ИССЛЕДОВАНИЕ
Боброва О.С.1, Ковалева А.С.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Как делать? Российские предприниматели о бизнесе (по результатам опроса 2014 года): ресурсы, трудности
и советы начинающим
АННОТАЦИЯ:
В настоящей статье мы заканчиваем публикацию результатов опроса российских предпринимателей малого и среднего бизнеса, проведённого в 2014 году. Первая часть исследования, где была описана его методика, дан литературный обзор и представлены ответы респондентов на первые четыре вопроса анкеты, опубликована в №15 (том 16) журнала «Российское предпринимательство» за август 2015 г. Вторая часть в следующем номере журнала включала анализ ответов на вопросы о счастье в бизнесе, КСО малого и среднего предпринимательства, деловой этике и инновациях. Здесь мы представляем анализ ответов представителей малого и среднего бизнеса на вопрос о взаимоотношениях бизнеса и государства в России. Кроме того, в ходе опроса собран ценный материал для разработки ресурсо-ориентированного подхода к бизнесу. Исследование позволило прояснить основные трудности ведения бизнеса в России. Также была опровергнута гипотеза о том, что наиболее распространённым советом начинающим предпринимателям от их более опытных коллег будет - не открывать свой бизнес в России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бизнес и государство, российское предпринимательство, ресурсо-ориентированный подход к бизнесу, стартапы
JEL: H32, L26, M13 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Боброва, О.С., Ковалева, А.С. (2015). Как делать? Российские предприниматели о бизнесе (по результатам опроса 2014 года): ресурсы, трудности и советы начинающим. Российское предпринимательство, 16(17), 2727-2748. doi: 10.18334/rp.16.17.1839
Боброва Ольга Сергеевна, канд. экон.наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями, Санкт-Петербургский государственный экономический университет ([email protected])
Ковалева Анна Сергеевна, канд. социол. наук, доцент, кафедра международного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 26.06.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 18.09.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.17.1839 (с) Боброва О.С., Ковалева А.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2728
Введение
В нашем исследовании мы не ставим традиционные вопросы «что делать» и «кто виноват», а представляем читателям анализ ответов предпринимателей на вопросы о бизнесе под общим заголовком - «Как делать бизнес в России?» Наши респонденты сделали свой выбор (ответили для себя на вопрос, что делать) - они строят бизнес в России; они не ищут виновных в трудностях, с которыми сталкиваются (не спрашивают, кто виноват). А более созидательный вопрос - как делать -всё-таки стоит и решается в России непрерывно. Российские предприниматели знают ответ и делятся своим опытом с начинающими бизнесменами.
С марта по ноябрь 2014 года российским предпринимателям были заданы 15 вопросов. В этой заключительной части статьи мы представляем анализ ответов респондентов на последние пять вопросов анкеты, делаем общие выводы по результатам обработки данных опроса и намечаем дальнейшие, перспективные, по нашему мнению, направления экономических исследований.
Основные результаты исследования (окончание)
Государство для бизнеса в России является значимым стейкхолдером. По классификации, предложенной в свое время Бобровой О.С. (Боброва, 2007), его можно отнести к уведомляемым заинтересованным субъектам. Отношение предпринимателей к государству в нашей стране отличается разнообразием и меняется со временем. Определённо можно сказать, что бизнесмены неравнодушны к государству, хотя многие из них совершенно устранены от сферы политики. В ответ на наш вопрос о взаимодействии с государством («Опишите, пожалуйста, вкратце Ваши взаимодействия с государством (кроме уплаты налогов») респонденты высказались неоднозначно ( табл.1).
Наибольшее количество предпринимателей говорят об отсутствии взаимодействия с государством (15%), имея ввиду расширенный диалог, помимо необходимой коммуникации для ведения бизнеса, например, для регистрации: «На этапе подготовки салона к запуску взаимодействий с государством, кроме регистрации недвижимости и фирмы, не осуществлялось» (Паславичус Л.)
2729
Таблица 1
Распределение ответов респондентов о взаимодействии с государством
№ п/п Группа ответов респондентов Число ответов в % к итогу
1 Не взаимодействуем. 15
2 Участие в государственных тендерах. 13
3 Сотрудничество необходимо по роду деятельности. 12
4 Негативная оценка роли государства в развитии отечественного бизнеса. 12
5 Государственная финансовая поддержка. 8
6 Положительная оценка роли государства. 8
7 Членство в правительственных организациях. 8
8 Выполнение заказов для государственных предприятий. 4
9 Государственно-частное партнерство. 4
10 Кредиты. 4
11 Проверки соответствующих государственных служб. 4
12 Участие в мероприятиях, организованных государственными структурами (например, семинары налоговой службы об изменениях в законодательстве). 2
13 Обращение в Арбитражный суд (при невозможности договориться с контрагентами) 2
14 Нет ответа. 2
15 Сотрудничество с различными государственными учреждениями (например, университетами) 2
Многие бизнесмены участвуют в государственных тендерах на предоставление своих услуг или продукции (13%). Однако, наряду с этим, некоторые бизнесмены достаточно негативно отзываются о роли государства в малом и среднем бизнесе (12%): «Государство не хочет, чтоб существовали такие понятия, как индивидуальный предприниматель. Потому что очень сильно облагают налогами. Почти вся основная масса маленьких предпринимателей закрыли свой бизнес» (Н.Жукова). Тем не менее, 8% принявших в опросе бизнесменов имеют опыт получения финансовой поддержки от государства в виде субсидий, грантов и т.д. И такое же количество ответов включает положительную оценку деятельности государства в регулировании малого и среднего бизнеса: «Чем меньше вмешательство государства в этот вид бизнеса [торговля — авторы], тем лучше. В настоящее время присутствует умеренное вмешательство государства, выраженное в законодательных документах, нормативных актах и т.д.».
