УДК 332:338
В.М. Цлаф*
ПРОБЛЕМЫ РОСТА ПРОЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье рассматривается проблематика низкой проектной активности российского населения, вводится понятие предпринимательства как особого вида системного проектирования, представлена функционально-позиционная структура бизнес-деятельности, обсуждаются вопросы соорганизации инженерно-технического и предпринимательского творчества, обеспечения реализуемости бизнес-проектов, предложены пути перестройки государственной системы поддержки предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, системное проектирование, бизнес-проект, проектная активность, интеллектуальный капитал, социальный капитал, инновации, поддержка предпринимательства.
1. Сегодня, когда руководством страны объявлен курс на инновационную экономику, проблемы развития предпринимательства, в особенности инновационного предпринимательства, занимают одно из ведущих мест в проблематике регионального и муниципального развития.
В Самарской области в последние годы усилиями областного министерства экономического развития, инвестиций и торговли и его департамента развития предпринимательства создана уникальная система поддержки предпринимательских инициатив, в особенности инновационного характера (рис. 1). Действенные по замыслу меры поддержки предпринимательства в подведомственных сферах экономики внедрены и областным министерством сельского хозяйства и продовольствия, администрацией г. о. Самара и другими государственными и муниципальными органами. Однако представители практически всех этих органов и организаций отмечают низкий уровень проектной активности населения: структуры поддержки созданы, деньги выделены, а поддерживать почти некого. В иных случаях проекты предлагаются, но низкое их качество не позволяет применить разработанные инструменты поддержки. И хотя указанными структурами вместе с самарскими предпринимателями реализован ряд проектов, но возможности их используются далеко не полностью.
Эта проблема не нова. Она отчетливо проявилась еще в 1996 г., когда бывший губернатор области К.А. Титов заключил договор с ЕБРР о предоставлении Самарской области кредитной линии на инвестирование проектов развития экономики в размере $500 млн. По возвращении из-за рубежа он дал команду двум департаментам
областной администрации собрать все проекты, нуждающиеся в инвестировании. Было собрано 42 проекта. Автор настоящей статьи был в числе экспертов, анализировавших все проекты. Из них
2 проекта можно было доработать (в них были расчетные ошибки в финансовых планах, остальное — приемлемо); 20 — полностью переделать, используя кое-какие идеи (предлагалось производить что-то полезное, но ни организация производства, ни технологии, ни рынки толком проработаны не были); 20 — не выдерживали никакой критики. Из последних запомнился один проект. В некотором поселке была фабрика, которая в советские времена производила фильтровальную бумагу для армейских нужд. Когда армии эта бумага стала не нужна, руководство фабрики предложило производство перепрофилировать и выпускать... туалетную бумагу? — нет, проволоку! Из текста проекта было ясно, что его авторы ничего не смыслят ни в том, как проволока производится, ни в том, кому, зачем и как она продается. Руководитель нашей экспертной группы Г.М. Аноприенко, в то время заместитель руководителя департамента промышленности областной администрации, а ранее — главный технолог крупнейшего ракетостроительного завода, прочитав проект, только вздохнул и сказал: «Ну, эти ребята уже знают, как плохо производить бумагу, но еще не знают, как плохо производить проволоку.»
Проектов надлежащего качества не оказалось. Российский дефолт 1998 г. спас область от позора, когда были бы получены европейские деньги, а проектов, достойных инвестирования, не было бы, — испугавшись состояния России, ЕБРР отказался от обязательств по инвестированию.
* © Цлаф В.М., 2012
Цлаф Виктор Михайлович ([email protected]; http://csss.pro), директор частного учреждения «Центр системных и стратегических решений “ Самарская школа бизнеса"», 443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 4.
Финансовая
поддержка
г---------------------------\
Межмуниципальный фонд поддержки предпринимательства
Ч__________________________
/• Л
Самарский областной фонд микрофинансирования
Г Л
Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области
V /
Имущественная
поддержка
Инновационный
бизнес-инкубатор
Поддержка
инновационных
предприятий
Информационная
поддержка
Л г
л г
/---------------------------л
Муниципальные фонды поддержки предпринимательства V- >
Межрегиональная ассоциация гарантийных фондов
Г ~Л
Региональное объединение микро-финансовых институтов
Т ольяттинский бизнес-инкубатор инновационнотехнологической направленности
Производственный бизнес-инкубатор в с. Кинель-Черкассы
Инновационноинвестиционный фонд Самарской области
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области
г Л
Региональный центр инноваций и трансфера технологий
/ Л
Самарская областная лизинговая компания для малого и среднего бизнеса
V /
Самарский бизнес-инкубатор (г. Самара)
Информационноконсалтинговое агентство Самарской области
Муниципальные центры поддержки предпринимательства Самарской области
«Евроинфоцентр»
Центр инновационного развития кластерных инициатив Самарской области
Микрофинансовые
организации
Бизнес-инкубатор в муниципальном районе Нефтегорский
Ассоциация малых инновационных предприятий Самарской области
/■ N
Территориальные общественные объединения (ассоциации, союзы) предпринимателей
Ч_______________________У
Помощь в выборе
Информационно- организационной
Микрозаймы, Аренда помещения, консультационные правовой формы,
поручительства бухгалтерские услуги, финансовая помощь
по кредитам, и юридические поддержка, помощь при проведении
оборудование услуги в выходе проверок
в лизинг на внешний рынок контролирующими органами
Рис. 1. Система государственной и муниципальной поддержки предпринимательства
в Самарской области [1]
С другой стороны, некоторыми гражданами, в основном из числа технической интеллигенции, высказываются претензии, что они не могут найти поддержки предлагаемых ими проектов государством и муниципалитетами.
Возникшее противоречие требует понимания и разрешения.
2. Для понимания описанного явления рассмотрим его в нескольких аспектах.
Первый вопрос — что такое предпринимательство и какого рода поддержки оно требует.
Обычно используемая ссылка на определение предпринимательской деятельности в ст. 2 Гражданского кодекса РФ1, по меньшей мере, некорректна. Гражданский кодекс — не учебник предпринимательства. Он регулирует гражданские правоотношения, и предпринимательская деятельность отражена в нем лишь постольку, поскольку субъекты, занимающиеся такой деятельностью, вступают в иные правоотношения, чем те, кто ей не занимается. Кодекс выделяет именно те аспекты предпринимательства, которые связаны с формированием специфических гражданских правоотношений, причем лишь тех правоотношений, которые регулируются государством2. Ни маркетинговые, ни психологические, никакие иные аспекты предпринимательства Кодексом не регулируются и в нем не упоминаются.
В экономической теории, как и в бесчисленных публикациях для начинающих предпринимателей, под предпринимателем понимается субъект, владеющий на праве собственности средствами производства (а следовательно, выполняющий и роль инвестора, так как именно инвестор становится собственником), организующий биз-
нес, управляющий им в условиях рыночного окружения, осуществляющий руководство персоналом, зачастую и выполняющий некоторые функции персонала. Такое видение предпринимателя соответствует опыту столетий — впрочем, только опыту так называемого малого предпринимательства. Потому что в среднем и тем более крупном бизнесе позиции инвестора (собственника), организатора, управленца и руководителя «разведены» между разными людьми. Позиция предпринимателя при этом часто вообще не определена.
Покажем, что наступивший XXI век требует разделения этих позиций для любого бизнеса.
Мы живем в эпоху насыщенного рынка, и, хотя степень его реального насыщения на различных рынках и в населенных пунктах сильно разнится, насыщенность является свойством, принципиально присущим рынкам XXI века. Это означает, что каждый покупатель уверен, что любой потребный ему товар на рынке обязательно есть, знает, у каких производителей (продавцов) можно приобрести этот товар на лучших условиях, выбрал себе продавца и, как правило, не ищет других продавцов.
