28 (211) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
УДК 338.22
ЭКОЛОГО-ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА*
Г. Ф. БАЛАКИНА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: balakina@tikopr. sbras. ru Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН
В статье определяется понятие депрессивного региона, анализируются его характерные черты. Дается обоснование регулирования развития депрессивных регионов на основеэколого-этнологической концепции, предлагаемой автором. Описываются особенности применения данной концепции на примере Республики Тыва.
Ключевые слова: регулирование социально-экономического развития, регион, эколого-этнологическая концепция, устойчивое развитие.
Депрессивность как социально-экономический феномен. Необходимость повышения эффективности социально-экономического развития депрессивных территорий за счет обеспечения комплексности их развития обусловлена последствиями затяжного трансформационного кризиса в России, безотлагательностью достижения динамичных темпов экономического роста и снижения остроты межрегиональных противоречий и уровней дифференциации развития субъектов Федерации. В последнее десятилетие очевидной стала необходимость разработки долгосрочных прогнозов в целях регулирования социально-экономического развития регионов для повышения уровня жизни населения, эффективности использования ресурсного потенциала региона, мобилизации потенциальных
* Статья выполнена в рамках исследования по проекту Российского гуманитарного научного фонда № 10-02 63102а/Т.
преимуществ территории. Методология формирования и реализации региональной политики в РФ пока не разработана в должной степени.
В то же время необходимость территориального подхода при разработке политики и стратегий обусловлена разнообразием этнокультурных, демографических, природных, геополитических, экономических условий в различных частях страны, а также задачей эффективного функционирования единого экономического пространства, осуществлением управления экономикой по линии «Федеральный центр — субъекты Федерации — муниципальные образования». Отсутствие цельной методологии исследования и прогнозирования регионального развития затрудняет процесс выработки стратегий развития депрессивных территорий, исследователям приходится использовать метод проб и ошибок, что усиливает актуальность данной проблематики.
В условиях перехода к рыночной экономике наряду с позитивными процессами роста эффективности специализации хозяйств регионов, что отразилось в жестком определении приоритетными для финансирования только высокодоходных отраслей хозяйства, проявились и негативные тенденции к усилению территориальной дифференциации социально-экономического развития. На рубеже XX—XXI вв. степень межрегиональных различий и проявление депрессивности социаль-
но-экономического развития в России достигли значений, угрожающих целостности государства. В связи с этим депрессивность необходимо рассматривать как объективное явление трансформационной экономики, как форму ускоренной эволюции территориальных систем при переходе от директивной экономики к рыночной.
Современная Россия в силу ее пространственной протяженности и неоднородности экономического развития составляющих ее территорий в настоящее время стоит перед дилеммой: продолжать политику выравнивания экономического роста регионов-лидеров и проблемных территорий или начать проводить политику развития, усиливая экономическое неравенство регионов. С одной стороны, государство не может оставить без поддержки депрессивные регионы, которые во многом существуют благодаря дотациям из федерального бюджета. Усиливающийся разрыв между уровнями экономического и социального развития регионов может привести к росту социальной напряженности, стать тормозом развития. С другой стороны, столь значительное перераспределение ресурсов в пользу отстающих регионов может сдерживать экономический рост в регионах — донорах федерального бюджета, снижать стимулы к наращиванию темпов экономического роста, увеличению налогооблагаемой базы.
Характерными чертами депрессивного региона являются:
— значительное и устойчивое отставание основных макроэкономических показателей — объема ВРП, выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения, объема инвестиций в основной капитал, подрядных работ в строительстве и ввода жилья — от среднероссийских;
— функционирование ряда ведущих предприятий региона в режиме неполного использования производственных мощностей или их закрытие;
— узость внутреннего рынка;
— высокий уровень безработицы и бедности населения, значительное количество жителей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума;
— ограниченность собственных финансовых ресурсов для выхода из кризисной ситуации, устойчивого динамичного развития экономики и социальной сферы;
— необходимость оказания государственной поддержки для выхода региона на траекторию устойчивого развития, обеспечения социальных гарантий жителям.
Регионы, развитие которых имеет указанные характерные черты, обладают признаками депрессивного развития и должны быть отнесены к депрессивным. Такое расширенное толкование понятия депрессивного региона обусловлено неполным использованием воспроизводственных ресурсов региона в сравнении с потенциальными возможностями производительных сил территории. Здесь и недостаточное использование производственного потенциала (некоторые предприятия закрыты, признаны банкротами или работают не в полную силу), и наличие значительной резервной армии труда, и низкий уровень развития добывающих и перерабатывающих производств при имеющихся существенных разведанных запасах минерального и природного сырья.
