ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 34
ЕДИНСТВО ПРАВОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИИ (СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ)
© Комарова Валентина Викторовна
профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права РФ, ФГБОУ ВПО Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина.
В статье исследуется термин «единство правового информационного пространства», даны правовые основы механизма его реализации. Показано использование новых средств и способов достижения единого правового информационного пространства. Обозначена проблема доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выявлены направления реализации форм «интернет-демократии», использован зарубежный опыт.
Ключевые слова: единство правового информационного пространства, правовые основы единства правового пространства, обязанности органов публичной власти, равноправие граждан, электронные ресурсы.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [8] правовое пространство, его консолидация названы в качестве составного элемента системы обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности.
Понятие единого правового, конституционного пространства было введено в законодательство постановлением Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П: «Единство государства предопределяет единство его правового, в том числе конституционного, пространства».
В последующем (постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 № 12-П) были определены конституционные основы, на которых обеспечивается единство правового пространства Российской Федерации и функционирование её правовой системы. Так, ст. 76 ч. 2 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов. На основании этого положения во взаимосвязи со ст. 4 ч. 1 Конституции Российской Федерации, согласно которой суверенитет страны распро-
страняется на всю её территорию, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории ч. 2; ст. 15 ч. 1 и 2, ст. 76 ч. 1 и ст. 77 ч. 1, обеспечивается единство правового пространства Российской Федерации и функционирование её правовой системы. Конституционные принципы федеративного устройства, учредительный характер Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) её субъектов обеспечивают органическое единство федерального и регионального конституционно-правового регулирования и тем самым - единство конституционно-правового пространства (постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П).
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер
и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 г. № 71-О).
Конкретизируя указанные нормы Конституции Российской Федерации применительно к муниципальным правовым актам, Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 6 октября 2003 г., устанавливает, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (п. 2 ст. 47); наделяет органы местного самоуправления полномочиями учреждать муниципальные печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов (п. 7 ч. 1 ст. 17); предусматривает, что виды муниципальных правовых актов, порядок их принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу определяются уставом муниципального образования (п. 6 ч. 1 ст. 44); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (ч. 3 ст. 47) [3].
Эти вопросы аналогично регулируются в отношении нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов федерации [2].
Единство правового пространства, меры по его обеспечению стали предметом регулирования федеральных органов государственной власти. Так, указом Президента РФ 10.08.2000 г. № 1486 (по сост. на 18.01.2010 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» [7] создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 904, вышедшим 29.11.2000 г. (по сост. на 20.02.2010 г.), утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра [10], приказом Минюста РФ № 244, подписанным 20.12.2005 г. (по сост. на 27.09.2010 г.), утверждён порядок предоставления в него сведений [18]. Создан государственный реестр уставов муниципальных образований и механизм обеспечения доступности сведений, включённых в него [17].
В целях обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов исполнительной власти и местного
самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг постановлением Правительства РФ № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» [14] в 2011 г. урегулирован вопрос об информационных системах, создана государственная автоматизированная информационная система «Управление» [13].
Распоряжением Правительства РФ № 1993-р от 17.12.2009 г. (по сост. на 28.12.2011 г.) утверждён перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде [16].
Существенный вклад в правовое обеспечение единого правового и информационного пространства России дают федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [6] и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [5].
Законодательные основы единства правового информационного пространства в современной России созданы. Остаётся актуальным вопрос о механизмах их реализации. Остановимся на проблемах равноправия граждан в обозначенной сфере.
Рассмотрим вопрос о доступе к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Конституционный принцип равноправия граждан и обязанность органов публичной власти обеспечить доступ к правовой информации всем гражданам страны в механизмах их реализации имеет определённый набор норм целей.
Обеспечение равных возможностей для использования сети Интернет с ознакомительной целью или для получения открытой информации предполагает не только материальное наличие и свободный бесплатный доступ к ней, но и умение пользоваться компьютером, программами, обладание соответствующими знаниями. Безусловно, наличие этих факторов у всех жителей страны - программа на будущее. Но она актуализируется в связи в созданием форм участия граждан страны в решении насущных вопросов государственной и общественной жизни, основанных как раз на информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В. В. Путин в статье «Демократия и качество государства» [1] отмечал необходимость реагировать на усложняющиеся запросы общества в условиях информационного века. Демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффектив-
ные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и обратной связи.
