Л. Н. Комарова
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ
ИСКУССТВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
В статье раскрываются современные цели, задачи, содержание, организация профессиональной педагогической, просветительской, культуротворческой, социальной деятельности детской школы искусств в городском образовательном пространстве. Ключевые слова: музыкальное образование, детская школа искусств, управление учреждением образования и культуры, результаты функционирования ДШИ.
The author asserts modern purposes, objects, content and organization of professional pedagogical, cultural, educational, social activities of children's school of arts in municipal educational environment. Keywords: musical education, children's school of arts, management of cultural and educational institution, results of functioning of children's school of arts.
Основными функциями ДШИ, определявшими в течение ХХ столетия цели, задачи, виды и формы профессиональной деятельности административного и педагогического коллективов ДШИ, традиционно являлись: организация профессионального обучения в области художественной культуры, создание условий для формирования общей духовной, нравственной, эстетической культуры учащихся ДШИ, ведение культурно-просветительной работы силами педагогического и ученических коллективов ДШИ.
В результате кардинальных политических и социально-экономических изменений, произошедших в России 80— 90-х годах ХХ века, образовательные учреждения дополнительного образования детей были поставлены перед необходимостью выбора новых подходов, принципов, методов, форм организации основных видов деятельности. В новых условиях удалось выжить тем, кто обратился к опыту европейских коллег, многие десятилетия функционировавших в подобных условиях, стал использовать теоретико-методическую базу таких научных дисциплин, как менеджмент, маркетинг, теория управления, инновационный менеджмент, освоили технологию маркетинговых стратегий для достижения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Так, например, большинство российских музеев освоили теорию и практику музейного маркетинга, инструментарий
которого уже многие десятилетия позволяет европейским музеям привлекать миллионы туристов ежегодно, устраивать мегавыставки, претендовать на самоокупаемость и в то же время выполнять социальные и культурологические функции. Многие образовательные учреждения существенно расширили сферу деятельности, разнообразили комплекс социокультурных услуг. Так, например, Государственная Московская консерватория им. П.И. Чайковского, Российская академия музыки им. Гнеси-ных, Институт им. А. Шнитке осуществляют глобальную социокультурную деятельность, формирующую духовную, художественно-эстетическую, интеллектуальную, патриотическую, нравственную культуру различных социальных, этнических, возрастных групп не только московского мегаполиса, но и распространяют свое культуроформи-рующее влияние на население всех регионов России.
На основании изучения истории и современной практики образовательных учреждений профессионального и дополнительного образования в сфере культуры и искусства мы пришли к выводу, что ДШИ также может стать активным и успешным участником современного образовательного пространства и социально-культурной, рек-реационно-досуговой сфер, так как обладает широким спектром научно-исследовательских, организационно-методических, кадровых, интеллекту-
альных, психолого-реабилитационных и культуротворческих ресурсов, которые позволяют учреждению включиться в активную учебно-воспитательную, просветительную, коммерческую, информационную, рекреационно-досуговую, культуротворческую, социально-коммуникативную деятельность на муниципальном, региональном, национальном и даже международном уровнях.
Детская школа искусств, являясь профессиональным учебным заведением, способна выполнять большое количество социокультурных функций, участвовать в различных муниципальных программах, мероприятиях и проектах, направленных на повышение культурного уровня городского населения, формирование особой интеллектуальной культуротворческой среды для всестороннего личностного развития подрастающего поколения, нейтрализации негативных коммуникативных факторов личностно-психологического, этнокультурного, социально-коллективного характера, решения насущных социокультурных проблем городского образовательного пространства.
Сущность городского образовательного пространства раскрывается на нескольких уровнях: административно-территориальном, нормативно-законодательном, инфраструктурно-функцио-нальном, социально-демографическом, этнокультурном, мировоззренческом, культурно-ценностном, духовно-нравственном, коммуникативно-деятель-ностном. Безусловно, все уровни представляют научно-исследовательскую, проектно-методическую, организационно-практическую значимость и определенные структурно-содержательные и функционально-целевые особенности. Каждый экспериментальный проект, ориентированный на изменение, совершенствование городского образовательного пространства на одном из перечисленных уровней, требует изучения всех остальных уровней для создания полной исследовательской картины.
Используя методический инструментарий проблемно-целевого подхода,
можно выявить острые проблемы социокультурного характера инфраструктурного масштаба городского образовательного пространства, которые негативно сказываются на качестве деятельности учреждений, организаций и институтов, входящих в инфраструктуру сферы образования, на уровне и качестве жизни отдельных категорий и групп населения, а также распространяются на всю сферу общественных взаимоотношений города.
