УДК 338.22 Г.Ф. Балакина
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Обосновываются особенности регулирования устойчивого развития региона на основе предлагаемой автором эколого-этнологической концепции. Рассматриваются проблемы регулирования депрессивных регионов, в частности Республики Тыва.
Ключевые слова: регион, проблемы, устойчивое развитие, депрессивный регион, экологоэтнологическая концепция, Республика Тыва.
G.F. Balakina REGULATION PROBLEMS OF REGION SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Regulation peculiarities of region sustainable development on the basis of the ecological and ethnological concept offered by the author are substantiated. Problems of depressive regions regulation in particular Tyva Republic are considered.
Key words: region, problems, sustainable development, depressive region, the ecological and ethnological concept, Tyva Republic.
Введение. Восприятие идеи устойчивого развития. Проблема устойчивого развития как способности удовлетворить потребности нынешнего поколения людей без угрозы для возможности удовлетворения потребностей последующих поколений находится в центре внимания мировой общественности с 1980-х годов. Суть проблемы устойчивого развития для каждой страны состоит в том, чтобы развитие экономики при удовлетворении возрастающих потребностей населения вписывалось в пределы экологических возможностей планеты. Проблема устойчивого развития включает два аспекта: потребности общества и способности окружающей среды удовлетворять имеющиеся и будущие потребности человечества.
В ряде регионов России силами ученых разработаны концепции регионального устойчивого развития. Одни региональные программы делают упор на вопросы хозяйственного развития территории, другие - на экологические проблемы региона, сводя понятие устойчивого развития на региональном уровне только к требованию сохранения биосферы и локальных экосистем. На наш взгляд, необходимо достигнуть некоего паритета экономических, социальных и экологических мероприятий. В противном случае правомерно говорить не о программе устойчивого развития территории, а о направлениях защиты окружающей среды или развития региональных производительных сил [1, с. 32]. В качестве целевых ориентиров устойчивого развития могут быть выбраны показатели, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России и регионов в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах. Основные показатели качества жизни могут быть выражены следующими индикаторами: продолжительностью жизни человека (ожидаемой при рождении и фактической); состоянием его здоровья, отклонением состояния окружающей среды от нормативов, уровнем знаний или образовательных навыков, доходом (измеряемым валовым внутренним продуктом на душу населения), уровнем занятости, степенью реализации прав человека.
Критерием, определяющим степень природоемкости хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хо-
зяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике.
Одним из основных путей выхода из депрессивного состояния экономики является, на наш взгляд, переход к устойчивому развитию региона, которое предполагает укрепление его социально-экономического потенциала, вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов региона в интересах нынешнего и будущих поколений. Под устойчивым развитием региона понимается такая модель развития территории, при которой во главу угла ставятся: достижение стабильного экономического роста; совершенствование состояния социальной сферы; рост доходов населения; сохранность культуры народов, населяющих регион; защита населения от нищеты, голода и эпидемий; предотвращение загрязнения и деградации окружающей среды.
Основы регулирования развития регионов. Анализ состояния региональных экономических исследований показывает, что имеются резервы развития методологических основ регионального стратегического прогнозирования, отсутствует надежное теоретическое обеспечение конструирования стратегии вывода этнических окраинных территорий на новые рубежи развития, соответствующие современным реалиям. Необходимость повышения эффективности социально-экономического развития депрессивных территорий обусловлена безотлагательностью устранения последствий затяжного трансформационного кризиса в более чем в 70-ти субъектах Российской Федерации, достижения динамичных темпов экономического роста, снижения остроты межрегиональных противоречий и уровней дифференциации развития регионов. Современное положение депрессивных регионов - результат многовекового отставания развития социальноэкономических институтов, которое только усугубилось по многим важнейшим направлениям в ходе реформ и глобализационных кризисов, гипертрофированного внимания современных политических элит к развитию столичных мегаполисов в ущерб периферийным регионам страны, в том числе восточным, приведшим к многократной дифференциации параметров развития регионов современной России.