На федеральном уровне указом Президента РФ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» [9] и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» [15], создан механизм общественных обсуждений с использованием сети Интернет.
Обращая внимание на общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценку действующих законов и эффективности их применения, В. В. Путин отмечает важность создания «дружественного интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти для полноценного отражения и обсуждения планов и программ, результатов мониторинга их исполнения».
В. В. Путин отмечает: «Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или Интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их решить» [1].
Однако сегодня реализация безусловно заслуживающей поддержи идеи широкого применения интернет-демократии на муниципальном уровне, имеет определённые трудности.
Так, Федеральный закон «О связи» [4] закрепляет гарантированность универсальных услуг связи, к которым относит наравне с услугами телефонной связи с использованием таксофонов, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.
Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи [12], а также порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи определяется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих установок:
- время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час;
- в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;
- в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети Интернет.
Обращают на себя внимание как минимум две позиции - возмездность, платность доступа к сети Интернет и отсутствие гарантированных универсальных услуг именно обсуждаемой связи в поселениях где проживают менее чем пятьсот человек. В таких поселениях государство не гарантирует создание пункта коллективного доступа к сети Интернет.
Таким образом, закрепляя формы участия населения в осуществлении публичной власти, общедоступные механизмы их реализации не создаются. Мероприятия федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [11], думается, не дали нового толчка для формирования народовластия в России.
В настоящее время приходится констатировать воздействие государственных структур на различные социальные группы с целью изменения их мнения и отношения без учёта их интересов и позиции.
Общественное мнение, как правило, формируется под влиянием повседневной жизни и внешней информации. В нашей стране сегодня наблюдается зависимость большинства средств массовой информации от государства и бизнеса, высокая степень коммерциализации деятельности опросных центров, что влияет на общественное мнение.
Возможно, принятие федерального закона о порядке обнародования результатов опросов общественного мнения через средства массовой информации станет преградой дезинформации общества и манипулирования массовым сознанием. В этой связи целесообразно подчеркнуть предпринятые властью шаги. Так, указом Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150 «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» образована рабочая группа. Создание в России данной системы необходимо для совершенствования институтов гражданского общества, обеспечения взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями, движениями и экспертными организациями. На рабочую группу, в частности, возложена задача общественного обсуждения и экспертный анализ моделей взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной власти в целях повышения качества выработки решений и эффективности их реализации.
Придание различным формам участия граждан Российской Федерации в принятии властных решений, институтам обсуждений
особой роли в системе организации публичной власти можно расценивать как установку на развитие делиберативной демократии.
Увеличение интереса и активизация нормативного закрепления различных форм проявления общественного участия в национальных системах, на международном уровне может быть проиллюстрировано конкретными примерами. Так, Комитет по правам человека ООН не единожды открывал дискуссию о конкретных процедурах общественного участия. Например, в Заключительных замечаниях по Германии была запрошена информация об участии граждан в управлении делами государства, в особенности о специальных процедурах такого участия (Заключительные замечания по Германии. Concluding observations on Germany, Un doc. CCPR A/22/40 (1978), para 166); по Ирану - о мерах, предпринятых правительством в целях содействия общественному участию масс в продуктивном развитии государства (Заключительные замечания по Ирану. Concluding observations on Iran, Un doc. CCPR A/37/40 (1982), para 302).