Внутренние социокультурные проблемы рождаются на уровне мировоззрения (недовольство социальным статусом), духовного мировосприятия (сложности в семейных взаимоотношениях), душевного состояния (чувство одиночества, апатии), межличностной коммуникации (эскапизм, столкновение с другими людьми). Отдельно взятый человек, сталкиваясь с такими проблемами и не знающий, как их разрешить, часто сталкивается также с враждебно либо индифферентно настроенными структурами, институтами.
Социокультурные проблемы берут свое начало в трудностях профессионального, этнического, демографического, нравственного, духовного, коммуникационного характера, в ситуациях, когда человек или группы людей ощущают неблагополучие своей жизни, противоречия в процессе жизнедеятельности, коллективных или институциональных взаимоотношениях, встречают преграды для реализации личностного профессионального, творческого потенциала, осуществления социально значимой деятельности, получения радости от работы и отдыха, саморазвития и творчества. Иногда люди, оказавшиеся в проблемной ситуации, начинают самостоятельные поиски путей и средств возможного решения проблем, а также помощников и сподвижников. Если же пути и средства решения проблем не известны, то это сказывается на содержании и характере духовной, душевной, эмоционально-психологической, нравственной, социально-коммуникативной жизнедеятельности. Сущность проблем
часто вскрывается и образно отражается в художественном творчестве, особенно самодеятельном, не подверженном законам и инструкциям.
Объективные социокультурные проблемы возникают под воздействием внешних факторов — в созданной политической, административной, социальной среде конкретного административно-территориального пространства - страны, региона, города; они оказывают воздействие на содержание, направленность и эффективность функционирования институциональной структуры социокультурной сферы.
Определение логико-исторического развития образовательных учреждений дополнительного образования детей, закономерностей изменения выполняемых функций, их содержания, направленности, обусловленности методов, принципов, форм, средств образовательной и социокультурной деятельности должно сочетаться с анализом современной социокультурной ситуации, выявлением основных проблем образовательного пространства, ограниченного определенными административно-географическими или инфраструктурными рамками.
В процессе реализации профессиональных целей, задач, функций учреждения дополнительного образования детей в последние десятилетия постоянно сталкиваются с различными агрессивными факторами современной социальной среды, квазикультурными тенденциями, асоциальными объектами современного общества.
Источниками многих социокультурных проблем в российском городском пространстве сегодня являются масс-медиа (большинство каналов и программ) и уличная педагогически не контролируемая среда. Именно они являются источниками зарождения «моды» — массовых увлечений, как правило, духовно и культурно обедненных, а подчас и откровенно опасных с нравственной, психической и правовой точек зрения. Противостоять таким мощным генераторам, концентрирующим боль-
шие финансовые вложения, выполняющим определенные «асоциальные» заказы и моделирующим стили поведения, мышления, общения низкого морального, духовного, культурного, эстетического уровня, способна лишь совместная, коллективная, системно спланированная и организованная деятельность профессиональных участников интеллектуальной социокультурной сферы (педагогов, психологов, менеджеров культурно-досуговой сферы, известных деятелей культуры, искусства, науки, бизнеса и политики, представителей государственных органов управления, образования, культуры, искусства, науки, общественных организаций, фондов, объединений, коммерческих структур) -всех тех, чья деятельность ориентирована на сохранение, распространение и восполнение культурных традиций, моральных принципов, гуманистического мировоззрения, общечеловеческих ценностей, патриотических чувств, эстетических моделей жизни и деятельности.
Считается научно доказанным фактом, что именно массовость является основным фактором, позволяющим внедрять определенные идеи, принципы, модели массового сознания, организовывать массовое увлечение, так же как и массовую панику, формировать систему потребностей, приводящих огромные слои общества к массовому знанию либо массовому невежеству. Данный фактор реализуется через большинство источников масс-медиа (видео, аудио, печать). В то же время массовость могут учитывать и образовательные учреждения культуры и искусства, разрабатывая стратегии широкого охвата населения города совместно с другими институтами, деятельность которых распространяется на сферы культуры и искусства, науки и образования, социальной работы с населением.
Учреждение дополнительного художественно-эстетического образования детей в процессе активной широкой социокультурной деятельности может пропагандировать среди участников образовательного процесса (учащихся и
посетителей, вовлеченных в социокультурный процесс учебно-воспитательных, культурно-просветительских, рекреационно-досуговых проектов) истинные интересы, потребности, модели поведения, мышления, общения, распространяя «моду» на высоконравственную культуру, искусство, несущее положительные эмоции, творческий досуг, способствующий духовно-нравственному и эстетическому развитию, физическому и психологическому оздоровлению личности.
