Научная статья на тему 'Факторы личностной мотивации в моделировании среды обучения'

Факторы личностной мотивации в моделировании среды обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПАРАМЕТРЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипунова О. Д., Березовская И. П., Кедич С. И.

Процесс обучения в высшей школе предполагает процесс личностного развития потенциального субъекта профессиональной деятельности, в котором структура мотивации играет ключевую роль. Тенденции к индивидуализированным маршрутам обучения в онлайн среде обостряет внимание исследователей к факторам личностного развития студента, активизации его внутренней мотивации к овладению знаниями и самостоятельной ориентации в информационном поле. Цель данной статьи -исследование параметров личностной мотивации студентов технических и гуманитарных направлений профессиональной подготовки. Методология исследования опирается на концептуальную базу психологической теории самоактуализации, в которой структура личностного развития представлена параметрами, доступными для измерения и количественного анализа его результатов. Эмпирическое исследование факторов личностной мотивации проводилось в виде измерения среднего уровня самоактуализации референтной группы студентов ПГУПС. Методика исследования определялась сформированной в гуманистической психологии матрицей базовых и дополнительных шкал для оценки параметров самоактуализации как интегральной характеристики личностного развития и вопросником «Самоактуализационный тест». Полученные результаты исследования уровня самоактулизации студентов различных профилей обучения позволяют оценивать векторы личностной мотивации в информационной среде, могут использоваться при разработке индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шипунова О. Д., Березовская И. П., Кедич С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы личностной мотивации в моделировании среды обучения»

Факторы личностной мотивации в моделировании среды обучения

Шипунова О.Д., Березовская И.П., Кедич С.И.

Процесс обучения в высшей школе предполагает процесс личностного развития потенциального субъекта профессиональной деятельности, в котором структура мотивации играет ключевую роль. Тенденции к индивидуализированным маршрутам обучения в онлайн среде обостряет внимание исследователей к факторам личностного развития студента, активизации его внутренней мотивации к овладению знаниями и самостоятельной ориентации в информационном поле. Цель данной статьи -исследование параметров личностной мотивации студентов технических и гуманитарных направлений профессиональной подготовки. Методология исследования опирается на концептуальную базу психологической теории самоактуализации, в которой структура личностного развития представлена параметрами, доступными для измерения и количественного анализа его результатов. Эмпирическое исследование факторов личностной мотивации проводилось в виде измерения среднего уровня самоактуализации референтной группы студентов ПГУПС. Методика исследования определялась сформированной в гуманистической психологии матрицей базовых и дополнительных шкал для оценки параметров самоактуализации как интегральной характеристики личностного развития и вопросником «Самоактуализационный

тест». Полученные результаты исследования уровня самоактулизации студентов различных профилей обучения позволяют оценивать векторы личностной мотивации в информационной среде, могут использоваться при разработке индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки.

Ключевые слова: личностная мотивация, параметры самоактуализации, образовательная среда, высшая школа, персона-лизация, онлайн обучение.

Введение

Перспективы развития цифровой культуры современного общества связаны с расширением виртуального образовательного пространства, с постоянным наполнением его информацией и новыми 3D-технологиями. На этом фоне актуализируется проблема психологической адаптации к расширенным средам обучения. В задачи моделирования обучающей онлайн среды включается отношение студентов к этой среде, а также контекстные условия, поддерживающие их внутреннюю мотивацию к освоению профессионального знания [1]. Учет индивидуальных предпочтений и психологических особенностей студента является важным фактором в организации он-лайн обучения, когда преподаватель и ученик наделяются виртуальными функциями, открывающими новые информационные каналы [1, 2]. В этом случае организация управления знаниями в образовательном процессе связывается с персонализацией онлайн-среды, с моделированием процесса обучения через типологию предоставления знаний, ориентированную на стиль мышления учащихся [4, 5].

Восприятие разноплановой информации предполагает интеллектуальную активность молодого человека, актуализацию общих фоновых знаний в процессе обучения.