Под депрессивным регионом (ДР) понимается субъект Федерации, для развития которого характерны недоиспользование накопленного производственного, научно-технического и человеческого потенциала, получение дотаций из федерального бюджета на развитие материального производства и человеческого капитала, необходимо более широкое вовлечение в хозяйственный оборот природно-ресурсного потенциала.
Цели исследования. Для более адекватного отражения социальных, этнических и экологических особенностей основных групп населения республики, использования специфических черт региональных моделей адаптации для повышения эффективности регулирования социально-экономического развития необходимо модифицировать процесс формирования концепции развития ДР, принятый в России для общего случая, путем более полного учета факторов адаптации, ментальности, экологического поведения, экономической культуры. Автором предлагается формирование эколого-этнологической концепции развития субъекта Федерации, под которой понимается модель развития региона в долгосрочной перспективе, содержащая систему представлений о целях и приоритетах устойчивого регионального развития как единства экономических, социальных, экологических и этнических ориентиров. Основными принципами формирования предлагаемой концепции являются:
1) согласованность и непротиворечивость основных направлений развития региона и долгосрочной концепции развития страны;
2) взаимовыгодность реализации концепции для региона в целом и для составляющих регион муниципалитетов, позволяющая соблюсти паритет интересов региональных и муниципальных органов власти, бизнес-сообществ, предприятий и организаций;
3) эквивалентность финансово-экономических отношений между государством и регионом, бизнесом и регионом, между субъектами региональной системы, позволяющая обеспечить динамичный экономический рост;
4) эффективность реализации концепции, которая должна найти отражение в росте качества жизни населения, улучшении экономической и эколого-этнологической ситуации, увеличении доходов регионального бюджета, выходе региона на траекторию устойчивого развития [2, с.12].
Задачи исследования. В эколого-этнологической концепции (ЭЭК) должно быть представлено и обосновано достижение стабильных темпов экономического роста при снижении остроты экологических проблем, недопущении нищеты, голода и эпидемий, т.е. вывод региона на траекторию устойчивого развития. Развитие базовых отраслей экономики осуществляется на основе наукоемких экологически чистых производств. Концепцией предусматривается совершенствование методов взаимодействия компаний, добываю-
щих сырье в регионе, с общинами коренных малочисленных народов, проживающих в местах залегания полезных ископаемых. Стратегия инновационного прорыва реализуется как часть данной концепции.
Также концепцией предполагается снижение безработицы с учетом характеристик этнорегиональных моделей социально-экономической адаптации в регионе; развитие новых производств с учетом особенностей этнологической ситуации в регионе и необходимости снижения социальной напряженности; совершенствование сферы образования путем повышения соответствия структуры выпускаемых специалистов потребностям существующих и перспективных производств.
Другими направлениями ЭЭК являются привлечение компаний, инвестирующих добычу природного и минерального сырья в регионе, к решению социальных и экологических проблем территории; создание новых рабочих мест корреспондируется не только с целью получения прибыли, но и с учетом ценностей, склонностей и предпочтений жителей региона. Учитывается необходимость перехода на инновационный путь развития, совершенствование науки, образования и культуры при повышении значимости приграничных регионов, придание им особого статуса; исследования внешних условий: стратегических направлений долгосрочного развития страны, федерального округа, федеральных программ развития базовых и инфраструктурных отраслей в регионе; выявления особенностей пространственного развития, сформировавшихся и возможных кластеров.
В рамках предлагаемой эколого-этнологической концепции необходимо как одну из ее составляющих включить разработку основ концепции регулирования развития регионов, которая бы впитала в себя отечественный опыт управления регионами советского периода и зарубежный опыт успешной реализации проектов вывода ДР на траекторию устойчивого развития, таких как программа развития долины реки Теннеси, развитие Аппалачей и др., и предполагала бы качественно новый уровень решения проблемы депрессивности. Основой регулирования ДР может стать реализация принципов концепции эколого-этнологического развития.
