3. Спроси себя: «Какой самый главный вопрос?»
4. Ответь на вопросы.
5. Придумай решение.
6. Подбери ресурсы.
Таким образом, структурируя мыслительную деятельность для решения проблем творческим способом и средствами критического мышления и логики, можно результативно продвигать свою организацию по инновационному пути развития.
Библиографический список
1. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Москва: МГУ, 2014.
2. Ерофеев В.К., Карягин Н.Е., Ноздрина Е.Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений. Астрахань: Издательство Астраханского государственного педагогического университета, 2013.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
4. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения. Москва: Академия, 2014.
5. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Москва: МПСИ, 2013.
References
1. Petrovskaya L.A. Teoreticheskie i metodicheskie problemy social'no-psihologicheskogo treninga. Moskva: MGU, 2014.
2. Erofeev V.K., Karyagin N.E., Nozdrina E.G. Scenarnoe modelirovanie kak tehnologiya prinyatiya gruppovyh reshenij. Astrahan': Izdatel'stvo Astrahanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2013.
3. Emel'yanov Yu.N. Aktivnoe social'no-psihologicheskoe obuchenie. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.
4. Matyash N.V., Pavlova T.A. Metodyaktivnogosocial'no-psihologicheskogo obucheniya. Moskva: Akademiya, 2014.
5. Osipova A.A. Vvedenie v prakiicheskuyu psihokorrekciyu: gruppovye metodyraboty. Moskva: MPSI, 2013.
Статья поступила в редакцию 23.04.21
УДК 378.4
Neumoeva-Kolchedantseva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, doctoral postgraduate, Academic Department of Methodology and Theory
of Socio-pedagogical Research, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
CURRENT LEVEL OF SELF-ACTUALIZATION OF FUTURE TEACHERS AND PROSPECTS OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The paper is dedicated to experimental assessment of the current level of self-actualization of a personality of students who study to get their pedagogical master's degree. In traditions of the existential-humanistic approach, self-actualization is considered as a comprehensive and continuous development of personal potential, the maximum realization of a person's capabilities in the context of activity. The relevance of the study is determined by the humanitarian nature of pedagogical education and pedagogical activity, which implies the primacy of the processes of personal development, which act as a "base" for the professional development of a future teacher. In this regard, the current level of self-actualization of future teachers is considered as a predictor of prospects for their professional development. An approximate forecast of professional development is given depending on the identified level of self-actualization. A positive prognosis is given for 2/3 of the experimental sample. At the same time, in general, the results of the study allow to identify an urgent problem: insufficient attention to the issues of personal development of future teachers in the educational process. In this regard, the immediate prospects of pedagogical education are associated with the theoretical substantiation and practical implementation of practices relevant to its humanitarian essence, namely, with the accompaniment of self-actualization of the personality of future teachers.
Key words: personality self-actualization, personal potential, pedagogical activity, prospects for professional development, pedagogical support.
Е.В. Неумоева-Колчеданцева, канд. психол. наук, доц., докторант, Тюменский государственный университет, г. Тюмень,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена экспериментальной оценке актуального уровня самоактуализации личности студентов педагогической магистратуры. В традициях экзистенциально-гуманистического подхода самоактуализация рассматривается как всестороннее и непрерывное развитие личностного потенциала, максимальная реализация возможностей человека в контексте деятельности. Актуальность исследования определяется гуманитарным характером педагогического образования и педагогической деятельности, что предполагает первичность процессов личностного развития, выступающих как «база» профессионального развития будущего педагога (педагога). В связи с этим актуальный уровень самоактуализации будущих педагогов рассматривается как предиктор перспектив их профессионального развития. Ориентировочный прогноз профессионального развития дается в зависимости от выявленного уровня самоактуализации. Относительно 2/3 экспериментальной выборки дается позитивный прогноз. Вместе с тем в целом результаты исследования позволяют обозначить актуальную проблему: недостаточное внимание к вопросам личностного развития будущих педагогов в образовательном процессе. В связи с этим ближайшие перспективы педагогического образования связываются с теоретическим обоснованием и практической реализацией практик, релевантных его гуманитарной сущности, а именно - с сопровождением самоактуализации личности будущих педагогов.
Ключевые слова: самоактуализация личности, личностный потенциал, педагогическая деятельность, перспективы профессионального развития, педагогическое сопровождение.
Гуманитарный характер педагогической деятельности предполагает особое внимание к процессам личностного развития будущего педагога. Личность педагога рассматривается как важнейший ресурс педагогической деятельности и образования в целом. Особую актуальность проблематика личностного развития будущего педагога приобретает в современных условиях педагогической деятельности, характеризующихся крайней нестабильностью, изменчивостью и постоянным повышением требований к педагогу. Представляется, что в таких условиях даже самый обширный «багаж» профессиональных компетенций не может обеспечить продуктивную педагогическую деятельность. На первый план выходят личностные свойства будущего педагога как своего рода «база» развития профессиональных компетенций. Понимание «первичности» процессов личностного развития позволяет говорить об их «незаменимости» и «некомпенсиру-емости» путем формирования профессиональных умений и навыков.
