ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХОБРАЗОВАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Н. Г. ТАРАСОВА, старший научный сотрудник Тел. 8(4112)35-53-11 Институт региональной экономики Севера
Рассмотрены налоги, подпадающие под реформирование и имеющие бюджетообразующее значение, входящие в компетенцию муниципальных образований региона на примере Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: налог, бюджет, реформирование, муниципальное образование.
Формирование и наращивание налогооблагаемой базы по земельному и имущественному налогам является залогом увеличения доходной части местных бюджетов и требует от всех органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) принятия оперативных мер, направленных на рост эффективности их администрирования.
В полную силу вступил Федеральный закон от 01.01.2009 131-ФЭ «О местном самоуправлении». В муниципальных образованиях завершился процесс переходного периода, и начался новый этап в совершенствовании работы местного самоуправления.
На сегодня в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 445 муниципальных образований, из них 34 муниципальных района, 2 городских округа, 409 городских и сельских поселений. Во всех муниципальных районах сформированы представительные и исполнительные органы власти, создана новая нормативная правовая база, и создается имущественный комплекс вместе с земельными участками.
Основными задачами сегодняшнего этапа развития местного самоуправления являются формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных обра-
зований, в том числе эффективное использование муниципальной собственности в целях создания налогооблагаемой базы.
Собственность муниципальных образований республики формировалась с учетом полномочий, установленных для поселений ст. 14, а для муниципальных районов ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», преимущественно путем передачи государственного имущества в муниципальную собственность.
В целях правового регулирования формирования муниципальной собственности Правительством республики были приняты следующие нормативные акты:
• Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 379-3 № 771-111 «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)»;
• Закон Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-3 № 71-У1 «О перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами в Республике Саха (Якутия)». Согласно этому документу разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, осуществляется поста-
новлениями Правительства Республики Саха (Якутия), принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
По состоянию на 01.01.2009 из государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальным образованиям республики передано 281 унитарное предприятие; 1 563 учреждения; доли (вклады) в уставных капиталах 63 хозяйственных обществ номинальной стоимостью 589 млн руб.
Всего в муниципальную собственность передано имущества на общую балансовую стоимость 120 327 млн руб., остаточной стоимостью 89786 млн руб. Основная часть имущества, необходимого муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения, уже передана, но реформирование имущественных налогов не завершено.
В основных направлениях налоговой политики на 2008—2010 гг. и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008—2010 годах» указывается на необходимость принятия дополнительной главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан.
Проект Федерального хакона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий установление местного налога на недвижимость, который заменит для соответствующих налогоплательщиков налог на имущество физических лиц, а также земельный налог в части налогообложения установленных объектов, был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации еще в первом чтении 10.06.2004.
Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 01.03.2008, который регулирует отношения, возникающие в связи с введением государственного кадастра недвижимости, осу-
ществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Так как субъекты РФ смогут вводить налог на недвижимое имущество по мере своей готовности, в целях оказания методической помощи министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в 2009 г. в муниципальные образования направлены информационные, практические и рекомендательные письма. Также ведется совместная работа по созданию реестров объектов недвижимости в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В связи с вышесказанным в целях усиления работы по увеличению объемов имущественных налогов, создания полной базы налогоплательщиков в республике реализуется совместный план мероприятий Правительства и УФНС по Республике Саха (Якутия), утвержденный распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 29.10.2008 № 537-РП.
Принимаемые в соответствии с планом мероприятия направлены на снижение уровня задолженности и наращивание налогооблагаемой базы по местным налогам. Также при оценке эффективности деятельности муниципальных образований Правительством Республики Саха (Якутия) внесены новые критерии в виде показателя прироста налоговой базы по подведомственной территории. УФНС по Республике Саха (Якутия) предложена инициатива по созданию так называемых мобильных офисов, для организации сбора налоговых платежей в труднодоступных районах республики.
