Научная статья на тему 'Проблемы реализации открытого образования'

Проблемы реализации открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / OPEN EDUCATION / FORMS OF EDUCATION / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / OPEN UNIVERSITY / ONLINE COURSES / INFORMATION SOCIETY / DISTANCE LEARNING / IT TECHNOLOGIES / IT TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нохрин Евгений Владимирович

В связи с развитием Интернета и других коммуникационных средств становятся возможными и новые формы образовательного процесса, которые в некоторых странах уже несколько десятилетий являются ведущими наряду с классическими формами преподавания.В данной статье автор предпринимает попытку осмыслить феномен открытого образования, проследить его становление и определить дальнейшие перспективы развития. Идею открытого образования автор видит в предоставлении каждому человеку доступа к качественному высшему образованию с учетом индивидуальных особенностей личности вне зависимости от территориального положения. В основе процесса открытого образования массовые онлайн-курсы, известные как MOOК («Massive Open Online Courses», что дословно переводится как «массовые открытые онлайн-курсы»), которые может прослушать любой желающий, затратив при этом на усвоение материала необходимое ему время. Кроме несомненных преимуществ открытого образования автор отмечает и проблемы, возникающие в этой системе: ограниченные возможности для консультаций между студентами и педагогами; относительная гибкость методов дистанционного обучения; проблема самомотивации; высокая себестоимость учебных аудиои видеоматериалов; языковой барьер; зависимость от коммуникационной инфраструктуры, а также от некоторых производственных отраслей; теоретический характер образования. Проанализировав феномен открытого образования, автор приходит к выводу, что данная система, опираясь на принцип индивидуального подхода, обеспечивает эффективность, доступность и мобильность учебной информации. Дистанционное обучение набирает популярность и становится основой для построения базы массовых онлайн-курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN EDUCATION IMPLEMENATION ISSUES

The development of the Internet and other means of communication stimulate development of new forms of educational process, which are widely used in some other countries. The paper discusses the phenomenon of open education, describes its origin and prospects for development. According to the author, open education consists in the possibility of every person to get high quality education disregard of their location. Open education is based on Massive Open Online Courses, which are offered to all those interested. Everyone has a chance to spend as much time as they want for mastering the course. Apart form the obvious advantages there are problems connected with: limited number of tutorials; relative variability of distance learning methods; the problem of self-motivation; high price of audioand visual aids; language barrier; dependence on communication infrastructure and some industries; domination of theory over practice. Having studied the phenomenon of open education, the author concludes that this system provides efficiency, availability and mobility of academic material, as it is based on the principles of individual approach.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации открытого образования»

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147 ББК Ч448.026.843

ГРНТИ 14.25.31

Код ВАК 13.00.02

Нохрин Евгений Владимирович,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26;

e-mail: [email protected].

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: открытое образование; формы обучения; высшие учебные заведения; открытый университет; онлайн-курсы; информационное общество; дистанционное обучение; информационные технологии; информатизация образования.

АННОТАЦИЯ. В связи с развитием Интернета и других коммуникационных средств становятся возможными и новые формы образовательного процесса, которые в некоторых странах уже несколько десятилетий являются ведущими наряду с классическими формами преподавания. В данной статье автор предпринимает попытку осмыслить феномен открытого образования, проследить его становление и определить дальнейшие перспективы развития. Идею открытого образования автор видит в предоставлении каждому человеку доступа к качественному высшему образованию с учетом индивидуальных особенностей личности вне зависимости от территориального положения. В основе процесса открытого образования - массовые онлайн-курсы, известные как MOOK («Massive Open Online Courses», что дословно переводится как «массовые открытые онлайн-курсы»), которые может прослушать любой желающий, затратив при этом на усвоение материала необходимое ему время. Кроме несомненных преимуществ открытого образования автор отмечает и проблемы, возникающие в этой системе: ограниченные возможности для консультаций между студентами и педагогами; относительная гибкость методов дистанционного обучения; проблема самомотивации; высокая себестоимость учебных аудио- и видеоматериалов; языковой барьер; зависимость от коммуникационной инфраструктуры, а также от некоторых производственных отраслей; теоретический характер образования. Проанализировав феномен открытого образования, автор приходит к выводу, что данная система, опираясь на принцип индивидуального подхода, обеспечивает эффективность, доступность и мобильность учебной информации. Дистанционное обучение набирает популярность и становится основой для построения базы массовых онлайн-курсов.

