Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Надежда Алексеевна

Статья посвящена выявлению факторов, препятствующих самоактуализации преподавателя в коммуникативной функции профессиональной деятельности в условиях онлайн-обучения. Актуальность исследования связана с тем, что самоактуализация педагога является ведущим условием повышения его профессионального мастерства, обеспечивающим становление самоактуализирующейся личности студента. Однако в ситуации онлайн-обучения существуют проблемы, препятствующие их эффективной коммуникации, которые требуют изучения и решения. Особое внимание в работе уделено сущности гуманистической стратегии общения как условию самоактуализации партнеров по взаимодействию. В результате исследования удалось установить, что к основным проблемам самоактуализации преподавателя в профессиональной деятельности относится обезличивание коммуникации между педагогом и студентами в процессе онлайн-взаимодействия, что требует разработки и внедрения новых эффективных образовательных технологий. На основе систематизации актуальных научных фактов, показано, что реализация гуманистической стратегии позволяет преподавателю стать эффективным фасилитатором процесса обучения и профессионального воспитания студентов. Обозначены векторы дальнейшего развития методов самоактуализации субъектов образовательного процесса вуза в условиях онлайн-обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SELF-ACTUALIZATION OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF ONLINE LEARNING

The article is devoted to identifying the factors that prevent the teacher’s self-actualization in the communicative function of professional activity in the context of online learning. The relevance of the research is due to the fact that the teacher’s self-actualization is the leading condition for improving his professional skills, ensuring the formation of the student’s self-actualizing personality. However, in the situation of online learning, there are problems that hinder their eff ctive communication, which require study and solution. Particular attention is paid to the essence of the humanistic communication strategy as a condition for the self-actualization of interaction partners. As a result of the study, it was possible to establish that the main problems of teacher self-actualization in professional activity include the depersonalization of communication between teacher and students in the process of online interaction, which requires the development and implementation of new effeducational technologies. Based on the systematization of current scientifi facts, it is shown that the implementation of the humanistic strategy allows the teacher to become an eff facilitator of the learning process and professional education of students. The vectors of further development of methods of self-actualization of subjects of the educational process of the university in the conditions of online learning are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.08

ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В УСЛОВИЯХ

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

Рыбакова Надежда Алексеевна,

д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики, e-mail: [email protected],

Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва

Статья посвящена выявлению факторов, препятствующих самоактуализации преподавателя в коммуникативной функции профессиональной деятельности в условиях онлайн-обучения. Актуальность исследования связана с тем, что самоактуализация педагога является ведущим условием повышения его профессионального мастерства, обеспечивающим становление самоактуализирующейся личности студента. Однако в ситуации онлайн-обучения существуют проблемы, препятствующие их эффективной коммуникации, которые требуют изучения и решения. Особое внимание в работе уделено сущности гуманистической стратегии общения как условию самоактуализации партнеров по взаимодействию. В результате исследования удалось установить, что к основным проблемам самоактуализации преподавателя в профессиональной деятельности относится обезличивание коммуникации между педагогом и студентами в процессе онлайн-взаимодействия, что требует разработки и внедрения новых эффективных образовательных технологий. На основе систематизации актуальных научных фактов, показано, что реализация гуманистической стратегии позволяет преподавателю стать эффективным фасилитатором процесса обучения и профессионального воспитания студентов. Обозначены векторы дальнейшего развития методов самоактуализации субъектов образовательного процесса вуза в условиях онлайн-обучения.

Ключевые слова: самоактуализация, преподаватель, студент, коммуникативная функция, взаимодействие, общение, личность, индивидуальные особенности, онлайн-обучение

PROBLEMS OF SELF-ACTUALIZATION OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF ONLINE LEARNING

Rybakova N.A.,

doctor ofpedagogical sciences, Associate Professor, professor of the department ofpsychology and pedagogy,

e-mail: nrybakova@muiv. ru,

Moscow Witte University, Moscow

The article is devoted to identifying the factors that prevent the teacher’s self-actualization in the communicative function of professional activity in the context of online learning. The relevance of the research is due to the fact that the teacher’s self-actualization is the leading condition for improving his professional skills, ensuring the formation of the student’s self-actualizing personality. However, in the situation of online learning, there are problems that hinder their effective communication, which require study and solution. Particular attention is paid to the essence of the humanistic communication strategy as a condition for the self-actualization of interaction partners. As a result of the study, it was possible to establish that the main problems of teacher self-actualization in professional activity include the depersonalization of communication between teacher and students in the process of online interaction, which requires the development and implementation of new effective educational technologies. Based on the systematization of current scientific facts, it is shown that the implementation of the humanistic strategy allows the teacher to become an effective

54

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33)

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

facilitator of the learning process and professional education of students. The vectors offurther development of methods of self-actualization of subjects of the educational process of the university in the conditions of online learning are indicated.

Keywords: self-actualization, teacher, student, communicative function, interaction, communication, personality, individual characteristics, online learning

DOI 10.21777/2500-2112-2020-4-54-61

Введение

Несмотря на значительный интерес ученых к проблеме самоактуализации педагога, существующие представления о данном феномене всё ещё достаточно разрозненны и нечетки. Особо остро стоит вопрос по основной проблеме - соотношения индивидуально-личностного (внутреннего) и внешнего (социального, деятельностного) в процессе самоактуализации. Акценты в большинстве работ ставятся на приоритетности внутренних факторов самоактуализации, что, безусловно, оправданно и перспективно. Вместе с тем, самоактуализация проявляется только через деятельность, протекает в присущих ей условиях и ориентируется на эффективное достижение ее целей. Особенно важно учитывать данное обстоятельство при исследовании самоактуализации педагога, который должен осознавать и принимать тот факт, что его самоактуализация должна быть во благо не только для него самого, но и для обучающихся.

Представляется, что именно многоаспектность педагогической деятельности, полисубъектность взаимодействия участников образовательного процесса, которое должно учитывать индивидуальность всех партнеров, вызывает существенные затруднения для полного и однозначного описания самоактуализации преподавателя. То есть, цели самоактуализации преподавателя (как и цели профессиональнопедагогической деятельности) должны иметь гуманистическую центрацию, что предполагает учет и реализацию не только «своих» целей, но также целей и интересов обучающихся.

Другими словами, цели самоактуализации дихотомичны, так как действуют не только в направлении «для себя», но и в направлении «для Других», в рассматриваемом случае - для студентов. Такая дихотомия целей определяет специфику всего процесса самоактуализации преподавателя и позволяет выделить в этом целевом компоненте интраперсональный и интерперсональный аспекты.

Формулировка интраперсональной цели основывается на идеях самоактуализации и личностного роста, которые определены гуманистической философией и психологией, представленных во многих исследованиях, среди которых работы А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Эриксона и др. Эта цель заключается в профессионально-личностном росте преподавателя. Исследования Н.Р. Битяновой, С.Л. Братченко, М.Р. Мироновой, Н.А. Рыбаковой и др. позволили определить профессионально-личностный рост преподавателя как процесс количественного и качественного приумножения объема реально функционирующих в педагогической деятельности его профессионально-значимых индивидуальных особенностей, который обеспечивает повышение уровня профессионального мастерства [12, c. 50-53].

Но все же главный смысл самоактуализации преподавателя состоит в достижении ее ресурсами интерперсональной цели - создание условий для подготовки высококвалифицированного компетентного специалиста, готового к профессиональной деятельности и самоактуализации в ней.

По сути, самоактуализация преподавателя в ее интраперсональном направлении может осуществляться через любую из функций его труда: учебно-методическую, организаторскую, рефлексивно-творческую, коммуникативную, научно-исследовательскую, инновационную. Их многоаспектность создает значительное пространство свободы выбора области для самопроявления, саморазвития и самореализации потенциала как компонентов самоактуализации. Вместе с тем, педагогическая деятельность имеет, в первую очередь, коммуникативный характер, в связи с чем более эффективно и интенсивно процесс самоактуализации реализуется главным образом через коммуникативную функцию [11, с. 36].

Задачи исследования:

- проанализировать взаимосвязь самоактуализации и коммуникации субъектов образовательного процесса в их взаимодействии;

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33)

55

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

- определить особенности коммуникативной компетенции преподавателя в контексте онлайн-обучения;

- выявить трудности самоакуализации и взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения;

- наметить пути преодоления факторов, препятствующих самоактуализации субъектов образовательного процесса в их онлайн-коммуникации.

В работе использовались теоретические методы педагогических исследований - анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, обобщение, - позволяющие уточнить и систематизировать актуальные научные факты, объяснить и прогнозировать явления, обеспечить достоверность результатов и выводов, конкретизировать абстрактное знание, наметить векторы дальнейшего развития изучаемого предмета.

1. Самоактуализация и педагогическое взаимодействие

Коммуникация, которую нередко обозначают также термином «общение», составляет основу любого взаимодействия людей. Однако в отличие от общения, коммуникация характеризуется большей осознанностью, целенаправленностью, адресностью, целесообразностью влияния на взгляды и ценности собеседника, наличием преимущественно рациональной основы.

Коммуникативная функция всегда считалась ведущей в педагогической деятельности, определяя ее своеобразие, которое состоит в передаче опыта, накопленного человечеством, новым поколениям в процессе непосредственного живого контакта учителя и учеников. В последние десятилетия в исследованиях, посвященных педагогическому общению, всё более акцентируется роль личностных аспектов взаимодействия субъектов образовательного процесса, включенности в него их динамично раскрывающихся индивидуальных свойств. Поэтому самоактуализация преподавателя должна рассматриваться в контексте гуманистической парадигмы образования и аксиологического подхода к педагогической деятельности (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, М.И. Дьяченко, И.Б. Котова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).

С этих позиций основная роль педагога заключается не столько в трансляции знаний, сколько в фасилитации процессов обучения и развития обучающегося, что способствует его позитивным личностным изменениям. То есть, педагог должен создавать такие условия для взаимодействия с обучающимися, которые будут способствовать самоактуализации и личностному росту всех участников образовательного процесса на основе уважения, взаимопонимания, сотворчества и сотрудничества. Основу же этого процесса составляет коммуникативная компетентность преподавателя как совокупность высокого уровня культуры речи, способности излагать свои мысли, умений устанавливать психологический контакт с аудиторией, выбирать методы и средства взаимодействия, рефлексировать свое участие в коммуникативном процессе [8, с. 186].

В своих работах А.А. Бодалев обоснованно утверждает, что поскольку в межличностном общении всегда осуществляется взаимодействие людей, отличающихся особенностями их эмоциональной сферы и воли, то это приводит к постоянному развертыванию взаимодействия характеров и, в большей степени, - личностей. При этом А.А. Бодалев считает общение между людьми главным фактором развития психики человека и его личности. Ценно, что автором доказывается значимость для возникновения межличностного контакта наличие позиции равного. В этом случае устанавливается именно межличностный, а не межролевой контакт. В результате возникает диалог, способствующий большей восприимчивости и открытости для воздействий [1, с. 49].

Педагогическое взаимодействие в модели «преподаватель - студент» представляет собой согласованную деятельность его субъектов по достижению общих целей и получению соответствующих результатов. Эффективное взаимодействие педагога и обучающегося возможно только в форме сотрудничества на основе субъект-субъектных отношений.

При субъект-субъектном подходе, согласно А.Н. Леонтьеву, внутреннее (субъектное) действует через внешнее и тем самым изменяет само себя. Поэтому взаимодействие с окружающим миром и

56

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33)

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

людьми способствует процессу развития и самосовершенствования индивида. Только через эти контакты, через это «внешнее поле» внутренние психические процессы, потребности, мотивы, состояния, потенциал человека получают возможность для своего изменения, самоактуализации. Именно в процессе взаимодействия возможное становится действительным, конкретизируется, развивается, обогащается и преобразует самого субъекта [6, с. 112].

Межличностное взаимодействие реализуется через разнообразные поведенческие проявления. Но для эффективной коммуникации в рамках взаимодействия, создающей предпосылки для самоактуализации преподавателя и студентов, должна быть сформирована адекватная гуманистическая стратегия взаимодействия. Она представляет собой глубинное общение личностей, построенное на понимании, сочувствии, сопереживании, для которого характерно взаимоизменение представлений партнеров. Ее реализация позволяет максимально гармонизовать взаимоотношения субъекта между своим «Я» и «Я» другого, тем самым создавая активизирующие условия не только для собственной самоактуализации, но и самоактуализации партнеров по взаимодействию.

Цели гуманистического общения лежат в зоне интересов партнера, определяются его особенностями, заранее не могут быть запланированы и являются гибкими. В результате формируется конгруэнтность опыта, сознания, коммуникации партнеров, что позволяет формированию в процессе общения психологической удовлетворенности, открытости и взаимопонимания.

Педагог должен уметь выстраивать взаимодействие со студентами на основе признания их личности как высшей, неповторимой ценности, осознания того, что важно бережное воздействие на всю структуру индивидуальности студентов. Целенаправленная, профессионально компетентная деятельность преподавателя может изменить мотивацию студентов к приобретению необходимых знаний, умений и навыков, их характер, качества, направленность, ценностные ориентации, интересы, идеалы [2, c. 175].

2. Коммуникативная компетенция преподавателя в контексте цифрового образования

Формы организации обучения стремительно развиваются, требуя видоизменения и совершенствования коммуникативной стороны педагогической деятельности. Важной составляющей национального проекта «Образование» является федеральный проект «Цифровая образовательная среда», целью которого выступает «Создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» [10, с. 2]. В связи с этим, особо актуальным направлением развития современного цифрового образования в высшей школе является совершенствование системы онлайн-образования.

В этих условиях значительно возрастает и изменяется роль преподавателя, который становится, в первую очередь, руководителем самостоятельной работы студентов, «инициатором» их творческой активности, стремления к профессиональному и личностному совершенствованию. Однако при этом коммуникативная функция и соответствующая компетентность педагога по-прежнему составляет основу такого взаимодействия, а цель его самоактуализации неизменно имеет гуманистическую центрацию. В публикациях последнего времени уже появляются обновленные представления о содержательных компонентах коммуникативной компетенции преподавателя, в частности: «Умения и навыки коммуникации и сотрудничества в цифровой среде - это способность взаимодействовать посредством цифровых технологий, знание правил и норм поведения в процессе их использования и коммуникации в цифровых средах, умение адаптировать коммуникационные стратегии к конкретной аудитории, учитывать культурное и поколенческое разнообразие в цифровой среде» [5, с. 31].

В современном понимании коммуникативная компетентность преподавателя предполагает повышенное внимание к личности студента. Умение видеть индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося, учитывать их при выборе форм педагогического взаимодействия играет значительную роль в формировании мотивации студентов к приобретению профессиональных и общекультурных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций [8, с. 187].

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33)

57

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

3. Трудности самоактуализации и взаимодействия преподавателя и студентов в условиях перевода вузов на дистанционное обучение

Несмотря на высокую значимость коммуникативной функции педагогической деятельности, обеспечивающей самоактуализацию субъектов образовательного процесса, реализация именно этой части труда преподавателя наиболее затруднительна в онлайн-образовании [3]. Оно существенно изменяет ситуацию коммуникации педагога и студента. Вместо традиционного непосредственного общения возникает контакт, опосредованный электронной средой, в которой субъекты взаимодействия нередко невидимы друг для друга. То есть, общение внешне выглядит обезличенным, а особенности коммуници-рования и взаимной обратной связи существенно усложняют для преподавателя выявление индивидуальных свойств студентов, их личностного потенциала, интересов и пр. Для студентов же становится сложнее понять отношение преподавателя и однокурсников к результатам своей учебной деятельности, ее оценку, что препятствует формированию адекватной рефлексии.

Проблему составляет и то, что пока основу педагогического общения в рамках онлайн-обучения составляет преимущественно вербальная коммуникация и, главным образом, в письменной форме. Вместе с тем известно, что важными каналами самораскрытия личности в общении, помимо вербальных, являются разнообразные невербальные средства, которые в письменной форме общения недоступны. Стандартизированные формализованные обращения к студентам не раскрывают индивидуальные свойства преподавателей, связанные с их личным отношением и эмоционально окрашенной оценкой деятельности и действий студентов, что не реализует в полной мере мотивирующую функцию педагогического общения. Решить эту проблему хотя бы частично было бы возможно при помощи качественной видеосвязи, но эта технология пока доступна еще далеко не всем вузам и находится в стадии развития. Поэтому особо важным условием самоактуализации преподавателя в коммуникативной функции в рамках онлайн-образования становится способность осуществлять многоплановую письменную коммуникацию, включающую не только навыки грамотной и правильно выстроенной с этической точки зрения письменной речи, но и речи индивидуально адресованной, выразительной.

Самоактуализация субъектов образовательного процесса активно осуществляется в процессе их диалога, что особо ярко проявляется при непосредственном межличностном контакте. Однако в условиях онлайн-обучения изменяется и технология «... поддержания эффективного диалога при передаче материала с целью создания общего смысла и обеспечения взаимопонимания, что особенно важно в преподавании социально-гуманитарных дисциплин» [7, с. 92]. Диалог, опосредованный интернет-технологиями, затрудняется не только отсроченностью обмена высказываниями, но также дополнительными коммуникативными шумами. Следовательно, достаточно остро встает вопрос как о создании и широком внедрении интернет-площадок для организации непосредственного эффективного диалога, но и формировании соответствующих навыков как у преподавателей, так и у студентов.

Российские вузы уже много лет внедряют инструменты онлайн-обучения, развивая и совершенствуя приобретаемый опыт. Однако необходимость удаленного обучения студентов в условиях пандемии коронавируса вызвала беспрецедентную активизацию этого процесса, выявив факторы, препятствующие эффективной реализации идей цифровой трансформации образования. Среди них недостаточно высокий уровень не только соответствующей технической, но и собственно коммуникативной подготовки преподавателей и студентов к обучению в дистанционном формате. Согласно исследованию, проведенному М.Н. Бычковой и П.Л. Смирновой, это повлекло за собой значительное увеличение времени на подготовку/участие в различных формах дистанционного обучения, на выполнение/про-верку самостоятельной работы и др. Электронная образовательная среда стала для ее участников не комфортной. Для преодоления данных проблем авторами исследования предлагается сделать акцент на развитии у преподавателей и студентов двух компетенций: 1) лингвистической (создание и трансляция сетевого контента, релевантность выбора жанра, стилистики и цифровой платформы решаемым образовательным задачам; использование возможностей и приложений мультимедиа); 2) этико-этикетной (умение предлагать форматы коммуникации с отложенной связью, которые обеспечивают приватность репрезентаций личной жизни в сетях и пр.) [2].

58

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33)

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Исследование, проведенное среди 94-х студентов РГПУ имени А.И. Герцена, показало, что в период временного перехода к обучению с применением ДОТ студенты констатировали снижение качества взаимодействия с преподавателями, отмечая, помимо прочего снижение эмоционального комфорта и открытости в общении. Наиболее негативные оценки высказали первокурсники, прежде всего, в аспектах доступности преподавателей для контактов со студентами, своевременности и полноты обратной связи в отношении работы студентов, готовности к интенсивной коммуникации онлайн, поддержки вовлеченности студентов в эту коммуникацию. Студенты ожидали от преподавателей доступности «24/7», не учитывая при этом личностных и профессиональных границ в онлайн-взаимодействии [9, с. 391].

Согласно мнению М.Н. Дудиной, в процессе самоактуализации преподавателей и студентов усиливается роль мотивации на успешное взаимодействие. При этом наибольшая трудность связана с неизбежными психолого-педагогическими пределами межличностного общения, необходимого для жизни и образования, для диалога главных субъектов в обучении [4, с. 21-22].

Заключение

Исследования, проведенные в условиях форсмажорного перевода вуза на дистанционное обучение, позволили вскрыть значительное количество проблем, которые еще предстоит решить. И одной из них с совершенной очевидностью стала проблема, связанная с недостаточной готовностью как преподавателей, так и студентов к полноценной коммуникации в процессе взаимодействия, что, в свою очередь, стало препятствием для процесса самоактуализации. Разумеется, что при наличии отлаженной общедоступной системы качественного видеовзаимодействия эта проблема разрешилась бы более оперативно. Пока же речь идет о готовности, в первую очередь, о взаимодействии в письменной форме.

Таким образом, назначение самоактуализации преподавателя состоит в создании условий для становления личности студента, способного в дальнейшем к самоактуализации в профессиональной деятельности. Наиболее эффективно данный процесс осуществляется через коммуникацию субъектов педагогического общения на основе гуманистической стратегии взаимодействия, которая предполагает самораскрытие их индивидуально-личностных особенностей, взаимное понимание, сочувствие и уважение партнеров. Реализация этой стратегии позволяет преподавателю стать эффективным фасилитатором процесса обучения и профессионального воспитания студентов.

Однако, несмотря на высокую значимость коммуникативной стороны педагогического взаимодействия, обеспечивающей самоактуализацию субъектов образовательного процесса, в онлайн-обучении она отлажена менее всего. Это обезличивает общение, усложняют для субъектов взаимодействия выявление индивидуально-личностных особенностей друг друга, препятствует реализации между ними взаимовлияющего диалога, делает процесс общения психологически некомфортным.

Указанные факторы очерчивают круг достаточно серьезных проблем в организации коммуникативной стороны онлайн-обучения, которые требуют для своего решения комплекса дополнительных исследований, разработки и внедрения на этой основе соответствующих образовательных технологий, а также организации специальной подготовки субъектов образовательного процесса к новому формату общения.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

2. Буртовая Н.Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза // Вестник ТПГУ. - 2012. - 6 (121). - С. 175-177.

3. Бычкова М.Н., Смирнова П.Л. Цифровая грамотность преподавателей и студентов университета: «открытия» пандемии // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - URL: http://science-education.ru/m/artide/view?id=29946 (дата обращения: 24.12.2020).

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33)

59

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

4. Дудина М.Н. Самоактуализация личности в онлайн-обучении: педагогический потенциал и риски // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 4. - С. 13-23.

5. Зеер Э.Ф., ЛомовцеваН.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. -С.26-39.

6. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности // Избранные психологические произведения: В 2-х т., Т 2. - М.: Педагогика, 1983. - С. 94-261.

7. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - Т 13. - Вып. 1. - С. 84-101.

8. Овсянникова Е.К., Марухно В.М. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 4. - С. 186-187. - URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6919 (дата обращения: 06.01.2021).

9. Панферов, В.Н. Оценка качества взаимодействия с преподавателями студентами в условиях временного перехода на дистанционное обучение: результаты лонгитюда / В.Н. Панферов, С.А. Безгодова, А.В. Микляева // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19-21 ноября 2020 г. - М.: изд-во МГППУ, 2020. - С. 386-392.

10. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда». - URL: https://edu54.ru/upload/ files/2016/03/Федеральный%20проект%20Цифровая%20образовательная%20среда.pdf (дата обращения: 22.12.2020).

11. Рыбакова Н.А. Психолого-педагогические условия самоактуализации преподавателя и студентов в процессе общения и взаимодействия // Alma mater (вестник высшей школы). - 2019. - №5. - С. 35-40.

12. Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики: монография; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2017. - 132 с.

References

1. BodalevA.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom. - M.: izd-vo Mosk. un-ta, 1982. - 200 s.

2. Burtovaya N.B. Professional’naya i kommunikativnaya kompetentnost’ pedagoga vuza // Vestnik TPGU. -2012. - 6 (121). - S. 175-177.

3. Bychkova M.N., Smirnova P.L. Cifrovaya gramotnost’ prepodavatelej i studentov universiteta: «otkrytiya» pandemii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2020. - № 4. - URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=29946 (data obrashcheniya: 24.12.2020).

4. Dudina M.N. Samoaktualizaciya lichnosti v onlajn-obuchenii: pedagogicheskij potencial i riski // Professional’noe obrazovanie i rynok truda. - 2020. - № 4. - S. 13-23.

5. ZeerE.F., LomovcevaN.V., Tret’yakova VS. Gotovnost’ prepodavatelej vuza k onlajn-obrazovaniyu: cifrovaya kompetentnost’, opyt issledovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2020. - № 3. - S. 26-39.

6. Leont’evA.N. Psihologicheskaya teoriya deyatel’nosti // Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: V 2-h t., T. 2. - M.: Pedagogika, 1983. - S. 94-261.

7. Minina V.N. Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya i ee social’nye rezul’taty // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya. - 2020. - T. 13. - V. 1. - S. 84-101.

8. Ovsyannikova E.K., Maruhno V.M. Kommunikativnaya kompetentnost’ prepodavatelya vysshej shkoly kak faktor effektivnosti uchebno-vospitatel’nogo processa // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya. - 2015. - № 4. - S. 186-187. - URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6919 (data obrashcheniya: 06.01.2021).

9. Panferov, V.N. Ocenka kachestva vzaimodejstviya s prepodavatelyami studentami v usloviyah vremennogo perekhoda na distancionnoe obuchenie: rezul’taty longityuda / V.N. Panferov, S.A. Bezgodova, A.V. Miklyaeva // Cifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2020). Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 19-21 noyabrya 2020 g. - M.: izd-vo MGPPU, 2020. - S. 386-392.

60

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

10. Pasport federal’nogo proekta “Cifrovaya obrazovatel’naya sreda”. - URL: https://edu54.ru/upload/ files/2016/03/Federal’nyj%20proekt%20Cifrovaya%20obrazovatel’naya%20sreda.pdf (data obrashcheniya: 22.12.2020)

11. Rybakova N.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya samoaktualizacii prepodavatelya i studentov v processe obshcheniya i vzaimodejstviya // Alma mater (vestnik vysshej shkoly). - 2019. - №5. - S. 35-40.

12. Rybakova N.A. Samoaktualizaciya prepodavatelya v professional’noj deyatel’nosti: voprosy teorii i praktiki: monografiya; Mosk. un-t im. S.Yu. Vitte. - M.: izd. CHOUVO «MU im. S.Yu. Vitte», 2017. - 132 s.

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33)

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.