Неслучайно в новых моделях адаптивных систем электронного обучения актуальную задачу составляет передача неявного знания. В образовательной практике формирование общих знаний и навыков работы с информацией соотносится с представлением о личностном потенциале развития, который лежит в основе адекватного восприятия будущим специалистом окружающего мира и своего места в нем. В профессиональном обучении саморазвитие связано с достижением более полного соответствия своих личностных качеств и устремлений выбранной профессии. Вхождение в профессиональную сферу предполагает длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Самоанализ в этом случае ориентирован на понимание молодым человеком степени соответствия собственных способностей и ценностных ориентации требованиям выбираемой профессии. При этом главной мотивирующей силой к интеллектуальному развитию может служить переживание, связанное с осознанием достаточности или недостаточности своего личного опыта в той или иной жизненной и профессиональной ситуации.

Главные установки данной статьи связаны с анализом уровня саморазвития и самооценки студентов вуза. Мы исследуем личностные условия адаптации студентов к расширенной среде обучения, используя терминологическую и теоретическую базу гуманистической психологии, в рамках которой выделена матрица параметров личностного разви-

тия. Внутренняя мотивация и стремление личности к развитию и реализации своих способностей обозначена как потребность в самоактуализации, под которой понимается единство векторов индивидуального развития. Термин самоактуализация ввел в оборот К. Гольдштейн [6] в значении многослойного интегрального основания личностного развития, который представлен матрицей факторов, отражающих психическую структуру личности.

Цели статьи:

- сравнительный анализ параметров самоактуализации студентов первого курса технических и гуманитарных направлений профессиональной подготовки на основании метода психологического тестирования;

- исследование среднего уровня самоактуализации студентов первого курса в контексте адаптации к электронной среде обучения на основании базовых шкал, выделяющих в матрице самоактуализации параметры, указывающие на способность ориентации во времени и степень независимости поведения субъекта от внешнего влияния.

Мы хотим показать, что повышение уровня профессиональной подготовки молодых людей в существенной мере определяется готовностью студента к самостоятельному действию в онлайн среде обучения, адаптация к которой обеспечивается достаточным уровнем самоактуализации. В этой связи конкретные задачи эмпирического характера в нашем исследовании связаны с получением и обобщением информации о параметрах самоактуализации студентов Санкт-Петербургского государственного транспортного университета им. Императора Алек-

ц Гп::а 1

сандра I на основании данных психологического тестирования групп первокурсников.

В обработке данных результаты индивидуального опроса мы систематизируем в блоки, характеризующие разные стороны структуры личности:

1) Блок ценностей, включающий шкалу для измерения ценностей и гибкости поведения во взаимодействии;

2) Блок чувств, включающий шкалы измерения уровня чувственности, рефлективности, спонтанности в действиях;

3) Блок самовосприятия, включающий шкалы для диагностики уровня самоуважения и самопринятия без посторонней критики;

4) Блок концепции человека, включающий шкалы для измерения уровня сформированности представлений о природе человека и способности к целостному восприятию мира;

5) Блок межличностной чувствительности, включающий шкалы для измерения уровня склонности к агрессии и установлению эмоциональных контактов;

6) Блок отношения к познанию, включающий шкалы для измерения уровня стремления к познанию и креативности

Обзор литературы

В основании психологической концепции самоактуализации лежат методологические принципы, разработанные в ХХв. К.Левиным [7], К. Гольдштейном [8], Дж. Олл-портом [9]. Теорию самоактуализации связывают с именами А. Maslow [9] и К. Роджерса [10], систематизировавшими параметры психологического анализа уровней самоактуализации в виде базовых

и дополнительных шкал, применимых для измерения в эмпирическом исследовании. А. Маслоу подчёркивал, что его определение самоактуализации родилось внутри американской среды, но применимо для исследования этого феномена в других культурных средах.