Если некто — предприниматель — возымел желание ввести в этот рынок новый бизнес, то это лишь его желание. В насыщенном рынке его никто не ждет. Система производства — потребления сложилась. Предприниматель должен придумать новую структуру этой системы, «переключив» сложившиеся в ней связи на себя (рис. 2). Как это сделать, как вытеснить уже действующих на рынке конкурентов и занять их место, изменив тем самым структуру системы, — в этом и заключается сегодня предпринимательская идея.
Д
е
й
с
т
ву
ю
щ
и
е
Рис. 2. «Переключение» коммерческих связей при входе на рынок новой компании
Предприниматель выступает в роли системного проектировщика, вырабатывающего идею переключения связей в системе производства — потребления и предлагающего проект реализации этой идеи. Предпринимательская идея может быть связана с идеей нового товара, новой технологии производства товара, но она не тождественна ей. Новый товар или товар, произведенный по новой технологии, сам по себе не создает нового рынка, для этого необходимы идея и проект реструктуризации именно коммерческих связей3.
Поэтому субъект, выступающий с идеей нового товара, новой услуги, новой технологии их производства — не предприниматель. Назовем его условно изобретателем. Предприниматель — это следующее звено в цепи создания нового бизнеса, или единственное, если новый бизнес основан на известных товарах и технологиях. Его идея и проект отвечают на вопрос: как продать товар (услугу) нового бизнеса в конкурентной среде, где подобные товары (услуги) уже есть и продаются или (в случае инновационного бизнеса) отсутствуют, но никто их не ждет?
Таким образом, объект предпринимателя — общественная система производства — потребления. Предприниматель задает в этой системе новые процессы потребления или новую структуру процессов потребления, в соответствии с этим задает место и функцию нового процесса производства (товаров, услуг, работ) и обозначает его связи с другими элементами системы. Предпринимательская деятельность есть деятельность системного проектирования в планах процессов, структуры функций и структуры связей. Продукт деятельности предпринимателя есть системный проект.
Если изобретатель приходит в организацию поддержки инновационного предпринимательства, созданную государством или муниципалитетом, его обычно воспринимают как предпринимателя и помогают как предпринимателю. Но это бесполезно. Человек, способный изобрести нечто новое в материальном мире или мире услуг, не способен изобрести новую систему производства — потребления. Будучи «влюбленным» в свое «детище», он предполагает, что покупатель с таким же восторгом встретит его изобретение, с каким изобретатель нашел желанное решение. Но покупатель занят другими проблемами. Он может из вежливости повосхищаться новым товаром, но это не значит, что он его купит.
Таким образом, различение ролей изобретателя и предпринимателя принципиально важно. Обучать изобретателя маркетингу, технологическому менеджменту, трансферу технологий и прочим технологиям инновационного бизнеса так же бесполезно, как обучать специалиста по маркетингу расчетам прочности ракет4. К изобретателю нужно
просто «приставить» предпринимателя, способного выдвинуть идею и сформировать проект реструктуризации системы производства — потребления. Это совсем не то же самое, что разработать бизнес-план. Штатных предпринимателей в системах поддержки предпринимательства просто нет.
Изобретатели, слава Богу, еще не перевелись в нашем обществе. А проектировщики систем производства — потребления еще не «завелись».
Бизнес 90-х не требовал предпринимательской функции в современном понимании. Ненасыщенные рынки не требовали особых идей продажи товаров. Бизнес был ориентирован на неудовлетворенный спрос или на административный ресурс в конкуренции. Это не только российская картина. По данным, полученным автором из США в 1994 г., лишь 20 % старт-апов малого бизнеса в Америке были предпринимательскими по своей природе [2, р. 64]. В России процент предпринимательского бизнеса в 90-е гг. был близок к нулю. Автор не располагает соответствующими статистическими данными (да и есть ли они?), но считает, что и сейчас предпринимательский бизнес в России практически отсутствует.
Непредпринимательский бизнес (словосочетание очень непривычное!) построен на бизнес-идеях, заимствованных в деловом окружении. И в России, и на Западе имеет хождение точка зрения, что если кто-то построил удачный бизнес, то его копия тоже будет удачной. Цена такой точки зрения — множество банкротств. Покупатель не понимает, зачем ему нужна копия, пока существует оригинал.
В России принято обучать начинающих предпринимателей на примере удачливых бизнесменов, создавших свои бизнес-империи или хотя бы «графства» в XX веке. Но сегодня в принципе другие условия. Билл Гейтс или Стив Джобс, предложившие новые технические идеи и на их основе выстроившие свои корпорации, начинали свой бизнес отнюдь не в насыщенном рынке. Средства вычислительной техники и программные продукты, существовавшие до них, уже не удовлетворяли потребителей, а предложенные ими продукты слишком сильно отличались от имевшихся на рынке, чтобы быть не замеченными покупателями, тем не менее коммерческое продвижение их товаров потребовало существенных усилий. Но и в их время такие гениальные одиночки были одиночками. «Массовое тиражирование» Гейтса или Джобса так же невозможно, как тиражирование Моцарта.
Но различение изобретателя и предпринимателя — не единственное, которое необходимо в насыщенном рынке.
Предприниматель — это прежде всего генератор идей. Известно, что генераторы идей плохо «приспособлены» к их разработке и тем более ре-
ализации. Для реализации бизнес-идеи, бизнес-проекта нужен организатор.
Задача организатора — создать потенциал будущего бизнеса — те возможности, которыми этот бизнес будет обладать для получения прибыли. Это необходимая недвижимость, оборудование, инфраструктура, кадры, система управления. Все это должно быть приобретено, установлено, смонтировано, персонал обучен и т. п. Кроме того, организатору предстоит найти ресурсы — те возможности, которые будут привлекаться бизнесом извне в процессе функционирования (сырье, кредиты, энергоносители, услуги компаний-аутсорсе-ров и пр.), и обеспечить стабильную доступность этих ресурсов.
Автору неизвестно, где начинающих бизнесменов (не будем использовать термин «предприниматель» — как мы убедились, у него другое значение) обучают организации бизнеса. Написание бизнес-плана — это не организация, это лишь описание организации и расчет технико-экономических показателей бизнеса. Этот этап необходим, но между написанием организационного раздела бизнес-плана и практической реализацией этапа организации разница такая же, как между рисованием самолета и управлением реальным самолетом.
Когда организатор сделал свое дело: потенциал создан, ресурсы подобраны и доступны, — бизнес нужно запускать. Для этого нужен управленец — человек, способный получать и обрабатывать
информацию о текущих внутренних и внешних процессах, анализировать ситуации, ставить цели, определять задачи и средства их выполнения, принимать решения, строить стратегии, планы исполнения решений и т. п. Наконец, нужен руководитель, способный проявить власть — реализовать свою волю в действиях других людей (персонала) на основе принуждения, убеждения, авторитета и стимулирования (рис. 3).
Организатор, управленец и руководитель — разные позиции, требующие от лиц, занимающих эти позиции, совершенно различных компетенций. Курсы лидерства, полезные руководителю, не научат методам финансового анализа, необходимым управленцу, а эти методы не помогут организатору найти наиболее выгодный источник сырья, договориться с его владельцем о будущих поставках и решить вопросы монтажа промышленной канализации.
Итак, представляется, что созданные и создаваемые системы поддержки предпринимательства не выполняют многих функций, необходимых в таких системах.
Этим объясняются жалобы изобретателей, обращающихся в структуры поддержки, но не получающих той помощи, которая была бы достаточна для запуска бизнесов на основе их изобретений в условиях XXI века. По существу, им нужно в качестве услуги предоставить всех: предпринимателей, организаторов, управленцев, руководителей, поскольку ни одну из этих функций выполнить они сами не могут.