Nokhrin Evgeniy Vladimirovich,

Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. OPEN EDUCATION IMPLEMENATION ISSUES

KEYWORDS: open education; forms of education; higher educational establishments; open university; online courses; information society; distance learning; IT technologies; IT technologies in education.

ABSTRACT. The development of the Internet and other means of communication stimulate development of new forms of educational process, which are widely used in some other countries. The paper discusses the phenomenon of open education, describes its origin and prospects for development. According to the author, open education consists in the possibility of every person to get high quality education disregard of their location. Open education is based on Massive Open Online Courses, which are offered to all those interested. Everyone has a chance to spend as much time as they want for mastering the course. Apart form the obvious advantages there are problems connected with: limited number of tutorials; relative variability of distance learning methods; the problem of self-motivation; high price of audio- and visual aids; language barrier; dependence on communication infrastructure and some industries; domination of theory over practice. Having studied the phenomenon of open education, the author concludes that this system provides efficiency, availability and mobility of academic material, as it is based on the principles of individual approach.

H(

л

■есмотря на преимущественно положительные оценки открытого образования в научных работах, необходимо учитывать также существующие проблемы и недостатки, опираясь на историю возникновения и анализ этого явления.

Проблемами открытого образования занимаются исследователи из разных областей знания: специалисты, занимающиеся вопросами информационно-коммуникационных технологий в образовании (О. Г. Оганесян, А. В. Соколова), педагогики

(В. И. Соколов, А. В. Савицкая), культурологии (И. Я. Мурзина [5]). Это связано с необходимостью анализа нового динамично развивающегося феномена и возможностью его применения в различных сферах образовательного процесса.

Всеобщая унификация и интеграция, протекающие под лозунгом глобализации и стирающие национальные границы, проникли не только в сферу культуры и экономики, но и образования. Современные информационно-коммуникационные технологии делают

© Нохрин Е. В., 2017

любую информацию доступной, при этом преобладают формы опосредованной коммуникации. В качестве посредника выступают электронные средства связи: телефон, электронная почта, социальные сети и т.д.

Взаимную интеграцию всех сфер жизни мирового сообщества посредством электронных коммуникаций фактически предсказал в середине XX в. канадский профессор Маршалл Маклюэн, с середины 1950-х гг. посвятивший себя философии социальной коммуникации [10]. В 1962 г. в книге «Галактика Гутенберга» он впервые использует понятие «глобальной деревни», чтобы обозначить современный мир как электронное общество, где посредством электронных коммуникаций станут возможными мгновенная связь и мгновенная передача любого количества информации в любую точку на планете и, как следствие, совместная деятельность на этой основе [13, с. 24].

С наступлением эпохи повсеместного господства Интернета идея Маклюэна о мире как «глобальной деревне» приобрела свое новое звучание, а сам теоретик стал восприниматься как «пророк электронной коммуникации», предсказавший будущее. Согласно его теории, границы разных сфер жизни общества станут иллюзорны, а связь посредством коммуникации на основе электричества сделает абсолютно несущественным расстояние между ее участниками. Верность предположений М. Маклюэна наглядно демонстрируют возможности глобальной сети, которая уже состоялась как культурное явление.

В этих условиях всеобщей интеграции активно развиваются иные формы образовательного процесса. Благодаря возможностям электронной коммуникации знания становятся «мобильными», доставляемыми на любое расстояние и в любое удобное время. Стираются территориальные ограничения в связке «педагог - обучающийся» и «университет - обучающийся». В результате складывается новая система - «открытое образование».

