УДК 34
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Мантуров Алексей Олегович
кандидат физико-математических наук, член IEEE, доцент кафедры «Информационная безопасность автоматизированных систем», Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина.
©Алексеева Анна Витальевна
соискатель кафедры «Информационная безопасность автоматизированных систем», Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина
В работе рассмотрены проблемы классификации и правоотношений специальных технических средств (СТС), в том числе используемых или пригодных для осуществления несанкционированного доступа к информации. Авторы проводят
анализ различных аспектов юридической практики анализа и классификации СТС. Предложена альтернативная существующим канонам терминологическая трактовка понятий, связанных с использованием и правоприменением СТС.
Ключевые слова: специальные технические средства, информационная безопасность, негласное получение информации, правоприменительная практика.
Во
с
► опрос регулирования правоотношении ^специальных технических средств (СТС), в частности специальных технических средств негласного получения информации (СТС НПИ), как нельзя актуален в сегодняшнем мире: правовой, технической и моральной стороной он ежедневно касается жизнедеятельности практически каждого жителя Российской Федерации и требует развития и совершенствования. Необходимо заполнить следующие пробелы:
- несовершенство законодательной базы в вопросах регулирования правоотношений СТС;
- отсутствие единой терминологии;
- отсутствие технических критериев и классификации СТС.
Актуальность данной проблематики определяется тем, что каждый из нас - человек XXI века, обладатель мобильного телефона, фото-, видеокамеры, диктофона, GPS-навигатора и прочей доступной ныне любому человеку техники подвержен риску попасть под уголовное преследование и понести несправедливое наказание.
Противоречие заключается в том, что конкретные статьи Уголовного кодекса Российской
Федерации содержат положения, касающиеся оборота специальных технических средств, а значит, и ответственности за их использование, однако не содержат чётких разъяснений - за что и кто должен её нести.
Почти полное отсутствие судебной практики по таким делам, обусловленное недавним появлением высокотехнологичных технических средств в свободном обороте, не позволяет законотворческим органам совершенствовать систему российского законодательства в направлении максимально эффективного функционирования.
Как следствие всего вышесказанного, мы получаем прямую угрозу посягательства на конституционные права и свободы граждан РФ.
Как простому гражданину Российской Федерации, не имеющему представления о деталях рынка технических средств, защититься от неумышленного «подписания себе приговора»?
Несмотря на широкий ассортимент различных технических средств, в том числе специального назначения, в российском законодательстве отсутствует чёткое определение понятия «специальное техническое средство». Законы
или правовые нормы трактуют данное понятие и всё, что с ним связано, по-разному.
Делая акцент на параллель между правовой и технической стороной данного вопроса, попробуем, проанализировав цепочку событий, оставшихся уже в прошлом веке, найти источник зарождения проблемы. Наиболее точную характеристику процессов, происходивших в 1980-90-х годах и послуживших началом для возникновения рынка СТС в нашей стране, даёт работа Ю. Громова, В. Анчукова [1]
Авторы полагают, что «... бурные политические и экономические изменения на территории Советского Союза, с одной стороны, привели к резкому ослаблению контрольных функций государственных органов, с другой стороны, активно развивающийся негосударственный сектор экономики, включая формирование мощных теневых структур, востребовал для своих нужд в числе прочего и так называемую технику промышленного шпионажа, которая на первых порах активно ввозилась из-за границы, а затем стала производиться и внутри страны... Широкое использование в конкурентной борьбе таких методов, как негласное получение информации с помощью специальной техники, в свою очередь, вызвало к жизни целую отрасль по производству противодействующего специального вооружения, тем более, что нормативная, методическая и техническая база этой отрасли не только существовала ранее, но и носила менее закрытый характер, так как внедрялась на режимных предприятиях в целях противодействия техническим разведкам стран потенциального противника. Таким образом, в начале 90-х годов в стране сформировался и набрал обороты неконтролируемый рынок специальных технических средств, производство и применение которых ранее было исключительно прерогативой государства. Естественно, что в условиях динамично изменяющегося общества формирование нормативно-правовой основы для любой сферы общественных отношений обречено на отставание, хотя бы уже потому, что необходимо время на осмысление процессов и создание базовых законодательных актов» [1].
В ходе анализа действующего законодательства в сфере вопроса регулирования правоотношений СТС, нами была сформирована база данных, включающая нормативно-правовые акты, регулирующие рассматриваемые вопросы , которые были условно разделены на три класса.
1. Основополагающие законодательные
акты.
2. Законодательные акты, касающиеся использования СТС применительно к конкретным сферам деятельности.
3. Подзаконные акты, непосредственно регулирующие правоотношения СТС.
Фундаментом базы данных являются основополагающие документальные источники законодательной системы России. Являясь гарантом личных, политических, социально-экономических и культурных прав человека, конституция РФ [2] и все основные кодексы [3-5, 10] рассматривают проблему регулирования правовых отношений СТС через призму гарантий на сохранность тайны частной жизни, возможности самозащиты гражданских прав, а также установления должной ответственности за их нарушение.