Нашли своё отражение в соответствующих документах такие общественно значимые вопросы:
- реализация права на свободное выражение собственного мнения (Заключительные замечания по Венгрии. Concluding observations on Hungary, Un doc. CCPR A/32/44 (1977) 13, para 330; Заключительные замечания по Ирану (Исламской республике). Concluding observations on Iran (Islamic Republic of), Un doc. CCPR A/33/40 (1978), para 330);
- возможность критиковать деятельность правительства (Заключительные замечания по Судану. Concluding observations on Sudan, Un doc. CCPR A/46/40 (1991), para 135; Заключительные замечания по Уганде. Concluding observations on Uganda, Un doc. CCPR/CO/80/UGA, 4 May 2004, para 22; Заключительные замечания по Ливийской Арабской Джамахирии. Concluding observations on Libyan Arab Jamahiriya, Un doc. CCPR A/50/40 (1995), para 123);
- реализация таких форм, как гражданские форумы, дебаты (Заключительные замечания по Румынии. Concluding observations on Romania, Un doc. CCPR A/34/34 (1979), para 162);
- прямые теле- и радиотрансляции парламентских сессий; организация государственными органами пресс-служб и отделов для обмена информацией с общественностью и регулярная организация пресс-конференций (Периодический отчёт Украины. The State report of Ukraine, Un doc. CCPR/C/95/Add.2.);
- общественные советы (Заключительные замечания по Румынии. Concluding observations on Romania, Un doc. CCPR A/34/34 (1979), para 140);
- гражданские инициативы (Заключительные замечания по Испании. Concluding observations on Spain, Un doc. CCPR A/34/40 (1979), para 225);
- гражданские обсуждения законопроектов (Заключительные замечания по Польше. Concluding observations on Poland, Un doc. CCPR A/35/40 (1980), para 46; Заключительные замечания по Узбекистану. Concluding observations on Uzbekistan, Un doc. CCPR/CO/83/Uzb, 26 April, 2005).
Претворение в жизнь этих программ требует применения современных технологий, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Таким образом, внедрение передовых информационных и коммуникативных технологий открывает новые перспективы в создании единого правового пространства, развития демократии: установление прямого диалога между органами власти и общественностью; преодоление отрыва власти от общества; достижение большей открытости власти; обеспечение доступа граждан к информации; участие в работе органов власти; упрощение процесса консультирования власти с народом; рационализация процесса голосования; удешевление демократии и др.
Материалы поступили в редакцию 23.04.2012 г.
Библиографический список
1. Путин В. В. Демократия и качество государства [Текст] // Газета «Коммерсантъ». -№ 20/П (4805). - 06.02.2012.
2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 184-ФЗ : [принят 06.10.1999 г. : по сост. на 02 мая 2012 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
1. Putin V. V. Demokratija i kachestvo gosudarstva [Tekst] // Gazeta «Kommersant#». - № 20/P (4805). - 06.02.2012.
2. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obwih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] : federal'nyj zakon № 184-FZ : [prinjat 06.10.1999 g. : po sost. na 02 maja 2012 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
3. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 131-ФЗ : [принят 06.10.2003 г. : по сост. на 07 декабря 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
4. Российская Федерация. Законы. О связи [Электронный ресурс] : федеральный закон № 126-ФЗ : [принят 07.07.2003 г. : по сост. на 08 декабря 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
5. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 262-ФЗ : [принят
22.12.2008 г. : по сост. на 18 июля 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
6. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : федеральный закон № 8-ФЗ : [принят
09.02.2009 г. : по сост. на 11 июля 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
7. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ № 1486 : [издан 10.08.2000 г.: по сост. на 18 января 2010 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ № 537 : [издан 12.05.2009 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
9. Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов [Электронный ресурс] : указ Президента РФ № 167 : [издан 09.02.2011] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
10. Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 904 : [принято 29.11.2000 г. : по сост. на 20 февраля 2010 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
11. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 65 : [принято 28.01.2002 г.: по сост. на 09 июня 2010 г.] / / АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
12. О мерах по организации оказания универсальных услуг связи : постановление Правительства
3. Rossijskaja Federacija. Zakony. ОЬ оЬ«^ principah organizacii mestnogo samoupravleшja V Rossijskoj Federacii ^е1еМгоппу| resurs] : federal'nyj zakon № 131-FZ : [prinjat 06.10.2003 g.: ро sost. па 07 dekabrja 2011 g.] // AIPS Коми^аЩрЦ^ (data obrawenija: 03.07.2012).
4. Rossijskaja Federacija. Zakony. О svjazi ие1ек1хоппу| resurs] : federal'nyj zakon № l26-FZ : [рпш^ 07.07.2003 g.: ро sost. па 08 dekabrja 2011 g.] / / А^ КогаиЛаЩрЩш (data оЫамщпуа: 03.07.2012).
5. Rossijskaja Federacija. Zakony. ОЬ
obespechenii dostupa к Мотаеи о dejatel'nosti sudov V Rossijskoj Federacii УеккЬ-оппуд resurs] : federal'nyj zakon № 262-FZ : [prinjat 22.12.2008 g.: ро sost. па 18 уи^а 2011 g.] // А^ Ко^иЛапруиз (data obrawenija: 03.07.2012).