Изменение условий развития регионов обусловливает целесообразность формирования новой парадигмы регулирования депрессивного региона, которая базируется на следующих принципах:
1) повышение степени адаптации регионов к изменяющимся социально-экономическим условиям;
2) использование рыночных рычагов и методов для стимулирования межрегиональной конкуренции, расширения внешнеэкономических связей регионов с целью роста доходности региональных бюджетов;
3) стимулирование экономического развития регионов, где существует высокий потенциал роста, проведением федеральных конкурсов по созданию особых экономических зон в регионах, распределением средств федеральных целевых программ и с помощью других инструментов при соблюдении требований устойчивого развития территорий;
4) помощь депрессивным регионам на конкурсной основе по результатам эффективности работы региональных властей по организации функционирования социальной сферы, созданию институциональных условий развития рынков товаров, услуг, труда и капитала и регулированию развития производства;
5) оказание безвозмездной государственной помощи регионам с экстремальными условиями жизни и производства, богатыми природными ресурсами и не имеющими аналогов в районах с более благоприятными климатическими условиями;
6) адресная государственная помощь населению регионов, аналогичная той, что оказывается в решении социальных проблем населения северных территорий;
7) ориентация межбюджетных отношений на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов с целью предоставления населению социальных благ и услуг в соответствии с федеральными стандартами;
8) более эффективное использование рыночных рычагов и методов:
— на уровне федерального центра — это формирование новой концепции взаимоотношений с регионами, определение приоритетов региональной политики и политики распределения инвестиций;
— на уровне региона — это обеспечение сбалансированности в потреблении сырьевых ресурсов и их производстве, в развитии топливно-энергетического комплекса, мощностей строительных организаций и потребности в их услугах, потребности в кадрах и наличия трудовых ресурсов соответствующего уровня подготовки. Это и обеспечение сбалансированности бюджетов региона и муниципальных образований, повышение эффективности функционирования социальной сферы, внедрение методов бюджетирования, ориентированного на конечный результат, рост результативности реализации региональных целевых программ, завершение формирования институциональной структуры рынка, сохранение окружающей среды.
Регулирование развития депрессивных регионов на основе эколого-этнологической концепции. В целях более адекватного отражения социальных, этнических, экологических особенностей основных групп населения региона, использования специфических черт региональных моделей адаптации для повышения эффективности регулирования социально-экономического развития регионов необходимо модифицировать процесс формирования концепции развития депрессивного региона. Данная модификация должна происходить в направлении более полного учета факторов адаптации, ментальности, экологического поведения, экономической культуры. Указанную модификацию как процесс совершенствования автор предлагает осуществлять в рамках формирования эколого-эт-нологической концепции, под которой понимается модель развития региона в долгосрочном периоде. Она содержит систему представлений о целях и приоритетах устойчивого регионального развития как единства экономических, социальных, экологических и этнических ориентиров, направлениях и средствах реализации указанных целей, в полной мере использующих составляющие экономической культуры населения региона.
Основными принципами формирования предлагаемой автором концепции эколого-этнологичес-кого развития субъекта Федерации являются:
— согласованность, непротиворечивость основных направлений развития региона и долгосрочной концепции развития страны;
— взаимовыгодность реализации концепции для региона в целом и для составляющих регион муниципалитетов, позволяющая соблюсти паритет интересов региональных и муниципальных органов власти, бизнес-сообществ, предприятий и организаций;
— эквивалентность финансово-экономических отношений между государством и регионом, бизнесом и регионом, между субъектами региональной системы, позволяющая обеспечить динамичный экономический рост;
— эффективность реализации концепции, которая должна найти отражение в росте качества жизни населения, улучшении экономической и эколого-этнологической ситуации, увеличении доходов регионального бюджета, выходе на траекторию устойчивого развития региона.