Вторая подгруппа регулирует правоотношения СТС в конкретных областях, таких как оперативно-розыскная деятельность [6], защита персональных данных [7], информационные технологии [8], лицензирование и сертификация различных видов деятельность [9] и многих других.
Третий класс включает достаточно обширный перечень подзаконных актов, непосредственно регулирующих правоотношения СТС [11-17].
Анализ материалов сформированной базы данных позволил найти подтверждение несовершенства действующего законодательства, а именно, взаимоисключающие друг друга положения, прописанные в различных статьях одного закона.
К примеру, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит ряд противоречий:
- несоответствие формулировок в различных законодательных документах;
- отсутствие в действующих нормативно-методических документах конкретных критериев для классификации СТС;
- наличие в списках запрещённых товаров групп, объединяющих товары общедоступного массового потребления [17].
Кроме того, необходимо отметить, что большинство документов разработаны и утверждены в конце 1990-х-начале 2000-х годов, что является основным показателем утраты их актуальности на сегодняшний день. В динамично развивающейся стране, огромными шагами движущейся навстречу высокотехнологичному образу жизни, пробелы в проработке законодательства, измеряющиеся десятилетиями, являются существенным тормозным механизмом.
Большие сложности при регулировании правоотношений СТС возникают из-за отсутствия однозначных определений для терминов, используемых в законодательстве. Нами был проведён терминологический поиск и анализ, что позволило предложить, на наш взгляд, более точную трактовку данных понятий (табл. 1).
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Таблица 1
Терминологический аппарат
«Камуфляж» маскировка предметов путём обманных действий
«Негласное получение информации» процесс получения сведений (сообщений, данных), независимо от их формы представления, тайным (неявным, неизвестным другим) путём
«PIN-HOLE» («игольное ушко») объектив с фиксированным фокусным расстоянием, имеющий очень маленькое отверстие и предназначенный для скрытого наблюдения
«Бытовой прибор» предназначенный для домашнего использования, использующийся в личных целях, то есть без цели извлечения прибыли
«Закамуфлированный под бытовые предметы» средство, обманным путём замаскированное под предмет, предназначенный для домашнего использования, использующийся в личных целях, без цели извлечения прибыли
«Техническое средство» орудие (предмет, совокупность приспособлений), используемое для выполнения технических (промышленных) задач, не имеющее специального назначения
«Специальное техническое средство» орудие (предмет, совокупность приспособлений), используемое для выполнения особых (специальных) технических задач
«Техника (средство) двойного назначения» техника (средство) изначально не предназначенная для негласного получения информации, но способная на осуществление данных задач без проведения дополнительных работ
На основании исследования был сформирован ряд предложений по решению проблем в сфере регулирования правоотношений СТС.
1. Совершенствование и дополнение действующего законодательства:
- создание единой терминологии в сфере регулирования правоотношений СТС НПИ;
- разработка технических критериев и создание классификации СТС;
- гармонизация действующих национальных законодательных актов и нормативных документов, с учётом положений зарубежных и международных аналогов;
- разработка алгоритмов отдельных сторон обращения СТС НПИ.
2. Оказание должной поддержки и обеспечение высокого уровня осведомлённости населения в вопросах регулирования правоотношений СТС.
3. Создание контролирующих и консультирующих организаций.
4. Ведение обновляемой и достоверной статистики о видах деятельности, связанных с использованием СТС НПИ.
5. Разработка постоянно обновляемого программного обеспечения, способствующего упрощению процедур классификации различных технических средств и освещению правовых вопросов в области регулирования правоотношения СТС НПИ.
С целью обеспечения поиска, локализации и своевременного обновления информации, необходимой для освещения вопроса правового регулирования отношений СТС в РФ, а также в помощь экспертам в части оценки СТС и обычным пользователям различной техники была разработана интерактивная среда для классификации СТС. Важной особенностью начального проекта указанного программного средства является возможность проведения доработки и внесения корректировок. Однако программное обеспечение такого рода является лишь одной из составляющих системы, направляющей и контролирующей решение проблем, связанных с использованием специальных технических средств.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на бурный технический прогресс, решающим в любой системе остаётся человеческий фактор. Любой совершенный законодательный акт не будет действенным, пока каждый из нас, будь то слуга закона, производитель технических средств, продавец электронной техники или обычный её пользователь, не начнёт контролировать законность своих действий и, замечая проблемные места, информировать о них.
Материалы поступили в редакцию 03.04.2012 г.
Библиографический список
1. Громов Ю. Оперативно-розыскное законода- 1. Gromov Ju. Operativno-rozysknoe
тельство и специальные технические средства не- zakonodatel'stvo i special'nye tehnicheskie sredstva
гласного получения информации [Электронный neglasnogo poluchenija informacii [Jelektronnyj
ресурс] / Ю. Громов, В. Анчуков. - URL: http:// resurs] / Ju. Gromov, V. Anchukov. - URL:
www.agentura.ru/text/biblio/orz.txt (дата обращения: 13.03.2012).