В образовательной деятельности высшей школы наряду с профессиональным обучением, происходит становление личности, поэтому формированию составляющих самоактуализации современные исследователи уделяют пристальное внимание [11, 12]. В работе [13] авторы предлагают метод определения применимости онлайн курса с учетом трех параметров самоактуализации: стиль обучения, тип поведения, предварительные знания. Акцентируется изучение психологической готовности студентов-медиков к электронному обучению [14]. В определении степени готовности к электронному обучению студентов первого и четвертого курсов технического профиля фактор готовности к саморазвитию выделяется наряду с технологической компетенцией [15].

В современной литературе уровни личностного развития в параметрах самоактуализации исследуются в контексте построения программ непрерывного образования с целью выявить влияние такого рода программ на развитие потенциала человека и личной самореализации в жизни [16]. Влияние внутренней мотивации на развитие общих навыков в профессиональном обучении менеджменту отмечается в исследовании [17]. Авторы показывают на основании опроса 360 студентов бакалавриата, кото-

рые использовали бизнес-симуляционную игру, что удовлетворение врожденных потребностей в компетентности, автономии и родстве позволяют людям поддерживать внутреннюю мотивацию, облегчает взаимодействие в процессе обучения и профессиональной деятельности.

Методы

Методологическая база исследования определяется принципом взаимосвязи профессионального и личностного развития в процессе обучения. Теоретическую основу данного исследования составляют: теория самоактуализации А. Маслоу, концепция психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перлза [18] и Р.Мэй [19]. Феномен самоактуализации в психологии представлен многомерной величиной, доступной для эмпирического исследования методом опроса и статистического анализа его результатов.

В данной работе эмпирическое исследование проводится методом психологического тестирования. Для проведения измерений среднего уровня самоактуализации референтной группы используется сформированная в гуманистической психологии матрица, включающая базовые и дополнительные шкалы для оценки параметров самоактуализации. Для исследования уровня самоактуализации референтной группы студентов выделены 2 базовые шкалы: Шкала «Компетентность во времени» (включает 17 пунктов для оценочного суждения). Шкала «Поддержка» (включает 91 пункт). Дополнительные шкалы (в количестве 12) служат для оценки различных сторон личностного развития и включают от

10 до 20 пунктов для оценочного суждения.

Описание методики проведения эмпирического исследования.

Цель исследования - получение информации о параметрах самоактуализации студентов первого курса технического и гуманитарного направления подготовки.

В эмпирическом исследовании принимали участие 83 человека, из которых 49 юношей и 34 девушки в возрастном диапазоне от 17 до 18 лет. Все респонденты являются студентами 1-го курса Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения имени Императора Александра 1 различных направлений профессиональной подготовки: 38 человек -студенты социо-гуманитарного направления (психологи, менеджеры). 45 человек - студенты технического направления (строительство железных дорог, мостов и транспортных туннелей).

Исследование проводилось по методике САТ «Самоактуализаци-онный тест» [20]. Тест построен принципу POI (Personal Orientation Inventory -

http://jremc.esy.es/B923A55/personal -orientation-inventory-test.pdf).

Тест стоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера (https://psycabi.net/testy/226-uroven-samoaktualizatsii-lichnosti-test-sat-voprosnik-samoal).

В обработке данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 19 [21].

Критерии интерпретации оценки среднего уровня самоактуализации в обработке результатов опроса:

Статистический уровень психической нормы самоактуализации -оценки в диапазоне 45-55 баллов

Низкий уровень самоактуаизации - оценки в диапазоне ниже 40-45.

Высокий уровень самоактуализации - 60 баллов (по нормам Р01 55-70 баллов) [22]. Результаты

Общие результаты опроса для выделенных групп студентов представлены в таблицах и диаграммах с указанием усредненных факторов самореализации в процентах.

Результаты исследования среднего уровня самоактуализации по базовым шкалам (Рис. 1, таблица 1)

у

У

V* /

(

//

у —1

Гумл ниглрн ыа

подготовим

- Т»1МНЧ»СМН» н*грцл«ни1 ПОДГОТОВИМ

/

Рис.1. Различия параметров самоактуализации у студентов, обучающихся на технических и гуманитарных направлениях

Таблица 1

Различия параметров самоактуализации у студентов, обучающихся на технических и гуманитарных направлениях подготовки

Гуманитарные направления

Среднее

Стандарт

отклонен и*

Технические направлен

Среднее

времени в, 103 * 0,564 3 040 8^710 ; * 0,397 2,209 -0,88

Поддержи л 47,517 V 1,099 5,920 44,742 * 1,018 5,66В 1,855

Ценностные

ор**е**тецни 10,172 ^ 0,484 2,606 10,194 ± 0,561 3,124 -0,03

Гибкость 12,517 ± 0,613 3,302 11,968 » 0,530 2,949 0,681

Сендетнаностъ и

себе 6.4« * 0,331 1,785 6.484 1 0.270 1,503 0,08

Спонтанность 7.517 ; * 0,363 1,957 7.355 : » 0,424 2,360 0,289

8.138 : 1 0,337 2,083 Й.484 | 0,399 2,219 -0,62

Самоп ринит ие 11379 : 1 0,464 г,499 10.645 : 1 0,483 2,690 1,093

Представление о

природе человека 4.724 : 1 0,353 1,360 4.774 1 0,310 1,726 -0,12

* 0,176 0,946 ЭГ516 : • 0,185 1,029 -0,40

* 0,459 2,472 8^129 : » 0,340 1,893 -1,26

Контактность 10. 310 : ь 0,410 2,206 9Г61Э : ± 0,376 2,092 1,257

Пйзнав^ГвЛьные

потребности 6,138 : * 0.284 1329 6.290 ; £ 0,251 1,395 0.40

Креативность 8.303 ; 3,040 8,510 ; 1 0.396 2,198 ■0.89

На основании полученных данных, можно сделать вывод, что студенты, обучающиеся на технических и гуманитарных направлениях подготовки, не имеют значи-

мых различий в уровне самоактуализации.

Результаты сравнительного исследования параметров самоакута-лизации у юношей (Рис.2, табл. 2)

Рис. 2. Различие параметров самоактуализация у юношей

Таблица 2

Значимые различия параметров самоактуализация у юношей, обучающиеся на технических и гуманитарных направлениях подготовки

I- крнтарнА Стмйдонта

ГибмОСТЪ_

С*нмтивж>сть н «С*________________

^,200

0,42« 0*307

0,477 0,44«

□,583

е.66/ ОЛЯ 1 2,257 7,133 £ 0,7*6 3,044 1,567

0Я 1,804 6,988 4/,»00 £ 1,733 0,666

11,867 ± О,729 2,В25 Ю.067 ± 0,714 2,764 1,764

12,733 0,636 17.400 ± 0,682 7.640 азн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□,363 1,407 6,067 ± □,371 1.43В 0,770

«л за 0,559 2,167 7.200 * О.ЫЯ 2,007 1,224

0,62« 2,434 8,267 0,530 7,052 0,973

11,400 ± 0,861 3,334 11,333 + О.ЬАИ 7,664 0,061

1,187 3,600 £ 0,23Ь 0Г9Ю 0,640

1г»46 7,933 ± 0,6/9 2.631 □,643

1,927 9.867 ♦ 0,601 2,326 □1171

1,345 5,667 □,319 1,734 2,121 0,05

2,757 8,133 3 □,7Я6 3,002 1,467

Различия по шкале «познавательные потребностей» (уровень значимости р<=0,05) свидетельствуют, что юноши технического направления подготовки более

нацелены приобретать знания в разных сферах и в целом об окружающем мире, в отличие от юношей гуманитарного направления подготовки.

Результаты сравнительного исследования параметров само-

акутализации у девушек (Рис.3, таблица 3)

Рис. 3. Различие параметров самоактуализация у девушек Таблица 3

Значимые различия параметров самоактуализации у девушек, обучающихся на разных направлениях

ДМущкн, обучлющигся на Девушки, обучающиеся на t- критерий

технических направлениях гуманитарных направления* Ст^де^т*

ПйДГйТОйни ОД Л/ОТО—И

Спчмрт Спишрт Уровень

Средне* отклонение Сред»« отклонение. ! N J4 Т И

Смнтнвностъ И

Споктмность

■J "1.1.1,1

Представление о

природе

WOHtll

Я.ТЬО ± Он559 2,236 9,143 £ 0,740 2,770 0,430

0,966 3,864 47ли i 1,363 5,177 -2,263 0,05

8,625 + 0.645 2,579 10,206 + 0,675 2,525 1,777

11,250 ± 0,Я14 3,756 12,643 ± 1,067 3,992 -1,052

Ь.ЬОО * 0,408 1,633 6,857 i 0,553 2,ОТО ■0,528

Ь,Ь2Ь ± 0,591 2,363 7,657 £ 0,512 1,916 -1,554

* О, А 78 1,914 8,000 ♦ 0,564 2,184 0,084

1 0,433 1,731 11,429 i 0,644 2,409 -1,965 0.05

4,37b ± 0.437 1,746 4/4J9 ± 0,327 1,222 0,096

Jj 1НН ± 0.1 »Я 0,750 3,2 И ± 0,261 0,975 -0,065

7,813 * 0,485 1,940 6,857 * 0,601 2,248 1,250

9,2 W * 0,559 2,236 10,766 i 0,54 7 2,045 -1,952

5,933 ± 0,347 1.389 6,643 + 0,457 1,692 '1,254

a^so i 0,559 2,236 9,343 + 0.740 2,670 -0,420

Различия параметров самоактуализации у девушек технического и гуманитарного направления подготовки обнаружились по шкалам: «Поддержка» (уровень значимости р<=0,05) и «Самопринятие» (уровень значимости р<=0,05). По сравнению с девушками, обучающимися по техническому направлению, девушки гуманитарного профиля более самостоятельны и независимы от внешних оценок и влияния общественного мнения.

Дискуссия

Анализ усредненных результатов опроса по базовым шкалам параметров самоактуализации (Рис.1) показал невысокие баллы по шкале «Ориентация во времени» у студентов и технической и гуманитарной направленности подготовки. Это говорит о дискретности восприятия собственной жизни, ограниченность жизненной перспективы каким-то одним отрезков времени. По базовой шкале «Поддержка» выявился средний результат, что свидетельствует о невысокой степени зависимости студентов от внешних обстоятельств.

Что касается показателей по дополнительным шкалам, то здесь наблюдаются некоторые различия между студентами, получающими образование по техническим и гуманитарным направлениям подготовки. Уровень самопринятия (самодостаточности) у студентов гуманитарных направлений выражен в большей степени, нежели у студентов технического направления. Что говорит о независимости самооценки.

У студентов и технического и гуманитарного профилей подготовки показатели по шкале Ценност-

ной ориентации чуть ниже средних, что указывает на недостаточную сформированность систем ценностей, согласно которым живет личность. Средние баллы по шкале «гибкость поведения» указывает на определенный догматизма в поведении и недостаточно развитую способность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающего мира.

Для первокурсников характерна невысокая чувствительность к своим собственным переживаниям и потребностям, о чем свидетельствуют средние показатели по шкале «Сензитивность». Наличие чуть выше средних показателей по шкале «Спонтанность» указывают на то, что они ничего не опасаются, открыто выражая свои собственные чувства и эмоции.

Немного выше средних показатели по шкалам «Самоуважение» указывают на то, что оценка себя еще находится в процессе формирования, поэтому показатели самоуважения невысокие. Показатели по шкале «Самопринятие» выше, чем по шкале «Самоуважение», хотя самопринятия достичь гораздо сложнее. Согласно полученным результатам опроса по этой шкале, можно говорить о том, что процесс формирования склонности принимать свои недостатки и слабости, осуществляется интенсивнее, чем формирование самоуважения.

Ниже средних баллы по шкале «Взгляд на природу человека» указывает на то, что человек в его сущности не кажется студентам первого курса хорошим, бескорыстным, добрым. Эти показатели практически не отличаются у студентов технического и гуманитарного направления подготовки.