Составными частями эколого-этнологической концепции являются:
— достижение стабильных темпов экономического роста при снижении остроты экологических проблем, недопущении нищеты, голода и эпидемий, то есть вывод региона на траекторию устойчивого развития;
— совершенствование методов взаимодействия компаний, добывающих сырье в регионе, с общинами коренных малочисленных народов, проживающих в местах залегания полезных ископаемых;
— стратегия инновационного прорыва реализуется как часть данной стратегии;
— учет особенностей этнорегиональных моделей социально-экономической адаптации на рынке труда региона при решении проблемы снижения безработицы;
— развитие новых производств опирается на учет особенностей этнологической ситуации в регионе, необходимость снижения социальной напряженности;
— совершенствование сферы образования в направлении повышения соответствия структуры выпускаемых специалистов потребностям существующих и перспективных производств;
— привлечение компаний, инвестирующих добычу природного и минерального сырья в регионе, к решению социальных и экологических проблем территории;
— соответствие создания новых рабочих мест ценностям, склонностям и предпочтениям жителей региона, а не только цели получения прибыли;
— отражение необходимости перехода на инновационный путь развития, совершенствования науки, образования и культуры при повышении значимости приграничных регионов, придании им особого статуса.
Формирование эколого-этнологической концепции развития депрессивного региона состоит из ряда блоков (рис. 1):
— анализа внешних условий: стратегических направлений долгосрочного развития страны, федерального округа, федеральных программ развития базовых и инфраструктурных отраслей в регионе;
— исследования ретроспективного развития экономики и социальной сферы региона в целях выявления его конкурентных преимуществ;
— выявления особенностей пространственного развития, сформировавшихся и возможных кластеров;
— формирования основных стратегических направлений развития территории и составляющих кластеров, долгосрочных приоритетов;
— разработки концепций инвестиционного, инновационного, промышленного и социального развития региона как ее составных частей;
— определения системы целевых индикаторов, обеспечивающих возможность непрерывного мониторинга хода реализации концепции.
В современной России в рамках совершенствования региональной политики осуществляется поиск механизмов государственного регулирования, способных задействовать инструменты и стимулы, отвечающие новым условиям и задачам территориального развития. Важным здесь является обоснованное определение основополагающей концепции такого регулирования. По мнению автора, возможна следующая дифференциация методических подходов к регулированию развития депрессивных регионов:
— регулирование на основе патерналистско-традиционной концепции, целью которой является повышение однородности социально-экономи-
Рис. 1. Схема формирования эколого-этнологической концепции развития депрессивного региона
ческого пространства страны, снижение остроты различий в уровнях развития регионов на основе применения селективного принципа;
— регулирование на основе конкурентно-рыночной концепции, направленной на активизацию механизмов саморазвития каждого из регионов в условиях конкуренции на рынках инвестиционного капитала, рабочей силы и природных ресурсов [2];
— регулирование на основе концепции, сочетающей признаки патерналистско-традиционной и конкурентно-рыночной моделей региональной политики, или другими словами, регулирование на основе «смешанной» модели, типы которой различаются по мере задействования дирижистских и либеральных мер;
— регулирование на основе концепции устойчивого развития экономики, которое является частным случаем регулирования на основе «смешанной» модели и социальной модели региональной политики, реализуемой в современной России. Предлагаемая автором эколого-этнологическая концепция региональной политики есть реализация концепции устойчивого развития, расширенной за счет учета действия социокультурных факторов.
В настоящее время в России совершенствование региональной политики происходит в рамках реализации «смешанной» модели с доминированием признаков государственной политики регулирования развития депрессивных регионов патерналистского типа с приоритетным регулированием параметров социального развития. В формируемой новой парадигме государственного
регулирования регионального развития уживаются два подхода: продолжение политики выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и формирование политики приоритетной поддержки регионов-доноров как «локомотивов роста». Политика выравнивания касается депрессивных регионов, характеризующихся низким уровнем ВРП и занятости, и нацелена на содействие в создании условий повышения темпов экономического развития, обеспечивающих реальное подтягивание уровней развития наименее развитых регионов к средним по стране показателям. По замыслу авторов идеи «локомотивов роста» вместо оказания помощи многочисленным депрессивным регионам необходимо перейти к поддержке регионов-лидеров, что повлечет достаточное ускорение их развития, чтобы вызвать реакцию экономического оживления в большинстве депрессивных территорий.
Особенностью регулирования на основе эколо-го-этнологической концепции является принятие управленческих решений и выработка комплекса управленческих воздействий на базе более полного учета факторов адаптации, ментальности, экологического поведения, экономической культуры населения региона. Принятие данной авторской концепции детерминирует совершенствование институциональной основы регулирования регионального развития, формирование нового для России института учета особенностей поведения населения, отсутствие которого во многом определяет «пробуксовку» и низкие темпы реализации, казалось бы, современных, продуманных и обоснованных решений по модернизации экономики, переводу ее на инновационный путь развития.