В связи с этим представления о профессиональном становлении как процессе «овладения» трудовой деятельностью, в ходе которой формируются
умения, навыки, комплексы профессионально важных качеств и т п. «уходят в прошлое», поскольку не раскрывают внутренней динамики развития. В целом в соответствии с современной концепцией субъектной профессионализации [1] развитие педагога рассматривается как способ самоактуализации в профессии, становления его субъектности. С актуализацией личностных ресурсов в ходе профессиональной деятельности связывает самоактуализацию С.Л. Брат-ченко [2].
Концептуальной основой исследования стали субъектно-деятельностный подход, теория самоактуализации и экзистенциально-гуманистический подход, динамично-процессуальный подход к пониманию личности, концепция личностного потенциала. В соответствии с субъектно-деятельностным подходом мы подчеркиваем роль субъектной активности человека в его развитии и значение деятельности как важнейшего контекста развития и проявления личности [3]. В соответствии с теорией А. Маслоу самоактуализация рассматривается как процесс проявления и реализации личностного потенциала в разных сферах жизни
и отношений [4]. Как известно, гуманисты исходят из понимания природы человека как позитивной, верят в то, что человек наделен значительным внутренним потенциалом и стремится к его реализации в течение жизни, это стремление и получило название «самоактуализация». Экзистенциальная психология исходит из понимания человека не как «внешне детерминированного», а самодетерминированного существа; рассматривает человека в процессе изменяющихся отношений с миром, стремление к «улучшению» которых составляет одно из важнейших стремлений человека [5]; как существо, самоопределяющееся по отношению к объективным возможностям, существующим в мире для его самоактуализации. Динамично-процессуальный подход рассматривает личность в процессе осуществления своих потенциальных возможностей [6], что предполагает «пробуждение» сознания и самосознания, развитую рефлексию, принятие ответственности. Динамично-процессуальный подход к пониманию личности позволяет нам рассматривать самоактуализацию как важнейший механизм и показатель личностного развития, как предиктор профессионального будущего субъекта. В концепции Д.А. Леонтьева личностный потенциал рассматривается как характеристика уровня личностной зрелости, отражающая степень преодоления личностью заданных обстоятельств и, в конченом счете, преодоление личностью самой себя, ее способность к самодетерминации и самообновлению с сохранениемсмысловых ориентацийибазовыхструктурпри изм—ениицелейи программ деятельности и самореализации [7].
Рлссоцфиваяоедагогическое образование и педагогическую деятельность как важнейшие контексты самоактуализации, считаем важным составить адек-ватноесреотиаолыхон с ынн носыном потвнтитаебуохмихыеыа гогов. Таким образом, цель настоящего исследования - экспериментальная оценка актуального уровня саисектуашзецзи лимисхти бурущет перыгагет иеутl"неииpввание на этой основе перспектив их профессионального развития.
Для достижения поставленной цели было проведено экспериментальное исследисанми. Исхлерсйнниеисовлем"юсь не цаоеФГАОУВО «Тюмезикхшгси сударснвниный yизтeсвимат», Институт психологии и педагогики. Экспериментальную выборку составили студенты 2 курса (выпускники), обучающиеся по направлению 44.04.01, программам магистратуры «Методология и методика социального йocнимтнис», «Унисонее о^озевасмам», осысм Ы^мы обцчестн. Общая численность выборки составила 34 человека, что соответствует требованию ее pтрpyзезтaтовиоcхи.йкaчестве диагностической методики был использован «Самоактуализационный тест» (САТ, Э. Шостром) в адаптации авторов Ю.Э. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз.
Методика направлена на выявление количественных и качественных параметров уровня самоактуализации субъекта. Под самоактуализацией в традициях экзистенциавьно-грманистической пстхолмгии гоюзается всесторинннеи непрерывное развитие личностного потенциала, максимальная реализация воз-можноотийчмлтвнка , адекоаонне в^с^мс^^^т^'^У'кагоо, миса и свзего моста в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни.
Коничестсеснаянболбитиа резул«татов «юледовасия осуществлялась с опорой на принятые нормативные показатели (табл. 1).