Подводя итог оценке взаимодействию предпринимателей с государством, можно сказать, что представители малого и среднего бизнеса стремятся минимизировать контакты с государственными структурами на фоне негативной оценки влияния государства на
2730
развитие их бизнеса. Но при этом активно участвуют (или готовы к такому участию) в различных видах взаимовыгодной деятельности (государственные тендеры, совместные мероприятия) для развития бизнеса.
Конечно, на сегодняшний день в России существует ряд трудностей для осуществления предпринимательской деятельности. Бизнес - это далеко не лёгкий путь в жизни, и начинающие предприниматели должны это хорошо осознавать и готовиться преодолевать препятствия. Вот перечень трудностей в бизнесе, которые были названы нашими респондентами:
— Дорогие кредиты;
— Низкая культура потребления. Например, «Заказчик не умеет чётко сформулировать техническое задание»;
— Низкая культура поведения на рынке, ведения конкурентной борьбы, низкая квалификация лиц, принимающих решения, во многих экономических сферах;
— Нестабильность;
— Отсутствие равных условий для всех участников экономического процесса;
— Невысокий престиж профессии предпринимателя в России;
— Информационно-коммуникационные трудности.
Некоторые респонденты отвечали на вопрос о трудностях в форме «Чего не хватает предпринимателю сегодня?». В части личных качеств, по мнению опытных бизнесменов, многим начинающим не хватает воли, решительности. На уровне институциональных условий ведения бизнеса не хватает «внятной государственной политики», государственной идеологии, поддержки бизнеса со стороны государства, политической стабильности, независимости от чиновников, которые могут препятствовать бизнесу. «Социальному предпринимателю не хватает активности населения», — отметила наша респондентка, что говорит о том, что уровень развития бизнеса в настоящее время опережает уровень развития гражданского общества в России.
Если 12% опрошенных предпринимателей негативно оценивают роль государства в их деятельности, то уже 35% рассматривают государство как основной барьер для развития бизнеса, что говорит о недостаточности развития институтов для стимулирования бизнес-деятельности. Представители бизнеса указывают на высокие налоги, кредиты и штрафы.
2731
Также с осторожным оптимизмом респонденты оценивают ближайшую среду окружения организации и стейкхолдеров непрямого влияния: подчёркивают отсутствие профессионализма в бизнес-среде и достаточной культуры среди потребителей (17%), но здесь отмечается положительная динамика.
В последние годы макроэкономическая нестабильность сильно повлияла на экономическую деятельность всех компаний, однако малому бизнесу сложнее всего выжить в связи с дефицитом оборотных средств и труднодоступностью кредитов.
Немало трудностей доставляет персонал (9,5%). К своим личностным качествам предприниматели тоже относятся достаточно критично (6%).
Таким образом, для поддержания дальнейшего развития предпринимательства в России необходима инфраструктура, которая позволит эффективно развивать бизнес: «Трудности все преодолимы, главное — конкурентоспособная идея для бизнеса» (О.С. Фессель).
Таблица 2
Распределение ответов респондентов об основных трудностях в бизнесе
№ п/п Группа ответов респондентов Число ответов в % к итогу
1 Взаимодействие с государством Слишком большой контроль со стороны государства - «Не хватает свободы». Отсутствие понятной государственной политики. Отсутствие поддержки со стороны государства. Отсутствие государственной информационной и финансовой поддержки. Обязательные выплаты. Необоснованные претензии со стороны проверяющих структур. Недостаточно развито законодательство. Государственная идеология. Высокие штрафы. Высокие налоги. Дорогие кредиты. Бюрократизм. 35
2 Взаимодействие с контрагентами (стейкхолдерами) С расширением партнерских отношений, увеличивается неопределенность. Отсутствие стремления повышать качество. Отсутствие специализированных платформ в Интернете для обмена опытом предпринимателей разного возраста. Отсутствие «дружеского» партнера по бизнесу. Отсутствие налаженной коммуникации. Низкая культура 17
2732
потребления. Низкая бизнес-культура. Неграмотность заказчика. Квалификация ЛПР (на всех уровнях) - лица, принимающего решение. Для социального предпринимательства: недостаточность активности населения. В целом - общий непрофессионализм.
3 Макроэкономическая ситуация Трудности меняются в зависимости от времени. Стагнация экономики -макроэкономическая ситуация. Поглощение крупными транснациональными компаниями малых компаний в сфере аудита и консалтинга и, как следствие, потеря престижа. Отсутствие политической стабильности. Отсутствие внутренней стабильности. Низкая платежеспособность. Макроэкономическая ситуация («низкий платёжеспособный спрос»). ВУЗы не видят свой интерес в работе с малым и средним бизнесом. 16
4 Персонал «Уходят, где больше платят, или не хотят работать». Отсутствие понимания персоналом собственных задач. Отсутствие квалифицированных кадров. Низкая мотивация работников (особенно молодежи). 9,5
5 Дефицит финансов Отсутствие доступных кредитов. Отсутствие достаточного количества оборотных средств. 9,5
6 Личные характеристики предпринимателя Недостаток личностной и профессиональной зрелости предпринимателя. Отсутствие времени. Но при этом: «Но я понимаю, что единственный путь роста - это и есть выход за границы комфорта, расширение этих границ, осваивание нового». Отсутствие воли и слабый характер. 6
7 Доступ к инфраструктуре Высокие цены на подключение к коммунальным услугам. Высокие арендные ставки. 5
8 Нет ответа 2
Респонденты указали на материальные и нематериальные ресурсы в ответ на вопрос: «Если понимать ресурсы бизнеса максимально широко - как инструменты в конкурентной борьбе (например, включить в них активы, технологии, инвестиции, ценную информацию, компетенции и умения сотрудников, патенты, лицензии, методы управления или что-то подобное), то, что Вы видите в качестве главного слагаемого успеха и ресурса для развития Вашего бизнеса?» в
качестве необходимых и достаточных условий для успешной бизнес-деятельности (таблица 3). Такое широкое определение ресурсов мы позаимствовали в ресурсо-ориентированном подходе к управлению предприятием 1 . Указанные результаты подтверждают положения о ведущей роли нематериальных активов в современном бизнесе (Платонов, Рогова, Воробьев, и др., 2008), а также об особом значении личностных характеристик и репутации в обеспечении стабильного конкурентного преимущества (Карлик, Платонов, 2013).