Критерии устойчивого развития депрессивного региона представляют собой совокупность экономических, социальных, экологических и этнологических показателей, рассматриваемых в динамике.
К экономическим показателям можно отнести:
— динамичный экономический рост без значительных кризисных спадов, стабильное увеличение объема производства ВРП на душу населения;
— постоянное увеличение собственных доходов, опережающее рост расходов регионального бюджета.
К социальным показателям относятся:
— несокращение или рост численности населения региона;
— опережающий рост среднедушевых доходов населения относительно величины прожиточного
минимума, последовательное динамичное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (уровня бедности населения);
— стабильное снижение безработицы;
— рост продолжительности жизни населения региона улучшение его соотношения с аналогичным среднероссийским показателем, который также далеко не оптимален.
Экологическая ситуация в регионе характеризуется следующими показателями:
— снижением заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями;
— сокращением или стабилизацией уровня загрязнения окружающей среды: воздуха, почвы, воды; надежным хранением и переработкой отходов, содержащих опасные вещества;
— возрождением системы кочевого животноводства с целью снижения нагрузки на пастбища и предоставления возможности и времени на восстановление растительного покрова на отдельных участках пастбищ;
— сохранением биоразнообразия как индикатора изменений природной среды, происходящих под влиянием естественных факторов и деятельности человека [1].
К этнологическим показателям относятся:
— индикаторы, характеризующие снижение социальной и межэтнической напряженности и стабилизацию ее на достаточно низком уровне;
— индикаторы, характеризующие динамику этнических стереотипов, удовлетворенность трудом, оценку жителями региона своего социально-экономического статуса и возможности его изменения.
Принципиальными направлениями в совершенствовании модели регулирования социально-экономического развития депрессивных регионов являются:
— выработка системы инструментов селективного воздействия на темпы и пропорции развития отдельных регионов;
— создание централизованных целевых фондов развития депрессивных территорий, ресурсами которых вправе воспользоваться регионы, удовлетворяющие определенным критериям. Возобновление деятельности Фонда развития регионов для финансирования и развития инфраструктуры, повышения адаптивности работников на рынке труда, содействия приграничному и межрегиональному сотрудничеству;
— более тесная увязка федеральной политики по поддержке регионов с инструментами и институтами, формирующимися на этапе модерниза-
ции, особенно в сфере исследований, инноваций, инфраструктурного строительства, сохранения и восстановления окружающей среды;
— результатом регулирования регионального развития должно стать сплочение регионов, сближение уровней их развития на базе качественно нового экономического роста, совершенствования занятости населения, сфокусированного инновационного развития, а не противопоставление депрессивных регионов регионам-лидерам;
— поддержка формирующейся системы стратегического планирования регионального развития.
Особенности эколого-этнологической концепции Республики Тыва. Республика Тыва относится к депрессивным регионам, характерными чертами развития которых в трансформационный период являются значительный спад объемов промышленной и аграрной продукции, низкий уровень оплаты труда и доходов населения, высокий уровень безработицы. Неустойчивость экономических процессов, сопровождающаяся значительным уровнем социальной напряженности, детерминируется кризисными явлениями в базовых отраслях хозяйства, жилищно-коммунального комплекса, социальной сферы и инфраструктурных отраслях, обусловленными трансформационным кризисом, — все это характерно для современного развития Республики Тыва. Переломить сложившиеся негативные тенденции можно лишь посредством принятия комплекса безотлагательных мер, который в частности включает реализацию мероприятий по преодолению отставания развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры: ускорение строительства железной дороги Кызыл — Курагино, вовлечение в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, решение проблемы стабильного тепло- и электроснабжения населенных пунктов республики.
Геополитическая роль Тувы в общероссийском разделении труда и обеспечении национальной безопасности определяется следующими факторами:
— приграничным положением. Южной границей республики является государственная граница Российской Федерации с Монголией, где быстрыми темпами обустраивается приграничная территория, развивается таможенная инфраструктура;
— необходимостью вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых — каменного угля, меди, молибдена, кобальта, никеля, асбеста, редкоземельных элементов;
— республика является местом проживания уникального этноса — тувинского народа и ту-
винцев-тоджинцев, коренного малочисленного народа Севера;
— республика является регионом с аграрной специализацией хозяйства, обеспечивающим собственную продовольственную безопасность.