В проектно-изыскательском институте «Са-хагипрозем» Республики Саха (Якутия) имеются электронные карты, при применении которых отпадает потребность в проведении дорогостоящей топосъемки. Предприятием проводится обучение муниципальных служащих компьютерным программам, посредством которых можно создать электронную кадастровую карту. Такие кадастровые карты используют для ведения учета налогов в электронном виде и послужат единой базой в муниципальных образованиях для установления земельного налога. В семи муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) используют автоматизированную систему управления на базе программ ЗУМО, геоинформационной системы ОеоСаё, автоматизированной информационной системы «Комитет по управлению имуществом» (АИС КУИ), АИС «Земля».
Кадастровая стоимость земель в республике, облагаемых налогом, составляет 24,8 млрд руб., притом,
что общая стоимость всех земель, находящихся в пределах населенных пунктов, оценивается в 630 млрд руб. Анализ данных о количестве участков, учтенных в ресурсах налоговых органов, свидетельствует, что на кадастровых картах территорий муниципальных образований все еще остаются «белые» пятна.
Хотя поступления земельного налога в местные бюджеты за 2009г. составили 148,6 млн руб., что в 1,8 раза больше соответствующего периода 2008г., по ряду экспертных оценок, отмечается ущемление имущественных прав субъектов РФ — так, более 80 % земли в Республике Саха (Якутия) выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку относится к федеральной собственности (земли запаса, лесной фонд и др.), что лишает муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога.
Так как больше 70 % земли относится к сельской местности, Республика Саха (Якутия) одна из первых приняла свою концепцию государственной земельной политики, выразила заинтересованность в обороте земель сельхозназначения и развитии земельной ипотеки. Правительством республики принята и действует подпрограмма «Обеспечение рационального использования земель поселений Республики Саха (Якутия) на 2008—2010 годы». В рамках этого документа в вилюйской, центральной и заречной группе районов межевание земель сель-хозорганизаций и хозяйств, кадастровые работы проводятся за счет республиканского бюджета.
Программы по формированию муниципальной собственности и по разграничению государственной собственности на землю действуют в 4 муниципальных образованиях (Жиганский, Олекминский, Верхоянский, городском округе «Якутск»), В некоторых финансирование работ по формированию муниципальной собственности осуществляется без соответствующих программ. В целом финансирование формирования муниципальной собственности из местных бюджетов составило 15 719,59тыс. руб.
Снизился размер госпошлины за регистрацию прав на землю. Так, если раньше госпошлина стоила для физических лиц 500 руб., а для юридических лиц — 7 500, то сейчас за регистрацию права на один сельскохозяйственный участок и с тех, и с других берут всего 100 руб. По действующему федеральному закону о дачной амнистии, граждане получили право на оформление своей собственности в упрощенном порядке. За 100 руб. они могут зарегистрировать право, а оформить землю — за 1 700 руб. В соответствии с республиканским законодательством, предостав-
ленные гражданам до 29.11.2001 под отгонно-летние пастбища и сенокошение земельные участки также могут быть бесплатно приватизированы в установленном законом порядке.
И, наконец, Земельный кодекс РФ дополнен долгожданной нормой, согласно которой в случае отказа собственника от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой земельный участок становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения, а земельный участок, расположенный намежселенной территории, собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
С принятием последних изменений у муниципальных образований появилась реальная возможность регистрации права собственности на заброшенные земельные участки, а значит, еще один фактор увеличения своей налогооблагаемой базы.
Все это должно привести к полному учету собственников земли и недвижимости, расположенной на ней, увеличению заинтересованности населения в оформлении прав собственности на недвижимость и, как следствие, к увеличению собираемости местных налогов.
Список литературы
1. Гордеева О. В. Разграничение полномочий в сфере налогового регулирования: экономико-правовой анализ //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Самара, государственная экономическая академия. 2008.
2. Муниципальные образования: время становиться самодостаточными. Журнал «Экономика и жизнь». 2009, № 4 (82).
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая введена Федеральным законом от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ; часть вторая — от5 августа 2000г. № 117-ФЗ).
4. О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»: проект Федерального закона / URL: http:consultant. ykt.ru.
5. О налогах на имущество физических лиц: Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-14.
6. О земельной реформе: Закон РСФСР от 23.11.1990.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений: Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ.
8. О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Республика Саха (Якутия) в области земельных отношений: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от11.06.2008 № 230.