Основными ресурсами для собственного бизнеса предприниматели считают профессионализм (33%) и личностные характеристики бизнесмена (21%). Однако успешность бизнес-деятельности зависит от управленческих навыков руководителя: «Бизнес это дело. Результатом дела является продукт. Использование комплекса: знания-люди-технологии позволяет получать качественный продукт» (И.Н. Дариенко). Важными ресурсами респонденты считают наличие финансов и информации.
В целом, респонденты подчеркивают значимость личностных характеристик, управленческих навыков, профессионализма для успешной бизнес-деятельности.
Соответственно, важным напутствием для желающих заняться бизнесом в России является развитие личностных и профессиональных компетенций.
Что касается советов начинающим предпринимателям от опытных бизнесменов, то самым распространённым ответом на этот наш вопрос был: «Не бойтесь! Дерзайте, действуйте, достигайте своих целей в бизнесе». Семь предпринимателей подчеркнули необходимость «всё просчитать», прежде чем начинать свой бизнес, хорошо продумать свою экономическую модель, пройти подготовку, тщательно и ответственно спланировать бизнес. Респонденты также подчёркивали необходимость быть гибким, развиваться, реагировать на запросы внешней среды, учиться всю жизнь. Например, Худяев С.Н. уточняет: «учитесь. Всегда, везде и при любой возможности - учитесь. Не важно, сколько Вам лет, не важно, какой у Вас статус, способность к обучаемости, развитие в себе лидерских качеств, соблюдение моральных устоев - важные слагаемые, позволяющие достичь успеха в предпринимательстве». В качестве первого шага рекомендуют - «Попробуйте что-нибудь продать!».
1 Карлик, А.Е., Платонов, В.В. (2013). Современные направления исследования экономики предприятия и управления инновациями. СПб: Издательство СПбГЭУ.
2734
Таблица 3
Распределение ответов респондентов о ресурсах бизнеса
№ п/п Группа ответов респондентов Число ответов в % к итогу
1 Профессионализм Профессионализм. 33
2 Личностные характеристики предпринимателя Умение мотивировать сотрудников. Трудолюбие. Сам предприниматель. Репутация. Ответственное поведение руководителя. Опыт. Мотивация. Личностные характеристики предпринимателя (включая лидерство). 21
3 Эффективность бизнес-процессов Эффективный маркетинг. Технологии. Постоянное вкладывание в модернизацию производства, сотрудников и продукцию. Максимизация доходов при минимизации издержек. Качественный продукт. 13
4 Наличие ресурсов Наличие товара. Наличие собственных и заемных средств. Информация. Инновации: «чем крупнее бизнес, тем нужнее для развития инновации». Инвестиции. 13
5 Коммуникации Профессиональные сети. Доверие. Взаимодействие с клиентами. 10
6 Персонал Сотрудники. Команда. Мотивация персонала. 5
7 Менеджмент Совокупность управленческих функций. Профессиональный менеджмент. 5
Р. Вихорев советует: «Ни в коем случае не убивать в себе желание заняться тем, чем хочется, смело открывать свое дело, несмотря на предрассудки. Но при этом самое главное — делать свои шаги максимально взвешенными, не поддаваться эмоциям». Ни одного совета «не открывать свой бизнес в России» мы не получили. Несмотря на трудную экономическую ситуацию, предприниматели настроены в целом здраво и оптимистично. Один из предпринимателей-менеджеров со стажем 10 лет посоветовал начинающим «пообщаться с успешными и неуспешными бизнесменами», чтобы использовать лучшие практики и учиться на чужих ошибках. Полагаем, что такое общение с
2735
действующими и бывшими предпринимателями может быть организовано для студентов в ВУЗах и во время практики на предприятиях.
Трое респондентов считают, что основное правило - любить своё дело, действовать в соответствии со своим призванием.
Наконец, для составителей учебных планов экономических ВУЗов и всех заинтересованных лиц приведём основные ответы наших респондентов на вопрос: «Когда Вы начинали свой бизнес, каких знаний Вам не хватало? Если бы тогда Вам в руки попал учебник «Основы бизнеса», что бы Вы хотели там прочесть?». Полученную информацию мы использовали для написания учебника и практикума для академического бакалавриата «Основы бизнеса» (авторский коллектив -Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. М.: Издательство «Юрайт», 2016)2.
Наиболее частыми ответами на поставленный вопрос были следующие: не хватало опыта, юридических знаний о бизнесе, информации об источниках финансирования бизнеса, глубоких маркетинговых знаний и навыков, компетенций в сфере менеджмента -особенно касающихся мотивации персонала, построения организационной структуры бизнеса и планирования бизнеса. Начинающие предприниматели имели весьма смутные представления о договорных отношениях в бизнесе.
