия, сопровождающие данный процесс, почти не исследуются.
Прежде всего, следует отметить, что на протяжении многих веков семья не имела возможности для самоопределения при реализации своей воспитательной функции. Так, в условиях патриархального обще-
ства, когда существовал жесткий диктат социума, предписывающего цели и средства семейного воспитания, дети должны были приучаться чтить родителей, осваивая нормы иерархического построения семьи. Ее главой являлся отец, которому должны были подчиняться все остальные члены семьи, поэтому у мальчиков воспитывались качества руководителя, а у девочек формировалась установка на подчинение воли мужчины. Отсутствовало самоопределение даже в методах воспитания, так как родителям рекомендовалось применять жесткие способы наказания за любую провинность. Проявление гуманизма уже считалось особым видом самоопределения семьи, нарушающей утверждаемые социумом задачи и способы семейного воспитания.
Социализм лишь частично изменил ситуацию с возможностями самоопределения семьи в сфере воспитания. Контроль церкви был заменен на контроль партии, а сельской общины — на вмешательство в семейное воспитание трудового коллектива и педагогов школы. Через средства массовой информации, специальную литературу, педагогическое просвещение родителям постоянно указывали, что и как необходимо воспитывать у детей разного возраста.
Переход к рыночной экономике, когда государство стало активно отказываться не только от руководства экономикой, но и средствами массовой информации, учреждениями образования, культуры привел к тому, что власти перестали вмешиваться в семейное воспитание. Родители впервые оказались в ситуации, когда сами могут выбирать те нормы и правила, на освоение которых целенаправленно ориентируют своих детей. Родители самостоятельно определяют содержание той культуры, которая обеспечивает отношения и с родственниками. В наше время каждая семья вправе формировать разную культуру общения ребенка с близкими людьми.
Так как у самих родителей никто не формирует культуру выбора тех или иных
«дискуссия
журнал научных публикаций
ориентиров воспитания, то увеличилось количество детей, не умеющих проявлять постоянную заботу о матери, отце, братьях, сестрах, бабушках, дедушках. В целом отмечается усиление эгоистической ориентации в значительной части подрастающего поколения, так как ей не противостоит целенаправленная работа родителей по выработке у детей навыков чувственно-эмоционального отношения к родственникам, активного участия в общих семейных делах.
Семья в наше время также самостоятельно определяет, какие следует формировать у ребенка качества, чтобы обеспечить его умелое общение со сверстниками, педагогами образовательного учреждения. При этом родители могут не принимать важность воспитания у ребенка установок на вежливое общение с незнакомыми людьми в общественных местах, умение мирно решать конфликты, возникающие в детском коллективе. Также по-разному может ими пониматься значимость воспитания дисциплинированности, трудолюбия, воли как непременных условий успешной учебы.
Самоопределение в реализации воспитательной функции семьи выражается также в том, что в наше время вообще ни государство, ни школа, ни общественные организации не контролируют каким-либо образом данную деятельность семьи. Только в случае обнаружения насилия по отношению к детям общественность и правоохранительные органы вмешиваются в процесс семейного воспитания.
На наш взгляд, распространение наркомании, алкоголизма, курения среди подростков в определенной степени является следствием того, что самоопределение в семейном воспитании не опирается на научно обоснованные знания о том, как необходимо родителям формировать важнейшие ценностные ориентации и установки у подрастающего поколения. Родители не получают помощь от специалистов, социальных институтов при самоопределении своей воспитательной деятельности.
Наши исследования показали, что самоопределение семьи в сфере реализации воспитательной функции в значительной степени зависит от того потенциала, который она имеет для успешного решения соответ-
ствующего комплекса задач. Мы согласны с определением воспитательного потенциала семьи5, под которым понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и еще не используемые по каким-либо причинам.
В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить: нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения; жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры; распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье; материальные и бытовые условия семьи; организацию семейного досуга, наличие семейных традиций; взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.
Если подвергнуть вышеназванные компоненты воспитательного потенциала семьи более тщательному анализу, то становится очевидным, что все они носят весьма противоречивый характер. Так, сложно однозначно сказать, как именно (позитивно или негативно) влияет на воспитание детей численность и структура семьи, ибо так называемые «трудные» дети вырастают как в однодетных, так и многодетных семьях, как полных, так и неполных, как при отсутствии бабушек и дедушек, так и при их наличии. Однако можно с уверенностью констатировать, что на становление личности ребенка влияет и количество детей в семье, и отсутствие одного из родителей или замена его неродным, и степень участия старшего поколения (бабушек, дедушек) в воспитательном процессе.
Решающее воздействие на самоопределение в сфере воспитания ребенкав семье ока-
С-\
На становление личности ребенка влияет и количество детей в семье, и отсутствие одного из родителей или замена его неродным, и степень участия старшего поколения (бабушек, дедушек) в воспитательном процессе.
Ч_У
Если родители в процессе самоопределения своих воспитательных целей всегда внимательны к ребенку, в курсе всех его дел и проблем, предоставляют ему возможность самому решать какие-то вопросы, то и ребенок уважает родителей по-настоящему, чувствует их заботу о нем.