Приходится также констатировать, что услуги образовательных учреждений и социокультурных институтов ограничены или вовсе недоступны для некоторых социальных категорий и этнокультурных групп населения: лиц с ограниченными физическими возможностями, социально незащищенных, малообеспеченных, безработных, не знающих в полном объеме разговорный и письменный русский язык вследствие вынужденной миграции, подверженных негативному воздействию преступности и наркомании, асоциальных, безнадзорных детей и подростков из семей, в которых родители имеют ненормированный рабочий график и не смогли сформировать у детей нравственную дисциплину, высокие духовные потребности, культурные интересы, творческие потребности, то есть всех тех, кто по физическим либо социальным причинам не посещают учреждения общего, профессионального и дополнительного образования, культуры и искусства.
Социокультурной проблемой коммуникативного характера можно назвать разобщенность действий различных образовательных учреждений и социокультурных институтов, воспринимающих друг друга соперниками, конкурентами в борьбе за предоставляемые государством финансовые и материальные средства, помощь спонсоров, меценатов, заинтересованность инвесторов, постоянных и потенциальных посетителей, учащихся, партнеров. Нездоровая конкуренция мешает осознанию широкого спектра профессиональных воз-
можностей и экономических выгод, которые могут последовать за объединением научно-исследовательских, организационно-методических, педагогических и практических усилий многих государственных, коммерческих и общественных образовательных, культурологических, социокультурных учреждений, организаций, объединений. Так, например, совместными усилиями можно решить проблему нехватки вакантных мест в классах и группах, проблему невозможности принять всех желающих из-за недостаточной материальной и инфраструктурной базы. В целом объединение научного, методического и организационно-практического потенциала может быть результативно использовано для противостояния проявлениям китча в различных видах искусства и средствах массовой информации, низкой культуры некоторых социально-демографических и этнокультурных групп населения, распространению некоторыми структурами криминальных, аморальных тенденций, захватывающих, как правило, морально не созревшие детско-подростковые группы, ведущих к духовному и нравственному разложению нации.
Концентрация внимания многих учреждений дополнительного образования на устаревших принципах, методах и формах деятельности, ограничивающих профессиональную и социокультурную активность, неготовность и нежелание следовать положительным инновационным тенденциям в сферах образования, культуры, социальной жизни, управления, тормозит установление высокопотенциальных региональных и международных контактов на уровне инфраструктурных и межинфраструктурных проектов. Все это обусловливает низкую конкурентоспособность на рынке социокультурных, образовательных и досуговых услуг по сравнению с коммерческими организациями, предлагающими наиболее популярные, модные виды культурот-ворческой, досуговой, рекреационной деятельности.
Для решения перечисленных и многих других проблем социокультурного и социально-экономического характера, негативно отражающихся на процессе и результатах профессиональной деятельности ДШИ, необходимо тщательно спланировать и системно организовать реализацию многочисленных функций, которые ДШИ способна выполнять в городском образовательном пространстве.
Профессиональная деятельность
образовательных учреждений дополнительного образования детей в сочетании с усилиями других государственных учреждений, коммерческих организаций и общественных объединений сферы культуры и искусства позволяет разрешить многие общественные проблемы (через организацию условий и мероприятий по рекреации, досугу, творчеству, саморазвитию и совершенствованию, повышению образовательного, культурного, социального уровня жизни).
3
_Музыкальное образование_
Исследования молодых ученых
М. С. Макашева
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)
В статье проводится анализ поликультурного образования, рассматривается сущность поликультурного музыкального образования и поликультурной личности, выявлены возможности перспективы подготовки педагога-музыканта в вузах Республики Казахстан. Ключевые слова: музыкальное образование, поликультурное музыкальное образование, этническая идентичность, межкультурная компетентность, межкультурная интеграция, компоненты: мотивационно-ценностный, логико-содержательный, художественно-операциональный, качества личности: толерантность, эмпатия и диалогичность.
The urgency as a result of the analysis of polycultural formation (education) is presented. The essence of polycultural music education and the polycultural person is reflected. Possibilities of prospect of preparation of the teacher-musician in high schools of Republic of Kazakhstan are revealed. Keywords: musical education, polycultural music education, ethnic identity, intercultural competence, intercultural integration, components: incentive-valuable, logic-substantial, artly-operational, qualities of the person: tolerance, empathy and conversation.
Современные процессы глобализации и интеграции, которые развертываются в масштабах всей цивилизации и активно влияют на основы человеческого бытия, изменили традиционную расстановку сил в современном обществе, заставив заговорить о едином мировом информационном сообществе, о новой цивилизации без национальных границ. Эти процессы актуализируют этничность, причем такая активность иногда выражается в форме открытых социальных конфликтов, сопровождающихся волной насилия. Данная проблема актуальна для всех поликультурных государств, в частности для России: «формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия... имеют для многонациональ-