Проект системы производства -потребления
Л
Потенциал
Инвестор
Предприятие
Задачи
Пр едпринимател ь
Организатор
Управленец
Руководитель
Поставщик
производства
Потребитель
Рис. 3. Функционально-позиционная структура бизнес-деятельности
3. Может показаться странным, что мы пока не затронули позицию инвестора. Как правило, при запуске нового бизнеса старт-аперами более всего муссируется вопрос: где взять деньги? Для государства и муниципалитетов наиболее часто обсуждаемым вопросом является «сколько и кому выделить денег?», за ним следует вопрос «как потратить эти деньги по назначению, если начинающие “ предприниматели” не бегут толпами в созданные структуры поддержки?»
Мы покажем, что этот вопрос занимает при создании нового бизнеса иное место, чем обычно предполагают.
Деньги требуются начинающему бизнесмену для инвестиций — в основном для приобретения в собственность средств производства — и в качестве оборотных средств.
Как ни странно, но для собственного бизнеса собственность на средства производства не нужна. Вопреки заученному стереотипу, бизнес возможен без частной собственности на эти средства. До тех пор, пока сам бизнес (или, точнее, права собственности на бизнес) не становится объектом продажи5. Но этот этап отстоит от старт-апа очень далеко.
Для работы в условиях рынка, т. е. в условиях свободы контракта между производителем (продавцом) и покупателем, необходимо право собственности продавца на продаваемый товар. Мы не рассматриваем сейчас бизнес по выполнению обязанностей поверенного, комиссионера, агента, продающих именно чужую собственность, но только по воле собственника. Что касается производителя товара, то, согласно гражданскому законодательству (и не только российскому), право собственности на продукт, полученный производителем в результате использования какого-либо имущества, возникает у него, если он использует это имущество на законном основании [3, ст. 136]. В цитированной статье закона говорится о законном использовании, но не о собственности на используемое имущество. В частности, право собственности на продукт принадлежит производителю, использующему средства производства на основании договора аренды [3, ст. 606] или финансовой аренды (лизинга), концессии [4, ст. 3, п. 7], доверительного управления имуществом, а также если имущество передано ему собственником в порядке реализации иных вещных прав.
Думается, что эти формы финансирования старт-апов достаточно хорошо представлены в структурах поддержки, однако использованию их мешает одно обстоятельство.
Мы выделяем три вида капитала: финансовый, социальный и интеллектуальный. Социальный капитал: деловые связи, отношения с общественностью, властями — легко конвертируется в финансовый. Если в структуру поддержки — фонд, в
обычный банк или лизинговую компанию — приходит бизнесмен, намерения и возможности которого известны, одобрены общественностью, бизнесом, властью, получить финансовую помощь ему значительно проще, чем при отсутствии такого одобрения. Однако начинающие бизнесмены редко обращают внимание на необходимость такого одобрения. Более того, они, как правило, не задумываются о миссии — конечном социальном результате организуемого бизнеса. Они приходят в лучшем случае просителями, а в худшем — требуют деньги, не задаваясь вопросом, зачем рынку, обществу и государству нужен еще один такой бизнес. Подобные вопросы не задаются только службой занятости при финансировании самозанятости безработных, и это вполне справедливо. В остальных случаях вопрос о целесообразности финансовой поддержки бизнеса вполне резонен. Представляется, что он должен решаться не только закрытыми экспертизами и конкурсами. Начинающему бизнесмену нужно предоставить возможность накопления, прежде всего, социального капитала — например, отвести место в деловой прессе региона, города для публикации пресс-релизов о поступивших предложениях по организации нового бизнеса, описаний предлагаемых бизнесов, собирать отзывы на такие публикации. Социальный капитал — важнейший инструмент формирования конкурентных преимуществ будущего бизнеса. Нужно максимально стремиться к тому, чтобы за финансовой поддержкой обращались в основном бизнесмены, накопившие такой капитал — по существу, прошедшие общественную экспертизу проектов (что не исключает дальнейшей профессиональной экспертизы, но общественная экспертиза должна концентрироваться на вопросах полезности создаваемого бизнеса, а профессиональная — на вопросах его реализуемости — рисках реализации). Число создаваемых рабочих мест и планируемый объем налоговых платежей не должны исчерпывать критерии социальной полезности.