Таблица 1
Нормативные показатели оценки уровня самоактуализации личности
Уровень самоактуализации Диапазон значений, Кол-во, чел. Кол-во, %
Т-баллы
1 2 3 4
Завышенный уровень: псевдосамоактуализа- 80 - 126 0 0
ция - стремление выглядеть благоприятно
Высокий уровень: тенденция к конформизму 71 - 79 2 5,88
Уровень выше среднего: реальная самоактуа- 55 - 70 8 23,53
лизация
Средний уровень, стремление к самоактуали- 45 - 54 11 32,35
зации; психическая и статистическая норма
Уровень ниже среднего: не выражено стремле- 40 - 44 5 14,71
ние к самоактуализацни
Критический уровень 0 - 39 8 23,53
Также в табл. 1 и на рис. 1 приведены диагностические данные, позволяющие оценить «соотношение» уровней самоактуализации в экспериментальной выборке (табл. 1, столбцы 3 и 4, рис. 1).
Следует отметить, что для уровня самоактуализации ниже среднего характерны подверженность внешним влияниям, конфронтация с внешними групповыми н ормами, негативно еыосгрия тие окружаю щах, дискретное воипрыятие своего жизненного пути. Для «критического» уровня самоактуализации свойственны стойкие проявления обозначенных выше характеристик. Тревожным «сигналом», на наш взгляд, является общее число студентов с данными уровнями самоакту-алазаи|иа (13 чел.), что составеяет более чем 1 /3 часть от общейаасленности выборки. Такие результаты можно рассматривать как косвенный показатель их личностной незрелости, н ерозвитой саморегулнции, «дорефлеиоиыоого» уровня функционирования, а значит - как показатель неготовности к педагогической деятельности. В связи с этим прогноз перспектив их профессионального развития крайне неблагоприятный: можем предположить, что педагогическая деятельность и ее условия будут восприниматься не через «призму» возможностей, а как заданныерамки.требующие жастко регламентилованногоповидения; неизбежным следствием такого восприятия является «исполнительский» подход книялелзнисти и теренореттетствентсстизннсе на обвективвые утловия и других субъектов. Кроме этого, можем предположить, что условия педагогической деятельности (вне зависимости от их объективного качества) станут для личности мощным стрессогенным фактором. Также считаем возможным депро-
60 50 40 30 20 10 0
■ Уронмю И0M00KTА0ЛЮП0ЦЮЮ, %
Рис. 1. «Соотношение» уровней смоактуализации будущих педагогов, п = 34чел.,май2020 г
фессионализацию личности, крайним выражением которой может стать «уход» из профессии.
Стремление к самоактуализации, являющееся психической и статистической нормой, выражено у 11 человек, что составляет практически 1/3 часть от общей численности выборки. Выраженное стремление к самоактуализации предполагает развитость мотивов самоактуализации, видение объективных возможностей самоактуализации в образовательном и жизненном контекстах, наличие хотя бы локального позитивного опыта самоактуализации в деятельности. В связи с этим возможен следующий прогноз перспектив профессионального развития: педагогическая деятельность станет для педагогов объективным «пространством» дальнейшей, более «полной» самоактуализации, проявления и «наращивания» своего личностного потенциала.
Уровень реальной самоактуализации отмечается у 8 человек. Данный уровень характеризуется наличием уже сложившегося опыта самоактуализации. Иначе говоря, студенты с данным уровнем самоактуализации «перешли» от стремления к действиям, нашли объективные возможности для реализации своего потенциала в широком контексте деятельностей и отношений. В связи с этим прогноз перспектив их профессионального развития включает индивидуализацию стиля деятельности, реализацию себя в качестве наставников для молодых специалистов, распространение опыта в иных формах демонстрации своего профессионального мастерства.
В целом количество самоактуализирующихся студентов (19 человек, что составляет почти 2/3 от численности выборки) позволяет позитивно рассматривать их готовность к педагогической деятельности, понимаемой как поле объективных возможностей для дальнейшей самоактуализации и в целом позитивно оценивать их профессиональные перспективы.
Тенденция к конформизму, предполагающая интроекцию ценностей самоактуализации (то есть согласие с этими ценностями как «социально и профессионально желательными» без их интериоризации) отмечается у 2 человек. В связи с этим прогноз перспектив их профессионального развития включает дальнейшее слияние с групповыми нормами без их критичного восприятия, рефлексии, подлинного принятия и персональной ответственности за процесс и результаты своей деятельности.
Библиографический список
Завышенный уровень самоактуализации не выявлен, что можно рассматривать как показатель отказа будущих педагогов от «псевдосамоактуализации», то есть ее имитации (создания образа самоактуализирующейся личности в глазах окружающих). Косвенным образом это, на наш взгляд, свидетельствует о высокой конгруэнтности будущих педагогов, что позволяет дать позитивный прогноз их профессиональных перспектив.
Отметим, что в духе идей социальной инженерии [8] мы рассматриваем прогнозирование не столько как однозначный сценарий будущего (который в принципе невозможен относительно такой сложной и постоянно развивающейся системы, как человек), сколько как теорию и практику конструирования образов будущего как важнейший инструмент стратегического планирования профессионального будущего субъекта.