Несколько респондентов засвидетельствовали, что у них в начале не было никаких знаний о бизнесе, тем не менее, в настоящее время они руководят успешными предприятиями на протяжении многих лет. Вот мнение А. Поздняковой о бизнес-образовании: «Вообще не было никаких знаний в сфере бизнеса. У меня математическое образование, я умела только считать, кроме того рынок сбыта мне был знаком. Ещё я умела изучать рынок - проводить маркетинговые исследования, но не продавать... Я думала пойти поучиться (в т.ч. ФИНЭК рассматривала, как место учёбы), но нигде не нашла актуальных знаний (много лишних знаний дают). Все знания в итоге приобретала с помощью консультаций у тех, у кого уже есть бизнес».
Существенное преимущество в начале предпринимательской деятельности имели респонденты с экономическим образованием. Директор петербургского производственного предприятия С.П.Козлова вспоминает о старте своего предпринимательского пути: «Для начала
2 Боброва, О.С., Цыбуков, С.И., Бобров, И.А. (2016). Основы бизнеса. М.: Юрайт.
2736
мне хватало экономических и общеобразовательных знаний, а в конкретной производственной специфике я разобралась. Экономических знаний достаточно, чтобы начать дело/бизнес. Разобраться в технических деталях достаточно просто, но я говорю только про себя».
Были у наших респондентов и пожелания к авторам учебной литературы: «современная литература по проблемам бизнеса и предпринимательства, как правило, ориентирована на субъекты крупного предпринимательства, проблемы управления малым бизнесом рассматриваются довольно узко». Ещё одно свидетельство нашего респондента о потребности в методической поддержке в начале предпринимательского пути: «В то время я читал очень много западной литературы, поэтому главной ошибкой было построение маленькой начинающей компании по принципам глобальных западных корпораций. Не хватало практических знаний по построению компании с полного нуля, в т.ч. именно в России».
Подводя итоги, мы можем засвидетельствовать, что в России динамично развивается институт бизнеса, которому требуется взвешенная государственная и общественная поддержка, и который уже вносит существенный вклад в социально-экономическую устойчивость нашей страны.
Заклю чение
Экономические кризисы стали частью повседневной рыночной конъюнктуры не только в России, но и во всем мире. Наш опрос выявил готовность и способность российских предпринимателей преодолевать трудности бизнеса в современных условиях, основываясь на опыте ведения дел в России и зрелости мировоззрения, которую проявили респонденты.
Отношение общества к малому и среднему бизнесу в России постепенно улучшается - последствия притеснения частного бизнеса в советскую эпоху почти преодолены, хотя некоторые респонденты отмечают непонимание окружающими людьми важности экономического и социального вклада предпринимателей в развитие России. Особенности самоидентификации предпринимателей на современном этапе также говорят о процессе становления института бизнеса в нашей стране.
Осуществлённый нами анализ отечественных и зарубежных литературных источников по предпринимательству показал, что портрет
2737
российского предпринимателя подвержен постоянной трансформации. Предпринимательская деятельность способствует более полному раскрытию личности, что служит высокой степени удовлетворенности жизнью - чувству счастья.
Прибыль является материальной основой любого бизнеса. По свидетельству наших респондентов многие из них считают получение прибыли главной целью своего бизнеса. Однако, как выяснилось, не прибыль приносит большинству предпринимателей радость от профессиональной деятельности. Важными мотивами бизнеса в России выступают возможность творчества и достижение поставленных целей (не только материальных), успеха дела в широком смысле слова. Многие предприниматели радуются своей востребованности в обществе, пользе, которую они приносят. Обобщая, можно сказать, что источники счастья предпринимателей - это свобода и независимость, которые даёт бизнес. Самореализация и самосовершенствование предпринимателей, в том числе и профессиональное, являются ключевыми составляющими ведения бизнеса.
Корпоративная социальная ответственность малого и среднего бизнеса в России получила уже значительное развитие, отличается разнообразием, и в её сферу включаются, как минимум, 10 выявленных нами групп стейкхолдеров. Кроме того, экологическая деятельность предприятий воспринимается респондентами в контексте КСО - так они проявляют свою экологическую ответственность перед обществом. Важным результатом исследования также является выявленная нами зависимость между стажем респондентов в бизнесе, с одной стороны, и системностью деятельности их фирм по реализации КСО, с другой стороны. Чем более опытный предприниматель отвечал на наши вопросы, тем более социально ответственным представлялся его/её бизнес. По нашему мнению, развитие КСО в России идёт в направлении встраивания социальной деятельности в стратегию фирм. Проблематика корпоративной социальной ответственности в России отражена в литературе почти исключительно на примерах крупных компаний, в связи с чем наше исследование КСО малого и среднего бизнеса является особенно актуальным. К аналогичному выводу мы пришли при изучении литературы по инновациям в малом и среднем бизнесе.
Уважительное отношение к конкурентам, выявленное в ходе опроса, опровергло нашу гипотезу о враждебности предпринимателей к конкурентам.
2738
Прикладные аспекты нравственности в бизнесе рассматриваются респондентами как инструменты построения хорошей деловой репутации и устойчивости бизнеса. В статье предпринято уточнение принципов деловой этики в современных условиях. Выяснилось, что одной из причин этических провалов предпринимателей выступает увлечённость своим делом без привязки к изменившимся условиям ведения бизнеса.
Роль инноваций в развитии бизнеса осмысляется предпринимателями как один из важных факторов успеха. При этом респонденты указывают на отраслевые возможности и ограничения инновационной деятельности. В проведённом исследовании респонденты отметили наличие всех четырёх типов инноваций (в соответствии с общепринятой классификацией)3. В целом, несмотря на риски инновационной деятельности, инновации рассматриваются предпринимателями как залог будущего развития их бизнеса для выживания в конкурентной среде. Важно подчеркнуть, что, несмотря на отсутствие в малом и среднем бизнесе 4 финансовых средств для осуществления всего инновационного цикла, предприниматели данного масштаба бизнес-деятельности активно занимаются инновациями. То есть, определенная гибкость в системе управления организацией при условии личной заинтересованности руководителя в стимулировании инноваций среди своих сотрудников способствуют эффективности инновационной деятельности организации.