Согласно государственному стандарту «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» под открытым образованием понимается система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно-свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем [3].

Таким образом, основополагающей долгосрочной целью открытого образования является обеспечение возможности каждому желающему, независимо от его территориального положения, пройти учебный курс любого интересующего его учебного заведения.

Посредством системы открытого образования происходит переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества [9].

Другим важным фактором становления открытого образования явилось изменение подхода к образовательному процессу в сторону его индивидуализации. Традиционная лекционно-семинарская система зачастую не учитывает различные концепции и исследования в области усвоения материала учащимися, существующие в отдельно взятых педагогических школах.

В 1920-х гг. американский педагог Карлтон Уошберн разработал систему индивидуального обучения, которая вошла в историю как «Виннитка-план» [1]. Согласно методу Уошберна, после диагностики интеллектуальных возможностей каждому учащемуся предлагалось выполнить набор заданий по определенному учебному материалу в оптимальном временном режиме [12]. Таким образом, обучающиеся овладевали знаниями, доступными для них на том или ином уровне развития. Его многолетний опыт в становлении концепции полного усвоения материала доказал, что учащиеся способны усвоить любой материал при условии, что для этого каждому будет дано разное время. Ведь все люди - индивидуальны, и каждый может эффективно обучаться с учетом личного темпа усвоения, что фактически не предусмотрено существующей традиционной классово-урочной системой образования. Оценивая модель обучения К. Уошберна, многие специалисты признают, что его авторская система является очень эффективной [8].

Таким образом, в рамках всеобщей интеграции сфера образования приобретает черты общемирового проекта, в основе которого идея предоставления каждому человеку доступа к качественному высшему образованию с учетом индивидуальных особенностей личности вне зависимости от территориального положения, и этот принцип лежит в основе открытого образования. Для некоторых стран, таких как Великобритания и США подобная система уже несколько десятилетий является ведущей наряду с классическими формами преподавания.

в

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Первым шагом реализации этой модели был созданный в 1969 г. в Великобритании так называемый «Открытый университет» (англ. Open University), возникший как общий проект Министерства образования и телеканала BBC. Целью его создания была идея о предоставлении возможности получить высшее образование людям, желающим учиться в удобное время и в удобном для них месте [4, с. 84].

В Британском открытом университете с самого начала его работы применялись разнообразные методы дистанционного обучения, такие как письменные работы, видео-и аудиоматериалы, интернет-конференции, с возможностью сопровождения и поддержки тьютором и регулярными очными групповыми семинарами и двухдневными выездными школами. Со временем Британский открытый университет стал моделью построения открытых университетов для многих других стран мира.

На сегодняшний день десять крупнейших университетов мира по количеству учащихся - это именно открытые университеты, студентом которых можно стать, имея в запасе минимальный набор необходимого: доступ в Интернет и разговорный уровень знания английского языка. В основе процесса образования - массовые онлайн-курсы, известные как MOOK («Massive Open Online Courses», что дословно переводится как «массовые открытые онлайн-курсы») и вызвавшие в свое время море энтузиазма, ведь зачастую их читают известные преподаватели мировых вузов, и прослушать их может любой желающий, затратив при этом на усвоение материала необходимое ему время. По мнению Себастьяна Труна, профессора Стэнфордского университета, «массовые онлайн-курсы способны стереть географические, экономические и расовые барьеры в образовании» [8].

Важной особенностью МООК-курсов является то, что в основе курсов лежат видеолекции, и учебный материал также может быть дополнен слайдами с необходимой информацией, тестами, творческими задачами, обычными задачами и упражнениями. При этом важным аспектом является физиологическая особенность человеческого мышления, а именно ограниченность нашей способности эффективно воспринимать информацию, усваиваемость которой достигает своего пика в течение 15-ти минут. Иными словами, лучше всего учащимися воспринимается информация, ограниченная временными отрезками в 15-20 минут. Сверх этого времени интерес к информации теряется, внимание отвлекается, так как ему необходим «отдых». Создатели онлайн-курсов должны учитывать эту особенность и ограничивать время видеоконтента.

Популярность открытых университетов и интерес к открытому образованию в мире постоянно увеличивается. Этому способствует целая группа факторов. Во-первых, открытые университеты реализуют проекты так называемого «образования на протяжении всей жизни», о чем уже было сказано выше. Данные образовательные программы позволяют работающим лицам получить среднее начальное или второе высшее образование, увеличить свою квалификацию или пройти переподготовку [2].

Также университеты подобного типа способны во многом решить некоторые проблемы миграции. Ситуация такова, что многие студенты из развивающихся стран уезжают учиться за границу и зачастую уже не возвращаются на родину. Таким образом, количество мигрантов увеличивается, а развивающиеся страны в результате теряют молодых специалистов. В рамках же открытого образования складывается ситуация, когда любой желающий может получить качественное образование за пределами страны проживания, но при этом без физического выезда.

Рассматривая открытые университеты с точки зрения экономики, можно утверждать, что они гораздо более эффективны и их деятельность достаточно быстро окупается, поскольку при огромной численности обучающихся минимизируются затраты на функционирование и организацию деятельности. В таком случае стоимость обучения будет ниже, чем в традиционных вузах.

Негативное отношение к дистанционному образованию вызвано, в основном, следующими существующими проблемами открытого образования:

1. Ограниченные возможности для консультаций между студентами и педагогами. Возможность непосредственного общения с создателями курса остается редкой, поэтому студенты зачастую не могут получить необходимые разъяснения и уточнения в рамках курса. С исчезновением территориальных ограничений ввиду унификации образования мы сталкиваемся с проблемой подачи материала без учета индивидуальных потребностей личности.

2. Относительная гибкость методов дистанционного обучения. Ограниченность выбора преподавателем форм и методов проведения занятий с использованием дистанционных технологий.

3. Проблема самомотивации. По результатам исследования Пенсильванского университета, проведенного в 2013 г., вскрылась проблема отсутствия самомотивации у студентов. Из всех зарегистрированных слушателей онлайн-курсов на портале «Coursera» прошли больше половины

курса или весь курс только от 2 до 14% (в зависимости от выбранного курса) [14]. Таким образом, доступность первоклассного образовательного контента не означает его массовую востребованность среди слушателей ввиду отсутствия у них должной мотивации на изучение предлагаемого материала.

4. Высокая себестоимость учебных аудио- и видеоматериалов. Из-за высокой стоимости авторские пособия невыгодно обновлять каждый год, вследствие чего используемые ресурсы устаревают и теряют свою актуальность. Данная проблема относится не только к открытому образованию. Подчас информация устаревает слишком быстро. Делаются открытия в разных областях науки, меняются концепции и теории, и это происходит быстрее обновления учебных фондов. Студент вынужден самостоятельно и оперативно отслеживать обновление информации в рамках интересующего курса.

5. Еще один существенный недостаток открытого образования - языковой барьер. Далеко не все знают английский язык и способны понимать курс, преподаваемый на нем. Онлайн-курсы не приобретут международный массовый характер, пока не будут сопровождаться хотя бы субтитрами на самых распространенных языках [11]. Это, в свою очередь, приведет к повышению затрат на создание курсов.

6. Зависимость от коммуникационной инфраструктуры (почты, телефонной связи, транспорта и т.д.), а также от некоторых производственных отраслей (типографий, телерадиовещательных компаний и т.д.). Например, не каждое учебное заведение в рамках системы открытого образования имеет набор необходимых информационно-коммуникационных ресурсов, таких как высокоскоростной доступ в сеть Интернет, технических средств: ПК, интерактивные доски, планшеты, проекторы и т.д. [15].

7. Теоретический характер образования. Массовые онлайн-курсы имеют исключительно теоретический характер. Практика должна нарабатываться на основании профессиональной деятельности, но этого не происходит. На выходе студент получает диплом престижного ВУЗа и теоретические знания, не подкрепленные необходимыми компетенциями и навыками, механизм развития которых у учащихся в рамках открытого образования пока еще не разработан.

Критики открытого образования

утверждают, что в результате образовательное пространство превращается в глобальный коммерциализированный рынок, нарушая принцип справедливости, подрывая традиционные национальные институты образования и заражая однообразием культуру и язык стран - участников процесса [6].

Гениальные прогнозы исследователей XX в. Маклюэна и Уошберна в отношении глобализационных процессов и открытости образования полностью оправдались, и мир превратился в «глобальную деревню», где люди объединены через время и расстояние, а информация, благодаря интернет-коммуникации, проникающей во все сферы жизни общества, становится по-настоящему общедоступной.

Проанализировав феномен открытого образования, мы пришли к выводу, что данная система обеспечивает эффективность, доступность и мобильность учебной информации, опирается на принцип индивидуального подхода. Дистанционное обучение набирает популярность и становится основой для построения базы массовых онлайн-курсов.

При этом в ходе исследования был выявлен ряд системных недостатков, связанных с ограниченными возможностями коммуникации при реализации данного подхода, финансовыми затратами, достоверностью и актуальностью информации и проблемой самомотивации слушателей курсов. Тем не менее, стоит отметить, что на сегодняшний день выявленные в ходе анализа проблемы дистанционного обучения носят временный характер, поскольку открытое образование является динамично развивающейся и расширяющейся сферой.

Открытое образование на данном этапе - перспективный вектор развития системы отечественного образования и повышения его качества, ведь открытое образование это, прежде всего, доступность получения качественных знаний. Развивая принципы открытого образования, можно решить проблему включения в систему лиц, проживающих в отечественной «глубинке», вдали от крупных мегаполисов, а также региональных вузов, таким образом, в результате этого процесса мы получим развитую открытую образовательную сеть, что позволит сделать высшее образование по-настоящему доступным каждому.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виннетка-план / Большая советская энциклопедия: В 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. -М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

2. Глобализация как фактор социальных перемен в современном мире : сб. обзоров и реф. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. Проблем ; отд. глобальных проблем ; отв. ред. С. Я. Веселовский. - М., 2012. - 224 с.

3. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://meganorm.rU/Index2/l/4293836/4293836364.

htm (дата обращения: 11.10.2016).

4. Дистанционное образование: проблемы и перспективы : мат-лы Междунар. семинара. - СПб. : Образование, 1996. - 84 с.

5. Мурзина И. Я. Открытое образование как феномен культуры // Педагогика и просвещение. -2016. - № 1. - С. 82-91.

6. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. / пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. - М. : Феникс, Культурная инициатива, 1992. - 528 с.

7. Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т. 1. Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : АСОУ, 2010. - 200 с.

8. Преимущества и недостатки МООК [Электронный ресурс] // 4BRAIN. Обучайтесь полезным навыкам онлайн. - Режим доступа: https://4Ъrain.ru/Ыog/преимущества-и-недостатки-моок/ (дата обращения: 27.11.2016).

9. Савицкая А. В. Анализ понятий «открытое образование» и «дистанционное обучение» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф., часть III. - Новосиб. : СибАК, 2010.

10. Соколова А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. - 2002.

11. Что такое открытый университет? [Электронный ресурс] // Народный художественный университет. - Режим доступа: http://culture-people.com/index.php?option=com_content&task=view&id=144& Itemid=1 (дата обращения: 25.11.2016).

12. Школа и педагогика в Западной Европе и США между мировыми войнами [Электронный ресурс] // История педагогики. - Режим доступа: http://maxbooks.ra/pedogog1/pg85.htm (дата обращения: 12.11.2016).

