Научная статья на тему 'Устойчивое развитие депрессивного региона'

Устойчивое развитие депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
287
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Балакина Г. Ф., Заика В. В.

Рассмотрены основные проблемы социально-экономического и экологического развития Республики Тыва. Предложены основные направления совершенствования хозяйственного механизма в целях ориентации экономики республики на внедрение природоохранных технологий, сохранения культуры этносов, населяющих республику. Авторы обосновывают необходимость разработки Стратегии устойчивого развития Республики Тыва, направлений развития экономики и социальной сферы региона, этапов выхода на траекторию устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие депрессивного региона»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

Г. Ф. БАЛАКИНА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: balakina@tikopr.sbras.ru

В. В. ЗАИКА, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией геоэкологии e-mail: odonta@mail.ru Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН

Рассмотрены основные проблемы социально-экономического и экологического развития Республики Тыва. Предложены основные направления совершенствования хозяйственного механизма в целях ориентации экономики республики на внедрение природоохранных технологий, сохранения культуры этносов, населяющих республику. Авторы обосновывают необходимость разработки Стратегии устойчивого развития Республики Тыва, направлений развития экономики и социальной сферы региона, этапов выхода на траекторию устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, целевой ориентир, депрессивный регион, стратегия устойчивого развития.

1. Современный уровень проработки проблемы устойчивого развития. Поиск учеными оптимального соотношения между современным экономическим развитием, экономическим ростом и необходимостью сохранения окружающей среды привел исследователей к необходимости определить, что же следует понимать под устойчивым развитием. Наиболее распространенным определением устойчивого развития является понимание его как способности удовлетворить потребности нынешнего поколения людей без угрозы для возможности

удовлетворения потребностей последующих поколений [10, с. 4, 8].

Это определение в различных редакциях неоднократно воспроизводилось в российской научной литературе. Например, в работе [9, с. 15] устойчивое развитие понимается как такая «... модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений...».

Другими словами, суть проблемы устойчивого развития для каждой страны состоит в том, чтобы развитие экономики при удовлетворении возрастающих потребностей населения вписывалось в пределы экологических возможностей планеты. Проблема устойчивого развития включает два аспекта: потребности общества и способности окружающей среды удовлетворять имеющиеся и будущие потребности человечества.

Поэтому при разработке региональной стратегии устойчивого развития необходимо пользоваться критерием прогресса, включающим социально-экономическую и экологическую составляющие. При определении понятия «устойчивое развитие региона» следует исходить из того, что модель

устойчивого развития страны есть обобщающая модель, во многом интегрирующая на федеральном уровне схемы устойчивого развития отдельных регионов. На федеральном уровне целесообразно разрабатывать общую методологию устойчивого развития, формирующую условия функционирования всего национального хозяйства. Хотелось бы заметить также, что народы, населяющие Россию, независимо от их численности должны иметь возможность принимать участие в решении своей судьбы, в том числе в решении проблем размещения крупных производств на территориях их традиционного проживания. Необходимо разработать и законодательно оформить механизм применения народами права «вето» в спорных ситуациях, поскольку без таких мер невозможно сохранение культуры и традиций этносов. Да и само существование этнических групп в будущем может стать проблематичным, вспомним хотя бы ситуацию с народами Севера России, сложившуюся при разработке месторождений нефти и природного газа, приведшую практически к уничтожению их традиционного уклада жизни.

2. Этапы восприятия идеи устойчивого развития. Термин «устойчивость» появился в начале 1980-хгг. В течение последующих десяти лет был опубликован ряд работ, в которых обсуждалась возможность устойчивого развития современного общества. Идеи устойчивого развития легли в основу доклада Всемирной комиссии по охране среды и развитию «Наше общее будущее» [10], и с этого времени они стали идеологией экополитики развитых стран Запада. Сторонники устойчивого развития полагают, что существует возможность удовлетворения потребностей современного поколения без вреда для будущих поколений — мировые ресурсы вполне достаточны для удовлетворения долговременных потребностей человечества.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию. Мировым сообществом был констатирован ряд глобальных проблем, вставших перед человечеством, решение которых невозможно без кардинального изменения характера развития цивилизации в целом и каждой страны в отдельности. В качестве основы новой парадигмы была провозглашена концепция устойчивого развития. Переход на устойчивое развитие требует выработки и осуществления широкомасштабной стратегии на мировом уровне, включающей в себя решение проблем бедности, перенаселения, взаимоотношений между богатым Севером и бедным Югом [И]. Госу-

дарства обязались также разработать национальные стратегии движения по этому пути.

В это же время была принята Международная конвенция о сохранении биологического разнообразия как единая правовая основа всех международных соглашений по охране видов и их конкретных популяций, а также сообществ и экосистем. Несколько раньше, в 1986г., в США состоялся форум по биологическому разнообразию. Именно угроза потери многих элементов многообразия жизни, в первую очередь видов и целых их комплексов, замены их космополитическими синантропными комплексами организмов заставила осознать биологическое разнообразие не только как общее понятие, но и как глобальный объект охраны, характеризующий состояние среды обитания человека. При этом сохранение биологического разнообразия требует не только сиюминутных, экстренных мер спасения, но и разработки долговременной системы мер, включая и неистощительное природоиспользование.

Своеобразными вехами в разработке проблемы устойчивого развития являются всемирные конференции ООН и принятые на них документы. В формировании Концепции устойчивого развития как новой парадигмы развития цивилизации просматриваются следующие этапы:

I — восприятие мировой общественностью идеи устойчивого развития (1980-егг.);

II — признание государствами мира необходимости кардинального изменения парадигмы развития цивилизации, создание Межгосударственной комиссии ООН по устойчивому развитию, Консультативного совета по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН, проведение под эгидой ООН ряда совещаний по проблемам устойчивого развития (1992—1995гг.);

III — переход оттеории к практике, разработка и принятие к выполнению национальных программ перехода на модель устойчивого развития (1996-2001 гг.);

ГУ — с 2002 г. по настоящее время [4, с. 23—27].

Современный этап разработки идеи устойчивого развития начался с проведения Всемирной конференции по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. Конференция состоялась в условиях спада международной экологической активности. Целями конференции были подведение итогов деятельности по реализации решений Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и принятие программы эффективных действий на будущее. Принят план выполнения решений по

устойчивому развитию, содержащий следующие основные направления деятельности:

• обеспечение населения чистой питьевой водой и услугами канализации, источниками энергии, услугами здравоохранения, продовольствием, а также реализация мер по сохранению биологического разнообразия;

• постановка процесса глобализации на службу устойчивому развитию;

• изменение нерациональных моделей производства и потребления;

• предоставление финансовых ресурсов на основе расширения официальной помощи развитию, а также передача экологически чистых технологий;

• поддержка устойчивого развития в Африке;

• укрепление международного управления устойчивым развитием с применением системного и глобального, а не современного разрозненного, подходов [3, 5].

В рамках современного этапа разработки идеи устойчивого развития можно выделить два периода: 2005—2008 гг. и с 2009 г. по настоящее время. В первом периоде вступил в силу Киотский протокол, регулирующий глобальную защиту климата и имеющий статус международного договора. Ряд стран ЕС: Германия, Великобритания, Люксембург сократили объемы выбросов парниковых газов на 18—19% за счет применения более экологичных технологий, меньшего потребления энергии, использования возобновляемых энергоисточников. Власти Китая содействовали внедрению около 1 млн природоохранных технологий, импортируемых из других стран, на сумму 100 млрд юаней. Группа ученых, возглавляемая Э. Гором, проводившая под эгидой ООН исследование климатических изменений, в 2007 г. получила Нобелевскую премию мира за анализ признаков и последствий глобального потепления климата планеты [2, с. 92—97]. В этот период произошел принципиально важный переход от осознания необходимости устойчивого развития к практическим действиям по реализации его концепций и стратегий.

Однако на современном этапе разработки и внедрения идеи устойчивого развития следует признать, что стратегия устойчивого развития в планетарном аспекте, имеющая в виду человечество в целом, до сих пор практически не выработана. Ряд развитых стран имеют разработанные и утвержденные национальные программы достижения устойчивого развития и планы их реализации. В 2006 г. к решению поставленных задач приступи-

ли 36 % стран — членов ООН и 6 % стран активно занимались разработкой национальных стратегий устойчивого развития [4, с. 114]. Развитые страны не выполнили в полной мере взятых на себя обязательств: размер помощи развивающимся государствам составил 0,35 % ВНП развитых стран, который затем снизился до 0,22% по сравнению с предусмотренными 0,7%.

Второй период современного этапа начался в 2009 г. при подготовке к конференции ООН по изменению климата в Копенгагене в декабре 2009 г. Участники конференции констатировали, что усилия мирового сообщества, направленные на решение глобальных экономическихпроблем, пока не привели к улучшению ситуации. Принятые меры по сдерживанию изменений климата не позволили обеспечить перелом сложившихся негативных тенденций: глобального потепления климата вследствие повышения концентрации двуокиси углерода в атмосфере; загрязнения атмосферного воздуха, почвы и пресных водных источников и Мирового океана, сокращения лесных ресурсов; уменьшения биологического разнообразия. Итоговый документ конференции ООН по изменению климата, выдвинутый США, Китаем, Индией, ЮАР и Бразилией, получил название «Копенгагенское соглашение». Эта политическая декларация не имеет юридической силы. В Соглашении ставится цель ограничить повышение температуры на планете 2 градусами. Для этого необходимо к 2050 г. вполовину снизить выбросы парниковых газов от уровня 1990 г., но в документе нет конкретных цифр. Кто и на сколько ограничит свои выбросы, каким образом будет достигнут этот результат — неизвестно. Участники конференции не одобрили, а лишь приняли к сведению данный документ. Было согласовано краткосрочное финансирование. Развивающимся странам Европа выделяет 7 млрд евро в год на пери-одс2010по 2012 г. США и Япония предоставляют на эти цели 10 млрд евро. После этого ежегодная помощь составит 70 млрд евро вплоть до 2020 г. Еще 2 млрд евро предоставляется на срочную борьбу с исчезновением лесов. Международный контроль над расходованием этих средств не обозначен [8].

В России восприятие идеи устойчивого развития отмечено следующими вехами. В феврале 1994 г. Президент РФ подписал Указ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В январе 1995 г. Правительство во исполнение Указа Президента РФ распространило для широкого обсуждения проект Концепции пе-

рехода РФ на модель устойчивого развития. В Концепции подчеркивается: «... В основу Концепции устойчивого развития положена идея динамично сбалансированного развития триады — экономика, природа, общество...» [6, с. 3699]. Общее требование к модели устойчивого развития — обеспечение гармоничного сочетания социально-экономических и экологических приоритетов развития общества в настоящем, средне- и долгосрочной перспективах. При этом существенным является то, что, несмотря на экологическую ориентацию, проблема устойчивого развития остается в целом больше социальной и экономической.

В апреле 1996 г. Концепция перехода РФ на устойчивое развитие была утверждена Указом Президента РФ. В Концепции подчеркивается, что переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей. Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке [6, с. 3697].

Хотя в ходе подготовки к Всемирной встрече в Йоханнесбурге в 2002 г. Комиссия по проблемам устойчивого развития Государственной Думы РФ подготовила Научную основу стратегии устойчивого развития РФ, рекомендация ООН о том, что к 2002 г. во всех странах должны быть разработаны национальные стратегии устойчивого развития, отражающие обязанности и вклад всех заинтересованных сторон, в России остается невыполненной: Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации в настоящее время не принята.

Современный этап восприятия российской общественностью идеи устойчивого развития можно охарактеризовать, как отход от банального понимания устойчивости и попытку переведения этой доктрины в практическую плоскость. Однако разработка национальной программы устойчивого развития встречает на своем пути непонимание, замалчивание, нежелание этим заниматься.

В ряде регионов России силами ученых разработаны концепции регионального устойчивого развития. Одни региональные программы делают упор на вопросы хозяйственного развития территории, другие — на экологические проблемы региона, сводя понятие устойчивого развития на региональном уровне только к требованию сохранения биосферы

и локальных экосистем. На взгляд авторов, необходимо достигнуть некоего паритета экономических, социальных и экологических мероприятий. В противном случае правомерно говорить не о программе устойчивого развития территории, а о направлениях защиты окружающей среды или развития региональных производительных сил.

В качестве целевых ориентиров устойчивого развития могут быть выбраны показатели, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России и регионов в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах. Основные показатели качества жизни могут быть выражены следующими индикаторами:

• продолжительностью жизни человека (ожидаемой при рождении и фактической);

• состоянием здоровья человека;

• отклонением состояния окружающей среды от нормативов;

• уровнем знаний или образовательных навыков населения;

• доходом (измеряемым валовым внутренним продуктом на душу населения);

• уровнем занятости, степенью реализации прав человека.

Критерием, определяющим степень природо-емкости хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике.

В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды в целом, а также основных экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров — показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения [6, с. 3699—3700].

В качестве критериев устойчивого развития региона могут быть названы:

• динамичный экономический рост без значительных кризисных спадов, стабильное увеличение объема производства ВРП на душу населения;

• постоянное увеличение собственных доходов, опережающее рост расходов регионального бюджета;

• несокращение или рост численности населения региона;

• опережающий рост среднедушевых доходов населения относительно величины прожиточного минимума, последовательное динамичное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума — уровня бедности населения;

• стабильное снижение безработицы;

• рост продолжительности жизни населения региона, улучшение его соотношения с аналогичным среднероссийским показателем, который также далеко не оптимален;

• снижение социальной напряженности и стабилизация ее надостаточно низком уровне;

• снижение заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями;

• сокращение или стабилизация уровня загрязнения окружающей среды: воздуха, почв, воды; надежное хранение и переработка отходов, содержащих опасные вещества;

• возрождение системы кочевого животноводства с целью снижения нагрузки на пастбища и предоставления возможности и времени на восстановление растительного покрова отдельным участкам пастбищ;

• сохранение биоразнообразия как индикатора изменений природной среды, происходящих под влиянием естественных факторов и деятельности человека.

3. Особенности экологической ситуации в Республике Тыва. Для Республики Тыва, одной из приграничных территорий России, характерны резко континентальный климат, высокогорный рельеф, значительная сейсмическая активность, разветвленная сеть больших и малых рек и озер. Республика Тыва с точки зрения геоэкологии представляет собой уникальный регион Центральной Азии: здесь совмещаются криоаридные и боре-альные природные зоны, проходит самая северная граница пустынь и самая южная граница тайги. Здесь сосредоточены на небольшой территории практически все основные ландшафты: пустыни, степи, леса, тундры и ледники. Указанные качества дают возможность исследовать особенности возникновения и формирования современной флоры и фауны при изучении палеоэкологии горных котловин региона и их обрамления.

В силу особенностей геологического развития

и географического положения территория Республики Тыва представляет собой область повышенного биоразнообразия и центр видообразования. Именно поэтому Республика Тыва вместе с другими территориями Алтае-Саянского экорегиона отнесена к наиболее ценным территориям глобального масштаба. В Алтае-Саянском экорегионе, по данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), сосредоточена заметная часть мирового разнообразия флоры и фауны.

Также ценным для исследователей является наблюдаемое в последние 10—15 лет значительное изменение климата в регионе. В первую очередь это связано со смягчением его резко континентального характера, повышением зимних температур, существенным увеличением количества осадков как в летний, так и в зимний период, уменьшением количества солнечных дней в году. Происходит трансформация границ ареалов животного и растительного мира Тувы. Процессы изменения климата проходят в сочетании с антропогенным воздействием, особенно значительным в районах развития горнодобывающей промышленности, выпаса скота, лесозаготовок, неконтролируемого туризма. Существенное влияние на развитие геоэкологичеких процессов в Центральной Туве оказывает Улуг-Хемская часть Саяно-Шушенско-го водохранилища. Здесь поставлен глобальный эксперимент с превращением лесных экосистем в степные и болотные, что представляет собой своеобразный полигон для изучения трансформации экосистем, качественные и количественные характеристики процессов которой практически не изучены.

К основным экологическим проблемам Республики Тыва, по нашему мнению, следует отнести:

• загрязнение водных источников техногенными отходами;

• хранение отработанных отвалов комбината «Тувакобальт», в которых находится концентрат, содержащий около 75 тыс. т мышьяка при концентрации 3,3%; подвергаясь ветровой и водной эрозии, они представляют большую экологическую опасность. В настоящее время наблюдается просачивание мышьяксодержа-щих вод в р. Элегест, связанную с р. Енисей;

• негативное воздействие радиоактивного загрязнения юго-западных районов Республики Тыва — последствия испытаний ядерного оружия на Семипалатинском (Россия) и Синь-дзянском (Китай) полигонах;

• загрязнение северо-западной территории отделяемыми частями ракет-носителей «Протон» и остающимся в них топливом;

• воздействие Саяно-Шушенского водохранилища на прилегающие территории;

• ухудшение состояния воздушного бассейна городов и промышленных центров;

• неэффективная охрана лесных ресурсов;

• обеднение видового состава кормовых угодий, пастбищ вследствие роста нагрузки на них из-за увеличения поголовья скота, нарушения правил выпаса, отказа от отгонной системы животноводства;

• уменьшение видового разнообразия флоры и фауны вследствие антропогенного воздействия.

Река Енисей — главная водная артерия Республики Тыва, воды которой отнесены к 5-му и 6-му классам загрязненности. Наиболее распространенными загрязняющими веществами поверхностных вод республики являются нефтепродукты, фенолы, соединения меди, цинка. В республике имеется несколько районов, подверженных деструктивному антропогенному воздействию, находящихся в катастрофическом состоянии, имеющих непосредственную связь с р. Енисей, а именно: Улуг-Хемская часть Саяно-Шушенского водохранилища, полигоны горнодобывающей промышленности, территории падения отделяемых частей ракет-носителей на западе региона.

Саяно-Шушенское водохранилище, будучи крупным природно-техногенным комплексом, оказывает существенное, часто негативное воздействие на территорию Республики Тыва и обширные пространства Центрально-Азиатского региона. Именно здесь происходит накопление илов, содержащих ранее названные загрязняющие химические вещества, смытые из наземных экосистем и привнесенные водными потоками. Также в водохранилище наблюдаются активизация гравитационных процессов, переработка и подтопление берегов, изменение гидродинамики подземных вод, разуплотнение и активизация процессов выветривания, изменение напряженно-деформационного состояния оснований и примыканий плотины, изменение климата, деградация лесных ландшафтов и другие процессы.

На берегах водохранилища из-за колебаний уровня воды в нем складывается критическая ситуация с разрастанием заболоченных участков, являющихся местами развития многих видов гельминтов (паразитическихчервей, возбудителей болезней

сельскохозяйственных животных и человека). За последние годы резко возросла зараженность рыб гельминтами и продолжается ее распространение вверх и вниз по течению Енисея. Исчезнувшие в результате затопления пастбища вынуждают население в нарушение правил выпасать скот на площади, заливаемой при заполнении водохранилища водой, способствуя тем самым поддержанию очага заражения гельминтами.

На западе Республики Тыва наиболее уязвим район высокогорного озера Кара-Холь, именно здесь происходит загрязнение не только частями ракет, но и ракетным топливом — гептилом. Эта площадь относится к бассейну р. Хемчик — крупного левого притока р. Енисей.

4. Разработка Концепции устойчивого развития в Республике Тква. Первый опыт разработки в республике Концепции устойчивого развития осуществлен в 1995 г. сотрудниками Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН [7, с. 18—32], но Концепция не получила статуса официального документа. Затем идеи устойчивого развития Республики Тыва были воплощены в ряде статей и вошли как базовые положения в стратегические документы перспективного развития республики: Программу социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2010 г. (1999 г.)идо 2012г. (2007г.), Стратегию развития Республики Тывадо 2020 г. (2007г., 2009 г.).

Республика Тыва относится к проблемным регионам, отстающим в экономическом отношении. Развитие республики характеризуется чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалами. На усиление экономической базы отстающих регионов потребуется значительное время и активная поддержка государства, прежде всего в вопросах привлечения сюда инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет федерального бюджета. Предусмотрено, что населению таких регионов будет оказываться социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Наиболее острой проблемой развития регионов такого типа является подтягивание их экономического потенциаладо среднероссийского уровня.

Хозяйство Республики Тыва имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Дотации из федерального бюджета составляют до 80 % бюджета республики. Основные проблемы развития республики сводятся к необходимости:

• последовательного сокращения доли субвенций в республиканском бюджете;

• создания отраслей глубокой переработки местного сырья на базе новых технологий;

• расширения смежных и обслуживающих производств и отраслей, обеспечивающих потребности внутреннего и внешнего рынка;

• решения проблем повышения уровня жизни, ликвидации бедности, изменения характера потребления, защиты здоровья населения, предотвращения эпидемий;

• развития экологической экономики, внедрения экологически чистых видов производства;

• ориентации структуры хозяйственного комплекса республики на экономическую культуру этносов: навыки, трудовые традиции и профессиональный опыт населения.

Одним из основных путей выхода из депрессивного состояния экономики является, на взгляд авторов, переход к устойчивому развитию региона, которое предполагает укрепление его социально-экономического потенциала, вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов региона в интересах нынешнего и будущих поколений. Под устойчивым развитием региона понимается такая модель развития территории, при которой во главу угла ставятся: достижение стабильного экономического роста; совершенствование состояния социальной сферы; рост доходов населения; не разрушается культура народов, населяющих регион; не допускается нищета, голод и эпидемии; не позволяются загрязнение и деградация окружающей среды.

Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет и местных особенностей, предусматривающий, в частности для депрессивных регионов:

• формирование регионального хозяйственного механизма, стимулирующего стабильный экономический рост и регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

• реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем: восстановление стабильной работы градообразующих предприятий, инициирование развития малого инновационного бизнеса, ориентированного на внедрение природоохранных технологий;

• создание эффективной системы социальной защиты населения, трансформирующейся к изменениям экономической динамики с целью снижения уровня бедности и ликвидации нищеты;

• выполнение комплекса эффективных природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение, сохранение лесопарковых зон и благоустройство;

• осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и обеспечение населения качественной питьевой водой;

• развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, в растениеводстве — реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, в животноводстве — защита пастбищ и кормовых угодий от деградации, регулирование выпаса, применение экологически безопасных препаратов для борьбы с болезнями животных.

Формируемый в новых экономических условиях хозяйственный комплекс Республики Тыва должен отражать национальные особенности и реальные возможности производительных сил региона. Также следует предусмотреть:

• возрождение традиций этнической общины;

• создание сети малых предприятий в сельских районах, возрождающих традиционные народные промыслы коренного населения (изготовление малогабаритной мебели для переносных домиков (юрт) чабанов, сбруи, упряжи, национальной одежды, обуви, посуды, других предметов быта);

• дальнейшее развитие национальных художественных промыслов — резьба по камню и дереву, выделка шкур и производство готовых изделий из шерсти, кожи, меха ит. п. Утверждение Правительством Республики Тыва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегии развития на долгосрочную перспективу до 2020 г., принятие решения о строительстве железной дороги Курагино—Кызыл, обсуждение социально-экономических проблем Республики Тыва на заседании Правительства РФ в марте 2008 г., по сути дела, ознаменовали наступление нового этапа в экономическом развитии республики. Началась

реализация стратегических инвестиционных проектов по вовлечению в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья Республики Тыва. В данных условиях целесообразно разработать и приступить к реализации Стратегии устойчивого развития Республики Тыва, основные направления которой стали бы детализацией на региональном уровне концептуальных положений Национальной стратегии устойчивого развития России.

Основными стратегическими направлениями движения Республики Тыва к устойчивому развитию, на взгляд авторов, являются следующие:

1) развитие обрабатывающих производств на основе роста добычи минерального сырья, например, создание производства бездымного брикетированного топлива из каменного угля;

2) кластерная организация хозяйства и социальной сферы;

3) совершенствование инновационной системы республики: создание условий для внедрения инноваций и продвижения новых ресурсосберегающих технологий на рынок;

4) обеспечение социальных стандартов уровня жизни населения — развитие систем образования, здравоохранения и социальной защиты, физической культуры и спорта, культуры, искусства и духовного развития, жилищно-коммунальной инфраструктуры, содействие строительству социального и коммерческого жилья;

5) решение экологических проблем, экологическая и этноэкологическая экспертиза перспектив реализации масштабных проектов вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых в республике.

Не менее важными направлениями развития следует признать:

• организацию развития и сохранения народных промыслов этносов, населяющихрегион;

• отработку механизма согласования перспектив развития добывающих и обрабатывающих производств в местах проживания коренных малочисленных народов Севера;

• решение проблемы транспортной изолированности республики;

• повышение степени коммерциализации научных разработок академических учреждений и вузов республики;

• развитие связей республики с сопредельными трансграничными территориями России и Монголии.

При создании предпосылок устойчивого развития могут быть выделены два этапа. На первом этапе, длительность которого составит 10—15 лет, а началом послужит момент выхода государства из системного кризиса, в республике целесообразно приоритетно развивать аграрный сектор, используя традиции и навыки коренного населения в отгонном животноводстве. Необходимо сформировать комплекс отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. В результате проведения мероприятий по созданию предприятий по переработке шерсти, кожи, меха и пошиву изделий из них, численность занятых в легкой промышленности может значительно увеличиться, адоля продукции отрасли в ВРП Республики Тыва превысит к 2012 г. 10 %. То есть в народном хозяйстве республики возможно создание новой отрасли, ориентированной на удовлетворение спроса на товары народного потребления. Получит дальнейшее развитие пищевая промышленность, доля продукции которой в ВВП Республики Тыва возрастет к 2012г. на 17—20%. Прогнозируется динамичное развитие строительных отраслей для создания социальной и производственной инфраструктур в сельской местности республики.

На втором этапе создания базы устойчивого развития в Республике Тыва экономический рост может достигаться как за счет вовлечения в промышленное освоение крупномасштабных месторождений полезных ископаемых, так и за счет интенсификации сельскохозяйственного производства и развития индустрии туризма.

Ориентация на создание в Республике Тыва горнопромышленного комплекса с отработкой крупных запасов коксующихся и энергетических углей Улуг-Хемского бассейна, медно-свинцово-цинковых руд Кызыл-Таштыга, редких металлов и редких земель Арыскана и Улуг-Танзека, медно-молибденовых руд Ак-Суга, нефелиновых сиенитов Баян-Кола и других месторождений минерального сырья предполагает строительство железной дороги в республику, решение проблем энергообеспечения проектируемых производств и экологической защиты уникальной природы региона, весьма значительных инвестиций в капитальное строительство.

Интенсификация сельскохозяйственного производства и создание индустрии туризма в Республике Тыва также потребуют значительных объемов капитальных вложений. Однако при этом менее существенным может оказаться воздействие на природу, менее затратным — решение проблемы транспортного обеспечения. Этап противопос-

тавления: выбрать рекреационную или горнопромышленную ориентацию в развитии экономики Республики Тыва — можно считать пройденным. В Стратегии развития республики на период до 2020 г. определено, что регион будет развиваться, используя возможности всего спектра природных ресурсов, т. е. путем сочетания названных ранее путей развития. Успешность реализации перспектив Республики Тыва будет зависеть, в первую очередь, от итогов становления цивилизованных рыночных отношений, процесса взаимной увязки федеральных и республиканских экономических интересов, структурной перестройки экономики республики с целью увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции, роста ее экспортных возможностей, решения проблем занятости населения, включая ускоренное развитие традиционных отраслей и форм занятости коренного населения, создания благоприятных условий для привлечения в экономику республики капиталов российских и зарубежных фирм.

Научным заделом для разработки Стратегии устойчивого развития Республики Тыва могут стать:

• накопленный учеными республики опыт работы по геоэкологическим программам, в том числе международным: «Эксперимент Убсу-нур», «Аридные зоны» (совместно с Академией наук Монголии);

• разрабатываемые проблемы антропогенной деструкции степных экосистем юга Республики Тыва;

• сформированные банки данных по распространению и численности водных беспозвоночных как индикаторов загрязнения основных бассейновых систем центральной части региона и основного корма рыб, банк гидрохимических данных по системам рек бассейна водохранилища;

• накопленные данные о почвенной биоте и растительном покрове, птицах республики и ареалах мышевидных грызунов как переносчиков особо опасных инфекций, в том числе чумы;

• возможные варианты перспективного развития Республики Тыва;

• исследования по определению основ концепции экологической безопасности Республики Тыва, решению проблемы предотвращения загрязнения сточных вод техногенными отходами, подготовке научных обоснований решения экологических проблем территории и экологически безопасных технологий переработки запасов минерального сырья.

Задачами исследователей проблем перспективного развития Республики Тыва являются разработка теоретических основ и практических путей выхода депрессивного региона и проживающих в нем народов, в том числе представителей коренных малочисленных народов Севера, на траекторию устойчивого развития; развитие и углубление понимания новой парадигмы региональной политики; формулирование основных направлений инвестиционной политики и расчеты по вариантам устойчивого развития республики надолгосрочный период.

Список литературы

1. Балакина Т. Ф. Стратегии развития депрессивного региона. / Отв. ред. С. В. Парамонова. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009. 344 с.

2. Василенко В. А. Устойчивое развитие регионов: подходы и принципы / под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. 208 с.

3. Доклад Генерального секретаря ООН о ходе осуществления повестки дня на XXI век (резюме). // Использование и охрана природных ресурсов в России: бюл. 2002. № 9-10. С. 3-6.

4. Заец Р. В. Предпосылки и проблемы прогнозирования процессов перехода к экоустойчивому развитию (несколько тезисов для обсуждения) // Наука и науковедение. 2006. № 3. С. 101 — 117.

5. Зубаков В. А. Йоханнесбургский саммит ООН: анализ итогов // Вестник РАН. 2003. Т. 73. № 11. С.1010-1015.

6. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440)//Собр. законодательства РФ, ст. 1572. М.: Юридическая литература, 1996. № 15. С. 3695-3701.

7. Лебедев В. И., Кужугет К. С., Логинов В.М. Концепция устойчивого развития Республики Тыва и первоочередные мероприятия по ее реализации // Устойчивое развитие Республики Тыва: материалы конф. - М.: СИМС, 1997. С. 18-32.

8. Материалы Конференции ООН по изменению климата. URT: http://www.unepcom.ru.

9. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии / В. А. Коптюг, В. М. Матросов, В. К. Левашов, Ю. Г. Демянко // Устойчивое развитие: Россия, Сибирь, Байкальский регион. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. С. 11-67.

10. Our Common Future. World Commission on environment and development / G. H. Brundland. New York: Oxford Univ. Press, 1987. 400 p.

11. Roodney R The road to Rio or the global environmental crisis and the emergence of different agendas for rich and poor countries // Intern. J. Environmental Studies. 1992. Vol. 41. P. 187-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.