ц Гп::а 1

Самые низкие баллы получились по шкалам «Синергии» и «Шкала Ценностных ориентаций», которые выступают индикаторами готовности к целостному, гармоничному восприятию мира. Показатели по шкале «Познавательные потребности» говорят о высокой степени выраженности стремления к овладению знаниями.

Средние показатели по шкале «Принятие агрессии» указывают на попытки скрывать или подавлять в себе это качество. О невысокой способности студентов создавать глубокие и тесные контакты с окружающими людьми свидетельствуют средние баллы по шкале «Контактность». На присутствие творческого потенциала у студентов указывают выше средних показатели по шкале «Креативность».

Заключение

Нормальный уровень самоактуализация (45-55 Т-баллов) выступает интегральным индикатором личностной мотивации, который характеризует способность субъекта действовать самостоятельно и ответственно в процессе обучения, обеспечивает формирование продуктивного алгоритма адаптации к расширенной электронной среде обучения, максимальное соответствие человека и его профессии в перспективе.

Результаты исследования среднего уровня самоактуализации студентов первого курса и технического и гуманитарного профиля показали по базовой шкале недостаточный уровень самостоятельности в оценке информационной среды. Невысокий уровень самоактуализации в этом случае говорит о необходимости курировать студен-

тов первого курса в выборе траекторий обучения в он-лайн среде.

Результаты исследования параметров самоактуализации по дополнительной шкале «Познавательные потребности» позволяют сделать вывод, что юноши технического направления подготовки интеллектуально более адаптированы к расширению образовательной среды, внутренне нацелены приобретать знания в разных сферах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты особенностей самоактуализации студентов разных профилей подготовки могут быть использованы в разработке программ повышения уровня мотивации к освоению профессиональных знаний в контексте пресонали-зации онлайн обучения.

Литература

1. National Forum for the Enhancement of Teaching and Learning in Higher Education (2019), "Using Learning Analytics to Support the Enhancement of Teaching and Learning in Higher Education," in teach-ingandlearning.ie, Published February 28, 2017, Last Accessed June 23, 2019,

https://www.teachingandlearning.ie7p

ublication/using-learning-analytics-to-

support-the-enhancement-of-

teaching-and-learning-in-higher-

education/

2. Scott C. L. (2015). The future of learning 3: What kind of pedagogies for the 21st century? UNESCO education research and foresight working papers. Paris, France. http://unesdoc.unesco.org/images/00 24/002431/243126e.pdf.

3. Pomerantz J. (2018). Learning in Three Dimensions: Report on the

EDUCAUSE/HP Campus of the Future Project. ECAR research report. Louisville, CO: EDUCAUSE, August 2018, Kentucky, USA,

https://library.educause.edu/~/media/f iles/library/2018/8/ers1805.pdf?la=en

4. Krämer N. C. and Bente G. (2010). Personalizing e-Learning. The Social Effects of Pedagogical Agents. Education Psychology Review, 22(1), 71- 87, https://doi.org/10.1007/s10648-010-9123-x.

5. Mustafa A. (2018). The personalization of e-learning systems with the contrast of strategic knowledge and learner's learning preferences: An investigatory analysis. Applied Computing and Informatics (August 2018),

https://doi.org/10.1016/j.aci.2018.08.0 01.

6. Goldstein K. and Scheerer M., M. (1941). Abstract and concrete behavior. Psychological Monographs, 53, 110-130.

7. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.-. 572 с.

8. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб: Ювен-та.1998. - 345с. G. 9. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400с.

10. Роджерс К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. 2-е изд. - М. ИОИ, 2018 - 241 с.

