Научная статья на тему 'Факторы формирования государственной семейной политики'

Факторы формирования государственной семейной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
751
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / STATE FAMILY POLICY / ВНЕШНИЕ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL AND INTERFAMILIAL FACTORS / СТРУКТУРА СЕМЬИ / FAMILY STRUCTURE / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ / SOCIAL ASSISTANCE TO POOR FAMILIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Кучмаева Оксана Викторовна

Авторы, анализируя группы факторов, детерминирующих необходимость реализации семейной политики, выделяют внешние по отношению к семье и внутрисемейные факторы. Особое внимание уделяется внешним факторам, влияющим на имущественную дифференциацию семей, выполнение семьей воспитательной функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of formation of the state family politics

The authors, analyzing a group of factors that determine the necessity of implementation of family policy, define external factors in relation to family and interfamilial factors. Special attention is paid to external factors that affect the property differentiation of families, educational duty of the family.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования государственной семейной политики»

Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева

^ £ ^

^ ы о

* ^ ы Факторы формирования | | государственной семейной политики

^ и

Авторы, анализируя группы факторов, детерминирующих необходимость реализации семейной политики, выделяют внешние по отношению к семье и внутрисемейные факторы. Особое внимание уделяется внешним факторам, влияющим на имущественную дифференциацию семей, выполнение семьей воспитательной функции.

Ключевые слова: государственная семейная политика, внешние и внутрисемейные факторы, структура семьи, социальная помощь малоимущим семьям.

Процесс, влияющий на выполнение семьей своих основных функций, обусловлен рядом объективных факторов1 и осуществляется в условиях вариативности моделей семьи, динамичности происходящих в обществе изменений [15, с. 161-162].

Выделим две большие группыфакторов, детерминирующих необходимость реализации семейной политики:

1) факторы объективного действия макросоциального характера, внешние по отношению к семье (социально-экономические условия жизни общества, стабильность социальной системы, в которую включена семья, правовые и культурные нормы, национальные традиции, демографическая ситуация в стране);

2) факторы внутрисемейные, субъективного свойства, связанные с общекультурным и образовательным уровнем членов семьи, их потребностями и установками, состоянием их здоровья, а также с внутрисемейными отношениями.

К основным группам факторов относятся:

- факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят, в частности, увеличение воздействия на ребенка СМИ и улицы;

- демографические, прежде всего, структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодет-ная), возраст родителей;

- социально-экономические, являющиеся для семьи внешними (материальные условия ее жизнедеятельности - уровень доходов, жилищные

1 Комплекс причин и условий, как внутрисемейных, так и являющихся внешними для семьи, влияющих на выполнение ею своих основных функций.

о" 2 УЗ

условия, благоустроенность быта; постоянная сверхзанятость родите- ¡2 5 о лей и т.д.);

- личностные характеристики родителей (их социальный статус, уро- 'о з ^ вень образования, общая и психолого-педагогическая культура, их § ^ ориентации и установки на воспитание и образование детей, напри- I ^ мер, увеличение требований родителей к системе образования из-за ^ ранней профессиональной ориентации ребенка);

- психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

- помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, в социализации подрастающего поколения. Среди внешних факторов, влияющих на выполнение семьей воспитательной функции и актуализирующих проведение семейной политики, можно остановиться на следующих.

Значительная имущественная дифференциация семей. Россия на европейском фоне, в т.ч. и среди постсоциалистических стран, характеризуется максимальным превышением показателей детской бедности над показателями общей бедности [4, с. 66]. Среди всех домохозяйств России доля домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет, составляет 34,2%. Однако среди малоимущих домохозяйств домохозяйства с детьми составляли 59,7% в 2011 г., 62,2% в 2012 г. Риск попасть в категорию бедных для домохозяйств с детьми в 1,5 раза выше, чем для бездетных [3].

Семьи с несколькими детьми находятся в более сложном экономическом положении. Среди домохозяйств с детьми выше уровень кредитных займов: в 2011 г. 23,1% домохозяйств без детей и 40,5% семей с детьми имели долг по кредиту или ссуде. Размер среднедушевых располагаемых ресурсов семей сокращается с увеличением числа детей в семье, хотя в последний год ситуация несколько улучшилась (таблица 1).