Основной целью основ концепции является значительное сокращение числа ДР в течение 7-10 лет при существенном росте их доли в производстве ВВП страны. Предлагаемая концепция регулирования социально-экономического развития ДР основана на компенсационных механизмах, поддержке регионов на конкурсной основе, активизации их участия в федеральных программах, избирательности предоставления льготных (особых) экономических режимов, что позволяет повысить комплексность решаемых проблем, выведет большинство ДР на траекторию достижения финансовой самодостаточности. Под активизацией участия ДР в федеральных программах понимается разработка ряда специальных программ развития ДР или их территориальных комплексов, требующих безотлагательного вмешательства государства, например, решения проблем дальневосточных регионов с целью сохранения численности населения, снижения остроты социальных проблем в Туве и Дагестане.
Разработанные направления реализации концепции способствуют решению следующих задач: комплексному развитию территорий; рациональному использованию сырьевого, производственного и научнообразовательного потенциала структур, входящих в региональную систему; созданию механизма регулирования ДР, способного значительно сократить их число и различия в уровнях социально-экономического развития, создать условия, при которых даже в кризисные годы новые ДР не появляются; снижению остроты социальных проблем ДР.
Методы исследования. За основу методологии исследования принят системный подход к анализу процессов в экономике и социокультурной сфере. На общетеоретическом уровне анализа социальноэкономических процессов региона использовались методы социально-философской рефлексии, логикодедуктивных моделей, проведение кросс-культурных и историко-сравнительных исследований.
Проблемы устойчивого развития Республики Тыва. Хозяйство Республики Тыва имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Дотации из федерального бюджета составляют до 75-80% бюджета республики. Основные проблемы развития республики сводятся к необходимости: последовательного сокращения доли субвенций в республиканском бюджете; создания отраслей глубокой переработки местного сырья на базе новых технологий; расширения смежных и обслуживающих производств и отраслей, обеспечивающих потребности внутреннего и внешнего рынка; решения проблем повышения уровня жизни, ликвидации бедности, изменения характера потребления, защиты здоровья населения, предотвращения эпидемий; развития экологической экономики, внедрения экологически чистых видов производства; ориентации структуры хозяйственного комплекса республики на экономическую культуру этносов: навыки, трудовые традиции и профессиональный опыт населения.
В качестве основы для модели стратегического развития Тувы целесообразно применить экологоэтнологическую концепцию, что обусловлено следующими факторами:
- экологической хрупкостью природы региона, приравненного к районам Крайнего Севера;
- совместным проживанием этносов: русского и тувинского, включающего коренной малочисленный народ - тувинцев-тоджинцев;
- значительным отставанием параметров социально-экономического развития республики от среднероссийских;
- глубокой дотационностью бюджета региона, которая может быть преодолена только в рамках модернизации экономики, перехода на инновационный путь развития базовых отраслей экономики на базе наукоемких экологически чистых производств;
- необходимостью совершенствования моделей и методов регулирования рынка труда Тувы на основе исследования особенностей этнорегиональных моделей адаптации.
На основе разработанных теоретических и методологических подходов рассмотрены возможные стратегии перспективного развития Республики Тыва: социально ориентированная, индустриально ориентированная и экологически ориентированная [3, с. 101-102]. Определены результаты развития по данным стратегиям, угрозы и риски. Идея устойчивого развития наиболее целенаправленно реализуется в случае развития экологически ориентированной стратегии.
Актуальность экологически ориентированной стратегии обусловлена тем, что республика остается одним из самых экологически благополучных регионов России, поэтому нельзя допустить, чтобы ее масштабное промышленное развитие, предусмотренное в стратегических документах, вовлечение в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья привели к деградации экосистемы. Темпы экономического роста при реализации данной стратегии будут несколько более низкими по сравнению с индустриально ориентированной стратегией вследствие отвлечения ресурсов на природосберегающие мероприятия. Темпы развития отраслей социальной сферы будут не ниже, чем в социально ориентированной стратегии, поскольку предполагаются различия в источниках финансирования социальных мероприятий.
Утверждение Правительством Республики Тыва Стратегии развития на долгосрочную перспективу до 2020 года, принятие решения о строительстве железной дороги Курагино-Кызыл, по сути дела, ознаменовали наступление нового этапа в экономическом развитии республики. Началась реализация стратегических инвестиционных проектов по вовлечению в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья Тувы. В данных условиях целесообразно разработать и приступить к реализации Стратегии устойчивого развития Республики Тыва, основные направления которой стали бы детализацией на региональном уровне концептуальных положений Национальной стратегии устойчивого развития России.