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. -ISBN 5-94462-025-0.
3. Российская Федерация. Законы.
Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2012).
4. Российская Федерация. Законы.
Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2012).
5. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2012).
6. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] : федеральный закон № 144-ФЗ : [принят 12.08.1995 г.] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2012).
7. Российская Федерация. Законы. О персональных данных [Электронный ресурс] : федеральный закон № 152-ФЗ : [принят 27.07.2006 г.] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 13.03.2012).
8. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и защите информации [Электронный ресурс] : федеральный закон : [принят 08.07.06 г.] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 13.03.2012).
9. Российская Федерация. Законы. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : федеральный закон № 128-ФЗ : [принят 08.08.2001 г.] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.03.2012).
10. Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 13.03.2012).
11. Постановление Правительства РФ от 10.03.00г. № 214. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 16.03.2012).
12. Постановление Правительства РФ от 01.07.96г. №770. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 16.03.2012).
13. Указ Президента РФ №21 от 9.01.96г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.03.2012).
http://www.agentura.ru/text/biblio/orz.txt (data obrawenija: 13.03.2012).
2. Rossijskaja Federacija. Konstitucija (1993).
Konstitucija Rossijskoj Federacii [Tekst] : ofic. tekst.
- M. : Marketing, 2001. - ISBN 5-94462-025-0.
3. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www. consultant.ru (data obrawenija: 13.03.2012).
4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www. consultant.ru (data obrawenija: 13.03.2012).
5. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. -URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 13.03.2012).
6. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob ope-rativno-rozysknoj dejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] : federal'nyj zakon № 144-FZ : [prinjat 12.08.1995 g.] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 13.03.2012).
7. Rossijskaja Federacija. Zakony. O perso-nal'nyh dannyh [Jelektronnyj resurs] : federal'nyj zakon № 152-FZ : [prinjat 27.07.2006 g.] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www.consultant. ru (data obrawenija: 13.03.2012).
8. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob infor-macii, informacionnyh tehnologijah i zawite informacii [Jelektronnyj resurs] : federal'nyj zakon : [prinjat 08.07.06 g.] // SPS Konsul'tantPljus. -URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 13.03.2012).
9. Rossijskaja Federacija. Zakony. O licen-zirovanii otdel'nyh vidov dejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] : federal'nyj zakon № 128-FZ : [prinjat 08.08.2001 g.] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 11.03.2012).
10. Rossijskaja Federacija. Zakony. Kodeks ob administrativnyh pravonarushenijah Ros-sijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www.consultant. ru (data obrawenija: 13.03.2012).
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.03.00g. № 214. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus.
- URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 16.03.2012).
12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.07.96g. № 770. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus.
- URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 16.03.2012).
13. Ukaz Prezidenta RF №21 ot 9.01.96g. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. -URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 16.03.2012).
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
14. Постановление Правительства РФ № 526 от 15.07.02г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 16.03.2012).
15. Приказ ФСБ РФ № 635 от 25.12.08г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.03.2012).
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.11г. № 3-П. - [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 10.06.2011).
17. Сборник решений и разъяснений по классификации по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.06.2011).
14. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 526 ot 15.07.02g. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. -URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 16.03.2012).
15. Prikaz FSB RF № 635 ot 25.12.08g. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http:// www.consultant.ru (data obrawenija: 16.03.2012).
16. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 31.03.11g. № 3-P. - [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www.consultant. ru (data obrawenija: 10.06.2011).
17. Sbornik reshenij i raz#jasnenij po klas-sifikacii po edinoj tovarnoj nomenklature vneshnejekonomicheskoj dej atel'nosti tamozhennogo sojuza (TN VJeD TS) otdel'nyh tovarov. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www.consultant. ru (data obrawenija: 07.06.2011).
УДК 34
ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
ПО ДОСТУПУ И ВИДАМ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ И ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© Трофимцева Светлана Юрьевна
кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин, ФКОУ ВПО «Самарский юридический институт».
© Линьков Алексей Владимирович
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры безопасности инфор мационных систем, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет».
В статье анализируются актуальные вопросы правового обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Выявлен ряд недоработок российского информационного законодательства, в том числе ив области классификации информации. Предложены изменения и дополнения в модель классификации информации по доступу и видам тайны.
Ключевые слова: информация, информационное право, информационная безопасность, информация ограниченного доступа, защищаемая информация.
BI
г
информационном обществе с его многомерными связями между субъектами немаловажную роль играет формирование принципиально новых видов отношений - информационных, которые требуют правового регулирования и обеспечения безопасности
информации как важнейшего ресурса социального развития.
В правовом поле обращает на себя внимание факт неоднородности информации, в силу чего различные её типы подлежат регулирова-