Несмотря на то, что в целом затраты на семейные и материнские пособия представляются объемными, для современной России характерно сокращение вклада семейных и материнских пособий в доходы семьи. Расходы на семейные и материнские пособия в 1996 г. составляли 1,6% от объема денежных доходов населения (в 1991 г. - 3,6%), в 2008 г. - около 0,7%, в 2012 г. - 0,8%. Наряду с этим, отношение расходов на семейные и материнские пособия к величине валового внутреннего продукта (ВВП) сократилось с 1% в 1996-1997 гг. до 0,4% в 2008 г. и 0,5% в 2012 г., что свидетельствует о реальной значимости семейной политики в системе государственной деятельности [16].

Государственная социальная помощь малообеспеченным в виде денежных выплат затрагивает лишь около 8% всех домохозяйств,

и доля ее в располагаемых ресурсах получателей в среднем немногим более 5%. Она в большей степени предоставляется семьям с детьми, однако реальный ее вклад в доходы даже этих семей не очень значителен (7%) [9, с. 67-84].

Таблица 1

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в зависимости от наличия и числа детей в возрасте до 16 лет (в среднем на члена домохозяйства, в месяц)

Социально-экономические категории Год

домашних хозяйств 2009 2010 2011 2012

Все обследованные домашние хозяйства, % 100,0 100,0 100,0 100,0

Домашние хозяйства без детей, % 113,0 116,2 114,7 112,6

Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет, %, из них домашние хозяйства, имеющие: 1 ребенка 2 детей 3 и более детей 85,9 91.1 82.2 60,1 82.4 87,2 80,8 47.5 84,7 91,5 80,5 47,5 87,5 95,1 82,1 48,7

Новые технологии изменили рынок труда, взгляд на масштаб и местонахождение производства и расширили возможности отдельной личности. Значительная часть работающих могут осуществлять свою производственную деятельность, не выходя из дома. Это говорит о необходимости активизации таких аспектов взаимодействия семьи и рынка труда в условиях распространения новых технологий коммуникации, как создание условий, позволяющих семье успешно реализовы-вать воспитательную функцию, сочетать семейные и профессиональные роли (работа по гибкому графику, формирование системы социального страхования, учитывающей интересы семей с детьми, развитие сети детских садов на предприятиях и фирмах, учет интересов семейных работников в коллективных договорах, развитие социальной инфраструктуры жизнедеятельности семьи).

По данным Комплексного обследования условий жизни населения, проведенного в России в 2011г., 23,7% женщин и 8,7% мужчин, ищущих новую работу, предпочли бы неполное рабочее время [7]. В этой связи необходимо отметить, что с 2012 г. в нашей стране осуществляется комплекс мер, направленных на создание условий для совмещения

а^ и

ж и ^ £ ^

^ ы о ^ т о.

,4 °

и и

женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занято- § 5 5

, из ^

стью, в т.ч. включая мероприятия по организации профессионального ^ 2

обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за 'о з ^

ребенком до достижения им возраста трех лет. На профессиональное § ^

О

обучение (переобучение) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ^ ^ ребенком до достижения им возраста трех лет, в бюджетах 83 субъектов ^ Российской Федерации в 2013 г. было предусмотрено 135,7 млн руб., о в 2014 г. - 140,1 млн руб., в 2015 г. - 139,4 млн руб. В результате, ^ в 2013-2015 гг. прошли профессиональное обучение (переобучение) 38 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет [5].

Изменение структуры семьи. Значительное распространение неполных, малодетных семей, исключение из воспитательного процесса бабушек и дедушек нередко приводит к обеднению социализации ребенка, возникновению сложностей при школьном обучении, контактах с другими детьми и взрослыми. В современных условиях усиливается ориентация родителей на одного ребенка в семье1, и однодетная семья становится все более типичной для России, что тоже негативно сказывается на воспитательном потенциале семьи и процессе семейной социализации. По мнению исследователей, один ребенок в семье ослабляет ее воспитательный потенциал. При распространении однодетных семей растет поколение россиян, неготовых к поиску взаимопонимания с людьми, ставящих во главу угла своих жизненных устремлений лишь личностные цели и ценности.