Говоря об особенностях взаимоотношений бизнеса и государства в России, нельзя не отметить противоречивый характер взаимодействия этих институтов. По нашему мнению, в России государство так долго играло все главные роли в общественной жизни, что люди привыкли постоянно апеллировать к нему по любым поводам, то требуя поддержки от властей, но высказывая недовольство экономической политикой. Даже те независимые предприниматели, которые пытаются дистанцироваться от государства, испытывают к этому стейкхолдеру смешанные чувства. Они хотят быть полностью самостоятельными, но у них есть мнение по поводу государственной политики, они не равнодушны к действиям властей, они стремятся давать советы государственным чиновникам, лоббировать интересы бизнеса. У
3 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (2010; 3-е изд.). М.: ОЭСР.
4 Если это не компания, сфокусированная на инновациях, например, из 1Т сектора.
2739
россиян, в т.ч. предпринимателей, сохранилось много ожиданий от властей, остаются обиды на государство. Должно пройти время, чтобы взаимоотношения между властью и бизнес-сообществом оздоровились.
Большинство респондентов с готовностью давали советы начинающим предпринимателям строить свой бизнес в России, уточняли необходимые навыки для ведения дел в российских условиях, что свидетельствует о том, что бизнесмены накопили определённый положительный опыт предпринимательства и готовы делиться им. Преподаватели экономических ВУЗов, по нашему мнению, должны воспользоваться возможностью приглашать предпринимателей на занятия со студентами, чтобы последние перенимали навыки бизнеса из первых рук.
Научным вкладом статьи можно считать выяснение факторов высокой удовлетворённости профессией российскими
предпринимателями, что проявилось в их ответах на вопрос о счастье (радости), которую они получают в бизнесе. Именно радостные моменты предпринимательской деятельности выступают мотивами заниматься бизнесом, по нашему мнению. Также нам представляется важным уточнение нравственных принципов российского бизнеса в современных условиях, выяснение особенностей инноваций в компаниях респондентов и установление зависимости степени развитости КСО в малом и среднем бизнесе от стажа предпринимательской деятельности владельца предприятия.
Настоящее исследование является также вкладом в развитие сравнительной экономики, проливая свет на институциональные особенности становления бизнеса в России. Как мы отмечали в литературном обзоре к настоящей серии статей, именно КСО служит ключом к пониманию бизнеса в разных странах, что позволяет рассмотреть перспективу международных сравнений приоритетов в социальной деятельности предпринимателей и связей их фирм со стейкхолдерами, транслирующими интересы и ожидания общества по отношению к бизнесу.
Ограничения и дальнейшие направления исследования
Известным недостатком опроса явилось то, что мы опрашивали только тех российских предпринимателей, чей бизнес удался, кто не потерпел краха в организации и развитии своего дела. Мы не опрашивали разорившихся предпринимателей, а также тех, кто ушёл из
2740
бизнеса по разным причинам (кроме одной предпринимательницы, которая продала свой бизнес за несколько недель до того, как дала нам интервью, и Э.И.Качаева, который ушёл из бизнеса в связи с поступлением на государственную службу). Их опыт, несомненно тоже может быть интересен и для исследователей бизнеса в России, и для начинающих предпринимателей.
Дальнейшими направлениями исследования могут быть:
— расширение географии опроса, масштабов и отраслей бизнеса;
— возможно изучение кросс-культурных особенностей менеджмента при анализе бизнес-кейсов организаций, работающих с зарубежными партнёрами;
— международные сравнительные исследования КСО и стейкхолдер-менеджмента;
— поскольку сбор данных осуществлялся с помощью формализованного интервью и анкеты с открытыми и закрытыми вопросами, то в последующих исследованиях можно проводить интервьюирование по полу-структурированному гайду и анкете с вариантами ответов;
— так как некоторые респонденты отвечали на вопрос о КСО, в частности, тезисом о соблюдении законодательства в их бизнесе, характеризуя обычный законный бизнес как социально ответственный, возможно, в дальнейшем мы предложим респондентам определение КСО, поясняющее, что в ответ на этот вопрос можно перечислить лишь виды деятельности, превышающие обязательные законодательные требования;
— возможна оценка привлекательности бизнеса для стейкхолдеров в контексте повышения конкурентоспособности отечественных предприятий (Ветрова, 2013; С. 44);
— статистическое обоснование корреляции степени развитости КСО со стажем предпринимательской деятельности и другими параметрами, например, с учётом гендерных характеристик респондентов;
— перспективны дополнительные исследования причин этических провалов в бизнесе и особенностей самореализации предпринимателей в России;
— наше исследование только приоткрыло такую интересную тему, как уточнение причин, характеристик и степени высокого качества
2741
жизни предпринимателей в России, способного мотивировать профессионалов, что, мы надеемся, послужит хорошей основой для дальнейших разработок;
— можно поинтересоваться тем - как отразилось на бизнесе респондента влияние ухудшения экономических условий в России (условно - кризис) в 2014-2015 годах;
— более глубокий анализ ресурсов малого и среднего бизнеса в России на материалах этого, а также дальнейших эмпирических исследований может быть осуществлён с применением инструментария ресурсно-ориентированного подхода к управлению предприятием;
— как преподаватели экономического ВУЗа можем засвидетельствовать, что студенты, принимающие участие в опросе в качестве интервьюеров, с большим интересом и энтузиазмом вовлекаются в такую исследовательскую деятельность; полагаем, что в рамках учебных курсов (например, «Экономика предприятия», «Экономика фирмы», «Основы бизнеса», «Менеджмент», «Международный менеджмент» и др.) можно регулярно проводить опросы предпринимателей студентами, чтобы последние получили опыт прямого общения с деловыми людьми, брали пример с лучших и учились на чужих ошибках. Если у студента кто-то из родителей (или оба) - предприниматели, то подобное интервью даёт прекрасный повод для интересной беседы о бизнесе, который, возможно, когда-нибудь перейдёт по наследству теперешнему студенту.