6. Rossijskaja Federacija. Zakony. ОЬ obespechenii dostupa к informacii о dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija [Jelektronnyj resuгs] : federal'nyj zakon № 8-FZ : [рпш^ 09.02.2009 g. : ро sost. па 11 ijulja 2011 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
7. О dopolnitel'nyh merah ро obespecheniju edinstva pravovogo prostranstva Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] : ukaz Prezidenta RF № 1486 : [izdan 10.08.2000 g. : ро sost. па 18 janvarja 2010 g.] // А^ Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
8. О Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda [Jelektronnyj resuгs] : ukaz Prezidenta RF № 537 : ^ап 12.05.2009 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
9. ОЬ obwestvennom obsuzhdenii proektov federal'nyh konstitucionnyh zakonov i federal'nyh zakonov [Jelektronnyj resurs] : ukaz Prezidenta RF № 167 : [izdan 09.02.2011] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
10. ОЬ utverzhdenii Polozhenija о porjadke vedenija federal'nogo registra normativnyh pravovyh aktov sub#ektov Rossijskoj Federacii [Jelektгonnyj resuгs] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 904 : [prinjato 29.11.2000 g. : ро sost. па 20 fevralja 2010 g.] / / А^ Копви^апруш (data оЫ^епца: 03.07.2012).
11. О federal'noj се1е^ programme «Jelektronnaja Rossija (2002-2010 gody)» [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie RF № 65 : [prinjato 28.01.2002 g. : ро sost. па 09 ijunja 2010 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
12. О merah ро organizacii okazanija universal'nyh uslug svjazi : postanovlenie Pravitel'stva RF № 241
РФ № 241 [Электронный ресурс] : [принято 21.04.2005 г. : по сост. на 10 марта 2009 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
13. О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 1088 [принято 25.12.2009 г.: по сост. на 08 сентября 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
14. О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 861 : [принято
24.10.2011 г.: по сост. на 28 ноября 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
15. Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 159 : [принято
22.02.2012 г.] / / АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
16. Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ № 1993-р : [издано 17.12.2009 г.: по сост. на 28 декабря 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
17. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включённых в него [Электронный ресурс] : приказ Минюста РФ № 139 : [издан 24.08.2005 г. : по сост. на 26 августа 2009 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
18. Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минюста РФ № 244 : [издан 20.12.2005 г. : по сост. на 27 сентября 2010 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).
[Jelektronnyj resurs] : [prinjato 21.04.2005 g.: po sost. na 10 marta 2009 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
13. O gosudarstvennoj avtomatizirovannoj informacionnoj sisteme «Upravlenie» [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 1088 [prinjato 25.12.2009 g. : po sost. na 08 sentjabrja 2011 g.] / / AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
14. O federal'nyh gosudarstvennyh informacionnyh sistemah, obespechivajuwih predostavlenie v jelektronnoj forme gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (osuwestvlenie funkcij) [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 861 : [prinjato 24.10.2011 g. : po sost. na 28 nojabrja 2011 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
15. Ob utverzhdenii Pravil provedenija obwestvennogo obsuzhdenija proektov federal'nyh konstitucionnyh zakonov i federal'nyh zakonov [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 159 : [prinjato 22.02.2012 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
16. Ob utverzhdenii svodnogo perechnja per-voocherednyh gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug, predostavljaemyh v jelektron-nom vide [Jelektronnyj resurs] : rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 1993-r : [izdano 17.12.2009 g.: po sost. na 28 dekabrja 2011 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
17. Ob utverzhdenii Polozhenija o porjadke vedenija gosudarstvennogo reestra ustavov municipal'nyh obrazovanij i obespechenija dostupnosti svedenij, vkljuchjonnyh v nego [Jelektronnyj resurs] : prikaz Minjusta RF № 139 : [izdan 24.08.2005 g.: po sost. na 26 avgusta 2009 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).
18. Ob utverzhdenii Porjadka predostavlenija svedenij, soderzhawihsja v federal'nom registre normativnyh pravovyh aktov sub#ektov Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] : prikaz Minjusta RF № 244 : [izdan 20.12.2005 g. : po sost. na 27 sentjabrja 2010 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).