Развитие Тувы по экологически ориентированной стратегии означает сдерживание темпов масштабного вовлечения в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, более длительные сроки строительства железной дороги Курагино-Кызыл, отвлечение значительных средств на сооружение природоохранных объектов, обеспечение населения социальными благами на минимально допустимом уровне. Предполагается стимулирование деятельности предприятий по выносу из республики экологически опасных производств или внедрение новых технологий, снижающих технологический риск загрязнения окружающей среды.
Темпы экономического роста при развитии по данной стратегии будут несколько более низкими по сравнению с индустриально ориентированным вариантом вследствие отвлечения ресурсов на природосберегающие мероприятия. Темпы развития отраслей социальной сферы будут не ниже, чем в социально ориентированном варианте, поскольку предполагаются различия в источниках финансирования социальных мероприятий. Кроме того, возникает необходимость совершенствования природоохранного законодательства с целью формирования экономической заинтересованности у крупных компаний в применении экологически безопасных технологий, рекультивации территорий хозяйственного освоения месторождений минерального сырья.
При развитии по экологически ориентированной стратегии особое внимание будет уделено проблемам коренных малочисленных народов Севера. Основными направлениями политики поддержки коренных малочисленных народов станут: определение перспектив эффективного развития традиционных видов деятельности; развитие сферы образования, самобытной культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий; улучшение жилищных условий, модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики с использованием современных технологий домостроения, эффективных материалов, автономных источников тепло- и электрообеспечения, систем инженерной инфраструктуры; комплексное совершенствование нормативно-правовой базы регулирования социальных, природоохранных и экономических отношений. Формируемый в новых экономических условиях хозяйственный комплекс Тувы должен отражать национальные особенности и реальные возможности производительных сил региона. Также следует предусмотреть возрождение традиций этнической (аальной) общи-
ны; создание сети малых предприятий в сельских районах, возрождающих традиционные народные промыслы коренного населения (изготовление малогабаритной мебели для переносных домиков чабанов, называемых юртами, сбруи, упряжи, национальной одежды, обуви, посуды, других предметов быта); дальнейшее развитие национальных художественных промыслов - резьба по камню и дереву, выделка шкур и производство готовых изделий из шерсти, кожи, меха и т.п.
Угрозами экономической безопасности республики при экологически ориентированном развитии могут
стать:
- сохранение сырьевой специализации ее экономики;
- разрушение традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера, ввиду того, что в местах их исконного исторического проживания начнутся масштабные разработки месторождений минерального сырья. Так, Кызыл-Таштыгское месторождение свинцово-цинковых руд и Ак-Сугское месторождение медно-молибденовых руд расположены в месте проживания коренного малочисленного народа Севера - тувинцев-тоджинцев;
- консервация низкой технологической конкурентоспособности предприятий региона;
- сохранение наиболее низких среди российских регионов показателей уровня жизни населения;
- более медленные темпы снижения дотационности регионального и местных бюджетов.
Рост экономики республики будет опираться на сбалансированный комплекс мероприятий развития как промышленности, в первую очередь, горнодобывающей, так и сельского хозяйства и остальных отраслей экономики. Предусматривается рост валового регионального продукта, который в 2020 году достигнет 51 млрд руб. с ростом в два раза к уровню 2010 года. А в целом в период до 2020 года ВРП возрастет в 3,5 раза к уровню 2005 года. При этом рост вклада в ВВП России при реализации экологически ориентированной стратегии будет на 14-15% ниже, чем при развитии по индустриально ориентированной стратегии. Развитие Тувы по экологически ориентированной стратегии означает сдерживание темпов масштабного вовлечения в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, более длительные сроки строительства железной дороги Курагино-Кызыл, отвлечение значительных средств на сооружение природоохранных объектов, обеспечение населения социальными благами на минимально допустимом уровне. Предполагается стимулирование деятельности предприятий по выносу из республики экологически опасных производств или внедрение новых технологий, снижающих технологический риск загрязнения окружающей среды. Однако не следует столь узко подходить к рассмотрению эффективности развития региона. Проблема системного определения эффективности стратегий, а не только узко понятой экономической эффективности актуальна для российской экономической науки.