Будем рады предоставить по запросу заинтересованных лиц транскрипты проведённых нами интервью и заполненные анкеты предпринимателей, из которых будут удалены личные сведения респондентов.
Благодарности
О.С. Боброва благодарит Economic Research Institute for Northeast Asia, г. Ниигата (Япония) за предоставление прекрасных условий для осуществления завершающего этапа работы над статьей.
Вклад А.С. Ковалевой в написание статьи стал возможен в результате получения поддержки в виде Гранта для молодых исследователей в рамках программы Японо-Российского молодежного обмена (JREX Fellowship).
2742
Мы также рады выразить особую благодарность проф. В.В. Платонову 5 за прочтение рукописи статьи, выдачу нам положительной рецензии, ценные замечания к написанному тексту и отдельно — за методическую помощь в формулировке одного из вопросов анкеты предпринимателей.
Приведённый ниже список источников включает литературу, на которую авторы ссылались во всех трёх частях статьи «Как делать? Российские предприниматели о бизнесе (по результатам опроса 2014 года)», опубликованных в трёх номерах журнала «Российское предпринимательство».
ИСТОЧНИКИ:
Белановский, С.А. (1992). Свободное интервью как метод социологического исследования. Социология: 4М, 2, 5- 9.
Бобров, И.А., Боброва, О.С. (2013). Взаимодействие петербургских инновационно-
активных фирм с внешней средой в условиях вступления в ВТО. Экономическое возрождение России, 2, 60-68.
Боброва, О.С. (2007). Подходы к определению заинтересованных субъектов предприятия. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 17(43-1), 44-47.
Боброва, О.С., Бобров, И.А. (2015). Роль промышленной политики в модернизации
России: взгляд из Японии. В книге Сборник материалов Санкт-Петербургской сессии Московского экономического форума. СПб.
Борискова, Л.А., Глебова, О.В., Грачева, О.В., Галкина, К.С. (2015). Оценка проектов технического перевооружения стадии НИОКР инновационно-активных предприятий. Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 6, 40.
Варзина, Ю.М., Ковалева, А.С. (2012). Инновационные механизмы финансового оздоровления предприятий в условиях макро- и микроэкономической нестабильности. В книге Экономические и организационные аспекты развитии интеллектуальной и инновационной деятельности. СПб: Издательство СПбГУЭФ.
Ветрова, Е.Н. (2013). Управление стратегической конкурентоспособностью. Саарбрюкен: LAP LAMBERT.
Джинджолия, О.А. (2011). Социальная ответственность малого предпринимательства.
Известия Волгоградского государственного технического университета, 11(4), 99-103.
Карлик, А., Платонов, В. (2013). Аналитическая структура ресурсно-ориентированного подхода. Проблемы теории и практики управления, 6, 26-37.
5Д.э.н., профессор каф. экономики и управления предприятиями СПбГЭУ
2743
Карлик, А.Е., Платонов, В.В., Тихомиров, Н.Н., и др. (2013). Управление
интеллектуальными ресурсами инновационно-активных предприятий. СПб: Издательство СПбГЭУ.
Ковалева, А.С. (2013). Инновационные механизмы формирования экспертных групп в международной среде. В книге Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2012 год (С. 3538). СПб: Издательство СПбГЭУ.
Ковалева, А.С. (2010). Интеллектуальные ресурсы и интеллектуальный капитал: обзор
основных подходов. В книге Управление персоналом. Ученые записки (Книга IX). СПб: СПбАУП.
Ковалева, А.С., Платонов, В.В. (2011a). Исследование инновационной деятельности предприятий Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы. В книге Сборник всероссийского научно-практического симпозиума молодых ученых и специалистов «Экономика России: перспективы посткризисного развития». СПб: ИМЦ «НВШ-СПб».
Ковалева, А.С., Платонов, В.В. (2011b). Разработка методологии оценки инновационно-активных предприятий. В книге Инновационная экономика России. СПб: ИМЦ «НВШ-СПб».
Ковалева, А.С., Швецова, О.А. (2013). Современные аспекты потребления консалтинговых и образовательных услуг в международной среде. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 4, 68-74.
Кувалин, Д.Б. (2009). Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. М.: МаксПресс.
Кувалин, Д.Б., Моисеев, А.К. (2014). Российские предприятия весной 2014 г.: деятельность в условиях замедления экономического роста. Проблемы прогнозирования, 6, 99-114.
Ляманова, Е.А. (2014). Влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности в регионе. Российское предпринимательство, 19, 28-36.
Мидзобата, С. (2014). В поисках новой парадигмы «сравнительной экономики»: за рамками «переходной экономики». Мир перемен, 3, 22-27.
Нагорнов, А.А. (2006). К оценке инновационного потенциала на основе механизма ценообразования в инновационно-активных предприятиях. Ползуновский вестник, 4-2, 282-288.
Платонов, В.В., Рогова, Е.М., Воробьев, В.П. и др. (2008). Интеллектуальные активы и инновации: проблемы оценки, учета и управления. СПб: Издательство СПбГУЭФ.
Савин, Ю.В. (2015). Методика оценки эффективности варианта развития организационной структуры инновационно-активного промышленного предприятия. Ученые записки Российской Академии предпринимательства, 43, 126-130.