13. McLuhan. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. - New York, 1967. - P. 24.

14. Penn GSE Study Shows MOOCs Have Relatively Few Active Users, With Only a Few Persisting to Course End [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gse.upenn.edu/news/press-releases/penn-gse-study-shows-moocs-have-relatively-few-active-users-only-few-persisting- (дата обращения: 10.11.2016).

15. WEBSOFT. Открытые университеты: сравнительный подход [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.websoft.ru/db/wb/099CF80730BAE573C3256F2A0042A27B/doc.html (дата обращения: 26.11.2016).

REFERENCES

1. Vinnetka-plan / Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya: V 30 t. / gl. red. A. M. Prokhorov. - 3-e izd. - M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1969-1978.

2. Globalizatsiya kak faktor sotsial'nykh peremen v sovremennom mire : sb. obzorov i ref. / RAN. INION. Tsentr nauch.-inform. issled. global. i regional. Problem ; otd. global'nykh problem ; otv. red. S. Ya. Veselovskiy. -M., 2012. - 224 s.

3. GOST R 52653-2006. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Terminy i opredeleniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://meganorm.ru/Index2/1/4293836/4293836364. htm (data obrashcheniya: 11.10.2016).

4. Distantsionnoe obrazovanie: problemy i perspektivy : mat-ly Mezhdunar. seminara. - SPb. : Obra-zovanie, 1996. - 84 s.

5. Murzina I. Ya. Otkrytoe obrazovanie kak fenomen kul'tury // Pedagogika i prosveshchenie. - 2016. -№ 1. - S. 82-91.

6. Popper K. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi: V 2-kh t. / per. s angl. pod red. V. N. Sadovskogo. - M. : Feniks, Kul'turnaya initsiativa, 1992. - 528 s.

7. Postizhenie pedagogicheskoy kul'tury chelovechestva: V 2 t. T. 1. Obshchie voprosy. Zarubezhnyy peda-gogicheskiy opyt : monografiya / pod red. G. B. Kornetova. - M. : ASOU, 2010. - 200 s.

8. Preimushchestva i nedostatki MOOK [Elektronnyy resurs] // 4BRAIN. Obuchaytes' poleznym navykam onlayn. - Rezhim dostupa: https://4brain.ru/blog/preimushchestva-i-nedostatki-mook/ (data obrashcheniya: 27.11.2016).

9. Savitskaya A. V. Analiz ponyatiy «otkrytoe obrazovanie» i «distantsionnoe obuchenie» // Lich-nost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii : sb. st. po mat-lam I mezhdunar. nauch.-prakt. konf., chast' III. - Novosib. : SibAK, 2010.

10. Sokolova A. V. Obshchaya teoriya sotsial'noy kommunikatsii : ucheb. posobie. - 2002.

11. Chto takoe otkrytyy universitet? [Elektronnyy resurs] // Narodnyy khudozhestvennyy universitet. -Rezhim dostupa: http://culture-people.com/index.php?option=com_content&task=view&id=144&

Itemid=1 (data obrashcheniya: 25.11.2016).

12. Shkola i pedagogika v Zapadnoy Evrope i SShA mezhdu mirovymi voynami [Elektronnyy re-surs] // Is-toriya pedagogiki. - Rezhim dostupa: http://maxbooks.ru/pedogog1/pg85.htm (data obrashcheniya: 12.11.2016).

13. McLuhan. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. - New York, 1967. - P. 24.

14. Penn GSE Study Shows MOOCs Have Relatively Few Active Users, With Only a Few Persisting to Course End [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.gse.upenn.edu/news/press-releases/penn-gse-study-shows-moocs-have-relatively-few-active-users-only-few-persisting- (data obrashcheniya: 10.11.2016).

15. WEBSOFT. Otkrytye universitety: sravnitel'nyy podkhod [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.websoft.ru/db/wb/099CF80730BAE573C3256F2A0042A27B/doc.html (data obrashcheniya: 26.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.