Целесообразно разработать систему мер по установлению контроля исполнения природоохранных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды с привлечением независимых лабораторий с высоким научным и техническим потенциалом; содействовать разработке комплексных природоохранных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды. В целях организации общественного экологического контроля и мониторинга на территориях предполагаемого строительства крупных промышленных объектов возможно инициировать создание общественных экологических организаций, заключение договоров с аккредитованными лабораториями на отбор проб воды и воздуха, осуществление химических анализов в подконтрольных объектах.
Выводы
1. Выявленные автором закономерности и проблемы ДР, исследование предпосылок, обосновывающих необходимость регулирования их развития, позволили сформулировать основные направления реализации эколого-этнологической концепции регулирования:
- достижение сбалансированности институтов производственной и социальной инфраструктуры и базовых отраслей хозяйства как важнейшего условия обеспечения стабильного экономического роста;
- расширение имеющегося инструментария и конструирование новых инструментов регулирования социально-экономического развития ДР, реализующих их преимущества;
- создание модели эколого-этнологического регулирования ДР на основе системного подхода, программно-целевого метода и концепции;
- определение системы стимулирования ДР к поиску путей и методов снижения депрессивности, повышения финансовой обеспеченности для решения социальных проблем, повышения конкурентоспособности;
- осуществление модернизации экономики ДР на базе нового уровня внедрения инноваций, повышения инвестиционной привлекательности территорий.
2. Наиболее отвечающая интересам устойчивого развития Республики Тыва экологически ориентированная стратегия является несколько менее экономически эффективной, чем индустриально ориентированная стратегия при расчете ее существующими методами в рамках действующего природоохранного российского законодательства. Необходима, с одной стороны, разработка новых методик расчета эффективности стратегического развития региона и совершенствование российского законодательства, с другой.
Литература
1. Балакина Г.Ф., Заика В.В. Устойчивое развитие депрессивного региона // Региональная экономика:
теория и практика. - 2010. - № 27(62). - С.29-37.
2. Балакина Г.Ф. Эколого-этнологическая концепция развития депрессивного региона // Региональная
экономика: теория и практика. - 2011. - № 28(211). - С.11-16.
3. Балакина Г.Ф. Стратегии развития Республики Тыва как депрессивного региона // Экономическое
возрождение России. - 2011. - № 4 (30). - С. 99-107.
---------♦'-----------
УДК 330.322.14. 338.43:336.566.21 А.Н. Лукьянов
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В статье на примере АПК Алтайского края обобщены регулирующие инновационную деятельность нормативно-правовые акты, инструменты государственной поддержки инновационноинвестиционных проектов и эффективность их реализации, доказана необходимость дальнейшей государственной поддержки развития сельскохозяйственного производства и обоснованы формы его поддержки со стороны федерального центра в связи со вступлением в ВТО.
Ключевые слова: государство, субсидии, лизинг, инвестиции в инфраструктуру, залог имущества, возмещение затрат, оформление документации, введение института уполномоченных.
A.N. Lukyanov STATE ROLE IN ENSURING INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
On the example of Altay territory agrarian and industrial complex regulatory and legal acts adjusting innovative activity, tools of innovative investment projects state support and efficiency of their realization are generalized, the indispensability of the further state support of agricultural production progress is proved, forms of its support from the federal center in connection with joining WTO are determined in the article.
Key words: state, subsidies, leasing, investments into infrastructure, property mortgage, compensation of expenses, documentation registration, introduction of authorized persons’ institution.
Введение. Активизация инновационных и инвестиционных процессов, без которых невозможно обеспечить рост производительности труда и снизить ресурсоемкость производства продукции, требует усиления мер государственной поддержки отрасли, так как в условиях нестабильности ценовой ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции и сохранения диспаритета цен внутри АПК невозможно не только внедрение инноваций, но и обеспечение нормального воспроизводственного процесса. При этом в реализации аграрной политики ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также