Следует ли из этого, что проекты, получившие негативную оценку при публичном обсуждении, не нужно поддерживать? Нет, не следует. Конечно, есть риск, что товар такого проекта не будет востребован рынком. Но, возможно, покупатель не сразу понимает преимущества нового предложения. А возможно, что негативная реакция — это реакция конкурентов, почувствовавших опасность нового бизнеса. В любом случае следует понимать, что начинающая фирма не сможет самостоятельно вывести на рынок такой проект. Необходимо поискать иные возможности, например, попытаться найти сильную компанию, которая согласится сделать новую компанию своим франчайзи, приобретя право на использование интеллектуальной собственности нового агента
рынка и взяв на себя обязательство вывода на рынок нового товара под своей торговой маркой.
Разумеется, при создании социального капитала начинающего бизнеса нельзя не учитывать опасность разглашения предложения, оно не должно быть перехвачено более сильной действующей компанией. Однако реальная опасность такого разглашения часто преувеличивается. Фактически она существует только в том случае, если на рынке присутствует агрессивно-инновационная компания, способная к перехвату всего нового в своей области. Но в таком случае стоит обдумать вопрос: конкурировать ли начинающему бизнесу с такой компанией или изначально поискать с ней контакт, вплоть до организации нового бизнеса как аутсорсера действующего?
В целом этот этап можно назвать работой со стейкхолдерами: поиском позитивных стейкхолдеров и нейтрализацией негативных или превращением их в позитивных. В условиях насыщенного рынка такая работа чрезвычайно важна6, но ей, как представляется, уделяется пока недостаточно внимания.
Что касается интеллектуального капитала — нет необходимости доказывать, что обладающие им легко конвертируют его и в социальный, и в финансовый. К сожалению, при его отсутствии или недостаточности компенсировать это невозможно.
4. Наконец, мы подходим к основному вопросу настоящей статьи — о проектной активности,
о том, что проектов нового бизнеса рождается недостаточно.
Желание создать свой бизнес возникает в основном из желания получить самостоятельность в «добывании» средств для жизни: не зависеть от работодателя, спонсора, родителя и т. п. Такие желания не порождают нового качества создаваемого бизнеса — не порождают предпринимательского бизнеса. Соответственно, такой бизнес в условиях насыщенного рынка, как правило, изначально неконкурентоспособен.
Проекты нового рождаются тогда, когда они разрешают какие-либо проблемы, волнующие авторов. Это могут быть проблемы окружающего социума, принимаемые авторами в качестве своих проблем (создание бизнеса ради ожидаемого социального эффекта и, соответственно, повышения самооценки: «Другие не смогли — я смог это сделать!») , или проблемы самореализации в какой-либо сфере деятельности. Повышение самооценки является одним из сильнейших стимулов в любой деятельности, самореализация — тоже. Сильным стимулом могло бы быть повышение социального статуса путем создания нового дела, нового результата, однако сегодняшняя ценностная система общества не включает инновации в число источников социального престижа их авторов.
Стабилизация российского общества в последние годы после бурных изменений 80—90-х, кроме положительного, дала и отрицательный эффект. Стремление к стабильности противоречит стремлению к инновациям. Активные люди ищут ныне не способов преобразования мира, а способов достижения успешности в существующем мире и направляют свою творческую энергию не на изменения, а на поиск эффективных способов адаптации к существующему, возвышения в су-ществующем7.
На недавней моей лекции-дискуссии в Самарском государственном университете студент Артур Лебедев высказал мысль, что основная движущая сила, заставляющая человека творить, — ценность собственной уникальности. Развивая эту мысль, я отметил, что одной из основных преград предпринимательству как виду творчества становится эгалитарность — нежелание «вырываться из ряда себе подобных». В современном обществе обнаруживается новый вид эгалитарности: быть успешнее других, но вследствие не качественных, а количественных отличий: иметь больше, знать больше. Да, именно так: «знать больше» сейчас достаточно престижно и практично и порождает спрос на знание, на информацию, но видеть мир иначе, чем другие, в голову почти никому не приходит. А творчество, в том числе и предпринимательское, требует иного видения. Еще в конце 80-х мы активно обсуждали на методологических семинарах тезис: культура консервирует существующее, новое возникает на пересечении разных линий культурного развития, оно кросс-культурно.
Монокультура американского бизнеса, транслируемая в России в обучении начинающих бизнесменов, не способствует предпринимательскому творчеству. Для рождения новых идей человека нужно погружать одновременно в разные культуры.
Как это делать — на этот вопрос у меня пока нет точного ответа. Постановка этого вопроса — приглашение к дискуссии.
Очень важным фактором создания инновационного, предпринимательского бизнеса является информированность людей, способных к творчеству, об актуальных проблемах, ждущих решения. Такая информация обычно имеется не «на улице», а в крупных компаниях, работающих в соответствующих сферах деятельности. Именно в них, как правило, наиболее вероятно и появление новых идей по решению этих проблем, так как там работают наиболее квалифицированные специалисты. Однако крупные компании инерционны, и разработка новых идей им часто «не с руки». В таком случае ими должна быть создана самостоятельная инновационная компания путем выделения из большой компании в качестве дочер-
ней или в качестве аутсорсера со смешанной собственностью (доля ее может быть передана автору идеи, различным венчурным инвесторам и другим лицам). На Западе это один из наиболее продуктивных путей создания инновационных компаний в сфере малого бизнеса [6].
5. Итак, подведем итоги. Ускорение роста бизнеса в условиях насыщенного рынка возможно только как ускорение роста предпринимательского бизнеса. Для этого его потенциальные творцы должны хорошо знать существующие в обществе проблемы и искать в разрешении этих проблем источник повышения самооценки, самореализации, а желательно и повышения социального статуса (престижа).
Для этого необходимы:
— широкое информирование общества о проблемах, ждущих своего решения предпринимательским путем, может быть, издание специального периодического бюллетеня о трудностях, испытываемых в разных областях вследствие отсутствия или неудовлетворительного качества нужных товаров или услуг;
— меры по повышению социального статуса инноваторов, в первую очередь путем организации специальных кампаний в СМИ;
— соответствующее воспитание будущих предпринимателей с достаточно раннего возраста, поднимающее ценность самореализации в творчестве, в изменении мира выше ценности социального престижа в существующем обществе.
Необходима перестройка систем поддержки предпринимательства с учетом описанных выше различий позиций изобретателя, предпринимателя, организатора, управленца и руководителя.
Нужно включение в сферу деятельности систем поддержки предпринимательства постоянной работы со стейкхолдерами стартующих бизнесов, организация общественной экспертизы проектов
и, возможно, и иные меры по созданию социального капитала их авторов как важнейшего фактора конкурентоспособности создаваемых компаний.
Требуется стимулирование крупных компаний к инновационной активности с выделением малых инновационных предприятий на аутсорсинг, в качестве дочерних или с присоединением малых инновационных компаний, создаваемых предпринимателями, на основе долевого участия, а также предоставлением франшиз таким компаниям с выкупом исключительного права на использование интеллектуальной собственности. Как это сделать — вопрос для отдельного исследования.
Очевидно, что новая компания не сможет конкурировать с Л’Ореаль, подготавливающей к испытаниям тысячи новых рецептов косметики ежегодно, с РИТЭК по разработке новых технологий добычи нефти и другими гигантами инновационной индустрии. Не следует ждать прихода новых
Гейтсов и Джобсов. Не следует ждать предложений по совершенствованию уже созданного, чтобы сделать его еще лучше, если это созданное устойчиво воспринято рынком. Крупные и трудные задачи, требующие массированных инвестиций, больших коллективов, дорогостоящего брендинга, по силу крупным компаниям. Малый бизнес решает малые задачи. Массовое решение таких задач социально не менее полезно, чем решение глобальных проблем современности.