Смоквина, А.А. (2013). Использование статистических методов оценки показателей
эффективности инвестиций инновационно-активных предприятий. Экономика: реалии времени, 2, 157-162.
2744
Усенко, А.М. (2010). Оценка финансовой устойчивости инновационно активных малых предприятий. Финансовые исследования, 26, 65-68.
Ageev, A.I., Gratchev, M.V., Hisrich, R.D. (1995). Entrepreneurship in the Soviet Union and post-Socialist Russia. Small Business Economics, 7(5), 365-376.
Áslund, A. (2012). How entrepreneurship could be promoted after the collapse of a socialist economic system. Journal of Asian Economics, 23(2), 157-167. doi: 10.1016/j.asieco.2011.09.003
Barrios, J.J. (2014). "I Think Competition is Better Than You Do: Does It Make Me Happier?"
Evidence from the World Value Surveys. Journal of Happiness Studies, 16(3), 599-618. doi: 10.1007/s10902-014-9524-5
Binder, M., Coad, A. (2013). Life satisfaction and self-employment: A matching approach. Small Business Economics, 40(4), 1009-1033. doi: 10.1007/s11187-011-9413-9
Chang, Y., Hughes, M. (2012). Drivers of innovation ambidexterity in small- to medium-sized firms. European Management Journal, 30(1), 1-17. doi: 10.1016/j.emj.2011.08.003
De Melo, M., Ofer, G., Sandler, O. (1995). Pioneers for profit: St. Petersburg entrepreneurs in services. World Bank Economic Review, 9(3), 425-450.
Fassin, Y., Van Rossem, A., Buelens, M. (2011). Small-Business Owner-Managers' Perceptions of Business Ethics and CSR-Related Concepts. Journal of Business Ethics, 98(3), 425-453. doi: 10.1007/s10551-010-0586-y
Gnyawali, D.R., Park, B.-J. (2009). Co-opetition and technological innovation in small and
medium-sized enterprises: A multilevel conceptual model. Journal of Small Business Management, 47(3), 308-330.
Hausman, A. (2005). Innovativeness among small businesses: Theory and propositions for future research. Industrial Marketing Management, 34(8), 773-782. doi: 10.1016/j.indmarman.2004.12.009
Hisrich, R.D., Grachev, M.V. (1993). The Russian entrepreneur. Journal of Business Venturing, 8(6), 487-497. doi: 10.1016/0883-9026(93)90034-3
Hsueh, C., Chen, D. (2015). A taxonomy of patent strategies in Taiwan's small and medium innovative enterprises. Technological Forecasting and Social Change, 92, 84-98. doi: 10.1016/j.techfore.2014.11.009
Humphreys, P., McAdam, R., Leckey, J. (2005). Longitudinal evaluation of innovation
implementation in SMEs. European Journal of Innovation Management, 8(3), 283-304. doi: 10.1108/14601060510610162
Joshanloo, M., Lepshokova, Z.K., Panyusheva, T., et al. (2014). Cross-Cultural Validation of Fear of Happiness Scale Across 14 National Groups. Journal of Cross-Cultural Psychology, 45(2), 246-264. doi: 10.1177/0022022113505357
Joshanloo, M., Weijers, D. (2014). Aversion to Happiness Across Cultures: A Review of Where and Why People are Averse to Happiness. Journal of Happiness Studies, 15(3), 717-735. doi: 10.1007/s10902-013-9489-9
Kaspina, R., Erina, T., Filippova, A. (2014). The Efficiency of University-affiliated Small Innovative Enterprises the Russian Experience and Challenges. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 152, 1045-1049. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.09.272
2745
Lipparini, A., Sobrero, M. (1994). The glue and the pieces: Entrepreneurship and innovation in small-firm networks. Journal of Business Venturing, 9(2), 125-140. doi: 10.1016/0883-9026(94)90005-1
Massa, S., Testa, S. (2008). Innovation and SMEs: Misaligned perspectives and goals among entrepreneurs, academics, and policy makers. Technovation, 28(7), 393-407. doi: 10.1016/j.technovation.2008.01.002
McCarthy, D.J., Puffer, S.M. (2013). Business and management in Russia: A review of the postSoviet literature and future research directions. European Journal of International Management, 7(1), 74-111. doi: 10.1504/EJIM.2013.052089
Mizobata, S. (2010). Divergent Business and Society. In Diversity of the Market Economy and Business Administration. Japan.
Mizobata, S., Bobrova, O., Fukukawa, K. (2014). CSR development and local community in Japan. In Corporate Social Responsibility and Local Community in Asia (P. 86-97). Bradford: Routledge.