зывает нравственно-психологическая атмосфера малой группы, отношения между поколениями и между самими супругами. Вместе с тем, нравственно-психологическая атмосфера семьи является, пожалуй, самым трудно регулируемым фактором, однако оказывающим часто решающее влияние на самоопределение в сфере семейного воспитания.
Говоря о взаимоотношениях между супругами, можно воспользоваться делением в научной литературе всех видов отношений между людьми на «сотрудничество», «паритет», «соревнование», «конкуренцию», «антагонизм». «Сотрудничество» является идеальным случаем взаимоотношений, предполагающим взаимопонимание и взаимоподдержку членов семьи, оно обеспечивает согласованность целей и методов при самостоятельном определении родителями содержания воспитательной деятельности. «Паритет» означает ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех представителей семейного коллектива. В этом случае при самоопределении в семейном воспитании учитываются не только представления о должном родителей, но и индивидуальные возможности ребенка в освоении предъявляемых к нему требований. Для «соревнования» как вида отношений в семье характерно желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве, что может порождать разные представления у взрослых членов семьи о содержании и методах воспитания, а, следовательно, самоопределение будет носить противоречивый характер, сопровождаться конфликтами среди тех, кто в семье осуществляет воспитание. Под «конкуренцией» имеется в виду стремление одних членов семьи главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах, в том числе в вопросах воспитания детей. «Антагонизм» как вид отношений в семье предполагает резкие противоречия в малой группе, при которых семейное объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется только из-за сильного давления извне. Итак, каждая семья оказывается в ситуации разного по содержанию и направленности самоопределения при выборе варианта организации отношений в семье.
На воспитание детей влияет также образ жизни родителей, их поведение. Именно в поведении родителей кроются корни авторитета, который они стремятся завоевать у своих детей. Если родители в процессе самоопределения своих воспитательных целей всегда внимательны к ребенку, в курсе всех его дел и проблем, предоставляют ему возможность самому решать какие-то вопросы, то и ребенок уважает родителей по-настоящему, чувствует их заботу о нем. При этом у него самого может активно утверждаться установка на самоопределение во всех учебных и внеучебных действиях. Поэтому на научной основе осуществляемое самоопределение семьи в сфере воспитания имеет одним из результатов выработку навыков жизненного самоопределения и у самих детей.
Направленность на самоопределение семьи в сфере воспитания означает также обязательное участие детей в домашних делах, обоснованное распределение обязанностей между членами семьи, в том числе между родителями. Обратимся к результатам нашего социологического исследования, проведенного в 2008 - 2009 гг. Нашим респондентам было предложено ответить на вопрос о распределении домашних обязанностей в семье: в перечне видов домашней работы они должны были отметить тех членов семьи, которые обычно выполняют эти виды работы (при этом они могли назвать нескольких членов семьи). В графе «жена» нами получены следующие результаты: приготовление пищи — 87,7 %, стирка белья — 86,3 %, уборка квартиры — 81,7 %, покупки — 80,5 %, воспитание детей — 77,2 %, работа на приусадебном участке — 39,2 % и т. д. В графе «муж» предпочтение отдано такому виду домашней работы, как ремонт бытовой техники (67,8 %), остальные виды работы, выполняемые мужчиной, представлены весьма скромно: покупки — 47,0 %, воспитание детей — 44,2 %, работа на приусадебном участке — 41,7 %, приготовление пищи — 25,3 % и т. д.
«дискуссия
журнал научных публикаций
Данные исследования подтверждают вывод о том, что большая часть домашних обязанностей, в процессе которых реализуется воспитательная функция семьи, в частности осуществляется трудовое, нравственное, эстетическое развитие ребенка, выполняется женщиной. Мужчина не задает установку на активную помощь матери в ее делах, не показывает пример заботы о супруге. Следовательно, отсутствует его участие в самоопределении семьи при выработке многих важных для повседневной жизни человека качеств. Объясняется подобная диспропорция отчасти большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, позволяющих мужу меньше брать на себя домашних забот.
Полученные нами данные подтверждаются результатами исследования, проведенного среди уфимских школьников6: свыше трети отцов практически не занимаются определением содержания тех качеств, которые формируются у ребенка в процессе его взросления. Две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. В некоторых семьях единственной формой отцовского общения с детьми является совместный просмотр телепередач. Сравнительно редко наблюдается психологическая близость с отцами.
Следовательно, важной особенностью современной семьи является то, что самоопределение содержания воспитательной деятельности обеспечивается одним из родителей, так как отцы не включаются в процесс осмысления целей, направленности, методов выработки тех качеств, которые необходимы их детям для успешной адаптации к динамично меняющемуся миру. Современный мужчина, потеряв роль главы семьи, отказался и от участия в реализации очень важной для социума функции малой группы: приобщение ребенка к современной культуре, в том числе в сфере свободного времени и организации семейного досуга.
Сфера свободного времени семьи создает большие возможности для воспитания детей, их духовного развития, психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное проведение свободного времени.