При этом экзистенциально-гуманистический подход к пониманию личности предполагает, что основным субъектом проектирования и прогнозирования своего профессионального развития должен быть сам будущий педагог. Поскольку в процессе «самопрогнозирования» личность изменяется, «субъект-объект» проектирования многовариантен, а образ профессионального будущего выступает как открытый проект. Иначе говоря, самопрогнозирование в настоящем может изменить будущее.
В целом результаты экспериментального исследования позволяют обозначить актуальную проблему, требующую решения: недостаточное внимание вопросам личностного развития будущих педагогов, «наращивания» и актуализации их личностного потенциала. В связи с этим считаем, что ближайшие перспективы педагогического образования неразрывно связаны с теоретическим обоснованием и практической реализацией практик, релевантных его гуманитарной сущности. В числе таких практик, прежде всего, хотелось бы отметить сопровождение, которое мы рассматриваем как фасилитацию процессов личностного развития [9]. При этом, учитывая деятельностный контекст самоактуализации, отметим, что сопровождение должно носить комплексный характер и «охватывать» основные виды деятельности будущего педагога: учебную, исследовательскую, профессиональную. Таким образом, перспективы дальнейших исследований мы связываем с теоретическим обоснованием и «инструментовкой» сопровождения самоактуализации будущих педагогов в процессе указанных видов деятельности.
1. Глуханюк Н.С. Психология субъектной профессионализации педагога. Образование и наука. 2003; № 5 (23): 64 - 79.
2. Братченко С.Л., Миронова М.Р Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы самореализации личности. Санкт-Петербург, 1997: 38 - 46.
3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва: Питер, 2012.
4. Маслоу А. Дальние «пределы» человеческой психики. Санкт-Петербург: Питер, 2017.
5. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен. Москва: Издательский дом ЯСК, 2018: 293 - 307.
6. Гришина Н.В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018; Т. 8, Выпуск 2: 126 - 138.
7. Личностный потенциал: структура и диагностика: коллективная монография. Москва: Смысл, 2011.
8. Смирнов С.А. Форсайт: от прогноза к социальной инженерии. ВестникНГУЭУ. 2014; № 3: 10 - 30.
9. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Сопровождение личностного самоопределения будущих педагогов как фасилитирующая практика. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 248 - 251.
References
1. Gluhanyuk N.S. Psihologiya sub'ektnoj professionalizacii pedagoga. Obrazovanie i nauka. 2003; № 5 (23): 64 - 79.
2. Bratchenko S.L., Mironova M.R. Lichnostnyj rost i ego kriterii. Psihologicheskieproblemy samorealizaciilichnosti. Sankt-Peterburg, 1997: 38 - 46.
3. Rubinshtejn S.L. Chelovekimir. Moskva: Piter, 2012.
4. Maslou A. Dal'nie «predely» chelovecheskojpsihiki. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.
5. Leont'ev D.A. 'Ekzistencial'nyj podhod v sovremennoj psihologii lichnosti. Mobilis in mobili: lichnost' v 'epohu peremen. Moskva: Izdatel'skij dom YaSK, 2018: 293 - 307.
6. Grishina N.V. «Samoizmeneniya» lichnosti: vozmozhnoe i neobhodimoe. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya i pedagogika. 2018; T. 8, Vypusk 2: 126 - 138.
7. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika: kollektivnaya monografiya. Moskva: Smysl, 2011.
8. Smirnov S.A. Forsajt: ot prognoza k social'noj inzhenerii. Vestnik NGU'EU. 2014; № 3: 10 - 30.
9. Neumoeva-Kolchedanceva E.V. Soprovozhdenie lichnostnogo samoopredeleniya buduschih pedagogov kak fasilitiruyuschaya praktika. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 248 - 251.
Статья поступила в редакцию 21.04.21
УДК 37.009 (100)
Esakov V.A., Doctor of Cultural Studies, Professor, Department of Music Education, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Konobeeva A.B., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Moscow International University Moscow Polytechnic University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
ABOUT INTERDISCIPLINARY IN TRAINING UNIVERSITY STUDENTS. The interdisciplinarity has arisen thanks to development of philosophical knowledge, integration and differentiation of sciences, pedagogics and didactics. "The profession model" assumes existence of such indicators as adaptability, flexibility, the strategic nature of thinking, readiness for changes of the maintenance, highly professional preparation for professional activity. The article discusses the interdisciplinary nature of education at the present stage of the development of higher education in Russia.
Key words: interdisciplinarity, integration and differentiation of sciences, interscientific systems of knowledge, multidisciplinary synthesis of sciences, intra course communications, adequate training of professional.
В.А. Есаков, д-р культурологии, проф., Московский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
А.Б. Конобеева, канд. с.-х. наук, доц., Московский международный университет, Московский политехнический университет, г. Москва,
E-mail: [email protected]