с;
о
и-
CJ
I
I
о
н
о
а__
□ сС > ‘
О
о
I I
108
потребляли. За пять месяцев переплата по электроэнергии составила по одному 64 квартирному дому 105308,35 руб.
С 1 сентября 2012 года в России вступили в силу новые Правила регистрации и оплаты предоставленных коммунальных услуг населению, утверждённые постановлением правительства России № 354 от 6.05.2011 г Они касаются именно потребителей. Оплата может осуществляться напрямую за электроэнергию, воду, отопление, как в старые времена, но только по решению всех жильцов дома, обслуживаемых одной и той же Управляющей компанией. Она может этого и не захотеть, посколькуделает свой бизнес не на бюджете, а на населении. Новые правила для собственников жилья ситуацию не улучшили. Изменилось только то, что при предъявлении квитанций к оплате, оператор банка разнесёт указанные в документе числа по поставщикам воды и электроэнергии. За этим следует увеличение Управляющими компаниями сумм на техническое обслуживание домов, а проблема индивидуального учёта потребления воды и электроэнергии, расчёта себестоимости, тарифов, цен ресурсов и услуг по техническому обслуживанию остались такими же. Нововведение отрицательно отразится на собственниках жилья.
Таким образом, при сохранении государственной монопсонии единственно верным путем в жилищно-коммунальном управлении является создание конгломерата, включающего единый информационно-вычислительный центр, но не связанного ни с бизнесом, ни с прямой
производственной кооперацией. Каждый дом представляет собой самостоятельную единицу конгломерата со своим самоуправлением, базирующимся на данных ИВЦ. Заказчиком услуг информационно-вычислительного центра не может являться Управляющая компания, поскольку она заведомо фальсифицирует исходные данные по учёту потребляемых ресурсов в ЖКХ. Конгломерат при департаменте ЖКХ, включающий ИВЦ, от каждого дома по специально разработанной форме документа по каналам связи или курьерской доставкой принимает текущую информацию по потреблению электроэнергии, воды, газа в течение месяца по расписанию. Не инициативная, а штатная тройка лиц от каждого дома регулярно проводящая инвентаризацию оборудования дома и контролируемая количество жильцов, квартирантов, собак, снимает показания индивидуальных и общедомовых счётчиков, анализирует причины расхождений показателей, определяет виновных. По результатам анализа на общем собрании собственников жилья этого же дома принимается конкретное решение по каждому собственнику.
Проблемы технического обслуживания домов в текущих и аварийных ситуациях должны оставаться общегородскими, поскольку управляющие компании, не имеют собственного капитала, не обладают ни техникой, ни инструментом, ни технологиями, ни специалистами для проведения соответствующих работ.
Примечания:
1. Попченко Е.Л., Ермасова Н.Б. Бизнес-контроллинг. - М.: Альфа-
Пресс, 2006.
CONGLOMERATES - GOOD SHAPE HOUSING AND MUNICIPAL MANAGEMENT Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Chief Specialist,
Department of Management of the Food Markets and Services, Administration, Sochi E-mail: [email protected]
Proposed conglomerate, as an alternative form of urban housing and community services, the advantages of homeowner related to the guarantee of reliability calculations for accounting residents consumed energy resources and water.
Keywords: conglomerate; housing and utilities; homeowners; utilities.
КОНГЛОМЕРАТ - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Предложен конгломерат, как альтернативная форма управления городским жилищно-коммунальным хозяйством, показаны преимущества собственников жилья, связанные с гарантией достоверности расчётов по учёту потребляемых жильцами топливно-энергетических ресурсов и воды.
Ключевые слова: конгломерат; жилищно-коммунальное хозяйство; собственники жилья; коммунальные услуги.
УДК 330.3
© Шевченко М.В., 2012 © Фролов Д.В., 2012
Исследования показали, что сложившиеся к настоящему времени организационные структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством, предпринимателей и финансово-промышленных образований в России более всего соответствуют такому типу объединения капиталов, которое известно в мировой практике как конгломерат. Конгломерат - одна из современных форм объединений, возникшая в 1960-е годы. Он может включать предприятия различных отраслей, действующих в областях бизнеса, не связанных прямой производственной кооперацией. Конгломерат - многоотраслевое объединение с одним хозяином. Конгломератные слияния подразделяются на функциональные, рыночно ориентированные и чисто конгломератные слияния. В большинстве случаев конгломераты создают вокруг банков.
В данной статье рассматривается вариант создания рыночно ориентированного конгломерата во главе с Департаментом ЖКХ, вокруг которого организованы предприниматели по продажам воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии, ремонтно-наладочных услуг и им подобных. В состав конгломерата могут входить предприниматели-поставщики ресурсов и аффилированные сними структуры, владеющие городскими сетями водоснабжения, водоотвода, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и земельными участками, по которым проведены трубопроводы; банкЖКХ, накапливающий капитал конгломерата и контролирующий все финансы в разрезе поставщиков коммунальных услуг и оплату за их потреблением. Конгломерат рассчитывается на накопление капитала для самофинансирования, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса в быт россиян. Имеется также множество других положительных сторон конгломерата, делающие его поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности предпринимателя. Это обстоятельство особенно важно для жилищно-коммунального хозяйства, когда непредвиденная обстановка в сфере предоставления услуг населению может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение которых может не хватить всего имеющегося имущества. Конгломерат может иметь неограниченный срок существования, в то время как период действия Управляющих компаний ограничен непосредственно их мотивацией (хотят, работают, а не хотят, забрали накопления и самоустранились). Конгломераты в ЖКХ, через банкЖКХ могут рассчитывать на собственный капитал и федеральную и городскую дотацию, спонсорскую помощь физических лиц и меценатов.
Конгломерат создаёт условия для реального участия собственников жилья в управлении имуществом. Таким образом, единый для всего города конгломерат ЖКХ, объединяя всех участников, обеспечит уникальную форму коллективной собственности, где каждый мотивированнозаинтересован в конечных результатах работы.
В данном случае конгломерат ЖКХ создаётся "под идею". Как только прибыли для самофинансирования становится недостаточно для обслуживания собственников жилья, например, установки общедомовых и индивидуальных счётчиков учёта потребляемых ресурсов, очевидно, становится ненужным орган управления конгломератом, то есть Департамент ЖКХ. Именно наступление такого критического момента управления коммунальным обслуживанием собственников жилья доказало бы, что конгломерат становится такой же фикцией, как и современные Управляющие компании. Идея заёмных средств, не окупаемых из-за низкой экономической эффективности управления конгломератом, только усугубила бы ситуацию. Вся сложная система управления заёмными средствами стала бы тормозом для хозяйствующего субъекта. Если бы конгломерат оказался в такой ситуации, как в настоящее время находятся Управляющие компании ЖКХ, то хотя бы можно было бы провести аудит управления дельфийским методом компетентными управляющими. Аудит же УК ЖКХ невозможен из-за того, что Управляющих компаний в ЖКХ более 80 видов, и они способны изменять свою окраску в зависимости от
ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна,
кандидат
экономических наук,
доцент, кафедра
Логистики
и управления
транспортными
системами,
Ростовский
государственный
университет путей
сообщения,
Ростов-на-Дону
ФРОЛОВ Дмитрий Викторович,
кандидат
экономических наук, главный специалист отдела Управления продовольственными рынками и услугами, Администрация, Сочи [email protected]
ГЧ
О
ГЧ
0
сС
гл
■ QII
■
109
110
количества воды и электроэнергии, которых можно брать сколько хочется и продавать по какой хочешь цене.
Благодаря тому, что в состав конгломерата входит банкЖКХ, дома смогут подготовиться к следующему сезону.
Конгломерат должен быть зарегистрирован в государственном органе. Но до этого необходимо вступить в отношения с Пенсионным фондом, Фондом медицинского страхования, Госкомстатом, Минфином, налоговой инспекцией, органами внутренних дел, Фондом занятости. Кроме того, в Регистрационной палате и налоговой инспекции на учёт требуется встать дважды: сначала временно, а затем постоянно. Конгломерат подвергается со стороны государства значительному правовому регулированию, поскольку в нём задействовано множество руководителей, специалистов, предпринимателей, рабочих, а услуги, ими производимые, носят массовый характер.
В науке об управлении выделяют и другие структуры управления, которые могут применяться в той или иной мере в управлении потенциалом интегрированной формы организации бизнеса. Это множественная и дивизиональная структуры. Легко обосновать то, что структура управления жилищно-коммунальным хозяйство тем эффективнее, чем меньше уровней управления в ней. По этой причине структуру управления жилищно-коммунальным хозяйством следует минимизировать до двух уровней. В качестве другого, также актуального и современного варианта конгломерата может рассматриваться трансформация центральной его части Департамента ЖКХ в производственно-торговый дом для всех собственников жилья и предпринимателей, торгующих коммунальными ресурсами. Кроме того, устранение запрета на взаимное участие в капитале, открывает путь к превращению ЖКХ в основное (материнское), по отношению к своим учредителям, общество. В конгломерате предприниматели могут быть двух видов: и как дилеры, и как брокеры, но ни в коем случае агенты и принципалы.
Таким образом, исследования показали, что сложившиеся к настоящему времени организационные структуры управления потенциалом собственников жилья и других образований при нём, более всего соответствует такому типу
объединения финансового, государственного частного капиталов, которое известно в мировой практике как конгломерат, сгруппированный вокруг Департамента ЖКХ, как государственной структуры, и крупного банка ЖКХ. Характерной особенностью таких объединений является возможность внутригруппового маневра потенциалом их участников. Примером может служить распределение государственных инвестиций в ЖКХ, полностью или частично междутеми членами конгломерата, которые в качестве начинающих предпринимателей, предлагают свои услуги, релевантные потребностям собственников жилья (например, установка счётчиков учёта ресурсов).
Формирование конгломерата обусловлено следующими трудностями жилищно-коммунальной системы:
- технология обслуживания собственников жилья непрерывно усложняется, необходима специализация труда, чтобы сделать услугу, отвечающую высоким требованиям потребителей;
- современные бытовые коммунальные услуги, техника и технология их предоставления связаны с большими затратами, которые могут позволить себе не все собственники жилья;
- тенденция к образованию крупных корпоративных объединений, предоставляющих коммунальные услуги и созданию при них аффилированных организаций, объясняются более высокими издержками, не воспринимаемыми собственниками жилья как благо.
В борьбе за выживание в такой среде собственниками жилья агрегируется недоверие, возмущение, отказ от потребления и коммунальных услуг, и от самой собственности. Такое положение может изменить только безубыточная экономическая эффективность приобретенной частной собственности на жильё, превращение этой собственности из коммунальной кабалы в такое богатство, которое имеет смысл достойно оставить детям в наследство как благо и состояние.
Примечание:
1. Фролов Д.В. Методика расчёта коэффициента управляемости системы с целью личностного мониторинга слабых звеньев среди руководителей и формирования групп наибольшей "интеллектуальной мощности": материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2629 марта 2008 г. Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения / Д.В. Фролов, М.В. Шевченко; Рост. гос. акад. с.-х. машиностроения, - Ростов-на-Дону, 2008. - С. 287-290.