11. Klochkova E., Volgina A., De-mentyev S. and Klochkov Y. (2016). Human Factor in Quality Function Deployment. Second International Symposium on Stochastic Models in Reliability Engineering, Life Science and Operations Management (SMRLO), IEEE, 466-468, DOI: 10.1109/SMRL0.2016.817

12. Levesque R.J.R. (2018). Self-Actualization. In: Levesque R.J.R. (ed.) Encyclopedia of Adolescence. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-33228-4_355

13. Yi Ren, Zhao-xia, DaiXiao-huan, ZhaoMing-ming and FeiWen-tian Gan (2017). Exploring an on-line course applicability assessment to assist learners in course selection and learning effectiveness improving in e-learning. Learning and Individual Differences, 60, 56-62, https://doi.org/10.10167j.lindif.2017.09 .002.

14. Coopasami M., Knight S. and Pete M. (2017). e-Learning readiness amongst nursing students at the Durban University of Technology. Health Sa Gesondheid, 22 (2017), 300-306, http://isiarticles.com/bundles/Article/pr e/pdf/103117.pdf.

15. Hadining A.F., Sukanta and Hidayat W. (2019). An investigation of student perspective for e-learning readiness measurement (Conference Paper). Proceedings of the 9th International Conference on Industrial Engineering and Operations Management, IEOM 2019; JW Marriott Hotel Bangkok, Bangkok; Thailand; 5-7 March 2019, 548-555; Код 141008.© IEOM Society International.

16. Akçay C. and Akyol B. (2014). Self-actualization Levels of Participants in Lifelong Education Centers. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 116, 1577-1580, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014. 01.437.

17. Buil I., Catalán S. and Martínez E. (2019). Encouraging intrinsic motivation in management training: The use of business simulation games. The International Journal of Management Education, 17(2), 162-

171,

https://doi.org/10.1016/j.ijme.2019.02. 002.

18. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания /практикум по гештальттерапии/. - М.: Гиль-Эсте 1993 240 с.

19. R. May (1996). The Meaning of Anxiety (Rev. ed.). W. W. Norton & Company, New York, USA.

20. Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз. Самоак-туализационный тест. Studfiles, https://studfiles.net/preview/2229889/.

21. Наследов А. Д. SPSS 19, Профессиональный статистический анализ. СПб.: Питер. 2011. - 400с.

22. Shostrom E. L. (1967). Man, the manipulator: the inner journey from manipulation to actualization. Abingdon Press, Nashville, Virginia, USA.

Factors of personal motivation in modeling

the learning environment Shipunova O.D., Berezovskaya I.P, Kedich S.I.,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The learning in higher school involves the process of personal motivation of a potential professional subject in which the structure of motivation plays a key role. Tendencies to individualized learning routes in the online environment sharpen researchers' attention to the factors of a student's personal development, increasing his internal motivation to master knowledge and self-orientation in the information field. The purpose of this article is to study the parameters of personal motivation of students of technical and humanitarian areas of vocational training. The research methodology is based on a conceptual basis of the psychological theory of self-actualization, in which the structure of personal development is represented by parameters available for measurement and quantitative analysis of its results. An empirical study of personal development factors was carried out in the form of measuring the average level of self-actualization of a reference

group of students from PGUPS. The research methodology was determined by a matrix of basic and additional scales formed in humanistic psychology to assess the parameters of self-actualization as an integral characteristic of personal development, and the questionnaire "Test for self-actualization". The averaged results obtained in the course of the study make it possible to assess the vectors of personal development and motivation of students from different directions in the information environment of the university and they can be used to develop individual training programs in the context of personalizing e-learning.

Keywords: personal motivation, self-actualization parameters, learning environment, university, personalization, e-learning.

References

1. National Forum for the Enhancement of Teaching and Learning in Higher Education (2019), "Using Learning Analytics to Support the Enhancement of Teaching and Learning in Higher Education," in teach-ingandlearning.ie, Published February 28, 2017, Last Accessed June 23 , 2019, https://www.teachingandlearning.ie/publicat ion/using-learning-analytics-to-support-the-enhancement-of-teaching-and-learning-in-higher-education/

2. Scott C. L. (2015). The future of learning 3:

What kind of pedagogies for the 21st century? UNESCO education research and foresight working papers. Paris, France. http://unesdoc.unesco.org/images/0024/00 2431/243126e.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Pomerantz J. (2018). Learning in Three Di-

mensions: Report on the EDUCAUSE / HP Campus of the Future Project. ECAR research report. Louisville, CO: EDUCAUSE, August 2018, Kentucky, USA, https://library.educause.edu/~/media/files/li brary/2018/8/ers1805.pdf?la=en

4. Krämer N. C. and Bente G. (2010). Person-

alizing e-Learning. The Social Effects of Pedagogical Agents. Education Psychology Review, 22 (1), 71-87,

https://doi.org/10.1007/s10648-010-9123-x.

5. Mustafa A. (2018). The personalization of e-

learning systems with the contrast of strategic knowledge and learner's learning preferences: An investigatory analysis. Applied Computing and Informatics (August 2018),

https://doi.org/10.10167j.aci.2018.08.08.001

6. Goldstein K. and Scheerer M., M. (1941).

Abstract and concrete behavior. Psychological Monographs, 53, 110-130.

7. Levin K. Dynamic Psychology: Selected Works. M .: Sense, 2001.-. 572 p.

8. Allport G. Personality in Psychology. M .:

KSP +; St. Petersburg: Juventa. 1998. -345s. G. 9. Maslow A. Motivation and personality. 3rd ed. SPb .: Peter, 2019.400s.

10. Rogers K.R. Becoming a person: A look at psychotherapy. 2nd ed. - M. IOI, 2018 -241 p.

11. Klochkova E., Volgina A., Dementyev S. and Klochkov Y. (2016). Human Factor in Quality Function Deployment. Second International Symposium on Stochastic Models in Reliability Engineering, Life Science and Operations Management (SMRLO), IEEE, 466-468, DOI: 10.1109 / SMRL0.2016.817

12. Levesque R.J.R. (2018). Self-Actualization. In: Levesque R.J.R. (ed.) Encyclopedia of Adolescence. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-33228-4_355

13. Yi Ren, Zhao-xia, DaiXiao-huan, ZhaoMing-ming and FeiWen-tian Gan (2017). Exploring an on-line course applicability assessment to assist learners in course selection and learning effectiveness improving in e-learning. Learning and Individual Differences, 60, 56-62, https://doi.org/10.10167j.lindif.2017.09.002.

14. Coopasami M., Knight S. and Pete M. (2017). e-Learning readiness amongst nursing students at the Durban University of Technology. Health Sa Gesondheid, 22 (2017), 300-306, http://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/ 103117.pdf.

15. Hadining A.F., Sukanta and Hidayat W. (2019). An investigation of student perspective for e-learning readiness measurement (Conference Paper). Proceedings of the 9th International Conference on Industrial Engineering and Operations Management, IEOM 2019; JW Marriott Hotel Bangkok, Bangkok; Thailand; 5-7 March 2019, 548-555; Code 141008. © IEOM Society International.

16. Akgay C. and Akyol B. (2014). Self-actualization Levels of Participants in Lifelong Education Centers. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 116, 1577-1580, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.4.4 37.

17. Buil I., Catalán S. and Martínez E. (2019). Encouraging intrinsic motivation in management training: The use of business simulation games. The International Journal of Management Education, 17 (2), 162171,

https://doi.org/10.1016/j.ijme.2019.02.02.00 2.

18. Perls F., Hefferlin R., Goodman P. Experiments in the psychology of self-knowledge / workshop on gestalt therapy /. - M.: Gil Este 1993 240 p.

19. R. May (1996). The Meaning of Anxiety (Rev. ed.). W. W. Norton & Company, New York, USA.

20. Yu. E. Aleshina, L. Ya. Gozman, M.V. Zagi-ka and M.V. Croz. Self-actualization test. Studfiles,

https://studfiles.net/preview/2229889/.

21. Nasledov A. D. SPSS 19, Professional statistical analysis. SPb .: Peter. 2011 .--400s.

22. Shostrom E. L. (1967). Man, the manipulator: the inner journey from manipulation to actualization. Abingdon Press, Nashville, Virginia, USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.