Morozova, I., Britvin, I. (2013). Basic forms of corporate social responsibility in Russia. World Applied Sciences Journal, 25(3), 441-445. doi: 10.5829/idosi.wasj.2013.25.03.672
Nataraajan, R., Angur, M.G. (2014). Innovative ability and entrepreneurial activity: Two factors to enhance "quality of life". Journal of Business and Industrial Marketing, 29(6), 469-475. doi: 10.1108/JBIM-09-2013-0205
Ojala, A., Isomäki, H. (2011). Entrepreneurship and small businesses in Russia: A review of empirical research. Journal of Small Business and Enterprise Development, 18(1), 97-119. doi: 10.1108/14626001111106451
Podgornaya, A., Grudina, S., Avdonina, S. (2015). Anticrisis Potential Of Innovative Enterprises (Russia and Germany Case Study). Procedia - Social and Behavioral Sciences, 191, 275279. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.416
Preuss, L., Perschke, J. (2010). Slipstreaming the larger boats: Social responsibility in medium-sized businesses. Journal of Business Ethics, 92(4), 531-551. doi: 10.1007/s10551-009-0171-4
Rosenbusch, N., Brinckmann, J., Bausch, A. (2011). Is innovation always beneficial? A metaanalysis of the relationship between innovation and performance in SMEs. Journal of Business Venturing, 26(4), 441-457. doi: 10.1016/j.jbusvent.2009.12.002
Russo, A., Perrini, F. (2010). Investigating stakeholder theory and social capital: CSR in large firms and SMEs. Journal of Business Ethics, 91(2), 207-221. doi: 10.1007/s10551-009-0079-z
Ryan, A., O'Malley, L., O'Dwyer, M. (2010). Responsible business practice: Re-framing CSR for effective SME engagement. European Journal of International Management, 4(3), 290302. doi: 10.1504/EJIM.2010.033005
Shakhovskaya, L.S., Akimova, O.E. (2013). Motivation vector of business development in contemporary Russia. World Applied Sciences Journal, 22(5), 738-746. doi: 10.5829/idosi.wasj.2013.22.05.279
Shimizutani, S., Todo, Y. (2008). What determines overseas R&D activities? The case of Japanese multinational firms. Research Policy, 37(3), 530-544. doi: 10.1016/j.respol.2007.11.010
Shirokova, G., Vega, G., Sokolova, L. (2013). Performance of Russian SMEs: Exploration,
exploitation and strategic entrepreneurship. Critical Perspectives on International Business, 9(1), 173-203. doi: 10.1108/17422041311299941
Sirgy, M.J., Wu, J. (2009). The pleasant life, the engaged life, and the meaningful life: What about the balanced life?. Journal of Happiness Studies, 10(2), 183-196. doi: 10.1007/s10902-007-9074-1
Taipale-Eravala, K., Heilmann, P., Lampela, H. (2014). Survival Competence in Russian SMEs in a Changing Business Environment. Journal of East-West Business, 20(1), 25-43. doi: 10.1080/10669868.2013.857379
Todo, Y., Shimizutani, S. (2009). R&D intensity for innovative and adaptive purposes in overseas subsidiaries: Evidence from Japanese multinationalenterprises. Research in International Business and Finance, 23(1), 31-45. doi: 10.1016/j.ribaf.2008.03.002
Vázquez-Carrasco, R., López-Pérez, M.E. (2013). Small & medium-sized enterprises and
Corporate Social Responsibility: A systematic review of the literature. Quality and Quantity, 47(6), 3205-3218. doi: 10.1007/s11135-012-9713-4
Vo, L.C. (2011). Corporate social responsibility and SMEs: A literature review and agenda for future research. Problems and Perspectives in Management, 9(4), 89-97.
Volchek, D., Henttonen, K., Edelmann, J. (2013). Exploring the Role of a Country's Institutional Environment in Internationalization: Strategic Responses of SMEs in Russia. Journal of East-West Business, 19(4), 317-350. doi: 10.1080/10669868.2013.851140
Volchek, D., Jantunen, A., Saarenketo, S. (2013). The institutional environment for international entrepreneurship in Russia: Reflections on growth decisions and performance in SMEs. Journal of International Entrepreneurship, 11(4), 320-350. doi: 10.1007/s10843-013-0115-z
Zazdravnykh, Ye.A. (2014). Why there are more entrepreneurs-manufacturers in one regions and less in others: an empirical evidence. Экономика региона, 3, 140-146.
Zhuplev, A., Shtykhno, D. (2009). Motivations and obstacles for small business
entrepreneurship in Russia: Fifteen years in transition. Journal of East-West Business, 15(1), 25-49. doi: 10.1080/10669860902900347
А жить так хочется, ребята! (2014, 23 июня). Эксперт, 26.
Верховская, О.Р., Дорохина, М.В., Сергеева, А.В. (2014). Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013. СПб: Высшая школа менеджмента.
Официальный сайт Global Entrepreneurship Monitor.
Платонов, В.В. (2003). Управление инновационными проектами на предприятии. СПб: Издательство СПбГУЭФ.
Сайт Центра Хофстеда.
Lyubomirsky, S. (2000). In the pursuit of happiness: Comparing the US and Russia (Report at the Annual Meeting of the Society of Experimental Social Psychology "Happiness, Hope, Optimism and Maturity: Social Psychological Approaches to Human Strengths", Atlanta, Georgia).
Rosefielde, S. (2002). Comparative Economic Systems: Culture, Wealth, and Power in the 21st Century. Oxford: Blackwell Publishers.
2747
Olga V. Bobrova, Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Economics and Company Management, St. Petersburg State University of Economics Anna S. Kovalyova, Candidate of Science, Sociology; Associate professor of the Chair of International Management, St. Petersburg State University of Economics
How to do? Russian entrepreneurs on business (based on the results of 2014 survey): resources, difficulties and recommendations for beginners
ABSTRACT:
In this article, we finish publishing the results of the survey of Russian small and medium entrepreneurs that was conducted in 2014. The first part of the study, that contains the description of the method, literature review, and the respondents' answers to the first four questions of the questionnaire, was published in No. 15 (volume 16) of Russian Journal of Entrepreneurship (Rossiyskoe predprinimatelstvo) dated August 2015. The second part published in the next issue of the journal includes the analysis of answers to questions concerning happiness in business, CSR (Corporate Social Responsibility) of the small and medium business, business ethics and innovations.
Here we give the analysis of small and medium businessmen's answers to the questions concerning the relationships of business and the state in Russia. Moreover, during the survey valuable data for development of the resource-oriented business approach were collected. The study allowed revealing the main difficulties of doing business in Russia. Also the hypothesis that the most popular advice for beginners from their more experienced colleagues is not to open their business in Russia was disproved.
KEYWORDS: business and state, Russian entrepreneurship, resource-oriented business approach, startups