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; больше возможностей для общения, проявления заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития. Однако в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка родителей, матери в особенности. Сокращается ее свободное время и возможности для развития и общения с детьми, падает внимание к их интересам. В значительной своей части именно многодетные семьи находятся в сложном экономическом положении. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза превышая соответствующий показатель среди всех семей [18, с. 197-198].

1 По данным переписи населения 2010 г., однодетных семей в России 66%, двухдет-ных - 28% и немногим более 6% многодетных.

^ сЕ ^

^ ы о ^ ¥ а.

,4 °

и и

В определенной степени о снижении воспитательного потенциала семей свидетельствует рост доли детей, которые воспитываются в семьях без одного и даже без обоих родителей. Перепись 2010 г. показала, что доля неполных семей составляет около 24% (по данным переписи 2002 г. - 23,1%). Среди неполных семей увеличивается доля семей с отцом, воспитывающим детей без матери. По данным переписи 2010 г., таких семей насчитывается около 650 тыс.

Отсутствие отцов в составе семьи заметно увеличивает риск неправильного воспитания детей и отрицательно сказывается на их поведении.

По данным опросов, в неполных семьях родители испытывают серьезные проблемы с нехваткой времени на воспитание детей, не располагают возможностью контролировать поведение детей вследствие повышенной профессиональной занятости [10, с. 53-59].

Это подтверждают ряд социологических исследований, например, Р. Рохнера и др. Так, он считает, что важнейшим фактором формирования поведения ребенка является постоянное участие отца во всех повседневных делах. Женщины же, воспитывающие ребенка в одиночку, по его мнению, слишком перегружены и тревожны, чтобы обеспечить необходимый психологический комфорт для ребенка [19]. Присутствие большого числа родственников, которые имеют время и желание дать ребенку необходимую эмоциональную поддержку, способно скомпенсировать отсутствие отца [11].

Далеко не всегда повторное замужество матери повышает воспитательный потенциал семьи. Социолог Т.А. Гурко на основании данных своих исследований среди старшеклассников установила, что и родные отцы нередко самоустраняются от воспитания детей, но отчимы ведут себя так еще чаще, чем отцы [2].

Совместное проживание трех поколений в семье, с точки зрения среднего (а нередко и старшего) поколения, рассматривается как вынужденная и нежелательная ситуация. Многие семьи предпочитают рассматривать ее как временную и надеются, в случае повышения своих доходов, разъехаться. Нехватка жизненного пространства может вызывать напряженность в отношениях супругов, сложности и конфликты между ними и старшим поколением, что отрицательно сказывается на детях, их психологическом самочувствии. Часто наблюдаются и такие проблемы, значительно ослабляющие воспитательный потенциал семьи, как непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей и прародителей, что дезориентирует ребенка. Однако влияние совместного проживания трех поколений на воспитание младшего поколения не столь однозначно.

Даже при вынужденном совместном проживании дети все-таки оказы- ¡2 5 о ваются под присмотром дедушек и бабушек, в большей

степени застра- ^ хованы от негативного влияния улицы. 'о з ^

Отсутствие единых норм воспитания, воспитательной стратегии § ^ в обществе. Исследователи отмечают также, что в нашей стране в насто- I ^ ящее время нет единой воспитательной стратегии, что было присуще рос- ^ сийским семьям как в дореволюционный, так и в советский период. Рос- о сийское общество становится все более мультикультурным, что связано во многом и с миграцией населения, и с одновременным проникновением западных норм, и с возрождением религиозных ценностей [14].

Как показало исследование, проведенное Институтом социологии РАН в 2007 г., в оценках представителей двух поколений (старшего и младшего) наблюдаются значимые различия. Причем представители молодежных групп в большей степени ориентированы на воспитание «рыночных» качеств в своих детях. Так, существенно чаще молодые россияне отмечают необходимость воспитания в своих детях таких качеств, как формирование целеустремленности, деловых качеств, «хватки» (35% против 29% среди старшего поколения), а также обеспечение достойного круга общения, знакомств (12% против 4% среди представителей старшего поколения) [13].

Выявить изменения в динамике воспитательных стратегий позволяет мониторинг, проводимый Левада-центром. За период с 1998 по 2010 гг. для родителей увеличилась значимость таких качеств у детей (как результата воспитания), как умение добиваться своих целей, умение общаться с людьми, чувство ответственности, хорошие манеры и умение вести себя в обществе, терпимость и уважение к окружающим, стремление к успеху. Чувство ответственности «уступило» лидирующие позиции такому качеству, как умение добиваться своих целей [8].

Умение добиваться своих целей, равно как и умение постоять за себя и стремление к знаниям, независимость и стремление к успеху - позиции, набравшие весьма много согласных с ними ответов родителей, можно отнести к чертам сегодняшнего общества. Однако весьма сильны и традиционные российские ценности: умение общаться с людьми, добросовестность в работе, терпимость и уважение. Такой весьма богатый набор воспитательных ценностей свидетельствует о том, что российское общество становится все более мультикультурным, в нем уживаются совершенно различные традиции, ценности и цели воспитания, что необходимо учитывать при разработке семейной политики.

Низкая педагогическая культура родителей, постоянные стрессы, наличие вредных привычек приводит к росту числа неблагополучных семей, социализация детей в которых искажена.

а.

о

В наиболее общем виде семейное неблагополучие можно трактовать как дисфункциональность семьи, когда семья не выполняет свои функции, не справляется с задачей успешной социализации детей. Дисфунк-| з ^ циональность семьи может быть обусловлена внешними (лежащими е5 ^ вне личности родителей) и внутрисемейными причинами. В случае дис-§■ §. функциональности, обусловленной внешними причинами, следует гово-° 8 рить о невозможности обеспечения потребностей ребенка вследствие недостатка денежных средств, болезни родителей (физической, психической), трудной жизненной ситуации - временного стечения неблагоприятных обстоятельств (безработицы, развода), наличия у ребенка особых потребностей, обусловленных физической или психической болезнью. Если семья не может выполнять свои функции по внешним причинам, она нуждается в помощи извне. К этим ситуациям близки и случаи дисфункциональности семьи, обусловленные такими внутрисемейными причинами, как конфликтные межличностные отношения, низкая родительская компетентность и др.

Тесно связаны с вышеотмеченным фактором и такие причины семейного неблагополучия, как конфликты и насилие в семье, сверхзанятость и недостаточность времени, уделяемого ребенку (эту проблему отмечают около 50% опрошенных родителей), пьянство одного из членов семьи, наличие в семье ребенка-инвалида [17].

По данным исследования «Интеграция интересов института семьи и образования в контексте воспитательных стратегий», проведенного Институтом семьи и воспитания РАО в 2013 г., лишь около 18% родителей утверждают, что им удается общаться с детьми в нужном объеме времени. Родители связывают невозможность полноценного общения с детьми прежде всего со своей занятостью, дополнительной работой, переработками (33%) и загруженностью домашними делами (19%). Наряду с этим, среди комплекса проблем для семей на первом месте с большим отрывом стоят «недостаток свободного времени» (44,6% родителей) и «усталость, переутомление» (40,8%) [6].

Свидетельством наличия этой социально-педагогической проблемы является то, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей весьма велико: значительно число детей, один или оба родителя у которых лишены родительских прав. В 2012 г. было удовлетворено 47 663 иска по делам о лишении родительских прав. На учете в органах внутренних дел в 2012 г. состояло: 190 173 ребенка, в т.ч. 83 476 детей из неполных семей (43,9%), 12 720 детей, не имеющих родителей (6,7%) [1].

Значительное влияние на социализацию детей и подростков средств массовой информации, телевидения, Интернета. Для современного процесса социализации характерной чертой выступает многосубъектность.

Семья, оставаясь ведущим институтом социализации, утратила свои ™ у ° монопольные позиции. На процесс воспитания безусловное

влияние

оказывает динамичность происходящих в социуме изменений, в т.ч. "о з

и на роль семейных традиций как технологии воспитания, передачу зна- § ^

о ^

ний и навыков от поколения к поколению. ^ ^

В современном мире человек с раннего детства оказывается в окру- ^ жении техносферы, существенной частью которой являются средства о массовой коммуникации, стремительно развивающиеся в настоящий момент. Виртуальное общение нередко начинает подменять собой реальное, родителям трудно контролировать поток информации, которую ребенок получает из Интернета.

Анализ ответов респондентов, полученных в ходе исследования «Интеграция интересов институтов семьи и образования в контексте воспитательных стратегий» на вопрос анкеты: «С какими из нижеперечисленных проблем Вы сталкиваетесь при воспитании своих детей в настоящее время?», показал, что чаще всего родители сталкиваются с тем, что «дети слишком увлечены телевизором, видео и компьютером» (61,6% респондентов дали ответ «часто» и «очень часто») [6]. То есть родители склонны оценивать влияние компьютера и телевизора как избыточное и даже опасное для своих детей.

Увеличение объема информации, с чем сейчас часто сталкиваются дети, а особенно подростки, а также каналов ее передачи, по мнению культуролога Абрама Моля, приводит к мозаичному калейдоскопическому восприятию мира, что обуславливает формирование мозаичной структуры знаний, оценок, установок и сознания в целом [12]. Это приводит к снижению аналитического мышления, упрощая тем самым процесс навязывания тех или иных установок. Современное телевидение является важным фактором социализации молодежи и интеграции ее в жизнь общества; воздействия на создание общей картины мира.

Указанные факторы и их изменения необходимо учитывать при формировании мер семейной политики, прежде всего, в целях обеспечения успешной реализации семьей своих репродуктивной, экономической и социализационной функций.

Библиографический список

1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ protection/155 (дата обращения: 14.03.2016).

2. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003.

3. Данные о распределении малоимущих домашних хозяйств по основным категориям (по материалам Выборочного обследования бюджетов

rc 3 Z

^ У домашних хозяйств). Федеральная служба гос. статистики. URL: http://

* www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/

^ ¥ ü level/# (дата обращения: 14.03.2016).

^ ш s 4. Детерминанты репродуктивного поведения населения и факторы семейно-^ го неблагополучия: результаты панельных исследований. М., 2010.

ёц Ец 5. Доклад к заседанию президиума Государственного совета Российской

s s Федерации по вопросу государственной политики по поддержке семьи,

о о материнства и детства. 17 февраля 2014 г. URL: http://kremlin.ru/events/

president/news/20265 (дата обращения: 12.09.2015).

6. Интеграция интересов института семьи и образования в контексте воспитательных стратегий: отчет о НИР (заключ.) / Институт социологии РАН; Рук. О.В. Кучмаева. М., 2013. Гр. РГНФ 13-06-18021.

7. Итоги Комплексного обследования условий жизни населения. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/K0UZ/survey0/index.html (дата обращения: 12.03.2016).

8. Качества, которые родители хотели бы воспитать в своих детях? (Ответы ранжированы по первому замеру). Левада-центр. URL: www.archive/ semya/kachestva-kotorye-roditeli-khoteli-vospitat-v-svoikh-detyakh-otvety-ranzhirovany-po-pe (дата обращения: 12.03.2016).

9. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М. Региональные программы социальной поддержки многодетных семей: что знает о них население // SPERO. 2008. № 9 (осень-зима). С. 67-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О.Л. Мониторинг воспитательного потенциала семьи: условия организации и проведения // Педагогика. 2008. № 3. С. 53-59.

11. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.

12. Молодежь новой России: ценностные приоритеты // Институт социологии РАН. Официальный портал. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_ Youth_1_1.html?&printmode(дата обращения: 12.03.2016).

13. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

14. Подерин В.К. Методологическое и практическое значение изучения эксплицитных и латентных функций семьи // Семья в мире социальных изменений: Сб. научных тр. Казань, 2008.

15. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В. Семья в системе социальных институтов общества. М., 2015.

16. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2012. Статистический сб. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_44/Main.htm (дата обращения: 12.03.2016).

17. Технологии командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы риска: Сб. методических материалов для специалистов социозащитных учреждений / Сост. и общ. ред. М.Н. Мирсагатовой. М., 2007.

18. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.

19. Rohner P. Wordwide Tests of Parental Acceptance - Rejection Theories: An Overview Behvioral Science Research. 1980. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.