Примечания
1 «... предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [3].
2 Например, деятельность, по всем существенным признакам относящаяся к предпринимательской, не признается таковой Гражданским кодексом, если осуществляющие ее лица не зарегистрированы в установленном законом порядке.
3 Существует очень небольшое число рынков, на которых новизна продукции сама по себе является привлекательной, например рынок модной одежды. Но и на таких рынках привлекательность новых товаров поддерживается весьма затратными рекламными и РЯ-мероприятиями по созданию и поддержанию брендов. Таким образом, и на этих рынках «стартующий» инновационный бизнес не вызовет интереса покупателя только вследствие новизны товара.
4 Будучи инженером по образованию, имея авторские свидетельства на изобретения и удостоверения на рационализаторские предложения, прозаведовав много лет кафедрой технического профиля (метрология и автоматизация производства) и впервые прослушав курс маркетинга в возрасте 47 лет, я, конечно, не могу всерьез утверждать, что обучить инженера маркетингу невозможно. Конечно, возможно. Но — каждый должен заниматься своим делом. Обученный маркетингу инженер — в маркетинге дилетант, и лучше ему серьезных дел не доверять, а если он очень способный и мотивированный и станет в маркетинге профессионалом, то перестанет быть инженером. Его изобретение останется единственным в его жизни. Не ясно, что приобретет в таком случае предпринимательство, но инженерия может много потерять.
5 Часто говорят, что собственность на средства производства нужна в первую очередь для получения кредитов под залог этих средств. Однако реально вновь создаваемое предприятие не сможет получить кредит в течение по меньшей мере года независимо от наличия залога.
6 Стандарт США по управлению проектами Руководство РМВОК®, принятый де-факто в качестве международного стандарта, предусматривает разработку стратегии управления стейкхолдерами в качестве одной из процедур инициации проекта и затем, в процессе реализации проекта, постоянное осуществление управления интересами стейкхолдеров.
7 «Поколение девяностых — это поколение ценностное. Поколение нулевых — это поколение успеха. Нет ценностей, главная ценность — успех, любой ценой. Поколение девяностых думало не об успехе, думало о том, что оно может изменить, перевернуть мир. Поколение нулевых ничто не хочет переворачивать, нужна стабильность, отлаженная машинка при достижении личного успеха — все остальное неинтересно» [5].
Библиографический список
1. Официальный сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. иЯЬ: http://economy.samregion.ru/site2/inf/.
2. Lawrence C. Minks. Matching OD processes with phases of new venture development // What is new in Organization Development. Chesterland, Ohio: Organization Development Institute, 1994.
3. Гражданский кодекс РФ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлю с».
4. Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Интервью с И. Хакамада // Я покупаю. 2011. Март. С. 152.
6. Калин С. Инновационная экономика: Вспомним советские НИИ. URL: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/article/145502/.
V.M. Tslaf*
THE PROBLEMS OF GROWTH OF PROJECT ACTIVITY
In the article the problem of low project activity of Russian population is viewed, the concept of entrepreneurship as a special kind of systematic design is introduced, the functional and positional structure of business activity is presented, the questions of coarrangement of engineering and technological and entrepreneurial creative work are discussed, the questions of ensuring of performability of business projects are also discussed, the ways of rearrangement of state system of support of entrepreneurship are suggested.
Key words: entrepreneurship, systematic design, business project, project activity, intellectual capital, social capital, innovations, support of entrepreneurship.
* Tslaf Viktor Mihailovich ([email protected]; http://csss.pro), Director of the Centre of System and Strategic Solutions «Samara Business School», Samara, 443100, Russian Federation.