Досуговое общение создает наиболее благоприятные возможности для эффективной реализации самоопределения в сфере семейного воспитания, так как свободное время позволяет максимально раскрыть индивидуальные задатки и способности, как детей, так и взрослых. В этом смысле следует говорить о том, что самоопределение семейного воспитания должно быть направлено не только на выработку общих для всех людей качеств, но и на выявление тех способностей, которые обеспечивают самореализацию личности в труде, самоутверждение в общественной деятельности.
Во многих российских семьях проблема семейного досуга усугубилась в связи с социально-экономическими процессами, имевшими место в последние годы. Закрытие большинства досуговых учреждений, коммерциализация многих услуг, в том числе в сфере досуга и свободного времени — выявили неспособность большинства родителей оплачивать такого рода услуги. Самоопределение семьи выражается не столько в выборе форм организации досуга детей, сколько в умении своими силами организовать свободное время своих детей, к чему большинство родителей оказались не готовы.
Именно в этих условиях в сфере семейного досуга усиливается роль семейных традиций, обладающих большим воспитательным потенциалом. Ими могут быть: семейные праздники, юбилеи, совместные прогулки, выезды за город и др. Традиции, принятые всеми членами семьи, чаще всего выступают основой самоопределения, которое осуществляет семья в сфере воспитания, так как отсутствуют противоречия по поводу их соблюдения.
Самоопределению в сфере воспитания семьи способствует традиция сотрудничества семьи с другими социальными (в том числе воспитательными) институтами. Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы), а также от той помощи и поддержки, на которую рассчитывают и которую получают родители.
Проводя социологическое исследование, мы пытались выяснить, на чью помощь рассчитывают родители, если у них возникают проблемы в воспитании детей. К сожалению, незначительное количество респонден-
тов (12,7 %) при выборе вариантов решения сложных воспитательных проблем обращается за психолого-педагогической помощью к специалистам (педагогам, психологам). Можно заключить, что сотрудничество образовательного учреждения и семьи не является распространенным явлением, способствующим совершенствованию самоопределения семьи при выработке ориентаций и установок детей на освоение требований современной культуры. К тому же, в городе кроме традиционных образовательных учреждений имеются учреждения социальной защиты и социального обслуживания, предоставляющие семье широкий спектр услуг, в том числе психолого-педагогических. Мы убедились в ходе исследования, что при отсутствии помощи государства в освоении родителями современного содержания и методов воспитания, они вынуждены заниматься самоопределением, исходя из собственного понимания эффективных способов преодоления возникающих при воспитании трудностей. Большая часть родителей (почти 70 %) в вопросах воспитания детей рассчитывает только на себя.
Взаимодействие семьи и школы — важнейшее условие успеха в воспитании детей, но именно здесь чаще всего возникают противоречия между родителями и педагогами при самоопределении целей, задач, методов воздействия на сознание и поведение детей. Это взаимодействие возможно в том случае, когда учителя и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка, найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую нравственное, трудовое, эстетическое развитие растущего человека.
Однако родители и учителя часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Многие учителя неспособны и не желают видеть собственные педагогические ошибки, не умеют анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины, у них отсутствует обоснованное представление об особенностях современного воспитания, что становится источником постоянных претензий к родителям, являющихся следствием неумения осуществить правильное самоопределение при выборе целей и методов семейного воспитания.
Родители, в свою очередь, будучи некомпетентными в вопросах педагогики и психологии, реагируют на упреки в свой адрес по-разному. Одни их принимают и признают свою вину, высказывая упреки детям; другие оправдываются и ищут причины возникших проблем не в себе, а в других людях и окружающих обстоятельствах; третьи переходят «в наступление» и начинают обвинять учителей. В этом также противоречиво реализуется самоопределение семьи в сфере воспитания при возникновении конфликтов со школой.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило актуальность проблемы самоопределения семьи в реализации своей воспитательной функции: современная семья вынуждена без какой-либо целенаправленной помощи государства сама определять содержание, формы и методы воспитания детей, формы сотрудничества с образовательными учреждениями и другими социальными институтами в вопросах приобщения детей к современной культуре. Однако в силу исторических, социальных, психологических причин многие родители пока еще не готовы полностью взять на себя ответственность за воспитание собственных детей. В этих условиях семья нуждается в помощи со стороны специалистов, компетентных в оказании квалифицированной помощи родителям в формировании нравственных, эстетических, трудовых качеств личности ребенка, в социальном сопровождении самоопределения семьи при реализации ею воспитательной функции. ■ |Г
1. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. Уфа: Гилем, 2004. С. 7.
2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Гри-цанов. Мн.: В.М. Скакун, 1998. С. 593.
3. Меренков А.В. Самоопределение учащихся. М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 3 - 4.
4. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография — Уфа: Гилем, 2004. С. 17.
5. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О.Л., Синельников А.Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // СОЦИС. 2010. № 7 (315). С. 49.
6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т 10: Гендер. Брак. Семья. М.: ИНФРА-М., 2006. С. 619.