Проведенное исследование позволяет обоснованно предложить основные направления целесообразных управленческих решений с учетом специфики геополитической миссии Республики Тыва. Основными задачами современного этапа развития экономики республики являются:
— ускоренное преодоление последствий трансформационного и финансово-экономического кризиса;
— выход из убыточности ряда предприятий;
— интеграция экономики Тувы в российскую экономику;
— завершение основных институциональных преобразований;
— осуществление крупных инвестиционных проектов, способных вывести экономику региона на самоокупаемость;
— рациональное природопользование и бережное отношение к окружающей среде;
— укрепление межнациональных отношений на основе сохранения и развития культуры народов Тувы.
Концепцию стратегического развития Республики Тыва как депрессивного региона со слабым использованием природно-ресурсного потенциала целесообразно формировать исходя из безальтернативности социальной направленности стратегии и инновационного пути развития территории в целях вывода региона на траекторию устойчивого развития. Совершенствование механизма государственного регулирования экономики депрессивного региона должно осуществляться в направлении вывода его на траекторию устойчивого развития. В качестве основы модели стратегического развития Тувы целесообразно применить эколого-этнологическую концепцию. Это обусловлено следующими факторами:
— экологической хрупкостью природы региона, приравненного к районам Крайнего Севера;
—. совместным проживанием этносов — русского и тувинского, включающего коренной малочисленный народ тувинцев — тоджинцев;
— значительным отставанием параметров социально-экономического развития республики от среднероссийских;
— глубокой дотационностью бюджета региона, которая может быть преодолена только в рамках
модернизации экономики, перехода на инновационный путь развития, характерный тем, что развитие базовых отраслей экономики осуществляется на основе наукоемких, экологически чистых производств;
— необходимостью совершенствования моделей и методов регулирования рынка труда Тувы на основе исследования особенностей этнорегио-нальных моделей адаптации.
Для экономического развития Республики Тыва характерен стабильно высокий уровень безработицы. Проекты по вовлечению в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья в Туве открывают новые возможности для незанятого населения республики, поскольку возведение крупных объектов и дальнейшая их эксплуатация станет мощным фактором социально-экономического развития для коренного населения республики. Промышленные очаги будут формироваться в районах, где тувинцы составляют до 90 % населения. Численность занятых в экономике Тувы пополняется в основном за счет внутриреспубликанс-ких ресурсов, и темпы роста численности трудовых ресурсов определяет коренное население ввиду его преобладающего удельного веса и высокого уровня естественного прироста.
В сложившейся ситуации в сфере труда все более весомую роль играют и такие факторы, как рыночные условия, конкуренция, адаптация, борьба за выживание. Как показала практика, в современных условиях более востребованными оказались те профессии, которыми по большей части владело русское население — квалифицированные работники промышленных предприятий, работники торговли и сферы обслуживания. Таким образом, в процессе адаптации в трудовой сфере русские жители со своим социально-экономическим «багажом» оказались в более выгодном положении, чем титульная национальность.
Особые условия экономического развития республики приводят к формированию специфической для Тувы этнорегиональной модели рынка труда. Потребность в обосновании теоретико-методологических подходов к этой проблеме, обобще-
ние опыта и противоречий, в которых происходит становление рынка труда в Туве, необходимость рассмотрения этнокультурных аспектов рынка труда, наличие специфических проблем и различных возможностей их решения, значимость рынка труда для регионального развития детерминируют актуальность изучения этнорегиональных моделей адаптации в регионе.
В современной России формируется новая парадигма региональной политики как основа стратегического управления социально-экономическим развитием регионов в условиях модернизации экономики и социальной сферы, перехода на инновационный путь развития, достижения стабилизации экономического роста. Недостатком региональной политики является чрезмерная централизация функций управления и финансовых средств. Не в полной мере применяется дифференцированный подход к регионам различного типа, основанный на учете особенностей отдельных групп регионов, в частности к депрессивным регионам Сибири.
В целях совершенствования региональной политики, учета особенностей развития депрессивных территорий предлагается регулирование их социально-экономического развития осуществлять на базе эколого-этнологической концепции. Данная концепция сформирована исходя из выявленных закономерностей современных процессов регионального развития. Регулирование развития на основе предлагаемой концепции позволит стимулировать регионы к внедрению инноваций, совершенствованию структуры производства, переходу к экономике знаний, создаст условия для стабильного экономического роста без ущерба природной среде, улучшения этносоциальной ситуации.
Список литературы
1. Балакина Г. Ф, Заика В. В. Устойчивое развитие экономики депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 27. С. 29-37.
2. Швецов А. Н. Совершенствование региональной политики: концепции и практика. М. : КРАСАНД. 2010. 320 с.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru